Коллекционер, певец, этнограф… Митрофан Ефимович Пятницкий

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Коллекционер, певец, этнограф… Митрофан Ефимович Пятницкий

Воронко С.А. 1
1МБОУ СОШ № 16
Мальцева Г.В. 1
1МБОУ СОШ № 16
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Очень часто мы идем по улице и не обращаем внимания, чье имя она носит, проходим мимо памятника и не знаем, кому он установлен, читаем сказки и не задумываемся, кем она пересказана.

Я родился и живу в городе Воронеже и даже не подозревал, что каждый уголок моей малой родины имеет свою историю, нужно только захотеть её узнать.

Я хочу рассказать про человека, имя которого тесно связано с историей нашего края. Это наш земляк, собиратель русской народной песни – Митрофан Ефимович Пятницкий.

Актуальность моей работы заключается в том, что наш родной край богат гениальными, выдающимися, знаменитыми певцами, литераторами, музыкантами, художниками и мы должны сохранить это богатство.

Цель: возрождение чувства любви к своему родному краю, привлечение внимания к сохранению уникальных исторических, культурных объектов, знаменитых людей на территории нашей малой Родины.

Для достижения цели, мной были поставлены следующие задачи:

собрать материал коллекционере, певце, этнографе Митрофане Ефимовиче Пятницком,

показать на примере проводимого Всероссийского фестиваля народной песни, музыки и танца в с. Александровке как сохраняют и развивают культурное богатство Воронежского края,

Рассказать одноклассникам о знаменитом человеке и его вкладе в сохранение культурного наследия Воронежа.

Глава 1. Биография Митрофана Ефимовича Пятницкий

Митрофан Ефимович Пятницкий (1864-1927) — певец, педагог, фольклорист. Собиратель и исполнитель русскихнародных песен, заслуженный артист Республики (1925). Основатель и художественный руководитель Русскогонародного хора в 1910 году (с 1927 хор имени Пятницкого).

Родился Митрофан Ефимович Пятницкий 3 июля (21 июня по старому стилю) 1864 года в селе Александровка Воронежской области, в семье дьячка Ефима Петровича Пятницкого. Жили бедно. Мать разводила гусей и кур, сестры помогали ей по хозяйству. Братьям же была предназначена одна дорога — в семинарию. Отец Митрофана был одним из лучших певчих в церкви, и мальчик больше всего на свете любил слушать духовные песнопения. Он часами без устали простаивал в маленьком деревенском храме, прогретом свечами, пропитанном сладким запахом ладана.

Митрофан учился в Воронежском духовном училище, одновременно брал уроки пения у Льва Михайловича Образцова. Во время учебы в Воронежском духовном училище Пятницкий случайно приобрел на рынке маленькую книжицу под названием «Песенник». Вечером того же дня он с друзьями сели в круг и на всю мощь голосов пропели всю книжицу от корки до корки. Инспектор училища потребовал от него немедленно сжечь «Песенник» и покаяться за исполнение «кабацких песен», а в случае непослушания пригрозил исключением. Митрофан, оскорбленный тем, что русскую песню назвали «кабацкой», категорически отказался выполнить требования инспектора. После этого разговора он уехал на каникулы домой и больше никогда не появлялся в училище.

Кончилось его обучение и вовсе печально. Когда Митрофану пришла пора уезжать домой на каникулы, отец Иоанн вручил ему письмо,

адресованное его отцу, Ефиму Петровичу, в котором советовал тому,как следует выпороть сына. Сообщив Митрофану содержание письма, отец Иоанн потребовал, чтобы тот осенью привез ответ от отца. Для ребенка это было настоящим шоком — его прежде никогда не пороли! Мальчик боялся отдать письмо отцу, но еще больше боялся вернуться осенью в училище без ответа…Постоянное чувство тревоги привело к тому, что в лето 1876 года у двенадцатилетнего Митрофана случился нервный срыв. Когда мальчик поправился, он все-таки показал отцу письмо и в слезах умолял не отправлять его снова в семинарию. Отец пожалел сына и разрешил остаться дома. Митрофан помогал матери по хозяйству, пас гусей.

