ВВЕДЕНИЕ
Мой Приморский лучший рай.
За тебя волнуюсь.
Мне так важно, чтоб ты жил.
Долго и бесспорно.
Чтобы я тебя любил,
С гордостью, достойно.
Современное Приморье, а ему уже 80 лет – обширный по территории регион. По площади край превышает Бельгию, Голландию, Данию и Швейцарию вместе взятые. История Приморья с древнейших времен и до наших дней богата яркими страницами. На территории современного Приморья жили, сменяя друг друга, первобытные племена и народы, здесь возникали и погибали средневековые государства. Были века, когда, казалось, все забыли об этих диких краях, и только немногочисленные группы охотников и сборщиков женьшеня бродили по долинам таежных речек. Но в середине XVI в. в далекие земли у берегов Тихого Океана пришли русские первопроходцы, и с тех пор история Приморья стала историей Российского Приморья. Приморье является средоточием самых разнообразных памятников истории и культуры русской цивилизации, число которых достигает двух тысяч. Монументы и отдельные здания, корабли и мемориальные знаки, городские улицы и скверы, носящие имена знаменитых предков - это координаты истории славной и трагической, прожитой одним из отдаленных уголков России. По историческим меркам край очень молод, однако здесь много населенных пунктов, существующих уже более 100 лет. Благодаря инициативе известного государственного деятеля, приамурского генерал-губернатора графа Н.Н. Амурского в удобных бухтах залива Петра Великого были основаны русские посты, которые в дальнейшем превратились в крупные порты Приморского края - Владивосток, Находка, Посьет. Пишется эта история и сегодня, когда Приморье превращается в один из самых перспективных регионов России. Мы гордимся своим краем, его красотой богатством, и прежде всего людьми- тружениками города и деревни, руками которых делались и делается сегодня история. В этом и состоит актуальность темы исследования.
Проблема исследования: история Приморского края и г. Фокино.
Тема исследования: история Приморского края.
Объектом являются учащиеся МКОУ СОШ № 251 7,8,9 и 11 классов.
Предмет: Приморский край, г. Фокино.
Цель: исследование исторических памятников Приморья.
Гипотеза: если мы не будем знать историю своего края, то не сможем ее сохранить и передать будущему поколению.
Задачи: познакомиться с дополнительной литературой и источниками по данному вопросу; познакомиться с историей Приморского края; узнать этапы освоения Приморья; выяснить отношения учащихся к истории Приморского края.
Методы исследования: анализ литературы по проблеме, наблюдение, беседа, опрос, анализ продуктов деятельности, методы количественного и качественного анализа результатов обследования.
Данный вопрос изучен недостаточно хорошо, поэтому при написании данной работы я столкнулся с проблемой нехватки публикаций, книг и газет. Страницы этой истории писали исследователи О. Степанов, Г.И. Невельской, В.К. Арсеньев. Наиболее полно освещает историю Дальнего Востока с древнейших времен и по настоящее время, а также ключевые проблемы учебное пособие по Истории Дальнего Востока России под редакцией С. М. Дударенок и Е. А. Лыковой, также интересна книга Н.П. Матвеева Краткий исторический очерк г. Владивостока, в которой изложена летопись нашего г. Владивостока.
Нами было проведено исследование, по выявлению знаний истории нашего края, которое проводилось среди учеников 7,8, 9, 11 классов МКОУ СОШ № 251. По результатам проведенного исследования, я сделал следующие выводы: ребята знают, что на территории Приморья проживали бохайцы и чжурчжэни, что 2 июля 1860- 70% был основан город Владивосток, столица Приморского края, знают названия судов которые первыми вошли в бухту Золотой рог: Гридень и Манчжур, но к сожалению затруднения вызывают перечисления исторических мест Приморья.
Практическая значимость исследования состоит в том, чтобы вызвать мотивацию у сверстников к изучению исторических памятников Приморья, привить чувство гордости и уважения к своей Родине, воспитывать любовь и уважение культуре. Практический материал может быть использован педагогами и родителями для совместной работы с детьми, а также самими детьми для самостоятельного изучения.
Структура исследования: данное исследование состоит из двух частей, списка использованных источников и литературы, и приложения.
ИСТОРИЯ ПРИМОРЬЯ
Человек впервые появился на территории Приморья в эпоху палеолита более 30 тыс. лет назад. Это были собиратели и охотники на мамонтов, диких лошадей, бизонов, носорогов, медведей, лосей. С началом глобального потепления климата, около 10 - 8 тыс. лет назад, в жизни древнего населения произошли существенные изменения: была изобретена глиняная посуда, разнообразные орудия - наконечники стрел, тесла и топоры из камня, лодки, рыболовные крючки, гарпуны, остроги. В начале железного века - около 2800 лет назад - прибрежную зону Приморья занимало население янковской археологической культуры. Примерно в это же время, 2300 лет назад, в западных районах Приморья появились носители кроуновской культуры (племена воцзюй). Их основные занятия - земледелие, разведение свиней, коров, лошадей, охота, рыболовство. С первых веков нашей эры у племен илоу получили развитие кузнечное и гончарное ремесла, велось строительство общественных сооружений (дорог, систем водоснабжения), активизировались контакты с культурами сопредельных территорий [2]. В середине I тысячелетия н.э. Приморье было заселено племенами сумо моэх было образовано государство, с начала VIII в. получившее название Бохай (698 - 926). На территории Приморья, южная часть которого оказалась в составе Бохая с середины VII в., находились по меньшей мере две территориально-административные единицы: область Шуайбинь, названная по реке (Суйфэнь, Суйфун, Раздольная), в долине которой располагался ее центр, и округ Янь (Яньчжоу), остатками центрального города его является городище близ пос. Краскино в Хасанском районе [8]Отсюда, из залива Посьета, начинался морской путь из Бохая в Японию, по которому осуществлялся дипломатический, торговый и культурный обмен между Бохаем и Страной восходящего солнца. Бохайские города и поселения располагались на плодородных землях в долинах рек Раздольной, Илистой, Арсеньевки, Шкотовки, Партизанской. Находившейся восточнее и северо-восточнее Бохая племена хэйшуй мохэ испытывали сильное культурное и политическое влияние Бохая. В 926 г. Бохай был уничтожен киданями. После 926 г. происходит объединение части племен хэйшуй моэх, известных с X в. под именем чжурчжени. Образованное ими государство Цзинь (1115-1234) разгромило киданьскую империю Ляо (916-1125) и в ходе войн с китаиской империей Сун завоевало весь Северный Китай. В период своего расцвета империя Цзинь занимала оширные территории от р. Хуайхэ на юге до долины Амура на севере, от Большого Хингана на западе до побережья Японского моря на востоке. На территории Приморья находилась цзиньская губерния Сюйпинь с центром в районе современного города Уссурийска. Во время войн с монголами в начале XIII в., завершившихся гибелью Золотой империи, на территории Восточной Маньчжурии, северной части Корейского полуострова и в Приморье чжурчжэньский военачальник Пусянь Ваньну создал самостоятельное государство Ду Ся. Пришедшие во главе с Пусянем Ваньну из губернии Восточной столицы Цзинь чжурчжэни строили укрепленные города. Многие из них - Шайгинское и Екатеринское городовища в Партизанском районе, Красноярское близ Уссурийска, Ананьевское в Надежденском районе, Лазовское и другие - стали объектами археологических исследований, дав богатейший материал для изучения хозяйства, культуры и общественно-политического устройства чжуржэней[3]. Впервые русские землепроходцы - отряд О. Степанова - побывали в Приморье в середине XVII в. Однако активное изучение и основание края началось в середине XIX в.
