Театры города Владикавказа

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Театры города Владикавказа

Хутинаева  А.А. 1
1МБОУ СОШ с.Фарн, РСО-Алания
Хутинаева  М.Д. 1
1МБОУ СОШ с.Фарн
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Каким радостным, волнующим событием является для нас каждое посещение театра! Театральный спектакль полон движения, ярких чувств и мыслей, на нем мы познаем жизнь, искренне радуемся, огорчаемся и восхищаемся.

Театр – это не только вид искусства, но и здание куда мы приходим на спектакли. Здание театра: зрительный зал, фойе и волшебное закулисье- удивительный мир.

Театр- это трибуна. Во все времена он брал на себя смелость говорить от имени прогресса, от имени гуманизма. Он всегда был магнитом избирательного действия- собирал воедино тревоги и надежды мира, копил силы противоборства и во всех битвах стоял на баррикадах правды.

Целью моей работы является изучение возникновения осетинского театра, его разновидностей.Я заинтересовалась историей возникновения театров в нашем городе, когда первый раз пришла на новогодний спектакль. Мне очень понравилась игра актеров. Мне захотелось больше узнать о жизни театральных актеров.

Объект исследования: театры города Владикавказа.

Предмет исследования: театральная деятельность.

Актуальность. В России само понятие театр, на мой взгляд не утратило своей актуальности, потому я и выбрала эту тему для своей исследовательской работы. Но сегодня театр переживает труднейший момент в своей истории. В новых условиях современной жизни изменились и театр, и зритель. Сегодня культурные потребности отошли на второй план, большинство населения озабочено проблемой выживания. Безусловно, что телевидение, кино, шоу-бизнес сегодня серьёзно потеснили театр.

Гипотеза: если мы не будем воссоздавать историю народного театра, то наши потомки никогда не узнают о культурной жизни нашего города.

Задачи исследования:

1.Воссоздать историю возникновения осетинского театра.

2.Изучить краеведческую литературу о театрах Владикавказа.

3.Рассказать об актерах осетинского театра.

Методы исследования: анализ краеведческой литературы по теме исследования

Практическую значимость исследования мы видим в возможности использования материала в школе на уроках, направленных на изучение краеведения, истории Осетии, на факультативах, на внеклассных мероприятиях.

ГЛАВА 1

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОСЕТИНСКОГО ТЕАТРА

1.1. У ИСТОКОВ

Прослеживая народные обряды осетин древности, мы находим в них элементы зарождения драматического действия и присутствие театрального элемента. К примеру, ярко театральны такие обряды, как свадебный и похоронный. Искусство плакальщиц, которое требовало редкого сочетания поэтического дара и природных актерских данных, высоко ценилось в народе. Нередко скорбная импровизация плакальщицы поражало глубиной мысли, поэтической формой, образности языка, драматизмом и мастерством исполнения. Более того четко стали появляться театральные элементы во всех календарных обрядах и игрищах. Все это было делом простого люда. Однако определенные навыки исполнительского мастерства эти участники, естественно, в практике жизни приобретали.

Говоря о зарождении театрального искусства у осетин, нужно, по всей видимости, вспомнить и сказителей, которые играли большую роль в духовной жизни осетинского народа. Они в сопровождении осетинского фæндыра речитативом рассказывали народные предания, сказки, легенды. Слушать их собирался и стар и млад. И нередко подобное действо сказителя превращалось в целое представление. Известный осетинский этнограф и художник Махарбег Туганов писал о том, что знаменитый осетинский сказитель Бибо Дзугутов («Куырм Бибо») нередко сопровождал свои выступления своеобразными кукольными представлениями. «Куырм Бибо обладал приятным голосом, которому аккомпанировал на своем «хъиссын фæндыр»-е. Длинный, как палка, наконечник фæндыра упирался в землю. Чаша фæндыра, крытая воловьей кожей, была необычно большого размера. Это придавало усиленный звук фæндыру. Репертуар его был настолько богат и неисчерпаем, что мог занимать своими сказаниями, песнями, прибаутками и шуточными песенками-рассказами в течение всей свадебной недели. Для молодежи у него были веселые танцевальные мотивы, для любителей нартских сказаний и исторических песен – богатые по содержанию и по языку «кадджытæ». От грустного сказания о гибели Æфхæрдты Хасана и других у слушателей по щекам текли слезы. Бибо сразу переключался на веселые, шуточные, смешные песни. Нахмуренные лица сразу же расплывались в широкой улыбке. Лучшей подмогой в этом случае ему служили «чындзытæ» (куклы одетые в черкески и девичий наряд). Мальчик – поводырь расставлял куклы на опрокинутой вверх дном большой чаше с небольшим отверстием. Вдруг куклы начинали вертеться и танцевать под добрую и веселую игру Бибо…».

