Введение
Я люблю много путешествовать со своей семьей, мы были в разных уголках России, Кемеровской области, благодаря чему, узнала много нового и интересного. Особый интерес у меня вызвал удивительный исторический памятник древнего искусства – «Томская писаница», расположенный недалеко от города Кемерово. Делясь со своими сверстниками впечатлениями о главной достопримечательности этого места - наскальных рисунках эпохи бронзы и раннего железного века я заметила, что мой рассказ вызвал большой интерес среди ребят, которые мало, что знали об этом. Но, тут же, я столкнулась с проблемой, что я не могу ответить на все интересующие их вопросы. А ведь мои родители и учителя учат меня помнить, что любовь к Родине начинается с ощущения привязанности к родному краю, земли, на которой родился и живешь. Этот год для всех кемеровчан и жителей Кемеровской области имеет особое значение. Это две знаменательные даты -100 лет городу Кемерово и 75 лет Кемеровской области. Я очень люблю свой родной город и Кузбасский край и хочу узнать как можно больше информации о его культурном наследии, чтобы потом поделиться знаньями со своими одноклассниками и помочь привить им навыки бережного отношения к культурно-историческому наследию предков.
Цель работы – изучить историю памятника, привлечь внимание одноклассников к удивительным местам родного края (историко-культурному и природному музею-заповеднику «Томская писаница».
Объектисследования: территория музея-заповедника «Томская писаница».
Предметом исследования послужило значение Томской писаницы для жителей города и Кузбасса.
Методы: исследовательский, изучение научной литературы, методы анкетирования.
Гипотеза: пополнение знаний учащихся о культурном наследии своего края поможет вызвать интерес к удивительным местам музея – заповедника «Томская писаница».
Задачи:
Изучить и проанализировать научные статьи по теме исследования и сделать выводы.
Познакомиться с историей создания и памятным наследием музея-заповедника «Томская писаница».
Провести вводное и итоговое анкетирование среди учащихся 6-7 классов и сделать выводы, насколько известен музей-заповедник «Томская писаница» среди сверстников.
Создать и выпустить сборник в 2-ух экземплярах «Повествование о Томской писанице», для проведения занятий с учащимися ОУ.
Разработать интерактивные игры с информацией о Томской писанице, творческие конкурсы, для пополнения знаний о музее – заповеднике.
Практическая ценность данной работы определяется возможностью еѐ использования на уроках окружающего мира, изобразительного искусства, литературного чтения, внеурочных занятиях, классных часах.
На момент начала исследования (январь 2018 года) мною было проведено анкетирование среди моих сверстников, где был поставлен ряд вопросов, на которые нужно было ответить учащимся ОУ. Вопросы предполагали выявить, насколько известен музей-заповедник среди учащихся 7 «А» , 8 «А» и 8 «Б» классов.
На вопрос «Знаешь ли ты, что такое «Томская писаница»?
Положительно ответили 62 человек, отрицательно 20 человека.
На вопрос «Бывал ли ты в Томской писанице»?
Положительно ответили 50 человек, отрицательно 32 человек.
На вопрос «Бывал ли ты на писаных скалах музея-заповедника»?
Положительно ответили 29 человек, отрицательно 53 человек.
На вопрос, какие интересные и памятные места Томской писаницы ты можешь назвать?
14 человек затруднились ответить, 20 человек ответили – «не помним»,
38 человек назвали писаные скалы, 7 человек упомянули только мини-зоопарк , 3 человека назвали храм – часовню Кирилла и Мефодия.
На вопрос «Советовал ли ты родным и друзьям посетить Томскую писаницу»? положительно ответили 20 человек, 29 чел сказали – не задумывался об этом, 33 –ответили отрицательно.
На вопрос, какой информацией ты мог бы поделиться о Петроглифе «Томская писаница» - уникальном археологическом памятнике?
48 человек затруднились ответить, 30 человек сказали, что памятник находится на территории Томской писанице, 4 человека сказали, что на скалах изображены животные и птицы.
По результатам анкетирования я пришла к следующим выводам:
75 % опрошенных знают, что такое Томская Писаница, 25 % не знают.
60 % опрошенных бывали в Томской Писанице, 40 % нет, но хотели бы побывать.
Только 35 % из 100% опрошенных были на писаных скалах музея-заповедника.
Всего 36 % из 100 % опрошенных смогли упомянуть по одному объекту: писанные скалы, мини-зоопарк, храм-часовню.
Только 24% опрошенных советовали другим посетить музей-заповедник.
5% из 100% опрошенных владеют интересной информацией о уникальном археологическом памятнике - Петроглифе «Томская писаница» и могут что-то о нем рассказать.
Этим исследованием я еще раз подтвердила актуальность выбранной темы.