ОСВОЕНИЕ ПРИМОРСКОГО КРАЯ В XIX-НАЧАЛЕ XX В.
Настоящая история Приморья началась с его освоения русскими путешественниками, мореплавателями, исследователями. Территория Приморья (до 1917 — Южно-Уссурийский край) была включена в состав Российского государства по Айгунскому (1858) и Пекинскому (1860) договорам, юридически оформивших границы между Россией и Китаем. В административном отношении край стал частью Приморской области, образованной в 1856. Заселение южной части Приамурского (современного Приморского края) началось с казаков Уссурийского пешего батальона Амурского казачьего войска. Они были переселены сюда в период 1858-1862 годов из Забайкалья, где выбирались по жребию, волей или неволей должны были бросить свою родину и идти в новый, неведомый для них край. В 1859 были обследовано северо-западное побережье Японского моря, основан военный пост Владивосток, будущая столица Приморья. Затем основаны другие военные посты (на озере Ханка, в бухте св. Ольги и др.). В 1865-69 гг. были построены первые казачьи поселки на реке Уссури (позднее возникло Уссурийское казачье войско). Территория Приморья, являющаяся южной частью Дальневосточного региона России (до революции обозначалась географами как Южно-Уссурийский край), была включена в состав Российского государства на основе Пекинского (1860) договора[7].
В 1861г. Приморский край переименовали из Уссурийского в Приморский край (на тот момент проживало 20 тыс. человек). 26 мая 1861 года вступили в силу «Правила для поселения русских и иностранцев в Амурской и Приморской областях Восточной Сибири». В соответствии с ними Амурская и Приморская области были объявлены правительством открытыми для заселения. Переселенцам предоставлялись определённые льготы: отводился в бесплатное пользование участок земли до 100 десятин на каждое семейство, они навсегда освобождались от подушной подати и на 10 лет – от рекрутской повинности; за плату поселенцы могли дополнительно приобретать землю в частную собственность; в крае была введена беспошлинная торговля (режим порто-франко) и т.д. Эти меры и отмена в 1861 г. крепостного права в России, способствовали притоку на дальневосточную землю крестьян, казаков, рабочих, предприимчивых людей всех сословий. Наступил первый этап организованного переселения. Группами, а иногда целыми деревнями, пешком (телеги везли нехитрый скарб, больных и самых маленьких) два, а то и три года добирались выходцы из Вятской, Воронежской, Пермской, Тамбовской, Астраханской губерний до Амура. И здесь оседали насовсем. Ведущей отраслью сельского хозяйства было земледелие. Промышленное освоение Приморья осуществлялось в первую очередь за счет разработки богатейших природных ресурсов: угля, золота, полиметаллических руд. К концу ХIХ в. промышленное значение приобретает добыча рыбы, морепродуктов, развивается лесодобывающая отрасль. В административном отношении край стал частью Приморской области, образованной в 1856 г. и входившей в состав Восточно-Сибирского, а с1884 г. – Приамурского генерал-губернаторства. Как и другие дальневосточные территории, Уссурийский край был очень слабо заселен: в 1861 г. в нем насчитывалось менее 20 тысяч человек [5]. Большое значение для ускорения заселения и хозяйственного освоения Дальнего Востока (и Уссурийского края в частности) имело строительство Транссибирской железнодорожной магистрали: в период сооружения восточного ее участка – Уссурийской железной дороги – резко возрос приток капиталов и рабочих. Численность населения в Приморье в начале ХХ века продолжала расти и к 1913 г. достигла 480 тысяч человек.
Вторым этапом заселения Южно-Уссурийского края занималась переселенческое управление. С установлением в 1882 году регулярных рейсов Одесса – Владивосток пароходами Добровольного флота основная масса переселенцев стала прибывать в Приморье морским путём. На дорогу уходило уже от 40 до 50 дней, в зависимости от погоды. Каждый переселенец получал бесплатно в вечное и постоянное пользование 40 десятин (43,6 га) земли, пожизненное освобождение от подушной подати, а от других налогов на 20 лет, каждой семье выдавалась ссуда сроком на 28 лет, причём её погашение можно было начинать через пять лет, так как на эти годы процентов не начисляли. Всего с 1883 по 1901 годы в край переселилось (в основном морским путём) 55 208 человек[4]. Выдающуюся торгово-транспортную роль стал играть Владивосток, вошедший в пятерку крупнейших портов России. Усилилось международное значение Владивостока: в городе действовало более десятка консульств, большое количество иностранных торговых представительств. Во второй половине ХIХ века Дальний Восток стал все больше привлекать внимание русских ученых и исследователей. Российская Академия наук и различные научные общества организовывали экспедиции, которые изучали прошлое и настоящее Дальнего Востока, его флору, фауну, этнографию. Их труды значительно расширили и углубили знания о Приморском крае. В 1884 г. во Владивостоке было создано Общество изучения Амурского края. На Дальнем Востоке трудился выдающийся российский деятель генерал-губернатор Восточной Сибири граф Н.Н. Муравьев-Амурский, который внес большой вклад на дипломатическом поприще. С его участием были ратифицированы Айгуньский, затем Пекинский договоры, регламентирующие взаимоотношения Российской империи с Китаем. Далекое Приморье всегда влекло к себе российскую общественность. В разные годы здесь побывали ученые и путешественники, поэты и актеры, певцы и писатели: П.В. Виттенберг, Н.В. Комаров, С.О. Макаров, Н. Асеев, Д. Бурлюк, А. Фадеев, певица Л. Вяльцева, актриса В. Комиссаржевская. Огромный вклад в изучение края внес выдающийся путешественник и ученый В.К. Арсеньев. Более тридцати лет своей жизни он отдал исследованиям Дальнего Востока. Его книги, очерки способствовали широкому распространению знаний о крае[11].
