Современные системы пожарной безопасности в жилом секторе

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Современные системы пожарной безопасности в жилом секторе

Кондакова Ю.А. 1
1СОШ 45
Иванько О.А. 1
1СОШ 45
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время система обеспечения безопасности от пожаров представляет собой сложную социально-экономическую систему. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с Законодательством Российской Федерации. В соответствии с ростом реальной пожарной опасности должны возрастать и требования к оснащению средствами обнаружения, оповещения и извещения о пожаре. Чтобы обеспечить необходимый уровень защиты населения для снижения гибели людей на пожарах, времени реагирования подразделений федеральной противопожарной службы за счет использования систем радиосвязи, совершенствование системы обнаружения, оповещения и извещения о пожаре и его ликвидации и материального ущерба причиненного пожаром населению.

Пожарная безопасность населения и территории Омской области и обеспечение сохранности материальных ценностей относятся к числу приоритетных задач.

Существенными проблемами в сфере пожарной безопасности Омской области являются:

- сложность организации и проведения локализации и ликвидации пожаров из-за отсутствия специальных средств и оборудования, необходимых для экстренного реагирования;

- отсутствие вследствие неполного охвата пожарными постами территории Омской области возможности своевременного реагирования противопожарной службы при возникновении пожаров в отдаленных населенных пунктах и учреждениях с постоянным пребыванием людей;

- низкий уровень знания у населения Омской области правил поведения в случае возникновения пожара.

2 марта 2010 года на заседание Совета безопасности Омской области рассмотрен вопрос "О состоянии пожарной безопасности в населенных пунктах Омской области" и принято решение о разработке областной целевой программы «Обеспечение пожарной безопасности в Омской области на 2011-2020 годы», которая принята постановлением Правительства Омской области от 13 января 2011 № 1-п. Целью программы является совершенствование и оптимизация системы обеспечения пожарной безопасности в Омской области и, как следствие, повышение состояния защищенности населения и имущества Омской области от пожаров.

Выполнение поставленной цели возможно через осуществление комплекса проводимых заблаговременно мероприятий, направленных на предотвращение и максимально возможное уменьшение ущерба от возникновения пожаров.

Такими мероприятиями являются:

- проведение работ по противопожарной пропаганде и обучению различных групп населения Омской области правилам поведения при пожаре и мерам пожарной безопасности;

- внедрение системы обнаружения, оповещения и извещения о пожаре в жилом многоквартирном и частном фонде в целях совершенствования организации реагирования на пожары.

Решение этих задач позволит создать благоприятные условия для устойчивого развития экономики Омской области

ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ИСТОРИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОМСКОГО РЕГИОНА, ОПЕРАТИВНАЯ ОБСТАНОВКА В ГОРОДЕ ОМСКЕ И ОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА ОСНОВЕ СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ

1.1. Социально-экономическая и историческая характеристика

города Омска

Первая Омская крепость была основана в 1716 году казачьим отрядом под командованием И. Д. Бухгольца, отправившимся расширять и укреплять рубежи Российской империи по именному указу Петра I. Омск служил пограничной крепостью для защиты от набегов кочевников, до 1797 года был острогом.

В XIX веке Омск стал центром сначала Западно-Сибирского, а затем Степного генерал-губернаторства (Степного края), охватывавшего существенную часть Западной Сибири и север современного Казахстана.

10 апреля 1933 года ВЦИК постановил «Города Ново-Омск и Омск Западно-Сибирского края объединить в один город, сохранив за объединенным городом его основное название „Омск“».

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 20 марта 1947 г. Омск был выделен в самостоятельный административно-хозяйственный центр со своим особым бюджетом и отнесен к категории городов республиканского подчинения.

Город расположен в южной части Западно-Сибирской равнины, на месте впадения в Иртыш реки Омь, в центре южной части Омской области. Местность относительно плоская, с преобладающими абсолютными отметками 100—140 м. Однообразный рельеф на отдельных участках нарушается понижениями плоских западин, древних ложбин стока, озёрными котловинами, увалами.

Максимальная продолжительность дня — 17 часов 22 минуты, минимальная — 7 часов 10 минут (во время солнцестояний). Преобладающее направление ветра зимой — юго-западное, летом — северо-западное. Наибольшая скорость ветра отмечается зимой и весной, что является причиной частых метелей и пыльных бурь.

