ГОНЕНИЯ НА ВЕРУ В УДМУРТИИ В ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ГОНЕНИЯ НА ВЕРУ В УДМУРТИИ В ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

Санникова  А.А. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7» г. Сарапула
Куртеева  М.В. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7» г. Сарапула
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

…Божий храм!

Светоч русского зодчества,

Как он выстоял, как уцелел?

Все мне видится, как на Успение

Собирается в храме народ,

Подымается стройное пение

– Поминальная служба идет.

Обо всех убиенных, расстрелянных,

Запропавших в тяжелых снегах,

Навсегда для Отчизны потерянных

В тех проклятых, безбожных годах.

Золотую свечу поминания

Светлым утром затеплить спеши.

Это наше с тобой покаяние,

Возрожденье оглохшей души.

М.Тарасова

Меня крестили в 2002 году в церкви Воскресения Христова в Сарапуле. Мои родители тоже крещеные люди. Папа крестился вместе со мной, т.к. в 80-е годы 20 века в СССР посещение храмов не приветствовалось, а маму вообще крестили тайно в 1986 году, где-то в деревне под Владимиром. Моя бабушка рассказывала, что священник для крещения моей мамы, тогда еще маленькой девочки, приехал в обычной гражданской одежде на машине, достал из багажника спортивную сумку и очень быстро, так, чтобы никто не увидел, пронес ее в дом. В сумке, как оказалось, находилось облачение священника и все необходимое для таинства крещения.

В общих чертах из рассказов родителей я узнала, что в период Советской власти церковь (вера) подвергалась гонениям. Мне стало интересно, почему же религия была чем-то запретным, тайным, а может быть и смертельно опасным занятием? Когда начался этот процесс и когда же церковную деятельность снова сделали легальной. Только ли православие пострадало или другие конфессии также подверглись гонениям? И самое главное, в чем же заключались причины этого явления, каковы были предпосылки антицерковной политики советского государства?

Найти ответы на последний поставленный вопрос – вот цель данной работы. В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Выявить роль религии в жизни общества и отдельно взятого человека;

2. Найти информацию:

а. о разнообразии конфессий в Удмуртии и Сарапуле на момент начала 20 века – количество прихожан, храмов;

б. о храмах Сарапула, здания и имущество которых пострадали во времена Советской власти;

в. О священнослужителях Удмуртии и Сарапула, которые подверглись репрессиям, не подчинившись Советской власти и не отрекшись от веры в Бога;

3. Выяснить способы и методы, которыми осуществлялись гонения на религию в годы Советской власти на территории Удмуртии и Сарапула.

Предполагается, что причинами антицерковной политики государства было следующее: конкуренция государства и религии в сфере влияния на сознание людей, хорошее материальное положение храмов и бедственное положение государственной казны, богоугодность царской, а не народной власти. Для проверки этой гипотезы были использованы следующие методы: изучение литературы и источников (в том числе, посещение архивов), сравнение, анализ и синтез.

Объектом данного исследования можно считать конфессии, к которым принадлежит население Удмуртии, предметом исследования – гонения на веру в годы Советской власти на территории Удмуртии.

Основные термины понимаются следующим образом:

Религия-одна из форм и направлений общественного сознания – совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа, которые являются предметом поклонения;

Вероисповедание (конфессия, вера) – религия, религиозная система, а так же официальная принадлежность к одной из ее разновидностей;

Гонение – преследование с целью притеснения, угнетения, запрещения чего-нибудь[1].

1 Роль религии в жизни общества

Религия существует много веков, по-видимому, также долго, как существует человечество. За это время оно выработало множество разновидностей религии. В настоящее время широкое распространение получили так называемые мировые религии: буддизм, христианство и ислам. Помимо них продолжают существовать национальные религии (конфуцианство, иудаизм, синтоизм и др.).