Источником веселья и бодрости в народе так же были древние шуточные танцы, к примеру, хороводный «Чепена». Это был танец сплошного смеха и веселья. Часто куплеты носили сатирический характер. Попадало и попам, и приставам, и всем угнетателям простого народа. Элементы театрального искусства были и в представлениях ряженых, которые одевали самодельные войлочные вывернутые наизнанку шубы, шапки. Раскраска лица, одевание шкур, попытки изменить свою внешность, сделать ее более смешной или же страшной, подчиняется основному замыслу сделать внешность в соответствии изображаемому образу. Эту же цель преследовала и костюмировка. При этом вчерашний зритель становился непосредственным участником этих игр. А наиболее талантливые занимались этим всю жизнь. Поэтому народные игры и танцы, сказания и представления позволяли с полным основанием надеяться, что среди осетин найдутся талантливые актеры и что язык театра будет понят осетинским зрителем. И как результат, вскоре в Осетии появляются энтузиасты создания осетинского драматического искусства.

Осетинский народ в условиях царской России долгое время был лишен возможности иметь свой театр. Первые попытки создания осетинского драматического театра в форме любительских спектаклей были предприняты передовыми представителями осетинской интеллигенции. Они сумели в условиях царского самодержавия и жестокого гнета овладеть знаниями и получить хотя бы скромное образование.

Перед энтузиастами создания первых осетинских драматических спектаклей стояли большие препятствия. Во-первых, царские власти относились к таким попыткам с большой подозрительностью. Политика царского правительства в области культуры преследовала цель задержать развитие национальной культуры нерусских народов, удушить признаки культуры и просвещения на окраинах.

Мало кто знает, что первые попытки создания осетинского театра были связаны с именем великого Коста Хетагурова. Его стихи декламировались и распевались на вечерах, устраиваемых по инициативе передовой осетинской молодежи. Коста написана на русском языке пьеса «Дуня», ранее она называлась «Курсистка» в 1892 году. В 1911 году она была поставлена на сцене на осетинском языке в Тифлисе драматическим кружком при осетинском издательском обществе. Заглавную роль Дуни исполнила Софья Ивановна Абаева, старшая сестра Васо Абаева.

В то время уже были известны пьесы Елбыздыко Бритаева – «Уæрæсæйдзау» и «Худинаджы бæсты мæлæт». Бритаев среди культурных деятелей того времени выделялся своим литературным талантом, просвещенностью и свободомыслием. Он положил основу осетинской драматургии, осетинскому театру. В родном селе Дæллагхъæу, в школьном помещении в 1904 году Елбыздыхъо поставил спектакль по своей пьесе «Уæрæсæйдзау», и позже – «Худинаджы бæсты мæлæт». Спектакли прошли успешно. Вызвали большой интерес.

Первые любительские драматические кружки возникли в начале XX века в Северной Осетии, в селах Ольгинском,  Ардоне, Алагире, затем во Владикавказе. К этому времени появляются пьесы Розы Кочисовой, Давида Караева, Алихана Токаева. Попытки создания драматических произведений делал и рабочий бакинских нефтепромыслов, профессиональный Габо Сиукаев, известный широким массам трудящихся под кличкой «Искра». Им была написана пьеса «Свадьба», но, к сожалению, она утеряна.