В Омске проживает 56,1 % всех жителей Омской области.

1.2 Анализ и оценка оперативной обстановки в городе Омске и Омской области на основе статистических данных ГУ МЧС России по Омской области за период с 01.01.2017 г. по 31.12.2017 г.

За 12 месяцев 2017 года на территории Омской области произошло 2002 пожара из них 99 пожаров с гибелью людей. Наибольшая гибель на пожарах произошла в зданиях жилого назначения, погибло 93 человека.

Всего на пожарах погибло:

Взрослых

94 чел.

Детей

5 чел.

Травмировано:

Взрослых

133 чел.

Детей

8 чел.

Гибель скота:

крупного

43 гол.

мелкого

171 гол.

Уничтожено:

автотехники

121 ед.

кормов

728 т.

строений

551 ед.

Материальный ущерб (имущество)

Итого:

23 млн 109 тыс 806 р.

Причина гибели

Воздействие высокой температуры при пожаре

1

Отравление токсичными продуктами горения при пожаре

28

Комбинированное отравление алкоголем и токсичными продуктами горения

47

Причина гибели не установлена

23

Условия, способствующие гибели людей

Условия, способствуюшие гибели людей

Несвоевременная эвакуация людей из здания (сооружения) в результате:

Нахождения в состоянии алкогольного (наркотического) опьянения

61

Нахождение в состоянии сна

8

Физических недостатков, затрудняющих самостоятельное передвижение

5

Позднего сообщения о пожаре

3

Невозможности принятия правильного решения и (или) самостоятельной эвакуации по причине малолет. возраста

2

Поражение опасными факторами пожара в результате:

Паники

1

Преклонный возраст

11

Поражение вторичными факторами пожара в результате:

Прочие условия

1

Не установлена

8

Основной процент (59,4%) погибших приходится на дееспособный возраст населения, это отрицательно сказывается на социально-демографическом положении региона. Для социально-демографического развития региона применяются государственные и региональные программы, повышение уровня системы обеспечения пожарной безопасности положительно скажется на общей картине развития региона.

52 % гибели людей на пожарах происходит в ночное время.

Отравление продуктами горения происходит по причине длительного нахождения в среде воздействия опасных факторов пожара, это обуславливается параметрами длительности начальной стадии пожара с момента возникновения до его обнаружения, сообщения о пожаре, длительности обработки информации диспетчерской службой, своевременности высылки подразделений и времени прибытия к месту пожара.

Среднее время прибытия пожарных подразделений к месту пожара составило 8,28 мин.

Среднее время тушения пожаров по Омскому региону составило 20,81 мин.

Приведенные данные в Разделе 1.2. обуславливают, что из показателей: среднего времени сообщения, среднего времени прибытия и времени начала тушения пожара, можно оценить как часть времени воздействия на человека опасных факторов пожара приводящих к летальному исходу, при этом не учитывается, по сути, наиболее важный, а подчас и наибольший по значению параметр, такой как время с момента возникновения до момента обнаружения. Теоретически этот параметр принимается в зависимости от наличия систем обнаружения пожара, либо её отсутствия, однако системы пожарной сигнализации в жилье используются крайне редко.

Сегодня, некоторые компании предлагают проектирование и установку так называемой GSM сигнализации, которая использует голосовой канал GSM сигнализации, обеспечивая большую оперативность и надёжность охраны. В момент срабатывания сигнализации, GSM модуль начинает рассылку тревожных СМС сообщений на заранее запрограммированные номера, которые могут быть и охраны. А так же отправлять голосовые сообщения на любые телефоны, включая МГТС, а также существует возможность подключить охранную систему к станции мониторинга, будет сама анализировать, что происходит с охраняемым объектом и в случае срабатывания, будет принимать решения о вызове милиции, пожарных или просто сообщит вам, что произошла протечка воды или газа.

Такая сигнализация может снизить риск гибели в жилье, при условии непосредственного вывода сигнала, на пункт связи части охраняемого района и установки извещателей в каждой квартире, для определения точного адреса

снижения временных воздействия токсичных продуктов горения на человека (при условии возможного их нахождения в помещении).

