ВВЕДЕНИЕ
Биянка- село, центр и единственный населённый пункт Биянковского сельсовета, расположено на Южном Урале, на севере Ашинского района.
Через село Биянка протекает река Нижняя Биянка - приток реки Сим Камской (Волжской) гидросети.
Ближайшие высоты - 412 и 445 м.
Биянка - село, входит в состав Уральского административного округа. расположено на Южном Урале.
Рельеф гористый. С западной стороны примыкает гора Ореховая (435 м).
Биянка находится в зоне смешанных лесов (береза, липа, ель, сосна).
Село связано автомобильными дорогами с соседними населенными пунктами.
Расстояние до районного центра (Аша) 65 км.
Население 257 человек (в 1926 г.- 1254 чел., в 1970 г.- 955 чел., в 1983 г.- 494 чел., в 1995 г.- 400 чел.).
Ландшафт — подзона широколиственных и елово-пихтовых лесов с высоким травостоем. Из древесной растительности распространены: липа, берёза. сосна, ель.
Биянка, соединена с ближайшими городами грунтовой дорогой.
В селе есть школа, дом культуры, фельдшерско-акушерский пункт. Библиотека-музей села (открытие состоялось в ноябре 2001 г.) располагает книжным фондом более 10 тыс. экз.
Цель исследования – возможность создания в Челябинской области этно проекта «Село Биянка», позволяющий изучение истории региона непосредственно через экскурсии в малых городах.
Объект исследования – село Биянка.
ГЛАВА 1. БИЯНКА СЕЛО СТАРИННОЕ
Село Биянка основано в 1790-1792 годах заводчицей И. И. Бекетовой и заселено крепостными крестьянами, вывезенных из Калужской губернии.
Жители занимались заготовкой дров, томлением угля и доставкой его на Миньярский железоделательный завод.
В 1930—80-х гг. в селе располагался производственный участок Ашинского леспромхоза (цехи по разделке древесины и производству мебели).
Ныне в селе действуют несколько частных лесопильных цехов.
Вокруг Биянки места дикие. Водятся и волки, и медведи.
Если смотреть по карте, только 20 км тайги до границ с Башкирией.
Жители деревни говорят, что хозяин тайги в деревню захаживал и по улице бродил недавно, как и 100, и 200 лет назад.
По данным местного краеведческого музея, Биянке более 250 лет.
Но за эти два с половиной столетия мало что изменилось. Провели электричество, в домах появились телевизоры, а остальное осталось и сохранилось, как было и ранее!
А говор, традиции, обычаи остались нетронуты цивилизацией!
О Биянке можно сказать, что это практически не тронутое цивилизацией, заповедное село!
За последние пятьдесят лет количество жилых домов сократилось с тысячи до ста.
Отдельно нужно сказать про библиотеку и местном музее.
Хорошая подборка интереснейших краеведческих книг, как по истории Челябинской области, так и Ашинского района. Собраны уникальные материалы по истории и бытности Биянки. Сохранились выписки из метрических книг с данными первых поселенцев Биянки и их потомков.
В библиотеке экспонируются старинные фотографии, документы, монеты, предметы старинного быта, подаренные жителями. Приоритетное направление работы - краеведение.
В 2002 году библиотеке-музею присвоено звание «Павленковская библиотека».
Жители любили и любят свою малую родину, складывают стихи и песни о ней. Много старинных и современных фотографий с видами села.
Музей села Биянка хоть и маленький, но душевный собраны удивительные экспонаты: старинные крынки, прялка, гармошка, но больше всего мне понравилась старинная одежда, которой не менее 100 лет.
Да и сам музей расположен в старинном доме, где до революции жила семья главного архиерея.
ГЛАВА 2. СКАЗОЧНОЕ СЕЛО
Стоит среди крутых холмов и высоких елей сказочная деревня.
Домики как на картинке. Дворы все ухожены, нет ни разрухи, ни мусора. Всё аккуратно и приятно глазу.
Речка тонким поясочком живописно окаймляет деревню.
Леса тут стройные и густые – поэтому, как и до войны, рабочими местами снабжают деревенских мужиков три пилорамы. Есть работа, то живет деревня. По деревенским меркам зарплата на пилорамах хорошая, иногда приезжали рабочие даже из городов Сима и Миньяра.
Жители села Биянка признаются, что у них три предмета гордости: лес, хлеб и говор.
В Аше, Миньяре и Симе хлеб знают под маркой «биёвский хлеб».
И те, кто знает, его долго вспоминают его несравнимый вкус.
Уникальность его заключается в следующем. Хозяйка пекарни, энергичная женщина несколько лет назад начала своё маленькое производство. Решила возобновить традицию выпечки хлеба в русской печи.
За настоящим русским хлебом без добавок, в том числе и усилителей вкуса, выстраиваются очереди во всех ближайших городах и селах. Из уст в уста ценители натуральных продуктов нахваливают Биёвский хлеб. И благодарят хозяйку пекарни.
Хлеб замешивается вручную и выпекается по всем канонам, потому и съедается пышная буханка одной семьей в один присест.