Когда его душевное состояние снова пришло в равновесие, он понемногу, осторожно принялся нащупывать свою собственную тропку в жизни. Митрофан уехал к сестре в село Садовое, где устроился на работу в механическую мастерскую завода – сначала учеником, а позже – слесарем.

Выучился на слесаря, ушел на заработки в город, потом устроился писарем в контрольной палате в Воронеже, а затем, изучив бухгалтерское дело, поступил экономом… в то же духовное училище, куда он когда-то так боялся вернуться! Теперь Митрофан даже подружился со своим гонителем отцом Иоанном, вечерами они вместе пили чай и беседовали. Правда, отец Иоанн все так же осуждал увлечение Митрофана народными песнями, но Пятницкий по-прежнему собирал их сборники, да и сам записывал малоизвестные песни.

В Москву приехал в 1897 году, а с 1899 года поселился в Большом Боженинском переулке. В 1899-1923 годах работал делопроизводителем в одной из московских больниц, брал уроки пения у К. Эверарди.

Пятницкий обладал красивым голосом и самобытной манерой пения. Увлечённость Митрофана Ефимовича народным музыкальным творчеством привела его в 1902 году к созданию ансамбля народной песни. Первоначально Пятницкий записывал песни в своем родном селе Александровка.

Так же собирал коллекцию народных инструментов и костюмов. В 1910 году Пятницкий создал хор из народных певцов.

Как-то раз, услышав итальянскую оперу – выступление певцов из какой-то плохонькой труппы, гастролировавшей по ярмаркам малых городов России, – Митрофан возмечтал петь сам — «как итальянцы»! Отец Иоанн долго отговаривал его, рекомендуя удовлетвориться в жизни тем надежным и хлебным местом, которое у молодого человека уже было. Но когда понял, что Митрофан буквально одержим идеей оперной карьеры, помог ему найти учителя пения, недорогого, но с хорошей репутацией, выручил и деньгами.

Митрофан начал учиться, ставил голос. И преуспел в учебе настолько, что весной 1896 года ему удалось добиться практически невозможного: его прослушали в консерватории и согласились принять на учебу. И это, невзирая на возраст и отсутствие должной подготовительной школы! Правда, было одно условие: Пятницкий должен был поступить на должность эконома в новом корпусе консерватории, причем на весьма невыгодных условиях проживания и оплаты. Но Митрофан был готов на все, лишь бы стать певцом. Занятия должны были начаться осенью, осенью же он должен был приступить к работе. А пока Митрофан, окрыленный мечтами о будущем, приехал на лето в Воронеж…

Роковая любовь… Именно в Воронеже его и настиг рок в образе молоденькой мещаночки по имени Валентина. Фамилию ее история не сохранила. Валентину соблазнил какой-то заезжий франт и, как водится, бросил... Осознав свой позор, девушка пыталась покончить с собой и прыгнула в реку, но свидетелем этой сцены оказался проходивший мимо Митрофан Пятницкий. Он прыгнул в реку следом за ней, вытащил, вернул к жизни и… влюбился, впервые за свои тридцать два года. Вернуться к родителям Валентина не могла, и Пятницкий благородно взял на себя все заботы о ней: снял квартирку, полностью обеспечил и даже посватался. Родители Валентины были счастливы отдать беспутную дочь замуж за такого хорошего человека, у которого и отец был священником, и репутация –лучше не пожелаешь! Да и Валентина, похоже, испытывала теплые чувства к своему спасителю. Начали готовить свадьбу, но буквально за неделю до венчания в Воронеж вернулся соблазнитель девушки и, увидев Валентину счастливой невестой другого, пожелал во что бы то ни стало вернуть ее расположение. Увы, у него это получилось очень легко. Стоило только поманить – и Валентина ушла к нему, позабыв своего спасителя и жениха.
Они уехали вместе, а Пятницкий остался, потрясенный до глубины души.