ГЛАВА 2. СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ЖИЛОМ СЕКТОРЕ

2.1. Внедрения системы автоматического оповещения о пожаре и сообщения о нем

Проанализировав статистические данные видно, что время с учетом всех показателей до ввода ствола первой помощи, а именно: время до обнаружения (основной фактор, влияющий на развитие пожара), время сообщения, время на обработку (с учетом имеющейся системы обработки и высылки подразделений), время сбора и выезда, время следования, боевого развертывания и обнаружения пострадавших в зоне воздействия опасных факторов пожара в среднем составляет 33 минуты, что отрицательно сказывается на состоянии пострадавших и зачастую приводит к летальному исходу в результате отравления продуктами горения или термического воздействия в зависимости от процессов горения возникающих в помещениях и скорости их распространения. 7,2 % от общего количества пожаров являются с гибелью. Основной причиной гибели, это 64 % от общего количества происшедших пожаров с гибелью людей происходит от неосторожного обращения с огнем в нетрезвом состоянии (курение).Посредством разработки системы оповещения о пожаре сигнал которой по каналу GSM будет поступать непосредственно на пульт диспетчера того района, в зоне обслуживания которого находится жилой дом. Соответственно показатели реагирования на пожары будут выглядеть несколько другим образом.

Время до обнаружения составит 3 минуты (в соответствии с характеристиками установленных приборов) справочные же данные говорят, что время обнаружения необорудованных помещений пожарной сигнализацией составляет от 8-12 минут, а также время на обработку сократится в среднем на 2 минуты. Если сократится время свободного развития пожара тогда и последствия будут следующими, например:

Система оповещения о пожаре должна быть доступной для всех слоёв населения, легко монтируемой и обслуживаемой только это поможет реализовать и содержать в исправном состоянии эту систему, плата за обслуживание должна быть минимальной и централизованной во избежание сбоев в работе системы.

Алгоритм применения системы обнаружения, оповещения и извещения о пожаре и его ликвидации должен выглядеть следующим образом:

В настоящее время алгоритм действий обнаружения, оповещения и извещения о пожаре и его ликвидации выглядит следующим образом:

Из выше приведенных алгоритмов видно, что существующая система требует совершенствования, с учетом быстроразвивающихся технологий систем радиосвязи.

2.2. Пример системы радиосвязи для обеспечения уровня пожарной безопасности и снижения случаев гибели людей на пожарах

В настоящее время существует разнообразие пожарно-охранных GSM сигнализаций предлагаемых множеством компаний занимающихся бизнесом в этой сфере, например: Sapsan GSM PRO 4 , Safe Box, AVIZOR KIT, Acon, Бастион Гарант, базовая стоимость в среднем составляет 5 000 рублей.

Вот один из более подробных примеров таких систем:

Извещатель пожарный дымовой автономный ИП212-63А-GSM (ДИП GSM) (далее – извещатель или прибор) предназначен для обнаружения возгорания в закрытом помещении, сопровождающегося появлением дыма.

При обнаружении возгорания извещатель оповестит о нем:

звуком сирены и световой индикацией, а так же дозвоном и рассылкой SMS на запрограммированные телефонные номера либо отправкой SMS на пультовую систему.

Извещатель предназначен для круглосуточной непрерывной работы от внутреннего источника питания. Извещатель разработан для применения в офисных, коммерческих, жилых и других помещениях и может использоваться как автономно, так и совместно с извещателями ИП212-63А. Извещатель соответствуют требованиям ГОСТ Р 53325.

Особенности:

Длительная (до 3-х лет) непрерывная работа от внутреннего источника питания;

Встроенный звуковой оповещатель (сирена);

Световой индикатор для индикации состояния извещателя;

Осуществление дозвона и рассылка SMS-сообщений на запрограммированные телефон-ные номера;

Совместная работа с извещателями ИП212-63А;

Компенсация чувствительности при запылении оптической системы;

Режимы работы и основные функции извещателя

Извещатель имеет следующие основные режимы работы:

- «Программирования».

- «Самотестирования».

- «Дежурный».

- «Пожар».

- «Ручной тест извещателя» (можно проводить только в «Дежурном» режиме).

Извещатель обеспечивает четыре вида оповещения:

- «Пожар».

