Русская печь – душа крестьянской избы Зауралья

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Русская печь – душа крестьянской избы Зауралья

Карпов Ю.И. 1
1МКОУ "Средняя общеобразоватлеьная школа №2"
Селиванов В.Е. 1
1МКОУ "Средняя общеобразоватлеьная школа №2"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Печка в доме – мать родная.

Без неё – хоть помирай.

Кто в деревне жил, тот знает,

Что без печки рай – не рай.

Изучая историю родного края, перед нами открываются границы неизвестного. Все то, что раньше было постоянным и неотъемлемым, уходит в прошлое, становится далеким и забытым. Гуляя по родному городу, проезжая по селам, мы понимаем, что эти места хранят много тайн и загадок. Изучая родные места, мы погружаемся в прошлое, в другой, неизвестный для нас мир.

С течением времени все становится другим, меняется природа, быт, интересы людей, общество становится современным, уходят в прошлое многие знания, приметы, которые передавались из поколения в поколение, появляются новые предметы, без которых современная жизнь казалась бы невозможной. Уходит в прошлое и такой элемент быта как русская печь. Современный человек стремится к легкости и комфорту. На смену глиняных, кирпичных печей в наш быт пришли газовые и электрические. Многие только приблизительно знают как выглядит русская печь, но не все задумывались о том, для чего она нужна, какими свойствами обладает, и тем более как ее построить.

Тема моей исследовательской работы - «Русская печь - душа крестьянской избы Зауралья». Я считаю, что актуальность темы очевидна. Современный человек никогда не должен забывать прошлое своей страны, должен знать историю родного края. Однако, при изучении данной темы я столкнулся с проблемой: у жителей города Шадринска и близлежащих деревень в связи с газификацией практически не осталось русских печей. В будущем их совсем не будет.

Мое исследование включает в себя работу с книгами, анкетирование учащихся школы, социальный опрос жителей города Шадринска и Шадринского района (населенные пункты: Завьялово, Маслянское, Верхозино, Кондакова, Кокорино, Ильтяково), интервью, посещение исторических сайтов и форумов в Интернете.

Цель исследовательской работы – изучить русскую печь, показать историческую значимость русской печи в жизни людей.

Задачи:

1. Изучить историю создания русской печи.

2. Узнать о значении печи в жизни крестьян Зауралья.

3. Определить способы кладки.

3. Доказать, что печь была центром, вокруг которого строилась жизнь русского человека.

Новизна:

Новизна работы заключается в том, что предметом исследования избрана тема, которая фактически мало изучена на территории Зауралья.

Предмет: русская печь.

Объект: история русской печи Зауралья.

Проблема: исчезновение русской печи.

Гипотеза: исторические события повлияли как на рождение, так и на исчезновение русской печи.

История русской печи

Изучение истории русской печи я начал со словаря С.И. Ожегова, вот такое определение мне удалось найти.

Русская печь (по словарю С.И.Ожегова) – это сооружение из камня или кирпича для отопления помещений и приготовления пищи, приспособленное для лежанки сверху.

Русская печь на Руси появилась примерно в 15 веке и стала основным средством отопления жилищных помещений и приготовление пищи. Первые печи назывались глинобитными курными очагами, появились они примерно в 10-11веках. Глинобитные печи ставились на деревянном опечье, представлявшем собой выступающие над полом четыре столба, вертикально врытые в землю. На этом основании делали свод из досок и огораживали его внешней опалубкой. В опалубку клали смоченную водой глину, которую тщательно утаптывали ногами. Получалось подобие большого глиняного кома. Затем изнутри и снаружи убирали доски и немедленно разводили в печи огонь. Очаг получался крепким и надежным. Такие печи топились «по-черному», так как не имели дымовых труб (не было системы вытяжки дыма). Дым, который выходил из печи, заполнял всё помещение и выходил наружу через верхний притвор приоткрытых входных дверей. Именно поэтому такие печи называли курными.