Вместо того чтобы ехать в Москву поступать в консерваторию, Пятницкий вернулся в родную деревню и несколько месяцев прятался от людей в сарае, не желая никого видеть и ни с кем разговаривать… В конце концов, его вывели насильно – когда он уже окончательно ослабел от голода. В смирительной рубашке доставили в Воронеж, в лечебницу для душевнобольных. И опять на помощь Митрофану пришел отец Иоанн: через своих знакомых нашел для Пятницкого место в самой лучшей московской лечебнице для душевнобольных, выстроенной Морозовыми. В этой лечебнице применялись передовые методы лечения, разработанные профессором медицины Сергеем Корсаковым: никаких смирительных рубашек, но всяческое отвлечение от недуга – работой, культурными развлечениями. В разные времена в этой лечебнице побывало немало выдающихся людей, испытывающих временные проблемы с психическим здоровьем, в том числе Михаил Врубель.

Лечение помогло, и года через два с половиной Пятницкий снова смог общаться с людьми, хотя до конца своей жизни оставался патологически застенчивым человеком. Он действительно боялся общаться и пересиливал себя… А еще очень боялся надолго расставаться с лечебницей и лечащим врачом. Там «вошли в положение» и оставили Пятницкого у себя — работать письмоводителем с тридцатью рублями оклада и готовой квартирой прямо в здании сумасшедшего дома.

Казалось бы, теперь Митрофану Пятницкому не до пения. Но нет — он так и не расстался с идеей стать профессиональным певцом. В консерваторию его уже не принимали, поэтому приходилось брать дорогие частные уроки. Разорился Пятницкий и на граммофон, покупал пластинки с ариями из итальянской оперы, внимательно слушал и старался подражать певцам. Иногда Митрофан Ефимович выступал на бесплатных благотворительных концертах. А как-то, набравшись смелости, добился аудиенции у самого Федора Шаляпина. Тот прослушал Пятницкого и устроил ему бенефис на вечере у своего приятеля-меломана. Он настолько застеснялся выступать перед многочисленными знатоками и ценителями музыки, что потерял голос, а потом его настиг нервный припадок.

Однако на этот раз Пятницкому хоть немного, но все-таки повезло: Шаляпин, горячо ему сочувствовавший, часто навещал неудавшегося певца в больнице. Они вместе гуляли по парку, беседовали, и Федор Иванович все больше проникался сочувствием к этому невезучему любителю музыки. Именно Шаляпин дал Митрофану Ефимовичу самый важный совет в его жизни: оставить вокал и заняться лучше тем, к чему наиболее лежит его душа, – собиранием русских песен! И Федор Иванович Шаляпин привел Пятницкого на заседание музыкально-этнографической комиссии при университетском Обществе естествознания, антропологии и этнографии. Очень скоро Пятницкий здесь освоился, а с 1903 года и вовсе стал действительным членом комиссии.

Начался его творческий путь — Митрофан Ефимович ездил по деревням, собирал песни. В 1904 году он издал за свой счет тоненькую книжечку «12 песен Воронежской губернии Бобровского уезда». Эта книжка принесла ему известность. Пятницкого все чаще приглашали не только на благотворительные вечера, но и на занятия со студентами по фольклору. Вскоре он уже смог купить себе фонограф, чтобы записывать народные песни. Его вторая книга – «Жемчужины старинной песни Великой Руси» —пользовалась уже просто-таки невероятной популярностью. Записывал он и себя самого.

В 1910 году Пятницкий встретил свою «музу» — семидесятилетнюю крестьянку Аринушку Колобаеву, обладавшую великолепным голосом и знавшую огромное количество песен. Аринушка выступала с двумя своими дочерьми и внучкой Матреной. Эта внучка, молоденькая солдатка, стала второй и последней любовью Митрофана Пятницкого. Правда, Матрена не ответила взаимностью на его чувства, но и не обидела его так сильно, как когда-то Валентина, поэтому любовь к ней не стала трагедией для впечатлительного фольклориста, а явилась светлым и вдохновляющим чувством. Постепенно набрались и другие певцы, и в феврале 1911 года состоялись два первых концерта крестьянских певцов под руководством Митрофана Ефимовича Пятницкого. Выступали на Малой сцене Дворянского собрания.

