Научно-исследовательская работа
Краеведение
ИЗУЧЕНИЕ АРКТИЧЕСКИХ МОТИВОВ В ЗЕНДУДЛАХ КАК СРЕДСТВО ЗНАКОМСТВА С КУЛЬТУРОЙ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ И РУССКОЙ АРКТИКИ
Выполнила:
Хиневич Маргарита Денисовна
учащаяся 8 «В» класса
МБОУДО «ДДТ «Дриада»
г. Снежногорска Мурманской области
Руководитель:
Хиневич Евгения Сергеевна
к. соц. н., педагог дополнительного образования
МБОУДО «ДДТ «Дриада»
г. Снежногорска Мурманской области
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………3
НАУЧНАЯ СТАТЬЯ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ….6
История культуры и искусства Арктики………………………………………………….......8
Арктическая зона Российской Федерации, её субъекты……………………………….…..10
Культурные и социальные изменения этнокультурного ландшафта Российской Арктики
Изучение этнокультурного ландшафта субъекта Российской зоны РФ – Мурманской области через зендудлы……………………………………………………………………....11
ГЛАВА II. ОПИСАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ЕГО РЕЗУЛЬТАТЫ…………………….14
2.1. Этапы проведения исследования……………………………………………………...……..14
2.2. Дудлинг, зентангл и зендудл……………………………………………………………..…..14
2.3. Разнообразие зендудлов и их магические свойства………………………………………...15
2.4. Оформление альбома …………………………………………………………………...…....18
2.5. Анкетирование. Выводы …………………………………………………………………….18
2.6. Эксперимент. Выводы……………………………………………………………………...…19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..………....20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………21
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Проблема исследования. В последние годы все большее внимание общественности привлекает русская Арктика. Русская Арктика обладает огромными богатствами: населяющими ее коренными народами – носителями древних знаний и традиционной культуры; уникальной природой и животным миром, разнообразными природными ресурсами и т. д. Арктика является целостным самобытным регионом, удивительно прекрасным и необычным. Однако одной из проблем русской Арктики является ее малая известность и популярность как среди мирового сообщества, так и в пределах нашей страны. Также существует проблема взаимодействия и взаимовлияния культур. Для рассмотрения и решения вышеозначенных проблем мною и была выбрана тема настоящего исследования.
Актуальность темы исследования. Русская Арктика с ее богатейшей историей и культурой является подлинной мировой сокровищницей. На протяжении долгого периода здесь жили народы, развитие которых основывалось на принципах сотрудничества природы и общества на природно-непроизводительной площади. В условиях жестких ресурсных и иных природных ограничений в целях выживания народы Арктики приобрели уникальные познания и выработали устойчивую систему сотрудничества с природой.
Социокультурное пространство Арктики включает десятки малых этносов Севера и русский народ с их культурой, исторической связью времен, циркумполярной и евразийской цивилизациями, а также арктические артефакты, легенды и мифы, образ жизни, менталитет этносов, социокультурную среду. Интенсивное промышленное освоение русской Арктики делает актуальными вопросы сохранения уникальной северной природы, биологического разнообразия и самобытной культуры коренных жителей арктических территорий, а также поморской культуры.
Изучение арктических мотивов в зендудлах является очень интересным, познавательным и полезным.Зендудлы сейчас популярны как антистрессовые раскраски и среди подростков, и среди взрослых. Это хорошая возможность знакомства как с русской Арктикой в целом, так и с Мурманской областью в частности. Каждый желающий может использовать альбом не толбко в качестве раскраски, но и для ознакомления с культурными объектами Мурманска. Это, в свою очередь, будет способствовать повышению культурного уровня населения не только Мурманской области, но и всей России.
Целью настоящего исследования является создание зендудлов как способа знакомства с культурой и природой Арктики.
Для достижения цели ставятся следующие задачи:
- ознакомиться с историей культуры и искусства Арктики;
- изучить географию арктической зоны РФ и её субъектов;
- исследовать культурные и социальные изменения этнокультурного ландшафта русской Арктики;
- провести изучение этнокультурного ландшафта субъекта Российской зоны РФ – Мурманской области через зендудлы;
- дать характеристику дудлинга, зентангла и зендудла;
- провести анкетирование и сделать соответствующие выводы по полученным результатам;
- оформить альбом;
- описать проведенный эксперимент и сделать выводы.
Объектом данной работы выступает культура русской Арктики.
Предмет исследования – изучение культуры Мурманской области и русской Арктики через зендудлы.
Гипотеза исследования: предполагается, что арктические мотивы в зендудлах содействуют знакомству как с русской Арктикой в целом, так и с Мурманской областью в частности. Онипозволят представить культурное пространство русской Арктики в его прошлом и настоящем, в особенностях многовекового развития, многообразии культурных типов и ландшафтов. Изучение этнокультурного ландшафта Мурманской области через зендудлы вызывает интерес у окружающих и способствует познанию и освоению культуры региона российскими гражданами всех возрастов. Включение данного метода изучения русской Арктики в структуру регионального образования будет способствовать формированию современной культурной идентичности личности, развитию ее самопознания и творческих способностей.
Методы исследования: теоретические и практические.
1. Теоретические: изучение информационных источников, обобщение.
2. Практические: анкетирование, эксперимент, наблюдение, поиск, анализ.
Новизна проведенного исследования заключается в следующем: впервые проведено исследование русских арктических мотивов, этнокультурного ландшафта Мурманской области через различные техники рисования; осуществлено применение зендудлов и их магических свойств к изучению этнокультурного ландшафта Мурманской области и остальной территории русской Арктики; введен новый материал по результатам проведенных анкетирования и эксперимента.
