Введение.
Звон колоколов и колокольчиков когда – то был неотъемлемой частью жизни людей, а потом стал исчезать. Раньше ему посвящали стихи, песни, романсы, затем его заменили совсем другие звуки. Но прошло время, и мы опять можем услышать колокольный звон в воскресенье или в церковные праздники, над дверью при входе в дом или в школе, когда отключают свет и не работает электрический звонок. Выпускники 11 класса, прощаясь со школой, надевают на одежду маленькие колокольчики. Это традиция. Почему мы так привязаны к колокольчикам? А недавно в школьном музее мы обнаружили два небольших старых колокольчика и очень ими заинтересовались. Хотели посмотреть, как они попали в музей, но такой информации не нашли. Тогда мы решили узнать, откуда взялись эти колокольчики и для чего они предназначались. Мы начали исследование.
Целью нашей работы заключалась в том, чтобы выяснить историю наших школьных музейных колокольчиков. Для этого мы поставили следующие задачи: узнать, кто и когда произвел колокольчики, где они могли использоваться, как попали в наше село, какие виды колокольчиков ещё существуют, где применяются и где конкретно использовались в нашем крае, какое значение имеют в наши дни.
Поскольку выяснить из школьного музейного архива, как они попали к нам, не удалось, мы решили сначала узнать, кем, когда и с какой целью они были произведены, опираясь на надписи, сделанные на них. Взяв за основу слова «Валдай» и «…завод Михайло и Ивана Трошиных в селе Пурих Нижегородской губернии…» (смотри Приложение1), мы выдвинули гипотезу, что музейные колокольчики были отлиты в Валдае и на предприятии Трошиных в Нижегородской губернии и применялись, судя по размерам, в ямщицком деле (подвешивались на сбрую лошадей), ведь столько стихов и песен посвящено таким колокольчикам1 (смотри Приложение 20). С помощью Интернет – ресурсов и других источников мы нашли и проанализировали необходимую информацию, а затем сделали выводы, которые оказались очень интересными. Этому посвящена первая глава нашей работы. Углубившись в исследование, мы захотели узнать, какие ещё виды колокольчиков существовали и где они встречались на территории нашего края.
С этой целью мы посетили Ивановский областной историко - краеведческий музей им. Д. Г.Бурылина, подробно изучили информацию в «Путеводителе по Иванову и Иваново - Вознесенску», составленном ивановскими краеведами и содержащим большое количество фотографий и другой информации2; извлекли сведения из школьного учебника по краеведению3, привлекая фонды школьной библиотеки; познакомились с литературными произведениями поэтов и писателей4(в том числе и наших земляков), в которых упоминается о колокольчиках, нашли и проанализировали сведения из Интернет – ресурсов, фотографии из личных архивов, газеты5 и осмотрели некоторые архитектурные сооружения – колокольни при храмах в нашем селе Ново - Талицы и в городе Иваново. Этому посвящена вторая глава нашей работы. В результате проведённого исследования нами были сделаны выводы о возможных местах производства наших музейных колокольчиков, и их применении на территории Ивановского края, а так же о других видах колокольчиков и колоколов.
Глава 1.
Из истории производства колокольчиков.
В музее Новоталицкой средней школы мы обнаружили два колокольчика, которые скромно стояли на полке. Рассмотрев их со всех сторон, мы обнаружили на одном надпись «Валдай», а на другом - «…завод Михайло и Ивана Трошиных в селе Пурих Нижегородской губернии…» (смотри Приложение 1). Никаких других сведений мы не нашли, поэтому сначала решили выяснить, кто такие Трошины и как они связаны с нашими колокольчиками (смотри Приложение 2).
Литейное производство Трошиных.
Мы узнали, что когда-то меднолитейный промысел в с.Пурех Нижегородской губернии был в самом расцвете, и колокольчики, которые здесь лили, славились на всю Россию (смотри Приложение 10). Сейчас от этого не осталось и следа.
