БИЯНКА,А ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

БИЯНКА,А ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Пронин Н.А. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 151» гор. Челябинска МБОУ "СОШ № 151г. Челябинска
Ахатова А.М. 1
1Челябинский филиал РАНХиГС
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Биянка- село, центр и единственный населённый пункт Биянковского сельсовета, расположено на Южном Урале, на севере Ашинского района.

Через село Биянка протекает река Нижняя Биянка - приток реки Сим Камской (Волжской) гидросети.

Ближайшие высоты - 412 и 445 м.

Биянка - село, входит в состав Уральского административного округа. расположено на Южном Урале.

Рельеф гористый. С западной стороны примыкает гора Ореховая (435 м).

Биянка находится в зоне смешанных лесов (береза, липа, ель, сосна).

Село связано автомобильными дорогами с соседними населенными пунктами.

Расстояние до районного центра (Аша) 65 км.

Население 257 человек (в 1926 г.- 1254 чел., в 1970 г.- 955 чел., в 1983 г.- 494 чел., в 1995 г.- 400 чел.).

Ландшафт — подзона широколиственных и елово-пихтовых лесов с высоким травостоем. Из древесной растительности распространены: липа, берёза. сосна, ель.

Биянка, соединена с ближайшими городами грунтовой дорогой.

В селе есть школа, дом культуры, фельдшерско-акушерский пункт. Библиотека-музей села (открытие состоялось в ноябре 2001 г.) располагает книжным фондом более 10 тыс. экз.

Цель исследования – возможность создания в Челябинской области этно проекта «Село Биянка», позволяющий изучение истории региона непосредственно через экскурсии в малых городах.

Объект исследования – село Биянка.

ГЛАВА 1. БИЯНКА СЕЛО СТАРИННОЕ

Село Биянка основано в 1790-1792 годах заводчицей И. И. Бекетовой и заселено крепостными крестьянами, вывезенных из Калужской губернии.

Жители занимались заготовкой дров, томлением угля и доставкой его на Миньярский железоделательный завод.

В 1930—80-х гг. в селе располагался производственный участок Ашинского леспромхоза (цехи по разделке древесины и производству мебели).

Ныне в селе действуют несколько частных лесопильных цехов.

Вокруг Биянки места дикие. Водятся и волки, и медведи.

Если смотреть по карте, только 20 км тайги до границ с Башкирией.

Жители деревни говорят, что хозяин тайги в деревню захаживал и по улице бродил недавно, как и 100, и 200 лет назад.

По данным местного краеведческого музея, Биянке более 250 лет.

Но за эти два с половиной столетия мало что изменилось. Провели электричество, в домах появились телевизоры, а остальное осталось и сохранилось, как было и ранее!

А говор, традиции, обычаи остались нетронуты цивилизацией!

О Биянке можно сказать, что это практически не тронутое цивилизацией, заповедное село!

За последние пятьдесят лет количество жилых домов сократилось с тысячи до ста.

Отдельно нужно сказать про библиотеку и местном музее.

Хорошая подборка интереснейших краеведческих книг, как по истории Челябинской области, так и Ашинского района. Собраны уникальные материалы по истории и бытности Биянки. Сохранились выписки из метрических книг с данными первых поселенцев Биянки и их потомков.

В библиотеке экспонируются старинные фотографии, документы, монеты, предметы старинного быта, подаренные жителями. Приоритетное направление работы - краеведение.

В 2002 году библиотеке-музею присвоено звание «Павленковская библиотека».

Жители любили и любят свою малую родину, складывают стихи и песни о ней. Много старинных и современных фотографий с видами села.

Музей села Биянка хоть и маленький, но душевный собраны удивительные экспонаты: старинные крынки, прялка, гармошка, но больше всего мне понравилась старинная одежда, которой не менее 100 лет.

Да и сам музей расположен в старинном доме, где до революции жила семья главного архиерея.

ГЛАВА 2. СКАЗОЧНОЕ СЕЛО

Стоит среди крутых холмов и высоких елей сказочная деревня.

Домики как на картинке. Дворы все ухожены, нет ни разрухи, ни мусора. Всё аккуратно и приятно глазу.

Речка тонким поясочком живописно окаймляет деревню.

Леса тут стройные и густые – поэтому, как и до войны, рабочими местами снабжают деревенских мужиков три пилорамы. Есть работа, то живет деревня. По деревенским меркам зарплата на пилорамах хорошая, иногда приезжали рабочие даже из городов Сима и Миньяра.

Жители села Биянка признаются, что у них три предмета гордости: лес, хлеб и говор.

В Аше, Миньяре и Симе хлеб знают под маркой «биёвский хлеб».

И те, кто знает, его долго вспоминают его несравнимый вкус.

Уникальность его заключается в следующем. Хозяйка пекарни, энергичная женщина несколько лет назад начала своё маленькое производство. Решила возобновить традицию выпечки хлеба в русской печи.

За настоящим русским хлебом без добавок, в том числе и усилителей вкуса, выстраиваются очереди во всех ближайших городах и селах. Из уст в уста ценители натуральных продуктов нахваливают Биёвский хлеб. И благодарят хозяйку пекарни.