Таким образом, в середине XIX века центральным поселением на восточных землях был Николаевск-на-Амуре, а 1860 г. был основан город Владивосток. За 1861-1900 гг. на Дальний Восток России, включая Приморье, прибыло 116 тыс. человек, из них почти 82 % крестьян и 9% казаков; в 1861-1866 гг. появились первые крестьянские села на юге края. Уже в начале XX века на территории Приморского края проживало около 600тыс. человек.
ПРИМОРЬЕ В XX – XXI вв.
Начало третьему этапу положило завершение в 1901 году строительства Великого Сибирского рельсового пути (Транссиба), связавшего Москву с Владивостоком. Теперь на дорогу переселенцы тратили всего 18 суток. Главными руководителями этого этапа стали С. Ю. Витте, министр финансов, возглавивший правительство России в 1903 году, и сменивший его на посту Председателя Совета Министров П. А. Столыпин. Первый период переселения по Транссибу проходил с 1901 по 1904 год. Дальнейшее заселение области прервала русско-японская война 1904-1905 годов. В 1906 году снова началось переселение из Забайкалья в Приморскую область. Третий этап переселения прервали Первая мировая война и революция. К тому времени Транссиб перевёз в Приморье 198 953 переселенца[12]. Всего с 1861 по 1917 год в край переселились 268 820 крестьян и казаков, которыми было основано 503 села и 16 посёлков. В 1918 Приморье было оккупировано американскими, японскими, английскими войсками. При поддержке большевиков в 1920 была создана Дальневосточная республика (ДВР), которая силами Народно-революционной армии боролась с интервентами на Дальнем Востоке. В 1922 Дальний Восток присоединен к РСФСР. В 1922 край был преобразован в Приморскую губернию, которая входила в образованную на территории бывшей ДВР Дальневосточную область (ДВО). В 1926 ДВО была преобразована в Дальневосточный край (ДВК), а Приморская губерния сначала — во Владивостокский округ, затем (с 1932) — в Приморскую и Уссурийскую области. В 1938 был образован Приморский край[16]. Так с начала ХХ века Приморье становится наиболее заселенной и промышленно развитой территорией российского Дальнего Востока. В середине 20-х гг. здесь проживало около 600 тысяч человек, что составляло 44% всех дальневосточников. С 1922 по 1926 гг. это была Приморская губерния, которая входила в Дальневосточную область (ДВО). Административным центром Дальнего Востока с 1923 по 1938 гг. был г. Хабаровск, где размещалось все региональное руководство, в непосредственном подчинении которого находились и приморские власти. 20 октября 1938 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР “О разделении Дальневосточного края на Хабаровский и Приморский края” ДВК был разделен на две самостоятельные административно-территориальные единицы: Хабаровский край с центром в г. Хабаровске и Приморский край с центром в г. Владивостоке. С тех пор и по настоящее время Приморье имеет статус Приморского края с непосредственной подчиненностью Москве [4]. В январе 1930 года большая часть сельского населения южных районов края состояла из переселенцев. Это позволило взять курс на сплошную коллективизацию. Но борьба старожилов с колхозниками-переселенцами не затихала. В 1930 году были убиты первые председатели сельсоветов в Новоникольске и Дмитриевке. На это власть ответила максимальным использованием закона от 7 августа 1932 года об охране социалистической собственности. Из 2000 осуждённых по нему 200 человек приговорили к высшей мере наказания и расстреляли. Дальнейшее заселение округа (с 1932 г. – области) проходило более спокойно. Следующий этап заселения Приморья имел некоторую особенность. В 1932 году в СССР были введены паспорта, но только для горожан. Сельским жителям паспорт выдавался только с разрешения сельсовета. Но демобилизованные после прохождения военной службы имели права получить паспорт по месту демобилизации. И в Приморье начало накапливаться значительное количество молодых мужчин. В феврале 1932 года к девушкам Советского Союза обратилась с призывом приехать на Дальний Восток, вложить свои силы и энергию в его развитие жена майора ОКДВА Валентина Хетагурова, прибывшая на Дальний восток в 1932 году по комсомольской путёвке. В августе 1937 года в край прибыло 5000 девушек, получивших название – хетагуровки. Они были распределены по гарнизонным посёлкам и береговым рыбкомбинатам. В 1937-1938 гг. была проведена принудительная депортация из Приморья всех жителей корейской и китайской национальностей, всего около 200 тысяч человек.
К 1940 г. его численность достигла 939 тысяч человек[7]. Годы второй мировой войны стали для приморцев временем напряжения всех жизненных сил. На край легла большая нагрузка по производству военной техники и снарядов, судоремонту, добыче леса, угля, редких и цветных металлов. Приморье вместе с другими прибрежными районами Дальнего Востока стало практически единственной рыбопромысловой базой страны. Порт Владивосток, Дальневосточное морское пароходство и Дальневосточная железная дорога выполняли основной объем транспортных перевозок в СССР. После окончания второй мировой войны Приморье продолжало развиваться как крупный промышленно-аграрный район Дальнего Востока с сохранением преимущественно сырьевой специализации. К середине 1960 гг. созданы новые для края отрасли промышленности: химическая, электротехническая, приборостроительная, инструментальная, фарфоровая, мебельная и др. В геополитической системе советского государства Приморье, как и в дореволюционный период, занимало место одной из составных частей российского дальневосточного региона.
