История и развитие кемеровского драматического театра имени А.В. Луначарского

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

История и развитие кемеровского драматического театра имени А.В. Луначарского

Винник Н.А. 1
1МБОУ Гимназия 41
Конева Е.Э. 1
1МБОУ Гимназия 41
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

29 октября 1934 г. является официальной датой образования Кемеровского драматического театра им. А.В. Луначарского. Но ещё до этого, в 20е, первая театральная жизнь появляется в городе Щегловске. За свою более чем восьмидесятилетнюю историю, Драматический театр стал настоящим оплотом культурной жизни Кемерово и продолжает оставаться таковым сегодня.

Настоящий реферат посвящен изучению истории и исследованию современного состояния Кемеровского театра драмы.

Актуальность данной темы заключается в изучении важного культурного аспекта истории родного города, а так же развитию духовному воспитанию молодежи через театр.

Степень изученности темы.

Данная тема изучалась поэтапно на основе источников и литературы:

1. Становление и развитие театрального искусства города Кемерово на разных хронологических этапах рассматривается в Истории Кузбасса: С.П. Звягина, В.М. Зиняковой, О.С. Красильниковой, В.П. Литовченко,В.А. Мирошник, А.В. Палина, Т.А. Реховской, А.Н. Устьянцева кемерово, 2014 и книге Балибалова И.А. Кемерово: вчера, сегодня, завтра. – Кемерово: Кн. изд-во, 1982.

2. В коллективной монографии «Миры театральной культуры Кузбасса» в статьях Берсенёвой Е. В. Возникновение и становление профессиональной театральной труппы в г. Кемерово (Щегловске) и Штальбаум, Ю. К. Формирование профессионального театрального искусства в Кузбассе. прослеживается история становления театрального искусства нашего города, уделяется внимание таким вопросам как проблемы репертуара, взаимодействие театра и зрителя.

3. В работе Штальбаум Ю.К. Театральное искусство Кузбасса: Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусства. – Кемерово: Кемеровская гос. академия культуры и искусств, 2000. автор, который работал директором театра в 2001-2008 годы, уделяет внимание репертуарному поиску театра, необходимости выхода на фестивальные уровни.

4. Достаточно объемный материал об истории театра, его актерах, репертуаре, поиске привлечения зрителя дают ресурсы Интернета. В особенности собственный сайт [[email protected] http://www.kemdrama.ru/]

5. Автор делал свой основной акцент на материал, взятый из личных бесед с работниками Театра Драмы. Были взяты интервью у директора театра А. А. Разукова, действующих актеров Дарьи Мартышиной и Ивана Крылова, администратора Ольги Гавриленко и работника кассы Ирины Прокопьевой. Автор смог познакомиться с жизнью театра сейчас, узнать основные цели, задачи и проблемы, какие методы театр использует для их реализации.

6. В «Кемеровский областной ордена «Знак Почета» театр драмы им. А. В. Луначарского» Сергеевых Дмитрия и Юрия - Кемерово: Кн. изд – во, 2014 г. , посвященному юбилею театра, подведены итоги за прошедшие на тот момент времени 80 лет. Дано большое количество информации о достижениях и победах театра Драмы, социальные проекты, репертуар и закулисную жизнь большой труппы.

7. Музей Театра Драмы, содержащий информацию с самого зарождения театра до сегодняшнего времени, важные документы, памятные и значимые вещи, носящие определенную значимость каждый в жизни театра.

8. Посещение ГАКО, рассмотрение документов, связанных со становлением Драматического театра города Кемерово.

Исходя из степени изученности темы и ее актуальности, автор ставит цель работы: возможность проанализировать развитие Кемеровского театра от времён зарождения, до современности. Провести анализ существующего взаимодействия театра со зрителем.

Исходя из поставленных целей, автор выделяет следующие задачи:

Проследить историю развития Кемеровского театра драмы;

Определить текущее место театра в культурной жизни города Кемерово;

Проанализировать современную работу театра со зрителем через изучение каналов информационного продвижения, репертуара и ценовой политики.

Провести исследование на основе анкетирования учащихся МБ «Гимназия №41 г. Кемерово о роли театрально искусства в их жизни и о популярности Кемеровского театра драмы у молодежной аудитории.

Объект исследования – Кемеровский драматический театр и его история.

Предмет исследования – деятельность театра в городе Кемерово и за его пределами.

Территориальные рамки – город Кемерово.

Хронологические рамки – период от возникновения первых театральных спектаклей в городе в 20-е гг. XX века до сегодняшних дней.

Практическая значимость состоит в том, чтобы побудить молодежь узнавать и изучать историю своего края через историю объектов культуры и в частности историю Кемеровского драматического театра.

Структура работы. Первая глава работы «История создания и развития Кемеровского областного театра драмы им. А.В. Луначарского», описывает важнейшие вехи в истории Драмтеатра: от зарождения в 20-30е гг. и бурного расцвета в 50-60е гг., до присвоения театру имени Луначарского в 2008 году. Автор анализирует проблемы, с которыми пришлось столкнуться при создании театра в первые десятилетия. А так же что послужило толчком к развитию театра после войны.

