КОЛЛАЖ к посланию А.С. Пушкина «В Сибирь»

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

КОЛЛАЖ к посланию А.С. Пушкина «В Сибирь»

Джолдошев  Р.М. 1
1МБОУ «Дульдургинская СОШ №2»
Цыбенова  И.Д. 1
1МБОУ «Дульдургинская СОШ №2»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Обоснование актуальности выбранной темы: Если присмотреться, все вокруг состоит из кусочков, частичек, цветных пятен.
Коллаж — смешение всего во всем — и получение нового. Нового себя. Моя цель – не создание шедевра и желание что-либо заявить, а самовыражение, удовольствие от творческого процесса. Когда я начинаю составлять, у меня нет предварительных образов, картинок в голове. Я вырезаю из старых журналов, книг картинки, рисую сама, подбираю слова из текста, соединяю в цепочку, раскрашиваю, приклеиваю, а затем пишу комментарий. (Коллаж – от французского collage – наклеивание, цепочка). Всё само получается.
Цель: Осмысление стихотворения А.С.Пушкина «В Сибирь» как духовного завещания людям XXI века через создание коллажа к данному стихотворению.

Задачи: Изучить литературу по данной теме

Отобрать материал для создания коллажа

Создать коллаж по стихотворению Пушкина «В Сибирь»

Написать комментарий к коллажу

Обзор используемой литературы

Понятие «коллаж» раскрыто зарубежными художниками. Макс Эрнст даёт такое определение коллажа: «Техника коллажа — это систематическая эксплуатация случайной или искусственно спровоцированной встречи двух или более чужеродных реальностей на одной, явно для этого не подходящей плоскости, и искра поэзии, которая проскакивает при сближении этих реальностей». Ричард Гамильтон раскрывает в своих коллажах своё отношение к окружающей действительности.

Глава 1 История развития коллажа

Коллаж — творческий жанр, когда произведение создаётся из вырезанных самых разнообразных изображений, наклеенных на бумагу или холст. Происходит от фр. papier collée — наклеенная бумага. Одним из самых известных художников применяющих коллаж, является Макс Эрнст, также Джон Хартфилд. В России — Родченко, Телингатер, в наше время Анатолий Брусиловский, который впервые ввёл это слово в употребление в русском языке (в 1962 г. в газете «Неделя», Москва, иллюстрации к рассказам Славомира Мрожека). Очень быстро это понятие стало употребляться в расширенном значении — смесь разнородных элементов, яркое и выразительное сообщение из обрывков других текстов.

Коллаж может быть дорисованным любыми другими средствами — тушью, акварелью и т. д. Надо отличать коллаж от близкого, но всё же другого средства изображения — аппликации, то есть применения разнообразных материалов и структур — тканей, газет, фанеры или жести с целью усиления выразительных возможностей. Такой метод создания изображения по своей сути и технике близок к инкрустации.

Термин «коллаж» в его современном толковании используется также для обозначения приёма создания целого изображения из ряда отдельных фрагментов других изображений, как правило при помощи компьютерных программ, таких как Adobe Photoshop и других графических редакторов. В основе создания цифрового коллажа — работа со слоями. В процессе создания коллажа могут применяться различные типы наложения, смешивания и прозрачности. Несмотря на то, что в большей части случаев термин «фотомонтаж» был бы более уместен, границы этих двух понятий при манипуляции изображениями с помощью компьютерных программ, практически стираются.

Глава 2 Принципы создания коллажа

Коллаж – цепочка. Они представляют собой схему-комментарий к эпизоду художественного произведения, иногда ко всему произведению. Основной принцип – это по капле рассказать о море, т.е. об идейном замысле всего произведения. В коллажах все знаково: верх-низ, стрелки, круги, цветовое оформление, образы-символы, ключевые фразы. Важна не только горизонтальная, но и вертикальная взаимосвязь всех элементов, т.е. всё должно соединиться в цепочку и создать целостное восприятие художественного произведения.

Коллажи можно рассматривать как инструмент, который можно передавать из рук в руки. Иногда это стилизация, пародия на героев, на авторский стиль. Но в любом случае это самовыражение, удовольствие от прочитанного и создаваемого. Художественное произведение – это мир, который придумал автор. При создании коллажа не нужно пытаться дать профессиональный анализ текста, а просто нестандартно подойти к его чтению и восприятию. Дело это не простое. Но есть основные принципы, которые помогут в этом деле.

