ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время система обеспечения безопасности от пожаров представляет собой сложную социально-экономическую систему. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с Законодательством Российской Федерации. В соответствии с ростом реальной пожарной опасности должны возрастать и требования к оснащению средствами обнаружения, оповещения и извещения о пожаре. Чтобы обеспечить необходимый уровень защиты населения для снижения гибели людей на пожарах, времени реагирования подразделений федеральной противопожарной службы за счет использования систем радиосвязи, совершенствование системы обнаружения, оповещения и извещения о пожаре и его ликвидации и материального ущерба причиненного пожаром населению.
Пожарная безопасность населения и территории Омской области и обеспечение сохранности материальных ценностей относятся к числу приоритетных задач.
Существенными проблемами в сфере пожарной безопасности Омской области являются:
- сложность организации и проведения локализации и ликвидации пожаров из-за отсутствия специальных средств и оборудования, необходимых для экстренного реагирования;
- отсутствие вследствие неполного охвата пожарными постами территории Омской области возможности своевременного реагирования противопожарной службы при возникновении пожаров в отдаленных населенных пунктах и учреждениях с постоянным пребыванием людей;
- низкий уровень знания у населения Омской области правил поведения в случае возникновения пожара.
2 марта 2010 года на заседание Совета безопасности Омской области рассмотрен вопрос "О состоянии пожарной безопасности в населенных пунктах Омской области" и принято решение о разработке областной целевой программы «Обеспечение пожарной безопасности в Омской области на 2011-2020 годы», которая принята постановлением Правительства Омской области от 13 января 2011 № 1-п. Целью программы является совершенствование и оптимизация системы обеспечения пожарной безопасности в Омской области и, как следствие, повышение состояния защищенности населения и имущества Омской области от пожаров.
Выполнение поставленной цели возможно через осуществление комплекса проводимых заблаговременно мероприятий, направленных на предотвращение и максимально возможное уменьшение ущерба от возникновения пожаров.
Такими мероприятиями являются:
- проведение работ по противопожарной пропаганде и обучению различных групп населения Омской области правилам поведения при пожаре и мерам пожарной безопасности;
- внедрение системы обнаружения, оповещения и извещения о пожаре в жилом многоквартирном и частном фонде в целях совершенствования организации реагирования на пожары.
Решение этих задач позволит создать благоприятные условия для устойчивого развития экономики Омской области
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ИСТОРИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОМСКОГО РЕГИОНА, ОПЕРАТИВНАЯ ОБСТАНОВКА В ГОРОДЕ ОМСКЕ И ОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА ОСНОВЕ СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ
Первая Омская крепость была основана в 1716 году казачьим отрядом под командованием И. Д. Бухгольца, отправившимся расширять и укреплять рубежи Российской империи по именному указу Петра I. Омск служил пограничной крепостью для защиты от набегов кочевников, до 1797 года был острогом.
В XIX веке Омск стал центром сначала Западно-Сибирского, а затем Степного генерал-губернаторства (Степного края), охватывавшего существенную часть Западной Сибири и север современного Казахстана.
10 апреля 1933 года ВЦИК постановил «Города Ново-Омск и Омск Западно-Сибирского края объединить в один город, сохранив за объединенным городом его основное название „Омск“».
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 20 марта 1947 г. Омск был выделен в самостоятельный административно-хозяйственный центр со своим особым бюджетом и отнесен к категории городов республиканского подчинения.
Город расположен в южной части Западно-Сибирской равнины, на месте впадения в Иртыш реки Омь, в центре южной части Омской области. Местность относительно плоская, с преобладающими абсолютными отметками 100—140 м. Однообразный рельеф на отдельных участках нарушается понижениями плоских западин, древних ложбин стока, озёрными котловинами, увалами.
Максимальная продолжительность дня — 17 часов 22 минуты, минимальная — 7 часов 10 минут (во время солнцестояний). Преобладающее направление ветра зимой — юго-западное, летом — северо-западное. Наибольшая скорость ветра отмечается зимой и весной, что является причиной частых метелей и пыльных бурь.
В Омске проживает 56,1 % всех жителей Омской области.
1.2 Анализ и оценка оперативной обстановки в городе Омске и Омской области на основе статистических данных ГУ МЧС России по Омской области за период с 01.01.2017 г. по 31.12.2017 г.
За 12 месяцев 2017 года на территории Омской области произошло 2002 пожара из них 99 пожаров с гибелью людей. Наибольшая гибель на пожарах произошла в зданиях жилого назначения, погибло 93 человека.
Всего на пожарах погибло: |
|
Взрослых |
94 чел. |
Детей |
5 чел. |
Травмировано: |
|
Взрослых |
133 чел. |
Детей |
8 чел. |
Гибель скота: |
|
крупного |
43 гол. |
мелкого |
171 гол. |
Уничтожено: |
|
автотехники |
121 ед. |
кормов |
728 т. |
строений |
551 ед. |
Материальный ущерб (имущество) |
|
Итого: |
23 млн 109 тыс 806 р. |
Причина гибели |
|
Воздействие высокой температуры при пожаре |
1 |
Отравление токсичными продуктами горения при пожаре |
28 |
Комбинированное отравление алкоголем и токсичными продуктами горения |
47 |
Причина гибели не установлена |
23 |
Условия, способствующие гибели людей
Условия, способствуюшие гибели людей |
|
Несвоевременная эвакуация людей из здания (сооружения) в результате: |
|
Нахождения в состоянии алкогольного (наркотического) опьянения |
61 |
Нахождение в состоянии сна |
8 |
Физических недостатков, затрудняющих самостоятельное передвижение |
5 |
Позднего сообщения о пожаре |
3 |
Невозможности принятия правильного решения и (или) самостоятельной эвакуации по причине малолет. возраста |
2 |
Поражение опасными факторами пожара в результате: |
|
Паники |
1 |
Преклонный возраст |
11 |
Поражение вторичными факторами пожара в результате: |
|
Прочие условия |
1 |
Не установлена |
8 |
Основной процент (59,4%) погибших приходится на дееспособный возраст населения, это отрицательно сказывается на социально-демографическом положении региона. Для социально-демографического развития региона применяются государственные и региональные программы, повышение уровня системы обеспечения пожарной безопасности положительно скажется на общей картине развития региона.
