О чем рассказал Герб сельского поселения Микулинское

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

О чем рассказал Герб сельского поселения Микулинское

Стриганова В.Г. 1Бордовская А.Б. 1
1МОУ "Введенская СОШ"
Веселова О.О. 1Косяченко И.Ф. 1
1МОУ "Введенская СОШ"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность:

В качестве эмблем государственной власти используются условные изображения, рассчитанные на непосредственное эмоциональное восприятие, которому способствует продуманное графическое, цветовое, пространственное решение условных изображений.

Изучение истории государственных, региональных и муниципальных символов России имеет большое значение в деле воспитания нового поколения людей, любящих Родину, ощущающих духовное и кровное родство с далекими предками, отстоявшими честь, свободу и независимость России.

Новизна исследования состоит в осмыслении воздействия символики на восприятие ее подростками посредством складывания определенного социально-политического, психологического, духовно-нравственного состояния общества, становления нового качества его внутреннего статуса, воспитания патриотизма, других гражданских качеств личности, возрождения культурно-исторических традиций народа России, нашедших отражение в государственной символике.

Объектом исследования является государственная символика Российской Федерации – Герб сельского поселения Микулинское, Лотошинского муниципального района Московской области.

Предметом исследования является история, смысл и значение цветов и знаков на гербе сельского поселения Микулинское, Лотошинского муниципального района Московской области.

Основной целью работы является: привлечение внимания подростков и молодежи к истории и ценностям отечественной культуры своей малой Родины, развитии патриотических, гражданских и нравственных чувств, изучение исторической памяти привлечение к изучению богатого наследия ярких личностей соотечественников.

Гипотеза исследования:

Герб муниципального образования является не только знаком полномочий, авторитета, символизирует не только территорию, но является символом богатого исторического прошлого, а его геральдические фигуры и цветовая гамма олицетворяют жителей, которые приумножали и приумножают славу свой малой Родины; их традиции, общность, то есть те обычаи и особенности, которые позволяют народу быть сильным, нравственно чистым и верящим в свое будущее.

Задачи исследования:

Изучить историческую, художественную, публицистическую и православную литературу по проблеме и провести исследование среди учащихся школ сельского поселения Микулинское и жителей окрестных сёл и деревень

Воссоздать историю создания муниципального герба сельского поселения Микулинское и принятия его государственным символом де-юре и де-факто;

Сопоставить различные значения цветов и знаков муниципального герба сельского поселения Микулинское;

Собрать материалы о жизни и деятельности известных людей, проживавших на территории сельского поселения Микулинское в разное время

Практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что ее можно применить на уроках Отечественной истории и права, на уроках обществознания для воспитания патриотизма и других важных гражданских качеств личности подростков.

Нас очень увлекла эта исследовательская работа, и мы продолжим изучение наследия наших великих соотечественников и истории государственной символики Российской Федерации.

Методика исследования

Для реализации задач, мы использовали следующие методы:

1 . Информационный

2. Репродуктивный

3. Метод проблемного изложения

4. Исследовательский

5. Эвристический

6. Социологические опросы, анкетирование, тестирование, беседа

Основная часть

«У каждого человека есть свой неповторимый уголок земли, который он считает своей родиной. Здесь и вода прозрачней, и небо голубей, и солнце ярче», - писал замечательный русский поэт, наш земляк Николай Тряпкин. И пусть есть где-то на белом свете места богаче, красивее, живописнее – для нас родина начинается отсюда, с маленького, затерянного меж широких полей и густых лесов краешка подмосковной земли.»

Ч то это такое Символы России? Наверное, не найдется в стране такого чело­века, который бы совсем ничего не ответил бы на этот вопрос. Однако ответы без сомнения будут разные. Кто-то вспомнит бескрайние просторы – луга, поля, леса, кто-то вспомнит сувениры: матрешки, самовары, медведи. Любители русской старины скажут о древнем Московском Кремле, о регалиях – знаках царской власти: скипетре, короне, державе, и, конечно же, не забудут и русские архитектурные святыни: Красную площадь, храм Василия Блаженного, храм Христа Спасителя. Вспомнив­шие о русском воинстве назовут «Прощание славянки» или Георгиевский крест. А кто-то, возможно, мысленный взор обратит к своей «малой Родине» - городу, селу, деревне, где он родился и вырос, где остался родительский дом.

Каждый по-своему будет прав. И, прежде всего из-за неоднозначности понятия «символ», его многомерности. Не случайно проблемами символа и символики занимаются не только философы, но и ученые других специальностей – математики, психологи, лингвисты, литературоведы, историки, искусствоведы.

Герб (польск. herb от нем. Erbe — наследство) — эмблема, отличительный знак, передаваемый по наследству, на котором изображаются предметы, символизирующие владельца герба (человека, сословие, род, город, страну и т. п.).

Государственный герб символическое изображение, которое показывает исторические традиции государства или города.[1]

[1] http://ru.wikipedia.org/wiki/Герб

Герб и государство - эти два понятия тесно связаны друг с другом. Возникновение государства почти сразу же обуславливается появлением некоего изображения, которое отражает, как правило, внутреннее устройство этого государства, его могущество, территории, входящие в его состав, и т.д. Существуют особые правила составления этого рисунка, которые устанавливает и изучает наука геральдика. В ней существуют два направления - геральдическое и историко-геральдическое.

Гербы появились очень давно. Предшественниками гербов можно считать тотемы первобытных племен. У прибрежных племен в качестве тотемов были фигурки дельфинов, черепах, у племен степей - змеи, у лесных племен - медведя, оленя, волка. Особую роль играли знаки Солнца, Луна, воды.