Кустарный отдел Нижегородского губернского земства в обзоре за 1916 год сообщал: «Возникновение в с. Пурех меднолитейного промысла относится местными старожилами к 1830-1835 гг. Промысел занесен был сюда из г. Касимова, а первыми основателями его явились местные крестьяне Веденеевы – Трошины. Началось производство с литья различных частей конской сбруи, но вскоре здесь стали также лить и колокольца. Более подробные сведения о ходе развития промысла у нас совершенно отсутствуют»6.
У Касимова и Пуреха есть одна общая особенность, которая и смогла определить возникновение промысла: расположены они вдалеке от больших дорог, но оба тяготели к Сибирскому почтовому тракту, соединявшему Нижний Новгород с Ярославлем. (смотри Приложение 5). А его как раз в это время начали расширять. Кстати, почтовый тракт проходил и через земли современной Ивановской и Ярославской областей, до сих пор существует город Гаврилов Ям, бывший когда – то почтовой станцией. Это, конечно же, увеличило поток ямских троек и порождало спрос на колокольчики7.
Играла роль и близость Нижегородской ярмарки. Сначала Трошиным пришлось выдержать конкуренцию с валдайскими мастерами. В основе становления Пуреха, как нового центра литья дужных колокольчиков, лежит мастерство здешних литейщиков, упорная борьба за удешевление продукции при неизменном росте ее качества, красоты формы и звука. Нижегородская ярмарка давала возможность организовывать широкий сбыт колокольчиков, а хорошо налаженное речное сообщение по Волге использовать как средство доставки сырья и продукции.
О Трошиных известно, что это с самого начала была «семейная артель» – братья Макар, Алексей и Федот. Завод они основали в 1847 году. Самым «разворотливым» был Алексей Трошин – сын Макара Яковлевича Трошина. Его заведение выпускало до 3000 колокольчиков и 50000 бубенчиков в год. Меди расходовалось до 560 пудов. Алексей Макарович первым проторил дорожку за рубеж. Его колокольчики экспонировались на Всемирной выставке в Париже. В Пурехе насчитывается 16 мастеров Трошиных, занимавшихся литьем колокольчиков.8 Много хороших колокольчиков вырабатывалось на заводах его братьев Федота Макаровича и Михаила Макаровича. Всего же семья Трошиных воспитала 11 знаменитых литейщиков ставших гордостью Пуреха. В 1901 году, когда, в связи с развитием сети железных дорог и упадком ямского промысла, а с рынка исчезают изделия валдайских и вятских мастеров, в Пурехе промыслом заняты 23 крестьянских двора, 10-15 небольших фабричек-мастерских. В 1916 году снижается спрос на продукцию, дорожает сырье, не находят сбыта даже бубенцы и поддужные колокольчики.9
Итак, мы делаем вывод, что один из школьных музейных колокольчиков был произведён в Пурехе для ямской службы.
Валдай.
Второй колокольчик имеет две надписи: «Валдай» и «с серебром». (смотри Приложение 3). Возможно, он был сделан в Валдае? Свое название валдайский колокольчик получил от одноименного города. Существует много преданий о его возникновении. (смотри Приложение 6) Появился он на самой середине Московско-Петербургского тракта, главной дороги России. (смотри Приложение 4)
Валдай стал первым центром по литью именно ямщицких колокольчиков, со своим уникальным звучанием и особенностями технологии изготовления. Чем уникальны валдайские колокола? Своим звучанием. Они обладают своими неповторимыми "голосами". История их восстанавливалась годами, так как записей никаких сохранено не было, а всё что известно сегодня, изучалось при помощи тех данных, которые можно было найти на самих изделиях, — имен, дат, заводов. На нашем колокольчике такие данные отсутствуют. Одним из определяющих моментов была «юбка» колокольчика — так называли его низ. Многие историки пришли к выводу, что форма колокольчиков прямо напоминает стан русской женщины. Отличить именно валдайское производство можно и по другим факторам — обтекаемости формы, пояскам с шероховатостями, языку и его подвеске (смотри Приложение 9). Каждая деталь имеет свою уникальность, аналогов которой на сегодня просто нет. Постепенно колокольные мастерские Валдая превращались в заводы. Во второй половине XIX века появилось много конкурирующихцентров литья. В некоторых из них на изделиях ставили надпись “Валдай”, желая подороже продать колокольчик, выдав его за валдайский. Иногда же надпись “Валдай” просто означала тип, сорт изделия.10 Сегодня можно встретить много продукции, помеченной маркой «Валдай», - но не всем производителям удалось узнать тайну литья, при котором получался знаменитый чистый, нежный звон валдайских колокольчиков. Исходя из этого факта, можно предположить, что наш школьный колокольчик с надписью «Валдай» мог быть отлит вовсе не на Валдайских заводах. Нет указаний на дату, имя мастера, как это было принято делать. А то, что форма похожа на «валдайскую», может означать лишь подражание валдайским изделиям (например, как в Пурехе).
