Введение
Условия воспитания или обучения являются той средой, в которой вынуждены находиться дети и подростки в возрасте от 6 до 18 лет. Именно в этот период отмечается интенсивность роста и развития организма, происходит его биологическое созревание, формируется мировоззрение, готовность к трудовой деятельности. Но в этот же период имеет место наибольшая ранимость, повышенная чувствительность к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды, которые могут возникать в течение учебного процесса[1].
Школа — это место, где мы проводим большую часть времени, и поэтому она должна отвечать определенным требованиям, то есть быть экологичной.
Экология школы — целая наука о ее составе, свойствах, особенностях и эволюции школы.
Экология школы — это средовая характеристика, отражающая состояние школьного «дома». Безусловно, в первую очередь в понятие «экология школы» должны входить санитарно-гигиенические нормы: температурный и водный режим, мебель, световой режим — все то, от чего зависит здоровье детей. Так, освещенность оказывает влияние на состояние комфортности учащегося в классе, на уровень внимания и качество восприятия информации в учебном процессе. При длительной работе в условиях недостаточной освещенности зрительное восприятие снижается, появляются головные боли. Из-за постоянного напряжения зрения наступает зрительное утомление, что часто приводит к нарушению координации действий, к замедлению деятельности и может стать причиной травмирования, несчастного случая[2].
Кроме того, экология - это и эстетика школьной среды — современный дизайн, цветовая насыщенность, присутствие музыки — эстетика, несущая ощущение праздника и радости жизни. Это и безопасность, дающая ощущение надежности и спокойствия
Экологическая составляющая школы — это и шумовой фон. Конечно, дети бегают во время перемен, и активно двигаться— это возрастная потребность. А между тем шум также может оказать влияние на психику и общее эмоциональное состояние ребенка.
В понятие «экология школы» входит воспитание культуры питания и гигиены одежды, культура общения – умение строить отношения друг с другом, с их родителями, да и с учителями тоже.
Школа экологична, если в ней приятно жить. Таким образом, цель данной работы: изучить и проанализировать основные характеристики экологического состояния школы.
Для выполнения цели мы сформулировали несколько задач:
Рассчитать и проанализировать положение школы№68 г. Прокопьевска в микрорайоне, сравнить с санитарными нормами.
Определить эмоциональную окраску школьных помещений.
Определить и проанализировать основные характеристики экологического состояния нашей школы.
Сравнить полученные результаты с СанПин.
Проинформировать администрацию школу о полученных результатах, сделать доклад на тему «Экологическое состояние школы»
Сформулировать предложения по улучшению экологического состояния школы.
Глава 1: Материал и методика работы.
Данная работа выполнялась в 2015-2016 учебном году в период с 20 сентября по 15 октября. В процессе работы нами использованы различные методы и приемы:
Анкетирование – опрос учащихся на предмет выявления эмоциональной окраски помещений школы и учебных кабинетов.
Использование подробного плана местности для расчета расстояния до исследуемых объектов.
Геометрические расчеты – определение площади, кубатуры помещений.
Физические расчеты [3] – определение уровня освещенности учебных кабинетов.
Описательный метод – описание внешней отделки помещений, степени озеленения помещений.
Метод биоиндикации – выявление степени экологического состояния окружающей среды с помощью оценки состояния биологических объектов.
Таблица 1.
Оценка состояния окружающей среды.
Балл |
Величина показателя стабильности развития (флуктуирующая ассиметрия) |
1 |
≤0,040 |
2 |
0,040-0,044 |
3 |
0,045-0,049 |
4 |
0,050-0,054 |
5 |
≥0,054 |
Глава 2: Исследование экологического состояния школы.
2.1. Расположение школы в микрорайоне
Измерив и проанализировав расстояние до исследуемых объектов, мы выяснили, что положение школы отвечает санитарным нормам (СанПиН 2.4.2.1178-02) [6]. Результаты исследования - в таблице №2.
Таблица 2.
Анализ положения школы в микрорайоне.
Критерий |
Расстояние |
Норма |
Удаленность от магистрали |
665м |
170м |
Удаленность расположения гаражей |
120м |
25-50м |
Расстояние от границы участка до проезда |
27м |
25м |
Расположение образовательный учреждений -дошкольные - среднее профессиональные |
177м 114м |
|
Расположение предприятий - шахта - ПАТП - автостоянка - котельная - магазины |
866м 449м 724м 860м 97,149,167м |
|
Расположение поликлиники |
147м |
|
Расстояние до домов - ближайших - самых отдаленных |
75м 2,7км |
Таким образом, фактические расстояния превышают допустимые санитарными нормами.