Основная часть
Исследования научных статей оисторико-культурном и природном музее – заповеднике «Томская писаница»
Томская писаница – памятник уникальный, учитывая, что в Сибири, где достаточно много памятников наскального искусства, вряд ли найдется другой такой памятник древнего наскального искусства, который может сравниться с Томской писаницей по количеству научных публикаций на протяжении почти 250 лет. Известно более 300 разного рода публикаций, которые свидетельствуют об устойчивом научном интересе к памятнику, и в итоге это сыграло свою роль, способствуя созданию в наше время музея-заповедника «Томская писаница». Исследование самого памятника активизировалось в 1960-е и последующие годы и проводилось в основном сотрудниками Кемеровского педагогического института и созданной в 1975 г. кафедрой археологии Кемеровского государственного университета. В те же годы появляется ряд научных статей и книг, посвященных Томской писанице [11; 14 – 15], в том числе монография о Томской писанице и других памятниках на Томи, опубликованная в Москве издательством «Искусство» оо. Это научное направление по изучению археологического памятника, сложившееся еще до создания музея-заповедника, продолжило интенсивно развиваться с созданием музея-заповедника. В исследованиях в разные годы принимали участие А. И. Мартынов [10], И. В. Ковтун [7], Г. С. Мартынова [16 – 17], Е. С. Баринова, И. Д. Русакова и О. С. Советова и другие ученые [2; 20]. Здесь разрабатывались и применялись технологии закрепления камня, реставрации испорченных участков скалы, создание систем защиты от разрушительного воздействия воды, перепадов температуры, естественного разрушения поверхностного коркового слоя камня. За период 2006 – 2015 гг. музеем было проведено 28 научных экспедиций по исследованию памятников наскального искусства, археологии и этнографии коренных малочисленных народов и русских. Целое направление исследовательской и научно- практической работы в области музееведения сложилось в музее-заповеднике «Томская писаница», связанное с созданием экспозиционных комплексов музея-заповедника: этнографического «Улус Кезек», геолого-минералогического «Музея естественной истории», природного: животный и растительный мир, мини-зоопарк на территории музея-заповедника. Музей-заповедник «Томская писаница» с начала своего создания формировался как музейный и научный центр, занимающийся изучением наскального искусства и созданием фонда копий петроглифов, которые имеют самую разную тематику — ритуальную, мемориальную, знаковую. памятников Азии.. (Петроглифы (пи́саницы или наска́льные изображе́ния) — выбитые или нанесённые краской изображения на каменной основе (от др.-греч. πέτρος — камень и γλυφή — резьба). Не случайно в 1995 г. музеем-заповедником была проведена Всероссийская научная конференция по наскальному искусству, собравшая значительное количество исследователей. В ее работе приняли участие ученые из городов Сибири, Казахстана, Москвы, Санкт-Петербурга, Якутии, Тувы, Республики Алтай, Болгарии [20]. Эта научная конференция была посвящена 265-летию первой публикации о Томской писанице в Стокгольме. В августе 2011 г. музеем-заповедником «Томская писаница» совместно с Администрацией Кемеровской области, Кемеровским государственным университетом, Сибирской Ассоциацией исследователей первобытного искусства и Институтом экологии человека Сибирского отделения РАН была проведена еще одна международная научная конференция на тему «Наскальное искусство в современном обществе».
Из научных изданий доктора исторических наук И. Мартынова, профессора Д. Г. Савинова, заслуженного работника культуры РФ В. А. Каплунова, главного редактора научного издания Ученые записки музея-заповедника «Томская писаница», который издается с 2015 г, я узнала, что «Первое серьезное исследование писаницы было проведено в 60-е годы ХХ века сотрудниками кафедры археологии Кемеровского госуниверситета под руководством А. И. Мартынова. Древние рисунки были скопированы на кальку, сделаны их прорисовки, проведена датировка и интерпретация. Результаты этой работы были опубликованы в книге А. П. Окладникова и А.
И. Мартынова «Сокровища Томских писаниц» (1972 год). В настоящее время работы на памятнике продолжаются. В первую очередь, это документирование. Оно включает в себя фотофиксацию, копирование петроглифов на микаленткую бумагу, прорисовку изображений, а также всех скальных повреждений на прозрачные материалы, изготовление силиконовых матриц с плоскостей с рисунками. Большим вниманием посетителей пользуется скала в настоящее время.
Помимо названия «Томская писаница» вблизи деревни Писаная возле деревни Новороманово имеется еще 4 региона писаниц: «Крутая», «1-я и 2-я Новоромановская», «Висячий камень», а вблизи деревни Поломошное – еще две писаницы: Никольская и Туспальская. Таким образом, имеется несколько (точнее – 7) регионов с наскальными рисунками.
«Томская писаница» заняла достойное место и в монографиях советских ученых, активные исследования памятника проводили В.И. Огородников и А.П. Окладников. Академик Окладников в 1960-х годах прошлого века дал не только точные и детальные описания каждого рисунка, но также обнаружил несколько новых пунктов с древними изображениями.
В 1960–1980 годы изучение памятника проводила группа ученых под руководством профессора Анатолия Ивановича Мартынова. Исследователи концентрировали свое внимание не только на самой писанице, но также уделяли большое внимание просветительской деятельности среди местного населения. Вышел целый ряд публикаций в прессе, передачи на радио и телевидении, к изображениям стали организовываться первые экскурсии. Для облегчения доступа к скалам для публики была построена специальная лестница» [8].
Например, в работе [3] статья начинается таким текстом: «Томская писаница - выдающийся памятник древнего наскального искусства. На скальном массиве Томской писаницы насчитывается около 300 изображений, выполненных в разной технике. Выбитые или прошлифованные петроглифы нанесены на скальные плоскости при помощи камня, отдельные рисунки нарисованы охрой. В древности Томская писаница являлась древним святилищем. У скал проходили праздники, во время которых люди устраивали ритуальные и колдовские танцы, рассказывали мифы и сказания из жизни рода. Здесь же наносили на камень рисунки».
Выводы:
Историю изучения этого памятника можно разделить на четыре достаточно продолжительных периода: открытие памятника и его введение в научный оборот - с XVII по XIX век, дореволюционный период - с XIX по начало XX в., советский период – XX в. и современный период.
Актуальной и в наше время является проблема обеспечения сохранности этого уникального памятника древнего наскального искусства.