Мы обратили внимание на еще одну надпись на нашем колокольчике: «С серебром» (смотри Приложение 3) и выяснили, что колокольчикам она досталась в наследство от больших колоколов. Средневековые литейщики убеждали своих заказчиков поставлять для колокольного литья не только медь и олово, но еще и серебро, которое, будто бы делает звук колокола чище и красивее. Исследования позднейшего времени показали, однако, что традиционный медно-оловянный сплав становится хуже в акустическом отношении от примеси любого металла — благородного или неблагородного.11 Возможно, серебро, жертвовали на литье колоколов, но до самих колоколов не доходило. Однако, поговорка о «чистом» серебряном звоне прижилась. Данью ей и является надпись на колокольчиках. Но эта надпись не означает, что в сплаве, из которого сделан наш колокольчик, есть серебро. Однако, если сравнить вес музейных школьных колокольчиков, то «валдайский» значительно тяжелее.
Итак, мы не можем сделать вывод о том, что наш второй колокольчик был произведён именно в Валдае, но можем предположить на основании надписи и формы, что он был отлит в XIX веке по подобию валдайских колокольчиков. Так же мы выяснили, что это поддужный колокольчик, ведь именно на этом специализировались валдайские мастера.
Глава 2.
Виды колокольчиков и их применение в Ивановском крае.
Одной из задач нашего исследования стало выявление разновидностей колокольчиков и мест их использования. Проанализировав источники и литературу, мы выяснили, что хотя в нашем крае не было литейного производства колокольчиков, они были широко распространены и у нас.
Среди различных виды колокольчиков чаще всего встречался поддужный колокольчик. Колокольчики отливались из того же бронзового сплава, что и большие колокола, имели ту же форму, но были невелики по размерам: их высота и диаметр лежали в пределах от четырех до шестнадцати сантиметров. Оттого и голос у них был высокий, тонкий12. Подвешивались они под дугой коренника; на шею пристяжных лошадей иногда дополнительно надевалась сбруя с бубенцами (смотри Приложения 11, 20). Поддужные колокольчики использовались главным образом в почтовых и курьерских тройках. Часто вешали их на своих тройках и частные владельцы, но потом это запретили. Известные поэты, наши земляки, посвятили стихи таким колокольчикам.13
Назначение поддужных колокольчиков, прежде всего, сигнальное. В Иваново-Вознесенске и его окрестностях поддужные колокольчики использовались у ямщиков, потому что территория нашего края проходила недалеко от тракта, идущего от Нижнего Новгорода через Ярославль. Недалеко располагался город Гаврилов Ям, как один центров почтовой службы. После земской реформы в XIX веке по грунтовым дорогам в нашем крае было налажено регулярное движение гужевого транспорта14. В Шуе, Иваново – Вознесенске и сёлах Шуйского уезда (Дунилово, Тейково, Васильевское) появились станционные пункты (смотри Приложения 8, 11).
