Воспоминания военного детства

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Воспоминания военного детства

Бут А.В. 1
1МБУ ДО ДЭБЦ
Бут В.П. 1
1МБУ ДО ДЭБЦ города Крымска
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Мы ведь дети войны, счастья детства не знали,

Нам его не дано, счастье наше украли,

Нас не надо жалеть, мы из камня и стали,

Наша гордость жива, и душа не устала.

Введение.

Великая Отечественная Война 1941 – 1945 годов коснулась каждого города, каждого села, каждой семьи. Она разрушала все на своем пути, ломала жизни и судьбы.

Она «украла» детство у многих мальчишек и девчонок. Дети жили в голоде, холоде и страхе. И мечтали, чтобы эта страшная война быстрей закончилась.

Сколько их погибло в этой страшной войне!

А как выстояли и выдержали все тяготы те, которые остались живы? Что запомнили они из того времени? Что запечатлелось в их памяти на всю жизнь?

Все это мы знаем из учебников истории, из книг, из художественных фильмов. Но узнать все ужасы того времени, понять, какой ценой была завоевана победа, можно только пообщавшись с участниками и очевидцами войны. Сегодня – они последние свидетели тех страшных дней. У каждого своя трагедия, своя боль, своя судьба.

Когда шла Великая Отечественная Война, на свете не было ни меня, ни моих родителей. Но я много слышал о войне: в детском саду, в школе, от родителей. Именно от мамы я узнал, что детство моей бабушки, Губы (Марочко) Людмилы Георгиевны, выпало на это суровое и тяжелое время.

Листая семейные фотографии, я часто задавал родителям вопрос: «Почему в альбоме очень много бабушкиных фотографий, но нет ни одной детской?» Этот факт меня очень заинтересовал, и я решил проследить жизненный путь моей бабушки.

Актуальность моей работы состоит в том, что знать историю своей страны, своей малой родины, своей семьи – долг каждого человека. Мы, молодое поколение, можем многому научиться у наших дедов и прадедов. Война сделала их чувствительными к боле и страданиям других людей. А своими рассказами они нас учат добру, человечности и справедливости.

Изучить биографию моей бабушки, ее жизненный путь и сохранить собранную информацию – цель моей работы.

Для ее достижения ставлю перед собой следующие задачи:

собрать сведения о биографии бабушки на разных этапах ее жизни, используя воспоминания близких, родственников и друзей;

изучить и проанализировать семейный фотоальбом и документальные материалы, имеющиеся в семейном архиве;

сохранить память о бабушке, записав воспоминания и обобщить полученную информацию;

привлечь внимание моих сверстников к изучению истории своей семьи, истории своей Родины.

Воспоминания военного детства.

Трудное детство.

Трудно жить в холоде, терять близких, видеть бесчисленное количество смертей, и при этом не терять человеческое достоинство, не сломаться, верить в будущее, в Победу. Именно такой была моя бабушка, о которой я хочу рассказать.

Жизненный путь Людмилы Георгиевны Губы (в замужестве Марочко).

Родилась 18 сентября 1932 года в станице Крымской Краснодарского края. По стечению обстоятельств, воспитывалась бабушкой и дедушкой, с которыми жила на хуторе Красном в 7 километрах от станицы Крымской (мама Надежда Ивановна и младшая сестренка Валентина проживали в станице). Бабушку, Груню Максимовну, называла мамой.

В 1940 году пошла в первый класс и проучилась 2 года. 22 июня 1941 года началась война, о которой хуторяне узнали от вестового (юноша на лошади ездил по хуторам и деревням и оповещал людей о начале войне, так как радио было не во всех селениях). Запомнились слезы и причитания женщин, которым предстояла тяжелая разлука с мужьями и сыновьями, а также появление военных, которые охраняли железнодорожный переезд недалеко от хутора.

Для семьи Людмилы период тяжелых испытаний начался в 1942 году, когда дедушку Георгия, грека по национальности, по указу Сталина выслали в Киргизию. Бабушка была русской, поэтому ее не тронули, но от потрясения у нее начали отниматься ноги, и она стала плохо ходить.