Теоретическая значимость исследования заключается в создании концепции изучения русской Арктики через различные техники рисования, в том числе зендудлы, развитии культурологических аспектов регионоведения, применении различных техник рисования в изучении русских арктических мотивов и опыте осмысления динамики культуры на указанной территории. Это может способствовать обновлению сложившихся представлений о русской Арктике и формированию самопознания и творческого развития личности.
Практическая значимость настоящей работы определяется новизной поднятых в работе актуальных проблем и предлагаемых решений. Оно может заполнить пробелы в трудах по художественной культуре. Материалы настоящего исследования могут быть использованы для включения в пособия по истории и культурологии арктического региона, применяться в художественной практике, для развития сферы культуры и искусства в целом.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
История культуры и искусства Арктики
Археологические находки демонстрируют, что человек начал осваивать Арктику с древнейших времен. Так, на территории современной Якутии в 1982 году была найдена древнейшая стоянка человека Диринг-Юрях. Ее возраст насчитывает около 2,9 млн. лет.
Коренные народы Арктики являются древнейшим этносом мира. Самая ранняя культура циркумполярной цивилизации – культура предков эскимосов на побережье Берингова моря (4-5 тысяч лет до н.э.). Алеуты до появления русских первопроходцев исповедовали анимизм и шаманизм. В конце 18 века они были обращены в православие и многие аборигены сами стали миссионерами1.
Циркумполярная цивилизация знает и исчезнувшие культуры. Например, древнеэскимосская культура дорсет (начало 1-го тысячелетия до н.э. – начало 2-го тысячелетия н.э.). В 600-1100 гг. наряду с туле развивалась культура пунук, представители данных культур населяли противоположные берега Берингова пролива. От этих культур берут начало современные эскимосы.
С XII в. берега Белого и Баренцева морей были заселены русскоязычной группой этноса – поморами. Поморская культура – русский вариант морской культуры в Арктике. Крестьяне-земледельцы, пришедшие на Север из Новгородских и Ростово-Суздальских земель, сделали своим «полем» море, где добывали рыбу, морского зверя. Тем самым они создали своеобразную морскую культуру. Северные моря снабжали поморов. При этом Белое море в данных условиях сыграло главную роль в этногенезе. Таким образом, в бассейне р. Мезень образовались две большие этнографические группы русского населения: «поморы» и «поречане»2.Именно поэтому в XVI–XVII вв. весь Русский Север назывался «Поморьем», «Поморским краем». На протяжении XVIII–XIX вв. помора считали особым типом русского человека, имеющего такие черты, как предприимчивость, смелость, ум, независимость в делах и суждениях.
Развитие культуры русской Арктики тесно связано со спецификой материальной и духовной культуры этноса, народной архитектурой, ландшафтной частью культурного наследия народов Арктики, образовавшейся системой священных природных мест коренных народов Арктики и русских православных храмов Поморья. Особенность обитания русского человека в условиях Севера и Арктики создавала специфический тип мышления, опиравшийся на православие. Старообрядчество было господствующей формой православия в Поморье.
Самобытным ответвлением русской архитектуры в русской Арктике выступало культовое деревянное зодчество. На территории Поморье получили широкое распространение и сохранились до сих пор уникальные деревянные церкви всех типов. Особенностью морской культуры Поморья являлось строение промысловых часовен.
На побережье Белого и Баренцева морей, на островах, в местах рыбного, зверобойного промыслов возводились деревянные кресты. Поморы ставили кресты на промысловых становищах, тонях, в поморских деревнях. Они представляли собой не только памятники архитектуры, крестьянской письменности, культа, но и выступали в роли навигационных знаков, которые были нанесены на лоцманские карты3.
Анализируя историю искусства Арктики, следует отметить, что веками сложившийся уклад жизни кочевых оленеводов, континентальных охотников и морских зверобоев, унаследование традиционных элементов культуры быта, обрядов, одежды и декора характеризуют специфику искусства народов Арктики. Особое место в ней имеют пиктографические рисунки на бересте, уникальные в своем роде. Их можно отнести к пиктографической письменности, т.к. они являлись способом общения кочевников тундры. На очищенном куске бересты кончиком ножа наносились линии, иногда проводились точечные пунктиры. Процарапанные места на светлом фоне четко выделяются, когда наружу выходит нижний темный слой бересты. Известны три вида пиктографического творчества народов Арктики: любовные письма, карты местности и сюжетные рисунки на бересте.
Наиболее распространенным видом древнего графического искусства народов Арктики выступали сюжетные рисунки. Как правило, берестяные письмена демонстрируют повседневную жизнь в стойбищах, охоту, дальние походы. Силуэтные рисунки, нарисованные в профиль и с высокой точки зрения, скупыми штрихами точно передают время года, места охоты, рыбной ловли, повседневные заботы, разновременные события и даже последствия войны. Пиктографические рисунки демонстрируют раннее появление искусства графики у народов Арктики.
Декоративно-прикладное искусство, создаваемое народами русской Арктики, неразрывно связано с изображением природы края. Разнообразное богатство природы показывается в произведениях народного декоративного искусства (Приложения 1, 2, 3).
Также хотелось бы отметить, что в русской Арктике распространено уникальное искусство – меховая мозаика. Это композиции из кусков меха, разных по цвету, вырезанных по шаблону и сшитых вместе таким образом, что получается единая поверхность с орнаментом. Например, на плечах и нижнем крае верхней зимней одежды ненцев по темному фону имеются белые зигзагообразные фигуры, сильно вытянутые по вертикали, с тонкими линиями и утолщениями в углах4.