2.2. Эмоциональная окраска помещений
После проведения анкетирования и анализа результатов мы выяснили, что подавляющее большинство помещений в школе №68 имеют положительную эмоциональную окраску (табл.3). В оценке участвовали все учащиеся в школе, присутствующие 10.10.2009 в количестве 453 человека.
Таблица 3.
Эмоциональная оценка помещений школы.
№ |
Название помещения |
Общее количество ответов |
Количественный анализ, % |
||
тепло |
холодно |
||||
Кабинет начальных классов №1 (2 класс А) |
26 |
87 |
13 |
||
Кабинет начальных классов №2 (1 класс А) |
23 |
97 |
3 |
||
Кабинет начальных классов №3 (4 класс Б) |
21 |
78 |
22 |
||
Кабинет русского языка |
78 |
67 |
33 |
||
Кабинет литературы |
78 |
71 |
29 |
||
Мастерская |
46 |
43 |
57 |
||
Кабинет начальных классов №4 (4 класс А) |
19 |
85 |
15 |
||
Кабинет технологии (дев.) |
35 |
79 |
21 |
||
Кабинет биологии |
78 |
63 |
37 |
||
Кабинет физики |
78 |
57 |
43 |
||
Кабинет географии |
78 |
67 |
33 |
||
Кабинет истории |
78 |
54 |
46 |
||
Кабинет начальных классов №5 (3 класс А) |
24 |
88 |
12 |
||
Кабинет начальных классов №6 (3 класс Б) |
26 |
83 |
17 |
||
Кабинет начальных классов №7 (2 класс Б) |
21 |
89 |
11 |
||
Кабинет английского языка |
78 |
71 |
29 |
||
Кабинет информатики |
78 |
78 |
22 |
||
Кабинет начальных классов №8 (1 класс Б) |
23 |
92 |
8 |
||
Кабинет духовной культуры |
78 |
31 |
69 |
||
Кабинет истории |
78 |
51 |
49 |
||
Кабинет русского языка №2 |
55 |
57 |
43 |
||
Кабинет математики №2 |
78 |
46 |
54 |
||
Кабинет информатики №2 |
78 |
71 |
29 |
||
Кабинет математики №3 |
55 |
54 |
46 |
||
Кабинет математики №4 |
78 |
51 |
49 |
||
Кабинет химии |
55 |
21 |
79 |
||
Спортивный зал |
453 |
82 |
18 |
||
Столовая |
453 |
67 |
33 |
||
Среднее |
67,14 |
35,85 |
Таким образом, самый высокий показатель положительной эмоциональной окраски у кабинетов в начальной школе и спортивном зале. Средний показатель по школе составляет: «тепло» 67,14%, «холодно» -35,85%
2.3. Экологическое состояние школьных помещений
2.3.1. Анализ площади и кубатуры помещений.
В результате анализа проведенных измерений было выяснено, что все помещения соответствуют санитарным нормам, установленным для площади и кубатуры школьных помещений (табл.4)
Таблица 4.
Анализ геометрических пропорций учебных кабинетов.