Но самое страшное началось, когда нагрянули фашисты. Запомнился их приход. В тот августовский день 1942 года дети пасли коров за железной дорогой. Увидев военных на лошадях, в зеленой одежде, с зелеными погонами, они поняли, что это немцы. Бросили коров и побежали предупредить хуторян. Не прошло и трех часов, как фашисты появились в хуторе и начали хозяйничать. Люда с бабушкой вели, по тем временам, большое хозяйство: корова, телка, около пяти десятков курей, огород 25 соток, засаженный овощами и злаковыми. Немцы забрали всю живность и с огорода все, что можно было унеси.

Захватчики заняли хату, бабушку с девочкой выгнали жить в сарай. Бабушка сложила из обломков кирпича маленькую печку, и они так прозябали в холоде и голоде всю осень и зиму.

Самым ужасным для Людмилы осталось воспоминание о том, как бабушку немцы вели на расстрел. Соседка из зависти донесла, что дедушка находится в партизанах. Фашисты пришли и, не разбираясь, схватили бабушку за волосы (у нее была длинная коса) и потащили раздетую по снегу. Девочка бежала за ними и кричала, но солдат сильно ударил ее прикладом автомата, она упала в снег и пролежала неизвестно сколько времени. Очнулась у соседей, которые еле её отогрели. А бабушку спасла переводчица, которая рассказала фашистам, что дедушка выслан в Киргизию. Поздно вечером, избитая, бабушка вернулась домой.

Весной начались ожесточенные бои. Трижды фашисты выгоняли жителей с хутора. Первый раз это было в марте. Люда с бабушкой пошли в станицу Крымскую проведать родственников (маму и сестру Валю немцы в это время уже угнали в Крым на работы). На ногах у девочки были верхушки от комнатных тапочек, подошвы от которых она потеряла в грязи по бездорожью. Было очень холодно и больно, ноги были изрезаны ожиной (ежевикой). Когда пришли в станицу, на улице Западной фашист хватали всех подряд жителей для угона в Германию. Бабушка успела спрятаться, а Люсю увидели румынские солдаты, позвали к себе и заставили работать: перебирать горох, чистить картошку. Было очень страшно. Это длилось две недели. За работу давали котелок похлебки, который девочка несла бабушке и кормила ее.

Бабушка все-таки решила вернуться на хутор Красный домой. Вышли на рассвете, Люда шла босиком, ног не чувствовала. Во двор дома зашла одна, бабушка осталась за хутором. Немцев во дворе и в доме полно. Они сразу сняли винтовки и направили на девочку, но потом расхохотались, увидев разбитые ноги. Хорошо, что в доме были резиновые сапожки, которые Люся обула на босую ногу. Набравшись смелости, она подошла к старшему румыну и объяснила, что бабушка могла бы им стирать. Он согласился. Так они вернулись домой, в свой сарай. Бабушка доставала ранее закопанную кукурузу, варили ее и ели. При каждом наступлении наших войск немцы выгоняли жителей с хутора, но по разным причинам получалось вернуться.

В очередной раз фашисты гнали людей из близ расположенных селений до Черноморского полустанка, куда должны были подойти машины для перевозки согнанных до переправы, а там в Германию. Налетели самолеты Советской армии. Потом начали бить дальнобойные орудия. Охрана разбежалась и спряталась. Бабушка, настоящая кубанская казачка, схватила Люсю за руку, и перебежав через железную дорогу спрятались в кусты. Вместе с ними убежали еще три семьи с детьми. Не прошло и пятнадцати минут, как появились немецкие машины. Людей согнали и погрузили в них. Наблюдать за происходящим было страшно. Кричали дети: «Мама, мамочка, где ты?» Кричали женщины: «Где ты сынок?» Фашисты загнали людей в машины, как скот, и увезли.

До вечера сбежавшие сидели в кустах, а потом поползли подальше от железной дороги. Сыро, холодно, но все терпели, хотели выжить. В кустах терновника ободрали руки и ноги, но боли не чувствовали. Прошло три дня. Сидели тихо, боялись, чтобы не нашли немцы и всех не расстреляли. Кушать никто не просил, знали, что еды нет и негде взять. Очень хотелось пить. Люда вместе с еще одной девочкой рыла глубокие ямки, чтобы появилась вода, но ее не было.