В древней Руси как такого гербового изображения не было. У славян поднепровья живших в VI-VIII веках нашей эры существовали затейливые орнаменты, знаменовавшую ту или иную территорию. Во времена Киевской Руси у великих князей существовали свои княжеские печати, на которых помещались изображения атакующего сокола - родового знака Рюриковичей.
Во Владимирской Руси у Великого князя Александра Ярославовича Невского на княжеской печати появляется изображение Георгия Победоносца с копьем. В последствии этот знак копейщика появляется на лицевой стороне монеты (копейки) и его уже можно считать первым настоящим полноценным гербом Руси.
В Московской Руси, при Иване III, сочетавшемся династическим браком с племянницей последнего византийского императора Софьей Палеолог, появляется изображение двуглавого византийского орла. На царской печати Ивана III Георгий Победоносец и Двуглавый орел изображаются на равных. Великокняжеская печать Ивана III, скрепила в 1497 году его "меновую и отводную" грамоту на земельные владения удельных князей. С этого момента Двуглавый орел становится государственным гербом нашей страны. [2]

2. http://www.paneuro.ru/main/russia/simbol/2.html

На протяжении истории нашего государства, каждый глава государства вносил свой вклад в развитие и формирование герба. При этом он старался, чтобы происходящие в этот момент исторические события и достижение, нашли отражения на гербе. Характер и политические взгляды тоже находили отражение в гербе.

Изначально орел появился в России из распавшейся могучей Римской империи. Он был необходим молодому Российскому государству, как символ власти. Чем крепче становились Россия, тем увереннее и сильнее выглядел орел на гербе. Со временем у него появились все атрибуты власти: корона, скипетр и держава.

Таким образом, создание герба неразрывно связано с историей ее правителей и с историей становления России, как сильного и могущественного государства.

Изучение истории государственных символов России имеет большое значение в деле воспитания нового поколения людей, любящих Родину, ощущающих духовное и кровное родство с далекими предками, отстоявшими честь, свободу и независимость России.

Исполнение гражданских ритуалов, связанных с государственными символами России, включается в проведение торжественных мероприятий с участием родителей, общественности, посвященных государственным праздникам Российской Федерации, а также в местные и общешкольные мероприятия, праздники, такие как традиционные праздники начала и окончания учебного года, акта вручения аттестатов выпускникам образовательных учреждений.

Отдавая почести символам государства, мы тем самым проявляем любовь и уважение к своей Родине, гордость за принадлежность к гражданам России.

Государственная символика или ее элементы постоянно окружают нас в повседневной жизни. Например, с гербом России, символизирующим принадлежность к государству – Российская Федерация, они постоянно встречаются в повседневной жизни. Герб России изображен на паспорте гражданина России, свидетельстве о рождении, аттестате об окончании школы, вузовском дипломе, правительственных наградах, космических кораблях. Его можно увидеть на денежных знаках, почтовых марках, открытках, значках.

[3] МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 1 марта 2002 года № 30-51-131/16 «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации»

Герб моей малой Родины

Память людей связана с тем местом, где проходит их детство. Память влечет домой, согревает сердце, делает человека счастливым, или несчастным, если он потерял Родину.

«Не было бы Великой Родины без неповторимых и любимых сердцу малых родин. На этом и основана традиция создания территориальных гербов, такая же древняя, как и традиция государственной геральдики России» [4]

[ 4] Официальные символы Подмосковья, М.2003г.

18 декабря 2018 года в доме культуры нашей деревни проходил традиционный праздник «День герба и флага». На празднике было настолько красочно рассказано о современной жизни нашего родного края и исторических фактах, которые нашли свое отражение в символике поселения, что нам захотелось более подробно узнать историю создания герба Микулинского поселения.

О казывается герб нашего поселения появился совсем недавно. В 2006 году в связи в реформой местного самоуправления в составе Лотошинского муниципального района появилось сельское поселение Микулинское. [5]

[5] ФЗ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

Как следствие появилась необходимость в создании эмблем государственной власти.

Мы узнали, что для этого администрацией поселения был организован конкурс на лучший рисунок герба, в котором могли принять участие все желающие. Было предложено много вариантов, но нам удалось найти только пять эскизов, наиболее заинтересовавших организаторов конкурса. Отдельные символы этих эскизов и вошли в основу настоящего герба .

[6] Решение совета депутатов сельского поселения Микулинское №67/14 от 13.07.2007 «О гербе муниципального образования сельское поселение Микулинское»

«В лазоревом (синем, голубом) поле с червлёными (красными) краями, поверх всего - золотой город в виде бревенчатой стены с крытой галереей, о двух островерхих башнях и с закрытыми воротами, с возникающей из-за стены серебряной церковью о трёх видимых золотых главах (из которых средняя выше), увенчанных золотыми же шестиконечными (так называемыми российскими) крестами; внизу имеющий, подобно древней княжеской шапке, меховую опушку, также показанную золотом; всё поддерживают две руки (длани) в серебряных рукавах, выходящие в оконечности».

О боснование символики герба сельского поселения Микулинское.

Село Микулино-Городище образовалось на рубеже X - XI столетий на территории Суздальского княжества. С XIII столетия Микулино входило в состав Тверского княжества, а в XIV веке стало центром удельного княжества. Микулин окончательно превратился в удельный город, доставшись около 1341 г. в управление сыну Александра Михайловича - Михаилу, который фактически и стал первым удельным князем, сохранив за собою право на Микулинский стол и тогда, когда получил великое княжение. При Михаиле Александровиче был построен ныне действующий собор Михаила Архангела - достопримечательность городской архитектуры. Построенные церкви и два монастыря в XIV - XV столетиях также являлись крепостями на границе Тверского и Московского княжеств. Композиция герба отражает богатое историческое прошлое Микулино: собор и крепостная стена, стоящие на меховой опушке, напоминают общими очертаниями княжескую шапку - символ власти и аллегорически отражают княжеский период истории сельского поселения.

Символика геральдической фигуры - столба многозначна:

- Столб - символ опоры и надёжности, подчёркивает историческую важность земли.

- Деление столбом щита на части аллегорически показывает пограничное положение земель.

Крепостная стена - символ самостоятельности, силы и независимости.

Руки, поддерживающие "шапку" символизируют главное богатство Микулинской земли во все времена - это её жители, которые приумножали и приумножают славу своей малой Родины.

Золото - символ урожая, богатства, стабильности, уважения и интеллекта.

Серебро - символ чистоты, совершенства, мира и взаимопонимания.

Синий цвет - символ чести, благородства, духовности и возвышенных устремлений.

Синий цвет столба аллегорически указывает на территориальную принадлежность Микулинского сельского поселения к Лотошинскому муниципальному району, основной цвет герба которого тоже синий.

Красный цвет - символ мужества, справедливости, силы, красоты и праздника [7].

[7] Положение «О гербе муниципального образования сельское поселение Микулинское»

Внимательно изучив обоснование символики герба нашего поселения, мы решили найти доказательства её справедливости.

