С топонимическими легендами по нашему Уралу

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

С топонимическими легендами по нашему Уралу

Николаев М.В. 1
1МАОУ - гимназия 94, 2г класс
Куимова Н.С. 1Семенова Ю.Л. 1
1МАОУ - гимназия 94
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

«Мир – это книга. И кто не путешествовал по нему – прочитал в нём лишь одну страницу»

Я очень люблю читать, думать о прочитанном и рассказывать об этом своей семье и друзьям.

В нашей жизни почти не осталось сказок и чудес. Они растворились в общем мельтешащем фоне: бубнящий телевизор, выхлопные газы машин,1000 людей вокруг. И только выходя из города, мы вспоминаем, что живём на Урале. В самом таинственном регионе России, где каждый камень готов рассказать внимательному слушателю свою историю.

Наш родной край Урал — удивительное место. Красота природы - древнейшие горы и величественные озера, дикая тайга, бурные горные реки и таинственные пещеры. Огромные богатства, спрятанные в недрах, бесчисленные полезные ископаемые, драгоценные металлы и камни. Многовековая история, мифы и легенды — все это Урал. Про красоту Урала, про легенды, которые люди придумывали в давние времена и с какими уральскими местами их связывали, пойдет речь в моём проекте.

Я выбрал эту тему, потому что я очень люблю читать и разгадывать загадки, узнавать, откуда пошли такие названия Чёртово городище, порог Ревун. Интересно узнать про столбы выветривания Мань-Пупу-Нёр.Это всё находится на Урале!

Целевая аудитория –школьники младших и средних классов.

Актуальность моей работы заключается в необходимости для каждого человека изучения культурного наследия и знакомства, как с художественной литературой, так и с историей и географией нашего удивительного края. Легенды – уникальный источник информации по краеведению Уральского региона. Главной особенностью топонимических легенд является то, что их сюжеты связаны с подлинными природными достопримечательностями, поэтому, погружаюсь в мир легенд, вы узнаете много интересного про наш край.

Предметом моего исследования являются топонимические легенды Урала, а объектом – природные памятники Урала. Цель моего проекта – активизация интереса к краеведению Урала (знакомство с природными памятниками родного края, повышение информированности об окружающих нас природных объектах) через ознакомление с топонимическими легендами и разработки виртуальных маршрутов с героями легенд.

В ходе работы над проектом мы поставили следующие задачи:

1. Познакомиться с легендами и топонимическими легендами как художественным жанром.

2. Ознакомиться с горными вершинами Урала.

3. Выбрать топонимические легенды о природных памятниках Урала.

4. Разработать интересные формы представления топонимических легенд (иллюстрированная история, использование цифровых ресурсов для ознакомления школьников с легендами) для виртуального литературного маршрута.

5. Представить реальный экскурсионный маршрут.

6. Составить задания по материалам используемых легенд для привлечения внимания к легендам и к природным памятникам нашего края.

При работе над проектом были использованы следующие методы научного исследования: методы, направленные на теоретическое изучение проблемы: интернет – ресурсов и изучение топонимических легенд Урала; методы, обеспечивающие получение практических результатов исследования проблемы: моделирование, создание и проведение тестов.

Считаем, что наша работа будет иметь важное практическое значение – собранный материал можно использовать при подготовке и организации туристических маршрутов, а также во внеурочной деятельности по предметам «Окружающий мир», по программам внеурочной деятельности: «Краеведение Урала» и «Литература Урала». При работе над проектом источниками получения информации послужили интернет-сайты, литература по краеведению Урала и книги с легендами Урала.

Глава I. Понятия «легенда» и «топонимическая легенда»

Легенда – как жанр

Название фольклорного жанра "легенда" по происхождению латинское, в переводе означает "то, что должно быть прочитано". Это устный поэтический рассказ, основанный на исторических событиях, фактах, аргументах. В этих произведениях реальность переплетается с вымыслом и фантастикой. Передаваясь из уст в уста, от поколения к поколению, сюжеты легенд обрастали дополнительными деталями, часто фантастическими, сильно преувеличенными. Героями легенд являются люди из разряда неординарных личностей, а иногда и боги, другие сверхъестественные силы.

Легенду нельзя считать подлинно достоверным историческим источником. Однако нельзя и отрицать того, что, как правило, ее сюжет основан на реальных событиях. Легенды могут быть письменными, религиозными, городскими, топонимическими.

Топонимические легенды

Мир, в котором мы живём, можно назвать миром имён и названий. Многие люди не задумываются, откуда произошло то или иное название села, деревни, города или области.

Наука, занимающаяся изучением географических названий, называется топонимика. С каждым годом интерес к изучению топонимики увеличивается. Нам необходимо знание такой науки как топонимика, т.к. изучая происхождение географических названий, к которым мы, казалось бы, так привыкли, будем иметь возможность передавать свои знания родственникам, друзьям из других городов, регионов нашей страны [1]. Рассказ о географическом названии, об истории происхождения этого названия оживляет любознательность, развивает интерес к истории родного края, воспитывает любовь и уважение к своей родине.

Глава 2. Топонимические легенды Урала

Уральская горная система является самой длинной на территории России. Ее протяженность составляет более 2000 км, а ширина этой горной системы варьируются от 40 до 150 км. Самое первое упоминание об этой горной системе встречается в летописи «Повесть временных лет» и датируется 9 веком нашей эры. Одно из негласных названий гор, которое упоминается в летописях – «Земной пояс»

Разнообразие гор Урала, как считается, ещё в палеозое, 350 млн. назад, от самой низкой горы Боктыбай, высота которой 576 метров, до самой высокой – Пайер, 1472 метра.