Также большое значение в русской Арктике придавалось орнаментальному искусству. Орнамент северных народов богат и многогранен. Так, например, Тунгусский орнамент – одно из явлений национальной культуры эвенов и эвенков, отражающее ее своеобразие и специфические черты. Следует отметить, что орнаментика – это наиболее самобытный элемент этнической культуры. При этом он подвержен меньшим изменениям, чем предметы повседневного использования. В настоящее время очень распространено использование форм, композиций и элементов традиционной северной орнаментики в различных областях культуры. Например, при создании товарных знаков, в дизайнерских и оформительских работах и т. д.
В завершение хотелось бы отметить, что в период длительного исторического развития северные народы Арктики создали множество памятников культуры и декоративного искусства, образующих в настоящее время часть уникального культурного наследия циркумполярного региона и внесших большой вклад в мировую культуру. Циркумполярная культура народов русской Арктики демонстрирует систему гармоничного сосуществования природы и человека. Уникальные знания северных кочевников передавались из поколения в поколение посредством памятников культуры и искусства, выступающих неповторимыми образцами декоративно-прикладного искусства этноса.
1.2. Арктическая зона Российской Федерации, её субъекты
Правовой статус Арктической зоны РФ (далее – АЗРФ), её состав, границы акватории и суши, порядок внесения изменений окончательно пока не установлен. До сих пор не принят соответствующий закон об АЗРФ, включая не только сушу, но и акватории северных морей СЛО, акваторию Севморпути, воздушное пространство.
Впервые понятие АЗРФ было установлено решением Государственной̆ комиссии при Совете Министров СССР по делам Арктики от 22.04.1989 года. В состав арктической зоны тогда были включены5:
- Полностью или частично северные территории 8‐ми действующих тогда субъектов: Республики Саха (Якутия), Красноярского края, Мурманской области, Архангельской области, Ненецкого автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа, Чукотского автономного округа.
- Земли и острова, указанные в Постановлении Президиума ЦИК СССР от 15.04.1926 г. «Об объявлении территорией СССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане».
- Внутренние морские воды, территориальное море, исключительная экономическая зона и континентальный шельф, в пределах которых Россия обладает суверенными правами и юрисдикцией в соответствии с международным правом.
Аналогичный состав АЗРФ определен в настоящее время в «Основах государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу»6.
Согласно Указу Президента России от 02.05.2014 года № 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны РФ»7 в состав АЗРФ полностью вошли 4 субъекта РФ: Мурманская область, Ненецкий, Ямало-Ненецкий и Чукотский автономные округа, а также 16 муниципальных образований:
- города Воркута, Норильск, Архангельск, Северодвинск, Новодвинск;
- Аллаиховский улус (район), Анабарский национальный (Долгано-Эвенкийский) улус (район), Булунский улус (район), Нижнеколымский район, Усть-Янский улус (район) – Республики Саха (Якутия);
- Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район, Туруханский район – Красноярского края;
-Мезенский муниципальный район, Новая Земля, Онежский муниципальный район, Приморский муниципальный район – Архангельской области.
- города Архангельск, Северодвинск, Новодвинск образуют Архангельско-Северодвинскую городскую агломерацию – «Большой Архангельск».
В АЗРФ входят также острова, расположенные в акваториях морей Северного Ледовитого океана: архипелага Новая Земля (2 самых крупных и множество малых), 192 острова архипелага Земля Франца-Иосифа, более 100 островов Соловецкого архипелага и др. МО городской округ «Новая Земля» действует в структуре управления Архангельской областью с конца XX века. МО «Сельское поселение Соловецкое» входит в состав Приморского муниципального района. Итак, АЗРФ – макрорегион, состав и южная граница которого впервые законодательно установлены в Указе Президента РФ.
Таким образом, можно сформулировать следующее определение АЗРФ: это внутренние морские территориальные воды, исключительные экономические зоны акваторий Баренцева, Белого, Карского, Лаптевых, Восточно-Сибирского и Чукотского морей, континентальный шельф, определяемый в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву, акватория СМП как исторически сложившаяся национальная транспортная коммуникация РФ, все как открытые здесь, так и могущие быть открытыми в дальнейшем земли и острова, расположенные в СЛО, сухопутные северные территории субъектов РФ и муниципальных образований на побережье северных морей, имеющих выходы к акватории СЛО, обеспечивающие безопасность российского государства.8
1.3. Культурные и социальные изменения этнокультурного ландшафта Российской Арктики
При рассмотрении культурного и социального измерения этнокультурного ландшафта российской Арктики основными признаками выступает анализ динамики населения, его этнического состава и проблемы языкового разнообразия. Очеловеченный ландшафт российской Арктики включает этническое, мультикультурное, социально-экономическое пространство c населением в 2,5 млн. человек. Следует отметить, что особое место в этническом разнообразии культур России занимают 40 коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Арктический этнокультурный ландшафт является составным элементом глобального ландшафта, состоящего из 10 000 культур и 6 900 языков. Следует отметить, что во всем мире в XXI веке усиливаются процессы отмирания традиционных культур, языков и малых этносов. В частности, забываются традиции, уязвимые культуры становятся незначительными или вовсе исчезают9.
В русской Арктике осуществляются культурные процессы, свойственные всему обществу. Языки, культуры, как и их носители, адаптируются к реальностям XXI в. Так, перепись 2002 и 2010 гг. показывает, что происходит естественный процесс умирания ненецкого языка. Среди ненецкого этноса усиливаются процессы объединения, смены этнической идентификации у потомков смешанных браков. Русский язык в быту, коммуникациях, потреблении продуктов, массовой культуре постепенно вытесняет родной язык не только у ненцев, но и у других коренных малочисленных народов.
Между тем, следует отметить положительную динамику в росте населения. Так, общее количество ненцев за 1926–2010 гг. выросло с 18 000 до 44 000 человек. Возросла численность коренных малочисленных народов (эвенков, юкагиров, долганов, чукчей) также в Республике Саха (Якутия) с 28 200 в 1989 году до 40 200 в 2010 году. Но здесь же за период с 1989 по 2010 г. сократилось число эвенов с 10 600 до 9 80010.