Столб - символ опоры и надёжности, подчёркивает историческую важность Микулинской земли. Не даром за её обладание боролись два великих княжества – Московское и Тверское.

В сентябре прошлого года мы посетили мемориальный комплекс «Бортеневская битва», который находится всего в 12 км от границы нашего поселения в Тверской области. Это место для Микулинцев и жителей близлежащих деревень очень почитаемо, поскольку Микулинское удельное княжество в 14 веке входило в состав Тверского и наверняка имело дружину, которая, возможно, принимала участие в битве на стороне Михаила Ярославовича Тверского. Именно с Михаила Ярославовича начинается трудная и героическая борьба с полновластием татарских ханов. Ведь в Бортеневской битве за 63 года до великой сечи на поле Куликовом были разгромлены и пленены ордынские рати.

Михаил Ярославович первым вышел на открытое военное столкновение с ордынской конницей и разгромил ее.

Михаил Ярославович Тверской – первое лицо государства, добровольно поехал на суд и казнь и положил жизнь свою ради спасения жизней своих подданных, ради спасения своей Земли.

Э то пример нашей собственной истории, который нашел отражение в цветовой гамме нашего герба: синий цвет - символ чести и благородства; красный цвет - символ мужества и силы.

Крепостная стена в гербе отражает историческую сущность села Микулино, которое раньше называлось Микулино-Городище.

Микулино-Городище – типичный образец древнерусских крепостей. Внутри валов расположен пятиглавый собор, как памятник древнерусского зодчества. Вторая половина четырнадцатого века – время расцвета могущества Микулинского княжества. В это время в Микулино княжил Михаил Александрович, который вёл борьбу за земли с Тверскими и Московскими князьями одновременно. Вот как об этом написано в Никоновской летописи: “В лето 1363 года князь Великий Василий Михайлович Тверской пойдёт ратью на Микулино на князя Михаила Александровича, на своего брата”; “В лето 1370 года князь Великий Дмитрий Иванович месяца сентября в 3 день со многою силою пойдёт ратью сам ко Твери, да взял город тверской Зубцов и позже другой город взял Микулино”. В конце пятнадцатого века с усилением Москвы Микулинские князья переходят на службу к Московскому князю под опалу Ивана Грозного. Они были сосланы в разные города, многие из них уморены в темницах. Город Микулин был взят у них и царь Иоанн Васильевич в духовной своей отдал его своему сыну “Да ему же (Ивану) даю город Микулин с волостями и сёлами”. Микулин был возвращён, по кончине Иоанна Васильевича царём Фёдором князю Андрею Андреевичу Телетевскому.

С обор – самое известное и почитаемое место в Микулинском поселении, кроме того, это самая высокая точка в нашем поселении.

П редполагается, что собор, выстроенный князем Михаилом Александровичем в четырнадцатом веке, не сохранился, а ныне существующий пятиглавый собор в шестнадцатом веке был построен вновь по случаю смерти воеводы царя Иоанна Грозного князя Семёна Ивановича Микулинского, который после взятия Казани был ранен и позднее умер в Москве, а хоронить себя завещал в Микулино, что и было сделано. Автор летописи говорит, что он умер в 1559 году, значит, и собор был построен в тоже время.

В смутное время собор был разгромлен поляками и литовцами. (Ходит молва о том, что золотой крест, украшенный драгоценными камнями, был похищен с Микулинского собора, а настоящее время, якобы хранится в Лондонском музее).

Собор опустел, и в нем не совершались богослужения до 1635 года. В 1635 году был освещён лишь главный престол. Собор расписывался вновь в 1750 и в 1887 гг. В 1886—1887 гг. собор укреплялся и частично реставрировался под руководством профессора Н.В.Султанова. В 1922 г. собор закрыли. С 1978 по 1989 гг. в нем проводились реставрация под руководством архитектора Л.А.Беловой. В настоящее время храм возвращен Русской Православной Церкви, в нем проводятся еженедельные богослужения

Руки - это её жители, которые приумножали и приумножают славу земли Микулинской. Не мало славных имен связано с нашей землей

В 1613-1645 гг., при царе Михаиле Фёдоровиче, в Микулине были царские наместники.

П оследним Микулинским князем был Фёдор Андреевич Телятьевский, находившийся на царской службе в качестве стольника и воеводы Тобольска, затем – Астрахани. После смерти Фёдора Андреевича в 1645 году по его завещанию эти земли отошли во владение монастырям – Троице-Сергиеву и Кириллову. Вскоре князь Иван Андреевич Голицын, который был родственником Андрея Андреевича Телятьевского, выкупил Микулин у Троице-Сергиева монастыря, заплатив 463 рубля. Перед смертью в 1655 году эти земли еще не раз меняли своих хозяев.

В 1822 году Микулино принадлежало графу Румянцеву(1754-1826), государственному сановнику и дипломату, историку, коллекционеру и меценату, сыну фельдмаршала графа П.А. Румянцева-Задунайского. Николай Петрович Румянцев получил обширное домашнее образование, по обычаю того времени с детских лет был записан в лейб-гвардии Конный полк, затем в Семеновский. Высокое положение позволило ему войти в придворные круги, участвовать в дворцовых собраниях, которые проводились в стенах Императорского Эрмитажа. В последующие годы Румянцев слушал курсы истории и права в Лейденском университете, побывал в европейских столицах, ездил по городам Италии. Был на дипломатической и придворной службе, в 1808-1814 гг. он занимает пост министра иностранных дел, возглавляет Государственный совет. Выйдя в отставку, Румянцев посвятил себя научной деятельности. По его инициативе и при материальной поддержке сложился кружок энтузиастов — исследователей, занимавшихся розыском документов по отечественной истории.

При Николае Петровиче началось научное изучение Микулина Городища, которое продолжил новый владелец села Николай Гавриловилович Головин (1895-1865), поручик лейб-гвардии Конного полка (с 1830 г. в отставке), генеалог, знакомый и дальний родственником А.С. Пушкина. Существует предание, что Пушкин посетил с. Микулино Городище. Николай Гаврилович Головин издал «Микулинскую летопись», и в 1850-е гг. открыл явные следы 18 церквей, бывших в Микулином Городище. После Н.Г. Головина селом владел Н.Н. Пономарев отставной гвардии полковник, последний владелец - известный князь А.Ф. Бухмаер. который именовал себя так: “Отставной корнет лейб гвардии Улановского императорского Величества императрицы Александры Фёдоровны полка, вероисповедания православного, окончил курс в парижском Его императорского Величества корпусе – Александр Фёдорович Бухмеер”. В 1886 году А. Ф. Бухмеер был учредителем сельхозшколы с винокуренным отделением, циматехнической и испытательной лабораторией.

