Введение
Данная работа посвящена изучению пояса как необходимого атрибута в военной одежде с периода средневековья и в новейшее время на примере (на примере эпохи древних тюрков, 40-х гг. XX в. в форме бойцов Красной Армии и кадет Президентского училища). С древнейших времен у славянского народа есть понятие: «Распоясаться»: 1. Развязать на себе пояс. 2. Стать распущенным, утратить всякую сдержанность (разг., Толковый словарь Ожегова, 2006 год). Например, хождение без пояса всячески осуждалось в славянской культуре: в сказках «без креста и пояса» ходит всякая нечисть, да и о человеке, который уже «сраму не имеет» говорят: «совсем уж распоясался».
Пояс считался символом чести и достоинства. При посвящении в рыцари, посвящаемому повязывали пояс как знак его нового статуса.
В древности на Руси было принято, чтобы нижняя женская рубашка всегда была подпоясана; даже новорождённой девочке повязывали поясок (опоясочку). Ходить без опояски считалось грехом. Сорвать с кого-то пояс при людях было тяжким оскорблением (таким же, как, например, дать пощёчину). Пояс (кушак) был не только частью гардероба, но и признаком статуса, и религиозным оберегом. Пояс означал "законченность", "основательность", "принадлежность". «Заткнуть за пояс» означало сделать своим, взять власть над чем-то.
Актуальность
В 2018 году исполнилось 100 лет героической Красной Армии. Во все времена мужчины, исполнявшие воинский долг, имели форму одежды как отличительный знак своей принадлежности к войскам. Поэтому также необходимо знать, что такой элемент военной одежды как пояс, является важным атрибутом одежды у военных как в древности, так и в современное время. Военная одежда как принадлежность к определённому виду деятельности, демонстрирует дисциплину, ответственность, аккуратность.
Объект исследования: военная форма одежды.
Предмет исследования: пояс как элемент военной одежды.
Цель исследования: узнать, почему пояса (ремни) являются элементом военной одежды в период средневековья и в новейшее время на примере эпохи древних тюрков, бойцов Красной Армии и кадет Президентского училища.
Гипотеза: действительно ли пояса являлись необходимым атрибутом в древности и в наше время также символизируют военную выправку, красоту и подтянутость воина и поддерживают воина в тонусе.
Задачи:
1. Пояс на одежде в средние века на примере древнетюркских каменных изваяний (VI-VIII вв.).
2. Пояс в форме одежды воинов Красной Армии 40-хгг. XX века.
3. Пояс как элемент кадетской формы Президентского училища на современном этапе.
4. Сравнительная характеристика. Особенности необходимости поясов в военной одежде.
Источниковая база
При выполнении работы мы опирались на книги Л. Р. Кызласова «История Тувы в средние века», вторая глава: «Древнетюркские каменные изваяния», А.Д. Грача «Древнетюркские изваяния Тувы», М.Х. Маннай-оол «Археологические памятники Тувы», экспонаты из Национального музея имени Алдан-Маадыр Республики Тыва, выставленных в залах и мини-стеларии и Интернет - сайты.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут наглядно продемонстрировать использование пояса в военной форме одежды, как в период средневековья, так и в 40-е гг. XX века и наше время и показать преемственность культур, а также материалы работы могут быть использованы для оформления выставки в музее училища.
Новизна работы состоит в том, что исследуется пояс (ремень) как элемент военной одежды в период средневековья и в новейшее время на примере эпохи древних тюрков, 40-х гг. XX в. в форме бойцов Красной Армии и кадет Президентского училища.
В ходе работы над темой мы познакомились с понятиями:
- портупея – ремень, перевязь для ношения холодного оружия.
- револьвер - многозарядное ручное огнестрельное оружие с магазином в виде вращающегося барабана.
- брезентовый патронташ – сумка для ружейных и пистолетных патронов.
- Императорский Донской Александра III кадетский корпус — начальное военно-учебное заведение российской императорской армии, готовившее детей и подростков к военной службе.
- укороченные шашки казачьего образца – рубяще-колющее длинноклинковое холодное оружие.
- штыки - холодное колющее оружие, примыкаемое к стволу ружья (винтовки, карабина, автомата) для штыкового боя; может также носиться на поясном ремне (в другом месте) снаряжения военнослужащего.
Глава 1. Пояс на одежде в средние века на примере древнетюркских каменных изваяний (VI-XII вв.)