Школьное помещение |
Площадь, м² |
Кубатура, м³ |
||
Полученный результат |
Санитарно-гигиеническая норма |
Полученный результат |
Санитарно-гигиеническая норма |
|
Кабинет начальных классов №1 |
2,08 |
2.0 |
6,8 |
4 – 5 |
Кабинет начальных классов №2 |
2,08 |
6,8 |
||
Кабинет начальных классов №3 |
2,08 |
6,8 |
||
Кабинет русского языка |
2,4 |
7,9 |
||
Кабинет литературы |
2,11 |
6,9 |
||
Кабинет начальных классов №4 |
2,08 |
6,8 |
||
Кабинет технологии |
2,18 |
7,1 |
||
Кабинет биологии |
2,7 |
8,6 |
||
Кабинет физики |
3,2 |
10,6 |
||
Кабинет географии |
2,08 |
6,8 |
||
Кабинет истории |
2,08 |
6,8 |
||
Кабинет начальных классов №5 |
2,08 |
6,8 |
||
Кабинет начальных классов №6 |
2,1 |
6,9 |
||
Кабинет начальных классов №7 |
2,08 |
6,8 |
||
Кабинет английского языка |
2,08 |
6,8 |
||
Кабинет информатики |
2,08 |
6,8 |
||
Кабинет начальных классов №8 |
2,6 |
8,5 |
||
Кабинет духовной культуры |
2,4 |
7,2 |
||
Кабинет истории |
2,7 |
8,7 |
||
Кабинет русского языка №2 |
2,08 |
6,8 |
||
Кабинет математики №2 |
2,08 |
6,8 |
||
Кабинет информатики №2 |
2,08 |
6,8 |
||
Кабинет математики №3 |
2,08 |
6,8 |
||
Кабинет математики №4 |
2,08 |
6,8 |
Таким образом, во всех кабинетах площадь и кубатура в пересчете на количество посадочных мест превышает минимальные санитарно допустимые нормы.
2.3.2. Анализ соответствия мебели и оборудования санитарным нормам.
Детский организм обладает повышенной чувствительностью к воздействию неблагоприятных факторов в силу анатомо-физиологических особенностей, функционального несовершенства органов и систем. Многочисленные исследования свидетельствуют о неблагоприятных тенденциях в состоянии здоровья детского населения, являющихся следствием влияния различных факторов среды.
Статистические данные показателей здоровья учащихся общеобразовательных школ РФ свидетельствуют об увеличении заболеваемости школьников по всем классам болезней. С особой остротой стоят вопросы сохранения здоровья школьников в связи с продолжающимся количественным ростом патологии, обусловленной школьными факторами.
Ведущими формами хронической патологии детей школьного возраста являются нарушение осанки и зрения, уровень которых не имеет тенденции к снижению. Поступая в первый класс, почти 70% детей имеют функциональные нарушения и 11% - хронические заболевания скелетно-мышечной системы.
Важной составляющей частью внутришкольной среды, оказывающей воздействие на здоровье детей, является мебель, которая при не соответствии росту является одной из причин развития функциональных и патологических состояний опорно-двигательного аппарата (нарушения осанки и сколиоз) и зрения[4].
По свидетельству Центра санитарно-эпидемиологического надзора Кемеровской области[5] год дети младшего школьного возраста не обеспечены соответствующей ученической мебелью в 37,6% случаях. Одной из важных причин развития школьной патологии является и значительное ограничение двигательной активности детей, продолжительное нахождение учащихся в статичной напряжённой позе сидя с низко склонённой головой за мебелью, не соответствующей гигиеническим и физиологическим особенностям детского организма.
Анализ обеспеченности ученической мебели показал, что все классы обеспечены соответствующей возрасту и росту мебелью.
Мы провели анализ правильности посадки 463 учащихся 1-11 классов. Анализ показал, что во время урока спина учащегося касается спинки стула у 41 % школьников, а соответствующее правильной посадке расстояние между краем стола и грудной клеткой было лишь у 34 % детей. У остальных детей грудная клетка либо прижата к краю стола (у 44 %) или имела незначительное расстояние (у 16 %) и у 29 % школьников это расстояние превышало рекомендуемые значения (рис. 1).
Углы наклона головы и наклона корпуса соответствуют рекомендуемым нормативам у 32 % и 39 % учащихся соответственно. У 37 % детей рабочая поза с низко склоненной головой и 26 % школьников имеют незначительный наклон головы в период учебного процесса.
Рисунок 1: Анализ посадки учащихся в течение учебного процесса.
Таким образом, результаты изучения посадки учащихся 1-11 классов, учитывая все элементы правильной позы, свидетельствуют, что при использовании традиционной учебной мебели (стол-стул) правильную рабочую позу имеют лишь 11% школьников, несмотря на соответствие данной мебели ростовым показателям детей.
2.3.3. Степень озеленения школьных помещений.
Исследование учебных помещений школы №68 показал, что степень озеленения достаточная, среднее количество растений в кабинетах– 13,4 (колеблется от 8 до 61). Среднее количество на одного человека составляет, на квадратный метр – (таблица 5).
Таблица 5.
Озеленение учебных помещений.