Животный мир Урала насчитывает около 35 видов млекопитающих и степных птиц. Урал подразделяется на несколько частей – южную и северную. Несмотря на суровый климат этого места, его флора очень богата.

На территории Уральских гор обнаружено 55 видов минералов, к которым относятся и залежи медноколчедановых руд, бокситов, асбеста, каменного угля, нефти и газа. В недрах гор хранятся более 200 минералов, относящихся к драгоценным и полудрагоценным камням, таким как изумруды, аметисты, аквамарины, яшма, родонит, малахит и другие.

Приезжая на Урал, любой турист найдет себе занятие по душе. Туристическая отрасль предлагает путешественникам взобраться на одну из гор или совершить неспешную конную прогулку по невысоким холмам. Тем, кто не хочет ехать на лошади, предложат велосипеды или настоящий пеший поход с палатками. Развит в этой местности и спелеотуризм, посвященный исследованию многочисленных пещер, находящихся в Уральских горах.

Из глубокой старины до нас дошли обрывки информации о том, какие народы проживали на Урале, чем они занимались, и какой образ жизни вели. Информация, которой мы владеем на данный момент это собранные совместно с преданиями, сказаниями и былинами, столетиями передающихся из уст в уста. Сложно сказать, что является ложью, а что правдой, но в действительности из легенд, сказаний и былин древней Руси и народов Урала мы можем почерпнуть много довольно интересной и полезной информации.

Я прочитал много легенд про Урал. Находил их в книгах, на различных сайтах. И вот я выбрал три легенды, которые мне понравились особенно.

Определил я их вот по каким критериям:

в этих легендах есть злодеи и отрицательные герои;

присутствуют битвы и сражения;

очень интересные сюжеты;

победа сильных героев;

читаются на одном дыхании;

когда читаешь, можно представить красоту Урала;

хочется там побывать, всё увидеть и представить собственными глазами.

Глава 3. Разработка виртуального маршрута «С топонимическими легендами по нашему Уралу»

Мы решили разработать маршрут по трем наиболее привлекательным и загадочным местам нашего Урала: Иремель, Таганай и Семь Братьев. Сначала мы предлагаем виртуальную экскурсию в историю этих природных памятников, где топономические легенды раскроют нам тайны этих мест, а потом предложим маршруты выходного дня для желающих.

3.1.Вируальный маршрут на гору Иремель

3.1.1. Гора Иремель

Гора Иремель — символ красоты Южного Урала. Восхождение на Иремель — незабываемое ощущение, которое можно получить только в наших горах!  Иремель всегда притягивал к себе людей (в переводе Иремель означает «Священная гора»). Иначе и не может быть. Иремель, величественный и вместе с тем гостеприимный, похож на великое здание — памятник красоте, сооруженный самой природой. Необыкновенно все: от состава лесов, до формы вершины (приложение 7).

Вершины носят следующие названия: Большой Иремель, Малый Иремель, Кабанчик и Жеребчик. Главная вершина — Большой Иремель возносится на высоту 1582 метра. По легенде Большой Иремель олицетворяет человека, Малый Иремель — его сына, Кабанчик и Жеребчик — его домашних зверей.

Вершина Большого Иремеля похожа на исполинскую трапецию, венчаемую площадкой в 1000 метров по периметру. С вершины Большого Иремеля открывается, наверное, лучший вид на горы Южного Урала. С одной стороны — высочайшая вершина Южного Урала Ямантау и хребет Зигальга, с другой стороны -вид на хребты Нургуш и Аваляк. Все горы Южного Урала видны, как на ладони! Не каждому открыт путь к вершине «святой горы». Если человек идет на Иремель с чистой душой, то гора принимает его с радостью, если помыслы его черны — строит всяческие козни на пути, словно, не пуская к цели [5].

Современные туристы уже сами слагают легенды о проделках батюшки Иремеля. Самой обычной шуткой горы является пропажа, а затем внезапное появление вещей туристов или невозможность уйти восвояси. Считается, что духи водят людей, заставляя плутать в трех соснах.

3.1.2.Топонимическая легенда «Агидель, дочь Иремеля»

В большой горной стране, жил когда-то старик Иримель. Был он стар. Только в глазах горело пламя могучей силы. И любил старик Иримель свои горы и бескрайние просторы. Но больше всего он любил свою дочь Агидель. Мать Агидель умерла. Отец научил её храбрости и уму. Она была очень хороша собой. Агидель много работала, не сидела без дела.А как Агидель пела! Даже вершины елей и сосен не качались, горы замирали… Но вдруг замолкли песни Агидель. Перестала петь, не до песен стало. Примечали люди с каждым годом на горах становилось всё жарче. Словно большое чудище дышало огромной пастью. Пересохли все родники, ушла вода. Начали гореть леса.Опечалились люди, не знали, как спастись от жары. И только старая старуха сказала, что спасти народ может только тот, у кого есть крылья. И еще открыла старуха тайну о копье из хрусталя. Если кто его найдёт, сможет пронзить им любой камень. И потечёт живая вода, которая всех спасёт. Когда замолкла старуха, все посмотрели на Агидель. Все поняли, что найти копьё сможет только она. Села на коня Агидель и отправилась, сама не знает куда. Много времени скакала Агидель, в дороге ей помогал маленький бурундук. Однажды оказалась она на большой поляне и увидела на траве хрустальное копьё. Подняла она копьё и на том месте забил родник. Взяла она копьё и помчалась к людям. Услышала она за спиной плеск воды, она пробивалась за Агидель сквозь горы.

