Каргопольская глиняная игрушка: чудо, сделанное своими руками

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Каргопольская глиняная игрушка: чудо, сделанное своими руками

Шеметов М.В. 1
1Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 266
Восковская А.В. 1
1Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 266
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Наш мир удивительно красив и многообразен! Очень часто мы проходим мимо, не замечая тех прекрасных вещей, которые нас окружают. Мне повезло увидеть, как из обычной, как может показаться на первый взгляд, глины, можно сделать самое настоящее чудо.Глиняная игрушка – это не только особый вид народного искусства, но и возможность окунуться в прошлое, узнать историю развития и возникновения гончарного промысла, путь к познанию жизни. Мир каргопольской игрушки связан с прежним дореволюционным бытом деревни, но в то же время она отражает явления современной окружающей жизни.

Кроме того, глиняная игрушка – это материал для игры и самостоятельного творчества. Многие украшают свой дом глиняными изделиями, которые потом передаются от родителей детям, что объединяет несколько поколений, как бы связывая их временной нитью.

Актуальность работы: в современном мире, погруженном в интернет и телевидение, люди забывают о значимости игрушки и творчества в жизни ребенка. Игрушка, сделанная своими руками, это настоящее чудо, которое необходимо для развития ребенка любого возраста.

Цель исследования: изготовление каргопольской глиняной игрушки.

Объект исследования: народные промыслы.

Предмет исследования: процесс изготовленияглиняной игрушки.

При проведении исследования мною были выдвинута гипотеза: предположим, что совместное изготовление глиняной игрушки привносит тепло и добро в отношения. Она радует своей красотой. Кроме того может без слов рассказать о многом.

Задачи исследования:

Изучение литературы по теме.

Изучение истории возникновения каргопольской глиняной игрушки.

Выявление отличительных особенностей и образов каргопольской игрушки.

Изучить процесс изготовления игрушки.

Посещение музея глиняной игрушки в городе Каргополе.

Проведение открытого урока.

Методы исследования:

Сбор и анализ материалов.

Работа с информацией из интернета.

Проведение открытого урока.

Изучение литературы.

Посещение мастер-класса по изготовлению глиняной игрушки.

Новизна работы состоит в том, чтобы познакомить учащихся начальной щколы с лепкой каргопольской глиняной игрушки, рассказать историю ее возникновения.

Практическая значимость заключается в том, что лепка глиняной игрушки способствует совместной деятельности, развивает моторику рук. В процессе изучения теоретического материала учащиеся знакомятся с историей своей Родины. Материалы работы могут быть использованы на уроках технологии, внеклассных мероприятиях.

Сроки проведения: апрель – ноябрь 2018 года.

Глава 1. ЗНАКОМСТВО С КАРГОПОЛЬСКОЙ ГЛИНЯНОЙ ИГРУШКОЙ

1.1 История возникновения игрушки

Каргополь – древний красивый северный город, находящийся на территории Архангельской области. Именно в деревнях Каргопольского уезда с древнейших времен занимались крестьяне гончарным промыслом в свободную от сезонных работ пору. Мастера изготавливали из глины посуду и предметы быта, а из остатков глины лепили маленькие незамысловатые игрушки. В то время игрушки отличались своей простотой и неприхотливостью, для раскрашивания использовались подручные средства, в основном это были печная сажа и известь. Они практически не приносили доход, поэтому лепили их ради развлечения для игр детворе. Интересен тот факт, что игрушки лепились порой всей семьей, включая детей. Общее дело очень сближало всех членов семьи.

Но не только ради забавы создавались игрушки, в них мастера порой вкладывали особый смысл: они должны были оберегать людей от разных бед.

К концу 19 – началу 20 веков гончарное ремесло постепенно стало угасать, а еще раньше прекратилось изготовление глиняных игрушек. Лишь несколько мастеров продолжали заниматься этим делом. Они передавали свое мастерство из поколения в поколение. Именно благодаря таким людям каргопольская игрушка «живет» и в наши дни!