Школьное помещение |
Кол-во комнатных растений |
Кол-во на человека |
Наличие растений - аллергенов |
||
Кабинет начальных классов №1 (2 класс А) |
12 |
0,52 |
- |
||
Кабинет начальных классов №2 (1 класс А) |
16 |
0,69 |
- |
||
Кабинет начальных классов №3 (4 класс Б) |
9 |
0,39 |
- |
||
Кабинет русского языка |
21 |
0,91 |
- |
||
Кабинет литературы |
12 |
0,52 |
- |
||
Кабинет начальных классов №4 (4 класс А) |
12 |
0,52 |
- |
||
Кабинет технологии |
8 |
0,34 |
- |
||
Кабинет биологии |
61 |
2,65 |
- |
||
Кабинет физики |
16 |
0,69 |
- |
||
Кабинет географии |
9 |
0,39 |
- |
||
Кабинет истории |
9 |
0,39 |
- |
||
Кабинет начальных классов №5 (3 класс А) |
12 |
0,52 |
- |
||
Кабинет начальных классов №6 (3 класс Б) |
12 |
0,52 |
- |
||
Кабинет начальных классов №7 (2 класс Б) |
15 |
0,64 |
- |
||
Кабинет английского языка |
8 |
0,34 |
- |
||
Кабинет информатики |
6 |
0,26 |
- |
||
Кабинет начальных классов №8 (1 класс Б) |
12 |
0,52 |
- |
||
Кабинет духовной культуры |
0 |
- |
|||
Кабинет истории |
12 |
0,52 |
- |
||
Кабинет русского языка №2 |
15 |
0,64 |
- |
||
Кабинет математики №2 |
12 |
0,52 |
- |
||
Кабинет информатики №2 |
12 |
0,52 |
- |
||
Кабинет математики №3 |
16 |
0,69 |
- |
||
Кабинет математики №4 |
6 |
0,26 |
- |
||
Кабинет химии |
12 |
0,52 |
- |
||
Среднее |
13,4 |
0,60 |
Растения в школьных помещениях ухоженные, здоровые, расположены на подоконниках, в специальных стойках или подвесных кашпо. Все растения правильно размещены с учетом освещения, находятся в одинаковых кашпо, подобранных под интерьер классов.
2.3.4. Искусственная освещенность учебных кабинетов
Рассмотрены параметры всех учебных помещений (табл. 6). Всего в школе 22 учебных кабинета, все помещения имеют средние параметры, кроме кабинетов химии и физики, которые в силу специфики предметов имеют большую площадь для распределения оборудования. Вариации в площади остальных кабинетов объясняются особенностями ремонта в каждом из них (слой штукатурки, стеновые панели, пол и т.д.).
Все классы окрашены в светлые тона и имеют темно- коричневый цвет пола, что облегчает расчеты, так как каждый оттенок имеет свои показатели степени отражения, в данном же случае мы будем использовать один коэффициент.
Таблица 6.
Характеристика помещений, предназначенных для рабочих кабинетов
№ |
длина |
ширина |
высота |
Цвет стен |
Цвет пола |
Число окон |
Число рабочих мест |
Число светильников |
Вид светильников |
F |
|
Кабинет начальных классов №1 (2 класс А) |
8 |
6 |
3,10 |
Персиковый |
Красно коричн. |
3 |
30 |
8+2 |
Н, 75 |
69882 |
|
Кабинет начальных классов №2 (1 класс А) |
8 |
6 |
3,32 |
Бирюзовый, |
Красно коричн |
3 |
36 |
8+2 |
Н,75 |
70905 |
|
Кабинет начальных классов №3 (4 класс Б) |
8 |
6 |
3,33 |
Персиковый |
Красно коричн |
3 |
28 |
8+2 |
Н,75 |
71047,06 |
|
Кабинет русского языка |
9,22 |
6 |
3,3 |
персиковый |
Красно коричн |
4 |
28 |
8+2 |
Н,75 |
70734 |
|
Кабинет литературы |
7,9 |
6,15 |
3,3 |
Св.бежевый |
Линолеум, светло-коричн. |
3 |
30 |
11 |
81881 |
||
Мастерская |
10,2 |
6,4 |
3,2 |
белый |
Красно коричн |
4 |
16 |
10 |
Лб 40 |
158400 |
|