Ещё один вид колоколов, использовавшихся в нашем крае, назывался пожарным. Такой колокол издавал громкий и резко нарастающий звук и широко использовался в качестве средства сигнализации. Мы выяснили, что серьезнойпроблемой в селе Иванове, где преобладала деревянная застройка, были часто случавшиеся пожары, приносившие огромные убытки, поэтому 23 октября 1897 г. Городская дума приняла решение об устройстве пожарного депо вместо обоза, тем самым было положено начало организации в Иваново-Вознесенске городской противопожарной службы15. Через два года на ул. Негорелой по проекту городского архитектора Напалкова построили одноэтажное здание первой городской пожарной части, где использовался пожарный колокол. Сейчас эта пожарная часть существует на улице Советской (смотри Приложение 14).
Одновременно с открытием железных дорог в XIX веке были введены сигналы для отправления поезда. С самого начала для этого применялись станционные колокола, их называли «Колокола на станциях». Мы предположили, что если по территории нашего края проходили железные дороги через Шую, Кинешму и Тейково, то на вокзалах в этих городах использовались станционные колокола (смотри Приложение 13).
Поскольку по территории нашего края протекает судоходная река Волга, по которой ходят корабли и баржи, то они должны были быть оснащены судовыми колоколами (рындами). В настоящее время использование судового колокола регулируется Правилами предупреждения столкновения судов в море (Часть D). Согласно им, колоколом должно оснащаться любое судно длиной более 12 метров для подачи сигналов в условиях ограниченной видимости, стоянки на якоре или нахождения на мели.16
Кроме перечисленных видов колоколов на территории края использовались пастушьи, рыбацкие, свадебные колокольчики (смотри Приложение 7).
Нельзя не вспомнить о школьных колокольчиках. Колокольчиками раньше звонили вручную при подаче сигнала о начале и окончании уроков в школе. Это практика существовала в церковно – приходских и земских школах, училищах, в том числе, и в Ново-Талицкой земской и школе. В наше время звонки в школах электрические, а ручной колокольчик остался в традиции школьных линеек по поводу первого и последнего звонка в учебном году и в случае отключения электричеств (смотри Приложение 15).
Конечно, самое известное применение колоколов связано с церковными традициями: на колокольнях при храмах всегда были колокола (смотри Приложение 20). До установления Советской власти храмов и монастырей в нашем крае было много. Затем практически все они были закрыты или разрушены, а колокола переплавлены. В наше время вновь можно услышать звон церковных колоколов. Восстановлена колокольня в с. Решма в Макарьев –Решемском женском монастыре, о чём нам рассказали наши учителя, совершившие недавно туда поездку. Мы посетили храм Николая Угодника в селе Ново Талицы и Введенский храм в Иванове и записали воскресный колокольный звон (смотри Приложение 12). Конечно, это колокола современной отливки, но значимость их от этого не меняется. Колокольный звон всегда необычно и благотворно воздействовал на людей.17
Мы совершили экскурсию в Ивановский областной краеведческий музей с целью найти информацию о колокольчиках и обнаружили удивительный факт: колокола находились в экспозиции, связанной с оружием. Попробовали выяснить, почему? Оказалось, что при походе войска во время военных действии небольшие церковные колокола, встроенные в специальные металлические рамки, играли роль «передвижных храмов» (смотри Приложение 17). Узнать, откуда они попали в музей, мы не смогли, но на одном из них была надпись «... из Ярославля…». В музее мы обнаружили ещё один колокольчик. Он предназначался для вызова прислуги в богатом доме (смотри Приложение 18). В 2008 году в Иванове проходила выставка «Голоса колоколов», приуроченная к XVIII фестивалю искусств "Дни российской культуры. На ней были представлены более 100 колоколов и колокольчиков из фондов государственного историко-краеведческого музея имени Дмитрия Бурылина. Директор музея Н.Кублановская, говоря о выставке, подчеркивала, что «колокольный звон - неотъемлемый атрибут православной церковной культуры, поэтому центральное место на выставке занимает малый церковный колокол, отлитый в конце XIX века на одном из заводов села Пурех Нижегородской губернии».18Итак, мы выяснили, что колокольчики и колокола самых разных видов окружали людей с давних пор и имели самое широкое применение в жизни жителей нашего края. Некоторые традиции использования колоколов существуют и в наши дни.