Летом 1904 года семинаристы Ардонской духовной семинарии решили организовать драмкружок в Южной Осетии. Организаторами были Абаев Еста и Санакоев Лади, Ванеев Шакро, Шавлохов Александр, Бежанов Сардо, Кумаритов Кима, Соттиев Нестор и др. Впервые в Южной Осетии были поставлены пьесы Елбыздыхъо Бритаева в 1904 году летом в селе Сба, затем – в Згубир, Кусджытæ, а потом в Дзау. Первый осетинский театр 1904 г. пустил глубокие корни всюду. Во всех уголках обеих Осетий стали ставить спектакли. Особенно осетинские любительские драмкружки стали действовать  во Владикавказе и Тифлисе в 1906-1917 гг.

Тифлисские осетины, учредив любительский драмкружок в 1906 году сразу приступили к активной работе. Участниками этого кружка были: Абаев Вано – педагог, Алдатов Игнат – ученик художественного училища, Гаглоев Ираклий – учащийся, Гаглоев Рутен – учащийся, Датиев Гадзбе – чиновник, Келехсаев Николай – рабочий, Тунагов Абе – служащий, Хабаев Хечасса – офицер и др.

Спектакли этого драмкружка положили начало регулярным постановкам на осетинской сцене, заложили основу, фундамент профессионального осетинского театра в Цхинвале в 1931 г. Из этого кружка вышли профессиональные артисты, которые до конца служили театральному искусству: Софя Джадтиева, Иван (Дзæбидо) Дзахов, Александра Парастаева-Гукаева, Софья Абаева…

                                                                                              

 

1.2. ВЫДАЮЩИЕСЯ ОСЕТИНСКИЕ АРТИСТЫ ТЕАТРА

10 ноября 1935 года – решающая веха в истории осетинской культуры. В этот знаменательный день во Владикавказе был открыт Северо-Осетинский государственный драматический театр. И хотя официальные мероприятия в связи с 75-летием состоятся позже, уместно вспомнить о тех, кто творил историю Осетинского театра. Его рождение было воспринято общественностью республики как событие огромной важности, как большой и знаменательный праздник. Актерами этого театра стали выпускники первой осетинской студии при ГИТИС-е им. А. Луначарского.

Воспитанники выдающихся актеров, режиссеров и педагогов мхатовской школы – В.СТАНИЦИНА, И.РАЕВСКОГО, Е.МАРКОВОЙ, – первого осетинского профессионального актера Б.ТОТРОВА – стали теми, кто заложил фундамент национального театра в Осетии. Подготовленные ими дипломные спектакли «Платон Кречет» А.Корнейчука, «Лгун» К.Гольдони, французский фарс «Адвокат Патлен», «Летающий доктор» Ж.Б.Мольера, были с восторгом приняты осетинским зрителем, а спустя некоторое время, национальный театр прочно вошел в культурное пространство Осетии, став его любимым детищем.

Осетинская студия — первая из национальных студий ГИТИСа 1931-1935 гг. Этому бесспорно способствовал яркий и самобытный талант первых актеров театра. Среди них имена С. ТАУТИЕВА, С. ИКАЕВОЙ, Б. БОРУКАЕВА, П.ЦИРИХОВА, М. ЦАЛИКОВА, В. БАЛЛАЕВА, А. ДЗУКАЕВОЙ, И.КОКАЕВА, А. ДЗУГКОЕВОЙ, В.МАКИЕВА, В. КОМАЕВОЙ и многих других, заслуживших право на благодарную память своего народа.