Лаконичность

Структурность (4-5 связок, логических блоков)

Смысловой акцент (рамки, отделение одного блока от другого, оригинальное расположение символов)

Унификация печатных знаков

Автономность (каждый из 4-5 блоков должен быть самостоятельным)

Ассоциативность

Доступность воспроизведения

Цветовая наглядность и образность

Глава 3 Комментарий к коллажу «В Сибирь»

Мой коллаж - это попытка осмысления послания А.С.Пушкина «В Сибирь» на каторгу с позиции современного читателя. Девизом у меня были слова: «Прочитал – организуй свои мысли».

При создании коллажа я не пыталась дать профессиональный анализ стихотворения, а просто нестандартно подошла к его чтению и восприятию.

В центре коллажа – Пушкин. В старом журнале «Юность» я нашла литографию Р.Коношенко «Портрет Пушкина. 1837 г.». Меня здесь удивила муза или ангел, который витает над поэтом и открывает нам космическую бездну личности и творчества Пушкина.

Второй блок – это Александра Муравьёва, которая и привезла в Сибирь послание. Пушкин хотел передать с Марией Волконской, но не успел. Кибитка нам напомнит трудные дороги эпохи декабристов. Тогда не было железной дороги, поэтому и сами декабристы, и их жёны, а также письма доходили к нам очень долго.

К этому блоку я отнесла и карту Забайкалья, часть Бурятии. Флажками я отметила населенные пункты, где останавливались или жили декабристы. На сегодня я знаю, что это Акша, Читинский острог, рудники были в районе Сретенска, Нерчинска, а также в Бурятии проживал Кюхельбекер в Баргузине, Селенгинске. Со временем, я думаю, что этих флажков будет больше, так как я ещё многого не знаю.

Сразу над картами я выделила третий блок. Это Царскосельский лицей, где Пушкин учился вместе со своими друзьями. В первую очередь я бы отметила Вильгельма Кюхельбекера (Кюхлю, как любил его называть Пушкин). Он был отправлен на поселение в Баргузин, затем в Акшу. Минуя 3-е отделение, Пушкин высылал ему книги, письма. 12 февраля 1836 года Кюхельбекер писал Пушкину из Баргузина: «Книги, которые время от времени пересылал ты ко мне, во всех отношениях мне драгоценны…». Места в Забайкалье декабрист называл «Даурской Украиной».i В этом же письме есть упоминания о бурятах, о тунгусах, русских аборигенах. Пушкин знал о тунгусах по книжным источникам, а письма Кюхельбекера многоге ему рассказали об этой народности. В поэтическом завещании «Памятник», написанном через полгода после получения письма из Сибири, Пушкин выражает надежду, что народы России назовут его

«…И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий

Тунгус, и друг степей калмык…»

Пушкин в своём послании выражал надежду на амнистию декабристов, которая произошла в действительности лишь в 1855 году ( показать жестом на дату в верхнем правом углу).

Пятый блок – это солнце. Его лучи доходят до ангела с литографии Р. Коношенко (включить подсветку). Это свет, который исходит от Пушкина к нам, это свет от декабристов, благодаря которым в далёком Забайкальском крае «светлый образ Пушкина навсегда останется в сердцах многих поколений живым и прекрасным…».

В конверт я положила газетную статью, которая подвигла на создание коллажа, а также материалы из Интернета, которые помогли мне в процессе творчества.

В своём коллаже я использовала вырезки картинок из старых журналов, гуашь, фломастеры, чёрную гелиевую ручку, губку, иголки, кусочки ситцевой ткани для флажков, зажигалку с фонариком для подсветки. Как видите, всё сложилось в цепочку, то есть в коллаж.

Послание Пушкина «В Сибирь» - это духовное завещание нам, читателям XXI века, поэтому свой коллаж я тоже завещаю музею Декабристов, где хранятся творческие работы детей.

i «Пушкин и Забайкалье», газета «Забайкальский рабочий» -1987г.

Заключение

В данной творческой работе осмыслено стихотворения А.С.Пушкина «В Сибирь» как духовное завещание людям XXI века через создание коллажа к данному стихотворению и решены задачи по изучению литературы по данной теме, создан и прокомментирован коллаж «В Сибирь», что и являлось целью работы.

Список использованных источников и литературы

А.С.Пушкин «Во глубине сибирских руд», учебная хрестоматия «Русская литература» для национальных школ, 8 класс-1989г.

«Пушкин и декабристы», газета «Забайкальский рабочий-1987г.

Шаталов В.Ф. «Новую жизнь не начнёшь с понедельника», «Собеседник №50 – декабрь 1986гю

Энциклопедия «Кругосвет»-2010

Валишев А.И., Никитин А.А. «Интеграция науки и образования"

Интернет ресурсы: http://smysloman.livejournal.com/16342.html?media

https://ru.wikipedia.org/wiki/Отечественная_война_1812_года

Тезисы исследовательской работы

Добрый день, уважаемые члены жюри, участники конкурса «Старт в науке»!

