Невидимые винтики спектакля

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Невидимые винтики спектакля

Палкина  Л.А. 1
1МАОУ "Лицей № 5" г. Пермь
Бартова Н.Г. 1
1МАОУ "Лицей № 5" г. Пермь
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Театр юного зрителя (ТЮЗ) — профессиональный театр, предназначенный для детскойподростковой и юношеской аудитории. Специализация на детскую аудиторию проявляется не только в репертуаре, но и в сценическом решении спектаклей: красочность, синтетичность, игра со зрителями.

Как устроен театр? Часто ли нам удается попасть за кулисы и узнать, как работает сложных театральный механизм?

Осень принято считать временем увядания.

В Перми культурной это время неизменно ассоциируется с открытием театральных сезонов. Для Театра юного зрителя сезон 2018-2019 года стал юбилейным, 55-м по счету.

Непосредственно со спектаклями зрители имеют возможность ознакомиться самостоятельно, я расскажу о том, как они создаются.

Приглашаю вас прогуляться по закулисью пермского ТЮЗа.

Термины и определения

Сце́на (др.-греч. σκηνή, букв. «палатка, шатёр») — ключевая часть помещения театра, место основного театрального действия. Расположена перед зрительным залом (чаще всего) и на возвышении. Но есть театры, где зрители расположены вокруг сцены и на одном уровне.

Зеркало сцены - плоскость видимого зрителю игрового пространства сцены. В драматическом театре зеркало сцены ограничено портальной аркой и настилом пола сцены. В кукольном театре зеркало цены ограничено ширмой, порталами и портальной аркой.

Портал (нем.Portal От лат.Porta - вход) Портал - парадный вход; архитектурно оформленный и украшенный резьбой дверной проем монументального здания.Портальная арка (портальное зеркало)Портальная арка - основная часть конструктивного оформления современной сцены, состоящая из: архитектурной арки - проем в капитальной стене, отделяющего сцену от зрительного зала и имеющего обычно постоянное художественное оформление и постоянную величину раскрытия игровой портальной арки, раскрытие и оформление которой меняется в зависимости от изображаемого на сцене места действия. Обычно игровая портальная арка по своим размерам меньше архитектурной рамки. Она составляется либо из комплекта портальных кулис и падуги, либо из подвижных портальных башен и мостика.

Авансцена (фр.Avant-scene) Авансцена - открытая передняя часть сцены, несколько выдвинутая в зрительный зал.Авансцена занимает пространство, равное по ширине портальной арке, от красной линии сцены до рампы. В оперных и балетных спектаклях авансцена часто используется в качестве игровой площадки. В драматических театрах авансцена служит преимущественным местом действия для небольших сцен перед закрытым занавесом, являющихся связующим звеном между основными картинами спектакля.

Штанкетный подъем - система, состоящая из трубы/бруса (штанкета), подвешенной на тросах, перекинутых через блоки, постоянно смонтированные на колосниках. Другие концы тросов прикрепляются к противовесу. Штанкетный подъем служит для ручного или механического подъема и опускания деталей оформления. Вес декораций, прикрепленных к штанкету, уравновешивается грузами на противовесе.

Поворотный круг — часть планшета, выполненная в форме круга, вращающегося вокруг центральной оси. Сценический круг предназначен для перемещения по окружности декораций и исполнителей. Он позволяет производить быструю смену объемных декораций, дает возможность развертывать действие в изменяющемся пространстве, осуществлять приемы кинематографической панорамы, крупного плана, построение динамических мизансцен. Это сильное средство усиления эмоционального воздействия на зрителя.

Нижняя сцена (Трюм голл.Truim)

Нижняя сцена в театре - часть сценической коробки ниже планшета, где расположены:

сценические механизмы

суфлерская и светорегуляторная будки

подъемно-опускные устройства

приспособления для сценических эффектов.

Часто нижняя сцена состоит из нескольких этажей - верхнего первого трюма, расположенного непосредственно под ним, второго трюма и т.д.

Реквизит - предметы сценической обстановки (за исключением декораций и костюмов), которыми актеры пользуются или манипулируют по ходу действия пьесы.

История ТЮЗа

МАУК Пермский театр юного зрителя основан 4 декабря 1964 года.

С 1964 года театр какое-то время разделяет одно здание с Пермским театром кукол, в бывшей пересыльной тюрьме (здание пересыльного замка построено в 1871 году по проекту известного архитектора Р.И. Карвовского), которое перестроили к 1959 году специально для размещения в нем театра кукол.

С ноября 1987 года театр располагается в двухэтажном особняке в стиле модерн, построенном в конце XIX века меценаткой Е. И. Любимовой (архитектор А. Турчевич).

До этого, с 1948 по 1981 годы, особняк Любимовой занимал другой пермский театр - Пермский театр драмы, пока Театр драмы не обзавелся своим зданием, а в особняке Любимовой не провели капитальный ремонт в 1982-1985 годах.

Театр с февраля 1982 года возглавляет народный артист России, кавалер ордена Почета Михаил Юрьевич Скоморохов.