Вместе с выпускниками ГИТИС-а стремительно развивались яркие дарования В.ТХАПСАЕВА и В.КАРГИНОВОЙ, получивших профессиональную подготовку в студии русского театра г. Владикавказа, Н.САЛАМОВА, Т.КАРИАЕВОЙ, Ю.МЕРДЕНОВА, К.СЛАНОВА, Е.ТУМЕНОВОЙ, Д.ТЕМИРЯЕВА, В.УРТАЕВОЙ, Б.КАЛОЕВА, З.КОЧИСОВОЙ, В.ГАЛАЗОВА, Б.ТУЛАТОВА – воспитанников студии осетинского театра. Имена этих признанных мастеров сцены, наделенных высокими званиями народных и заслуженных артистов России и РСО-Алания, по праву внесены в сокровищницу национальной сценической культуры Осетии. Много лет на сцене национального театра творила и первая осетинка-режиссер, народная артистка РФ З.БРИТАЕВА, осуществившая на сцене национального театра постановки звездного шекспировского «Отелло», мольеровского «Тартюфа», плиевского «Чермена».

Более полувека отдал родному театру народный артист РФ, лауреат Государственных премий РФ им. К. Станиславского и РСО-Алании им. К. Хетагурова Г.ХУГАЕВ, много лет возглавлявший СОГАТ им. В. Тхапсаева. Он был не только талантливым режиссером, но и одним из ведущих представителей осетинской национальной драматургии. За полувековую работу в театре он осуществил постановки более 100 спектаклей западноевропейской и русской классики, произведений драматургов ближнего и дальнего зарубежья. В летопись театра золотыми буквами вписан спектакль по пьесе У.Шекспира «Тимон Афинский», удостоенный в 1984 году Государственной премии РФ им. К. Станиславского. Именно Геору Хугаеву принадлежит идея создания и проведения во Владикавказе самого престижного на Северном Кавказе театрального фестиваля «Сцена без границ».

Значительную лепту в развитие национального театра внесли режиссеры последующих поколений – заслуженный деятель искусств РФ М.ЦИХИЕВ, заслуженный деятель искусств РСО-Алания и лауреат Государственной премии им. К.Хетагурова Р.БЕКОЕВА, заслуженный деятель искусств РФ и лауреат Государственной премии им. К. Хетагурова А.ДЗИВАЕВ, народный артист РСО-Алания, лауреат Государственной премии им. К. Хетагурова А.ГАЛАОВ и другие.

ГЛАВА 2

ТЕАТРЫ ВЛАДИКАВКАЗА

2.1. СЕВЕРО - ОСЕТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ ВЛАДИМИРА ТХАПСАЕВА

Профессионального национального театра в начале XX века в Осетии не было. Но был русский драматический театр, который к тому времени уже накопил богатый опыт реалистического искусства. Русский театр способствовал воспитанию осетинского театрального зрителя. Можно сказать, из недр русского театра возник и осетинский драматический театр, сразу заявивший о себе яркими, творческими дарованиями. Зачинателями этого движения были Елбаздуко Бритаев, Роза Кочисова, Дауыт Короев, Борис Торов. «Все мы, осетинские любители-актеры, - писал Тотров, - были частыми посетителями русского театра, смотрели все его постановки, учились у наиболее талантливых актеров, которых немало побывало во Владикавказе…»

В 1904-1908 годах на самодеятельной сцене в селении Ольгинское, а затем и во Владикавказе были осуществлены первые постановки пьес на осетинском языке с участием Е.Бритаева. В Ардоне были созданы драматические группы, в которых участвовали Е.Тлатов, Х.Дзугаев, Г.Урусов.

Женщины-осетинки также организовали свою любительскую группу: в селении Ольгинское в доме Айсат Цаллаговой с участием Розы Кочисовой, Пари и Таурзат Алдатовых, Пола Газдановой, Кошер Дзантиевой, Ксении Баевой были поставлены пьесы Розы Кочисовой «Лгун, или пристав сошел с ума» и «Земля- мой свидетель, а солнце – мститель».

С осетинского театра малых форм, созданного в 1930 году во Владикавказе под руководством актера и режиссера Русского драматического театра Александра Сафронова, начинали свою артистическую деятельность Владимир Тхапсаев, Вера Каргинова, Гагу и Гала Кулаевы, Владимир Баллаев, Борис Торчинов, Мария Кургосова, Тамара Каряева и другие.. Они подготовили почву для создания осетинского театра.