Современное Приморье, а ему уже 80 лет – обширный по территории регион. По площади край превышает Бельгию, Голландию, Данию и Швейцарию вместе взятые. В состав Приморского края входят острова, расположенные в заливе Петра Великого: Русский, Попова, Рейнике, Рикорда, Путятина, Аскольд и др. В настоящее время в крае 12 городов и 24 района. Приморье – край многонациональный. Помимо коренных народов – удэгейцев, орочей тазов, нанайцев, входящих в “Северную ассоциацию народов” - в крае насчитывается более 120 национальностей. С конца 1991 г. Приморский край, оставшись тем же административно-территориальным региональным образованием, стал входить фактически в другую, новую страну – в Россию. В этой связи произошло существенное изменение факторов и предпосылок социально-экономического развития Приморья. Распад СССР оказал двоякое влияние на развитие Дальнего Востока и Приморья. Во-первых, отрицательное – в связи с разрывом многих экономических связей и по ресурсам и по готовой продукции вследствие резко усложнившихся проблем движения товаров и денежного обращения в СНГ. Произошел также разрыв социальных связей не только в СНГ, но и между западными и восточными регионами России. В то же время геополитическая и экономическая роль Дальневосточного региона и особенно Приморья в России существенно возросла. В этих условиях возросла роль природных ресурсов Приморья: цветных и редкоземельных металлов, горно-химического сырья, биохимического сырья, в т. ч. морского, разнообразных лесных, рекреационных ресурсов и других. Возросло значение и местных топливно-энергетических ресурсов, прежде всего угольных, а также – гидроэнергетических, океанических и других. С отделением от России приморских районов – прибалтийских, украинских, грузинских – повысилось значение транспортно-транзитных функций Дальневосточного региона, особенно портов Приморья, его роль во внешнеэкономических связях России со странами АТР. Основу внешней торговли края составил товарообмен со странами дальнего зарубежья. Приморские предприятия поддерживают торговые отношения с 80 иностранными государствами, но главными партнерами края, как и в прежние годы, остались Япония, Республика Корея, Китай и США. Положение, как в экспорте, так и в импорте занимают транспортные услуги. Активно действуют в международном сервисе акционерные общества “ДВМП”, “ПМП”, “Владивосток-Авиа”[4]. Мощным толчком в наращивании научного потенциала на востоке страны явилось создание в 1970 г. Дальневосточного научного центра АН СССР, ныне Дальневосточное отделение Российской академии наук. Приморский край живет и развивается согласно “Федеральной целевой программе экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 гг. и до 2010 г.”, в которой значительное место отводится проблемам хозяйственного освоения Приморья. В 1995 г. Думой Приморского края был принят Устав Приморского края, разработана символика – герб и флаг, установлен День Приморского края - 25 октября[10].
Таким образом, важную роль в освоении Приморья и всей Сибири сыграло строительство в конце 19 — начале 20 вв. Транссибирской железнодорожной магистрали, связавшей Дальний Восток с Центральной Россией. В 1992 Владивосток был открыт для иностранных граждан, стали возникать совместные предприятия. В то же время геополитическая и экономическая роль Дальневосточного региона и особенно Приморья в России существенно возросла в 21 веке.
. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ ПРИМОРЬЯ
Приморье располагает оригинальными памятниками, которых не встретишь в других частях России. Самые древние поселения в Приморье, относящиеся к эпохе палеолита, были обнаружены на территории нынешнего Находкинского и Шкотовского районов [13]. Одним из них является Маори Чертов Палец (Приложение 3). Cогласно легенде, во времена Бохайской империи Пидан являлся главным святилищем бохайцев, скрывавшим на своей вершине огромный магический кристалл. Чертов палец – это огромная каменная глыба высотой в три человеческих роста, установленная вертикально на вершине пирамиды из груды огромных камней. Чертов палец установлен таким образом, что привлекает к себе внимание из любой точки и является своеобразным древним ориентиром. Еще один памятник – это Васильевское городище (Приложение 3), которое датируется началом XIII века, было обнаружено в распадке среди южных отрогов хребта Лозовый (Чандалаз), между двумя скальными хребтами, в 1980 году. Место это носит название "Ворота Чандолаза". Городище обнаружили и осмотрели археологи Института Истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока, ДВНЦ, под руководством Г.Л. Силантьева. Крепостные валы городища с западной стороны, на выходе из распадка, имеют высоту около 3-х метров. Это главные ворота крепости. По времени постройки, конструкциям укреплений, археологи отнесли это городище к эпохе государства чжурчжэней, период государства Восточное Ся, начала XIII века. Недалеко от хребта Чандалаз и места расположения Васильевского городища проходит дорога, которая когда-то, до строительства трассы Владивосток-Находка была основным путём, соединявшем долины рек Новорудная, Литовка и Екатериновка, выходящей к реке Партизанской. В районе хребта Чандалаз находятся несколько поселений Золотой Империи чжурчженей. Вторжение монголов положило конец Империи чжурчженей, что привело к запустению городов, дворцов, храмов и дорог в Приморье. Поэтому, когда первые русские появились в Приморье середине XIX века, они не застали здесь никого, кроме немногочисленных аборигенов, возможных потомков чжурчженей или народов, сражавшихся с ними. Кроме долины реки Партизанской (Сучан), городища эпохи Империи чжуржченей сохранились в Приморье в долине реки Раздольнай (Суйфун), среди которых самое известное - Краснояровское городище, а районе реки Киевка (Судзухе), в районе Краскино. Лазовское городище (Приложение3) было возведено в период умирания империи чжурчженей. Относиться к периоду государства Восточное Ся. Расположено в 5 км от с.Лазо. Своими мощными оборонительными валами сложной конфигурации прикрывало вход в долину р. Киевка. В крепостных стенах сделаны ворота, защищенные дополнительными мощными земляными валами с башнями и траверсами. Внутри городища имеется площадки с остатками жилых и производственных построек. Найденные в процессе раскопок различные изделия, кузнечно-слесарные инструменты, в частности кузнечные клещи, напильники, крицы, ножей, наконечников стрел и другие предметы быта и вооружения подтверждают высокие профессиональные знания ремесленников-металлообработчиков.
В начале XX в. Приморский край, как и всю Россию, охватили революционные события и Гражданская война. В Приморье имеется довольно большое количество памятников тех трагических дней. Очень ярким и показательным примером того является Мемориальный участок Морского кладбища в городе Владивостоке. Оно возникло в 1905 г. во время русско-японской войны 1904 - 1905 гг. Здесь покоятся люди разных эпох, идеологий и вероисповеданий. Рядом с ветеранами партизанского движения времен Гражданской войны лежат английские и канадские солдаты и офицеры, чешские легионеры, погибшие в те же годы, но исповедовавшие совсем иные ценности. Ветераны Цусимского сражения, матросы крейсера “Варяг” соседствуют с бойцами Красной Армии. Моряки “Варяга” сражались и погибли в бою 27 января 1904 г. в корейском порту Чемульпо с кораблями японской эскадры. Солдаты Красной Армии погибли летом 1938 г., защищая границу Советского Союза от японских войск в районе озера Хасан. “Варягом” командовал капитан 1-го ранга В.Ф. Руднев, маршал Советского Союза В.К.Блюхер[8]. Морское кладбище стало также и местом захоронения известных государственных и общественных деятелей Приморья: Е.С. Бурачека, Ф.К. Гека, Ш.Г. Надибаидзе, В.К. Арсеньева и т.д. Открыл стоянки древнего человека и средневековые памятники времен государства Бохай и чжурчжэней [9].
