Введение
Время стремительно идёт вперёд. Стала историей Великая Отечественная война. В 2018 году исполнилось 73 года со дня её окончания. За эти годы выросло несколько поколений взрослых людей, которые не слышали орудийного грома и взрывов бомб. Ветеранов войны-участников военных действий становится все меньше и меньше, время берет свою дань. Учащиеся нашей школы в предыдущие годы собрали воспоминания всех участников Великой Отечественной войны и войны СССР с Японией, живших и ныне живущих в микрорайоне школы. На сегодняшний день в микрорайоне школы № 3 с.Хороль остался в живых всего один участник боевых действий во время Великой Отечественной войны – это Лешневский Феликс Михайлович, 1925 года рождения ему сейчас 93 года. У него есть внук Шевцов Леонид, учащийся 10 класса средней школы №3 (Приложение 1,с.14. Фото 1 – 2) .
В Хорольском районе на октябрь 2018 г. проживает всего 14 ветеранов ВОВ, 130 тружеников тыла. В 2019 году 23 ветерана будут отмечать 90- летний юбилей [2].
Мы задумались о том, что в нашем селе те, кто могут рассказать о жизни простого человека во время Великой Отечественной войны, - это бабушки и дедушки, которые во время войны были детьми. Это те люди, которые еще знают войну не по книгам и кинофильмам, а по собственным воспоминаниям. В настоящий момент им 70-80 лет. Они являются последними источниками информации, которую необходимо собрать, пока они еще живы, чтобы безвозвратно не потерять ее.
Исходя из этого, цель работы – собрать воспоминания о военном и послевоенном детстве детей войны, донести их до нашего поколения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Составить списки детей войны микрорайона школы.
Встретиться с детьми войны.
Обработать полученную информацию и передать в районный краеведческий музей.
Провести классные часы для учащихся школы по теме работы.
Основным источником для написания нашей работы стали воспоминания детей войны с.Хороль.
Для написания работы использовались следующие методы: интервьюирование, анализ и синтез, обобщение, систематизация, изучение документов.
Данный материал может быть использован на уроках истории, классных часах, школьных мероприятиях.
Сроки работы: апрель- октябрь 2018 г.
Место проведения исследования: микрорайон МКОУ СОШ №3 с.Хороль.
Глава 1. Встреча с председателем районного совета ветеранов с.Хороль
Дети войны - это граждане РФ и бывшего СССР, родившиеся с 23.06.1923 г. по 1945 гг. включительно (по другим источникам, граждане СССР, родившиеся с 1928 по 1945 гг.). Категория этих людей особая. Они не принимали участие в ВОВ, но оказались в списках пострадавших от войны. [4,5]. Будучи в то время еще детьми, принимать участие в боевых действиях они не могли, но, несмотря на юный возраст, ощутили тягости войны на себе в полной мере. Одни прошли через голод и лишения, другие – через концлагеря.
В Хорольском районе информация о ветеранах Великой Отечественной войны, живших и ныне живущих на территории района, хранится в военкомате, в районном краеведческом музее и в районном совете ветеранов. Для того чтобы собрать сведения о детях войны Хороля, встретились с председателем районного совета ветеранов Александрой Николаевной Павлушко и директором районного краеведческого музея Кокуниной Натальей Семеновной, которая сообщила нам, что в музее есть только альбом с воспоминаниями детей войны, но их совсем немного ( Приложение 3 с.17.Фото 5). В основном это воспоминания активных жителей Хороля, принимающих участие в различных мероприятиях, или старые записи детей войны.
Во время встречи с председателем районного совета ветеранов Павлушко А.Н. мы выписали фамилии и адреса детей войны микрорайона нашей школы (Приложение 2,с.15). В течение двух месяцев мы обошли всех детей войны из предоставленного списка. Большая часть жителей отнеслись к нам с большим вниманием и со слезами на глазах поделились воспоминаниями о тяжелом военном и послевоенном детстве. Особенно тяжелыми были рассказы тех односельчан, которые во время Великой Отечественной войны жили на территории, оккупированной фашистами. Да и уроженцы Хорольского района помнят, как голодали, работали на колхозных полях. После окончания 5 или 7 классов многие пошли сразу работать, и имеют за плечами более 40 лет стажа работы в совхозах и колхозах. Некоторые бабушки и дедушки, родившиеся перед самой войной, не стали нам ничего рассказывать, сославшись на то, что были совсем маленькими и ничего не помнят. Кто-то уже, к сожалению, совсем недавно ушел из жизни. Наши встречи происходили в основном на улице, возле калитки или во дворе, поэтому фотографий детей войны мы собрали немного.