Хотелось бы отметить позитивный пример в проведении этнополитики в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе, где реализуются проекты «Языковое гнездо», «Этнопедагогический и национально-языковой компоненты в начальной школе обучения», а также проводятся муниципальный конкурс декоративно-прикладного творчества «Таймырская радуга», муниципальная олимпиада по родным языкам. Кроме того, реализуются новые подходы к образовательному процессу детей-кочевников, предусматривающие внедрение промыслов и декоративно-прикладного искусства в образовательную среду. Осуществляется проект «Русская литература на языках таймырских этносов». В ходе конкурса выбирается литературное произведение, которое переводится впоследствии на пять языков коренных малочисленных народов Таймыра 11.
Таким образом, основными направлениями проводимой нашим государством этнополитики в АЗРФ в языково-культурной сфере становятся обеспечение продуктивного доступа коренных народов к использованию разнообразных знаний, развитие многоязычия, проведение образовательных курсов на родном языке, языках межнационального и международного общения, перевода на языки коренных народов.
1.4. Изучение этнокультурного ландшафта субъекта Российской зоны РФ – Мурманской области через зендудлы
Анализ динамики развития культурных ландшафтов Кольского Севера, в том числе Мурманской области, представлен в монографиях и научных трудах, например, в монографии П. В. Федорова «Культурные ландшафты Кольского Севера: структура и историческая динамика».
В настоящем исследовании предлагается изучение этнокультурного ландшафта субъекта Российской зоны РФ – Мурманской области посредством рассмотрения структуры и исторической динамики его культурных ландшафтов через зендудлы.
Следует отметить, что четкого понятия термина «культурный ландшафт» не имеется. В словаре иностранных слов указано только, что ландшафт (нем. Landschaft) – общий вид местности; 2) картина, изображающая природу. Далее поясняется понятие «географический ландшафт», а о культурном ландшафте ничего не сказано12.
Попытаемся определиться с этим понятием. Итак, культура – в широком смысле – всё, что создано человеческим обществом благодаря физическому и умственному труду людей. Следовательно, понятие «культурный ландшафт» включает всё, что создано веками на Кольском Севере, в том числе в Мурманской области. Это природа, города и заводы, памятники, дома, корабли и портовые сооружения, транспорт и т. п.
Под этнокультурным ландшафтом Мурманской области следует понимать структуру множества культур, которые являются частью глобального социума. Это десятки этносов, разнообразие культур и цивилизаций, их отношения по поводу власти и управления, обеспечения жизнедеятельности на Кольском Севере, освоения природных ресурсов. Таким образом, этнокультурный ландшафт Мурманской области включает как сушу, так и море, общую мультициркумполярную цивилизацию, человеческие ценности, природные и культурные ресурсы.
Понятие «зендудл» образовано из двух слов: «зен» (или «дзен») и «дудл». «Зен» означает «успокоить душу или мысли и найти свою середину». «Дудл» происходит из английского языка и означает «писать неразборчиво» или «рисовать каракули». «Зендудл» можно в итоге перевести как «каракули, которые несут успокоение», или, еще точнее, «медитативное рисование». Если сосредоточиться на рисовании повторяющегося узора, то человек успокаивается.
Метод рисования зендудла предполагает, что рисунок из штрихов и линий все время повторяется в определенном порядке. Так возникает сложный узор. Концентрация на ритмичном и поочередном нанесении штрихов, а также на повторяющихся узорах, приводит к тому, что человек забывает о своих заботах. Планомерные, обдуманно проведенные линии, превращающиеся в аккуратный узор, приводят к внутреннему умиротворению. Это происходит автоматически, неосознанно и без каких-либо усилий. С помощью данной техники рисования можно не только создавать интересные и очень своеобразные произведения искусства, но и улучшать свое психологическое состояние.
Методы рисования зендудла можно использовать и в школе, и во время лечения. Помимо расслабляющего эффекта в ходе точного прорисовывания заданной последовательности штрихов у детей развивается способность концентрироваться и усидчивость. Попутно, в игровой форме, тренируется мелкая моторика и координация системы глаза – руки. Благодаря этой технике улучшается память. Рисовать зендудл можно не только в одиночку, но и в группе. Отдельные штрихи узора сначала можно показывать на доске, а затем ученики переносят их на бумагу. За счет разного уровня сложности узора упражнение может быть адаптировано к успеваемости и способностям ученика.
Полагаем, что изучение этнокультурного ландшафта субъекта Российской зоны РФ – Мурманской области через зендудлы является очень интересным, познавательным и полезным.Зендудлы сейчас популярны в качестве антистрессовых раскрасок как среди детей, так и среди взрослых. Это прекрасная возможность для знакомства с русской Арктикой, с Мурманской областью. Каждый желающий может использовать альбом как раскраску, при этом знакомиться с культурными объектами Мурманска. Это было бы интересно не только для мурманчан, но и для туристов, иностранцев и самих россиян, что, в свою очередь, послужит толчком к повышению культурного развития как самих мурманчан, так и остальных жителей нашей страны. Поэтому, на наш взгляд, изучение этнокультурного ландшафта Мурманской области через зендудлы представляется чрезвычайно перспективным.
ГЛАВА II. ОПИСАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ЕГО РЕЗУЛЬТАТЫ
2.1. Этапы проведения исследования
Для проверки гипотезы исследование включало три этапа (таблица 1):
Этапы исследования
Таблица 1.