Группа памятников, связанная с событиями Великой Отечественной войны (1941 - 1945 гг.) - одна из самых многочисленных. Великая Отечественная война с немецко-фашистскими захватчиками, полыхавшая на территории России четыре года от границ с Польшей до Урала, была частью Второй мировой войны (1939 - 1939 гг.). Эта война стала крупнейшей трагедией в истории мировой цивилизации XX века, когда миллионы людей в Европе, России и Соединенных Штатах Америки оказались втянутыми в борьбу с фашизмом. В те страшные для России годы тысячи патриотов из Приморья взяли в руки оружие. Многие из них так никогда и не вернулись в родные дома. Память о них священна для современного поколения. В крае нет ни одного города, ни одного поселка, где бы не стоял памятник землякам, погибшим в борьбе с фашизмом. В очень немногих городах, районах Сибири и Дальнего Востока можно увидеть такое большое количество исторических памятников. Они или рождены уникальной природой края, или отражают его историческую и культурную специфику.
1.4 МОЙ РОДНОЙ ГОРОД – Г. ФОКИНО
Начало освоения Россией территории, в границах которой находится в настоящее время городской округ ЗАТО город Фокино, относится к 1867 году, когда в бухте Разбойник залива Стрелок был создан временный пост из 25 человек нижних чинов с целью предотвращения хищнической добычи золота китайскими хунхузами на острове Аскольд. В сентябре 1869 года Фридольф Гек, пришедший на бриге «Император Александр II» с группой финляндских колонистов, создает поселение на берегу бухты Разбойник залива Стрелок, которое, как и временный пост, просуществовало недолго. В 1874 году на острове Аскольд был основан военный пост из 15 казаков и офицеров для охраны острова и предотвращения хищнической добычи золота манзами (китайцами). Через два года здесь был уже основан поселок золотого прииска купца И. Кустера. В 1879 г. на острове началось строительство маяка на южном мысе острова (мыс Елагина). Строить маяк подрядился Владивостокский купец Отто Линдгольм. Главным наблюдателем был назначен француз, инженер полковник Хаакель. В 30-е годы XX века при маяке возник поселок Аскольд. [10]. Во второй половине XIX века на берегу бухты Руднево появилось селение Тин-Кань (в переводе с китайского Береговой Утес). В 1972 году его переименовали в поселок Руднево, по фамилии участника русско-японской войны, командира крейсера «Варяг» Всеволода Федоровича Руднева. В 1891 году на острове Путятина купец первой гильдии А.Д. Старцев основывает имение «Родное». В этом же году на материковой части, в долине речки Кагатунь (ныне Промысловка), поселились первые 15 семей рыбаков, основавшие селение Промысловка. В 1895 году переселенцы основали деревню Домашлино. В 1907 г. появились селения Дунай и Крым. В эти же годы, но не позже 1917 г., местные рыбаки обосновались в бухте Павловского, где впоследствии вырос поселок Павловск.
На рубеже XIX-XX веков население на территории современного ЗАТО г. Фокино увеличивалось медленно. Первопоселенцы то уходили с обжитого места вследствие неурожаев, то возвращались. По данным 1897 года, деревня Промысловка входила в состав Цемухинской волости, Сучанского участка, Южно-Уссурийского округа. Земельный участок был отведен на 38 номеров (долей), числилось 18 подворий, нескольких хуторов и заимок. Архивы сохранили фамилии первых поселенцев: сельский староста Логин Борода, дворянин Макаревич, крестьяне Петр Кириченко, Никита Ольшенецкий, Иван Чайка, Никифор Лисица, Иван Моховой и другие. Большинство переселенцев прибыли из Черниговской области, по национальности преобладали малороссы. Главными занятиями крестьян были земледелие, скотоводство, рыболовство, пчеловодство, промысловая добыча золота. Собственно, драгоценному металлу Промысловка и обязана своим созданием и названием. В 1910 году на Хоаладзинском (Криничном) золоторудном месторождении, расположенном в верховьях речки Большая Рудневка, присяжный поверенный Василий Михеевич Манаев основал Тинканский рудник[4].В 1910 году в Промысловку приехал учитель Николай Николаевич Дорош. По его инициативе была построена первая в селении школа (на этом месте ныне находится автотранспортное предприятие). После революции, в декабре 1917 года, Н. Н. Дорош стал председателем первого волостного Совета в селе Петровка. Достоин памяти и промысловик Александр Матвеевич Евсеев, основным занятием которого в начале века было пантоварение. В тридцатые годы он переселился на остров Путятина, где был одними из ведущих специалистов оленеводческого заповедника[10]. В годы гражданской войны на Дальнем Востоке Шкотовский район и Промысловка оказались в зоне активных боевых действий. В сражениях с интервентами сложили свои головы и Николай Николаевич Дорош, и его преемник - молодой учитель Семен Никифорович Какодей, и житель соседней деревни Дунай, командир партизанского отряда Федор Васильевич Усатов (его именем в 1980 году названа одна из главных городских улиц). С 1910 по 1917 годы были построены канатная дорога, бремсберг (устройство для спуска грузов в вагонетках по наклонным рельсам с помощью канатной передачи), дробильная и обогатительная фабрика, цементные плотины и ряд хозяйственных и жилых сооружений. Производительность фабрики (по переработке) достигала 30 тонн руды в сутки. В 1917 г. Манаев фабрику продал, и предприятие пришло в упадок: постройки сожгли и расхитили, оборудование пришло со временем в полную негодность. По данным Переселенческого управления, в 1911 году в селении Промысловка, Петровской волости, Ольгинского уезда проживало душ мужского пола – 96, женского – 88, всего 184 человека. В июле 1912 года в селе открылась православная церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Приход просуществовал до 1922 года. Священниками служили Д. Шафараст, А. Трисвятский, Д. Никольский, А.