1.1 Мировоззренческая функция религии

Религия всегда занимала важное место в жизни человека. Одной из важнейших функций религии является мировоззренческая или смыслополагающая. Мировоззрение - это совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения. Однако функция религиозного мировоззрения состоит не только в том, чтобы нарисовать человеку определенную картину мира, а прежде всего в том, чтобы благодаря этой картине он сумел обрести смысл своей жизни. Именно поэтому мировоззренческую функцию религии еще называют функцией смыслополагающей [6, 9,10].

Один из плюсов религиозной мировоззренческой информации в том, что религия помогает верующим людям преодолеть отрицательные эмоции. Религиозное утешение - это своеобразная форма психотерапии. Причем эта форма психотерапии является массовой, дешевой и эффективной. Благодаря религиозному утешению человечество выжило в историческом прошлом. Благодаря этому утешению многие люди продолжают жить сейчас [6, 10].

Другой плюс данной функции религии состоит в том, что она порождает и поддерживает общение у людей с общим для них мировоззрением. Общение - это важная потребность и высокая ценность в жизни людей. Отсутствие общения или его ограниченность заставляют страдать людей. При помощи религии эта отрицательная сторона жизни преодолевается [6, 10].

Минус мировоззренческой функции (по мнению историков) - понижение уровня социальной активности верующих людей. Под социальной активностью понимается нерелигиозная деятельность, направленная на служение другим людям или обществу в целом. Это и общественно-полезный труд и общественно-политическая деятельность, и научно-культурная деятельность, и помощь нуждающимся. Религии через свою мировоззренческую функцию в основном мешают участию верующих в общественно-политической деятельности (участие в выборах, митингах и демонстрациях, в разработке и обсуждении политических документов, в деятельности профсоюзов, политических партий и т.п) [6].

1.2 Культурологическая функция религии

Первым "плюсом" является забота религиозных организаций о сохранении религиозного искусства. В частности к религиозному искусству относятся: архитектура храмов, иконы, религиозная музыка, религиозная художественная литература. Религиозное искусство, как и всякое искусство, несет в себе положительное эстетическое и гуманистическое содержание. В принципе потребителями этого вида искусства, как и искусства в целом, являются все представители цивилизованной части человечества. Религия оказывает в определенном отношении благотворное влияние и на светское искусство[6].

Например, в г. Сарапуле в доме священника П.А. Анисимова в 1835 г. была открыта первая в городе Публичная библиотека. До сих пор звучат на богослужениях в православных храмах России песнопения православного композитора и протоиерея Сарапульского Благовещенского женского монастыря А.Н. Чистякова. В Сарапуле была создана особая школа мастеров иконописи, в конце XIX века в Сарапуле работал завод художественного литья церковных колоколов М.И. Рябинина[11].

1.3 Морально-нравственная функция религии

Одним из важных средств сохранения и укрепления позитивной морали являются нравственные идеалы. В религиях в роли нравственных идеалов выступают религиозные персонажи, жизнь и поступки которых описываются в религиозной литературе. Из них наиболее общеизвестен Иисус Христос.

В двадцатых годах в нашей стране проходили публичные диспуты о религии, на которых с позиций религии выступал митрополит Введенский, а с позиций атеизма - народный комиссар просвещения А.В.Луначарский. На одном из таких диспутов митрополит сказал, что всем хотелось бы иметь Христа в своем лагере. Луначарский ответил: "А нам нет. Мы в Христе не нуждаемся". Жизнь показала, что неверующие тоже нуждаются в Христе, но нуждаются не в Христе-Боге, а в Христе - литературном герое, который стал в мировом общественном мнении и в мировом искусстве символом высокого добра [6].

1.4 Социальная функция религии

Религия выступает как фактор возникновения и становления социальных отношений. Религия может способствовать общественному прогрессу или препятствует ему. К. Маркс, как известно, характеризовал эту роль образным выражением «религия есть опиум народа» [9]. В.И.Ленин называл религию "врагом культуры и прогресса" [6]. Вместе с тем, К. Маркс и Ф. Энгельс неоднократно подчеркивали, что религия при определенных обстоятельствах играет и прогрессивную роль в развитии общества [9] .