Меня зовут Джолдошев Рахман. Я приехал из Забайкалья, из села Дульдурга, где учусь в 5 «Б» классе. Я давно хотел участвовать в научно-практической конференции всероссийского уровня. Когда нам прочитали положение о VI Международном конкурсе научно-исследовательских работ «СТАРТ В НАУКЕ», мне сразу захотелось создать коллаж к посланию Пушкина «В Сибирь». Я долго размышлял над тем, в какое направление подойдёт моя работа?: в русский язык и литература (стихотворение Пушкина «В Сибирь» - это программное произведение) или выбрать направление «Краеведение» (это послание связано с именами декабристов, которые были высланы в наши края после восстания декабристов). Я решил остановиться на краеведении, потому что это стихотворение прославило мой родной край. Именно это послание привезла своему мужу жена декабриста, чтобы поддержать его в трудной жизненной ситуации, доказать ему, что он не зря отбывает каторгу в этих суровых краях и его помнит его лицейский друг Александр Пушкин, помнит вся передовая Россия).

Коллажами я увлекся в 5 классе. Коллаж от фр. papier collée — наклеенная бумага. Это творческий жанр, когда произведение создаётся из вырезанных самых разнообразных изображений, наклеенных на бумагу или холст. В коллажах все знаково: верх-низ, стрелки, круги, цветовое оформление, образы-символы, ключевые фразы. Важна не только горизонтальная, но и вертикальная взаимосвязь всех элементов, т.е. всё должно соединиться в цепочку и создать целостное восприятие художественного произведения. Мой коллаж - это попытка осмысления послания А.С.Пушкина «В Сибирь» на каторгу с позиции современного читателя. Девизом у меня были слова: «Прочитал – организуй свои мысли».

В центре коллажа – Пушкин. В старом журнале «Юность» я нашла литографию Р.Коношенко «Портрет Пушкина. 1837 г.». Меня здесь удивила муза или ангел, который витает над поэтом и открывает нам космическую бездну личности и творчества Пушкина.

Второй блок – это Александра Муравьёва, которая и привезла в Сибирь послание. Пушкин хотел передать с Марией Волконской, но не успел. Кибитка нам напомнит трудные дороги эпохи декабристов. Тогда не было железной дороги, поэтому и сами декабристы, и их жёны, а также письма доходили к нам очень долго.

К этому блоку я отнес и карту Забайкалья, часть Бурятии. Флажками я отметил населенные пункты, где останавливались или жили декабристы. На сегодня я знаю, что это Акша, Читинский острог, рудники были в районе Сретенска, Нерчинска, а также в Бурятии проживал Кюхельбекер в Баргузине, Селенгинске. Со временем, я думаю, что этих флажков будет больше, так как я ещё многого не знаю.

Сразу над картами я выделила третий блок. Это Царскосельский лицей, где Пушкин учился вместе со своими друзьями. В первую очередь я бы отметила Вильгельма Кюхельбекера (Кюхлю, как любил его называть Пушкин). Он был отправлен на поселение в Баргузин, затем в Акшу. Минуя 3-е отделение, Пушкин высылал ему книги, письма. 12 февраля 1836 года Кюхельбекер писал Пушкину из Баргузина: «Книги, которые время от времени пересылал ты ко мне, во всех отношениях мне драгоценны…». Места в Забайкалье декабрист называл «Даурской Украиной». В этом же письме есть упоминания о бурятах, о тунгусах, русских аборигенах.

Пушкин в своём послании выражал надежду на амнистию декабристов, которая произошла в действительности лишь в 1855 году ( показать жестом на дату в верхнем правом углу).

Пятый блок – это солнце. Его лучи доходят до ангела с литографии Р. Коношенко (включить подсветку). Это свет, который исходит от Пушкина к нам, это свет от декабристов, благодаря которым в далёком Забайкальском крае «светлый образ Пушкина навсегда останется в сердцах многих поколений живым и прекрасным…».

В конверт я положила газетную статью, которая подвигла на создание коллажа, а также материалы из Интернета, которые помогли мне в процессе творчества.

В своём коллаже я использовала вырезки картинок из старых журналов, гуашь, фломастеры, чёрную гелиевую ручку, губку, иголки, кусочки ситцевой ткани для флажков, зажигалку с фонариком для подсветки. Как видите, всё сложилось в цепочку, то есть в коллаж.

Послание Пушкина «В Сибирь» - это духовное завещание нам, читателям XXI века, поэтому свой коллаж я тоже завещаю музею Декабристов, где хранятся творческие работы детей

Просмотров работы: 100