Много знаменитых имён наших земляков связано с Великой Отечественной войной.

К ак только началась война, много наших земляков было призвано в армию, многие ушли добровольцами и храбро сражались на всех фронтах Великой Отечественной войны.

Александр Иванович Фокин родился 15 ноября 1911 г. в деревне Палкино в семье крестьянина. За мужество и героизм при форсировании Вислы и удержание плацдарма на ее западном берегу Александр Иванович Фокин был представлен к званию Героя Советского Союза. В этом бою командир роты был дважды ранен.

В победном сорок пятом на груди А. И. Фокина сияли два ордена Красного Знамени, ордена Отечественной войны 1-й и 2-й степени, орден Александра Невского и пять медалей.

На улицах Берлина, на подступах к рейхстагу он командовал стрелковым батальоном. Золотую Звезду Героя ему вручили в Кремле 8 августа 1945 года.

В январе 1942 года две юные девушки-комсомолки Аня Самойлова и Валя Быкова, жительницы села Кельи, вызвались выполнить задание одной из частей Красной Армии по сбору разведывательных данных в немецком тылу на территории своего Лотошинского района.

В селе Маркове, где располагался штаб немецкой части, девушек схватили фашисты. Целый день оккупанты истязали комсомолок. Ничего не добившись от разведчиц, гитлеровцы расстреляли юных патриоток.

Буров Алексей Васильевич участник трёх войн, Финской, Великой Отечественной и Японской, награждён медалью за «Отвагу при обороне блокадного Ленинграда, медалью «За оборону Ленинграда», Орденом Великой Отечественной войны 2 степени, медалями «За победу над Германией», «За победу над Японией».

С реди крупнейших событий второй мировой войны великая битва под Москвой занимает особое место. Именно здесь, на подступах к столице первого в мире социалистического государства, хваленая гитлеровская армия, в течение двух лет легким маршем прошедшая многие европейские страны, потерпела первое серьезное поражение. Разгром фашистских войск под Москвой явился началом коренного поворота в ходе войны. Окончательно был похоронен гитлеровский план «блицкрига»; перед всем миром была развенчана фальшивая легенда о «непобедимости» гитлеровской армии.

В декабре 1941 года началось контрнаступление. Наши войска, ведя тяжелые бои на всех направлениях, продвигались вперед.

Кровавые бои шли за деревни Курятниково, Шелгуново, Перекнязево, Сельменево, Ильинское, Вяхиреве, Канищево, Могильцы, Раменье и Поляны, Афанасово, Введенское Савостино, Микулино, Калицино.

М ного солдатских захоронений осталось на земле нашего поселения, ни одно из них не забыто, с любовью и уважением относятся к ним местные жители и учащиеся школ.

Много крови было пролито за прошедшие века, наверное, поэтому так много красного цвета в Гербе нашего поселения. Ведь красный цвет символизирует не только мужество, смелость и силу, но и кровь, пролитую за Отечество.

Практическая часть

Нами было проведено анкетирование школьников и взрослого населения в д. Введенское, селе Микулино и д. Савостино, в начале и в конце исследований.

Было опрошено 124 человека, из них 75 школьников и 49 взрослых. Первое анкетирование поразило нас.

Многие (89%) из опрошенных знают, что в сельском поселении есть свои геральдические символы, но назвали их только 68 %, описать герб и флаг смогли только 56% , а назвать, что обозначает символика на гербе сельского поселения Микулинское - 42%.. Имена своих земляков - участников Великой Отечественной войны назвало только 45%, Имя последнего князя назвали всего 8 человек - это 6%, Про Бухмеера слышали 18 человек - это 14%.

Мы сделали выводы о том, что по тому, как относятся к символам граждане, можно судить об их отношении к политике, своему государству и к своей Малой Родине. Наша Россия и наше поселение имеет богатую историю, каждая её страница вызывает неподдельное чувство гордости. Символы российской государственности – герб, флаг, гимн – непреходящие ценности народов России. Они – «лицо» нашей страны. Поэтому нужно популяризировать государственные символы Микулинского сельского поселения, воспитывать патриотизм и гражданственность среди молодежи и населения.

Для этого мы решили:

Провести беседы в классах об истории создания муниципального герба сельского поселения Микулинское и его геральдических символах

Собрать материалы о жизни и деятельности известных людей, проживавших на территории сельского поселения Микулинское в разное время

Составить интерактивную карту захоронений и памятников воинам, погибшим в Великую Отечественную войну

Предоставить данный материал преподавателям на уроках истории и права

Принимать активное участие в праздновании Дня Герба и Флага сельского поселения Микулинское, а также в брейн-ринге, игре «Патриот» и других мероприятиях, связанных с популяризацией Государственных символов сельского поселения Микулинское.

Мы изучили историческую, художественную, публицистическую и православную литературу по проблеме, посетили Лотошинский исторический музей. В. А. Ананьев очень много рассказал об истории Микулинского городища.

Мы воссоздали историю создания муниципального герба сельского поселения Микулинское. Внимательно изучив обоснование символики герба нашего поселения, мы нашли доказательства её справедливости. При сборе материалов об известных людях нашего поселения, мы составили интерактивную карту захоронений воинов, погибших в ВОВ.

Мы провели 6 бесед с ребятами начальной школы и среднего звена в нашей школе.

Участвовали в брейн-ринге «Мой герб. Мой флаг. Моё Микулино», где заняли 1 место. В игре «Большие гонки в поселении», где участвовали не только дети, но и их родители и учителя. Заняли 1 место в игре «Патриот».

В конце года мы провели ещё раз анкетирование. Теперь результаты были значительно лучше. Почти все учащиеся смогли дать описание герба Микулинского поселения, многие назвали последнего князя Андрея Андреевича Телетевского и теперь могут сказать о том, что А. Ф. Бухмеер был учредителем сельхозшколы с винокуренным отделением, циматехнической и испытательной лаборатории. Мы считаем, что свою задачу мы выполнили.