Но не стоит забывать и о корыстных целях, в которых религии применяются. Ведь это хорошее средство контроля и управления, и многие века оно превосходно работало [10].

Таким образом, можно сделать вывод, что религия представляет собой необходимый элемент культуры, выполняющий важные общественные, духовные, моральные функции.

Конфессии, существовавшие на территории Удмуртии и в г.Сарапуле в начале 20 века

На территории Удмуртии в Сарапульском уезде в 1887 году насчитывалось 341393 человека. Они принадлежали к 8 вероисповеданиям, самыми массовыми из которых были: православие (321928 человек), ислам (15001 человек), старообрядчество (12046 человек) и язычество (1087 человек) (Приложение А)[3].

Православие

В начале 20 века в Удмуртии действовали свыше 300 церквей, молитвенных домов и часовен; действовали 2 монастыря в г. Сарапуле (Благовещенский женский и Иоано-Предтеченский мужской), несколько подворий (Воткинский завод, Бурановская лесная дача), женских общин (с. Шаркан, д. Забегалово), 2 противораскольническиемисии в Глазовском уезде. При церквях были открыты церковноприходские, миссионерские и воскресные школы, школы грамоты, общества трезвости, библиотеки, богадельни [14].

Сарапул – один из старейших исторических и культурных центров Прикамья. Первая православная церковь Вознесения Господня, возведенная в XVIII веке первыми поселенцами, дала название и селу Вознесенскому, «что на Сарапуле».До революции 1917 г. население Сарапула принадлежало к различным религиозным вероисповеданиям и их направлениям. Наряду с православием в Сарапуле, где издревле компактно проживали представители татарского и башкирского народов, нашли свое развитие и традиции мусульманства. Широкое распространение получили различные течения старообрядчества. Группы католиков, протестантов, а также иудеев были не столь многочисленны. Еврейская община имела домовую синагогу с небольшой библиотекой и школой. Также немногочисленны были и язычники [2,11].

К концу XIX века г. Сарапул стал православным центром обширного Сарапульского уезда. К тому времени на территории Сарапула действовало 20 церквей(из них 10 приходских, 7 домовых православных церквей и часовни) и 2 монастыря (Благовещенский общежительный женский монастырь, Старцевогорский Иоанно-Предтеченский общежительный мужской монастырь) (Приложение Б)[2,5].Сохранились фотографии некоторых церквей Сарапула (Приложение В)[16]. Уникальный интерес представляет незаконченный рисунок В.И.Тихановского «Панорамный вид Сарапула» с изображением многих церквей Сарапула (Приложение Г) [5].

В уездном Сарапуле были сильны традиции духовного воспитания. В 1820 г. было открыто Сарапульское приходское духовное училище. В 1821 г. открылось Сарапульское уездное духовное училище. В 1870 г. при соборе открыто церковноприходское попечительство. После учреждения в 1889 г. в г. Сарапуле епископской кафедры и духовного правления при ней собор стал именоваться кафедральным. Всего до 1917 г. Сарапульский титул носило 16 епископов, в том числе 11 имели кафедру в Сарапульском Вознесенском соборе, постоянно проживая в Сарапуле [11].

2.2 Мусульманство

Русское село Вознесенское возникло на достаточно давно освоенном месте прежнего булгаро - татарского поселения. Благодаря увеличившемуся притоку переселенцев с Вятки и Перми, русские существенно преобладали в этноструктуре округи. И всё-таки определённая часть татар постоянно проживали в Сарапуле. По материалам переписи 1897 г. в г. Сарапуле было 396 татар (1,9%) и 58 башкир (0,3%).