- «Разряд батареи».

- «Запыленность».

- «Неисправность».

Извещатель выполняет следующие основные функции:

Обнаружение возгорания и оповещение о нем:

звуком сирены и световой индикацией.

дозвоном и рассылкой SMS на телефоны оповещения, записанные в память прибора либо отправкой сообщений на пультовую систему.

Совместная работа с извещателями ИП212-63А.

Компенсация чувствительности при запылении оптической системы.

Автоматическая диагностика, с оповещением о разряде батареи, запыленности оптиче-ской камеры и неисправности.

Наличие контроля уровня сигнала сотовой связи и отправка его значения в SMS с настройками.

Ручное тестирование работоспособности.

Запрос баланса SIM карты извещателя (автоматически и/или по запросу) и отправка SMS с указанием баланса на основной телефон оповещения.

Эта система позволит исключить из схемы: лицо обнаружившее пожар, что обеспечит снижение времени оперативного реагирования, повысит процент спасенных людей на пожарах, а это приведет к снижению уровня смертности и выровняет демографию населения в городе Омске и Омской области.

На сегодняшний день в частном жилом секторе отсутствует вообще, какая либо система обнаружения пожара, поэтому установка таких систем является не менее актуальной и для частных домов населенных пунктов, особенно тех которые удалены от мест дислокации пожарных подразделений.

2.3 Экономическая эффективность автоматической системы
обнаружения, оповещения и извещения о пожаре.

Для оценки экономической эффективности автоматической системы
обнаружения, оповещения и извещения о пожаре, необходимо оценить численные значения показателей ущерба от гибели и травмирования людей на пожарах.

Приказом Минэкономразвития России № 192, Минздравсоцразвития России № 323н, Минфина России № 45н, Росстата № 113 от 10 апреля 2012 г. утверждена «Методология расчета экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения».

Экономический ущерб (потери) рассчитываются отдельно по каждой из следующих причин: гибель и травмирование.

Экономический ущерб (потери) от гибели и травмирования населения от пожаров рассчитывается по погибшим и травмированным за анализируемый год.

Расчет экономического ущерба (потерь) от гибели и травмирования людей осуществляется на основе данных официального статистического учета.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В России система пожарной безопасности в жилом секторе находится на низком уровне, об это свидетельствует неуклонный рост числа пожаров в данной категории зданий, рост гибели в жилье при пожарах, увеличение материального ущерба и как следствие снижение показателей уровня социально-экономического развития региона.

Проведенный анализ статистических данных оперативного реагирования подразделений гарнизона Омской области показывает, что при существующей системе обнаружения, оповещения и сообщения о пожаре в жилом секторе гибель находится на высоком уровне, 98 % от общего числа погибших составляет гибель в жилом секторе, при том, что 98,6 % гибели происходит до прибытия подразделений пожарной охраны к месту вызова и
68 % от общего числа происходит в ночное время.

Необходимо совершенствовать систему обеспечения пожарной безопасности в жилом секторе, посредством внедрения системы обнаружения, оповещения и сообщения о пожаре сигнал которой по каналу GSM будет поступать непосредственно на пульт диспетчера того района, в зоне обслуживания которого находится жилой дом. Применение системы обнаружения, оповещения и извещения о пожаре и его ликвидации, который позволяет снизить показатели реагирования на пожары, уменьшить число погибших при пожаре, что является важной составляющей для социально-экономического и демографического развития региона.

Культурное воспитание людей начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни, с развитием общества, новых технологий.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Федеральный закон от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»

Областная целевая программа «Обеспечение пожарной безопасности в Омской области на 2011-2020 годы» принята постановлением Правительства Омской области от 13 января 2011 № 1-п.

Анализ оперативной обстановки за период с 01.01.2017 по 31.12.2017 г., УНД и ПР ГУ МЧС России по Омской области.

Анализ организации подготовки, пожаротушения и охраны труда Главного управления МЧС России по Омской области за 2017 год.

Оценка экономических потерь от гибели и травмирования людей при пожарах как элемент оценки показателей эффективносидеятельности органов Государственного пожарного надзора - О.В. Войтенок, А.Р. Сай. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России.

Просмотров работы: 104