Интерес автора к этой теме обусловлен неслучайно. Драматический театр – это достояние нашего города. Он является ценным источником для науки, прекрасным средством для духовного развития. Долг каждого гражданина и обязанность органов власти, отделений общества охраны памятников искусства и других общественных организаций – заботиться об историческом и культурном наследии города Кемерово и всего Кузбасса.

Глава I. История создания и развития Кемеровского областного театра драмы им. А.В. Луначарского

1.1 История создания кемеровского драматического театра

В 1917 г. в селе Щеглово при кокосохимическом заводе по инициативе инженеров Ивана Ивановича Лоханского и Виктор Владимирович Ревердатто было создано культурно-просветительское общество. Оно ставило любительские спектакли, часто зал не мог вместить всех желающих попасть на просмотр.

Первый профессиональный драматический театр в Кузбассе начал формироваться с 1927 г. при участии самодеятельных клубных коллективов и передвижного театра «Культармеец Кузбасса». Ядром молодого театра стали участники Гражданской войны, имевшие опыт актерского мастерства в самодеятельных коллективах. Первыми режиссерами театра были заслуженный артист РСФСР А.Е. Ларионов, Г.А. Мирский; ведущие артисты Н. Каредова, И.М. Китов-Крамов, А.Л. Струсь, Ф.Н. Белинская, Т.С. Тарский, М.А. Искрин, В.В. Пиледжи и другие.

Театральный сезон 1927 г. был открыт во Дворце труда спектаклем по пьесе К. Тренева «Любовь Яровая», режиссером был приглашенный из Москвы В.П. Вронский [1, с.43]. [Приложение 1]

Еще в конце 20-х-начале 30-х годов профессиональные актерские коллективы работали в Кузбассе по договорам Союза горнорабочих Кузнецкого округа и Сибирского краевого профсоюза работников искусства. Некоторые документы хранятся в ГАКО. В 1933 году в СССР была проведена театральная реформа, и система договоров была отменена, что способствовало образованию стационарных театров.

В том же году в Кемерово появляется труппа Барнаульской драмы N5. Этот театральный коллектив много гастролировал по Сибири, затем перебрался в Прокопьевск, стал называться «Культармеец Кузбасса». В 1934 году театр «Культармеец Кузбасса» переехал из Прокопьевска в Кемерово и стал первым стационарным штатным театром в столице Кузбасса [1, с.43].

Официальной датой рождения Кемеровского областного драматического театра имени А.В. Луначарского считается 29 октября 1934 года. До 1936 года он назывался «Культармеец Кузбасса».

Для первого знакомства с городом, в котором отныне предстояло жить и работать, коллектив очень хотел взять пьесу про шахтеров. Но такой пьесы драматурги еще не написали, поэтому коллектив остановил свой выбор на только что появившейся пьесе А. Корнейчука «Гибель эскадры».

В 1935-1936 гг. главным режиссером в театр из Ярославля приглашен А.Г. Мирский, работавший ранее во МХАТе. За два театральных сезона Мирским поставлено 19 спектаклей. «Мать» М. Горького, «Горе от ума» Грибоедова, «Коварство и любовь» Шиллера, «Аристократы» Погодина и другие.

1.2 Кемеровский драмтеатр в 40-50-е гг.

Годы великой Отечественной войны вписали новые яркие страницы в историю театра. В 1941 году произошло слияние двух трупп – Кемеровской и Томской на базе Кемеровского театра [6, с.154].На сцене томской драмы работал коллектив театра, эвакуированного с оккупированной немцами территории, поэтому труппа томского театра влилась в кемеровскую. Кроме того во Дворце труда, кроме театра, разместили цеха эвакуированного завода «Карболит». Театр на время ушел на не слишком удобную сцену кинотеатра «Москва».

Несмотря на трудности военного времени, творческая жизнь театра находилась на подъёме. Были поставлены «Русские люди» К. Симонова, «Нашествие» Л.Леонова, «Фельдмаршал Кутузов» В. Соловьёва. В годы войны наш театр установил творческую связь с ленинградцами: в Кемерово приезжали известные режиссёры и артисты – Л. Вивьен, Н. Симонов, Ю. Юрьев, Д. Мечик, П. Кадочников со своими спектаклями «Пигмалион» Б. Шоу, «Женитьба Белугина» А. Островского, они также выступали в концертах и участвовали в обсуждениях спектаклей.

В 1943 году была образована Кемеровская область, и театр получил новый областной статус. Это повышение в статусе уже после войны даст серьезный импульс к развитию театра. Администрацией города был подписан указ 1943 г. о назначении. Данный документ хранится в ГАКО.

В 1947 году происходит важное событие для Кемеровского театра – первая гастрольная поездка по области: города Ленинск – Кузнецкий, Прокопьевск, сёла Таштагол, Топки, Спасское. Театр гастролировал более двух месяцев, и каждый спектакль был отмечен аншлагом! По воспоминаниям заслуженного артиста РСФСР Петра Князева «в Таштаголе творилось что-то невероятное: билеты были распроданы задолго до спектаклей, но всех желающих клуб вместить не мог, поэтому спектакли повторялись, и всё же во время спектаклей зрители срывали двери и бурным потоком врывались в зал. Актёры жаловались управляющему рудником, что нарушается ход спектаклей, но в ответ услышали: «Правильно делают! Будь я на их месте, поступил бы также. Чему вы удивляетесь? Народ семь лет не видел спектаклей. Тяга у рабочих к искусству огромная. Изголодался народ!» [6, с.161].