Этап |
Задачи |
Используемые методы |
Сроки |
1 этап. Теоретическое исследование проблемы |
- изучить и проанализировать познавательную и научную литературу. |
самостоятельное размышление; изучение информационных источников; поиск необходимой литературы. |
январь 2018 – май 2018г. |
2 этап. Практическое исследование проблемы |
- провести анкетирование учащихся 7-х и 8-х классов; - провести эксперимент; - оформить альбом. |
наблюдение; анализ; сравнение; анкетирование. |
май 2018 |
3 этап. Практическое использование результатов |
- провести эксперимент на примере альбома о культуре Кольского Севера, оформленного в технике зендудлинга; - обобщить изученную информацию; сделать общие выводы по исследованию. |
- наблюдение; - систематизация; - отчет (устный, письменный, с демонстрацией материалов) |
май 2018– сентябрь 2018г. |
2.2. Дудлинг, зентангл и зендудл
Сегодня очень популярными становятся техники рисования, которые не имеют ограничения по возрасту. Их уникальность заключается в том, что рисовать так могут и дети и взрослые. Мы практикуем их с младенчества, как только начинаем брать в руки карандаш и лист бумаги.
Эти техники называются дудлинг. В переводе с английского языка «doodle» – это бессознательный рисунок, «doodles» – каракули, закорючки. Выходит, что дудлинг – это бессознательная техника рисования простых фигурок (точек, кружков, каракуль)13. Этот способ рисования интересен тем, что помогает развивать творческие способности, воображение, а также позволяет расслабиться и дать выход внутренней энергии.
Каждый из нас во время какого-либо занятия (сидя на уроке или разговаривая по телефону) брал в руки ручку или карандаш и машинально рисовал на полях тетради фигуры, линии, узоры. Такое бессознательное рисование отключает нас от окружающего мира и помогает сосредоточиться на необходимом. Это отличный способ погрузиться в свой внутренний мир, избавиться от тревог и негативных переживаний, обдумать нерешённую задачу или просто увлекательно провести время.
В настоящее время дудлинг относят не только к способу развития собственных творческих способностей или методу релаксации, но и к отдельной технике рисования, у которой появляется всё больше поклонников. При этом все рисунки получаются неповторимыми даже у одного человека. Чтобы рисунки получились одинаковыми, требуется уже осознанный подход.
Зентангл – эта техника подобна дудлингу, но является более осознанной и требует большего сосредоточения. В переводе с английского «zen» – уравновешенность и «rectangle» – прямоугольник. Для рисования в этой технике используется квадрат размером 9х9 см, внутри которого размещается рисунок. Рисунки в стиле зентангл исполнены с помощью разнообразных элементов – фигурок, линий, точек и пр. Зентангл – стиль изобразительного искусства, требующей особой концентрации и внимания. Рисование в такой технике поможет собраться с мыслями, освободиться от накопленных переживаний, успокоиться, развить креативность14.
За рубежом занятие зентенглингом практикуется во многих странах. Создаются целые школы с уникальными методиками и практиками. Это очень интересное и творческое занятие, доступное каждому, не требующее специализированных навыков и умений художника.
Два предыдущих понятия объединяет в себе термин зендудлинг. Зендудлинг – это техника вдумчивого рисования, но в отличие от зентанглов, не ограниченная размером и формой. Зендудлы – это рисунки, которые соединяют узоры в конечную понятную картину. С помощью простого процесса рисования повторяющихся узоров шаг за шагом возникает сложный узор и создается удивительный рисунок. Эту несложную технику могут освоить даже дети.
2.3. Разнообразие зендудлов и их магические свойства
Метод рисования зендудла предполагает, что рисунок из штрихов и линий все время повторяется в определенном порядке. Почему же такому несложному способу рисования приписывают много удивительных свойств? Почему зендудлы более известны под называнием «раскраски-антистресс»?
Когда мы концентрируемся на ритмичном и поочередном нанесении штрихов, на повторяющихся узорах, мы целиком расслаблены и забываем о своих заботах. Превращая линии и штрихи в аккуратный узор, человек находит внутреннее умиротворение, приводит в порядок мысли, расслабляется. Многие любители зендудлинга отмечают, что во время рисования очень скоро появляется легкость и хорошее настроение. Такой же эффект умиротворения возникает во время медитации. Внутренний мир можно вновь привести в порядок, так сказать, расставить все по местам. Это происходит автоматически, неосознанно и без каких-либо усилий. Техника зендудлинга благоприятно влияет на развитие памяти, усидчивость. Рисовать зендудл можно не только в одиночку, но и в группе, в том числе в классе. Часто это беспроигрышный способ привести класс в равновесие и наладить работу на уроке.
Таким образом, можно выделить следующие свойства зендудлов:
1. помогают улучшить память;
2. способствуют решению проблем;
3. развивают креативность и творческие способности;
4. позволяют эффективней работать с информацией;
5. повышают успешность работы группы;
6. помогают сосредоточиться;
7. позволяют расслабиться и снять стресс;
8. придают новые духовные силы.
Помимо всего перечисленного не стоит забывать, что в процессе рисования зендудла, у художников возникает восхищение результатами своего творчества, ведь, благодаря их действиям, создаются удивительные декоративные узоры и орнаменты. Очевидно, у человека есть внутренняя потребность украшать мир вокруг себя.
Тематика зендудлов очень разнообразна. Большой популярностью пользуются рисунки с изображением животных, цветов, сказочных существ. Встречаются зендудлы, исполненные в стиле различных культур и эпох, что, несомненно, позволяет помимо развития творческих и медитативных навыков, глубже погружаться в традиции, искусство и историю разных стран и времен.
Таинственные города, этические орнаменты и узоры, подводный мир и его обитатели, эльфы и драконы, обитатели волшебного леса, птицы и животные – вот популярные направления зендудлинга.