Радостно встретили Агидель люди, а новую реку её именем назвали. Гору же, на которой Агидель жила со своим отцом и по сей день называют Иремелем [2]. Полная версия легенды представлена в Приложении 1.

3.1.3. Создание анимированной истории в «Объясняшках» по легенде «Агидель, дочь Иремеля».

Мне стало интересно рассказать эту легенду, чтобы её узнали мои друзья, одноклассники и не только они. Но как рассказать ее так, чтобы узнали много людей? Тогда я решил нарисовать и озвучить ее в виде анимационного видеоролика в «Объясняшках». Объясняшка — это рисованный видеоролик или серия роликов, которая простым языком рассказывает захватывающую историю о вашем продукте. И вместе с тем:

убеждает,

обучает,

развлекает,

мягко, ненавязчиво и доброжелательно доносит зрителю нужный смысл.

Информация в ролике подается таким образом, чтобы люди были готовы, а не отмахнулись, не желая вникать в суть. Программа "Объясняшки" работает в операционной системе IOS на IPADe (планшетном компьютере компании Apple). Для планшетников с системой Android и стационарных компьютеров "Объясняшек" нет. Скачать программу можно в магазине App Store, на айпаде нужно зайти в App Stor (электронный магазин) в поиске набирать Объясняшки (xplaintome). Так же скачать программу можно через сайт http://xplainto.me/ (Приложение 2)

3.2. Виртуальный маршрут на гору Таганай

3.2.1. Гора Таганай

Второй пункт нашего маршрута – удивительный по своей красоте природный комплекс «Таганай».

Таганай – это горный массив, расположенный на западе Челябинской области. Он занимает часть национального парка «Таганай». Это великолепное творение природы, красота, воплощенная в камне. История названия в переводе с башкирского Таганай означает «Подставка Луны». И это очень похоже на истину - в ясную ночь можно наблюдать, как Луна словно «сидит» на одной из вершин. Местные жители знают много красивых легенд о своей земле. Они с удовольствием рассказывают их туристам [3].

Таганай – горы, которые удивительным образом сочетают гольцовые останцы на вершинах с гранитными скалами, находящимися посреди векового леса, и живописные протоки рек. Гора Таганай – это общее название трех хребтов. Их общая протяженность – более 20 километров. Местные жители называют их Малый, Средний и Большой Таганай.

Большой Таганай состоит из нескольких вершин. Это Откликной Гребень, Двуглавая Сопка, Круглица и Дальний. Самая высокая из них – гора Круглица (Таганай). Она поднялась на 1178 м над уровнем моря. Круглица имеет круглую форму, вероятно, от нее и произошло название. Коренные жители называют ее «Башкирской шапкой». Она действительно очертаниями напоминает тюркский головной убор конусообразной формы. По высоте Круглицы принято считать, что высота горы Таганай – 1178 метров.

3.2.2. Топонимическая легенда «Селямбай и его братья»

Жил один человек, звали его Таганаем. Было у него три сына: Ишимбай, Сибай и Селямбай. Было у старика Таганая много богатства. Но больше всего дорожил Таганай саблей своей. Вот и позавидовал этому леший Шурале. И решил он подговорить старшего сына украсть богатства отца, поделить его, а себе попросил саблю Таганая. Ишимбай согласился. Украл у отца саблю булатную, отдал Шурале. Стали братья делить богатство. Да радость не была долгой. Таганай возвращался с охоты и почувствовал неладное. Налетел на Шурале, тот от страха в болото – бултых. Тганай погнался за сыновьями. Слышит Ишимбай горячий топот коня отца – побросал узлы – на том месте горы выросли. А Сибай бежит, задыхается, а добро из рук не выпускает. Так в степях зауральских и дух испустил. Взмахнул Таганай саблей, огнём вспыхнула сабля и исчезла. От обиды на неблагодарных сыновей окаменел Таганай, в гору превратился. Да такую высокую, что по ночам луна у него на каменном плече отдыхает. Так и говорят все: Таганай – подставка луны [2]. Полная версия легенды представлена в Приложении 3.

3.2.3 Создание иллюстрированной истории по легенде

«Селямбай и его братья»

Для того, чтобы рассказать всем топонимическую легенду «Селямбай и его братья» я использовал такой приём как иллюстрированная история, потому что я люблю рассказывать и умею рисовать. И так интересно слушать. Получается, что тебя не только слушают, но рассматривают иллюстрации. Это помогает лучше запомнить услышанное (Приложение 4).

3.3. Виртуальный маршрут на гору Семь Братьев

3.2.1.Природный комплекс Семь Братьев

Скалы Семь Братьев — одни из самых живописных на Среднем Урале в Свердловской области. Они венчают гору Семибратскую (422 м), что в окрестностях поселка Верх-Нейвинский.