Анализ результатов опроса.

1.Знаете ли вы что изображено на Гербе сельского поселения Микулинское?

а) знаю; б) частично; в) не знаю

Из построенной диаграммы видно:

Всего 23% учащихся точно знали что изображено на гербе сельского поселения Микулинское, 28% не знали вообще, что есть такой герб и 49% детей знали частично. Это говорит о том, что мои сверстники мало интересовались историей своей малой Родины и историей создания герба сельского поселения Микулинское.

Во втором опросе уже ни один из опрошенных учащихся не сказал, что не знает что изображении на гербе. 68% учеников знают, что изображено а всего3 2% запомнили это частично.

Взрослые участники моего опроса справились с задачей лучше – 85% знали из чего состоит герб, всего лишь 15% частично знали компоненты герба.

Какие геральдические символы входят в состав Герба нашего сельского поселения?

Опрос родителей показал, все они с уверенностью вспомнили основные элементы герба (собор, крепостную стену, руки). Трудности у всех вызвал вопрос о столбе и о делении щита столбом. Взрослые говорили, что не задумывались об этих элементах и поэтому с интересом слушали объяснения. Первый опрос учащихся показал, некоторые ребята спутали элементы Российского герба и муниципального. Некоторые родители и учащиеся спутали меховую опушку с колосьями. Так же как у родителей, так и у учащихся вопрос со столбом и делением щита вызвал большие трудности. С радостью можно отметить, что повторный опрос учащихся показал, что основные элементы герба знакомы уже всем опрошенным учащимся. Многие учащиеся запомнили про столб и деление щита.

Уже никто не спутал элементы государственного герба и герба поселения.

Знаете ли вы, что обозначает символика на гербе сельского поселения Микулинское?

1. Столп

а) опора; б) разделение; в) надёжность; г) поддержка

По результатам первого опроса видно, что учащиеся считают столп - это надёжность 66%, опора – 63%, разделение – 35%, поддержка – 25%.

После выполнения домашнего задания результаты резко меняются. Уже 88% ребят утверждают, что столп обозначает опору и 85 % надёжность, а вот разделение составляет всего 3%, поддержка – 5%.

Взрослые сразу отмечают, что столп – это опора и надёжность(80% и 73%)

2. Крепостная стена

а) самостоятельность; б) рабство; в) богатство; г) независимость.

По результатам первого опроса видно, что 64% ребят при первом опросе показали, что крепостная стена обозначает самостоятельность, но многие также думают, что - это богатство 44% и независимость35%. А вот после второго опроса ясно видно, что теперь столп обозначает самостоятельность и независимость 84% и 77%.

Взрослое население более склоняется к независимости – 63%.

3.Руки

а ) вера; б) люди; в) богатство; г) слава

При анализе данной диаграммы можно отметить, что практически все опрошенные с уверенностью сказали: руки – это люди, живущие на нашей земле

Учащиеся – в первый опрос – 77%, а во второй уже все 100%;

взрослые – 93%

4. Княжеская шапка

а) историческое прошлое Микулино; б) обилие пушного зверя; в) богатство; г) символ власти

При анализе данной диаграммы можно отметить: взрослое население считает, что княжеская шапка – это символ власти 83% и нашего исторического прошлого 80%.

А ребята в начале думали, что княжеская шапка – это практически в равной степени символ исторического прошлого, богатства и власти, даже обилие пушного зверя получило большой процент утверждений.

Во второй опрос ребята уже на 95 % уверены, что княжеская шапка это символ нашего исторического прошлого и власти.

Что обозначают цвета на гербе сельского поселения Микулинское?

С иний а) честь, благородство; б) чистое небо; в) духовность; г)вера.

По результатам опроса ребята на первое место поставили честь и благородство 68%, на второе место веру 64%, на третье место духовность 45%, на четвёртое – чистое небо 20%

Во втором опросе ребята на первое место поставили честь и благородство 84%, на второе место веру 92%, на третье место духовность 62%.

Взрослые единодушно на первое место поставили честь и благородство и духовность – 100%, на второе веру 64%,

Красный а) мужество; б) справедливость; в) сила; г) победа; д)красота и праздник

По результатам этого опроса взрослыми на первое место было поставлена победа 78%, затем мужество 67%, на третье место справедливость 45% красота и праздник – 38%, сила – 27%

У ребят мнения при первом опросе разделились так:

Победа – 65%, сила-63%, мужество 47%, справедливость -32%, красота и праздник 18%

Во время второго опроса мнения сложились так:

М ужества 78%, справедливости 69%, силы 56%, красоты и праздника 48%,победа 45%

Золотой

а) урожай,

б) богатство,

в) стабильность,

г) уважение,

д) интеллект

е) гордость

Анализируя результаты данного опроса можно сказать, что мнения ребят после первого опроса сложились так:

Богатство 68%, стабильность 56%, урожай 48%, интеллект 36%, гордость 33%, уважение 30%, после второго мнения ребят изменились: на первое место ребята поставили урожай 72%, далее богатство – 63%, стабильность – 62%, уважение 45%, интеллект – 41%, гордость 27%

Взрослые считают так: урожай 73%, богатство и стабильность 65%, уважение и интеллект 57%, гордость 35%

Серебро а) чистота, б)совершенство, в)мир и взаимопонимание,

г)возвышенные устремления, д) честность

Мнения взрослых сложились таким образом:

чистота 76%, совершенство 69%, мир и взаимопонимание 54%, возвышенные устремления43%, честность15%.

Мнения ребят при первом опросе были такими:

Совершенство 78%, мир и взаимопонимание 69%, чистота -56%, возвышенные устремления 48%, честность 43%.

После второго опроса мнения ребят были таковы:

Чистота – 81%, совершенство - 71%, мир и взаимопонимание – 65%, возвышенные устремления – 54%, честность – 24%

Вывод:

Изучая герб нашего поселения Микулинское, мы поняли, что он действительно является не только знаком полномочий и авторитета, но и символом богатого исторического прошлого нашей малой Родины.