Все мероприятия по сохранению памятника окажутся малоэффективными без нашего бережного отношения к своему культурному наследию», следовательно, каждый учащийся нашей школы должен узнать об этом уникальном памятнике как можно больше.
«Томская писаница» имеет огромное значение для жителей города и Кузбасса, об этом свидетельствует рейтинговое голосование, проводимое департаментом культуры и национальной политики, где жители Кемеровской области определились с выбором достопримечательностей, которые достойны называться чудесами Кузбасса.
История создания музея - заповедника.
«Томская писаница» — историко-культурный и природный музей-заповедник в Яшкинском районе Кемеровской области. Расположен в лесопарковой зоне в 50 км к северо-западу от Кемерова, на площади в 140 га на правом берегу Томи, где сохранилось 280 наскальных рисунков IV—I тысячелетий до н. э. Создан в феврале 1988 года.
Музей по открытым небом «Томская писаница» является первым петроглифическим комплексом, открытым европейцами в Северной Азии. Традиционно считается, что ее первооткрывателем является шведский полковник, географ Филипп-Иоганн Страленберг (до получения дворянского титула носивший фамилию Табберт). Во время Полтавской битвы в 1709 году он был взят русскими в плен и сослан в Сибирь, карту которой впоследствии составил. В 1730 году в Стокгольме была издана его книга с упоминанием о письменах, вырезанных на скалах между Томском и Кузнецком, и соответствующими рисунками. Согласно второй версии, первым «Письмагору» увидел приглашенный в Россию Петром I немецкий ботаник и картограф Даниэль Готлиб Мессершмидт вечером 15 июля 1721 года. В 1998 году «Томская писаница» стала победителем всероссийского конкурса «Музей года».
Памятное наследие музея-заповедника «Томская писаница».
«Томская писаница» – это музей особенный, для города Кемерово, в котором я живу и для всего Кузбасса. В ходе выполнения работы, узнала какие интересные и памятные места есть в Томской писанице. В музее насчитывается более — 280 наскальных рисунков от неолита (IV тысячелетие до н.э.) до эпохи бронзы (I тысячелетие до н.э.). На территории музея можно встретить жилища и павильоны археологических погребений от неолита (IV тысячелетие до н.э.) до средневековья Сибири, Средней Азии, Монголии, Китая, Индии, Пакистана, многочисленные копии петроглифов. Также в Томской писанице есть «Шорский улус Кезек»: усадьба зажиточного шорца (подлинные постройки конца XIX — начала XX веков). Можно увидеть необыкновенные поминальники, жертвенники, священное дерево). Я встретила множество копий идолов славянских богов, а больше всего мне понравился минизоопарк, где гуляли— лоси, бурые медведи, соболи, волки, лисы и другие звери, и птицы. Попалась мне на пути и монгольская юрта. Заходила я и в часовню в честь Святых Кирилла, и Мефодия. Это действующая часовня-храм, построенная по канонам древнерусского зодчества из лучших сортов дерева (сосна и лиственница) на живописном берегу р. Томи. Древние люди оставили разнообразные рисунки на скалах музея. Первые из них на этих берегах объявились, как говорят, двадцать пять тысяч лет тому назад. Ученые относят авторов этих первых рисунков к каменному и бронзовому векам. Рисунки представлены изображениями лосей, медведей, птиц и лодок. Еще хочу рассказать об удивительной природе Томской писаницы. Флора «Томской писаницы» богата и разнообразна. На её территории найдено около 400 видов растений (1/4 флоры Кемеровской области), из них 39 видов деревьев и кустарников, многочисленные травянистые растения. Из них 5 видов являются очень редкими и занесены в «Красную книгу». Около 40 видов являются редкими на территории Кузбасса и нуждаются в охране.
90% территории музея-заповедника занимает сосновый бор. Вдоль речки Писаная расположены заросли ивняков. На каменистых склонах берега Томи встречаются такие растения, как папоротник, осока, лилия.
Разнообразен животный мир. Заповедник пересекает древняя лосиная тропа, ведущая к переправе через Томь, и по ней регулярно проходят лоси. Зимой забегают волки и рыси. Постоянными обитателями музея-заповедника являются лиса, норка, колонок, горностай, ласка, барсук, заяц, белка, бурундук. Много мелких грызунов – мышей и полёвок, встречаются летучие мыши.
Летом привлекают внимание парящие над рекой коршуны, поющие в лесу зяблики, бегающие по берегу трясогузки. Здесь можно встретить крупных соколов, занесённых в «Красную книгу» России; зимой снегирей, свиристелей, полярную сову. Во все времена года лес оживляют многочисленные синицы, дятлы и поползни.
Здесь обитает два вида ядовитых змей – обыкновенная гадюка и ящерица, жабы и остромордая лягушка.
На «Томской Писанице» можно увидеть множество разнообразных насекомых, паукообразных, моллюсков. Украшением заповедника являются бабочки. Махаон и аполлон внесены в «Красную книгу».
С 2009 года в музее-заповеднике «Томская Писаница» действует проект «Усынови питомца»: каждый человек может выбрать «одинокого» животного и оказывать поддержку в его содержании.
Петроглиф «Томская писаница» - уникальный археологический памятник.
Более подробно остановимся на петроглифе "Томская писаница" - уникальном археологическом памятнике, который вызвал у меня особенный интерес. (Приложение1.1.) Еще во времена освоения Сибири какой-то неизвестный нам землепроходец в 17 веке написал в "Сибирский приказ" свою сказку (так тогда говорили): "Не дошед острогу на краи реке Томи лежит камень велик и высок, на нем писано: звери, и скоты, и птицы и всякие подобия".