Кабинет начальных классов №4 (4 класс А) |
8 |
6 |
3,25 |
бирюзовый |
Красно коричн |
3 |
36 |
10+2 |
Н,75 |
71047 |
|
Кабинет технологии |
8 |
6,2 |
3,25 |
голубой |
Свет.корич. линолеум |
3 |
30 |
8 |
Н,75 |
73114 |
|
Кабинет биологии |
10,6 |
5,8 |
3,25 |
персиковый |
Зол.коричневый |
4 |
34 |
10 |
Н,75 |
89307 |
|
Кабинет физики |
12,3 |
6,2 |
3,3 |
персиковый |
Красно коричн |
4 |
40 |
12 |
Н,75 |
79670 |
|
Кабинет географии |
8 |
6 |
3,25 |
бирюзовый |
Красно коричн |
3 |
26 |
8 |
Н,75 |
69882 |
|
Кабинет истории |
7,9 |
5,9 |
3,25 |
бирюзовый |
Красно коричн |
3 |
28 |
8 |
Н,75 |
67858,8 |
|
Кабинет начальных классов №5 (3 класс А) |
8 |
6 |
3,3 |
голубой |
Красно коричн |
3 |
34 |
10+2 |
Н,75 |
69882 |
|
Кабинет начальных классов №6 (3 класс Б) |
8,3 |
5,9 |
3,25 |
персиковый |
Светло-коричневый линолеум |
3 |
28 |
10+2 |
Н,75 |
71294 |
|
Кабинет начальных классов №7 (2 класс Б) |
8,1 |
6 |
3,25 |
розовый |
Красно коричн |
3 |
38 |
10+2 |
Н,75 |
70755 |
|
Кабинет английского языка |
8 |
5,9 |
3,25 |
голубой |
Линолеум, свет. коричневый |
3 |
28 |
8 |
Н,75 |
69300 |
|
Кабинет информатики |
8 |
6 |
3,2 |
желтый |
Линолеум, светло-серый |
3 |
30 |
8+2 |
Н,75 |
70755 |
|
Кабинет начальных классов №8 (1 класс Б) |
10,1 |
6 |
3,25 |
голубой |
Линолеум, коричневый |
4 |
30 |
9 |
Лб40 |
210987 |
|
Кабинет духовной культуры |
9,1 |
6 |
3,2 |
Обшито деревом |
Красно коричн |
4 |
90 |
8 |
Н,75 |
79491 |
|
Кабинет истории |
10,2 |
6,1 |
3,2 |
голубой |
Красно коричн |
4 |
34 |
12 |
Н,75 |
90585 |
|
Кабинет русского языка №2 |
8 |
6 |
3,2 |
голубой |
Красно коричн |
3 |
32 |
10+2 |
Н,75 |
62882 |
|
Кабинет математики №2 |
8 |
6 |
3,2 |
голубой |
3 |
30 |
8+2 |
Лб40 |
180235 |
Согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03[6], нормированный показатель искусственной освещенности классной комнаты должен составлять 300люкс, показатель для кабинетов химии и физики – 500люкс (приложение 3). Исходя из этого, мы можем рассчитать общий световой поток, издаваемый каждым видом светового источника (лампы накаливания 25Вт, 40Вт, 60ВТ, 75 Вт, 100Вт и ламп типа ЛБ40) и теоретическое количество ламп каждого вида, необходимых для «среднего» кабинета.
Таблица 7
Теоретическое количество источников освещения
№ |
25Вт, шт |
40Вт, шт |
60Вт, шт |
75Вт, шт |
100 Вт, шт |
ЛБ40, шт |
||
1 |
Кабинет |
369 |
205 |
114 |
87 |
62 |
26 |
Учитывая, что в каждом кабинете находятся лампы накаливания 100Вт в количестве 8-12 шт., и сравнивая имеющееся их число с теоретически необходимым, можно сделать вывод, что световой поток, а, следовательно, и освещенность кабинета составляет 5,6 – 12,7%, за исключением кабинетов с люминесцентными лампами, где освещенность составляет 34,4% от теоретически необходимого.
Рассчитав необходимое число источников освещения разных типов для каждого учебного кабинета (приложение 3), мы сделали вывод, что для полноценного освещения, полноценно обеспечивающего учебный процесс, но не наносящего вреда глазам, необходимо 13 парных ламп дневного света типа ЛБ40 для классных комнат и 30 парных ламп дневного света для кабинетов физики и химии.