Заключение.
В результате проведённого исследования мы пришли к выводу, что колокольчики из школьного музея были произведены не раньше середины XIX века на территории России. Один из них был отлит на предприятии Трошиных в Нижегородской губернии в селе Пурех. А вот происхождение второго колокольчика нам достоверно узнать не удалось, так как надпись на нем не может служить бесспорным доказательством. Очевидно только, что по форме и внешнему виду он похож на валдайские изделия.
Оба колокольчика были предназначены для нужд ямской службы и назывались поддужными, так как прикреплялись к упряжи лошадей. Скорее всего, они использовались на территории нашего края. Уточнить, кем конкретно, нам не удалось.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась лишь частично.
На территории Ивановского края использовались различные виды колокольчиков и колоколов, что было связано с экономическим и культурным развитием и подтверждено многочисленными источниками.
Хотя нам не удалось точно определить, как они попали в музей, считаем, что цель работы достигнута. Нам удалось не только решить поставленные задачи, но и значительно расширить круг своих знаний по данной теме.
Источники и литература.
1. Материалы из фонда музея МБОУ «Новоталицкая СШ»: копии фотографий.
2. Тихомиров А.М. Иваново. Иваново – Вознесенск. Путеводитель сквозь времена.- Иваново: ИД «Референт». 2011.
3. Частник. 29 октября 2008 года. http://www.kolokola.com/archives/4013.
4. Е. Балдин, В.Г.Барвенко, Г.В.Иванов. Ивановский край в истории Отечества. Учебное пособие по историческому краеведению для учащихся 9 класса. ИД «Референт». Иваново. 2007.
5. Т. Петрова. Про свирель, гудок и бубен: Детская энциклопедия русских народных инструментов в картинках народного быта./ Калининград: ГИПП Янтарный сказ. 1995.
6. К. Д. Бальмонт. Избранное : Стихотворения. Переводы. Статьи / Константин Бальмонт; [Сост., вступ. ст. и коммент. Д. Г. Макогоненко; Ил. Н. Е. Бочаровой]. - М. : Правда, 1990. - 606,
7. П. В. Катенина. Сборник поэзии. - М. Просвещение. 1989.
8. М. Цветаева. Собрание сочинений в 7 томах. Т. 1 -М., "Эллис Лак" 1994.
9.Завод Егора Клюикова. Пурех Нижегородская губерния. Вячеслав Федоров. Краеведческий выпуск. https://pureh.jimdo.com/
10. Колокола. kolokol.at.ua/publ/istorija
11. Т.В.Гусарова. Медно-литейный промысел в селе Пурех Нижегородской... opentextnn.ru/museum/nn/aetnolog.
12. Валдайский колокольчик. http://fb.ru/article/226839/valdayskiy-kolokolchik-istoriya-foto-konstruktsiya-i-osnovnyie-elementyi
13. http://web.snauka.ru/issues/2016/07/69725.
14. Село Пурех. http://autotravel-nn.ru/articles/selo-pureh/
15. Колокола.http://www.kolokola.com/archives/4013
16. Федоров В. Отцы основатели // Земля Нижегородская. – 2010. – 18 июня https://pureh.jimdo
17.Поддужный колокольчик. https://www.u-mastera.ru/podduzhniy-kolokolchik.html
Приложения.
Колокольчики из музея Новоталицкой средней школы. (Фото из личного архива Косаревой О.А.)
2.Колокольчик с надписью «завод Михайло и Ивана Трошиных в селе Пурех Нижегородской губернии…» Из личного архива Косаревой О.А.
3.Колокольчик с надписью «Валдай» и «с серебром». Из личного архива Косаревой О.А.