В 18 веке писаницу исследовала научная экспедиция Петербургской академии наук под руководством Миссершмита. Они сделали тогда первые рисунки. В экспедиции принимал участие пленный швед Страленберг и потом в 1730 году в Стокгольме вышла его книга о путешествиях с изображениями Томской писаницы. В последствии все ученые, исследовавшие Сибирь считали своим долгом посетить это место. Но не хватало полного монографического точного описания этих изображений. (Приложение 1.2)
В 1960 году археолог Алексей Павлович Окладников и молодой археолог Анатолий Мартынов, осмотрев писаницу, решили провести масштабное научное исследование. Ученые скопировали рисунки и издали в Москве солидный труд "Сокровища Томских писаниц", приковавший внимание ученых всего мира (приложение 1.3.). Народ однако не имел представления о значении этого памятника. Часто рисовали что - нибудь типа "здесь был Вася". Уникальный объект надо было охранять от народа. После долгих переговоров с чиновниками удалось отвести 25 гектаров вокруг скалы с писаницей под базу кафедры археологии Кемеровского педагогического института. А в 1968 году объявили эту территорию заповедной. Борьба за памятник была нешуточной (Приложение 1.4.). В 1988 году сделано обоснование научной концепции и Советом министров принято постановление о создании историко-культурного музея-заповедника "Томская писаница". Многолетняя работа увенчалась успехом. Миллионы лет назад возникли отроги Кузнецкого Алатау и Горной Шории, по склонам которых понесла свои воды река еще не имевшая названия.(Приложение 1.5.).
Своеобразный окаменевший эпос, застывший в рисунках на тысячелетия. Основным персонажем является красавец - лось. Он был не только добычей, но и объектом поклонения, воплощением мощи и сосредоточения жизненных сил. Около ста фигур этого животного выбито на Томской писанице. Возможно летящий олень - это олицетворение Солнца? Такие представления были например у предков народов ханты-манси. Сохранились древние легенды и предания о том, что «голова его огромная, она сияет, и он летит по небесной стихии на невидимых крыльях» (Приложение 1.6.).
Художественные особенности выделяют Томскую писаницу. Все рисунки выполнены в специфической манере. Удивительно живо и вместе с тем лаконично очерчены морды животных. Выразительна композиция большого верхнего камня писаницы. Лоси как бы поднимаются вверх (Приложение 1.7.).Рисунки выполнены одинаково. Перерезывающая грудь поперечные линии, подчеркивающие силу и статность этих лесных гигантов. Это манера очень характерна для рисунков Томской писаницы (Приложение 1.8.).
Если приглядеться повнимательнее, можно проследить и хронологическую последовательность, смену культурно-исторических укладов жизни и мировоззрения населения. Древнейшие рисунки тоже сделаны не в одно время. В каждый период жили свои художники.
Сохранить это богатство призван музей петроглифов Азии, открывшийся в 1998 году. Более подробную информацию мы изложили в сборнике «Повествование о Томской писанице».
Заключение
Итоговое анкетирование среди учащихся 7-8 классов
В сентябре 2018 года мною было проведено повторное анкетирование среди моих сверстников, где им было предложено ответить на те же вопросы, что и в начале учебного года.
На вопрос «Знаешь ли ты, что такое «Томская писаница»?
Положительно ответили 82 человек, отрицательно 0 человек.
На вопрос «Бывал ли ты в Томской писанице»?
Положительно ответили 82 человек, отрицательно 0 человек.
На вопрос «Бывал ли ты на писаных скалах музея-заповедника»?
Положительно ответили 82 человек, отрицательно 0 человек.
На вопрос, какие интересные и памятные места Томской Писаницы ты можешь назвать?
75 человек назвали писаные скалы, мини-зоопарк , храм – часовню Кирилла и Меффодия, «Шорский улус Кезек», археодром.
На вопрос «Советовал ли ты родным и друзьям посетить Томскую писаницу»? положительно ответили 82 человека, 0 –ответили отрицательно.
На вопрос, какой информацией ты мог бы поделиться о Петроглифе «Томская писаница» - уникальном археологическом памятнике?
78 человек интересно рассказывали о полученных знаниях о памятнике.
По результатам анкетирования мы пришли к следующим выводам:
100 % опрошенных знают, что такое Томская писаница.
100 % опрошенных бывали в Томской писанице.
100% опрошенных были на писаных скалах музея-заповедника.
91 % опрошенных смогли упомянуть практически все объекты, расположенные на территории Томской писаницы.
100% опрошенных советовали другим посетить музей-заповедник.
95 % опрошенных владеют интересной информацией о уникальном археологическом памятнике - Петроглифе «Томская писаница» и могут что-то о нем рассказать.
Выводы, сделанные по результатам итогового анкетирования, говорят о том, что знания, полученные учащимися ОУ в результате нашей работы вызвали у них большой интерес к уникальному музею-заповеднику «Томская писаница». Значит, гипотеза, выдвинутая нами, в начале работы доказана!
Томская Писаница – памятник не только нашего Отечества, это памятник мировой культуры. Это корни нашей истории, частичка нашей Родины, ее вчерашний день и прикосновение к тайнам прошлого, способного обогатить и сделать нас более знающими. Уважение к прошлому, неравнодушие – это все равно, что уважение к родителям.
И мы, учащиеся МБОУ «СОШ № 55» сделаем все возможное, чтобы
узнать как можно больше информации о культурном наследии нашего края, поделиться знаньями со своими сверстниками и помочь привить им навыки бережного отношения к культурно-историческому наследию предков.