Эти скалы относятся к Верх-Исетскому гранитному массиву. Напоминают по форме Чертово Городище, но выше и зрелищнее его. В отличие от Городища, на главную вершину Семи Братьев без специального альпинистского снаряжения не забраться (разве только с большим риском для жизни). Зато если повезет залезть на эту скалу, то с вершины открывается прекрасный вид на уральские горы, зеленые леса, окрестные поселки и озера (в том числе Аятское и Таватуй) [4].

3.2.2. Топонимическая легенда «Каменные оладьи»

Когда русских в этих местах ещё не было, жили здесь озёрные манси. Ловили рыбу, собирали ягоды. Летом было хорошо, а зимой жилось очень трудно. Зима долгая, а ещё страшно, что враги нападут. Отправили манси к верховному богу Торуму лисичку. Попросила лисичка помочь людям. Бог согласился и послал на землю 11 великанов. Пришли великаны к людям. А вместо того, чтобы помогать стали просить, чтобы их покормили. И захотели они оладьей. Стали люди их кормить. Очень долго кормили. А великаны всё ели. Да ещё ссорились между собой. Три сестры стали жить от всех великанов отдельно. Люди им и туда оладьи таскать стали. Снова стали спрашивать люди великанов, о том, когда же они будут помогать им. Великаны опять отказались. Решили тогда озёрные люди попросить помощи у Мирсуснэхума, сыны Торума, который так любил людей, что ради них с неба в золотой люльке спустился. Отправили опять лисичку. Рассказала она ему про великанов с оладьями. Рассердился Мирсуснэхум, махнул рукой и превратил оладьи в камень, в великаны с перепугу разбежались в разные стороны. А стопки окаменевших оладий так и стоят- восемь на горе, а три поодаль. В память о братьях- великанах люди назвали эти камни Семь Братьев или Семь Братьев и Сестра, а отдельные – Тремя сёстрами [2]. Полная версия легенды представлена в Приложении 5.

3.2.3. Легенда «Каменные оладьи» при помощи виртуальной

он-лайн доски Lino. it

Мои одноклассники сами прочитали легенду «Каменные оладьи» и им захотелось нарисовать иллюстрации к этой легенде. Я разместил эти иллюстрации на он-лайн доске Lino.it / Потом смог рассказывать всем школьникам, используя иллюстрации моих одноклассников.

Linoit - виртуальная он-лайн доска совместного использования. Современные веб-сервисы предоставляют огромные возможности для совместной (коллективной) работы учащихся, как в школе, так и вне стен учебного кабинета. Одним из таких сервисов является Linoit, позволяющая размещать стикеры с необходимыми записями, картинки (фотографии), видео, ссылки на файлы различных форматов(Приложение 6).

Глава 4. Разработка заданий по топонимическим легендам «Агидель, дочь Иримеля», «Селимбай и его братья», «Каменные оладьи» для проверки знаний школьников.

Для того, чтобы проверить, как школьники поняли, содержание этих легенд предлагаются вопросы в приложении Quizizz. Quizizz – это инструмент закрепления и проверки знаний учащихся.

Благодаря этому можно использовать тесты, созданные в Quizizz, в качестве домашнего задания. Все результаты пройденных тестов отображаются в личном кабинете учителя и могут быть переведены в отметку. Еще один плюс использования сервиса - это возможность учащихся отвечать на вопросы в своем индивидуальном темпе, поскольку на экране гаджета высвечивается и вопрос, и варианты ответов, и ученик может переходить к следующему вопросу, не дожидаясь ответов других участников. Предлагаю вам пример теста. Все остальные тесты представлены в приложении 10.

Вопросы к легенде «Агидель, дочь Иримеля»

1. Как звали старика?

a) Урал

b) Иремель

c) Таганай

2. Чему научил старик свою дочь Агидель?

a) внимательности

b) храбрости

c) искренности

3. Что любила делать Агидель?

a) танцевать

b) рисовать

c) петь

4. Почему перестала петь Агидель?

a) ей стало скучно петь

b) девушка очень устала

c) вокруг становилось всё жарче, как будто чудище дышало раскалённой пастью

5. Кто рассказал, как спасти людей и скот?

a) древняя старуха

b) мудрецы

c) люди

6. От чего может погибнуть страшный дракон?

a) от волшебной стрелы

b) от хрустального копья

c) от живой воды

7. Кто показывал дорогу Агидель?

a) бурундучок

b) белочка

c) ёжик

8. Под чем забил ручей со спасительной водой?

a) под пнём

b) под камнем

c) под хрустальным копьем

9. Почему люди назвали реку в честь девушки Агидель?

a) потому что она была красивой

b) потому что при помощи живой воды она спасла всех людей от злого дракона

c) об этом попросил старик Иремель

Легенда "Селямбай и его браться"

1. Сколько сыновей было у Таганая?

a) 3

b) 2

c) 4

2. Чем больше всего дорожил Таганай?

a) саблей своей

b) денежками золотыми

c) камешками дорогими

3. Кто позавидовал Таганаю

a) разные люди

b) леший Шурале

c) великан

4. Каким способом придумал Шурале завладеть саблей?

a) подговорить жадного Ишимбая

b) украсть саблю самому

c) просто попросить саблю у Таганая

5. Из-за чего поссорились братья Ишимбай и Сибай?

a) хотели всё богатство отдать отцу обратно

b) не любили друг друга

c) каждый хотел свою часть богатства

6. Как убегал от отца Ишимбай?