В марте 1909 г. в Сарапуле было создано одно из первых в Вятской губернии Общество магометан, целью которого было «удовлетворение религиозно-просветительских нужд мусульманского населения». В конце XIX века в Сарапуле функционировал молитвенный дом, начался сбор пожертвований на строительство мечети. При молитвенном доме действовали мужская и женская школы, а также небольшая бесплатная библиотека-читальня. На 1 августа 1923 г. религиозное Мусульманское общество объединяло 200 человек [12].

2.3 Старообрядчество

Первое официальное упоминание о старообрядцах в Удмуртии приходится на 1764 год, а на Ижевских заводах они появились почти с самого их основания. Храм в честь Покрова Божьей Матери они смогли поставить лишь в 1910 году в Ижевске. С 1883 года старообрядцам было разрешено заниматься бизнесом и занимать общественные должности, но лишь в 1905-1906 годах они были почти полностью уравнены в правах с приверженцами официального православия. В 1936 году, по данным горсовета, в Ижевске считали себя старообрядцами 651 человек (почти столько же, к примеру, власти насчитали мусульман), то есть число их, несмотря на все гонения, оставалось устойчивым [13,15].

2.4 Язычество

К 1917 г. значительную часть населения территории нынешней Удмуртии составляли пришлые русские переселенцы-православные. Большинство же удмуртов были двоеверами, сочетавшими языческие и православные представления. Немногие оставались «чистыми» язычниками. В деревнях сохранились семейные и сельские молельни. Сохранился и институт жрецов и волхвов — «туно»[8].

Способы, приемы и методы реализации антицерковной политики государства

Советская власть реализовывала антицерковную политику разными способами и в разных направлениях. Физическая расправа над священнослужителями, моральное давление на членов семей священников и на верующее окружение, финансовое воздействие как на храмы, так и на отдельных верующих людей [2,4].

Непосредственно разрушались здания храмов. Или же происходило перепрофилирование храмов в кинотеатры, склады, спортивные залы, жилые и служебные помещения. Производилось изъятие ценного имущества, особенно предметов культа из драгоценных металлов [2,4,5].

Не стыдились стравливать мусульман с православными. В марте 1918 г. большевики даже установили полумесяц на башню Сююмбике в Казанском кремле, с которой незадолго до этого по распоряжению Казанского мусульманского военного комитета был снят крест [7].

Закрывались церковно-приходских школы, духовные семинарии. Останавливали и запрещали издание духовной литературы и периодических изданий. Более того, в1928 г. Н.К.Крупская составила список книг, подлежащих изъятию из библиотек, среди которых значились Библия и Коран [7].

Велась активная антирелигиозная пропаганда через СМИ (Приложение Д). В 1924 г. в Сарапуле начал активную деятельность Союз Воинствующих Безбожников (существовало аналогичное Татарское общество). Различные акции, лекции преследовали одну цель – подготовить общественное мнение к уничтожению православной церкви и религии вообще (Приложение Е) [2,5,7].

Во время Великой отечественной войны власти сделали послабление вере, т.к. необходимо было поднимать моральный дух советских людей в войсках и в тылу. Для этих целей решили использовать даже гонимую ранее религию [7] .

Во второй половине 1950-х гг. государство решило «вернуться к ленинским принципам», в соответствии с которыми Церковь считалась явным врагом и подлежала уничтожению. В отличие от 1920—1940-х гг. период хрущевских гонений не был отмечен расстрелами и массовыми заключениями православных христиан в тюрьмы. Число осужденных по религиозным мотивам, отправленных в лагеря и сосланных составляло в 1961—1964 гг. 1234 человека, т. е. по сравнению со сталинским периодом правления было невелико [4].