Знающие люди говорят: «Бери биёвский хлеб, намазывай его мёдом и запивай деревенским молоком. Вот это настоящая еда!».
В пекарне работают проворные русские красавицы, и всё-то у них получается быстро и складно.
В обиходе у них ухват и кочерга, а не датчик управления.
Успевай, вынимай хлеб из печи с хрустящей ароматной корочкой.
Если Вы зайдете в дом к старожилам Биянки, то увидите, что сам дом это музей деревенского быта. Старинная мебель и утварь, действующая самопряха, 100-летний серп, деревянной резной солонке и той 100 с лишним лет. Пуховые подушки на высоких перинах, сундуки с приданым. В печи картошка кипит, и хозяйка уже сальце нарезает.
Воду так же, как и 100 лет назад из колодца носят коромыслом. На окнах висят занавески с ажурной выбивкой, и душевная обстановка как в сказке.
ГЛАВА 3. ГОВОРИМ ПО БИЁВСКИ
Биянский диалект, напевный, с использованием старорусских слов, говор. Происхождение его связано с особенностью говора жителей Калужской губернии, откуда были завезены крестьяне. За 2 столетия разговорный язык коренных жителей Биянки практически не изменился.
Подобный говор присущ жителям с.Серпиевки Катав-Ивановского района в виду аналога его появления.
Особенностью биянского фольклора являются частушки со своеобразной манерой исполнения, носящая название "глошные".
Наиграть их на гармонике могут только в Биянке.
Единственное село в Челябинской области- Биянка-выделяется своим говором и фольклором.
Слова как речка льются, и кажется, что не говорят, а поют, окончания слов тянет, и как бы каждое слово смягчается, от чего кажется, что речь очень приветливая и ласковая.
Люди, понимающие уникальность этого говора и диалекта, составили словарь.
И словарь не маленький получился.
Желяпуга - мелкая, не зрелая ягода.
Лячкать - говорить быстро и не по существу.
Булга - тревога.
Базлать - громко кричать.
Бандить - сильный дождь идет.
Мыт - мытом - делать одно и тоже много раз. Кошки в дверь мыт - мытом, то есть туда и обратно.
Натарел - хорошо в чем - то преуспел.
Натлев - плохо делать.
Отзынулась -приоткрылась дверь.
Сядня - сегодня.
Хряпки - кочерыжки от капусты.
Смикитил - додумался.
Руня – одногодки.
Ломысать - тяжело работать. Целый день ломысала на покосе.
Отлячил - отставил. Отлячил ногу в сторону.
Почиревка - брюшина от свиньи.
Амачка- блюдо. Варится бульон с капустой, но без мяса. Потом заваривают бульоном муку и еще варят. Заправляют жареной почирёвкой(брюшина от свинины).
Атляк- расстояние между косой и пробоем.
Базанит- громко ревёт корова.
Бахамальный человек-т.е .спокойный, уровновешенный; (не бахамальный-неспокойный).
Буска- толстая напыщенная женщина.
Вуповод-отрезок времени. Например, косила вуповод -сколько неизвестно.
Выхмостать-быстро и хорошо делать. Например.,пол выхмостала, то есть,быстро помыла пол.
В обарок-кушать только-что сваренное.
Губы держать желобом-то есть,не умея петь,шевелить губами.
Дарыгать-дергать нити,когда плетут оборы.
Дарыгать оборы-плести к лаптям.когда плели,руками дергали нити для плотности.
Ди- около. Например, ди стены стоит лопата.
Донельзя-то есть крайность. Говорят избаловались донельзя.
Дотолева-т.е этого времени.
Дрыжма-очень много.
Дудулятая-не круглая,а вытянутая.
Дужа-сильно много.
Дулепа-толстая,неповоротливая.Например,неповоротливая женщина.
Дыль-так говорят,если хорошая шерсть.
Дяслы-десны.
Елызгать-скользить.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Что сказать о Биянке?
Биянка - одно из старинных сёл Ашинского района Челябинской области.
А в заключение приведу высказывания её жителей, которые находятся далеко от места их рождения:
"Биянка свежего, непредубежденного человека очаровывает сразу. И живописные пейзажи вокруг, и тихие извилистые улочки с домами оригинальной уральской архитектуры, и особенно народ - говор его странный, нездешний, обычаи, предания. Так и веет на тебя чем-то давним-давним, мало тронутым временем."
Называют Биянку красивою,
Да и кто упрекнет её в том.
Эти горы далекие, синие.
Вкус хрустальной воды родников.
Биянка- реально существующее этно село!
Именно такие старинные сёла и являются жемчужинами Челябинской области и являются, настоящим лабиринтом всевозможных красот и чудес!
Создавая этно маршрут в Челябинской области можно многое узнать, а главное воочию увидеть историю Челябинской области и страны.
Данный готовый проект может стать частью туристического кластера Челябинской области.
Список литературы
А.И. Чертов-«Миньяр-наш город», ОАО «Челябинский Дом печати»,2011г.
Документы и материалы Миньярского городского исторического материала.
Газета «Стальная искра» Ашинского района, статьи о Миньяре-Ашинская типография.