Список литературы
Демидова Е.А. Картины Андрея Ханова из художественного фонда музея-заповедника «Томская Писаница» как отражение художественной культуры древних в Сибири // Культура и взаимодействие народов в музейных, научных и образовательных процессах – важнейшие факторы стабильного развития России : сб. Науч. Тр. / отв. Ред.: Е. Ю. Смирнова, Н. А. Томилов. – Омск : Издательский дом «Наука», 2016. – 452 с.
Ковтун И.В. Петроглифы Висячего Камня и хронология Томских писаниц. – Кемерово, 1993.
Каплунов В. А., Медина М. А., Юсифова Л. В. Музейные праздники как интерактивная форма работы // Музееведение и историко-культурное наследие. – Выпуск 1. – Кемерово, 2008.
Леонтьев С.Н. К вопросу о керамической традиции окуневской культуры Среднего Енисея // Окуневский сборник: Культура и ее окружение. – СПб.: «ЭлексисПринт», 2006.
Мартынов А.И. Сокровища Томских писаниц. Наскальные рисунки эпохи неолита и бронзы. – М.: Искусство, 1972. – 264с. – (Памятники древнего искусства).
Мартынов А.И., Покровская А.Ф., Русакова И.Д. Утраченные и вновь обнаруженные изображения «Томской писаницы» // Музей-заповедник «Томская писаница». Природа. – Кемерово, 1998. – Вып.1
Мартынова Г.С., Покровская А.Ф. Исследователи Томской писаницы. – Кемерово, 2000.
Мартынова Г.С., Каплунов В.А., Мартынов А.И. Русское Сибирское село // Музееведение и историко-культурное наследие.- Выпуск 1.- Кемерово, 2008
Мельник Е.Ю. Особенности работы отдела природы музея-заповедника «Томская Писаница». // Музееведение и историко-культурное наследие. – Кемерово, 2006.
Окладников А.П., Мартынов А.И. Сокровища Томских писаниц. Наскальные рисунки эпохи неолиты и бронзы. –
Москва, 1972.
Чудинов В.А. Писаницы реки Лены. Сайт runitsa.ruот 10 июля 2015 года.
Bang_Bang (Василий Подцентурион). Томская писаница. 1 июля 2010 года. Источник: http://relax.dviger.com/gallery/work/c_11634.html
Белый Валерий. Соло путешествия Валерия Белого. К Томской писанице. Источник: http://bely.tomsk.ru/small/?p=pisanica
Томская писаница: фото и описания. Источник: http://turizm.ngs42.ru/kemerovoRegion/sights/muzei-tomskaya-pisanica-1498/
Поддержим Кузбасс – отдадим свой голос за Томскую писаницу. 20 сентября 2013 года. Источник: http://www.kemtipp.ru/?page=news&show=742
Наттик. Альбомы- Персональ-Разное-Томская писаница. Источник: http://photos.russianamerica.com/photo/img=8116
Админ. Томская писаница зимой фото. Январь 2015 года. Источник: http://photo.bigbo.ru/?p=6703
Дубровский Д.К., Грачёв В.Ю. Уральские писаницы в мировом наскальном искусстве. 2011. Источник: http://www.uralrockart.ru/p1_gl3.html
Другая жизнь Зинаиды Гиппиус. Тутальскаяписаница, пункт 3. Источник: http://zg-bella.livejournal.com/33005.html?thread=146925
Злыгостев А.С. Глобальные трансгрессии и регрессии моря. Источник: http://underwater.su/books/item/f00/s00/z0000045/st018.shtml
Муравьед Стьюи. 10 самых известных животных-художников. Источник: http://www.forbes.ru/stil-zhizni-photogallery/hobbi/78783-10-samyh-izvestnyh-zhivotnyh-hudozhnikov/photo/10
Кемерово 2018
Содержание
Введение
История создания музея заповедника……………………………….………………………………............4
Знакомство с памятным наследием музея - заповедника «Томская Писаница»………………………………………………………………….………
Мифология и эпос народов Сибири ………………………….………………...7
Древнее святилище…………………………………………………...………….8
«Шорский улус Кезек»………………………………………………….……….9
Комплекс «Археодром»………………………………………………………...10
Музей наскального искусства Азии……………………………………………11
Славянский мифологический лес………………………………………………12
Экспозиция «Время и календари»………………………………...……………14
Музей естественной истории……………………………………………...……15
Архитектурно-этнографический комплекс «Русское сибирское село»…….. 16
«Сказка»………………………………………………………………………….17
Монгольская юрта……………………………………………………………….18
Храм-часовня Кирилла и Мефодия…………………………………………….19
Рисунки и стихи о Томской Писанице учащихся МБОУ «СОШ №55»……..21
Заключение
Введение
Люблю, Кузбасс, твои просторы и красоту лесных озер,
И шорскую тайгу, и горы, и дымом пахнущий костер,
Кузбасс былинный, величавый, одной мы связаны судьбой.
Седые Писаные Скалы оберегают твой покой.
Уголок России, Кемеровская область, Музей-заповедник «Томская Писаница». Любовь к родному краю начинается с любви к родной природе. В данном сборнике учащиеся школы смогут узнать об историческом развитии и наследии музея-заповедника «Томская Писаница», познакомиться с его историей и культурными объектами. Узнать историю создания музея-заповедника «Томская Писаница». Также в сборнике представлены рисунки учеников МБОУ «СОШ №55» и подобранные ими стихи жителей города Кемерово о музее –заповеднике «Томская Писаница.