Миролюбов, псаломщиками – И. Сазанов и Д. Корлатовский. При церкви работало одноклассное приходское училище. Незадолго до революции, по данным переписи населения 1915 года, в Промысловке проживало 379 человек, мужчин – 204, женщин – 175, семей – 58. По национальному составу – большинство русские. Основные события становления Советской власти на территории нынешнего городского округа приходятся на 1919-1920 годы. Активных военных действий здесь не велось, но без жертв и кровопролития не обошлось. Были убиты учитель деревни Крым П. А. Анисимов, учитель села Промысловка С. Н. Кокодей и Н. Н. Дорош, председатель Промысловского сельского Совета П. Е. Березовский, руководитель местного партизанского отряда Ф. В. Усатый и другие. В 1936 году в с. Промысловку Шкотовского района с Кавказа был переброшен 297-й отдельный стрелковый полк: боевая подготовка и строительство объектов мирного назначения. Силами этого полка были построены три двухэтажных дома, где размещались штаб и квартиры начальствующего состава, казарма, госпиталь, разбит стадион. В августе 1939 года из числа демобилизованных солдат (62 человека) был образован красноармейский колхоз (артель) им. Сталина [15]. Первым председателем колхоза был Кошелев Алексей Никифорович, председателем сельского Совета – Шаповалов Ермолай Феоктистович. С 1940 года колхоз начал пополнялся переселенцами из Украины и Курской области. С началом Великой Отечественной войны многие колхозники ушли на фронт, вернулись – единицы. Вся тяжесть военного лихолетья легла на плечи женщин и подростков. Выращивали пшеницу, гречиху, овес, овощи. В марте 1943 года на базе 297-й отдельного стрелкового полка был сформирован 355 отдельный батальон морской пехоты Тихоокеанского флота, Сучанского сектора береговой обороны. Штаб батальона и личный состав размещались в здании, в котором в настоящее время располагается штаб Приморской флотилии Тихоокеанского флота и в одном из сохранившихся до наших дней зданий нынешнего военного госпиталя в г. Фокино. В августе 1945 года личный состав батальона принимал участие в боях по освобождению Северной Кореи (порт Сейсин), где его бойцы проявили массовый героизм. Большинство личного состава батальона, участвовавшего в десантной операции, получили ордена и медали. Звания Герой Советского Союза были удостоены Бараболько М. П., Кочетков М. И., Маркелов Н. Г., Бирюля К. П., Баляев Я. И., Цуканова М. Н. В октябре 1945 г. батальон возвратился из Кореи на место постоянной дислокации в пос. Промысловка. Город военных моряков помнит о подвиге тихоокеанцев[16]. 26 октября 1958 г. в Промысловке участникам Гражданской войны установили памятник. Позже в честь Федора Усатого была названа одна из улиц города Фокино. Далее при советской власти решили создать базу Военно-морского флота и ниже под сопкой построили посёлок и позже дали название Тихоокеанский. 1 июля 1957 г. для обеспечения базирования кораблей флота в заливах Стрелок, Восток, Америка (ныне Находка) приказом МО СССР сформирована военно-морская база Стрелок со штабом в поселке Крым. В состав базы вошли бригада торпедных катеров, отдельный дивизион кораблей противолодочной обороны, два дивизиона охраны водного района, отдельная артиллерийская бригада, артполк, узел связи, Шкотовский район наблюдения и части химической службы. Первый командующий базы – контр-адмирал Василий Михайлович Лозовский[6]. В 1967 г. у средней школы №251 был установлен памятник героям-тихоокеанцам. В 1974 г. улицу Театральную в п. Тихоокеанский переименовали в улицу героя Советского Союза Марии Цукановой. В мае 1975 г. на торце дома №2 на пересечении улицы Цукановой и улицы Мищенко была установлена мемориальная доска, а в 1979 г. на улице Марии Цукановой отважному санинструктору открыли памятник. Центральная площадь поселка Дунай носит имя Героя Советского Союза Кучеренко Ивана Фомича, командира подводной лодки С-51, участника легендарного перехода подводных лодок ТОФ на Северный флот в 1942 г. 2 сентября 2005 г., в день 60-летия окончания Второй мировой войны, на территории штаба Приморской флотилии установлена мемориальная доска в честь 355-го гвардейского отдельного батальона морской пехоты, а накануне 65-летия Великой Победы на центральной площади города был открыт мемориал Памяти воинам-тихоокеанцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. В 1980 году Шкотово-17 в г. Фокино постановлением Правительства РФ в начале 1994 года [7].Военная база залива Стрелок стала надежным форпостом нашей страны на Тихом океане. В просторечии встречается образованное от прежнего названия — Тихоокеанский, в сокращённый — «Тихас» [14].
Таким образом, в 1867 г. с полным основанием можно считать началом заселения территории российскими подданными и образования военного поста и принять его как год образования сегодняшнего городского округа, а на объемной конструкции на перекрестке «Семь Ветров», открытой в 2000 году ко дню города, перед строкой «Промысловка-1981» справедливо будет дописать: «Пост в бухте Разбойник-1861». К моему городу относятся: Залив Стрелок, бухта Абрек, острова Путятина и Аскольд, посёлки Дунай, Крым, Руднево, Домашлино, улицы Усатого, Постникова, Мищенко, Тихонова, Белашева. В этих названиях мужество первопроходцев земли русской на Тихом океане, моряков с клиперов «Стрелок» и «Абрек». История становления флота и города неразрывно связана с адмиралами Фокиным В.А., Тихоновым В.Ф., Мищенко А.Е. чьи имена навечно остались в названиях улиц.
Не стало сегодня 10-й оперативной эскадры ТОФ, нет флотилии подводных лодок, но осталась вера жителей в то, что возродит Россия былую мощь Тихоокеанского флота, а значит будет жить и развиваться на берегу Великого океана город, Судьба, Душа и Сердце которого – ФЛОТ!
II. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Нами было проведено исследование, по выявлению знаний истории нашего края, которое проводилось среди учеников 7,8, 9, 11 классов МКОУ СОШ № 251. Исследование проходило в несколько этапов: теоретическое исследование и исследование исторических памятников Приморского края. Исследование проходило в виде анкетирования. В исследование приняли участие 75 человек. Были разработаны вопросы анкеты (см. приложение 1), состоящей из 7 вопросов. Была проведена обработка полученных результатов по выявлению загадок имени.