Любительский драматический коллектив Тотрова просуществовал вплоть до 1918 года. По сути, это был первый народный театр Осетии. В 1931 году власти Северной Осетии обратились к руководству Государственного института театрального искусства им. Луначарского с просьбой принять в институт группу осетинских юношей и девушек. В июне 1935 года студийцы, успешно сдав экзамены, вернулись на родину и образовали труппу первого осетинского национального театра. Торжественное открытие Северо-Осетинского государственного драматического театра состоялось 10 ноября 1935 года спектаклем «Платон Кречет» А. Корнейчука. Рождение профессионального театра было воспринято общественностью Северной Осетии как большой праздник национальной культуры.

Большим успехом у зрителей пользовались спектакли «Король лир» У. Шекспира, «Без вины виноватые» А. Островского, «Цыганы» по одноименной поэме А. Пушкина, «Васса Железного» М. Горького. К пятилетию театра была осуществлена постановка «Отелло» У. Шекспира. Этому спектаклю суждена была долгая жизнь на сцене осетинского театра, а исполнитель главной роли – Владимир Тхапсаев – завоевал признание широкой общественности. Актер Владимир (Бало) Тхапсаев вошел в число лучших мировых исполнителей шекспировского репертуара. «Когда смотришь Отелло в исполнении Тхапсаева, - писала критика в 50-ые годы, - не остается никаких сомнений, что именно таким его видел Шекспир». Работа артиста получила высокую оценку мировой общественности. В ноябре 1960 года Владимиру Тхапсаеву было присвоено звание Народного артиста СССР. Его успех по праву разделили ведущие актеры театра М.Цаликов, Е. Туменова, В.Баллаев, Т. Каряева.

В 1964 году, во время празднования 400-летия со дня рождения Уильяма Шекспира в Королевском театре в Лондоне, был отмечен королевой Елизаветой как лучший в мире исполнитель роли Отелло.

Имя Тхапсаева носит Северо-Осетинский государственный драматический театр, которому он посвятил всю свою жизнь. Учреждена премия имени Тхапсаева.

Значительное место в репертуаре театра всегда занимала народная комедия. Именно она первой в осетинской драматургии пробила себе дорогу на всесоюзную сцену. Во многих театрах страны шли в свое время «Женихи» А.Токаева, «Муж моей жены» Г.Хугаева, «Я не женюсь» И.Гогичаева, «Две свадьбы» Н.Саламова и З.Бритаевой. Одна из самых любимых народом комедий «Желание Паша» на протяжении многих лет пользуется у зрителя успехом и не сходит с афиш театра.

Северо-Осетинский государственный драматический театр, как и раньше, пользуется огромной любовью и признанием зрителей республики. Он продолжает занимать одно из ведущих мест в сценической культуре республики. В 1993 году удостоен звания «Академический» и ему присвоено имя выдающегося мастера осетинской сцены Владимира Тхапсаева.

2.2. РУССКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ Е.ВАХТАНГОВА

Академический русский театр имени Евгения Вахтангова основан в 1869 году. Он является старейшим на Северном Кавказе. Располагается в центре Владикавказа

Старое здание театра, построенное в 1860-х годах до нас не дошло, оно пострадало в пожаре. Нынешнее здание театра было построено в 90-х годах XIX века по проекту архитекторов С. И. Уилтона, В. О. Грозмани и В. Русаковского, и является памятником архитектуры Федерального значения. Театр имеет две сцены: малую и большую. В большом зале около 800 мест. Так как до революции большинство театров не делились на драматические и музыкальные, сцена была рассчитана и на оперно-балетные спектакли, поэтому на ней имелась мобильная оркестровая яма. Так же зрительный зал отличается своей уникальной акустикой.

Театр открылся 15 апреля 1871 года премьерой спектакля «Маскарад» М. Ю. Лермонтова.