Одинокие дети войны живут и в Доме-интернате с.Хороль для престарелых и инвалидов, расположенном рядом с нашей школой. Сначала они подумали, что мы пришли собирать списки детей войны на льготы. Узнав истинную цель нашего прихода, немного расстроились, но фактически все поделились с нами воспоминаниями о своем тяжелом детстве ( Приложение 4,с.18-19).
Во время бесед многие дети войны жаловались, что власти о них совсем забыли, что они не получают никаких льгот, получают небольшую пенсию.
Прийти в школу для встречи с учениками пенсионеры отказались по причине неважного самочувствия, сказав, чтобы мы сами рассказали ребятам об их тяжелом военном детстве. Собранные воспоминания нам разрешили выложить в сети Интернет.
Глава 2. Воспоминания детей войны микрорайона МКОУ СОШ № 3 с.Хороль
Слепченко Екатерина Марковна. (Приложение 3, с.16 )
Родилась 8 ноября 1932 г в с.Поповка Хорольского района. Отец работал в колхозе «Коллективный труд» в с.Поповка трактористом, мама- звеньевой. Маленькая Катя хорошо помнит, как отец – Марк Васильевич, перед войной купил портфель, сделал ей куклу из тряпочки. На фронт папу забрали на второй день войны. В 1942 году Марк Васильевич погиб в Белоруссии.
Во время войны с Японией в доме Екатерины квартировались летчики. Учительница в школе была строгая , но добрая. Писали чернилами. Отправляли на фронт письма, писали всем классом солдатам артиллерийской части. Читали в школе книги Гайдара и другие. До шестого класса Катя была отличницей. В седьмом классе была только одна «4» по русскому. Все детство работала в поле: свеклу пололи, прорывали, возили на сахарный завод в Уссурийск. Получали не деньгами, а трудоднями. Работали в ночную смену на току. Помимо работы в поле, у семьи был большой огород, на котором выращивали много картофеля, других овощей и мака. Держали коров, свиней. Овец держали, сдавали шерсть, за что получали валенки. Не было дома ни сахара, ни конфет, ни хлеба. До 1946 даже не было света, использовали керосиновые лампы. Сами вязали вещи- носки, перчатки, которые потом отправляли на фронт. Ездили за дровами на санях зимой в сопки. Очень было тяжело, замерзали, не чувствовали пальцев рук. Голодали не только люди, но и животные. Лошадям не хватало овса.
В школе было очень трудно, так как почти каждый день- слезы, приходили похоронки на отцов, братьев, дедов… В классе все были сплоченными, дружными. После окончания школы Екатерина три года училась в училище. Со слезами вспоминает всю боль, как не было денег, как трудно было жить без отца, как не было ни одежды, ни обуви. В 1948 году был тиф. Сестра умерла от этой страшной болезни, ей в то время было всего лишь 18 лет.
Рогоза Тамара Андреевна. (Приложение 3,с.16)
Родилась 21 февраля 1938 г. в городе Сталинск (Новокузнецк) Кемеровской области. Город был промышленный: выплавляли броню для танков, проходили постоянные учения.
Когда началась война, Тамаре Андреевне было три года. Жили очень тесно. В двух комнатах находились 9-10 человек, было много эвакуированных. В доме было радио. Многие девушки, женщины гадали, ворожили, ожидая мужей с фронта. Хорошо помнит, как в 6 утра узнали, что закончилась война, все выбежали на улицу, радовались, обнимали друг друга.
В школу пошла в 1945 году. В классе было 45 учеников, одни девочки. Через дорогу была мужская школа. Тамара Андреевна помнит, как в 1 классе поздравляла Сталина с днем рождения. Ходила в садик. Не помнит, чтобы очень голодали, так как была еще маленькой. Хлеб, как и везде, выдавался по карточкам. Получали американские подарки, например, пальто. В городе после войны было много инвалидов.Отец Тамары не вернулся с фронта, погиб.
Имели два огорода. Садили картошку. Картошка была вкусная, но мелкая. Кругом было одно болото. Действовало много запретов. Очень много плакали, когда умер Сталин.
Помнит, как в детстве сильно болела скарлатиной. Хлеб сначала продавали свободно после 1947 года, но стало не хватать, и составили писки жильцов.