Находилась среди них женщина с годовалым ребенком. Мальчик все время плакал и хотел пить. Прятавшиеся женщины из страха, что всех обнаружат, предложили матери задушить ребенка. Вот как страх перед оккупантами перечеркнул суть материнской натуры. И тогда женщина-мать, чтобы утолить жажду ребенка, начала поить его собственной мочой. Женщину звали Анной.

Но, видимо, не суждена была им смерть. «Голубая линия» горела день и ночь. Немцы отступали. В один из дней на беглецов наткнулись военные, на лошадях и с погонами. Сначала засомневались, кто это, потому что у отступавших в 1942 году красноармейцев были петлицы, а не погоны. Это оказалась разведка Советской армии. Военные сказали, что хутор освободили и можно идти домой.

Люда с бабушкой вернулись не домой, а в развалины. В хуторе практически никого не было, только раненые дети и перепуганные старухи. Рассматривая то, что осталось от дома на подоконнике, девочка увидела металлический стакан с острым носиком и красивое блестящее колечко, как раз на ее пальчик. Уже взяла его в руки и хотела сорвать кольцо, хвастаясь бабушке, но за руку схватил молодой лейтенант и закричал: «Деточка, ни в коем случае, давай выйдем на улицу. Это граната». Он взял руку в свою и вывел на огород, где и взорвал гранату.

Шли ожесточенные бои за станицу Крымскую. И в апреле 1943 года жителей эвакуировали в станицу Федоровскую под Краснодаром. Вернулись домой только в октябре. В хуторе были еще советские солдаты, они подкармливали хуторян, но вскоре ушли освобождать Крым.

На хутор Красный стали съезжаться жители. Восстанавливать колхоз, строить ферму. Из лесу привели пять коров, которых сумели спрятать от немцев. Возобновились занятия в школе, и Люда стала ходить на уроки. Бабушка болела, плохо ходила и не могла работать в колхозе. Однажды, придя из школы, девочка увидела лишь тоненькую дорожку, оставшуюся от большого огорода, по которой можно пройти только к хате. Кто не работал в колхозе, тому огород не полагался – значит, остается умереть с голоду, так как питались только тем, что вырастим на земле. Люся вынуждена была бросить школу и идти работать в колхоз.

Работала наравне со взрослыми: месила ногами глину и обмазывала ею стены колхозного коровника; старалась выполнять норму на прополке, а норма для всех была одинаковой – 30 соток.

Был страшный голод. Копали корешки, сушили их и ели. Ходили опухшие от голода, но работали. Знали, что все, что вырастят – для фронта. Пахали землю под посев сельхоз культур так: четыре женщины тянули плуг, а Люся вдвоем с подружкой за плугом. Падали, вставали и опять шли.

По бездорожью девочка ходила на железнодорожную станцию за семенным зерном. Носила по 5 кг, на большее сил не хватало. Засевали поля. Когда поднималась пшеница, хотелось сорвать колосок и съесть. Но за один колосок могли посадить в тюрьму на три года. Иногда у Люды получалось сорвать два – три колоска, спрятать в одежде и отнести их голодной бабушке. Она понимала, что воровать плохо, что если ее поймают, то посадят в тюрьму вместе с бабушкой. Но больше девочка боялась остаться одна, если бабушка умрет от голода.

В 1945 году получили письмо от дедушки из Киргизии, он нам стал помогать, высылал деньги. Без его помощи бы не выжили, так как банка ячменя стоила 200 – 300 рублей, булка хлеба 400 – 500 рублей.

Ярким и радостным воспоминанием было известие о Победе. По улицам мчался паренек на лошади и громко кричал: «Конец войне!»

Верить в победу!

Послевоенные годы были очень тяжелые. Был страшный голод, ели крапиву, лебеду, корни чакона. Весной перекапывали огороды и собирали перемерзлую картошку. Не хватало дров и керосина. Люди работали день и ночь, выполняя 2-3х дневную норму.

Летом Людмила ходила полоть колхозные поля, на своем огороде выращивали кукурузу, овощи. Это был изнурительный труд.