С театром связаны имена известных режиссёров, актёров, художников и драматургов. Так, свои первые первые пьесы, здесь писал и ставил Михаил Афанасьевич Булгаков, служа в театре заведующим литературным отделом. Свои первые постановки осуществлял Евгений Багратионович Вахтангов, оформлял свои первые спектакли художник, поэт, основоположник осетинского литературного языка Коста Леванович Хетагуров. В театре неоднократно выступали, такие выдающиеся актёры и театральные деятели, как Мариус Петипа, Николай Рыбаков, Александр Сумбатов-Южин, братья Адельгейм, Мария Савина, Павел Орленев, Константин Варламов, Владимир Давыдов.

Театр за короткое время завоевал любовь владикавказского зрителя. Он осуществлял постановку произведений Пушкина, Островского , Шиллера и лучших современных российских и зарубежных драматургов. Сцена городского театра явилась колыбелью осетинского профессионального театра. В 1912 году в театре впервые была поставлена осетинская пьеса — «Дети гор» Дмитрия Кусова. Одну из ролей исполнял Евгений Вахтангов.

Театральная жизнь Владикавказа 20-х годов минувшего века оказалась тесно связанной с именем выдающегося русского писателя Михаила Афанасьевича Булгакова. Вместе с Ю. Слезкиным М. А. Булгаков возглавлял литературную секцию в подотделе искусств, читал перед спектаклями вступительные лекции, писал рассказы и театральные рецензии. В 1921 году городском театре с успехом шла его пьеса, а в мае того же года постановка пьесы «Сыновья муллы» принесла автору не только славу, но и гонорар, суммы которого было достаточно для отъезда из Владикавказа. Владикавказские впечатления послужили Булгакову материалом для повести «Записки на манжетах».

Будучи руководителем театральной секции, он обратился в Осетинский отдел народного образования с просьбой «доставить в срочном порядке списки осетин, желающих заниматься в народной драматической студии сценического искусства»

2.3. СЕВЕРО-ОСЕТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА

Национáльный госуда́рственный теа́тр о́перы и бале́та Республики Северная Осетия-Алания — музыкальный театр в городе Владикавказе. Имеет статус «Национального достояния Республики Северная Осетия-Алания». Основан в 1958 году. Комплекс зданий расположен в центре Владикавказа, на набережной реки Терека .

Художественный руководитель с 2005 года — народная артистка России Лариса Гергиева

С 2017 года — филиал Государственного академического Мариинского театра. Театр, как оперно-балетный, открылся 18 апреля 1972 года оперой Вано Мурадели «Великая дружба». Открыт в здании Северо-Осетинского музыкально-драматического театра (основан в 1958 году).Труппа была создана из оперной труппы театра и оперного ансамбля филармонии. Первым директором и художественным руководителем стал оперный режиссёр, Народный артист РСФСР Юрий Леков.На сцене театра были поставлены оперы «Отелло», «Аида», «Бал-маскарад», «Риголетто», «Травиата» Верди; «Чио-Чио-сан» и «Тоска» Пуччини; «Иоланта», «Евгений Онегин», «Пиковая дама» П.Чайковского; «Фауст» Ш. Гуно, «Сельская честь» Масканьи, «Паяцы» Леонкавалло, оперы советских авторов «Зори здесь тихие» Кирилла Молчанова, «Укрощение строптивой» В. Шебалина. Так же ставились осетинские национальные оперы и балеты. Это оперы Христофора Плиева «Коста» и «Фатима», Ильи Габараева «Азау», «Оллана», «Бонварнон»; Дудара Хаханова «Ханты цагъд», «Огни в горах», Резвана Цорионти «Поляна влюбленных», балет Дудара Хаханова «Хетаг» (на сюжет К. Хетагурова); 16 национальных оперетт и одного мюзикла. В разные годы в театре работали режиссёры Юрий Леков, Маирбек Цихиев, Зарифа Бритаева, Владимир Канделаки, Исай Фаликов, дирижеры Валерий Гергиев, Павел Панасян, Анатолий Брискин, художники Юрий Федоров, Николай Котов, Николай Левчук, балетмейстеры Галина Шаховская, Юрий Мячин, Анатолий Голышев, Виктор Пашкевич[1].