Мы рады, что в этом символе нашли отражение люди, которые жили и живут на нашей Земле. Ведь недаром ещё Достоевский писал: «Люди, люди — самое главное. Люди дороже даже денег. Людей ни на каком рынке не купишь и никакими деньгами, потому что они не продаются и не покупаются, а опять-таки только веками выделываются; ну, а на века надо время, годков этак двадцать или тридцать, даже и у нас, где века давно уже ничего не стоят. Человек образуется лишь долгою самостоятельною жизнью нации, вековым многострадальным трудом ее, одним словом, образуется всею историческою жизнью страны»[3].

Из анализа диаграмм видно, что, привлекая внимание ребят к геральдическим знакам, можно заинтересовать их этим вопросом, а заодно и историей и ценностями отечественной культуры своей малой Родины, что помогает развить патриотические, гражданские и нравственные чувства, привлекает к изучению богатого наследия ярких личностей наших соотечественников.

Итогами данной работы заинтересовался педагогический коллектив нашей школы. Было решено провести ряд мероприятий, которые смогли бы расширить кругозор учащихся и восполнить пробелы. Запланировано проведение классных часов, викторин, для младших школьников спортивные игры и конкурсы. Мы думаем, что наши сверстники с интересом будут слушать об истории создания герба сельского поселения Микулинское, участвовать в викторинах, конкурсах и в спортивных эстафетах.

Литература:

[1] http://ru.wikipedia.org/wiki/Герб

2. http://www.paneuro.ru/main/russia/simbol/2.html

[3] МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 1 марта 2002 года № 30-51-131/16 «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации»

[4] Официальные символы Подмосковья, М.2003г.

[5] ФЗ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

[6] Решение совета депутатов сельского поселения Микулинское № 67/14 от 13.07.2007 «О гербе муниципального образования сельское поселение Микулинское»

[7] Положение «О гербе муниципального образования сельское поселение Микулинское»

[9]  Алексеева Ю.А. Сторонка отчая - Лотошинье моё: сборник стихотворений

[10]   Г.М. Ночвай и В.А. Ананьев «Земля наша Лотошинская. История и современность», 2014.

[11]  3. http://lotoshino.su/lotoshino/

[12]   http://geraldika.ru/symbols/5163

[13]   http://news.mail.ru/video/183521/

[14]  http://www.heraldik.ru/gerbs/lotoshino.htm

[15]  http://lotoshinophoto.gallery.ru/watch?ph=bJFq-fGUOf#feature=topscroll

[16]  http://www.bestpravo.ru/moskovskaya/bz-praktika/h4w.htm

Приложение 1.

Анкетирование школьников и взрослого населения

Знаете ли вы что изображено на Гербе сельского поселения Микулинское?

А) знаю, б) частично. В) не знаю

Какие геральдические символы входят в состав Герба нашего сельского поселения?

Знаете ли вы что обозначает символика на гербе сельского поселения Микулинское?

1.Столп

а)опора, б)разделение, в)надёжность, г)крепость

2.Крепостная стена

а)самостоятельность, б)рабство, в)богатство, г)независимость.

3.Руки

а)хлеб, б)люди, в)богатство, г)слава

4.Княжеская шапка

а)историческое прошлое Микулино, б)звери, в)богатство, г)символ власти

Что обозначают цвета на гербе сельского поселения Микулинское?

Синий, красный, золотой, серебряный

Знаете ли вы когда был утвержден герб и флаг сельского поселения Микулино?

Знаете ли Вы когда был построен собор Михаила Архангела в селе Микулино?

Знаете ли Вы кто был последним князем, владевшим Микулино?

Знаете ли Вы кто такой был А.Ф Бухмеер?

Какие заводы были раньше в Микулино?

Какие знаменитые имёна наших земляков связаны с Великой Отечественной войной.?

Приложение 2

Информация по памятникам и местам захоронения воинов погибших в ВОВ 1941-1945 годов, расположенных на территории сельского поселения Микулинское

п/п

Наименование объекта

Количество захоронений

Наличие захороненных воинов

Точный адрес

1.

Обелиск местным жителям, погибшим в ВОВ

нет

Нет

с.Микулино у здания администрации

2.

Памятный знак о действиях партизан

нет

Нет

автодорога Лотошино-Микулино, от перекрёстка Немки-Коноплёво 50 м. в сторону п.Лотошино

3.

Памятник скорби, погибшим врачам и больным

1

710

с.Микулино, территория МОПБ-12

4.

Братская могила

1

200

д.Савостино, у административного здания отделения «Вешние воды»

5.

Братская могила

1

101

д.Кельи, 150 м. от въезда в деревню.

6.

Памятник погибшему батальонному комиссару Седову

1

1

д.Кельи, 150 м. от въезда в деревню.

7.

Братская могила

1

250

д.Хмелёвки, с южной стороны в 150 м. от деревни

8.

Братская могила

1

187

д.Палкино, в 100 м. от деревни справа в сторону д.Савостино

9.

Братская могила

1

100

у д.Андрейково, 1.3 км. от деревни в лесном массиве

10.

Братская могила

1

31

с.Щеглятьево, на территории церкви

11.

Обелиск на братской могиле

1

Более 600 чел.

На месте бывшей д.Дьяково

12.

Обелиск местным жителям, погибшим в ВОВ

1

19

д.Ильинское, на въезде в деревню слева

13.

Братская могила

1

2

д.Могильцы, на территории бывшего «барского сада»

14.

Братская могила

1

50

д.Введенское (кладбище)

15.

Братская могила

1

81

д.Афанасово, слева от автодороги Лотошино-Афанасово, 300 м. не доезжая до поворота на д.Раменье

16.

Памятник 30-й Ударной армии

нет

нет

у д.Хилово

17.

Обелиск местным жителям погибшим в годы оккупации

1

10

д.Петровское, 150 м. на запад от деревни.

18.

Братская могила

1

3

д. Боборыкино, справа от дороги

19.

Братская могила

1

200

д. Боборыкино, справа от дороги

 

Памятный знак о действиях партизан

нет

нет

автодорога Лотошино-Микулино от перекрёстка Немки-Коноплёво 500 м. в сторону п.Лотошино

 

Итого

16

   

Приложение 3

«Мой герб. Мой флаг. Моё Микулино»

В сельском поселении Микулинское Лотошинского муниципального районапрошел брейн — ринг, посвященный Дню герба и флага поселения.