В ходе написания исследовательской работы, были применены следующие методы: опроса (викторина), наблюдения, математический (при подсчёте данных), описательный (при анализе полученных данных), графический (при построении таблиц и диаграмм), сравнительный. Всех опрошенных мы разделили на 2 возрастные группы:7,8 классы – группа № 1 (33 респондентов) и 9,11 классы – группа № 2 (42 респондента).
На первый вопрос: Вы любите Приморский край? Респонденты 1 группы ответили следующим образом: А) Да – 79% Б) Нет - 0 В) Мне всё равно – 21% А респонденты 2 группы ответили следующим образом: А)Да –69% , Б)Нет -23% В) Мне всё равно –8% (см. диаграмму 1). Таким образом, респондентам как 1, так и 2 группы нравится наш край. На второй вопрос: Какие древние государства располагались на территории Приморского края? Респонденты 1 группы ответили следующим образом: А)Бохай –38% Б)Чжурчжени-41% В) Китай-6% Г) Япония-9% Д) Русь-6%. А респонденты 2 группы ответили следующим образом: А) Бохай-29% Б) Чжурчжени-50% В) Китай-21% Г) Япония-0 Д) Русь-0 (см. диаграмму 2 ). Таким образом, ребята знают, что на территории Приморья проживали бохайцы и чжурчжэни. На третий вопрос: Каких известных первопроходцев Приморского края вы знаете? Респонденты 1 группы ответили следующим образом: Путятин: 62%, Хабаров: 28%, Нет ответа: 10% А респонденты 2 группы ответили следующим образом: Шкот:5%, Арсеньев:11%, Путятин: 5%, Прожевальский:17%, Степанов 6%, Муравьёв-Амурский:17%, Хабаров: 6%, Нет ответа: 33%. Таким образом, 2 группа респондентов выделила большее количество первопроходцев, чем первая. На четвёртый вопрос: Когда был основан город Владивосток? Респонденты 1 группы ответили следующим образом А)2 июля 1860- 70% Б)2 июня 1870-4% В)2 августа 1845-4% Г)2 сентября 1917-4% Д)2 июля 1879-18%. А респонденты 2 группы ответили следующим образом: А)2 июля 1860-92% Б)2 июня 1870-0 В)2 августа 1845-8% Г)2 сентября 1917-0 Д)2 июля 1879-0(см. диаграмму 4). Таким образом, большая часть респондентов ответила правильно. На пятый вопрос: Отметьте суда которые первыми вошли в бухту Золотой рог. Респонденты 1 группы ответили следующим образом: А) Гридень и Манчжур-32% Б)Гридень и Вымпел-14% В)Варяг и Манчжур-54% .А респонденты 2 группы ответили следующим образом: А) Гридень и Манчжур-77% Б)Гридень и Вымпел-0 В)Варяг и Манчжур-23%(см. диаграмму 5 группа 2) .Таким образом, большая часть респондентов ответила правильно. На шестой вопрос: Перечислите исторические места Приморья. Респонденты 1 группы ответили следующим образом: Владивостокская крепость: 14%, Золотой рог:13% , не знаю:73%. Респонденты 2 группы ответили следующим образом: Залив стрелок: 13% , О. Путятин:0 , Владивостокская крепость:27% , Золотой рог:13% . Васильевское городище:7% , не знаю: 40% (см. диаграмму 6 ). Таким образом, 1 и 2 группа респондентов не знает ответ на вопрос. На седьмой вопрос: Как вы относитесь к городу Фокино? Респонденты 1 группы ответили следующим образом: Положительно 70%, отрицательно 26%, нейтрально 4%. Респонденты 2 группы ответили следующим образом: Положительно 38%, отрицательно 31%, нейтрально 31% (см. диаграмму 7). Таким образом, участники 1 группы лучше относятся к городу Фокино, чем 2 группа.
Для расширения кругозора, мы нашли фотографии исторических мест Приморья (см. Приложение 3). Также мы попытались собрать интересные факты о первых поселенцах г. Фокино (см. приложение 4).
Следовательно, изучив историю Приморского края мы пришли к выводу, что если мы не будем знать историю своего края, то не сможем ее сохранить и передать будущему поколению. Поэтому я буду продолжать работать над данной темой, так как мне интересна история моего города и моего любимого Приморского края. Наша гипотеза подтвердилась.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работая над проектом, я узнал кто были первопроходцами города Фокино и какие исторические памятники есть на территории Приморского края. На основании полученных данных можно сказать, что на территории Приморского края много интересных исторических памятников, а также, что в открытии города Фокино принимали участие многие исследователи, у каждого из них своя биография, и каждый из них внёс огромный вклад в освоение города Фокино и в Приморский край. Страницы этой истории писали исследователи О. Степанов , Г.И. Невельской, В.К. Арсеньев и другие., первые переселенцы из европейской России, революционные матросы и красные партизаны. По историческим меркам край очень молод. Однако здесь достаточно много населенных пунктов, существующих уже более 100 лет. Благодаря инициативе известного государственного деятеля, приамурского генерал-губернатора графа Н.Н. Амурского в удобных бухтах залива Петра Великого были основаны русские посты, которые в дальнейшем превратились в крупные порты Приморского края - Владивосток, Находка, Посьет. Пишется эта история и сегодня, когда Приморье превращается в один из самых перспективных регионов России. Мы гордимся свои краем, его красотой богатством, и прежде всего людьми- тружениками города и деревни, руками которых делались и делается сегодня история. По результатам проведенного исследования, я сделал следующие выводы: респондентам как 1, так и 2 группы нравится наш край, ребята знают, что на территории Приморья проживали бохайцы и чжурчжени, они знают, что 2 июля 1860- 70% был основан город Владивосток, столица Приморского края, знают названия судов которые первыми вошли в бухту Золотой рог: Гридень и Манчжур., к сожалению, мы не так хорошо знаем свой любимый край и испытали затруднения в перечислении исторических мест Приморья. Поэтому,мы будем дальше изучать историю Приморского края и моего родного города. Таким образом, гипотеза моя подтвердилась.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Баснина, Л. Их именами процветало Приморье. Е.В. Путятин и А.Д. Старцев/ Л. Баснина // Владивосток: ООО «Риц «Автограф». – 2004. – С. 9-15.
История Советского Приморья. /Под ред. А.И. Крушанова Дальневосточное книжное издательство. - Владивосток.- 2006.- 340с.
История Дальнего Востока СССР в эпоху феодализма и капитализма (XVIIв.- февраль 1917г.) /- М.: Наука, 1990. -471
История Дальнего Востока России. /Под ред. Дударенок С.М., Лыковой Е.А.- Владивосток. ДВФУ, -2013. – 320с.