Однако закрытие храмов было массовым, и Удмуртия опять же не стала исключением. 1959 год был отмечен уже массовым закрытием храмов и активной атеистической пропагандой. Запрет на открытие храмов сочетался с работой по их закрытию и уничтожению. Если на 1 января 1960 г. в Ижевской епархии было 29 приходов, то через год, 1 января 1961 г., их числилось уже 26. К началу 1964 г. в Удмуртии осталось 18 храмов. Уменьшился и численный состав духовенства. Если в конце 1960 г. в епархии число священников и диаконов составляло 61, то на 1 октября 1961 г. их было уже 40. Некоторых неугодных священников лишали прописки (регистрации) [4].

В том же 1959 году был резко увеличен налог на доходы свечных мастерских, что разоряло храмы. После резкого повышения отпускных цен на свечи храмы вынуждены были сократить расходы на ремонт храмов и содержание хоров[4].

Количество певчих также уменьшилось. Так, например, в Троицком соборе Ижевска число певчих сократилось с 22 до 12 человек, в Воскресенском храме Сарапула из 15 человек осталось 5, а в Георгиевском храме Сарапула платный хор из 12 человек был и вовсе упразднен. Пенсионерам, которые пели в хоре, снижали пенсии [4].

Представители советской власти не брезговали клеветой, ложными обвинениями в растратах. 31 июля 1959 г. в «Удмуртской правде» была опубликована клеветническая статья «Под звон колоколов» о епископе Михаиле (Чубе), где содержались намеки на «праздничную жизнь» архипастыря с экономкой Мариной Колбасьевой. 13 марта 1960 г. в «Удмуртской правде» была опубликована еще одна подобная статья - «Открытое письмо к брату», автором которой был брат епископа Михаила. Затем появилась еще одна статья, где архипастырь прямо обвинялся в безнравственности [4].

Стремление сделать Церковь беднее стало причиной постоянных требований перечислять часть доходов в Фонд мира. Некоторые храмы были вынуждены сдавать приношения в потребкооперацию. Все храмы облагались налогами.

Отставка Хрущева в октябре 1964 г. приостановила активную богоборческую кампанию, и в последующие годы советской власти антицерковная политика государства не принимала столь жестких форм [4].

Ущерб, нанесенный антицерковной политикой государства, основным конфессиям Удмуртии в период с 1917 по 1991 г.г.

При советской власти были разграблены и закрыты почти все православные церкви Удмуртии. Кафедральный Александро–Невский собор в Ижевске лишился тогда не только крестов, но и всех своих вертикалей. В нем открылся кинотеатр. Во многих селах приходские храмы стали клубами или библиотеками, если их не постигла печальная участь Михайловского собора или кафедрального собора в Глазове, также разрушенного до основания. Церковь в селе Мазунино разграблена полностью[14].

К 1930 г. во внутренней России было закрыто 70% мечетей [7]. В 1930 г. по распоряжению Уральского областного адмотдела молитвенные дома Мусульманского религиозного общества в Удмуртии были закрыты [12].

Начиная с середины 30-х гг. происходит планомерное уничтожение удмуртской интеллигенции. Жрецы и волхвы, объявленные врагами народа, подвергались жесточайшим репрессиям. Моления были запрещены. Деревенские святилища и семейные святилища разрушались, вырубались священные рощи [8].

4.1 Ущерб имуществу православных церквей г. Сарапула

Советская власть, установившаяся в городе в 1918 г., нанесла православному Сарапулу непоправимый урон. За период с 1918 по 1930 гг. в Сарапуле было разрушено 19 храмов из 20. Сохранились лишь две кладбищенские церкви – Воскресенская и Георгиевская. В 1962 г. перестала существовать и Георгиевская церковь [11].