Успех пришел сразу…. Первоначально концерты были чисто этнографическими. Газета «Московский листок» так описывала один из концертов: «Крестьяне-певцы выступают в подлинных костюмах своих губерний и при соответствующих декорациях. Так, первое отделение изображает «Вечер за околицей», второе отделение называется «Праздничный день после обедни» и состоит сплошь из духовных стихов... Третье отделение представляет собой свадебный обряд в избе Воронежской губернии, песни величальные и обрядовые». Интересно, что сам Митрофан Ефимович утверждал, что концерты проводятся без предварительных спевок. На вопрос корреспондента, репетирует ли Пятницкий с крестьянами, он ответил: «Ничего подобного. В том-то и вся прелесть народной песни, что певцы исполняют ее «как умеют». Я делаю им только два указания: потише и погромче. Я их только об одном прошу: пойте, как у себя на завалинке и в хороводе поете».

Песни «как на завалинке» завоевывали все больше поклонников. Почти каждый концерт хора Пятницкого сопровождался хвалебным отзывом в прессе.

Скончался Митрофан Ефимович Пятницкий в 1927 году. Перед смертью передал хор своему племяннику, фольклористу Петру Михайловичу Казьмину, наставляя его: «Не пойте в ресторанах; крепко держите знамя подлинной народной песни. А если хор перейдет работать в ресторан, то не связывайте с этим хором мое имя». Хор официально получил имя Пятницкого. Выполняя его волю, в ресторанах не выступал. Его ждала иная судьба.

Еще при жизни Митрофана Ефимовича в его квартире был организован «Музей русской песни». В 1940 году в память о Митрофане Ефимовиче был создан государственный русский народный хор им. Пятницкого.

Митрофан Ефимович Пятницкий скончался 21 января 1927 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Благодаря ему хор им. Пятницкого стал неотъемлемой частью духовной жизни русского народа.

Глава 2. Деятельность М.Е. Пятницкого.

Многие помнят, как невероятно популярен был хор имени Пятницкого, но мало кто знает истинную биографию его создателя, Митрофана Ефимовича Пятницкого. Он - знаток певческого искусства, знаменитый «собиратель» русских песен. «Народная песня — эта художественная летопись народной жизни, к глубокому сожалению вымирает с каждым днем… Деревня начинает забывать свои прекрасные песни… Народная песня исчезает и её надо спасать». ( Митрофан Пятницкий.)

В 1903 году Пятницкий вошёл в состав музыкально-этнографической комиссии при Московском обществе любителей естествознания, антропологии, этнографии; выступал в концертах, исполняя народные песни. Записал на фонографе около 400 воронежских народных, собрал коллекции народных инструментов и костюмов.

Первоначально Пятницкий записывал песни в своем родном селе Александровка, потом сгруппировал их в жанровые разделы, относящиеся к определенной песенной традиции. Занимаясь сбором народных песен по деревням, он познакомился с крестьянкой Ариной Колобаевой и её двумя дочерями. Был поражен красотой их пения и умением передать в песне сокровенные чувства.

В 1910 году Пятницкий создал хор из народных певцов Воронежской, Смоленской и Рязанской губерний, который впоследствии получил его имя.

Государственный академический орденов Трудового красного знамени и Дружбы народов русский народный хор имени М. Е. Пятницкого народный хор — российский музыкальный коллектив, исполняющий народную музыку.

 

В четверг 17-го и пятницу 18-го в час дня имеет быть концерт крестьян-великороссов, специально выписанных из Воронежской,

Рязанской и др. губерний.

В программе:

1) Хоровые песни с сопровождением старинных инструментов — гуслей, жалеек, лиры.

2) Былины и исторические песни.

3) Причитания плакальщиц…

 

— именно так выглядели первые афиши ныне известного коллектива — в далеком 1911 году.

Он ездил по деревням и селам центральной России, слушал народных певцов. Пятницкий был настолько покорен народными исполнителями, что у него появилась мечта показать на концертной эстраде русскую песню в её

подлинном виде, так, как она звучала веками.