В детстве все любили играть в классики, «пинашки». Радовались, когда появились скакалки, мячи. Все, и девочки, и мальчики, играли в «войнушки», лапту, прятки. В кино ходили редко. Часто ходили в библиотеку, читали «Пионерскую правду». Очень любили читать, но хорошие книги выдавали только в читальном зале. В школе было много эвакуированных евреев. Школьная форма была разная, перешивали из американских платьев. Сумку школьную мама сшила из мешковины. Писали перьями с помощью чернил, перья были разного размера, под разными номерами. Парты были коричневые, верх- черный. Чернильницы носили с собой, позже были в классах. Портфель купили только в 4 классе, Тамара ходила с ним до конца школы. В городе работал дом пионеров, все были пионерами. Все гордились своей страной.
Паньшин Юрий Петрович
Родился в 1941 году в селе Новая Девица. Отец ушёл на фронт в 1942 году. В семье было 3 ребёнка. Мама работала в столовой в военной части. Писал вместе со своими родными письма на фронт ( треуголки). Воспитывали его в основном брат и сестра, так как мама была на работе целыми днями. В доме было радио, через него узнавали о всех событиях на фронте.
В 1946 году переехали в село Луговое. С 8 лет Юра работал в колхозе. Целое лето с мальчишками пропадал на полях, пололи картошку, капусту. Занимался уборками зерновых культур, работал на току. В 1945 году вернулся с фронта отец, пошёл на работу в МТС ( машинную тракторную станцию). Прожил он 92 года. Участвовал в Первой Мировой войне - ушёл добровольцем. В 1929 году приехал в Приморье.
Петегирич Ирина Ивановна
Родилась 25 мая 1937 г. на Украине. Отец погиб в Белоруссии. Село было занято фашистами. В доме Ирины жили немцы, во дворе была кухня. Фашисты вешали жителей, палили дома, молодежь угоняли на работы в Германию. Было очень голодно, питались хуже, чем свиньи. Ели гнилую картошку, лебеду, коржики из овса.
Подопригора (Богданова) Мария Мавреевна
Родилась в 1937 г. в Алтайском крае. Мама умерла, когда Маше было всего 3 года. Девочка воспитывалась в детском доме, в котором были дети разных национальностей. Было голодно. Поставит воспитательница хлеб на стол, только отвернется, как кто-нибудь уже заберет. Воспитатели были очень строгие. Отец умер в 1956 г.
Подопригора Иван Яковлевич
Родился в марте 1943 г. в районном центре Краснополье недалеко от г.Сумы, где происходили кровопролитные сражения в 1943 г. ( в районе Курской дуги). В декабре 1941 г. в село зашли фашисты, перебили кур. Два немца жило на квартире, комендантом был немец. Во дворе была радиостанция. Мужчины ушли в партизаны, девушек 17-19 лет угнали на работы в Германию.
Весной 1943 г. комендант приказал покинуть дома, так как фашисты готовилияь к сражению, семья уехала к деду. Немцы бомбили, рядом с домом упала бомба, образовалась воронка глубиной 2 метра и диаметром 4 метра. Дом сгорел. Было голодно, собирали на полях мерзлую картошку. Отец был дважды ранен, месяц добирался домой.
Субботина Алла Васильевна. (Приложение 3,с.16)
Родилась Алла Васильевна 21 июня 1938г. во Владивостоке. Отец воевал и присылал письма домой. Мама работала посменно на железной дороге, оформляла грузы на фронт. Алла оставалась с бабушкой дома. Она помнит очень большие очереди за хлебом (норма хлебы была где-то 200 граммов), помнит, как бабушка положила в пальто карточки, а на руках ставили номер очереди, что бы не потеряться. Помнит, как в 9 лет впервые попробовала слоёнки (печенье). Это был незабываемый вкус сладкого.
Когда война с Германий закончилась, стучали в окна и говорили, что началась война с Японией. Опасаясь за жизнь дочери, мама пришила на капюшон Алле лоскуток с её именем, фамилией и адресом проживания, приготовила сухари.
В один день в городе всё гудела, шумело и взрывалось. Маленькая девочка Алла помнит, как горящий самолёт с японским камикадзе летел над Владивостоком, чтобы упасть на танкер с нефтью. Отец Аллы Васильевны был контужен, позже пропал без вести.
После войны во Владивостоке работали пленные японцы. Алла с её подружками общались с ними. Девочки приносили хлеб, а пленные давали им маленькие конфеты в виде подушечек, так же помнит, как японцы просили ловить им лягушек, и также они благодарили девочек , давая им маленькие пакетики с конфетами.
Во время войны было голодно. В вагонах на железнодорожных путях собирали зерна пшеницу и мололи, пекли лепёшки. На окраинах Владивостока были поля и там собирали подмерзшую картошку, капусту. Недалеко от дома стояла воинская часть, по вечерам возле военной части прямо на улице показывали кино, которое приходили смотреть жители города.