Традиция носить пояса на военной форме уходит в глубокую древность. Так, например, мы можем увидеть пояса на древнетюркских каменных изваяниях воинов. В работе Л. Р. Кызласова «История Тувы в средние века» во второй главе «Древнетюркские каменные изваяния» дано описание изваяний, где мы можем увидеть пояса. В Туве было известно чуть более 100 древнетюркских каменных изваяний людей VI-XII вв., сделанных из различных материалов: мрамора, сланца, гранита и песчаника. На данных фигурах мы видим элементы вооружения, прикрепленные к поясу: саблю в ножнах и нож (кинжал). Пояс в древности на мужской одежде выглядел по-особенному, чаще всего это был наборный пояс из бронзовых пряжек, бляшек, обойм, наконечников и боковых фигурных подвесок. Изваяния чаще всего изображают мужчин и преимущественно воинов. Воинская храбрость уважалась даже после смерти. Изваяния умерших воинов старались украсить наборным поясом, к которому были подвешены меч или сабля, иногда кинжал, боевая булава, ножи в ножнах и мешочки с дорожными инструментами, амулетами и огнивом.
Каменные изваяния свидетельствуют о высоком мастерстве камнерезного искусства древних предков современных тувинцев. Мы можем увидеть примеры древнетюркских каменных изваяний в работе М. Х. Маннай- оола «Археологические памятники Тувы» и в Национальном музее Республики Тыва. Каменные изваяния представляют собой скульптурные изображения человеческой фигуры. Найденные в Туве каменные изваяния относят преимущественно к древнетюркскому времени (VI-XII вв.). Они распространены также на Алтае, в Монголии, Казахстане и Киргизии, но около 100 изваяний были установлены на территории Тувы.
Абсолютное большинство каменных изваяний (по-тувински кижи кɵжээ или кижи даш) изображает человеческую фигуру с сосудом в руках, с мечом, саблей или кинжалом у пояса. Эти фигуры установлены при каменных четырехугольных древнетюркских оградках из врытых на ребро плит, и от них тянутся ряды вертикально врытых необработанных камней (балбалов) по направлению к востоку. О назначении каменных изваяний существуют среди археологов две точки зрения. Одни ученые считают, что каменные изваяния являются изображениями знатных тюрок, а рядами поставленные необработанные камни обозначают убитых ими во время сражений врагов. Другие утверждают, что каменные изваяния изображают наиболее могущественных врагов, убитых в сражениях тюрками, а необработанные камни – их воинов.
Исследование и всесторонний анализ украшений, деталей одежды, сосудов и предметов вооружения, изображенных на каменных изваяниях, позволяют изучать историю, быт, культуру и искусство древних тюркоязычных племен и районы их расселения в Сибири и Центральной Азии, Киргизии и Казахстане, а наличие пояса демонстрирует преемственность поколений.
Эпитафии
Орхоно-енисейская письменность Второго Восточнотюркского каганата (682 – 744 гг.), самая молодая из зафиксированных рунологической наукой. На территории Тувы она была получена при реформировании предшествующего письма, которое предложено именовать верхнеенисейским и которое сохранялось долее других в обществе чиков, местных племен Тувинской котловины. Хакасы, тувинцы и алтайцы веками хранили на своей земле памятники этой письменности - осознавая свою прямую связь со славными предками. Была осмыслена древняя цивилизованность их тюркоязычных соседей. Включение древних духовных ценностей в мировое наследие во многом осуществляется ныне самими тюркскими народами благодаря вхождению в европейскую науку.
В текстах верхнеенисейского письма, найденных на территории Тувы есть такие слова: «Опоясан я был золоченным поясом». Надпись на четырехгранном столбе из бурого гравилита. Происходит из места при впадении реки Чаа-Холь в реку Улуг-Хем.
Стела с надписью хранится в Минусинском музее Красноярского края.
(1) Я погиб во имя своей доблести мужа-(воина), ради моей земли.
(2) [Я -] Ач То... Исиг Ынал, моим государством, моим беком - я не насладился!
(3) В мои тридцать девять (сорок девять - ?) лет ради моего государства… [7.].
Таким образом, эпитафии также позволяют получить информацию о том, что древние жители Центральной Азии, чей облик запечатлен на древнетюркских изваяниях, носили пояса, и эти пояса были с золотыми пряжками. Золотые пояса или золотые пряжки подчеркивали высокий социальный статус человека.