Вознесенский собор стал первой жертвой варварского глумления. 20 июня 1930 года собор был разрушен до основания. Предметы внутреннего убранства растоптаны, иконы вышвырнуты на мостовую, могильные плиты вывернуты [5].После разрушения здания собора новый памятник Ленину занял господствующее положение на освободившемся пространстве, где он стоит и в наше время. На месте собора разбили сквер. Соборную площадь переименовали в Красную. О былом величии напоминают лишь частично уцелевшие торговые лавки.Кроме собора предлагали закрыть еще две церкви - Троицкую и Никольскую[2,5]

Воскресенская церковь сохранила в основном свой внешний облик и внутреннее убранство – иконостас, алтарь, клиросы, плиточный пол. В 1940-х годах кладбище возле церкви было закрыто. На его месте построены жилые дома. С 1962 по 1991 года Воскресенская церковь оставалась единственной действующей церковью не только на весь город, но и на всю округу[5].

Если Покровский собор практически не пострадал снаружи во время повального разрушения церквей, то Петропавловская церковь изменилась до неузнаваемости: осталось два нижних обезображенных яруса. С Петропавловского собора в Сарапуле сначала сбросили царь-колокол, церковь закрыта в 1932 году по распоряжению Удмуртского облисполкома. Здание было переоборудовано в хлебопекарню. От Никольской часовни не осталось ничего.

Благовещенский женский монастырь был закрыт на основании постановления Сарапульского окрисполкома 14 ноября 1923г. Помещения были переданы под устройство детского трудового городка для бывших беспризорников, где разместились швейные, столярные и обувные мастерские. В 1942г.на территории бывшего монастыря разместился радиозавод имени Серго Орджоникидзе, эвакуированный из города Москвы [5,11].

Судьбы священнослужителей г.Сарапула, пострадавших в период антицерковной политики государства

До революции 1917 года духовенство Сарапула было самым уважаемым сословием. Многие имели церковные и государственные награды. В советской стране представители духовенства и их семьи были лишены многих гражданственных прав, терпели преследования, унижения, оказались «без вины виноватые».

Епископ Сарапульский, Свияжский и Казанский Амвросий (Гудко) осужден летом 1918 года за «контрреволюционные деяния», владыко был замучен в застенке, тело его брошено в Каму (существуют еще 2 версии гибели епископа). Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. В 1932 году осудили на 10 лет концлагерей епископа Синезия – и он бесследно исчез. Судьбу его разделил другой духовный лидер, епископ Глазовский Виктор (Островидов). Самая крупная фигура среди репрессированных в довоенное время удмуртских священнослужителей – архиепископ Сарапульский Алексий (Кузнецов). На тянувшихся одиннадцать месяцев изматывающих допросах 63-летний архиепископ не был сломлен. Новомученика казнили в Ижевске 18 ноября 1938 года.

Рядом со своими пастырями мученический крест несли десятки рядовых священнослужителей и церковных активистов (Приложение Д) [2,14].

Первоначально Советская власть боролась в основном с православием, а ислам поощряла, т.к. использовала мусульман в своих целях.

С 1927 г. отношение советской власти к исламу резко изменилось. Курс на полную атеизацию страны требовал борьбы не только с Православной церковью, но и с другими религиями, в первую очередь — с исламом. В 1930-х гг. от 90 до 97% мулл и муэдзинов лишены возможности осуществлять свою деятельность. С этого же года власти начали массовые репрессии против мусульманского духовенства во всех регионах, мусульманская элита была практически полностью уничтожена или изолирована от общества, а ее место заняла подчеркнуто светская интеллигенция, не допускавшая присутствия ислама даже в именах своих детей [7].

Выводы

Каковы были причины гонений на веру в годы Советской власти? Изучив соответствующую литературу, уже можно дать ответы на этот вопрос. Подтвердилась гипотеза о том, что существовала конкуренция государства и веры в сфере влияния на сознание людей, поэтому, чтобы окончательно утвердить свою власть большевики активно уничтожали конкурента – религию. Хорошее материальное положение храмов и бедственное положение государственной казны также привело к тому, что новоявленное государство решило поправить свое финансовое положение за счет церкви. Кроме того, в сознании людей «от Бога» была только царская власть. А когда она сменилась на власть рабочих и крестьян, то религия начала только мешать ее становлению. И как было замечено, религиозный человек тратит меньше времени на общественно-политическую деятельность, отвлекаясь на молитвы, на исполнение церковных ритуалов. А советской власти это так же было не выгодно.