Дудлпедия – это познавательная книга, в которой собрано множество увлекательных фактов о людях и животных, и одновременно творческий альбом, в котором можно рисовать и раскрашивать15. Известный факт – освоение материала через творчество происходит легче и проще. Создание чего-то нового, участие в творческом процессе помогает быстрее запомнить новую тему, закрепить ее в образах. Вот почему дудлпедии становятся все более популярными.
Любопытно, насколько эффективно будет изучение родного края через интересные образы и рисунки, созданные с помощью зендудлинга? Увлечет ли учащихся процесс создания зендудлов в тематике Кольского Севера? Поможет ли это лучше запомнить материал и вызвать интерес школьников к изучению родного края?
Кольское Заполярье всегда привлекало исследователей своей историей, природой и культурой. Нам, жителям этого края, просто необходимо знать его особенности, историю и традиции коренного населения.
Почти вся территория Кольского полуострова расположена за Северным полярным кругом. На севере полуостров омывается водами Баренцева моря, на юге и востоке – водами Белого моря. В этих морях в изобилии водятся треска, камбала, мойва, сельдь, палтус, краб, морская капуста. В бесчисленных озерах Мурманской области водятся сёмга, палия, сиг, форель, хариус, щука и др.
Животный мир Кольского полуострова невероятно разнообразен. Любители природы приезжают сюда полюбоваться прекрасной средой обитания редких животных. На просторах Кольского полуострова водятся различные таежные и тундровые животные. Медведь, волк, куница, лисица, белка, песец, лось, северный олень – это далеко не полный список представителей фауны полуострова. В тундре и лесотундре могут повстречаться лемминги и песцы, а летом велика вероятность увидеть знаменитого северного оленя. Жители Кольского полуострова заботятся о сохранении и увеличении популяции редких видов животных. Именно поэтому здесь располагается большое количество заповедников и заказников.
На протяжении столетий наш край и его жители привлекали внимание многих исследователей. История Кольского Севера неразрывно связана с его коренными жителями – саамами. Саамы Кольского полуостровапредставляют собой совершенно самостоятельную этнографическую группу, которую называют кольскими саамами (лопарями). Основными видами хозяйственной деятельности группы являются оленеводство, рыболовство и охота.
Саамы – народ с очень самобытной культурой. Его редкое своеобразие сделало этот народ своего рода культурной загадкой. Древняя история лопарей в настоящее время изучена еще недостаточно.
Изучение культуры родного края, животного и растительного мира Кольского Севера, быта и традиций саамов – несомненно, является важной частью образования детей. Чтобы сделать процесс обучения творческим и увлекательным, можно использовать современные методы и направления освоения материала. Зендудлы как один из новых способов знакомства с информацией, вполне могут справиться с этой задачей. Рисуя сюжеты из жизни саамов, повторяя традиционные орнаменты их костюма, мы как бы невзначай постигаем культуру этноса. Вырисовывая замысловатыми узорами представителей флоры и фауны (или раскрашивая уже готовый зендудл), мы запоминаем образы животных, рыб, птиц, обитающих на Кольском полуострове. Это поможет увлекательнее и глубже подойти к изучению родного края.
2.4. Оформление альбома
Чтобы достичь цели исследования, мы попытались разработать альбом, с помощью которого можно наглядно изучать культурный ландшафт Кольского Севера. Мы решили остановиться на культуре коренных жителей Кольского полуострова – саамов, известных памятниках г. Мурманска, окружающем мире родного края и даже коснулись геральдики Мурманской области. В технике зендудлинга был оформлен альбом.
Работа над альбомом проходила в тихой и спокойной обстановке. Было замечено, что последовательное рисование штрихов и деталей рисунков требует большой концентрации и усидчивости. Дальнейшее раскрашивание изображений не менее увлекательный процесс. Каждое изображение сопровождено цветной фотографией и кратким пояснением. Раскрашивая очередной зендудл, человек имеет возможность ознакомиться с информацией об объекте, изображенном на рисунке. Представителей животного мира Кольского полуострова мы расписывали в свободной форме, как подсказывала фантазия. К изображению деталей быта саамов мы подошли серьезно и попытались передать символику коренных жителей Кольского Севера.
2.5. Анкетирование. Выводы
Чтобы проверить нашу гипотезу, выяснить, знакомы ли учащиеся г. Снежногорска Мурманской области с зендудлами и узнать, вызовут ли они интерес у ребят, мы провели анкетирование. В анкетировании приняли участие 115 учащихся 3 – 9 классов. Анкетирование учащихся проводилось в Доме детского творчества «Дриада» по согласованию с педагогами. Вопросы анкеты представлены в ПРИЛОЖЕНИИ №4.
Основные выводы по результатам анкетирования:
Рисование – один из самых интересных и занимательных видов проведения досуга. Каждый человек с раннего детства испытывал тягу к рисованию, вырисовывая сначала кружки, линии и точки, а затем более сложные и замысловатые рисунки. Почти все ребята, принявшие участие в опросе (96%), отметили, что любят рисовать или раскрашивать. И только 4% опрошенных на первый вопрос нашей анкеты ответили отрицательно.
Несмотря на то, что возраст учащихся разный, интерес к теме исследования наблюдался у большинства ребят. При всей любви к рисованию и раскрашиванию, учащиеся, как выяснилось, практически не знакомы с термином «зендудлы». 98% опрошенных на вопрос нашей анкеты: «Знаете ли Вы, что такое «зендудл»?» ответили отрицательно, 2% – положительно. Возможно, сам термин большинству из учащихся незнаком или еще не закрепился в памяти. Можно предположить, что зендудлы больше известны многим учащимся как раскраски-антистресс, так как чаще мы слышим именно это определение. И, вероятно, каждый из опрошенных школьников хоть однажды встречался с этим видом творчества и досуга.