Одним из таких умельцев в 30-е годы 20 века стал Иван Васильевич Дружинин. Он был потомственным гончаром и очень талантливым мастером, его игрушки считаются «классическими» каргопольскими игрушками. Многие из таких игрушек сейчас хранятся в музеях глиняной игрушки.

Очень хочется рассказать еще об одной мастерице. Ее с гордостью можно назвать хранительницей народного искусства. Звали ее Ульяна Ивановна Бабкина. Эта ничем не приметная старушка, живущая в деревне Гринево, неподалеку от Каргополя в 50-е года 20 века. Ей принадлежит заслуга не только сохранения, но и возрождения древнего промысла. Ульяна Ивановна никогда не лепила свои игрушки молча, она всегда разговаривала с ними, придумывала про них истории. С радостью бабушка Ульяна принимала у себя гостей и рассказывала им свои истории, передавала свои знания будущему поколению. Для подрастающего поколения ее игрушки, сказки и песни, да и общение с самой мастерицей, были ярким представлением доброты. Своими игрушками она с детства учила любить труд отцов и дедов, любить свой родной край, его историю и современность.

В 1967 году в Каргополе была организована гончарная мастерская, а при ней расположился цех по изготовлению глиняной игрушки.

Большой вклад в развитие промысла внесла династия Шевелевых. Именно Шевелев Александр Петрович возглавил в свое время гончарный цех.

В настоящее время Валентин Дмитриевич Шевелев продолжает традиции лучших мастеров по лепке глиняной игрушки. В 2003 году братьями Шевелевыми создан Дом-музей династии Шевелевых и каргопольской глиняной игрушки. Любой желающий может посетить его, послушать историю возникновения древнего промысла, увидеть игрушки мастеров всех поколений. Здесь же братья Шевелевы проводят мастер-класс по лепке глиняной игрушки для всех желающих. Огромное удовольствие получают люди, приходя в этот замечательный музей.

1.2 Отличительные особенности и образы каргопольской игрушки

Каргопольская глиняная игрушка – настоящее чудо нашего времени! Они поражают своей яркостью, красотой и жизнерадостностью. Все дело в том, что мастера вкладывают свою душу в игрушки. В наше время огромное количество игрушек на прилавках магазинов, поэтому внимание детей отвлечено от глиняных изделий. А вы попробуйте остановиться у витрины с глиняными игрушками, подержите их в руках. Поверьте, игра с такими игрушками доставляет огромное удовольствие! А как интересно самому лепить игрушки из глины, выбирать для них цвет, сочинять истории про игрушку, созданную своими руками!

Каргопольская глиняная игрушка, в отличие от любой другой игрушки в России, имеет свои отличительные особенности. К основным отличиям можно отнести выбор сюжета, образы, эмоциональная окраска. Каргопольская игрушка отражает жизнь деревни, ей совершенно чуждо городское влияние. Тематика каргопольской игрушки развивалась в трех направлениях. Первое – это отражение окружающей жизни: образ человека, быт и праздники крестьян; второе направление – образы животных; третье – сказочные персонажи, взятые из глубокой древности. Вместе все игрушки очень интересные, они передают быт северных людей.

Одни из первых каргопольских игрушек отличаются своей архаичностью. Чаще всего это одинокие фигуры женщин и мужчин. Так как красок в те времена не было, основным материалом для раскрашивания были известь, сажа и цветная глина. Эти игрушки грубоваты по лепке, их плоские лица и обобщенные детали фигуры и одежды напоминают древних каменных баб. В росписи фигурок сочетаются овалы, круги, кресты, пятна, напоминающие древние орнаментальные мотивы. Круги, кресты, кольца - символы солнца; линия – земля; волнистая линия - вода; точка, овал — зерно; вертикальные полосы - вспаханная нива.