Заключение

В 90-е годы ХХ века началось возрождение православия в Сарапуле. В 1991г. верующим была возвращена Никольская церковь, вновь освящённая в честь Блаженной Ксении Петербургской епископом Ижевским и Удмуртским Палладием.

Возрождается интерес и доверие к религии вообще и к исламу в частности. Всюду в местах компактного проживания татарского населения строятся и открываются мечети, растёт число верующих мусульман. Мусульмане – вторая по численности религиозная община в Сарапуле. В основном это сунниты, исповедующие традиционное ханафитское направление ислама. Центральная мечеть Сарапула открыта в 1995 году на Верхней набережной. Еще одна мечеть, находящаяся в районе Элеконда, значительно меньше Центральной. И оба здания уже не удовлетворяют потребностям растущей мусульманской общины города.

Несмотря на гонения в тяжелый Советский период, религия оставалась и остается важным и необходимым элементом жизни общества и каждого человека.

Литература:

1. Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 8000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры, - 3-е изд., стереотипное-М.: АЗЪ, 1996. - 928 с.

2. Федорченко-Шемякина Л.Н. «Судьбы церквей и духовенства», книги V,VI, г. Сарапул: изд-во «Сарапул», 1995 г.- 243 с.

3. Историко-статистическое описание города Сарапула и его уезда. Сарапул, типография Пойловой, 1887.

4. Зонов О. Хрущевские гонения в Удмуртии: [Электронный ресурс]. //Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. 2013. Вып. 2 (51). С. 54-68 URL: http://cyberleninka.ru/article/n/hruschevskie-goneniya-v-udmurtii (дата обращения: 07.12.2014)

5. Конюхова К. Церкви в судьбе и творчестве В.И.Тихановского: [Электронный ресурс]. // Вернадские чтения. URL:http://2002.vernadsky.info/raboty/h1/w02468.htm (дата обращения: 07.12.2014)

6. Никитин В. Вероучения религий мира: [Электронный ресурс]. СПб, Химиздат, 2001. // Светский гуманист. URL: http://humanism.al.ru›ru/articles.phtml … (дата обращения: 01.12.2014)

7. Силантьев Р.А. Мусульманская дипломатия в России: история и современность: [Электронный ресурс]. М.: ИПК МГЛУ «Рема», 2010.-488с. URL:http://ihavebook.org/books/download/rtf/313295/musulmanskaya-diplomatiya-v-rossii-istoriya-i-sovremennost.rtf (дата обращения: 07.12.2014)

8. Щипков А. Во что верит Россия. Лекция седьмая. Национальное язычество. Мордовия, Чувашия, Удмуртия, Марий Эл // портал "РЕЛИГИЯ и СМИ"

URL:http://www.religare.ru/2_7169.html (дата обращения: 02.12.2014)

9. Роль религии в жизни людей: [Электронный ресурс]. URL: http://xreferat.ru›81/338…religiya…eie-rol-v-zhizni.html (дата обращения: 01.12.2014)

10. Роль религии в жизни людей: [Электронный ресурс]. // Эзотерика здесь, URL: http://ezo-here.org›publ/32-1-0-105 (дата обращения: 01.12.2014)

ПРИЛОЖЕНИЕ

П риложение А

Вероисповедование в Сарапульском уезде

П риложение Б.

Ж енский Благовещенский монастырь Вознесенский собор

С вято-Троицкая

Георгиевская кладбищенская церковь

Николаевская домовая церковь при духовном училище

П риложение В

С корбяще - богородицкая больничная церковь

Ивановский мужской монастырь

Приложение Г

П анорамный вид Сарапула. В.Тихановский

Приложение Д

П риложение Е

Просмотров работы: 285