Необычный термин привлек внимание ребят и на предложение поработать в новой технике 98% опрошенных охотно согласились, оставшиеся 2% учащихся затруднились ответить (диаграммы представлены в ПРИЛОЖЕНИИ №5).
2.6. Эксперимент. Выводы
Выявив интерес учащихся к зендудлам, мы провели эксперимент. Цель эксперимента – опробовать новый способ изучения культурного ландшафта Мурманской области. В эксперименте приняли участие 98 учащихся.
Мы использовали рисунки из альбома, составленного ранее по теме исследования. Ученикам рассказали, что перед ними изображения, созданные в технике зендудлинга, что такое зендудлы и предложили раскрасить их на занятии. Рисунки школьники выбирали по желанию. В это время ребятам рассказали о животном и растительном мире Кольского полуострова, познакомили с памятными местами города Мурманск, с геральдикой Мурманской области. Также участникам эксперимента был представлен рассказ о коренных жителях нашего края, жизни и основных видах деятельности саамов. Рассказ сопровождался иллюстрациями в стиле зендудлов из альбома о Кольском Севере (некоторые образцы рисунков представлены в ПРИЛОЖЕНИИ №6).
Как показал эксперимент, такой подход к изучению информации оказался достаточно увлекательным для ребят. Было отмечено, что ребята во время прочтения доклада вели себя не шумно и внимательно слушали рассказ. В ходе закрашивания деталей рисунков, ребята находились в хорошем настроении. Многих привлекло наличие мелких деталей в картинках и возможность сделать красочный рисунок своими руками. Школьникам было предложено доработать свои рисунки дома и при желании найти больше информации по заинтересовавшей их теме, чтобы в дальнейшем поделиться ею с одноклассниками, с родителями.
Наш эксперимент подтвердил предположение о том, что зендудлы интересны и занимательны для школьников разного возраста. Ребята в ходе эксперимента вели себя сосредоточенно и с особым энтузиазмом выполняли работу. Каждый участник раскрасил рисунки по-своему. Все они получились яркими и уникальными.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования мы решили поставленные задачи:
- рассмотрели историю культуры и искусства Арктики;
- проанализировали арктическую зону РФ, её субъекты;
- познакомились с культурными и социальными изменениями этнокультурного ландшафта русский Арктики;
- изучили этнокультурный ландшафт субъекта Российской зоны РФ – Мурманскую область через зендудлы.
- познакомились с литературой по теме работы, проанализировали статьи в интернет-источниках, связанные с техникой зиндудлинга;
- провели анкетирование и эксперимент, познакомили учащихся с новым термином «зендудл» и с техникой его выполнения;
- разработали альбом о культурном ландшафте Мурманской области, изобразив с применением элементов зендудлинга коренных жителей нашего края, представителей флоры и фауны, геральдику и памятные места Мурманской области;
- привлекли внимание школьников к зендудлам и опробовали изучение нового материала с применением иллюстраций из альбома, созданного в популярной технике.
Наше исследование подтвердило, что новый способ знакомства с информацией через зендудлы станет полезен и интересен учащимся. Творческий подход к работе через зендудлы позволяет школьникам проявить творческие способности, креативность и глубже вникнуть в процесс освоения новой темы. Проведенные анкетирование и эксперимент доказали – работа с зендудлами помогает сосредотачиваться и эффективней работать с материалом как индивидуально, так и в группе.
Изучение культурного ландшафта посредством зендудлов можно применять на уроках краеведения, окружающего мира или внеклассных занятиях. Мы считаем, что такой метод освоения новой информации может быть включен в школьную программу наравне с новыми технологиями, используемыми в образовании.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Указ Президента РФ от 02.05.2014 N 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
Бернштам Т.А. Русская народная культура Поморья в XIX – начале XX в.– Л.: Наука, 1983. – 233 с.
Бубенцов В.Н., Плюхин В.У. Искусство Кольского Севера. – Мурманск: НИЦ «Пазори», 2006. – 112 с.
Головатый И.Н. Нормативное правовое регулирование развития Арктической зоны Российской Федерации // Межотраслевая информационная служба. – 2016. – N 4. – С.23-30
Дудлинг и зентангл – интересные техники рисования // https://ihappymama.ru/dudling-i-zentangl-interesnye-tehniki-risovaniya/ (Дата обращения: 11.03.2018 г.).
Захаренко Е.Н. Новый словарь иностранных слов. – Изд. 3-е, испр. и доп. – М.: Азбуковник, 2008. – 1037 с.
Зендудл – рисование для релаксации, медитации и вдохновения // https://subscribe.ru/group/obo-vsyom-ponemnogu/9322216/ (Дата обращения: 05.03.2018 г.).
Каплан Н.И. Декоративно-прикладное искусство народов севера. – [Электронный ресурс]. // Режим доступа: URL: https://xn-----6kcbac1azfofe4cmqhvgl0bzre.xn--p1ai/stati/kultura/dekorativno-prikladnoe-iskusstvo-narodov.html (Дата обращения: 10.08.2018).
Кохичко А.Н. Край, который я люблю. – Мурманск: МОИПКРО, 2006. – 144 с.
Куратов А.А. Поморы // Поморская энциклопедия: в 5 т. – Т. 1: История Архангельского Севера. – Архангельск: Поморский гос. ун-т, 2001. – 483 с.
Лукин Ю.Ф. Российская Арктика в изменяющемся мире. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://diss.seluk.ru/monografiya/879501-1-yuf-lukin-rossiyskaya-arktika-izmenyayuschemsya-mire-monografiya-arhangelsk-ipc-safu-2013-udk-323985-bbk-663211-l84-rekomendovano.php (Дата обращения 10.08.2018).