Десять лет прошло со дня присвоения театру статуса областного, но трупа все еще ютилась во Дворце культуры, куда переехала после войны. Наконец вначале 50-х было решено построить театру собственное здание. В 1953 г. под руководством «Гипротеатра» (Москва) началось его планирование в центре г. Кемерово. Автором проекта стал А.В. Максимов [4, с.28].

В 1961 году было возведено новое здание театра (пр. Советский, 53). В том же году состоялась премьера «Божественной комедии», которая произвела фурор не только в Кузбассе, но и на гастролях в Алма-Ате в 1962 году [4, с.52].[Приложение 2]

1.3 Театр Драмы в начале XX века

В 2001-2008 г. театром руководил Юрий Карлович Штальбаум. В 2004 году к 70-летию Кемеровского областного драматического театра в здании провели капитальный ремонт, и к юбилею он преобразился так, что многие зрители сегодня называли его новым. Мраморные полы и изящная мебель, сцена из лиственницы, построенная по уникальным технологиям, со вкусом подобранные кресла в зале, итальянское звуковое оборудование – все это сделало театр неузнаваемым. Работы, на которые по всем расчетам отводили около полутора лет, провели в течение четырех месяцев. [Приложение 2]

Кемеровский областной театр драмы – постоянный участник фестиваля «Сибирский транзит», который ежегодно проходит в разных городах Сибири; Международного театрального фестиваля «Новая драма» в Санкт-Петербурге 2004 году, Всероссийского театрального фестиваля «Камерата-транзит» в Челябинске в 2004 году, дважды в 2003 и 2005годах – во Всероссийском Вампиловском фестивале в Иркутске.

В октябре 2008 года Кемеровский областной драматический театр им.А.В. Луначарского с пьесой «Банкрот» принимал участие в театральном фестивале «Островский в доме Островского», который проходит раз в два года на сцене Государственного академического Малого театра России. А чуть ранее театр представил пьесу А.Чехова «Три сестры» в постановке Д. Петруня в Барнауле на традиционном фестивале «Сибирский транзит». Эта работа была отмечена тремя премиями: гран-при за сценографию – работа сценографа из Омска Ольги Веревкиной, специальный приз жюри за режиссуру Дмитрию Петруню и за роль второго плана артисту Ивану Крылову.

Важным вопросом, связанным с Кемеровским областным театром драмы, стал момент присвоение театру имени А.В. Луначарского. В Списке объектов, которым присвоены имена отдельных работников по г. Кемерово, хранящемся в Областном государственном архиве, есть запись, что Кемеровскому гортеатру 10 февраля 1937 года решением Западно-Сибирского краевого исполкома присвоено имя А.С.Пушкина [5, с.62]. На афишах театра оно не появилось. Первый военный сезон театр открыл в новом составе и с новым именем – Гортеатр имени А.В. Луначарского. Петр Григорьевич Князев пишет: «Имя А. Луначарского ни Щегловскому, ни Кемеровскому театрам не присваивалось.Это имя было присвоено только Томскому городскому театру в 1929 году. В 1941 году, во время Отечественной войны произошло слияние двух театров – Томского и Кемеровского. С этого времени Кемеровский театр и получил имя первого наркома просвещения А.В. Луначарского». Вероятно, это было единодушное решение двух коллективов, которых война объединила в единое целое[5, с.65].

Конец дискуссии был положен в 2008 г. после подписания постановления «Об утверждении в наименовании Кемеровского областного театра драмы имени А.В. Луначарского». [Приложение 3]

Таким образом, послевоенное развитие Кемеровского театра драмы было бурным и плодотворным. Расцвет театра пришелся на 50-60е гг. XX века. В это время театр становится важной стартовой площадкой для многих артистов, которые впоследствии стали звездами в более именитых театрах страны. Важнейшим моментом, как для театра, так и для города стало возведение нового театрального здания, украсившего собой центр Кемерово. Большое количество гастролей и участие в театральных фестивалях, позволили труппе выйти на новый профессиональный уровень и заявить о себе по всей стране.