 По тому, как относятся к символам граждане, можно судить об их отношении к политике, своему государству и к своей Родине. Наша Россия имеет богатую историю, каждая её страница вызывает неподдельное чувство гордости. Символы российской государственности – герб, флаг, гимн – непреходящие ценности народов России. Они – «лицо» нашей страны.

22 декабря в сельском доме культуры деревни Введенское собрались команды, чтобы сразиться в интеллектуальном поединке на знание официальных государственных символов. Игрокам предстояло продемонстрировать свои знания не только символов поселения, но и его истории, культуры, известных людях, то есть, всего, чем мы можем гордиться по праву.

В составе команд те, кого волнует будущее нашей страны, кого в скором времени мы по праву сможем назвать интеллектуальной элитой нашего поселения. Три команды приняли участие в интеллектуальной игре «Мой герб. Мой флаг. Моё Микулино»: «Патриоты» МОУ «Введенская СОШ», «Микгим» МОУ «Микулинская гимназия» и «Земляне» МОУ «Савостинкая СОШ».

Ответы команд оценивали уважаемые члены жюри: заместитель Главы сельского поселения Микулинское Земледельцева Ю.В., директор МУК «Централизованная клубная система с/п Микулинское» Казнадей Н.В. и методист ЦКС Кручинина В.В.

Игра началась со знакомства с командами. Каждая из них представила свою «Визитную карточку», в которой кратко и ярко рассказала о себе. Основная игра состояла из четырех раундов: исторический экскурс «Микулин-град, ты дорог мне!», поселение в годы Великой Отечественной войны «Шёл бой за наш родимый дом», «Послевоенные годы и современность», «Наши символы – наша гордость».

Все команды проявили бойцовский характер и упорно шли к победе. Многие вопросы были не из легких, но и особо сложных вопросов не было. Но почти каждый из них нес дополнительную информацию о многовековой истории Микулинской земли, ее традициях и людях.

Итоги интеллектуальной игры «Мой герб. Мой флаг. Моё Микулино» подвела председатель жюри, заместитель Главы сельского поселения Микулинское Юлия Вячеславовна Земледельцева. Она вручила командам грамоты и книги по истории страны.

По общей сумме баллов, полученных командами, жюри распределило места таким образом: «Патриоты» МОУ «Введенская СОШ» заняли 1 место, «Микгим» МОУ «Микулинская гимназия» — 2 место, «Земляне» МОУ «Савостинская СОШ» — 3 место. «Поздравляю победителей интеллектуальной игры – знатоков и умников Микулинской земли. Спасибо учителям Микулинской гимназии, Савостинской и Введенских школ, ведущих большую просветительскую работу, воспитавших таких замечательных знатоков истории родной земли. Спасибо всем за интересную игру», — сказала Юлия Вячеславовна в заключении.

После игры заместитель Главы поселения поделилась своими впечатлениями: «Проведение подобных мероприятий является активной формой патриотического воспитания нашей молодежи. Для того, чтобы ответить на более чем сорок вопросов, ребятам пришлось пролистать много страниц, покопаться на сайтах в Интернете. Но это время не потеряно зря. Главное, они получили новые знания, которые, как известно, лишними не бывают. Особое спасибо работникам Введенского сельского дома культуры и Савостинского культурно – досугового центра, которые на высоком уровне подготовили и провели мероприятие».

Приложение 4

Игра "Большие гонки в поселении"

Цели игры:

Популяризация государственных символов Микулинского сельского поселения.

Воспитание патриотизма и гражданственности.

Продолжить формировать бережное отношение к своему здоровью, прививать любовь к здоровому образу жизни.

Оборудование:

флаг и герб Микулинского сельского поселения;

необходимое оборудование для проведения конкурсов.

Ход мероприятия

Игра проводится в спортивном зале. В состязании принимают участие 3 команды: дети «Принесенные аистами» и педагоги «Ботаники», родители «ПаМа». Из гостей, родителей, учащихся формируется судейская коллегия. У каждой команды своя отличительная форма и эмблемы. Участники построены на старте. Болельщики приветствуют своих героев. Звучит фонограмма из телевизионной передачи «Большие гонки».

I. Вступление.

Если крикнет рать святая: 
«Кинь ты Русь, живи в раю!» 
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте Родину мою».

Ведущий: Добрый день, дорогие ребята, родители, учителя, гости. Мы рады приветствовать всех на игре, посвященной жителям Микулинского сельского поселения.

«Большие гонки в поселении» – так называется наша игра.

Живая энергия, крутые повороты, накал страстей и непредсказуемый поединок – все это – большие гонки! Вы готовы испытать настоящий шок?

Сегодня за победу в «Больших гонках» будут бороться 3 команды... – это люди разного возраста, роста, с разным уровнем образования, абсолютно разных весовых категорий, но объединяет их всех то, что все они жители Микулинского сельского поселения, а конкретно – д. Введенское! (представление команд).

Им лень сидеть у телевизора, они не портят глаза перед компьютером. Они – вечный двигатель, им не сидится на месте. Кто из них сегодня будет самым быстрым, ловким, метким? Кто одержит победу? Вы заинтригованы? Тогда мы начинаем! Успехов вам и побед!

Представляем судейскую коллегию: 1 родитель – будет контролировать команду учителей, 1 учащийся – контролировать команду родителей, 1 гость из учителей – контролировать команду учащихся; и еще главный судья. Который будет контролировать подведение итогов каждого конкурса.

Конкурс 1. «Разминка»

Оборудование: 3 гимнастические палки, 3 шарика, финишная лента.

Ведущий: Трудно начинать состязание с активного бега. Первый конкур изящен и грациозен! Спина прямая, подбородок приподнят, походки от бедра. Задача участников – ходьба с подбиванием гимнастической палкой воздушного шарика. (Проведение эстафеты).

Ведущий: Красавцы, удальцы, не идут, а плывут! Не хуже мировых топ-моделей, хоть сейчас всех на подиум. Видно, дают о себе знать постоянные тренировки ходьбы по школьным коридорам взад-вперед. Дорогие болельщики! Трудно, очень трудно удержать воздушный шарик. Он очень легок, наивен и не понимает, что находится в крепких, как щупальца, руках. Поддержим аплодисментами наших дорогих участников!

Ведущий: Трудно нашим участникам, трудно. Навыки безвозвратно утеряны, да и зрение уже не то, руки не слушаются.