Первый концерт коллектива состоялся 2 марта 1911 года в Москве на сцене Благородного собрания. Перед публикой предстали поющие крестьяне. Первоначальный состав насчитывал восемнадцать человек из трех срединных российских губерний. Песня в деревенском быту связана с 10игрой или обрядом, поэтому Пятницкий стремился к «живописному изображению песни». Хористы были одеты в деревенские костюмы и разыгрывали сценки сельской жизни на фоне декораций. И до начала 1920-х годов певцов приглашали на концерты в Москву, а затем они возвращались в свои деревни. Лишь через 10 лет Митрофан Пятницкий перевез участников хора на жительство в столицу, и они стали выступать в постоянном составе. Песни в его хоре пели никогда не учившиеся музыке простые русские крестьяне. Они приезжали в город только на время выступления.

Хор пел, как это было принято в деревнях, проникновенно и бесхитростно.

В годы Первой мировой войныв больницу, где служил Пятницкий, поступали раненые на фронте солдаты. Из их числа он создал так называемый «хор инвалидов». Митрофан Ефимович не ограничивался только собиранием песен и инструментальных наигрышей, он также собрал большие коллекции народных инструментов и костюмов.

22 сентября 1919 года, когда хор выступал перед кремлевскими курсантами, на концерт пришел Владимир Ильич Ленин.

С 1921 по 1925 годы Митрофан Ефимович преподавал пение в Третьей студии МХАТ и на протяжении всей своей жизни являлся бессменным руководителем хора.

17 февраля 1925 года Пятницкому было присвоено звание заслуженного артиста республики. Тогда же было решено организовать при хоре музей народной песни.

В 1931 году с приходом Владимира Григорьевича Захарова, в дальнейшем Народного артиста СССР, хор впервые запел авторские песни.

Среди них были и песни «Ой, туманы мои», «Песня о России».

В 1936 году коллективу присвоен статус Государственного.

В 1938 году были созданы две новые профессиональные группы — танцевальная и оркестровая. Плясуны, как и певцы, тоже отбирались «из народа». Основателем и руководителем танцевальной группы ансамбля на протяжении 60 лет была Татьяна Алексеевна Устинова, балетмейстер, талантливый постановщик и репетитор, создатель более 200 танцевальных произведений, с 1961 года Народный артист СССР. Оркестр под руководством Василия Васильевича Хватова очень скоро стал неповторимым ансамблем всех бытовавших в народе музыкальных инструментов.

В годы Великой Отечественной войны популярность хора достигла наивысшей точки. Из всех радиоприемников неслись песни: «Ой, туманы мои, растуманы», «Куда б ни шел, ни ехал ты». На людей, измученных войной, они действовали вдохновляюще, пробуждали национальный дух. В мае 1945 года уже известный хор участвовал в празднествах Великой победы в Москве.

Певицами ансамбля являлись: П.В. Козимовская, М.А. Шевченко, Р.А. Кондра, певец-бандурист В.К. Шевченко.

После смерти Пятницкого в 1927 году руководителем хора стал его племянник Пётр Михайлович Казьмин.

Начиная с 1956 года хором руководил Мариан Коваль, советский композитор, народный артист РСФСР.

В 1962 году хор возглавил известный композитор Валентин Сергеевич Левашов, чьи песни вошли в репертуар коллектива. Левашов привлёк к деятельному сотрудничеству с хором композиторов А. Новикова, В. Мурадели, В. Соловьёва-Седого, А. Пахмутову, Э. Колмановского, С. Туликова. Репертуар пополнился новым жанром вокально-хореографической композиции.

С 1989 года хор возглавляет Пермякова Александра Андреевна, народная артистка РФ, Лауреат Премии Правительства Российской Федерации, профессор.

Сегодня после довольно трудного периода начала — середины 1990-х Государственный академический русский народный хор имени М. Е. Пятницкого опять на подъеме. «Народная песня, — говорил М. Е. Пятницкий, — эта художественная летопись народной жизни, к глубокому сожалению вымирает с каждым днем… Деревня начинает забывать свои прекрасные песни… Народная песня исчезает и её надо спасать».