В изделиях Ульяны Бабкиной во многом видны черты старой каргопольской игрушки. Они выглядят очень примитивно, образы игрушек отличаются своей простотой, при раскрашивании использованы два - три цвета. Никогда она не ставила перед собой цель изготовить определенную игрушку. Когда приступала к лепке, все получалось само собой. Но, несмотря на это, все у нее получалось очень легко и непосредственно. А все потому, что делала она свои игрушки с любовью!

Современные мастера стараются сохранить традиционные формы каргопольской игрушки, но делают её более изящной, акцентируют внимание на деталях, красочно расписывают, избегая излишней пестроты. Сохраняя традицию, каргопольские игрушечники придумывают новые формы и сюжеты своих произведений.

Каргопольская игрушка всегда была крайне выразительна. Она отличалась своей красотой еще до момента росписи. Сами игрушки небольшие по размеру, но при этом удивляют своим величием. Важным моментом каргопольско игрушки является то, что лепится она из единого куска глины, налепных деталей очень мало. Для каргопольских игрушек характерна очень условная, обобщенная передача образа. Формы предельно просты. Окраска у большинства фигурок строгая.

Одним из самых популярных и интересных персонажей в каргопольской игрушке был и остаётся Полкан — полуконь-получеловек с окладистой бородой. Полкан — крестьянский богатырь, игрушка несет в себе образ защитника земли русской.

Очень свойственно каргопольской игрушке очеловечивание животных. Медведь может играть на гармошке или работать в кузнице, козел ехать в санях. Каргопольская игрушка отличается особым обилием фантастических животных, необычных по сюжетам и характеру образов и неизвестных в других центрах глиняной игрушки.

1.3 Процесс изготовления игрушки

Процесс изготовления глиняной игрушки не так прост, как может показать с первого взгляда. К тому же он занимает длительное время, требует усидчивости, внимания и воображения. Процесс изготовления игрушки можно поделить на несколько этапов.

Прежде всего, нужно собрать глину. Каргопольские игрушки лепят из красной глины. Делать это необходимо подальше от реки, в овраге, где она пожирнее, чем речная (в ней большое количество песка). Из глины необходимо убрать весь мусор.

Далее глину следует смешать с водой и замесить ее словно тесто. Можно ее затем пропустить через сито и дать подсохнуть, тогда лишняя влага испарится. Глина тогда готова для лепки, если хорошо отстает от рук.

А дальше самый главный этап – лепка. Сначала глину тщательно мнут, перемешивают, чтобы получилась однородная глиняная масса. Для того чтобы игрушки получились ровными, одинаковыми, принято пользоваться своеобразной мерой - средний размер игрушки не превышает длины кисти руки. Для лепки практически не используют никакие инструменты. Главный инструмент – это руки мастера! Как уже говорилось выше, фигурка лепится из одного куска глины.

Готовую игрушку сушат в течение нескольких дней, а потом обжигают в русской печи. Температура обжига может достигать 900 градусов Цельсия.

После печи игрушки расписывают. Трещины, образовавшиеся после обжига в печи, заполняют мелким шамотным песком, смешанным с клеем ПВА. Грунтовку игрушки осуществляют широкой мягкой кистью белым акрилом.

Роспись игрушки выполняется темперными поливинилацетатными красками, а также гуашью с добавлением клея ПВА. Роспись каргопольской игрушки очень проста и выразительна. Элементы и цвета росписи связаны с древними мотивами. Все элементы изображены в естественных тонах, приближённых к натуральным природным оттенкам.

Если рассматривать цветовую гамму, то здесь преобладают такие цвета, как белый, зеленый, голубой, красный, черные цвета.

После росписи игрушка готова, можно любоваться настоящим чудом, изготовленным своими руками.

Глава 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

2.1 Этапы проведения исследования

Мое исследование включает два этапа, которые представлены в таблице (см. Таблицу 1).

Таблица 1.