На деньги, высланные дедушкой, купили корову, которая стала и поилицей и кормилицей. На ней возили дрова и сено, пахали земельный участок. Но главная ее польза – молоко, из которого бабушка делала масло. Люся шла пешком, несмотря на погоду, в станицу Крымскую за 7 километров, продавать масло на рынке. Тайком от бабушки, девочка подкармливала, вернувшихся из Крымска маму и сестру Валю.

В 1947 году дедушку реабилитировали, он вернулся, но вскоре умерла бабушка.

В 50-е годы Людмила переехала в Крымск. Работала сначала на консервном комбинате, в детском саду нянечкой и училась в вечерней школе, чтобы получить аттестат об образовании. Учась в вечерней школе, принципиально отказывалась изучать немецкий язык – такова была ненависть к фашистам. Вопрос об оценке решался тогда на педсовете, ведь по остальным предметам отметки были хорошие.

Закончив торговый техникум, работала до пенсии в Райпотребсоюзе продавцом и товароведом. Вышла замуж, вырастила и воспитала дочь, которая после окончания Кубанского государственного университета и стала педагогом.

И память в наших душах не сотрется.

Война оставила свои следы, все невзгоды, которые перенесла бабушка, отразились на ее здоровье: она рано потеряла зрение, часто болела. Умерла 12 ноября 2015 года, когда мне было 5 лет. Но в моей памяти она осталась жизнерадостной и жизнелюбивой, справедливой и неунывающей, гостеприимной и заботливой.

Бабушка была ветераном труда и имела награды: медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», «60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», «70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», Почетные грамоты за добросовестный труд.

Она всегда радовалась ежегодным поздравлениям от президента РФ с праздником Победы.

Семейные традиции, заложенные бабушкой, мы продолжаем чтить – это понимание и уважение, любовь и забота. Так же любим собираться большой семьей по праздникам и во главе с бабушкиной сестрой, Валентиной Федоровной Павловой, которой 86 лет, вспоминать о разных этапах жизни наших бабушек, дедушек, прабабушек и прадедушках.

За плечами бабушки осталась трудная и долгая жизнь. Она, еще совсем девчонка, пошла работать в колхоз. В трудных ситуациях не опускала руки, не поддавалась панике, не капризничала, а, наоборот, пыталась выжить, быть опорой для бабушки. Страх не победил ее. Терпела голод и холод. Я горжусь своей бабушкой.

Заключение.

Война не проходит бесследно. После себя она оставляет не только много погибших и изувеченных, но и горькие воспоминания. Вот и бабушка воспоминания о войне, о нелегком детстве пронесла через всю свою жизнь.

Мы, молодое поколение, должны помнить, как тяжело и какой ценой доставалась Победа, благодаря кому нам светит ярко солнце, и мы живем на этой земле. Всех людей, кто пережил ужасы войны, надо уважать и почитать. И вспоминать не только в праздники Победы. Герои не только те, кто совершили подвиги, но и те, кто не пал духом в то страшное время, верил в победу и приближал ее как мог.

Нашим бабушкам и дедушкам, прабабушкам и прадедушкам характерны такие качества, как мужество, стойкость, самопожертвование, человеколюбие, вера в победу, огромное чувство долга. И благодаря им мы живем счастливо под чистым мирным небом.

Мы, внуки и правнуки, находясь сегодня рядом с ветеранами, тружениками тыла должны сделать все, чтобы связь поколений никогда не прервалась.

Список используемых источников и литературы.

Архивные материалы Крымского краеведческого музея.

Интервью с очевидцами, родственниками, друзьями.

Материалы домашнего архива (документы, награды).

Семейный фотоальбом.

Приложения.

 

Бабушке 1 год с мамой,

1933 год

Бабушке 8 лет с мамой и сестрой Вале 5 лет, 1940 год

Бабушке 18 лет, 1950 год

 

Бабушке 22года, 1954 год

Бабушке 18 лет, 1950 год

 

Бабушка и дедушка,

1960 год

Бабушке 33 года, окончание вечерней восьмилетней школы, 1965 год

Бабушка, дедушка и мама,

1974 год 1978 год

Бабушка и дедушка,

1978 год

Бабушка и я,

2012 год 2015 год

удостоверение «Ветеран труда»

Юбилейные медали

Просмотров работы: 692