Глава II. Кемеровский областной театр драмы сегодня

2.1 Театр сегодня

Сегодня Кемеровский областной театр драмы занимает ведущее место в культурной жизни города Кемерово. Об этом свидетельствует сильный актерский состав; в труппе – 32 артиста, из них двое – Лидия Цуканова и Евгений Шокин – имеют звание «Народный артист РФ», четверо – Олег Кухарев, Виктор Мирошниченко, Людмила Копылова, Юрий Темирбаев – звание «Заслуженный артист РФ», Людмила Усанова является Заслуженной артисткой Белоруссии, артисты Михаил Быков и Александр Измайлов – лауреаты Премии Кузбасса. Четыре работника имеют звание «Почётный работник культуры Кузбасса». Также народный артист РФ Е. С. Шокин удостоен звания «Почётный гражданин Кемеровской области»; заслуженная артистка Белоруссии Л.Н. Усанова стала полным кавалером медали «За особый вклад в развитие Кузбасса». [Приложение 4]

В последнее время в театр пришло много творческой, подающей надежды молодежи. Иван Крылов является ярчайшим представителем. Он преподаёт на кафедре театрального искусства в КемГУКИ, опубликовал ряд статей в сборнике трудов молодых ученых Сибирского региона. Постоянный член жюри театральных фестивалей любительских театров, проводит мастер-классы по актёрскому мастерству. Екатерина Грибанова и Антон Остапенко удостоены Российской национальной театральной премии «Золотая маска» за роли в спектакле «Экспонаты» по пьесе В. Дурненкова в 2015г. Андрей Куликов является победителем в номинации «Лучшая мужская роль второго плана», театральный фестиваль «Белый слон», Кемерово (2014) и Губернаторской премии в области культуры и искусства (2016). Важно отметить замечательную актрису Дарью Мартышину, с которой удалось даже побеседовать лично. Дарья одна из ведущих артисток театра. Сцене она служит уже 15 лет, начав играть ещё в студенческие годы. Является победителем многочисленных театральных фестивалей, также активным участником областных конкурсов красоты. Дарья поделилась с автором работы своей театральной жизнью, рассказав, что для нее значит театр. [Приложение5]

В репертуаре театра более 40 спектаклей для зрителей самого разного возраста. На трёх сценических площадках Кемеровской драмы (Большой зал – 597 мест, Звёздный зал – 150 мест, Малая сцена – 60 мест) с успехом идут и классические пьесы, и современная драматургия. Среди них выделяются: «Шут Балакирев» и «Поминальная молитва» Г.Горина, «Банкрот» А.Островского, «Вечер» А.Дударева, «Очень простая история» М.Ладо, «Эти свободные бабочки» Л.Герша, «Орфей спускается в ад» Т.Уильямса, «Укрощение строптивой» В.Шекспира, «Прошлым летом в Чулимске» А.Вампилова, «Три сестры» А.Чехова и другие. Каждый сезон в репертуарной афише появляется 5-7 новых названий. Многие спектакли на сцене идут много лет (например детский спектакль «Чудо-папа», взрослый «Боинг-Боинг»), и зрительный зал неизменно полон. Многие спектакли зрители пересматривают не один раз, настолько интересна игра актеров. В театральной жизни Кузбасса и Кемерово театр драмы играет одну из ведущих «ролей», являясь и экспериментальной площадкой («Звездный зал» и «Малая сцена»). [Приложение 6]

Автором работы был проведен анализ репертуара 84-го театрального сезона Кемеровского театра драмы.

В репертуаре театра было запланировано 48 собственных спектаклей. Из них 5 премьер. Больше всего в репертуаре 84го сезона присутствуют драматические спектакли – 21 (около 44%), на втором месте комедии – 19 (около 40%), на третьем месте с большим отставанием детские спектакли – 7 (около 14%), на последнем месте категория семейного спектакля – 1 (около 2%). Администратор драматического театра Елена рассказала о рейтинге театральных постановок и их посещаемости. Все спектакли театра подразделяются на кассовые, премьерные и вечерние. Наибольшей популярностью у жителей города Кемерово пользуются: «Боинг-Боинг», «Примадонны», «Шикарная свадьба», «Без меня меня женили», «Свободная пара». На каждом показе указанных спектаклей заполняемость зала стабильно 90%. Театр стремится к расширению этого списка. Для этого актеры посещают различные мастер – классы известных театральных деятелей, костюмы и сценическая атрибутика постоянно обновляются, применяются различные способы рекламы, ставятся новые постановки по произведениям мировой классики, затрагивающей актуальные вопросы общества.

Благодаря активной работе и развитию, Кемеровский театр драмы стал лауреатом ряда престижных театральных фестивалей в России и за рубежом: «Сибирский Транзит» (г. Новосибирск), «Театральное Вече» (г. Новгород), «High Fest» (г. Ереван, Армения), «Золотой Сертификат», «Рождественский Парад» (оба г. Санкт-Петербург), «Фестиваль Черного и Белого» (г. Иматра, Финляндия). В мае 2012 г. на IX Международном фестивале (Финляндия) был представлен моноспектакль «Целлофан» по пьесе Б. Якобсдоттира. Актриса Н.А. Измайлова (сценический псевдоним Юдина) завоевала гран-при в номинации «Лучшая женская роль». В мае 2013 г. кемеровский театр на Международном театральном фестивале (Финляндия) вновь завоевал гран-при за спектакль «Беккет» (режиссер К. Шахмардан).

С 2008 году директором театра и его художественным руководителем стал заслуженный работник культуры России Алексей Разуков. Опытный организатор театрального дела, всем сердцем любящий искусство театра, наделенный креативным мышлением, лидерскими качествами, Алексей Разуков прежде всего – руководитель – созидатель. В ходе выполнения научно-исследовательской работы было взято небольшое интервью, из которого можно узнать, как Театр драмы живет сейчас. [Приложение 7].