В разные годы в труппе театры служили известные артисты Сергей ЛабыринАлександр БаткаловВладимир ШульгаАлександр СмирновЖанна КадниковаСветлана Пермякова.

Технические характеристики зала.

Количество мест в зале — 376

Таинственное закулисье.

Миновав пропускной пункт служебного входа и узенький переход, мы оказываемся в репетиционном зале.

Месте, в котором рождается будущее действо. Здесь проводятся первые читки, ставятся задачи, первые этюды. В общем, создаются наброски готовящегося спектакля.

Репетиционных зал примерно в половину меньше сцены, поэтому часть репетиций проводится здесь, а потом все артисты перемещаются на главную площадку. Чтобы понимать, правильно ли идет распределение в пространстве. После чего все снова возвращаются в репзал, а за неделю до премьеры «переезжают» на сцену со светом, музыкой, декорациями и костюмами.

Дальше путь наш лежит в гримёрки. Мы проходим через фойе, в котором артисты отдыхают между спектаклями. Здесь же висит и расписание, в котором отмечены даты и время репетиций, спектаклей и гастролей. По этому расписанию и живет весь театр.

Актрисы населяют первый этаж, а гримерки актеров-мужчин располагаются на втором. У каждого есть своя гримерная, свои вешалки, на которых развешиваются костюмы перед спектаклем.

Смена внешнего образа для актера - дело обычное и привычное. И помогает ему в этом деле гример - человек, который с помощью пудры, карандашей, кистей и париков способен преобразить любого до неузнаваемости.

Без грима на сцену не выходят ни женщины, ни мужчины - под светом софитов становятся виды все «внешние» недостатки. Для сказок используют классический театральный грим, для вечерних спектаклей вполне подходит обычная косметика: карандаши, помада, тушь, пудра. Последняя, кстати, обязательно должна быть рассыпчатой - компактная пудра размажет весь грим.

Обязательное требование к гримеру - пунктуальность: спектакль должен начаться вовремя при любых обстоятельствах. При этом гример не только «рисует лицо» актеру до спектакля, но и внимательно следит за всем происходящим на сцене - иногда требуется изменить образ буквально за три минуты.

Совместно с гримером, над образом актеров работает и постижёр — мастер, который изготавливает изделия из волос: парики, шиньоны, бороды, усы и т. д.

Следующий этап-рабочие цеха. Артист и свет прожекторов в каком-то смысле синонимы. Может быть, именно поэтому сначала мы заходим в цех осветителей.

- Механика работы тут следующая: режиссер и художник по свету конкретного спектакля решают, как он должен быть освещен. В процессе репетиции устанавливается свет. Потом артисты выдают партитуры, в которых указаны все реплики. Ориентируюсь по ним, хотя сейчас уже могу делать это с закрытыми глазами. На рабочем месте нахожусь чуть ли не круглосуточно. Работа со светом почти никогда не прекращается. Нужно разбирать новые спектакли, устанавливать и передвигать прожекторы. Процесс идет с утра до вечера.

Аппаратуры у осветителя много. Это видно из плана светового оборудования. Так же в своей работе он использует дополнительное оборудование:

Световой прибор ETC Soursefour 50° Junior - 4 шт.

Световой прибор SeleconAcclaim 4.5°-62° PC -12 шт.

Световойприбор SeleconPacific 90°Zoom spot - 2 шт.

Световойприбор SeleconPacificZoom 12-28 - 4 шт.

Световойприбор SeleconPacificZoom 14-35 - 25 шт.

Световойприбор SeleconPacificZoom 23-50 - 2 шт.

Световойприбор SeleconPacificZoom 45-75 -2 шт.

Световой прибор Selecon SPX Zoom - 30 шт.

Световой прибор Selecon RAMA - 20 шт.

Световой прибор SILVER STAR - 12 шт.

Световойприбор ETC SOURCE FOUR LED LUSTR+  - 4 шт.

Световой прибор LITR PAR - 8 шт.

Дым-машина Antari - 1 шт.

Дым-машина DTS FX-5 - 1 шт.

Снег-машина Antari - 2 шт.

Снег-машина LeMaitre - 1 шт.

Сценический вентилятор ADL - 2 шт.

Цветодинамический прожектор Colour Dinamic-575 - 2 шт.

Видео аппаратура:

Моноблок AppleiMac

Стационарный проектор Panasonic PT-DZ16K Full HD - 1 шт.

Проектор Sanyo - 2 шт.

Проектор Mitsubishi - 1 шт.

Рядом с осветительным цехом – комната звукооператоров. Ее наполняет звуковая аппаратура: многообразие техники, создающей и транспортирующей шумы, хрипы, звоны и музыку спектакля.

Работа аналогичная, сотрудники так же получают расписки по репликам. Все это тоже выстраивается в процессе репетиций.