Хлеб замешивается вручную и выпекается по всем канонам, потому и съедается пышная буханка одной семьей в один присест.

Знающие люди говорят: «Бери биёвский хлеб, намазывай его мёдом и запивай деревенским молоком. Вот это настоящая еда!».

В пекарне работают проворные русские красавицы, и всё-то у них получается быстро и складно.

В обиходе у них ухват и кочерга, а не датчик управления.

Успевай, вынимай хлеб из печи с хрустящей ароматной корочкой.

Если Вы зайдете в дом к старожилам Биянки, то увидите, что сам дом это музей деревенского быта. Старинная мебель и утварь, действующая самопряха, 100-летний серп, деревянной резной солонке и той 100 с лишним лет. Пуховые подушки на высоких перинах, сундуки с приданым. В печи картошка кипит, и хозяйка уже сальце нарезает.

Воду так же, как и 100 лет назад из колодца носят коромыслом. На окнах висят занавески с ажурной выбивкой, и душевная обстановка как в сказке.

ГЛАВА 3. ГОВОРИМ ПО БИЁВСКИ

Биянский диалект, напевный, с использованием старорусских слов, говор. Происхождение его связано с особенностью говора жителей Калужской губернии, откуда были завезены крестьяне. За 2 столетия разговорный язык коренных жителей Биянки практически не изменился.

Подобный говор присущ жителям с.Серпиевки Катав-Ивановского района в виду аналога его появления.

Особенностью биянского фольклора являются частушки со своеобразной манерой исполнения, носящая название "глошные".

Наиграть их на гармонике могут только в Биянке.

Единственное село в Челябинской области- Биянка-выделяется своим говором и фольклором.

Слова как речка льются, и кажется, что не говорят, а поют, окончания слов тянет, и как бы каждое слово смягчается, от чего кажется, что речь очень приветливая и ласковая.

Люди, понимающие уникальность этого говора и диалекта, составили словарь.

И словарь не маленький получился.

Желяпуга - мелкая, не зрелая ягода.

Лячкать - говорить быстро и не по существу.

Булга - тревога.

Базлать - громко кричать.

Бандить - сильный дождь идет.

Мыт - мытом - делать одно и тоже много раз. Кошки в дверь мыт - мытом, то есть туда и обратно.

Натарел - хорошо в чем - то преуспел.

Натлев - плохо делать.

Отзынулась -приоткрылась дверь.

Сядня - сегодня.

Хряпки - кочерыжки от капусты.

Смикитил  - додумался.

Руня – одногодки.

Ломысать - тяжело работать. Целый день ломысала на покосе. 

Отлячил - отставил. Отлячил ногу в сторону.

Почиревка - брюшина от свиньи.

Амачка- блюдо. Варится бульон с капустой, но без мяса. Потом заваривают бульоном муку и еще варят. Заправляют жареной почирёвкой(брюшина от свинины).

Атляк- расстояние между косой и пробоем.

Базанит- громко ревёт корова.

Бахамальный человек-т.е .спокойный, уровновешенный; (не бахамальный-неспокойный).

Буска- толстая напыщенная женщина.

Вуповод-отрезок времени. Например, косила вуповод -сколько неизвестно.

Выхмостать-быстро и хорошо делать. Например.,пол выхмостала, то есть,быстро помыла пол.

В обарок-кушать только-что сваренное.

Губы держать желобом-то есть,не умея петь,шевелить губами.

Дарыгать-дергать нити,когда плетут оборы.

Дарыгать оборы-плести к лаптям.когда плели,руками дергали нити для плотности.

Ди- около. Например, ди стены стоит лопата.

Донельзя-то есть крайность. Говорят избаловались донельзя.

Дотолева-т.е этого времени.

Дрыжма-очень много.

Дудулятая-не круглая,а вытянутая.

Дужа-сильно много.

Дулепа-толстая,неповоротливая.Например,неповоротливая женщина.

Дыль-так говорят,если хорошая шерсть.

Дяслы-десны.

Елызгать-скользить.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Что сказать о Биянке?

Биянка - одно из старинных сёл Ашинского района Челябинской области.

А в заключение приведу высказывания её жителей, которые находятся далеко от места их рождения:

"Биянка свежего, непредубежденного человека очаровывает сразу. И живописные пейзажи вокруг, и тихие извилистые улочки с домами оригинальной уральской архитектуры, и особенно народ - говор его странный, нездешний, обычаи, предания. Так и веет на тебя чем-то давним-давним, мало тронутым временем."

Называют Биянку красивою,

Да и кто упрекнет её в том.

Эти горы далекие, синие.

Вкус хрустальной воды родников.

Биянка- реально существующее этно село!

Именно такие старинные сёла и являются жемчужинами Челябинской области и являются, настоящим лабиринтом всевозможных красот и чудес!

Создавая этно маршрут в Челябинской области можно многое узнать, а главное воочию увидеть историю Челябинской области и страны.

Данный готовый проект может стать частью туристического кластера Челябинской области.

Список литературы

А.И. Чертов-«Миньяр-наш город», ОАО «Челябинский Дом печати»,2011г.

Документы и материалы Миньярского городского исторического материала.

Газета «Стальная искра» Ашинского района, статьи о Миньяре-Ашинская типография.

Просмотров работы: 51