Педагог создал хор совершенно нового типа, в котором участники являются не только певцами, но и исполнителями хороводов, плясок, бытовых сцен. Благодаря красочности представления, таланту певцов и уникальности исполняемых народных песен, хор быстро завоевал любовь слушателей и до сих пор пользуется немалой популярностью, возрождая интерес к русскому фольклору.

Глава 3. Музей русской народной песни

3.1.Музей Пятницкого на улице Пятницкого «Песня русская, родная».

Музей русской народной песни, который существует в Воронеже, – поистине уникальный. Подобного больше в стране нет. Он связан с именем знаменитого создателя русского крестьянского хора нашего земляка Митрофана Ефимовича Пятницкого. А находится музей в средней школе №37 на улице Пятницкого. Музей имени М.Е.Пятницкого так и называется – «Русская песня». В его экспозиции находится все, что связано с русской песней.

На центральном стенде – портрет самого Митрофана Ефимовича, подаренный музею Воронежским отделением Союза художников России. Здесь можно узнать о жизни и творчестве создателя хора, первых его певицах из села Александровки Таловского района Арине Беспаловой, Наталье Долгушиной, Матрене Евстратовой.

Есть фотографии хора 1911 года, первые концертные афиши 1914 года, уникальный автограф М.Е.Пятницкого, записанная им песня «Соловей-Соловьюшко», народные костюмы XVIII века. А еще – грампластинки, сборники песен, юбилейные медали и значки.
Экспонаты ознакомят и с первыми самодеятельными коллективами, которые создавались в тридцатые годы в Воронежской области. Самая большая экспозиция посвящена истории Воронежского государственного академического русского народного хора, его первому директору Галине Рогинской и художественному руководителю народному артисту СССР Константину Массалитинову.
Директор музея Римма Харихурсах рассказывает: - Наш музей вступил в свой юбилейный год – 24 декабря ему исполнится 35 лет. Идея его создания принадлежала Якову Александровичу Гальперину, автору музыки многих пионерских артековских песен. Он заметил, что у многих ребят нашей школы хорошие певческие голоса. И поэтому их стоило как-то объединить. Идея эта была поддержана. Создали оргкомитет, который возглавила завуч Алла Николаевна Карпова. За год собрали первые экспозиции, завели переписку с хором имени Пятницкого в Москве, полетели письма и в Дом культуры села Александровки Таловского района, на родину М.Е.Пятницкого.
Встречались ребята и с Ариной Беспаловой, которая пела еще при Митрофане Ефимовиче, Натальей Долгушиной, жительницей села Александровки. Они рассказывали о жизни выдающегося фольклориста, делились пластинками. Вероника Попова, член совета музея, много делает по пропаганде народной воронежской песни.
Недавно пополнился музей новыми экспонатами: из села Новая Чигла Таловского района от Валентины Федоровны Киселевой получили в подарок подлинный крестьянский костюм XVIII века и предметы домашнего обихода. Вахтер школы Валентина Алексеевна Колесниченко подарила

ручной ткацкий станок и старинную кофту. Встречались с участниками первого состава хора Е.М.Осиповой, М.М.Зеленевой, А.М.Кузнецовой, А.Т.Черных, О.В.Ивановой. Они поделились своими воспоминаниями о военных годах их творческого коллектива.
Наш рассказ был бы неполным без упоминания об ансамбле «Желанушка». Когда в музее собралось много песен, решили: просто так им лежать нечего. И создали ансамбль. Сначала был хор, которым руководила Анна Александровна Полянчук, затем пришел замечательный фольклорист Петр Антонович Макиенко. Из народного хора он решил сделать чисто фольклорный коллектив.

3.2.Александровский народный музей М.Е. Пятницкого

Дом-музей М. Е. Пятницкого в с. Александровка Таловского района познакомит с жизнью и судьбой собирателя русских песен был открыт в 1978 году. Музей занимает 4 комнаты площадью примерно 100 кв.м.Посетителей ждёт знакомство с жизнью и творческой биографией М. Е. Пятницкого, его детскими годами; рассказ о создании ансамбля русской народной песни, выпуске первого сборника русских песен, работе с фонографом, первых концертах ансамбля, создании хора им. М. Е. Пятницкого.