a) остановился и извинился

b) отдал все богатства отцу

c) когда бежал, падали камешки из мешка: изумруд упадёт - лес появляется, бирюза упадёт - озеро появляется

7. Что сделал младший Селямбай?

a) остановился на берегу реки Миасс и построил жильё

b) стал жить с отцом

8. Почему окаменел отец Таганай?

a) от злости

b) от обиды на неблагодарных сыновей

9. Как переводится с башкирского языка слово Таганай?

a) самая старая гора

b) очень высокая гора

c) подставка для Луны

Заключение

Урал прошлого, настоящего и будущего времени – край неисчерпаемых богатств, удивительных явлений природы, край людей своеобразных, смелых и ищущих – является темой многих легенд. В ходе нашей работы мы узнали о топонимических легендах Урала, совершили виртуальную экскурсию с героями этих легенд, которые помогли увидеть и богатства и удивительную, скрытую за стеной непроходимых лесов, красоту малоисследованных районов Урала.

Мы уверены, что изучение этих легенд будет способствовать развитию у учащихся желания узнать больше о нашем крае, подтолкнет к изучению истории и литературы Урала.

Мы познакомились с топонимическими легендами как с художественным жанром, выбрали из многих легенд наиболее интересные и увлекательные (на основе разработанных критериев) о природных памятниках Урала. Далее мы разработали интересные формы представления топонимических ле-генд (иллюстрированная история, использование цифровых ресурсов «Объясняшки» и Линоит для ознакомления школьников с легендами) для виртуального литературного маршрута. Также был представлен реальный маршрут выходного дня по местам, представленным в легендах.

Для привлечения внимания к легендам и к природным памятникам нашего края мы составили задания по материалам используемых легенд.

Далее я планирую изучить легенды про другие интересные места Урала, а также сходить по маршруту выходного дня со своими одноклассниками.

Библиографический список

Александрова Е. В. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы / Е. В. Александрова // Литература в школе.

Логинова С. Л. Сборник топонимических легенд «Жил-был седой Урал» Екатеринбург, Азимут, - 2013

Матвеев А. «Географические названия Урала» - 2008

Портал знатоков и любителей Урала https://uraloved.ru

Путеводитель «33 маршрута выходного дня» - Азимут, - 2013

Путеводитель «33 маршрута выходного дня» На отдых с детьми – Азимут, 2013

Рундквист Н. Задорина О., Краеведческая энциклопедия -Урал, 2013.

Сайт про путешествия по Уралу http://уралпоход.рф

Слинкина Т. «Мансийские оронимы Урала», - 2011

Приложение 1

Топонимическая легенда «Агидель, дочь Иремеля»

В большой горной стране, что лежала в самом сердце Камня – гор, жил когда-то старик Иремель. Голова его покрылась сединой, под бременем прожитых лет и забот согнулась его спина, а некогда богатырская сила покинула старика. Только в глазах еще горело племя могучей силы и такой человеческой воли, которая может опрокинуть горы, остановить грозу и разогнать тучи, может вселить в людей храбрость и отвагу, покорить непокорённых. И любить, любить жизнь, как любить может только молодой джигит...

И любил старик Иремель свои горы, бескрайние просторы за ними - уходящую к небу степь. Любил он озера с их бездонной глубиной, тишину лесов и шум родниковой воды. Но больше всего на свете любил он свою дочь Aгидель. Она была для него дороже всего на свете, самым дорогим родником, глядя на который он пополнял свои силы. Ведь она была продолжением его рода, его народа.

Мать Агидели умерла давно, и отец один растил дочь. Он научил ее храбрости, воспитал равной отважному джигиту по силе и не уступающей древним мудрецам по уму. Недаром, когда состязались конники-джигиты в езде на конях или в беге, Агидель всегда была первой. Когда же собирались аксакалы-мудрецы, Агидель не раз помогала им прийти к мудрому решению и положить конец их спорам.

Агидель была на диво хороша собой. Оттого все люди любовались нежностью ее лица, подобного горному цветку, что растет и ныне в горах Урала. Ее улыбка, светлая и добрая, была подобна утренней заре, а в глазах всегда мерцала словно капелька росы. Сердце Агидели не познало еще радости любви, хотя многие джигиты, не задумываясь, отдали бы жизнь за ее улыбку и любовь. Вместе с другими девушками летом она работала в поле, пасла скот, доила кобылиц. А какой кумыс получался у нее! Выпьешь пиалу - и голову закружит, ароматом трав обдаст. Забьется сердце радостней у человека, и кровь по жилам побежит быстрей. Зимой же она пряла, ткала шерсть из медвежьих шкур одежду для джигитов, расшивая ее разноцветными узорами. Одним словом, не любила Агидель сидеть без дела, трудилась, как и все остальные.

А как, говорят, она пела! Все старики и старухи, не только девушки и парни, приходили послушать. В те поры люди пели после работы, когда на землю приходила ночь и все кругом засыпало. Спали и горы. Даже вершины сосен и елей не качались. Не пробегал и бурундук, на елях не плакали совы.

Вот и говорится в сказке, что хоть и есть на свете много-много гор, но такой тишины, какая бывает только на Урале в горах, никогда и нигде не услышишь. Послушайте сами. Постойте ночью на одной из гор или заберитесь на какой-нибудь шихан - почувствуете сами, как вокруг вас разливается тишина. Ни единого шороха и звука не услышишь. И все это будто потому, что, когда пела Агидель, замирали горы...