История создания музея - заповедника
«Томская Писаница» — историко-культурный и природный музей-заповедник в Яшкинском районе Кемеровской области. Расположен в лесопарковой зоне в 50 км к северо-западу от Кемерова, на площади в 140 га на правом берегу Томи, где сохранилось 280 наскальных рисунков IV—I тысячелетий до н. э. Создан в феврале 1988 года.
«Томская Писаница» является первым петроглифическим комплексом, открытым европейцами в Северной Азии. Традиционно считается, что ее первооткрывателем является шведский полковник, географ Филипп-Иоганн Страленберг (до получения дворянского титула носивший фамилию Табберт). Во время Полтавской битвы в 1709 году он был взят русскими в плен и сослан в Сибирь, карту которой впоследствии составил. В 1730 году в Стокгольме была издана его книга с упоминанием о письменах, вырезанных на скалах между Томском и Кузнецком, и соответствующими рисунками. Согласно второй версии, первым «Письмагору» увидел приглашенный в Россию Петром I немецкий ботаник и картограф Даниэль Готлиб Мессершмидт вечером 15 июля 1721 года. В 1998 году «Томская Писаница» стала победителем всероссийского конкурса «Музей года».
Памятное наследие музея-заповедника « Томская Писаница»
Томская Писаница – это музей особенный, для Кемерово, для всего Кузбасса. Я в ходе выполнения работы, узнала какие интересные и памятные места есть в Томской Писанице. В музее насчитывается более — 280 наскальных рисунков от неолита (IV тысячелетие до н.э.) до эпохи бронзы (I тысячелетие до н.э.). На территории музея можно встретить жилища и павильоны археологических погребений от неолита (IV тысячелетие до н.э.) до средневековья Сибири, Средней Азии, Монголии, Китая, Индии, Пакистана, многочисленные копии петроглифов. Также в Томской писанице есть «Шорский улус Кезек»: усадьба зажиточного шорца (подлинные постройки конца XIX — начала XX веков). Можно увидеть необыкновенные поминальники, жертвенники, священное дерево). Я встретила множество копий идолов славянских богов, а больше всего мне понравился минизоопарк, где гуляли— лоси, бурые медведи, соболи, волки, лисы и другие звери, и птицы. Попалась мне на пути и монгольская юрта. Заходила я и в часовню в честь Святых Кирилла, и Мефодия. Это действующая часовня-храм, построенная по канонам древнерусского зодчества из лучших сортов дерева (сосна и лиственница) на живописном берегу р. Томи. Древние люди оставили разнообразные рисунки на скалах музея. Первые из них на этих берегах объявились, как говорят, двадцать пять тысяч лет тому назад. Ученые относят авторов этих первых рисунков к каменному и бронзовому векам. Рисунки представлены изображениями лосей, медведей, птиц и лодок. Еще хочу рассказать об удивительной природе Томской писаницы. Флора «Томской Писаницы» богата и разнообразна. На её территории найдено около 400 видов растений (1/4 флоры Кемеровской области), из них 39 видов деревьев и кустарников, многочисленные травянистые растения. Из них 5 видов являются очень редкими и занесены в «Красную книгу». Около 40 видов являются редкими на территории Кузбасса и нуждаются в охране.
90% территории музея-заповедника занимает сосновый бор. Вдоль речки Писаная расположены заросли ивняков. На каменистых склонах берега Томи встречаются такие растения, как папоротник, осока, лилия.
Разнообразен животный мир. Заповедник пересекает древняя лосиная тропа, ведущая к переправе через Томь, и по ней регулярно проходят лоси. Зимой забегают волки и рыси. Постоянными обитателями музея-заповедника являются лиса, норка, колонок, горностай, ласка, барсук, заяц, белка, бурундук. Много мелких грызунов – мышей и полёвок, встречаются летучие мыши.
Летом привлекают внимание парящие над рекой коршуны, поющие в лесу зяблики, бегающие по берегу трясогузки. Здесь можно встретить крупных соколов, занесённых в «Красную книгу» России; зимой снегирей, свиристелей, полярную сову. Во все времена года лес оживляют многочисленные синицы, дятлы и поползни.
Здесь обитает два вида ядовитых змей – обыкновенная гадюка и ящерица, жабы и остромордая лягушка.
На «Томской Писанице» можно увидеть множество разнообразных насекомых, паукообразных, моллюсков. Украшением заповедника являются бабочки. Махаон и аполлон внесены в «Красную книгу».
С 2009 года в музее-заповеднике «Томская Писаница» действует проект «Усынови питомца»: каждый человек может выбрать «одинокого» животного и оказывать поддержку в его содержании.
Экспозиция «Мифология и эпос народов Сибири»
Мифология и эпос Сибири позволяет туристам познакомиться с древней историей сибирских народов, воссоздает шаманские обряды, представляет макеты жертвенников и алтарей, скульптуры каменных древнетюркских баб. Особый интерес вызывают культовые уголки манси – знак «сопра», святилища Сат менкв, Луски-ойки, Торум кан.
«Древнее святилище»
Скала длиной 10 м и высотой около 4, на которой словно на каменном холсте, нанесены рисунки эпохи энеолита и бронзового века, всего почти 280 изображений. Из животных особенно часто встречается лось, на которого охотились первые жители Сибири и поклонялись ему, как божеству. Много рисунков медведей, лисиц, волков; птиц представляют журавли, гуси и символ заповедника – сова. Особую группу изображений составляют антропоморфные символы – шаманы, птицелюди, божества с головой- солнцем. На макушке скалы распологается видовая площадка, из которой открывается красочный речной пейзаж.