Солистами театра являлись такие выдающиеся оперные певцы, как народные артисты России Долорес Билаонова, Юрий Бацазов, Эмилия Цаллагова, Елкан Кулаев, заслуженные артисты РСФСР Мария Котолиева, Таисия Тогоева, Федор Суанов и другие.

В 1960 и 1974 годах театр участвовал в Декаде литературы и искусства Северной Осетии в Москве с оперой Христофора Плиева «Коста» (поставлена в Большом театре (1960) и МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко (1974)).

В 2012 году Северо-Осетинский театр оперы и балета признан достоянием республики, и ему присвоено звание Национального.

В 2017 году театр стал филиалом Мариинского театра.

26 мая 2018 года, после 30-летнего перерыва, была поставлена опера Христофора Плиева «Коста».

2.4. ДИГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР

Диго́рский госуда́рственный драмати́ческий теа́тр — (осет: Цæгат Иристони Дигорон драмон театр) — драматический театр во Владикавказе. Открыт в 1996 году. Спектакли идут на дигорском диалекте осетинского языка.

Открылся 10 ноября 1996 пьесой Д.Темиряева «Тревога». Труппа сформирована из выпускников первой дигорской студии при Владикавказском училище искусств имени В. А. Гергиева. Один из самых молодых театральных коллективов Северной Осетии-Алании. Ранее театр базировался на месте ДК. ОЗАТЭ, с конца 2000-ых годов, в здании театра оперы и балета. Театр даёт спектакли по городу, много гастролирует по республике, в самых отдаленных районах горной Дигории.

В репертуаре — русская и зарубежная, дигорская(диалективная) классика, а также современная драматургия. Большое внимание уделяется произведениям местных авторов.За годы работы осуществлено 37 постановок и сыграно 714 спектаклей.

2.5. РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ТЕАТР ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА «САБИ»

Во Владикавказе на улице Титова находится здание театра для детей и юношества «Саби». Это двухэтажное здание- памятник истории и культуры – было спроектировано архитектором И.В.Рябкиным в 1914 году. В большом зале Дворянского собрания проводились городские культурно-просветительские мероприятия. Главным помещением здания был большой двухсветный зрительный зал. Расположенное на пересечении двух улиц Титова и Маркуса, здание хорошо обозревалось и подсказало угловое решение, придав ему полукруглое очертание. На обоих фасадах, в духе подражания классике, устроены полуколонны прямоугольного очертания. Полуколонны должны были завершиться установкой капителей, но сделать этого не успели – началась первая мировая война, а места для капителей и по сей день остались незаполненными.

В первую мировую войну в здании был развернут военный госпиталь. С1920 года – это «Клуб декабристов» завода «Электроцинк».

10 июля 1939 года было вынесено Постановление правительством о создании театра юного зрителя. Коллектив театра укомплектовали артистами и работниками сцены русского драмтеатра, и участниками кружков самодеятельности клубов, а сам театр расположился в помещении Дворца пионеров. 25 июня 1940 года силами артистов русского драматического театра был показан детям первый спектакль «Колобок». В годы Великой Отечественной войны артисты театра «Саби» выступали в военных госпиталях, давали концерты для воинов нашей армии.

12 апреля 1943 года театр «Саби» возобновил свою работу, а в ноябре того же года параллельно с существующей русской труппой, была создана осетинская труппа.

За плодотворную творческую работу и заслуги в деле эстетического воспитания подрастающего поколения театр «Саби» в 1980 году был удостоен Республиканской премии имени М. Камбердиева.

За период своей творческой деятельности театр подготовил и выпустил более 300 спектаклей на русском и осетинском языках авторов советской и зарубежной классики, а также местных драматургов. Театр много экспериментировал, совершенствовал технику кукловодства.

Театр юного зрителя «Саби» планирует развивать новые формы работы и продолжает радовать юных зрителей республики.