Пояс на форме у воинов Красной Армии на примере Музея военной одежды Российского Военно-Исторического общества (РВИО)
В начале Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. покрой униформы и способ ее ношения определялся Приказом № 176 от 3 декабря 1935 года. Офицеры подпоясывались широким кожаным ремнем с латунной пряжкой, украшенной пятиконечной звездой. Солдаты носили более простой ремень с обычной открытой пряжкой. Более распространенным был брезентовый вещмешок образца 1938 года. Продовольственный мешок носили на поясном ремне, под вещмешком [9].
Парадная форма 1945 года
К мундиру тем же документом вводился новый пояс — шитый, золотой, с золотой гербовой пряжкой. Решение Главного интендантского управления Красной Армии № 1412 для строевой формы обязательно надевался коричневый ремень М35 или М31.
«Вместе с формой часто носились портупеи. Портупея образца 1912 года состояла из поясного ремня с двумя наплечными ремнями, коричневого и защитного цвета. На поясном ремне находились две муфты: задняя – для крепления плечевых ремней и боковая – для крепления шашки или кортика. На поясной ремень крепились также кобура для револьвера; могли крепиться футляр для бинокля и полевая сумка. Все ремни портупеи закреплялись Т-образными металлическими застежками» [14]. В снаряжение бойца входили подсумки для винтовочных обойм и малая лопата. Кроме того, к поясу подвешивались фляга и сумка для ручных гранат. Далее подвешивали малую лопатку в брезентовом чехле с клапаном, который застегивался на ремешок с пряжкой. Гранатную сумку вешали слева, за ней — в походном положении — сумку противогаза. Полное снаряжение включало также продовольственную сумку с сухарным мешочком, запасную патронную из брезента и чехол с плащ-палаткой. Стальной шлем или универсальный котелок с крышкой приторачивались к крышке ранца шлевками и петлями. В выкладку входило штатное стрелковое оружие с боеприпасами. Вместо лопаты мог быть топор. Боец с самозарядной винтовкой носил на поясе слева плоский штык в ножнах с ременной петлей, а поперек груди— брезентовый патронташ с гнездами для запасных обойм [15].
В ходе подготовки к ноябрьскому параду 1941 года был принят золотой парадный офицерский пояс. Его описание генерал-майор интендантской службы К.Г. Рябчий утвердил 14 сентября 1945 года. Пояс приобрёл привычный для многих вид, но полагался только маршалам и генералам.
Только с 1955 года пояс стал принадлежностью парадной формы всех советских офицеров. Практически не изменяясь, пояс образца 1955 года оставался на снабжении до 1994 года в Российской Армии. «Первый звонок» о его отмене прозвучал 11 февраля 1992 года, когда главнокомандующий объединёнными Вооружёнными силами Союза Независимых Государств (СНГ) Е.И. Шапошников издал приказ «О временных изменениях в форме одежды на период с 1992 по 1995 гг.», которым предусматривалось удешевление обмундирования. В частности, исключался и парадный офицерский пояс. В Указе Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 года № 1010, определявшем перечень предметов, входивших в комплект обмундирования различных категорий военнослужащих, места парадному офицерскому поясу также не нашлось [13].
Музей военной формы одежды Российского Военно-Исторического Общества
Для сохранения истории военной формы одежды был создан Музей военной формы одежды. Реставрация бесценной коллекции военной формы началась в 2016 году, инициатором выступило Российское Военно-Историческое общество (РВИО). Спустя год после начала реставрационных работ, через сто лет забвения, посетители могут увидеть удивительные экспонаты, 20 из которых составляют основу коллекции, являются ее жемчужинами. Все предметы рассказывают о подвиге воинов, которые носили эту форму и гордились ею. Мы, люди XXI века, вправе гордиться и воинами, и их формой, ведь она характеризует не только войска, не только солдат, офицеров, но в целом – армию, народ, страну. Это – слепок нашего общества. [11].
Пояс как элемент кадетской формы одежды Президентского училища
Всем кадетам строевых рот с октября 1885 г. было предписано в строю иметь ружья, "особо приготовленные для кадетских корпусов", и кожаные поясные ремни с одной патронной сумкой пехотного образца. Помимо винтовок кадетам строевой сотни Донского императора Александра III кадетского корпуса в августе 1904 г. было присвоено также ношение укороченных шашек казачьего образца с плечевыми портупеями и темляками из черной, как и их поясные ремни из сыромятной кожи. Спустя три года - это право, носить холодное оружие, распространилось и на другие кадетские корпуса. С апреля 1907 г. кадетам строевых рот в строю при несении дежурств и иных нарядов, а кроме того при увольнении в отпуск были даны штыки, носимые на поясном ремне. Шашки с портупеями заменили штыки на боевом ремне в ноябре 1907 г. Постепенно приобретая дополнительные черты воинского вида, обличье кадет в конце XIX - начале XX в. подвергалось лишь определенному совершенствованию в своих деталях. В марте 1902 г. по повелению императора Николая II кадетские мундиры вновь украсились пуговицами с традиционным "орлом и лучеобразным сиянием", а в ноябре следующего, 1903 г. черные кожаные ремни с таким же изображением на медных бляхах окончательно пришли на смену матерчатым кушакам (исключение составлял Николаевский кадетский корпус, которому присвоенные кушаки в июне 1904 г. было повелено носить как при мундире и рубахе, так и при шинели) [13].