«Шорский улус Кезек»
«Шорский улус Кезек» - архитектурно-этнографический комплекс, который знакомит посетителей с бытом шорцев, коренных жителей Кемеровской области. Между сосен воссоздана шорская усадьба с постройками для жилья, приготовления пищи в летнее время, содержания скота, кузнечных работ, а также строение бани и шалаш для брачных отрядов.
Комплекс «Археодром»
О материальной культуре народов, проживавших в Сибири с эпохи камня до средневековья, рассказывает экспозиционный комплекс «Археодром», где демонстрируются полномасштабные макеты древних жилищ и погребений.
Данная экспозиция дополняется музейной площадкой «Живая археология» где посетители имеют возможность опробовать древние технологии добывания огня, ткачества, лепки из глины, стрельбы из лука.
«Музей наскального искусства Азии»
Музей наскального искусства Азии вмещает коллекции петроглифов, собранных в различных уголках Евразии. Посещение познавательно для тех, кто глубоко интересуется историей первобытного общества. "Томская писаница" – первый в Сибири музеефицированный памятник наскального искусства, уникальный комплекс истории и культуры народов Евразии.
Древнее природно-историческое святилище содержит около 280 рисунков. Самые ранние рисунки относятся к концу неолита 3-4 тыс. до н.э. – это лоси, медведь, антропоморфные существа, знаки солнца, птицы, лодки. Рисунки эпохи бронзы 2 тыс. до н.э.: олень-солнце, личины, птицелюди. Многие изображения уникальны и являются шедеврами первобытного искусства.
«Славянский мифологический лес»
Экспозиция открыта в 1997г. С начала 17 века согласно планам русского правительства началось планомерное заселение сибирских земель и сегодня большинство населения Сибири составляют русские.
Влияние дохристианского пласта славянской культуры было определяющим в становлении русской православной традиции.
До принятия христианства славяне были язычниками и проводили обряды на капищах. В настоящее время ученые условились понимать капище, как место принесения жертв богам-идолам и отправления служб. Одним из интереснейших языческих святилищ является святилище Перуна близ Новгорода Великого в урочище Перынь на озере Ильмень.
Капище
Капище, возведенное на Томской Писанице, представляет собой реконструкцию этого святилища, уменьшенную в два раза. Площадка вымощена камнем-плитняком для облегчения просмотра. С этой же целью ров заменен выложенными по краю лепестков камнями. На экспозиции в центре капища находится копия Збручского идола. Збручский идол, скульптура 10 в., один из редких памятников славянского языческого культа, найденный у села Гусятин в р. Збруч (приток Днестра) в 1848 г. После принятия христианства был, вероятно, сброшен в воду (подобно идолам Перуна в Киеве и Новгород.
Збручский идол — четырёхгранный столб с тремя ярусами рельефов: в нижнем изображено подземное божество, в среднем — земля и люди, в верхнем — небо и боги (атрибуты главного бога — конь и меч). Голова Збручского идола — четырёхликая: Макошь, Лада, Перун и, предположительно, Даждьбог, покрыта русской княжеской шапкой (сферическая с меховой опушкой).
Велес
На капищах разжигали ритуальный огонь. Эти костры разводили от «живого огня» - добытого трением. На экспозиции представлено сооружение для добывания огня.
Вокруг капища расположены макеты основных славянских идолов: Род – прародитель вселенной, Рожаницы – небесные хозяйки мира, Велес – «скотий бог», Руевит – бог войны судья душ в загробном мире, Сварог – отец бога солнца, Святовид - плодородия, Чур – охранитель границ, Ярило – божество солнца и плодородия.
По кругу капище обнесено деревянной оградой, на которую вешают черепа жертвенных животных. Круг и овал - магические фигуры для славян.
Экспозиция «Время и календари»
Музейный комплекс "Время и календари" демонстрирует органическое единство: космос-природа-время-человек-календарь.
Экспозиция «Время и календари» открыта в августе 2000 года, на рубеже тысячелетий.
В ней представлены календарные системы разных времен и народов. Они размещены на фоне стены времени, на которой показаны основные события человеческой истории.
Музей естественной истории
Открытый показ материалов исторической геологии и минералогии Кузбасса и Притомья, представлены образцы угля, выставка материалов по палеонтологии Земли.
Архитектурно-этнографический комплекс
«Русское сибирское село»
В последние годы ведется работа над созданием большого этнографического комплекса «Русское сибирское село». По проекту он будет включать живой музей — «Русская сибирская деревня» в её культурно-историческом развитии; зону туризма и отдыха, музейно-туристический сервисный центр. В настоящее время уже создана экспозиция, освещающая быт первых русских поселенцев «Ясачное зимовье». Дополнением этой темы является выставка «Сибирские крепости».
В рамках данного проекта действует передвижная выставка «Окна истории и культуры», на которой представлены материалы, иллюстрирующие региональные особенности, типы и виды оформления окон в Притомье, семантику символов, которыми украшались наличники.
После реставрации подлинного жилого строения XIX века планируется создания экспозиции «Усадьба старожила XIX в».
Зона «Сказка», в зимний период
«Резиденция сибирского Деда Мороза»
Интересный проект в работе музея-заповедника «Томская Писаница» - открытие на его территории Резиденции Кузбасского Деда Мороза. Произошло это событие 25 декабря 2003 года.