Так и жила она, как и все другие девушки племени. Но вдруг замолкли песни Агидели, перестала она петь - не до песен стало. Примечали люди, что с каждым годом на горах становилось все жарче. Придет весна - и сразу весь снег жара будто слижет. Словно большое-большое чудище откуда-то дышало огромной пастью, из которой шел огонь и раскаленные ветры. От зноя изнемогали степь и горы. Пересохли все родники, ушла под землю вода. Начали гореть леса. В полях даже полынь пропала. Молили Аллаха люди, чтобы смилостивился он над народом и послал дождя. Долго-долго советовались мудрецы, как спасти людей и скот, как преградить дорогу дракону и его знойным ветрам, вырвать из его пасти воду. Говорили старики-аксакалы. Печально стояли люди, опустив головы. Казалось, не было дороги к спасению от жары. И вдруг с кошмы поднялась древняя старуха. Она вместе с другими слушала мудрецов. Сухая, как палка, воткнутая в землю много-много лет назад, старуха едва держалась на ногах. Кожа на лице ее сморщилась как корочка на пареной репе, только что вынутой из печки, а почти мертвые глаза ее говорили: «Чужой век я уж захватила».

И вот старуха заговорила, шамкая беззубым ртом. Долго и терпеливо слушали ее мудрецы. А когда она прошептала, что спасти народ может только тот, у кого есть крылья, не поняли ее. Хотя знали, что старость редко ошибается. И верно: чем дальше старуха говорила, тем больше открывалось тайн гор и седых преданий. Самая же большая тайна, открытая старухой в тот страшный день и год для народа, была тайна о копье из хрусталя. Ежели кто его найдет (а скрыто оно в глубине горных кряжей), то сможет пронзить им любой камень, скалу и целые хребты. «И потечет тогда из расщелин гор хрустальная живая вода, - шамкала старуха, - только живая вода сможет спасти людей и землю от засухи и смерти. Смерть же несет дракон. Погибнуть он может только от живой воды. Сгинет он - и тогда все снова зацветет. Но может сделать такое только тот, кто смел, как редкостная птица - большой орлан, мудрый, как все мудрецы нашей земли, чистый душой, как только что родившееся дитя». Замолкла старуха, а люди, не сговариваясь поглядели на Агидель. Каждый сердцем понял, что это сможет сделать только она - Агидель. Поняла и она слова старухи. Молча поклонилась она народу и отцу за то, что пал выбор на нее. Стала собираться в путь. Не привыкать ей было садиться на коня и скакать по нехоженым тропам, встречаться со зверем лютым и всяких чудищ увидать.

И когда наступила ночь, собрались люди проводить Агидель. А она уж коня за поводок держала. Обняв отца и поклонившись людям, надела она убор воина, села на коня и помчалась в ночь, навстречу... Кому - и сама не знала.

Немало сменилось дней и ночей, много ей довелось встретить диких зверей и страшных чудищ по дороге. Но говорят, что сердце, отданное на подвиг, не боится самых злых зверей и самых жутких страшилищ.

Маленький бурундучок, что знает, как в любую норку можно убежать, помог Агидели, показав ей дорогу к хрусталю. Бурундук юркнул в расщелину скалы, а Агидель, привязав коня к кедру, кинулась за зверьком, поняв, что не просто зверушка крутилась возле нее.

Протиснулась Агидель в расщелину горы и вдруг на большой поляне очутилась. А поляна вся окружена горами, и не простыми, а из хрусталя. Зажмурилась поначалу Агидель, оттого что горы разными огнями отливали. Была тут и черная хрустальная гора, и красная, и желтая, но больше всего сияла гора из прозрачного хрусталя. На траве у самой горы лежало хрустальное копье, а рядом стояло такое чудище, что Агидель в страхе попятилась назад. Но в это время, откуда ни возьмись, появился огромный красавец лось. Он кинулся на чудище и, подняв его на рога, швырнул в пропасть.

Подняла Агидель хрустальное копье и увидала, что на том месте, где оно лежало, забил родник. И такая была в нем чистая вода, что ее можно было принять за капельки ожившего хрусталя...

Взяла девушка копье, напилась живой воды и помчалась к людям, вновь через зной и мимо огненных зарниц и чудищ. Хрустальное копье она держала острием вперед, и перед ним, как и говорила старуха, рушились горы, раздвигались скалы. И однажды вдруг за спиной услыхала Агидель плеск воды. В радости она оглянулась и остановилась: за ней, как самая чистая роса, вода бежала. Она пробивалась за Агиделью сквозь горы, то бурля на перекатах, то, успокоившись, бежала тихо-тихо, то, споря с камнями, весело шумела.

Радостно встретили люди Агидель. А новую реку ее именем назвали. И на горе семь древних мудрецов, одетых в белые одежды, подали Агидели самую большую награду их племени - редкостной и смелой птицы крыло, большого орлана. Гору же, на которой Агидель с отцом жила, и по сей день называют в память об ее отце – Иремелем.

Приложение 2

Приложение 3

Топонимическая легенда «Селямбай и его браться»

Говорят, в давние предавние времена на месте нашего края совсем пустынно было – ковыль седой да полынь пахучая. Только ветер с волками наперегонки бегал да песни завывал.

В местах этих жил человек один, Таганаем его звали. Троих сыновей имел. Ишимбай, Сарбай и Селямбай – так их звали.