В прокуренной дымом избе никогда не было тараканов и клопов. Многие учёные считают, что топка по-чёрному была так же эффективным средством борьбы с эпидемиями. Может быть, поэтому страшная эпидемия чумы, разразившаяся в своё время в Европе, менее всего коснулась Руси.

Со временем в стенах дома возле печки чуть ниже потолка стали изготавливать небольшие отверстия, через которые дым мог выходить из избы. После того как печь истопится, эти отверстия заволакивали, то есть закрывали специальными заслонками, которые были изготовлены из дерева. Такие окна стали называть волоковыми.

Еще одной разновидностью топки являлась печь «по-серому». В такой системе дым из избы выходил на чердак и выветривался через щели в кровле. Следует отметить, что курные печи были опасны, так как они являлись причиной пожара. Чтобы избавиться от обширных пожаров, в 1571 году был издан указ, запрещающий топить печи с начала весны до самой зимы. Готовить пищу разрешалось только в надворных печах. Из-за частых пожаров людям пришлось придумывать другую систему отопления. Московские печники смогли изобрести новый способ отвода дыма. Над устьем горнила изготовили колпак – дымосборник, Новые дымники усилили тягу, улучшили горение, но стали причиной снижения тепла (часть тепла уходила в трубу) и частых пожаров, так как первые трубы изготавливались из дерева (дымница). Чтобы система вытяжки была безопасной, требовалась труба из кирпичной кладки, но не все могли себе это позволить, так как ее изготовление было очень дорогим.

После печей «по-серому» появилась «белая печь», она топилась чисто, без задымления избы.

Русская печь в Зауралье

О русской печи мне много рассказала моя бабушка Карпова Ирина Михайловна. Из её рассказов я узнал, что по устройству печи, по ее расположению в избе и по вытяжке дыма, можно было определить корни того или иного жителя, именно в каком районе нашей страны жили их предки. О строении и способе кладки печи, мне многое рассказал мой папа, так как он раньше сам интересовался разновидностью печей. В нашем доме печь сложена его руками. Изучая русскую печь, я общался с жителями нашего города Шадринска, но к сожалению их уже практически ни у кого не осталось. Исследование я продолжил общением с жителями Шадринского района.

Первый населенный пункт, который я посетил, - деревня Завьялово (Приложение 1). Жители этой деревни рассказали мне, что у них нет русских печей, да и печника раньше не было, мастер жил в соседнем селе. В селе Маслянское мене удалось найти несколько печей и расспросить местных жителей о том, что они знают про русскую печь (Приложение 2,3,4). Я взял интервью у Анатолия Николаевича Силиванова (Приложение 5). Он рассказал мне, что печь была главным элементом интерьера в русской избе. По его словам, существовало такое высказывание «изба строится вокруг печи», потому что раньше, прежде чем построить дом, выбирали место расположения русской печи, а только потом приступали к строительству. Также Анатолий Николаевич рассказал мне, что в селе Маслянском раньше жили два печника, которые славились своим мастерством по кладки печи на все деревни Халов Николай Сергеевич и Черемисин Виктор Александрович. Сам он тоже умеет класть русскую печь, свою первую печь он сложил в 8 лет, когда отец был на фронте. В суровые зимние дни печь для Анатолия Николаевича, его мамы и сестер была спасительницей, так как на ней готовили, отапливали избу, спали, причем не только на лежанке, но и внутри (как рассказывает Анатолий Николаевич: «Залезешь в печь – тепло, хорошо») и лечили. Свою вторую печь он сложил на подсобке в конном дворе. Изначально там была печь, но каждый год она ломалась и со временем падала. Для того чтобы печь стояла крепко, он вырубил в полу отверстие, в которое залил специальный фундамент. Печь простояла долго, до самого сноса помещения.

В следующей деревне Верхозино мне удалось найти только одну печь. Хозяйка использует ее по назначению очень редко, только для поддержания тепла в суровые холодные зимние дни (Приложение 6).