Последние годы в театре происходит много событий. В июне прошлого года при поддержке министерства культуры РФ впервые в России состоялся уникальный театральный проект «Гастрольная карта Сибири». Четыре театра – и кемеровский в том числе – одновременно, «по кругу», гастролировали в четырех городах. Такой формат гастролей использовался Кемеровским театром драмы впервые. [Приложение 8].

В это же время начинается плодотворное сотрудничество Кемеровского театра драмы с главным режиссером и художественным руководителем Театра Черного и Белого Камраном Шахмарданом. В течение трех сезонов мастером были поставлены спектакли «Беккет», масштабные «Записки из Мертвого дома», гротесковая комедия «Женитьба». Художником этих работ стал Валери Полуновский (г. Санкт- Петербург), лауреат театральной премии «Золотая маска». Все постановки были осуществлены в рамках Международного театрального проекта «Кузбасс – Финляндия» и вызывали резонанс у театральной общественности и большой интерес у зрителей.

В 2016 году Кемеровский театр драмы впервые вошёл в шорт-лист престижного российского фестиваля «Золотая маска»: спектакль-вербатим «Мирение» (авторы – В. Дурненков, М. Зелинская, реж. – А. Безъязыков) был выдвинут на премию сразу в трёх номинациях. Ещё одним престижным российским фестивалем, в программу которого входили спектакли Кемеровского театра драмы, является Всероссийский фестиваль молодой режиссуры «АртМиграция».

Спектаклем «Веселый Роджер» заявил о своем рождении театр «Вечная молодость», созданный при Кемеровском областном театре драмы. Его участники – выпускники актерского отделения Кемеровского государственного института культуры и искусств. Художественный руководитель – заведующий кафедрой режиссуры и актерского мастерства Виктор Мирошниченко, заслуженный артист России, один из ведущих актеров труппы Кемеровского театра.

2.2. Театр каждому.

Важнейшим показателем эффективности любого театра, является его посещаемость. Кемеровский областной драматический театр активно старается расти в этом направлении. Благодаря тому, что актеры работают сразу на нескольких театральных площадках, у театра есть возможность развивать не только классический репертуар, но и ставить эксперименты с новыми театральными формами и учитывать интересы разновозрастных зрителей.

Основные группы зрителей, с которыми работает сегодня Кемеровский областной театр драмы это взрослые работающие люди 35+, для которых ставится основной репертуар театра. Основными способами привлечения этой группы зрителей становятся наружная реклама, средства массовой информации, распространители билетов, которые ходят на предприятия, в офисы кемеровских компаний, учебные заведения и распространяют билеты на месте.

В течение последних лет Театр драмы активно сотрудничает с Кузбасским медиаклубом, в который входят журналисты, пиар – специалисты, преподаватели и студенты вузов, художники, литераторы, актеры, режиссеры, критики.

Реализация проекта «Театр – СМИ – Общество» в рамках этого сотрудничества стала возможна благодаря тому, что Кузбасский медиаклуб выиграл президентский грант в партнерстве с Кемеровским областным театром драмы, выступившим перед грантодателем рекомендателем.

За это время были проведены пресс-конференции, тренинги на тему «Социальные сети: как театру выстроить эффективное продвижение», презентация рекомендательного сервис – портала «Театральный Кузбасс», обсуждение спектаклей в соцсетях, закрытые показы, дискуссии со зрителями и представителями СМИ и театра – это способствовало созданию единой информационной площадки для театральной общественности и всего культурного пространства.

Кроме того, театр осуществляет продажу карты театрального зрителя, по которой можно приобрести билет с 20% скидкой.

Ещё одной важной группой зрителей для театра стали пожилые люди на пенсии, для которых проводятся дневные спектакли по более низким ценам, чем вечерние. В постоянном режиме проводиться акция «Социальный вторник», когда все билеты на данный спектакль продаются по 200 рублей.

Интересной формой привлечения зрителя в театр является акция «Ночь искусств», проводимая ежегодно в День Театра, в рамках которойКемеровский областной театр драмы предлагает программу, где мероприятия проходят сразу на нескольких площадках и в разных форматах. В 2017 году акция проводилась в следующем формате:

в 18:00 в большом зале проведен творческий вечер одной из ведущих артисток театра Дарьи Мартышиной, где актриса предстала в одной из самых немногословных и пронзительных ее ролей – роли Акульки в спектакле «Записки из Мертвого дома» (автор – Ф. Достоевский, режиссер – К. Шахмардан).

в 20:00 была проведена экскурсия по театральному закулисью.

в 21:00 видеопоказ на примере фильма Ларса фон Триера «Догвилль» в рамках проекта-лаборатории «Малая сцена». Тема: «Кино. Театр».