Ларин В. Л. История Российского Приморья. - Владивосток: Дальнаука, 1998. – 246с.
Матвеев Н. П. Краткий исторический очерк г.Владивостока.- Владивосток: Тихоокеанское издательство «Рубеж», 2012.- С.9-43.
Наш город Фокино/Автор-составитель Е.Г. Кондякова. Владивосток: Дальнаука. 2000. – С.6-10.
Окладников А.П., Деревянко А.П. Далёкое прошлое Приморья и Приамурья. Дальневосточное книжное издательство Владивосток. - 2003.- 320с.
Памятники истории и культуры Приморского края: Материалы к Своду. – Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока, 1991. – С. 262-263.
http://www.fegi.ru/primorye/history/monument.htm
http://old.pgpb.ru/cd/terra/kray/prim05.htm
http://erchaes.ru/viewT_post.php?id=670
http://hosting.vspu.ac.ru/~mog/interex/vladivos1/history.htm
http://erchaes.ru/viewT_post.php?id=677
http://file-rf.ru/analitics/55
http://www.primorskiikr.ru/history/
http://erchaes.ru/viewT_post.php?id=678
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
АНКЕТА
1.Вы любите Приморский край? А) да Б) нет В) мне всё равно
2.Какие древние государства располагались на территории Приморского края?
А) Бохай Б) Чжурчжэни В) Китай Г) Япония Д) Русь.
3.Каких известных первопроходцев вы знаете?
4.Когда был основан город Владивосток? А) 2 июля 1860 г. Б) 2 июня 1870 г. В) 2 августа 1845 г. Г) 2 сентября 1917 г. Д) 2 июля 1879 г.
5.Отметьте суда, которые первыми вошли в бухту Золотой рог. А) «Гридень», «Манчжур», Б) «Гридень», «Вымпел», В) «Варяг», «Манчжур».
6.Перечислите исторические места Приморья.
7. Как вы относитесь к городу Фокино?
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Диаграмма 1
Вы любите Приморский край?
Диаграмма 2
Какие древние государства располагались на территории Приморского края?
Диаграмма 3
Каких известных первопроходцев вы знаете?
Диаграмма 4
Когда был основан город Владивосток?
Диаграмма 5
Отметьте суда, которые первыми вошли в бухту Золотой рог.
Диаграмма 6
Перечислите исторические места Приморья
Диаграмма 7
Как вы относитесь к городу Фокино?
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ИСТОРИЧЕСКИЕ МЕСТА ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Маори Чертов Палец
Васильевское городище
Лазовское городище
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
АВТОБИОГРАФИИ ПЕРВООТКРЫВАТЕЛЕЙ
ИВА́Н Ю́РЬЕВИЧ МОСКВИ́ТИН
Ива́н Ю́рьевич Москви́тин , (годы рождения и смерти неизвестны) , русский землепроходец, атаман пеших казаков. В 1639 году с отрядом казаков первым из европейцев достиг Охотского моря, открыл его побережье и Сахалинский залив. Предположительно, выходец из-под Москвы. В 1626 году значился рядовым пеших казаков в Томске.
ХАБАРО́В-СВЯТИТСКИЙ ЕРОФЕЙ ПАВЛОВИЧ
Хабаро́в-Святитский Ерофей Павлович (около 1603 года, вероятнее всего деревня Святица, ныне Котласского района Архангельской области — 1671 год, опять же предположительно, Братский острог, ныне Братск, или Усть-Киренга, ныне Киренск Иркутской области) — русский исследователь, путешественник и предприниматель. Происходит из казаков, крестьян Устюжского уезда Вологодской губернии. Продолжатель дела Василия Пояркова. Прошёл на судах весь Амур, построил укреплённый острог, был жесток с коренным населением, чем сыскал дурную славу.
СЕМЁН ИВАНОВИЧ ДЕЖНЁВ
Семён Ива́нович Дежнёв (ок. 1605, Великий Устюг — нач. 1673, Москва) — выдающийся русский мореход, землепроходец, путешественник, исследователь Северной и Восточной Сибири, казачий атаман, а также торговец пушниной, первый из известных европейских мореплавателей, в 1648 году, на 80 лет раньше, чем Витус Беринг, прошёл Берингов пролив, отделяющий Аляску от Чукотки. Примечательно, что Берингу не удалось пройти весь пролив целиком, а пришлось ограничиться плаванием только в его южной части, тогда как Дежнёв прошёл пролив с севера на юг, по всей
его длине.
ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВИЧ АТЛАСОВ
Влади́мир Васи́льевич Атла́сов (по некоторым документам Отласов; около 1661/1664, Великий Устюг — 1711, Нижнекамчатск) — русский землепроходец, сибирский казак. Александр Пушкин назвал Владимира Атласова «Камчатским Ермаком», а Степан Крашенинников — «обретателем Камчатки» . Однако первыми российскими исследователями Камчатки были экспедиции Л. С. Мороско — И. О. Голыгина в 1695—1696 годах.
НИКОЛАЙ ЯКОВЛЕВИЧ ШКОТ
Николай Яковлевич Шкот — участник Крымской войны и обороны Севастополя, во время которой был тяжело ранен. Окончил Морской кадетский корпус и в 1848 году произведен в мичманы. В 1856 году стал старшим офицером корабля-транспорта «Японец» в звании лейтенанта. В конце года принял новый пароходо-корвет «Америка», а 6 июня 1857 года передал его Чихачёву Н. М.. В звании капитан-лейтенанта вернулся командиром на транспорт «Японец». На транспорте занимался доставкой снабжения в строящиеся посты и проводил гидрографические работы на южном побережье Уссурийского края (современная территория Приморского края и Залива Петра Великого). В апреле 1860 года участвовал в основании поста в Новгородской гавани (залив Посьета). Со 2 октября 1864 года назначен капитаном над портами Восточного океана. С 1868 года Шкот стал капитаном 1-го ранга. В 1870 году тяжёлая болезнь заставила Шкота прекратить активную деятельность. Он уехал в Санкт-Петербург, где 1 сентября 1870 года скончался. Похоронен на Красненьком кладбище Санкт-Петербурге. Н. Я. Шкот — один из основателей Владивостока, начальник южной гавани. В честь Н. Я. Шкота названы посёлок и станция, остров Шкота, полуостров Шкота, река Шкотовка, район Приморского края, а также мыс недалеко от Ольги.