Лукин Ю.Ф. Этнокультурный ландшафт российской Арктики: от концептуализации знаний к управлению конфликтами // Арктика и Север – 2015. – №21. – С. 118-143
Макарова О.А. и др. Растительный и животный мир Мурманской области, 2007. – 152с.
Мурманская область. Природа Мурманской области. Природа Кольского полуострова. // http://tumannyj.ru/p0020.htm (Дата обращения: 19.03.2018 г.).
Пархоменко И.Т., Радугин А.А. Культурология в вопросах и ответах. – М.: Центр, 2011. – 244 с.
Пахомов А.А., Мостахова Т.С. Арктические территории: проблемы развития и освоения (на примере Республики Саха (Якутия)) // Экономика Востока России. – 2014. – № 2. – С. 33-42
Российские саами. Саамы Кольского полуострова. // http://saami.su/ (Дата обращения: 19.03.2018 г.).
Современные направления в искусстве: doodling, zentangle и zendoodle. // https://popart.mirtesen.ru/blog/43149823193/Sovremennyie-napravleniya-v-iskusstve:-Doodling,-Zentangle-i-Zen (Дата обращения: 22.03.2018 г.).
Федоров П.В. Культурные ландшафты Кольского Севера: структура и историческая динамика. – Мурманск: ИГГУ, 2014. – 175 с.
Что такое зенддулинг? // https://liveposts.ru/articles/creative-handmade/chto-takoe-zendudling (Дата обращения: 15.01.2018 г.).
Шилин К.И., Винокурова У.А. Культура Арктики – живой капитал планеты // Культура Арктики: коллективная монография. – Якутск: ИД СВФУ, 2014. – (Культура Арктики; Вып. 1). – С.21-29.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Чукотская резьба
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Ворон. Резьба по кости
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Якутские чороны. 19 век.
ПРИЛОЖЕНИЕ №4
АНКЕТА
Здравствуйте!
Перед Вами анкета, целью которой является определение знаний у учащихся о зендудлах и интересе к рисованию. Заполнение анкеты не займет много Вашего времени. Анкета состоит из пяти вопросов и полностью анонимна. Заранее благодарим Вас за ответы!
1. Укажите Ваш возраст:
А) 9 – 12 лет
Б) 13 – 16 лет
2. Укажите Ваш пол:
А) мужской
Б) женский
3.Нравится ли Вам рисовать или раскрашивать?
А) да
Б) нет
В) не знаю
4. Знаете ли Вы, что такое «зендудл»?
А) да
Б) нет
5. Хотели бы Вы узнать, что такое «зендудл» и попробовать поработать в этой технике?
А) да
Б) нет
В) не знаю
ПРИЛОЖЕНИЕ №5
Диаграммы по результатам анкетирования учащихся
ПРИЛОЖЕНИЕ №6
Рисунки в технике «Зендудл», использованные для эксперимента
Оформление альбома
1 Шилин К.И., Винокурова У.А. Культура Арктики – живой капитал планеты // Культура Арктики: коллективная монография .- Якутск : ИД СВФУ, 2014. - (Культура Арктики ; Вып. 1). – С.21-29.
2Бернштам, Т. А. Русская народная культура Поморья в XIX – начале XX в.– Л.: Наука, 1983. – С.83.
3Куратов, А. А. Поморы // Поморская энциклопедия : в 5 т. – Т. 1: История Архангельского Севера. – Архангельск : Поморский гос. ун-т, 2001. – С.238.
4Каплан Н.И. Декоративно-прикладное искусство народов севера. – [Электронный ресурс]. // Режим доступа: URL: https://xn-----6kcbac1azfofe4cmqhvgl0bzre.xn--p1ai/stati/kultura/dekorativno-prikladnoe-iskusstvo-narodov.html (дата обращения: 10.08.2018)
5Головатый И.Н. Нормативное правовое регулирование развития Арктической зоны Российской Федерации // Межотраслевая информационная служба. - 2016. - N 4. - С.23-30
6Головатый И.Н. Указ. Соч. С.28.
7Указ Президента РФ от 02.05.2014 N 296 "О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации"// СПС «КонсультантПлюс»
8Лукин Ю.Ф. Российская Арктика в изменяющемся мире. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://diss.seluk.ru/monografiya/879501-1-yuf-lukin-rossiyskaya-arktika-izmenyayuschemsya-mire-monografiya-arhangelsk-ipc-safu-2013-udk-323985-bbk-663211-l84-rekomendovano.php (дата обращения 10.08.2018)
9Лукин Ю.Ф. Этнокультурный ландшафт российской арктики: от концептуализации знаний к управлению конфликтами // Арктика и Север – 2015. – №21. – С. 118-143
10Пахомов А.А., Мостахова Т.С. Арктические территории: проблемы развития и освоения (на примере Республики Саха (Якутия)) // Экономика Востока России. 2014. № 2. С. 33—42
11Гришко А.В. На Таймыре, в преддверии педагогической конференции, состоялось заседание круглого этностола // Пресс-релиз Управления общественных связей Администрации Таймыра 11.09.2015
12Захаренко Е. Н. Новый словарь иностранных слов. – Изд. 3-е, испр. и доп. – Москва: Азбуковник, 2008. – С. 567.
13Современные направления в искусстве: doodling, zentangle и zendoodle. // https://popart.mirtesen.ru/blog/43149823193/Sovremennyie-napravleniya-v-iskusstve:-Doodling,-Zentangle-i-Zen (Дата обращения: 22.03.2018 г.)
14Что такое зенддулинг? // https://liveposts.ru/articles/creative-handmade/chto-takoe-zendudling(Дата обращения: 15.01.2018 г.)
15Дудлинг и зентангл – интересные техники рисования // https://ihappymama.ru/dudling-i-zentangl-interesnye-tehniki-risovaniya/(Дата обращения: 11.03.2018 г.)