Дед Мороз - это персонаж фольклора наших далеких предков, которые на протяжении веков создавали и передавали своим потомкам эпос: мифы, предания, легенды, сказки. А сказочный образ Деда Мороза всегда отожествлялся с холодными ветрами, морозами и снежными сугробами. Поэтому Резиденция Кузбасского Деда Мороза должна находится в волшебном, заповедном лесу «Томской Писаницы».
Со всей области приходят письма от детей с новогодними поздравлениями и, конечно же, заказом подарков.
В музее в зоне «Сказка», где стоит дом Деда Мороза, проходят все новогодние и Рождественские праздники.
«Монгольская юрта»
Условиям кочевого образа жизни монгольских скотоводов идеально отвечает сборная войлочная юрта. Благодаря обтекаемой форме при ветре она выдерживает значительные нагрузки. К деревянным раздвижным решеткам, образующим каркас, волосяными веревками прижимается покрытие из белого войлока. В середине юрты - очаг, пол устилается войлоком и поверх него - войлочным ковром. Мужская половина юрты находится слева от входа.
Интерьер юрты отличается богатым цветовым решением. Мебель и деревянные конструкции окрашиваются в красный или оранжевый цвет и расписываются орнаментами, любой из них – благопожелание.
Юрту ставят входом на юг. Пропорции юрты воссоздают модель солнечных часов. По месту падения солнечного луча в юрту определяли точное время дня. Внутренняя планировка юрты условно делится на 12 частей согласно циклу календарного летоисчисления. Части называются по месяцам восточного календаря.
«Храм-часовня в честь Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия»
В сентябре 2008 г. в музее-заповеднике «Томская Писаница» появилась новая экспозиция – действующая часовня-храм.
Освоение Сибири российским государством изначально было связано с распространением христианства среди местного населения. Часовня, как памятник этого исторического процесса, построена по инициативе губернатора Кемеровской области А.Г.Тулеева за 4 месяца. Здание уникально по своей архитектуре. Его высота составляет 33 метра. Таких высоких часовен в Кузбассе больше нет. Построена она по канонам древнерусского зодчества из лучших сортов дерева (сосна и лиственница) на живописном берегу р. Томи.
Названа часовня в честь Святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия. Кирилл и Мефодий происходили из благочестивой болгарской семьи. В семье было семь сыновей, причём Мефодий – старший, а Кирилл младший из них. До пострижения в монахи Мефодий сделал неплохую военно-административную карьеру, но впоследствии принял монашество в одном из монастырей. Кирилл был очень образованным для своего времени человеком. Он составил славянскую азбуку и начал переводить Евангелие на славянский язык.
Кирилл и Мефодий разработали для записи текстов на славянском языке специальную азбуку – глаголицу. Они создали язык, называемый ныне церковнославянским и перевели на него Священное писание и богослужебные книги. Эти святые заложили основы славянской письменности, литературы, науки, искусства и культуры. Святые Кирилл и Мефодий почитаются как святые и на Востоке и на Западе.
«Томская Писаница»
в
стихах
Тайга, тайга и горы, реки!
Вот есть в Кузбассе уголок:
Застыл в душе моей навеки…
И я забыть его не мог!
Сиянье скал на водной глади
И отражение небес…
Я вижу древние картины
И уходящий в древность лес!
Дикий лес, дикий зверь, дикий человек…
Кто придумал этот мир запечатлеть навек?
Взгяд художника не прост-
Он видит все неровности!
Он точит камнем этот «холст»
Несмотря на сложности!
Нас в экскурсию собрали,
Наставления нам дали:
Никого не потерять,
Много нового узнать.
Долго ехали, мечтали,
В пути песни напевали.
До музея добрались.
Наконец то! Дождались!
Это просто молодец -
Заповедника творец!
Над Томью здесь стоит скала,
Под нею бьет реки волна.
А на скале, ты приглядись,
Рисунков масса. Живопись!
С эпохи давней неолита
Их суть порядком не раскрыта.
Этнографы трудились славно,
Быт предков передали справно.
Вот вам усадьба богатого шорца:
Дома сундук, в занавесках оконца,
Люлька висит, над ней оберег,
На печке устроен уютный ночлег.
В печи чугуны и крынки стоят.
О тех, кто здесь жил, они говорят.
Прялка, дорожка, есть самовар.
Образ Христа дом увенчал.
Поведали много нам исторического,
Шалаш новобрачных – из лирического,
Культуру духовную и бытовую,
На нас не похожую, в общем иную.
Обряды различные, устои, обычаи
И ритуалы совсем необычные.
Святилище манси мы посетили,
Здесь жертву богам они приносили.
Лоскут материи мы там повязали
И по желанию все загадали.
Что загадали - молчанья обет,
Но чтобы вернуться, то не секрет!
Издревне люди жили
На матушке Земле,
Художники их были
Уже тогда в цене.
Но, не было бумаги
И, чтобы рисовать,
Набралися отваги
На скалах высекать.
Истории страницы
Дошли до наших дней.
Теперь здесь Писаница -
Истории музей.
И, чтоб не забывали
Творцов из тех веков,
Проводим фестивали
Здесь песен и стихов.
А память наши встречи
Надолго сохранит.
И сказочный тот вечер,
И "Спас", что на Томи,
И свет костра, улыбки
На лицах у друзей .
Напев гитары тихий
Звучит в душе моей!
«Томская Писаница» в рисунках
Содержание сборника настольных игр
Пазлы «7 чудес Кузбасса»
Пазлы « Томская писаница»
Настольная игра Словодел (путешествие по Томской писанице)
Кубики «Памятное наследие музея-заповедника «Томская писаница»
Настольная игра Ходилки (путешествие по музею Томской писанице )