И конечно, Кемеровский драматический театр не забывает про молодежную аудиторию, прежде всего школьников и студентов. Есть стереотип, что классическому театру трудно привлечь к себе молодого зрителя. Для решения данного вопроса автором было проведено анкетирование среди учащихся старших классов Гимназии №41 города Кемерово. [Приложение 14]. Ученикам были предложены анкеты с вопросами, касающимися темы «Театр в нашей жизни». В анкету были помещены следующие вопросы: «Как часто ты посещаешь театр, и что тебя толкает на поход в него?», «Какой жанр для вас предпочтительнее?», «Что вам нравится в театре больше всего?», «Какую роль театр играет в твоей жизни?», «В каком театре нашего города ты бываешь чаще всего?». По итогу анкетирования были подведены следующие результаты:

70% учащихся посещает театр не очень часто, 15% редко, 5% часто. [Приложение 9.1]

Для большинства учеников театр играет очень важную роль в их жизни: культурное развитие, приобщение к прекрасному, воспитание себя.

60% учащихся предпочитают спектакли комедийного жанра, 25% жанра драмы, 2% мюзикл, для 3% не имеет значения. [Приложение 9.2]

70% учащихся в основном посещают Филармонию города Кемерово, 15% театр для детей и молодежи, 10% музыкальный театр Кузбасса и лишь 5% Театр Драмы. [Приложение 9.3]

Анализируя результаты анкетирования, можно сделать вывод, что Театру Драмы следует сделать больший упор на завлечение школьников, учитывая их жанровые предпочтения. Но, можно сказать, что, несмотря на широкое распространение сети интернет среди молодежи, подростки заинтересованы в посещение театра в целом.

Поскольку основная задача театра заключалась в том, чтобы обратить внимание молодежной аудитории на спектакли, они значительно повысили свою активность в Интернете. Театр имеет свой активно обновляющийся сайт, деятельно применяет в спектаклях информационно-коммуникационные технологии. Одновременно театр обзавелся страничками в социальных сетях «ВКонтакте», «Instagram» и «Facebook», на которых регулярно обновляет информацию для своих подписчиков, коих суммарно насчитывается несколько тысяч.

Так, на страничке во «ВКонтакте» общение носит игровой характер: регулярно устраиваются различные акции, конкурсы, размещаются забавная информация, интересные фотографии, отсылающие к тому или иному спектаклю (а не напрямую его реклама). Весь этот контент, на который очень хорошо реагирует молодежная аудитория, становится прекрасной основой для использования технологий: участники группы делают перепосты, ставят «лайки».

На страничке в Facebook меньше «игрушек», розыгрышей билетов, в основном выкладывается информация о спектаклях и театре, которая должна заинтересовать участников группы.

В социальных сетях проходят анонсы предстоящих спектаклей, выкладываются фотографии актеров и зрителей театра, размещаются статьи о прошедших спектаклях. Большое место занимают отзывы о театре. Вот некоторые из них: «Высокопрофессиональный актёрский состав, репертуар, режиссура – вот слагаемые успеха кемеровского театра. Всегда интересен, идущий в ногу со временем с каждым новым сезоном умеет удивлять зрителя и критиков», «Мы ходили на «Примадонны», и так, как при просмотре этой постановки, мы не смеялись уже давно. Выбирали по актерам, пара Измайлов-Юдина практически беспроигрышный вариант, мне с их участием нравится все, конечно, что-то больше, что-то меньше, но эмоцию постановки они всегда выносят в зал, искренне делясь ей со зрителем. Остальных особо не знала, но такой спектакль получился!!!».

Так, в Триадвизоре из 37 отзывов представленных на сайте отличную оценку дали 69%, очень хорошую – 29%, неплохую – 2% [И: 2]. Это безусловно свидетельствует о достойных изменениях в вопросах внешнего позиционирования театра.

Такая оценка свидетельствует о том, что в театральной жизни Кузбасса и Кемерово театр Драмы играет одну из ведущих «ролей», являясь одновременно и интересной экспериментальной площадкой («Звездный зал» и «Малая сцена»).

Автором был проведен анализ репертуара на возрастные ограничения спектаклей. Установлено, что школьники младшего и среднего школьного возраста могут посещать лишь 9 спектаклей, что составляет около 19% от всего репертуара театра. Основная масса спектаклей идет в категории 16+ (71%), что делает их доступными для школьников старших классов, и около 10% спектаклей идет с категорией 18+.

Автор исследовательской работы заинтересован творчеством и активно посещает спектакли Кемеровского Театра Драмы. Для него театр играет очень важную роль в его жизни. Он посетил такие спектакли как Ревизор, Доходное место, Женитьба, Кофейня, Боинг – Боинг, Клиника. Каждый просмотренный спектакль доставил огромное удовольствие и желание посетить его снова. Высокий уровень актерской игры, красивые разнообразные костюмы, украшенная сцена, точно передающая атмосферу постановки – восхищает все. Стоит отметить доброжелательных работников кассы, гардероба, буфета и зала, которые всегда с радостью встречают гостей театра, никогда не откажут в помощи. Посещение Театра Драмы каждый раз становится праздником и поистине настоящим отдыхом.

Заключение

В ходе данной работы был дан анализ эволюции Кемеровского драматического театра им. Луначарского с советского периода до современности. Помимо этого, было проведено исследование среди учащихся школ г. Кемерово, основной целью которого стало выявление узнаваемости и значимости театра в их жизни.