2.6. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОННЫЙ ТЕАТР «НАРТЫ»

«Нарты» — государственный конно-драматический театр во Владикавказе, основанный в 1990 году. Театр объединяет в себе драматическое, цирковое, хореографическое, спортивное искусство. Создан при содействии Министерства культуры РФ и АО «Кавэлектронстрой», директор которого Ф. Т. Цахилов стал меценатом театра. Коллектив возглавил Анатолий Дзиваев. С 1996 года театру присвоен государственный статус.

Первым спектаклем стал «Отверженный ангел» по пьесе Ш. Джикаева (постановка — Дзиваев), отмеченный Государственной премией им. К. Хетагурова в области литературы и искусства при Президенте Республики Северная Осетия-Алания. В 2001 году театр выступал в Москве в рамках III Всемирной театральной олимпиады с «Гамлетом» Шекспира.

Наездники-каскадёры театра «Нарты» снимались в картине Алексея Балабанова «Война». Исполнитель одной из ролей в этом фильме кинорежиссёр Сергей Бодров-младший в 2002 году пригласил труппу театра принять участие в съёмках своего нового фильма «Связной». Именно во время этих съёмок 20 сентября 2002 года в Кармадонском ущелье Северной Осетии под сошедший с гор ледник Колка попала почти вся киносъёмочная группа фильма вместе с Бодровым. Среди них оказались и семеро актёров театра «Нарты»: Руслан Тохтиев, Виктор Засев, Марина Газанова, Сослан Сланов, Заза Багаев, Алан Кесаонов и Таузбек Канатов. В 2003 году Тимуром Сикоевым в память о погибших при сходе ледника Колка коллегах поставлен спектакль «Посвящение семерым». В 2009 году новым руководителем театра «Нарты» стал Асланбек Галаов — режиссёр, выпускник театрального училища имени Щукина.

Его уникальность заключается в том, что это единственный в мире конно-драматический театр, где люди работают вместе с лошадьми, как единое целое.

Несмотря на все свои заслуги и любовь зрителя к творчеству театра, уникальный коллектив сегодня переживает тяжелые времена. Отсутствие собственной арены, которая пришла в негодность, отсутствия специального транспорта для перевозки лошадей и других необходимых для жизни конного театра атрибутов, встал вопрос — быть или не быть театру. Тяжелое финансовое положение заставляет, в прямом смысле этого слова, выживать. В 2012 году в поддержку уникальной театральной труппе стартовала благотворительная акция «НАРТЫ БУДУТ ЖИТЬ!». Активисты, неравнодушные к судьбе театра решили собрать необходимые средства для постройки арены, без которой театр не сможет существовать.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги, хочется сказать о том, осетинский театр имеет богатейшую историю. На пути его становления, осетинская интеллигенция пережила много трудностей. Но это того стоило. Да, он остается верен старым традициям, но они могут зачаровать неискушенного зрителя, показать ему все богатство красок и эмоций классических произведений.

В процессе написания работы, я узнала для себя много нового и интересного, познакомилась с историей возникновения театров в нашем городе, познакомилась с жизнью выдающихся театральных актеров Осетии.

В будущем я хочу дальше изучить данную тему и собрать еще больше материала. Мне стало известно о существовании в нашем городе музея театра. Побывать там мне еще не приходилось, но в будущем хочу посетить его. Я думаю, что там я найду много интересной и важной информации, которая в последствии поможет мне в исследовательской работе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Дауров Д.Х. - "Бибо Ватаев глазами друзей" (2010)

Плиты Грис - "Сослан Цæразон. Пьесæтæ" (1992)

Салбиева Б. - "Осетин с грустными глазами и солнцем в душе..." (2014)

Таутиева Л.Т. - "Соломон Таутиев. Жизнь и творчество" (2003)

Хугаев Г.Д. - "Театр - Судьба моя" (2011)

https://ru.wikipedia.org/wiki/Северо-Осетинский_государственный_академический_театр_имени_В._В._Тхапсаева

Просмотров работы: 479