2.4. Экологическое состояние окружающей среды.
В результате исследований нами обследованы 5 участков в окрестностях школы №68 г. Прокопьевска. В каждой исследуемой точке брались пробы листьев с разных деревьев (10 шт.), имеющие двустороннюю симметрию. Точки забора проб выбраны произвольно, с частного сектора и вблизи автомагистрали. По каждому участку результаты сводились в таблицы и диаграммы, выводились средние результаты. Так, наивысшее загрязнение в исследуемом районе обнаружено в районе ул. Трудовая (0.077 – 5 баллов). Наименьшее загрязнение – на ул. Карельская и Плановая (0.048 – 3 балла). Средний показатель флуктуационной асимметрии составляет 0,062, что соответствует самой высокой степени загрязнения окружающей среды (табл.8, рис.3).
Таблица 8.
Показатели ФА на контрольных участках.
№ |
Улица |
Показатель ФА |
балл |
З.Космодемьянской |
0,077 |
5 |
|
Плановая |
0.049 |
3 |
|
Баргузинская |
0,06 |
5 |
|
Союзная |
0,06 |
5 |
|
2-я Союзная |
0,057 |
5 |
|
Международная |
0,071 |
5 |
|
Пирогова |
0,051 |
4 |
|
Горбунова |
0,058 |
5 |
|
Карельская |
0,048 |
4 |
|
Трудовая |
0,077 |
5 |
|
Среднее |
0,062111 |
5 |
Рисунок 3: Флуктуационная асимметрия признаков растений различных точек в окрестностях школы №68 г. Прокопьевска.
Высокий уровень показателей ФА в исследуемом районе связан с несколькими причинами:
Расположение микрорайона – микрорайон Красная горка, в котором находится школа №68, расположен в низине. Все отработанные вещества при деятельности шахт, обогатительных фабрик, котельных всего города сносит на территорию микрорайона.
Пролегание через микрорайон трассы регионального значения (ул. Трудовая, З. Космодемьянской).
Наличие в микрорайоне шахты и обогатительной фабрики (ул. Трудовая)
Выводы
В результате проведенных исследований нами сделаны следующие выводы:
Экологическое состояние школы №68 г. Прокопьевска соответствует санитарным нормам по категориям:
Расположение школы относительно промышленных предприятий и автомобильных дорог в пределах нормы
Показатели кубатуры и площади на количество учащихся соответствует санитарным нормам
Школьная мебель соответствует росто-возрастным характеристикам учащихся
Достаточная озелененность учебных помещений комнатными растениями.
Экологическое состояние окружающей среды в микрорайоне Красная горка по показателям флуктуационной асимметрии растений находится в состоянии от «средне высокий» до «высокий» уровень загрязнения.
Искусственное освещение школьных помещений в среднем составляет 34% от необходимого.
Правильную рабочую позу имеют лишь 11% школьников, несмотря на соответствие данной мебели ростовым показателям детей.
Эмоциональная окраска помещений преимущественно положительная, однако, имеются кабинеты, в которых эмоциональная окраска на уровне «холодно», т.е. отрицательная.
В целом, все основные характеристики школы соответствуют санитарно- гигиеническим требованиям к организации учебного процесса .
Рекомендации
Для улучшения экологического состояния школы мы предлагаем и планируем:
Донести данные исследования до администрации школы и педагогического совета.
Провести беседы в классах по теме «Экология нашей школы».
Предложить увеличить количество комнатных растений в помещениях и учебных кабинетах.
Проводить просветительские беседы с учащимися начальных классов о необходимости правильной посадки при занятиях, в сотрудничестве с классными руководителями.
Список литературы
www.kristall.lan.krasu.ru / материаловедение, лектор Калякина О.П.
www.lightman.ru
Атаулов И.А., Масленников М.М., Санитарно-гигиеническое обеспечение обучающихся и работников образовательных учреждений. Методические рекомендации, Москва: Изд-во Аркти, 2005
Зависимость состояния опорно-двигательного аппарата школьников от модели ученической мебели/РусМедикалГрупп//http://www.rusmg.ru/php/content.php?id=9490
Пресс – релиз Администрации Кемеровской области -2008// официальный сайт Администрации Кемеровской области// http://www.ako.ru/PRESS
Санитарные правила и нормы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 "Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 6 апреля 2003 г.)