Автор достиг основных целей и задач работы. Была прослежена история Кемеровского театра драмы от первых спектаклей до современных успехов.

В работе дан анализ современного взаимодействия театра со зрителем через изучение каналов информационного продвижения, репертуара и ценовой политики. Основными каналами для привлечения зрителя в театр стали наружная реклама, сеть распространителей билетов, работа со СМИ и использование интернета.

Таким образом, театр драмы в Кемерово сегодня развивается достаточно интенсивно. Появляются новые интересные спектакли, открываются новые площадки. Театр принимает активное участие в различных фестивалях и остается важным культурным элементом в жизни города.

Список источников и литературы.

Источники:

1. Сайт областного Кемеровского театра Драмы [email protected] http://www.kemdrama.ru/

2. https://www.tripadvisor.ru/Attraction_Review-g811326-d2615254-Reviews-Kemerovo_Regional_Lunacharsky_Drama_Theater_Kemerovo_Kemerovo_Oblast_Siberian.Dis.html

3. Группа театра в «Вконтакте» https://vk.com/kemdrama

4. Страница театра в «Facebook». https://ru-ru.facebook.com/kemdrama/

1. Документ «Об утверждении в наименовании Кемеровского областного театра драмы им. А. В. Луначарского коллегии администрации Кемеровской области» Постановление от 6 ноября 2008 года N

2. Интервью с директором Кемеровского областного театра Драмы А. А. Разуковым.

3. Интервью с актерами театра Дарьей Мартышиной и Иваном Крыловым.

4. Интервью с администратором театра Еленой.

5. ГАКО, ф. Р-984, 223 дд., 1931-1972 гг

Литература:

Балибалов, И.А. Кемерово: вчера, сегодня, завтра. – Кемерово: Кн. изд-во, 1982.

Берсенёва, Е. В. Возникновение и становление профессиональной театральной труппы в г. Кемерово (Щегловске) // Миры театральной культуры Кузбасса. – Кемерово, 2010. - С. 73-85.

Гаврилова, Н.П., Ковалевский С.А. Культурное наследие региона: Кузбасс с древнейших времен до наших дней: учебное пособие – Кемерово, 2010.

История Кузбасса: учебник в 2-х т. / С.П. Звягин, В.М. Зинякова, О.С. Красильникова, В. П. Литовченко, В. А. Мирошник, А. В. Палин, Т. А. Реховская, А. Н. Устьянцев. Кемерово, 2014. – Т.1.

История Кузбасса: учеб. пособие / В. П. Литовченко, Г. А. Макурина, В. А. Мирошник, А. А. Насонов, А. В. Палин, Т. А. Реховская, Р. С. Селезенев, А. Н. Устьянцев. – Кемерово, 2014, 2014. – Т.2.

Кемеровский областной ордена «Знак Почета» театр драмы им. А. В. Луначарского» Сергеевы Дмитрий и Юрий, Людмила Ольховская, Елена Колмогорова. – Кемерово 2014.

Корнева, Л.Е. Общественно-политическая и культурная жизнь Западной Сибири в 1953–1964 гг. и ее отражение в периодической печати: дис. канд. ист. наук – Томск, 2006. – 188 с.

Штальбаум, Ю.К. Театральное искусство Кузбасса: Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусства – Кемерово: Кемеровск. гос. академия культуры и искусств, 2000. – 156 с.

Штальбаум, Ю. К. Формирование профессионального театрального искусства в Кузбассе // Миры театральной культуры Кузбасса – Кемерово, 2010. – С. 58-72.

Приложение

Приложение 1

Дворец труда

Приложение 2

Юрий Карлович Штальбаум

Приложение 3

Постановление от 6 ноября 2008 года N

Приложение 4

Лидия Цуканова

Евгений Шокин

Виктор Мирошниченко

Людмила Усанова

Людмила Копылова

Михаил Быков

Приложение 5

Дарья Мартышина

Интервью:

1) Ставится ли современная драматургия в театре, каково ее значение, как вы относитесь к ней?

Как актеру современная драматургия для меня не интересна. Театр драмы ориентирован на постановку различных жанров. Но все-таки театр держится на старой классике. Несмотря на новые взгляды и предпочтения молодых поколений, театр возвращается именно к ней.

Я считаю, что именно в старой классике раскрываются все актуальные проблемы как и общества того времени, так и нынешнего. Она вечная и незаменимая. 2018 год в театре – как раз год старых классических спектаклей. Драмтеатр в связи с этим проводит различные акции. Например, каждый вторник билет можно приобрести за 200 рублей.

2) Как вы находите и изменяете свое амплуа, открываете ли свое новаторство?

Я думаю, что понятие «амплуа» - понятие узкое и уже выходит из нашей жизни. Я не придерживаюсь к этому, иду от себя, исходя из своего опыта. На самом деле все зависит от режиссера, от того, как он меня видит. Но какую бы роль я не играла, каждую я наполняю жизнью. Не могу выделить самую любимую. Все мои, все любимые.

3) Существуют ли фан-клубы у театра или актеров. Проводите ли вы встречи с ними, специальные бонусы для них?