Звуковое оборудование
Рубка:
Пульт: MIDAS M32
Проигрыватели: TASCAM SS-R200 - 2 шт.
Усилители : 
Electro-voiceQ99 - 2 шт.
YAMAHAP5000S - 1 шт.
Сцена:
Порталы сцены - DYNACORDCP15-3 2x400 Вт
Зал - Electro-voiceELX 115 2x400 Вт
Арьер - Electro-voiceELX 115 2x400 Вт
Прострелы (на световых порталах) - SoundkingFP210A 2x200 Вт
Выставные мониторы - BehringerEuroliveB112 2x300 Вт
Каналы для подключения дополнительного оборудования - 8 (по 4 в левой и правой шекспирках)
Микрофонные радиосистемы:
SennheiserEW100 G3 - 14 шт. (ручные - 4 шт.,петлички - 5 шт., гарнитуры - 5 шт.)
AKG SR45 - 3 шт. (петлички)

Приклоняя голову (пытаясь уберечься от ударов о невысокие потолки или делая поклон сиятельной хозяйке особняка?), двигаемся непосредственно к сцене. По пути мы оказывается на месте помощника режиссёра, который во время репетиций фиксирует задания постановщика. Помощник-это человек, руководящий действиями монтажёров.

Маленький микрофончик на рабочем месте необходим для трансляции в гримерки. По нему объявляется о начале и конце спектакля, сотрудники вызываются на сцену. Еще тут же рядами расположены монументальные штанкеты, на которые крепятся плоские декорации, кулисы, занавесы. С ними работает монтировочный цех.

Проделав долгий путь, мы попадаем на сцену.

Зеркало сцены: ширина 10 м, глубина 12 м

Портал: высота — 3 м, ширина 5 м

Глубина авансцены − 3,8 м

Длина штанкета — 9 м, диаметр — 60 мм

Штанкетные подъёмы — 17 шт., грузоподъемность — 200 кг

Вращающийся круг дисковый с электроприводом, диаметр — 8,4 м; 4 люка

Глубина трюма — 2 м

Чувствуя эмоциональный подъем бежим (так как времени, отведенного на экскурсию, становится все меньше, а так хочется задержаться и…) к реквизиторам. Здесь хранится все, что работает в спектаклях. Буквально! От любой мелочи, чуть не пылинки…

Рабочий материал набирается годами. Иногда вывешиваются объявления о поиске вещей для определенных спектаклей. Например, упаковки от чипсов. Таким образом запасы постоянно пополняются. Конечно, еще идет и закупка реквизита. К каждому спектаклю составляется список в том числе исходящего реквизита, того, что съедается и выпивается на сцене: конфеты, печенье, хлеб, огурцы, газированная вода и прочее. Каждый спектакль лежит на своем месте. Он готовится за два-три часа до начала самого действа. Либо накануне, если показ с утра. Снимается с полок, стаскивается вниз, а там уже раскладывается по точкам. Каждый актер знает точно, где разложены необходимые ему предметы.

Реквизит-это бутафорские вещи. Это не настоящее. Вот если музыкальный инструмент должен играть, то за это отвечает звукооператор. А если автомат должен светиться, то все лампочки во владении осветителей. А тут только муляжи.

Бывает так, что реквизиторам приходится принимать непосредственное участие в спектакле, перестановки ведутся прямо перед зрителями. Работают на сцене в костюмах, которые шьются специально для них.

Следующий, на пути нашего следования-пошивочный цех.

Мастера пошивочного цеха одними из первых начинают подготовку к новому спектаклю - порой о порядке распределения ролей им становится известно гораздо раньше актеров.

Изначально для каждого костюма есть только эскиз, созданный художником.

Сшить потрясающие костюмы для спектакля из полиэтилена? Мастерам пошивочного цеха ТЮЗа такая задача вполне по силам. И не только из полиэтилена, но и из ткани и меха, любой сложности, любой конструкции и размера.

Выбор тканей, создание и работа с выкройками, ручная обработка материалов-все это волшебство происходит здесь. Костюмы готовятся для конкретных актеров, для каждого состава спектакля.

Из пошивочного цеха готовые наряды отправляются в костюмерный. Мы идем тем же путем.

Тут хранятся все костюмы со спектаклей, которые идут сейчас или шли когда-то. У каждого-своя полочка, ячейка для обуви, все подписано. Здесь огромное количество костюмов. Огромный-эпитет не ради красного словца.

Костюмов тут и правда гигантское количество. Они окружают нас со всех сторон: спереди, по бокам, даже свисают сверху.

В обязанности работников цеха входит следить за чистотой и хорошим внешним видом костюма.

Костюмеры помогают переодеваться артистам, если в сюжете быстро меняется место действия. Иногда им тоже приходится выходить на сцену прямо во время спектакля. Например, во время спектакля «Холодное сердце» это даже обыграно-переодевание происходит за ширмой, а зрители видят тень главной героини.

Заключение.

Выражаем особую благодарность специалисту по образовательным проектам Пермского ТЮЗа Юлии Шаровой.Юлия с большим удовольствием рассказывала о работе театра.

На самом деле все цеха-одна большая семья. Без них, актеры, ничего бы не смогли.

Друг без друга создать полноценный спектакль не удалось бы, все взаимосвязано. В Закулисье все так. Все фигуры на одной доске. Сыграть по-честному без хотя бы одной из них не удастся.

Список используемой литературы.

https://permtuz.ru/

Шлет Л. Г. Детский театр // Большая советская энциклопедия.

Просмотров работы: 19