В деревне Кондакова я пообщался с местными жителями и увидел несколько печей. Житель деревни Кандаков Андрей Александрович рассказал, что печь не так-то просто сложить, так как она «живая». Для кладки кирпичей должна использоваться специальная глина, которую, рассказам его отца, раньше брали в селе Крестовское в специальной яме (карьере) (Приложение 7,8,9). Кроме того нужна была специальная пропорция песка и глины при замесе раствора. Каждый мастер делал раствор такой вязкости, чтобы ему было удобно работать. Нельзя было допустить сильно жидкого или сильно густого раствора. Не каждый это умел. Также нужно было рассчитать зазор между кирпичами, ведь при нагреве печь расширяется и каждый кирпич в кладке словно живой организм движется, шевелится. Еще необходима правильная толщина стенок: если стенки толстые, то можно топить неделю - тепла не дождешься, если же стенки тонкие, печь могла треснуть от перегрева.

Жители деревень Кокорина и Ильтякова рассказали мне, что все печи, которые я увидел и изучил это более современный или улучшенный вариант, так как изначально у «белых печей» был один недостаток (Приложение 10). Готовя пищу в летнее время, из-за нагрева печи в избе становилось невыносимо жарко. В связи с этим была сделана попытка уменьшить нагрев печи, и подпечье переделывали в летнюю печь. Его устье поворачивали в противоположную основному устью сторону, так что топить можно было с разных сторон. Нижнюю печь, обращенную к сеням, топили летом, а верхнюю - зимой. Перекрытие между этажами печи было заполнено воздушными каналами, которые летом защищали от перегрева, а зимой удерживали тепло. Позже подпечье стали называть подтопком и перенесли в нижнюю левую или правую часть печи ближе к основному устью.

В современных домах, как и раньше, русская печь расположена слева или справа от входной двери и занимает почти четверть жилого помещения. Устьем она всегда обращена к стене противоположной к входу. Пространство от нее до передней стены предназначается для кухни. Называют это пространство по-разному: куть или середа.

Из литературы и рассказов жителей деревень мне удалось понять устройство русской печи и способ кладки. Для того, чтобы построить печь, мастеру требуется примерно 768 кирпичей. Первые печи строились из кирпича, сделанного из квашеной глины. Глина квасилась примерно год, после чего раскладывалась в формы. Не каждый кирпич был пригоден для кладки печи. Мастер тщательно обстукивал каждый кирпич, звук должен быть чистым и звонким.

В начале кладки изготавливалось основание печи – «опечье». Оно могло быть простым или с подпечьем, которое предназначалось для хранения ухвата, кочерги, цапальника для сковородок. Следующим этапом была кладка подошвы печи, она называется «под». Над подом сооружался «свод», который еще называли «небом». Изготовить его было делом не простым, нужно было использовать деревянные доски полукруглой формы, которые устанавливались для поддержания кирпичей свода. Эти доски перед установкой ставили на кирпич или бруски нужной высоты. Когда свод был готов, эти бруски, которые служили подставкой, выбивали и легко вынимали доски из печи. Под и свод являлись внутренней полукруглой частью печи, которая называется «горнило». Когда свод был готов, перед ним изготавливали устье, которое закрывалось заслонкой и специальную полку для чугунков и жарки продуктов - шесток с загнеткой. Передняя часть шестка называется «чело». Над шестком выкладывали трубу. Начало трубы называется «хайло», за ним выше к потолку устанавливалась вьюшка с дверкой, которая предназначена для чистки и извлечения сажи из трубы. Выше располагалась задвижка, которая предназначалась для перекрытия трубы. В боковой или в передней части печи выкладывали печурки для сушки и хранения мелких вещей. Боковая часть печи называется «зеркало», перед ней устанавливалось «припечье». Верхняя часть печи - «лежанка».

После завершения работы печь не торопились сильно топить, разжигали понемногу, иначе она могла треснуть.

Помимо своих основных функций печь обладала свойством лечения и предсказания погоды. Если человек простудился, можно было погреться, лежа на печи. Использовали печь для «перепекания младенцев». Если ребенок родился хилым или недоношенным, его обмазывали тестом и на лопате помещали в печь. Печная зола использовалась в качестве зубной пасты, мыла, удобрения, а иногда и как средство от простуды. Ее заливали кипятком и давали настояться, потом выпивали.