Не могу сказать, как раньше, но с момента моего прихода в театр уже такого нет. Сейчас большой упор идет на социальные сети. Мои поклонники добавляются ко мне в друзья, пишут приятные комментарии под фото или в разделах «отзывы» на различных информационных порталах нашей области. Бонусов, к сожалению, тоже нет.

Иван Крылов

Приложение 6

Спектакль «Шикарная свадьба», комедия

Спектакль «Женитьба», комедия

Спектакль «Макбет» , драма

Приложение 7

Директор Кемеровского областного театра драмы А. А. Разуков

Интервью:

– Вы вступили в должность директора, художественного руководителя театра в канун открытия юбилейного 75-го театрального сезона. И сразу – гастроли!

– Были не только гастроли, но и два фестиваля подряд, так что у меня войти в новую колею медленно и плавно не получилось.

На фестивале «Сибирский транзит», куда мы выехали со спектаклем «Три сестры» в постановке Дмитрия Петруня, получили сразу три премии: Гран-при за лучшую сценографию, приз за роль второго плана, а Дмитрий Петрунь взял спец-приз жюри в номинации «Самый молодой режиссер».

После «Сибирского транзита» со спектаклем «Банкрот» в постановке Андрея Ермолина съездили в Москву на театральный фестиваль «Островский в доме Островского» на сцене Государственного академического Малого театра России. Этот фестиваль был не конкурсный. Мы получили диплом участника и похвальные отзывы столичных театральных критиков.

Эти два фестиваля стали для меня хорошим творческим стимулом. С Новокузнецким театром кукол мы также выезжали на международные и российские фестивали, занимали призовые места, получали Гран-при. Однако драматический театр – совершенно другой мир! Попав, как говорится, с корабля на бал и достойно выдержав испытание двумя такими фестивалями, я утвердился в правильности своего выбора.

– С какими проблемами Вы столкнулись в первый год своей работы в театре драмы?

– Репертуар был богатый: и классика, и современные произведения. Репертуарная политика тоже неплохая. Был один минус – площадки. Работала большая сцена и малый зал, который вмещал 60 зрителей. Получалось, что полдня театр простаивал. Конечно, в это время шли репетиции, но они не давали возможности полностью раскрыть творческий потенциал труппы. Мы построили и открыли новый «Звездный зал». Эта мысль давно появилась у актеров, они говорили: «Есть помещение, хорошо бы и там показывать спектакли». Идея витала в воздухе не один год, а мы взяли и сделали. Это важный шаг для театра, теперь здесь – четыре спектакля в день. Параллельно идут два детских утренника, спектакль для подростков и в 18 часов – для взрослых. Такой активной и до предела насыщенной работы у нас еще не было.

– На кого Вы, как директор, в первую очередь опираетесь в административной работе?

– На своих заместителей, заведующих цехами, имеющих огромный опыт работы. В театре появились новые люди. Они, уверен, выведут коллектив на новый творческий виток. Из Петербурга к нам на год приедет один из ведущих продюсеров страны Давид Бурман. А после «Российской режиссерской лаборатории», прошедшей в сентябре, у нас появился молодой режиссер Антон Безъязыков.

Можно с уверенностью сказать, что сложились хорошая административная и творческая команды. Будет много интересной работы для всех, потому что театр выходит на новую ступень творческой жизни.

– С Вашим приходом театр изменился, стал живым.

– «Живой» – очень важное слово. Когда мы выезжали в Москву показывать спектакль в Малом театре, одна актриса сказала: «Все хорошо, но самое главное – это то, что труппа живая». И это очень важно.

Кроме того, в театре происходит много событий. В июне прошлого года при поддержке министерства культуры РФ и под патронажем губернатора Кемеровской области впервые в России состоялся уникальный театральный проект «Гастрольная карта Сибири». Четыре театра – и наш в том числе – одновременно, «по кругу», гастролировали в четырех городах. Такого не было никогда!

Мы не будем бояться экспериментов, возьмем все современное и новое, но не забудем и классику. Это фундамент, на котором держится искусство и формируется понимание актерского мастерства. Мы счастливы, что живем в такое время, когда стали возможны подобные проекты. Взаимопонимание с руководителями области и города, представителями малого и среднего бизнеса, синтез творчества и экономики, понимание любви к своему делу, отношение к товарищам по работе – это и есть то настоящее, что позволяет нам самим со стороны видеть, как мы живем.

Спектакль «Три сестры» на фестивале «Сибирский транзит»

Приложение 8

Анкета с перечнем вопросов

Приложение 9.1

Как часто ты посещаешь театр?

- 70% учащихся посещает театр не очень часто

- 15% редко

- 5% часто.

Приложение 9.2

 2) Какой жанр для вас предпочтительнее?

- 60% учащихся предпочитают спектакли комедийного жанра

- 25% жанра драмы

- 2% мюзикл

Приложение 9.3

В каком театре нашего города ты бываешь чаще всего?

- 70% учащихся в основном посещают Филармонию города Кемерово

- 15% театр для детей и молодежи

- 10% музыкальный театр Кузбасса

- лишь 5% Театр Драмы

Просмотров работы: 1407