Зарукина Тамара Сергеевна
Родилась в 1940 г. в с.Романовка Шкотовского района. Вскоре переехали в с.Девица. В семье было 4 детей. Было голодно. Хлеб, который выдавали по карточкам, был красного цвета, так как добавляли траву, из которой обычно делают веники. Мама работала на ферме. На полях сеяли фасоль, которую отправляли на фронт. Собирали на полях колоски, но домой их уносить нельзя было. Помнит, как собирали сою, ячмень, зерно дробили и варили кашу.
Смирнова Лидия Иосифовна
Родилась в 1940 г. в п.Трудовая Пчелка Херсонской области на Украине. В семье было трое детей. В 1941 г. немцы вошли во двор, забрали на работы деда, председателя колхоза. Помнит бомбежки, все прятались, звенели стекла. Жители села хотели эвакуироваться, в телеги запрягли коров, так как лошадей забрали на фронт. Но фашисты всех остановили, загнали в большой сарай, замуровали окна, двери и подожгли. Мама Лидии отвела всех в угол, оторвала от платья кусок ткани, смочила мочой и прикрыла детям рты, чтобы не угорели. Им удалось вырваться из сарая. Когда вернулись, все было дома разбито, кругом перья. Мама сломала обе ноги, на ней были трое детей и бабушка. Был страшный голод. Ели крапиву, из нее делали лепешки, варили суп из крапивы и подсоленной воды. Когда немцы уходили, все сжигали, вешали учителей. Кто пытался снять тела, тут же расстреливали.
Дедушка вернулся из плена больной в 1945 г. На работах пленных каждое утро выстраивали, били по пяткам, кто падал, расстреливали. Дедушка после возвращения прожил только 1 месяц. Лидия помнит первую уборку урожая после войны. Собирали на полях колоски, было очень строго, у кого найдут припрятанные колоски, судили. Когда узнали о Победе по радио, все село шумело, все жители плакали от радости.
Блажко Евдокия Харлампиевна
Родилась в 1940 г. в Казахстане. В семье было 6 детей. В селе было много переселенцев. Помнит карточки, сильный голод 1948 г. Люди пухли от голода. Искали в поле весной картошку, ее собирали, мололи, пекли лепешки. Картошка была очень мелкая. Для сладости ели траву со сладким корнем, варили белую кормовую свеклу. Собирали в поле колоски и обменивали за кусок хлеба или кружку молока. Отец пришел с войны инвалидом.
Заключение
В ходе работы над исследованием мы собрали воспоминания детей войны с.Хороль, в школьном краеведческом музее оформили два сменных стенда: «Пионеры – герои» и «Дети войны микрорайона Новое Луговое» (Приложение 3,с.17.Фото 4). Дети войны, с которыми нам удалось встретиться, жили в разных селах и городах, в разных республиках, но всех их объединяет одно – это тяжелые воспоминания о войне, голоде, тяжелом труде и также чувство горечи, что война не дала им возможность учиться, воплотить свои мечты и унесла жизни их родных и близких.
В 2014 году в Хорольском районе проживало 2820 детей войны. На данный момент точная статистическая информация о численности детей войны отсутствует. Павлушко А.Н., председатель районного совета ветеранов, в ходе интервью сообщила, что на территории с.Хороль проживает около 1000 детей войны. В 2014 г. дети войны с.Хороль объединились в организацию «Дети войны». Но данное объединение официально не зарегистрировано. Закон о детях войны в РФ до сих пор не принят, несмотря на многочисленные обращения общественности. В то же время многие дети войны не получают никаких льгот , получают маленькие пенсии, да и местная администрация не оказывает им должного внимания.. Некоторые из них приехали по переселению с Украины (еще в 1980-е годы), испытали на себе все ужасы фашистской оккупации. Да и уроженцы Хорольского района помнят, как голодали, работали на колхозных полях. После окончания 7 классов многие пошли сразу работать, и имеют за плечами более 40 лет стажа работы в совхозах и колхозах. Такой категории пенсионеров с каждым годом становится все меньше, а многие из них не могут себе позволить полноценного медицинского обследования, лечения в санаториях.
Считаю, что необходимо в ближайшее время депутатам Гос. Думы РФ и Законодательного Собрания Приморского края принять соответствующее решение. В перспективе можно продолжить работу при участии школьников Хорольских школ по сбору воспоминаний детей войны Хорольского района и выпустить книгу при поддержке местных властей.