Существовала такая примета «если в печи тяга сильная, то наступит мороз, а если слабая будет сырая погода». По огню и треску дров в печи можно было определить какая погода ожидается: если огонь красный и дрова сильно трещат - это к морозу, огонь белый и нет треска дров значит скоро будет оттепель.

Социальный опрос учащихся школы

В школе среди учащихся я провел социальный опрос на тему: «История русской печи». В опросе участвовало 50 учащихся.

Я задал вопросы, на которые ученики дали следующие ответы:

«Что такое русская печь?» - знают 98% учащихся.

2. «Для чего предназначалась русская печь?» – знают 65%учащихся.

3. «Строение русской печи» - знают 0 % учащихся.

4. «Какие блюда готовили в русской печи?» – справились с заданием 36% учащихся.

5. «Какие предметы нужны для работы у русской печи?» – знают только 32% опрошенных.

Заключение

Подводя итог своего исследования, хочу отметить, что русская печь для крестьянина Зауралья была центром его повседневного быта. Жизнь складывалась возле печки, так как она грела, сушила, варила, парила, жарила и лечила. Некоторые жители и сейчас не могут представить свою жизнь без русской печи. Мне хочется, чтобы наше и будущие поколения знали историю русской печи и пользовались ей, как наши предки. Я считаю, что поставленные мною цели и задачи в ходе изучения данной темы были достигнуты.

Раньше о печке легенды слагались!

Нынче в деревнях они лишь остались -

В тихих, забытых, безлюдных местечках.

Жизнь догорела в разрушенных печках.

Список использованных источников

1. Афонькин С.Ю. Православные святые. - СПб.: БКК, 2010.

2. С.И. Ожегов. Толковый словарь.

3. Топорков А.Л. «Перепекание» детей в ритуалах и сказках восточных славян // Фольклор и этнографическая действительность. – СПб., 1992.

4. Филичко А.Ф. Как сложить печь. – Южно-Уральское книжное издательство, 1990. – 64с.

5. Александров В.А., Власова И.В., Кремлева И.А., и др. На путях из Земли Пермской в Сибирь: очерки этнографии северноуральского крестьянства XVIIXX вв. – М.: Наука, 1989. – 352 с.

6. Школьник А.Е. Печное отпление малоэтажных зданий: практ. Пособие. – 2-е изд., перераб. – М.: Высш. Шк., 1991. – 160 с.

7. Ковалев В.М., Могильный Н.П. Русская кухня: традиции и обычаи. – М.: Сов. Россия, 1990. – 256 с.

8. http://mildhouse.ru/pechi_russkaya_pech/obschie_svedeniya/

9.www.pechka.ru

10. http://pechky.ru/novosti/istoriya-russkoy-pechi

Приложение 1

Деревня Завьялово

Приложение 2

Село Маслянское

Русская печь жителя села Маслянское Белоногова Николая Алексеевича

Русская печь жителя села Маслянское Белоногова Николая Алексеевича

Русская печь жителя села Маслянское Белоногова Николая Алексеевича

Приложение 3

Русская печь жительницы с. Маслянское Поповой Нины Геннадьевны

Приложение 4

Русская печь жительницы с. Маслянское Останкиной Татьяны Александровны

Приложение 5

Житель с. Маслянское Силиванов Анатолий Николаевич

Деревня Верхозино

Приложение 6

Русская печь жительницы д. Верхозино Байбародских Анны Петровны

Приложение 7

Деревня Кондаково

Русская печь жительницы д. Кондаково Анкудиновой Марии Александровны

Русская печь жительницы д. Кондаково Анкудиновой Марии Александровны

Русская печь жительницы д. Кондаково Анкудиновой Марии Александровны

Приложение 8

Русская печь жительницы д. Кондаково Кандаковой Анны Андреевны

Приложение 9

Русская печь жительницы Кокотеевой Надежды Борисовны

Приложение 10

с. Ильтяково

Последняя печь с. Ильтяково

Просмотров работы: 330