А было у старика Таганая богатства видимо-невидимо. Камешки дорогие, денежки золотые, медные да серебряные – сундуки полнехонькие в потаенном месте запрятаны. Но больше всего дорожил Таганай саблей своей. Не простая была сабля – из металла волшебного, булата. Ах, и сабля! То молнией сверкнет, то птицей взлетит, то голубым огнем вспыхнет.

Взмахнет Таганай саблей – ковыль голову седую к земле клонит, у недоброго человека душа от страха захолонет. И еще говорили: будто кто булат имеет – секретом долгой жизни владеет.

Вот и позавидовал этому леший Шурале. Жил он около поганого болотца, добрых людей в трясину заводил, слушал комариное пение, до которого охотником великим был, да все прикидывал, как бы Таганаевым булатом завладеть.

Думал, думал и придумал: старший сын Таганая жадноват, спит и видит добро отцовское за собой.

Вот и подговорил его Шурале:

– Старый стал ваш отец. Зачем ему такие сокровища? Поделите с братьями поровну. Я вам место покажу, где сундуки Таганаевы схоронены, а вы мне сабельку его отдадите.

Ишимбай согласился. Украл у отца саблю булатную, отдал Шурале.

Пошли за богатством. А Сарбай за ними следит.

Открыл Ишимбай сундук отцовский – глаза разбежались.

Ишимбай горстями гребет, халат скинул, камешки дорогие да монеты в узел насыпает.

Тут и Сарбай подскочил:

– Мне половину! – кричит. Тоже узлы вяжет. Железки разные и те прихватил.

Шурале радуется: сыновей с отцом поссорил.

Да радость не долгой была. Таганай как раз с охоты возвращался, сердцем чует – неладно. Огрел коня нагайкой, налетел степным беркутом на Шурале. Леший от страха в болотце свое – бултых! Таганай погнался за сыновьями, наказать решил.

А Ишимбаю с узлами бежать трудно, пот градом льет, камешки дорогие нет-нет, да и выпадут. Где изумруд падет – лес зеленый поднимается, где бирюза – озеро голубое засверкает.

Слышит Ишимбай горячий топот коня отцовского. Куда деваться? Побросал узлы – на том месте горы выросли. А Ишимбай от стыда сквозь землю провалился. Рассказывают люди – по сей день находят в земле черную кровь Ишимбаеву. Нефтью зовут.

А Сарбай тоже жадности непомерной был. Бежит, задыхается, а добро из рук не выпускает. Известно, глупость да жадность – сестры родные. Так в степях зауральских и дух испустил.

Взмахнул Таганай булатом, голубым огнем вспыхнула сабля и пропала. От обиды на неблагодарных сыновей окаменел Таганай, в гору превратился. Да такую высокую, что по ночам луна у него на каменном плече отдыхает. Так и говорят все: Таганай – подставка луны.

А младший, Селямбай?

Остался Селямбай один-одинешенек. Пошел он, куда глаза глядят. День шел, ночь шел. Остановился на берегу глубокой реки Миасс. Жилье себе построил, стал зверя бить, хлеб растить.

Место это бойким оказалось. Хозяин, Селямбай, приветлив. Потянулись к нему люди.

Старики говорят: оттого, мол, это место Селябой прозвали, Челябой. А кто и по-своему сказывает…

Приложение 4

Картинки из иллюстрированных историй к топонимической легенде«Селембай и его братья»

Приложение 5

Топонимическая легенда «Каменные оладьи»

Давно, когда русских в этих местах еще не было, жили здесь озорные манси. Ловили рыбу в озере. Летом-то еще так-сяк жили, а вот зимой приходилось им совсем плохо. Зима долгая, лёд намерзал чуть не в рост человека. А еще страшно, что враги нападут.

Направили озёрные манси к верховному богу Торуму лисичку, чтобы рассказать об их бедах и попросила о помощи. Побежала лисичка, только мелькнул искоркой хвост между белых березовых стволов. Всё в гору и в гору, всё выше и выше. И вот, наконец, где-то за облаками, увидела лисичка Торума. Подбежала и говорит:

- Здравстуй, владыка.

Открыл Торум один глаз, видит – лисичка. От удивления он и второй глаз открыл.

- Здравствуй, лисичка. Какое же у тебя ко мне дело?

Рассказала лисичка Торуму о беде озёрного племени. И Торум пообещал послать на помощь людям 11 великанов. Вскоре показались на горизонте обещанные великаны. Идут, любо-дорого посмотреть: высокие, красивые. Сели рядом на вершине горы. Подошли к ним люд и робко так спрашивают:

- Великаны, вы нам будете помогать, будете нас защищать?

- Будем. Только сейчас мы кушать хотим.

- А что вы, великаны, кушаете?

- Оладьи.

Засуетились люди, забегали. Кто муку несёт, кто костёр разжигает. Напекли оладий. Положили перед великанами одиннадцать высоких стопок свежих оладий. Едят великаны, да похваливают. Да еще поссорились между собой. Оладьи, видно, не поделили. Три сестры кричат, горячатся:

- Вы все оладьи съели, нам ничего не оставили!

Семь братьев и одна сестра своё кричат:

- Это вы нас объедаете!

Три сестры-великанши обиделись и стали жить от всех великанов отдельно. Люди им и туда оладьи таскать стали. Наконец осмелели люди и спросили у великанов:

- А когда же вы помогать нам будете?