Отдельными экспозициями музея представлены предметы старинного домашнего обихода: самовары, чугунки, таганки, утюги, рушники, скатерти, прялка, люлька, народные музыкальные инструменты, подлинные старинные костюмы Воронежской губернии, первые концертные костюмы Воронежского хора и многое другое.

На центральном стенде – большой портрет М.Е. Пятницкого из дерева – подарок музею в день его открытия. Экспозиция рассказывает о жизни и творчестве М.Е. Пятницкого – создателя первого крестьянского хора в России. Здесь собраны многочисленные и разнообразные материалы, переданные в дар музею первыми певицами хора из села Александровка Таловского и другими, всеми теми, кто помнил М.Е. Пятницкого

На основе архивных документов и фотографий создана экспозиция, посвященная славному пути Государственного Академического Народного хора им. М.Е. Пятницкого, Воронежского Государственного Академического Народного хора, Александровского народного хора - «История создания и творческий путь»: фотографии 20-З0-х годов Г.Б. Рогинской – первого директора хора и его художественного руководителя, композитора К.И. Массалитинова, грампластинки, сборники песен, концертные афиши, начиная с момента его основания (1943 год) и до настоящего времени, памятные и юбилейные медали и значки, статьи из газет и журналов, первые концертные костюмы известных солистов хора.

В 30-х годах в Воронежской губернии стали создаваться хоровые самодеятельные коллективы: А.Р. Лебедевой в селе Александровка Таловского района, Д. Поповой, Ф.М. Митяевой, Е.М. Осиновой в селе Гвазда Павловского района, А.К. Степанюгиной в с. Нижний Кисляй Бутурлиновского района.

Глава 4. Фестиваль.

Хоровое пение на Руси было популярно с давних времен.

Каждый год в день рождения собирателя русской народной песни Митрофана Пятницкого на его родине, в селе Александровка Таловского района Воронежской области проходит Всероссийский фестиваль народной песни, музыки и танца, на который приезжают исполнители из разных регионов России. Несколько раз мы с братом и мамой с удовольствием посещали это мероприятие. Посещение Певческого поля – места проведения Всероссийского фестиваля народной песни, музыки и танца «На родине М. Е. Пятницкого» также является частью экскурсионного маршрута музея.

Заключение

К сожалению, в настоящее время выступления хора им. Пятницкого не часто можно увидеть на экране телевизора. Но залы во время концертов бывают переполнены, а вместе с хором с удовольствием выступают известные артисты нашей эстрады. Народная песня навсегда останется символом русской культуры.

В Воронеже, на проспекте Революции, открыт памятник М.Е. Пятницкому, в честь музыканта названа одна из улиц нашего города.

Через всю жизнь Пятницкий пронес любовь не только к музыке, но и к столярному мастерству. В его доме было множество вещей, изготовленных им собственноручно.

Вот так на примере жизни одного человека можно проследить талант безмерной любви к своей родине, своему народу, своей культуре. Мирофан Пятницкий - символ любви к России, достойный подражания и поклонения.

Литература

информация из сети Интернет:

фото автора

буклет «Александровский народный музей М.Е.Пятницкого»

архив Таловский районный историко-краеведческий музей

http://www.3vozrast.ru/article/nostalgia/vremia/2707/

http://blog.trud.ru/users/rodich2007/post329906027/

Приложение.

Митрофан Ефимович Пятницкий

(1864—1927 гг.)

Такая афиша появилась в Москве Хористы первого хора Пятницкого.

в 1911 году

Музей русской песни

Хор пел в госпиталях и перед рабочими заводов

Хор им. Пятницкого согодня.

Памятник М.Е.Пятницкому

В селе Александровка Таловского района Воронежской области проходит Всероссийский Воронежской и Рязанской губерний, который впоследствии был назван его именем.

Посещение Певческого поля – места проведения Всероссийского фестиваля народной песни, музыки и танца «На родине М. Е. Пятницкого».

Хоровое пение на Руси было популярно с давних времен.

Почтовая марка СССР (1961)

   
Просмотров работы: 1199