4.Карта с изображением почтового тракта «Москва – Санкт – Петербург».
http://fb.ru/article/226839/valdayskiy-kolokolchik-istoriya-foto-konstruktsiya-i-osnovnyie-elementyi
5. Карта с изображением почтового тракта «Нижний Новгород – Ярославль – Санкт – Петербург».
© https://www.livemaster.ru/topic/2598105-kolokolchik-i-kolokola-o-kolokolnom-zvone-i-kollektsionirovanii
6. Из истории валдайских колокольчиков.
«Предания связывают начало колокольного производства на Валдае с разбившимся здесь в конце XV в. вечевым новгородском колоколом. По легенде из его осколков и родились знаменитые ямщицкие колокольчики Валдая. Другое поверье (а их множество) относит начало колокольного литья на Валдае к XVII в. В 1656 году государев мастер Александр Григорьев отливал в Иверском монастыре Никоновский колокол. Оставшуюся от отливки колокола бронзу мастер отдал помогавшим ему валдашам. Колокола, возможно, и лили в XVII в., но то, что принято называть валдайским (то есть ямщицким) колокольчиком, появляется не ранее II половины XVIII в. Ямщицкие колокольчики были, в первую очередь, необходимы на главной, самой оживленной дороге России - Московско-Петербургском тракте. Центр производства их возник в Валдае, находящемся на середине этого тракта. Местные мастера издано славились кузнечными изделиями – в кузницах и стали отливать первые валдайские колокольчики. С 1816 г. называется заводом колокольное заведение Смирновых, И. Митрофанова, с 1841г. – Стуколкиных. В 1850-е годы появились заводы Лебедевых и Усачевых. В конце 1840-х г.г. на колокольных заводах Валдая обрабатывалось до 850 пудов меди на сумму около 11 тысяч рублей серебром. Рабочих насчитывалось 50 человек. Большие колокола при этом старались отлить на месте их установки, а не в Валдае на заводе. В начале XX в. в Валдае действовали заводы братьев Усачевых, Алексея Усачева, Георгия Андреева. Последний, начинал колокольную практику в Петербурге на заводе В.Орлова, открыв в начале XX в. самостоятельное производство у себя на родине в Валдае. Заводы прекратили свое существование после Октябрьской революции. Дольше всех работал завод братьев Усачевых. Это был последний колокольный завод России, закрытый в 1930 году».
http://autotravel-nn.ru/articles/selo-pureh/
7. Корабельный колокол. Река Волга. Баржи. Корабли.
ru/images/se&img://?arch https pos=1yandex.
https://yandex.ru/images/search?text=рында
8. Извозчики на улицах Иваново – Вознесенска.
Путеводитель. Иваново – Вознесенск.
9. Валдайские колокольчики.
10. Пурехские колокольчики.
https://pureh.jimdo. Фото из пурехского музея колокольчиков
11. Поддужные колокольчики.
https://www.u-mastera.ru/podduzhniy-kolokolchik.htm
12.Церковные колокола. Фото из личных архивов Никологорской И.А.
и Косаревой О.А.
Введенский храм. Иваново Никольский храм. Решма. Никольский храм. Ново -Талицы
13.Железнодорожные вокзалы: г. Тейково, г. Шуя.
Путеводитель Иваново – Иваново – Вознесенск.
Г. Шуя. Фото из личного архива Косаревой О.А.
Станционный колокол.
https://yandex.ru/images/search?p=os1&img_url
14.Пожарнаячасть №1. Г. Иваново. Пожарная часть на улице Негорелой. Пожарная часть на улице Советской. Первое пожарное депо на фабрике Я.Горелина 1905.год.
http://ivckw.ru/первая пожарная часть
15. Земская школа с. Ново – Талицы. Фото из архива школьного музея.
16. Школьные колокольчики. Фото из личных архивов Косаревой О.А. и Никологорской И.А.
17. Ивановский областной историко - краеведческий музей им. Д.Бурылина. Фото из личного архива Отмениной С.
18. Колокольчик для вызова прислуги. Фото из личного архива Отмениной С.