Список использованных источников и литературы
Неопубликованные источники
Воспоминания детей войны с.Хороль. – 2018г. – с.Хороль
Интервью с Павлушко А.Н., председателем районного совета ветеранов с.Хороль.- 2018.-Хороль
Статистические данные о детях войны с.Хороль, 2014г., 2018 г. – с.Хороль, районный совет ветеранов.
Интернет - источники
4.Статус «Дети войны».-Режим доступа: http://detej…kak-poluchit-status-deti
(8.04.2018)
5. Дети войны: кто относится к этой категории в России? – Режим доступа: http://fb.ru/article/273860/deti-voynyi-kto-otnositsya-k-etoy-kategorii-v-rossii (8.04.2018)
Приложения
Приложение 1. Фотографии ветерана ВОВ.
Фото 1.Лешневский Феликс Михайлович . Стенд в школьном музее.
Фото 2. Лешневский Ф.М. Военный билет ( музей МКОУ СОШ № 3 с.Хороль)
Приложение 2.Статистические данные о детях воины [3]
Приложение 3.Фотографии детей войны МКОУ СОШ №3 с. Хороль
Фото 1. Субботина А.В.
(Фото автора. 2018)
Фото 2.Рогоза Т. А.
(Фото автора. 2018)
Фото 3.Слепченко Е.М. (Фото автора. 2018)
Ф ото 4.Стенд в школьном музее. (Фото автора. 2018)
Фото 5.Гладкова А.В. берёт интервью у Павлушко А.Н.
Приложение 4 .Воспоминания детей войны Дома –интерната с. Хороль
Прощалыкина Анна Ивановна
Родилась 20 мая 1941 г. в Тульской области, Богородицком районе, с.Малевка.
Помнит, что в их доме квартировались немцы. Она жила с 4 братьями, мамой и отцом. Деньги за работу выдавали фашисты тем, кто хорошо работал. Было тяжело, но сильного голода не помнит.
Губина Раиса Петровна
Родилась в 1939 г. в Ульяновской области в селе Старые Домосерки (сейчас с.Черемушки). В семье было 5 детей. Помнит голод, как детьми ходили и просили по домам кусочки хлеба.
Володченко Григорий Петрович
Родился 3 апреля 1940 г. в Завитинском районе Амурской области. В семье было 4 детей, Григорий Петрович был самый младший. Помнит, что получали хлеб только те, кто работал, было голодно. Собирали на полях гнилую картошку. Лепешки пекли из лебеды. Не было одежды. Со второго класса работал в колхозе. Учился на тракториста. Работал в колхозе. Служил водителем в Афганистане. Награжден медалью за охрану государственной границы.
Кудрявцев Юрий Степанович
Родился в 1944 г. в с. Турий Рог Приморского края, на границе с Китаем. Отец служил в погранотряде. Помнит, что за стенкой в доме жил переводчик китайского, что воевали с Японией в 1945 г, ловили японцев-нарушителей границы. На сопках собирали дикий лук, пекли лепешки с лебедой и отрубями. В семье было 5 детей (4 сестры и Юрий). Помнит страшный голод 1947 года. В поле собирали колоски пшеницы, ржи и сдавали в колхоз. Собирали сою. Держали домашнюю скотину, но государству за это платили налоги: курицу держали – сдавали яйца, корову держали – сдавали молоко, овцу держали – шерсть сдавали.
Губарева Валентина Павловна
Родилась в августе 1925 г. в Гомельской области в Белоруссии. Вокруг села был лес, спасала вода, которая окружала село с трех сторон. Село в самом начале войны заняли немцы. Молодежь чуть постарше угнали на работы в Германию. Днем фашисты требовали от жителей продукты, но селяне прятали еду, закапывали, а ночью приходили в село партизаны, которым и отдавали то, что спрятали от фашистов. На глазах жителей села вешали комсомольцев, партийцев. Когда фашисты покидали село, то поджигали дома.
Веремчук Николай Васильевич
Родился в 1940 г. в г.Дальнереченске. Было 4 сестры. Помнит, что все детство работал то дома по хозяйству, то в колхозе.
Поступайлов Виктор Федорович
Родился в 1939 г. в Хабаровском крае, в п.Вяземский. В семье было 3 детей. Помнит голод, карточки.
Севостьянова Мария Максимовна
Родилась в 1928 г. в Полтавской области на Украине. В начале войны над селом летали снаряды. Село было занято фашистами. Некоторых жителей угнали на работы в Германию. Немцы забирали кур, уток, оставили сначала только корову. На коровах и быках пахали. Жили с семьей в окопе, в хате жили немцы. Помнит, как те часто раскладывали карты на столе, что-то там чертили. Ночью селяне часто прятались в погребах. Было очень страшно, особенно когда фашисты покидали село.