Подводим итог конкурса: 3 балла – команда закончившая эстафету первой, 2 б. – второй, 1 б. – третьей.

Попросим помощников отразить результаты не лесенке.

Конкурс 2. «Орехобол»

Оборудование: 3 тазика, 3 ведерка, 24 ореха.

Задача команды с расстояния 3 метров, как можно больше закинуть орешков в ведерко, которое находится в тазу с водой, т.е. свободно плавает. Побеждает та команда которая забросит больше орешков. Каждый участник бросает по одному ореху.

Подводим итог конкурса: 3 балла – команда у которой больше всего орехов, 2 б. – второй результат, 1 б. – третий результат.

Попросим помощников отразить результаты на лесенке.

Конкурс 3. «Фигурное вождение»

Оборудование: 3 машинки на резинках, кегли 3 стула.

Ведущий: Какой накал страстей… (По сигналу участник берет за резинку машинку и провозит ее вокруг кеглей, обратно возвращается по прямой, чтобы передать машинку следующему игроку.)

Болельщики, поддержим участников. Какие милые гонщики! Ну, с такими классными водителями дорога нашего поселения должна быть безопасной!

Подводим итог конкурса: 3 балла – команда с первым результатом, 2 б. – второй результат, 1 б. – третий результат.

Попросим помощников отразить результаты на лесенке.

Конкурс 4. «Рыбалка»

Оборудование: 3 удочки, рыбки.

Все прекрасно знают , что реки в нашем поселении богаты рыбой. Сейчас мы предлагаем выявить заядлых рыболовов нашего края. (За 3 минуты каждая команда должна ловить рыбку, кто больше.)

Подводим итог конкурса: 3 балла – команда с первым результатом, 2 б. – второй результат, 1 б. – третий результат.

Попросим помощников отразить результаты на лесенке.

Конкурс 5. «Вечно голодные»

Оборудование: 3 стула, 3 чепчика, 3 слюнявчика, 3 тарелки, 3 ложки, бутылочки на резинке, пачки молока, «весы» – обручи.

Первый игрок бежит до стула, садится на стул, одевает чепчик, начинает плакать. Далее второй игрок подбегает к тому кто сидит на стуле, берет слюнявчик, одевает на того кто на стуле, затем бежит к следующему игроку и передает ему эстафету, третий несет тарелку, четвертый ложку, пятый забирает посуду, шестой вытирает рот, седьмой наливает «молоко» в бутылочку. Следующий закрывает бутылочку (приносит крышку), следующий с бутылочкой бежит к пачке с молоком, попадает в отверстие – «наливает молока» и передает бутылочку младенцу, младенец встает на весы. Выигрывает та команда, которая без ошибок и первой закончила эстафету.

Подводим итог конкурса: 2 балла – команда с первым результатом, 1 б. – второй результат, 0 б. – команда, младенец которой остался голодным (не встал на весы).

Попросим помощников отразить результаты на лесенке.

Конкурс 6. «Конкурс с бычками»

Оборудование: 3 стула, 3 плитки потолочной, 3 набора флага поселения в разрезе, клеящие карандаши.

Ведущий: А как на счет бычка?

Задача каждой команды – беря по одному элементу – собрать флаг поселения, но чтобы достать элемент, надо пройти через поле с бычками.

На середине зала бычки вращают большую скакалку. По сигналу первый бежит и старается пробежать под вращающуюся скакалку, не задев ее, берет элемент и, возвращаясь назад обычным способом, передает эстафету. (Если сбился на скакалке, останавливается и пробует снова, остальные (из других команд) в это время спокойно перешагивают.)

Итак, выпускаем бычков!!!

Подводим итог конкурса: 3 балла – команда с первым результатом, 2 б. – второй результат, 1 б. – третий результат.

Попросим помощников отразить результаты на лесенке.

Конкурс 7. «Показ мод»

Оборудование: 3 стула, 3 комплекта одежды (все перемешано).

Общий, на 3 команды чемодан, каждая команда должна собрать костюм, гость из Африки, врач, военный. (О конкретном костюме команда не предупреждена.)

Задача каждой команды – как можно быстрей собрать свой костюм. Если вы уверены, что другая команда забрала ваш элемент одежды, снимите это с их манекена!

Чемодан должен остаться пуст.

Подводим итог конкурса: 3 балла – команда с первым результатом, 2 б. – второй результат, 1 б. – третий результат.

Попросим помощников отразить результаты на лесенке.

Конкурс 8. «Водоносы»

Оборудование: 3 стула, 3 мерные бутылки в тазах, 3 маленьких кружечки, 3 обруча, 3 ведра с водой.

Каждый игрок команды, зачерпнув в ведре воду маленькой чашечкой, несет ее в другой конец эстафеты, проходит через обручи и выливает в бутылку. Чья бутылка наполнится больше за 3 минуты.

Не секрет, что в нашем крае вода самая вкусная. Сейчас мы ее разольем по бутылкам и продавать будем.

Подводим итог конкурса: 3 балла – команда с первым результатом, 2 б. – второй результат, 1 б. – третий результат.

Попросим помощников отразить результаты на лесенке.

Ведущий: Вот с такими итогами мы подошли к финалу. Что же теперь произойдет, кто же станет победителем сегодняшней гонки???

Все расставит по своим местам завершающий конкурс «Горки».

Предлагается 3 набора цифр и букв, из которых надо составить лесенкой дату Дня герба и флага Микулинского сельского поселения (17 декабря). Кто вперед, тот и победил!

Гонка – просто дух захватывает. Кто, кто же придет к финишу первым? Друзья! Поддержим игроков! Осталось совсем чуть-чуть. Поистине, захватывающий конкурс! Большие гонки!

Ура! Финиш! Кто же победил? Вот это накал страстей!

Да, именно 17 декабря День герба и флага нашего поселения. Не случайно на нашем флаге и гербе показаны руки – это символ жителей нашего поселения, которые прославляют родную землю. И мы сегодня доказали, что, действительно, замечательный народ в поселении нашем живет!!!

Отдохнули мы на славу, 
Победили все по праву! 
Похвал достойны и награды,
И мы призы вручить вам рады.

Ведущий: Спасибо всем. Это были потрясающие гонки! До новых встреч!

Приложение 5

 

36

Просмотров работы: 101