19.Рыбацкий и пастуший колокола. https:// рыбацкий yandex.ru//seahrimagestext=
20. Стихи о колокольчиках.
К. Бальмонт. Отрывок из стихотворения «Бубенцы».
«Дрогнув, брызнув звуком дружным,
С колокольчиком поддужным,
С голубицей голубец,
Бубенец и бубенец
К шее конской припадают,
Хмелем звончатым блистают,
Вылетают,
Западают,
Снова звонче, снова тают,
Сном рассыпчатым взрастают,
В сбруе звук и зрак колец,
И навзрыд - навзвон рыдают,
Из конца бегут в конец,
И навзвон - навзрыд хохочут,
Сердцу сердце вспевом прочут (...)»
Катенин П. А. Отрывок из стихотворения « К почтовому колокольчику».
«Ах, колокольчик, колокольчик!
Когда и над моей дугой,
Над тройкой ухарской, лихой
Ты зазвенишь? Когда дорога,
Широкой лентой раскатясь,
С своими пестрыми столбами
И с живописностью кругом,
Меня, мой колесистый дом,
Мою почтовую телегу,
К краям далеким понесет?»
М. И. Цветаева. «Семь холмов — как семь колоколов…»
«Семь холмов — как семь колоколов!
На семи колоколах — колокольни.
Всех счетом — сорок сороков.
Колокольное семихолмие!
В колокольный я, во червонный день
Иоанна родилась Богослова.
Дом — пряник, а вокруг плетень
И церковки златоголовые.
И любила же, любила же я первый звон,
Как монашки потекут к обедне,
Вой в печке, и жаркий сон,
И знахарку с двора соседнего.
Провожай же меня весь московский сброд,
Юродивый, воровской, хлыстовский!
Поп, крепче позаткни мне рот
Колокольной землей московскою!»
1Т. Петрова. Про свирель, гудок и бубен: Детская энциклопедия русских народных инструментов в картинках народного быта./ Калининград: ГИПП Янтарный сказ. 1995.
2Тихомиров А.М. Иваново. Иваново – Вознесенск. Путеводитель сквозь времена.- Иваново: ИД «Референт». 2011.
3К.Е. Балдин, В.Г.Барвенко, Г.В.Иванов. Ивановский край в истории Отечества. Учебное пособие по историческому краеведению для учащихся 9 класса. ИД «Референт». Иваново. 2007.
4 Смотри Приложение 20.
5 http://www.kolokola.com/archives/4013.Частник. 29 октября 2008 года.
6Федоров В. Отцы основатели // Земля Нижегородская. – 2010. – 18 июня https://pureh.jimdo.
7Пурех.http://autotravel-nn.ru/articles/selo-pureh/
8Завод Егора Клюикова. Пурех. Нижегородская губерния" Вячеслав Федоров. Краеведческий выпуск. https://pureh.jimdo.com/"
9Т.В.Гусарова. Медно-литейный промысел в селе Пурех Нижегородской...
opentextnn.ru/museum/nn/aetnolog...
10Валдайский колокольчик. http://fb.ru/article/226839/valdayskiy-kolokolchik-istoriya-foto-konstruktsiya-i-osnovnyie-elementyi
1110. http://web.snauka.ru/issues/2016/07/69725.
12Поддужный колокольчик. https://www.u-mastera.ru/podduzhniy-kolokolchik.html
13 К. Д. Бальмонт. Избранное : Стихотворения. Переводы. Статьи / Константин Бальмонт; [Сост., вступ. ст. и коммент. Д. Г. Макогоненко; Ил. Н. Е. Бочаровой], с. 342.
14 К.Е. Балдин, В.Г.Барвенко, Г.В.Иванов. Ивановский край в истории Отечества, стр. 104.
15http://37.mchs.gov.ru/pressroom/news/item/3461454
16 Википедия-https://ru.wikipedia.
17. М. Цветаева. Собрание сочинений в 7 томах. Т. 1, с. 56.
18 Частник.29 октября 2008 года. http://www.kolokola.com/archives/4013.