Приказ Министра обороны Российской Федерации от 19 ноября 2015 г. № 700 "Об утверждении Порядка и Норм обеспечения вещевым имуществом (обмундированием), в том числе форменной одеждой, обучающихся и находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, которые имеют целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе". Ремни поясные обучающиеся носят: поверх пальто шерстяных, кителей шерстяных, курток летних. Ремни поясные должны располагаться: на пальто шерстяных между первым и вторым снизу рядами пуговиц, а сзади закладываться за хлястик; на кителях шерстяных закрывать вторую снизу пуговицу; на куртках летних на уровне талии. При полевой форме одежды обучающиеся носят снаряжение, определяемое директором кадетского корпуса: фляга в чехле (слева сзади), сумка для гранат (слева спереди), малая лопата в чехле (справа сзади), сумка для магазинов (справа спереди); чехол с защитными чулками и перчатками пристегивают к поясному ремню справа сзади (за лопаткой в чехле).
Сравнительная характеристика: необходимость поясов в военной одежде
В средние века пояс нужен был воину для крепления к нему вооружения, таких как нож в ножнах и сабли. Наборный пояс с накладками и пряжками у представителей кочевых тюркоязычных племен говорил о многом: о положении в обществе, о роде занятия, о преемственности культуры.
В офицерской форме пояс служит для крепления полевой сумки, кобуры с оружием, противогаза, фляги с водой, другого сооружения, используется как кистень, а также для поддержания внешнего вида: аккуратность, подтянутость.
Заключение
Пояс как элемент военной одежды показывает преемственность культурных, исторических и воинских традиций. Пояс за свою долгую «жизнь» в нашей стране сменил ряд названий — шарф, кушак, ремень, парадный пояс. Например, парадный пояс офицеров Президентского полка, который они носят при церемониальной форме, внешне очень напоминает применявшийся в России до 1917 года. В современное время парадный пояс как часть военного костюма, можно увидеть на парадной форме как кадет, так и военнослужащих Российской Армии. Пояс имеет важное значение в повседневной жизни и боевой деятельности личного состава Армии. Пояс способствует строгому выполнению обязанностей военной службы, повышению организованности, дисциплинирует военнослужащих.
Список литературы
Кызласов Л.Р. История Тувы в средние век». – М., 1969. – 214 с.
Маннай-оол М.Х. Археологические памятники Тувы. – Кызыл, 1964. – 48 с.
Приказ Министра обороны РФ от 22 июня 2015 г. № 300 “Об утверждении Правил ношения военной формы одежды, знаков различия, ведомственных знаков отличия и иных геральдических знаков в Вооруженных Силах Российской Федерации и Порядка смешения предметов существующей и новой военной формы одежды в Вооруженных Силах Российской Федерации”. ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71131082/#ixzz5YLEQZS37.
Чехов А.П. Дядя Ваня/Вишневый сад. – М., 2015. – С. 356 - 405.
Фотоархив ФГКОУ «Кызылское ПКУ».
Толковый словарь Ожегова. Под редакцией Д. Н. Ушакова. 2006.
http://www.kyrgyz.ru/articles/writing/runicheskie_pamyatniki_iz_tuvy/
http://www.kyrgyz.ru/articles/writing/runicheskie_pamyatniki_iz_tuvy/
https://topwar.ru/7146-uniforma-i-snaryazhenie-chastey-krasnoy-armii.html
https://img2.labirint.ru/books43/421248/big.jpg
https://rvio.histrf.ru/activities/projects/item-3184
https://forma-odezhda.ru/encyclopedia/forma-odezhdy-kadet/
http://history.milportal.ru/2011/08/paradnyj-oficerskij-poyas/
Форма одежды и знаки различия Красной Армии//http://cwar.holdgold.ru/page.php?id=99
http://toparmy.ru