А великаны им и отвечают:

- Мы ведь богатыри, нам что-нибудь великое подавай. Гору свернуть, ладонями вычерпать. А на охоту мы с вами ходить не можем, слишком мелок для нас ваш зверь. Проскользнёт между руками. А рыба и того мельче. Тащите-ка лучше ещё оладьи, мы проголодались.

Решили тогда люди попросить помощи у Мирсуснэхума, сына Торума, который так любил, что ради них в золотой люльке с неба на землю спустился. Отправили к нему лисичку. Рассказала лисичка Мирсуснэхума и рассказала ему про великанов с оладьями. Рассердился он и полетел к озеру, а там великаны как сидели, так и сидят. И оладьи перед ними стопками наложены. Махнул рукой Мирсуснэхум и превратились оладьи в камень, а великаны с перепугу разбежались в разные стороны. Людям же Мирсуснэхум прибавил ума, чтобы не пропали вовсе. А стопки каменных оладий так и стоят там, где их великаны оставили. Восемь на горе, а три поодаль. Даже еще увеличились, подросли. Высятся над лесом серыми слоистыми каменными громадами в назидание людям. В память о братьях-великанах люди назвали эти камни Семь Братьев или Семь братьев и Сестра, а отдельные – Тремя сёстрами.

Приложение 6

Lino.it

Приложение 7

Гора Иремель

Приложение 8

Гора Таганай

Приложение 9

Семь Братьев

Приложение 10

Quizizz

Name :____________

Class :____________

Date :_____________

Вопросы к легенде «Агидель, дочь Иремеля»

1. Как звали старика?

a) Урал

b) Иремель

c) Таганай

2. Чему научил старик свою дочь Агидель

a) внимательности

b) храбрости

c) искренности

3. Что любила делать Агидель?

a) танцевать

b) рисовать

c) петь

4. Почему перестала петь Агидель?

a) ей стало скучно петь

b) девушка очень устала

c) вокруг становилось всё жарче, как будто чудище дышало раскалённой пастью

5. Кто рассказал, как спасти людей и скот?

a) древняя старуха

b) мудрецы

c) люди

6. От чего может погибнуть страшный дракон?

a) от волшебной стрелы

b) от хрустального копья

c) от живой воды

7. Кто показывал дорогу Агидель?

a) бурундучок

b) белочка

c) ёжик

8. Под чем забил ручей со спасительной водой?

a) под пнём

b) под камнем

c) под хрустальным копьем

9. Почему люди назвали реку в честь девушки Агидель?

a) потому что она была красивой

b) потому что при помощи живой воды она спасла всех людей от злого дракона

c) об этом попросил старик Иремель

Легенда "Каменные оладьи"

1. Какие беды были у озёрных людей, которые называются манси?

a) людям стало грустно

b) зимой было трудно найти себе пропитание

c) пригласить Торума в гости

2.Кого люди отправили к владыке Торуму?

a) лисичку

b) зайчика

c) сову

3. Кого пообещал отправить Торум на помощь людям?

a) 33х богатырей

b) 7 гномов

c) 11 великанов

4.Что просили великаны у людей?

a) оладьи

b) пельмени

c) булочки

5. Почему великаны не хотели помогать людям?

a) забыли зачем их прислали на землю

b) они были очень ленивые

c) они богатыри, им что-нибудь великое подавай, например, гору свернуть

6. Кто такой Мирсуснэхум?

a) брат Торума

b) сын Торума

c) так звали вождя людей

7. Что сделал с оладьями Мирсуснэхум?

a) выбросил все оладьи

b) всё съел сам

c) превратил оладьи в камень

8. Чем помог Мирсуснэхум люям?

a) прибавил ума, чтобы не пропали совсем

b) подарил много еды

c) забрал людей с собой на небо в золотой люльке

9. Где и сколько стопок оладьей окаменело?

a) 8 стопок на горе и три поодаль

b) все 11 стопок рядом

c) окаменели только 7 стопок, которые ели братья-великаны и одна стопка оладьей, которую ели сестры

Quizizz

Name :___________

Class :___________

Date :____________

Легенда "Селямбай и его браться"

1. Сколько сыновей было у Таганая?

a) 3

b) 2

c) 4

2. Чем больше всего дорожил Таганай?

a) саблей своей

b) денежками золотыми

c) камешками дорогими

3. Кто позавидовал Таганаю

a) разные люди

b) леший Шурале

c) великан

4. Каким способом придумал Шурале завладеть саблей?

a) подговорить жадного Ишимбая

b) украсть саблю самому

c) просто попросить саблю у Таганая

5. Из-за чего поссорились братья Ишимбай и Сибай?

a) хотели всё богатство отдать отцу обратно

b) не любили друг друга

c) каждый хотел свою часть богатства

6. Как убегал от отца Ишимбай?

a) остановился и извинился

b) отдал все богатства отцу

c) когда бежал, падали камешки из мешка: изумруд упадёт - лес появляется, бирюза упадёт - озеро появляется

7. Что сделал младший Селямбай?

a) остановился на берегу реки Миасс и построил жильё

b) стал жить с отцом

8. Почему окаменел отец Таганай?

a) от злости

b) от обиды на неблагодарных сыновей

9. Как переводится с башкирского языка слово Таганай?

a) самая старая гора

b) очень высокая гора

c) подставка для Луны

Просмотров работы: 344