Этапы исследования

Этап

Цель

Методы исследования

Сроки

1 этап Теоретическое исследование материала

Изучение информации по теме исследования.

1. Задать вопросы специалистам.

2. Чтение специальной литературы.

3. Поиск информации в интернете.

Апрель – июль 2018 года

2 этап Практическое

исследование

Лепка глиняной игрушки.

1. Посещение музея глиняной игрушки.

2. Посещение мастер-класса по изготовлению глиняной игрушки.

3. Проведение открытого урока.

Август – ноябрь 2018 года.

2.2 Музей глиняной игрушки

В ходе исследования мы посетили музей глиняной игрушки в городе Каргополе (см. Приложение 1). Целью данного похода явилось изучение информации по теме исследования. Мы прослушали лекцию об истории развития такого народного промысла, как лепка глиняной игрушки. Прослушали рассказ о самых известных мастерах и их работах. Узнали, как и из чего мастерят глиняные игрушки. Самое главное, нам удалось побывать на мастер-классе по изготовлению глиняной игрушки (см. Приложение 2).

На практике оказалось, что глина – очень пластичный материал, позволяющий лепить разнообразные по форме игрушки. Очень важно, что для лепки игрушек не нужны какие-то особые инструменты, главное орудие труда – это руки мастера! В дальнейшем игрушки обжигают и можно раскрасить их по своему вкусу.

2.3 Проведение открытого урока

В рамках данного проекта мне удалось провести открытый урок в своем классе. Я рассказал ребятам о глиняной игрушке, провел мастер-класс по изготовлению глиняного коня в технике каргопольской игрушки (см. Приложение 3).

Ребята с удовольствием лепили игрушки. Каждый из ребят потом представил свою работу и придумал небольшой рассказ про своего коня. С помощью этого урока мне удалось доказать, что самостоятельное изготовление глиняной игрушки – это очень увлекательный интересный и радостный процесс. Мы с ребятами очень сплотились после этого урока, стали дружнее, что говорит о том, что совместное изготовление глиняной игрушки объединяет не только родных и близких людей, но и одноклассников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении хочется отметить, что цель моего исследования была достигнута. Мне удалось слепить глиняную игрушку своими руками. Поставленные задачи были решены.

В глиняные игрушки уже давно не играют. Они превратились в искусство, у которого очень богатое прошлое и огромное будущее. Но даже в нашем современном обществе, в мире стремительно развивающихся технологий, глиняная игрушка занимает особое место. Ведь это настоящее чудо, связывающее целые поколения, это любовь к искусству, это знание прошлого своего народа, своей страны. Глиняная игрушка – это способ собраться всей семье вместе для совестного времяпрепровождения. Ведь это так чудесно собраться всей семьей, чтобы вместе слепить несколько игрушек, разговаривая друг с другом на любые темы. Как приятно придумать совместную историю про изготовленную игрушку, выбрать цвета, раскрашивать. А какое тепло и уют создают эти маленькие фигурки в интерьере дома, когда вы все вместе вложили в нее кусочек своей души.

А ведь глиняная игрушка – это еще и сказка, сказочные образы. Как же не хватает в нашем мире сказок, которые учат добру, радости и чуткости. Сказки развивают духовный мир человека.

Я сделал попытку изготовить игрушку близкую с каргопольскими традициями. Возможно, у меня не все получилось так, как должно быть, но в моей игрушке осталось тепло моих рук, кусочек моей души.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Дурасов, Г.П. Каргопольская глиняная игрушка [Текст] / Г.П. Дурасов. - Л.: Художник. РСФСР. 1986. – 248 с. с ил.

Дурасов, Г.П. В гостях у бабушки Ульяны [Текст] / Г.П. Дурасов. - Издательство: Серафим и София, Москва 2014. 208 стр.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Посещение музея глиняной игрушки

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Изготовление глиняной игрушки

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Проведение открытого урока

Просмотров работы: 988