52 % гибели людей на пожарах происходит в ночное время.
Отравление продуктами горения происходит по причине длительного нахождения в среде воздействия опасных факторов пожара, это обуславливается параметрами длительности начальной стадии пожара с момента возникновения до его обнаружения, сообщения о пожаре, длительности обработки информации диспетчерской службой, своевременности высылки подразделений и времени прибытия к месту пожара.
Среднее время прибытия пожарных подразделений к месту пожара составило 8,28 мин.
Среднее время тушения пожаров по Омскому региону составило 20,81 мин.
Приведенные данные в Разделе 1.2. обуславливают, что из показателей: среднего времени сообщения, среднего времени прибытия и времени начала тушения пожара, можно оценить как часть времени воздействия на человека опасных факторов пожара приводящих к летальному исходу, при этом не учитывается, по сути, наиболее важный, а подчас и наибольший по значению параметр, такой как время с момента возникновения до момента обнаружения. Теоретически этот параметр принимается в зависимости от наличия систем обнаружения пожара, либо её отсутствия, однако системы пожарной сигнализации в жилье используются крайне редко.
Сегодня, некоторые компании предлагают проектирование и установку так называемой GSM сигнализации, которая использует голосовой канал GSM сигнализации, обеспечивая большую оперативность и надёжность охраны. В момент срабатывания сигнализации, GSM модуль начинает рассылку тревожных СМС сообщений на заранее запрограммированные номера, которые могут быть и охраны. А так же отправлять голосовые сообщения на любые телефоны, включая МГТС, а также существует возможность подключить охранную систему к станции мониторинга, будет сама анализировать, что происходит с охраняемым объектом и в случае срабатывания, будет принимать решения о вызове милиции, пожарных или просто сообщит вам, что произошла протечка воды или газа.
Такая сигнализация может снизить риск гибели в жилье, при условии непосредственного вывода сигнала, на пункт связи части охраняемого района и установки извещателей в каждой квартире, для определения точного адреса
снижения временных воздействия токсичных продуктов горения на человека (при условии возможного их нахождения в помещении).
ГЛАВА 2. СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ЖИЛОМ СЕКТОРЕ
Проанализировав статистические данные видно, что время с учетом всех показателей до ввода ствола первой помощи, а именно: время до обнаружения (основной фактор, влияющий на развитие пожара), время сообщения, время на обработку (с учетом имеющейся системы обработки и высылки подразделений), время сбора и выезда, время следования, боевого развертывания и обнаружения пострадавших в зоне воздействия опасных факторов пожара в среднем составляет 33 минуты, что отрицательно сказывается на состоянии пострадавших и зачастую приводит к летальному исходу в результате отравления продуктами горения или термического воздействия в зависимости от процессов горения возникающих в помещениях и скорости их распространения. 7,2 % от общего количества пожаров являются с гибелью. Основной причиной гибели, это 64 % от общего количества происшедших пожаров с гибелью людей происходит от неосторожного обращения с огнем в нетрезвом состоянии (курение).Посредством разработки системы оповещения о пожаре сигнал которой по каналу GSM будет поступать непосредственно на пульт диспетчера того района, в зоне обслуживания которого находится жилой дом. Соответственно показатели реагирования на пожары будут выглядеть несколько другим образом.
Время до обнаружения составит 3 минуты (в соответствии с характеристиками установленных приборов) справочные же данные говорят, что время обнаружения необорудованных помещений пожарной сигнализацией составляет от 8-12 минут, а также время на обработку сократится в среднем на 2 минуты. Если сократится время свободного развития пожара тогда и последствия будут следующими, например:
Система оповещения о пожаре должна быть доступной для всех слоёв населения, легко монтируемой и обслуживаемой только это поможет реализовать и содержать в исправном состоянии эту систему, плата за обслуживание должна быть минимальной и централизованной во избежание сбоев в работе системы.
Алгоритм применения системы обнаружения, оповещения и извещения о пожаре и его ликвидации должен выглядеть следующим образом:
В настоящее время алгоритм действий обнаружения, оповещения и извещения о пожаре и его ликвидации выглядит следующим образом:
Из выше приведенных алгоритмов видно, что существующая система требует совершенствования, с учетом быстроразвивающихся технологий систем радиосвязи.
В настоящее время существует разнообразие пожарно-охранных GSM сигнализаций предлагаемых множеством компаний занимающихся бизнесом в этой сфере, например: Sapsan GSM PRO 4 , Safe Box, AVIZOR KIT, Acon, Бастион Гарант, базовая стоимость в среднем составляет 5 000 рублей.
Вот один из более подробных примеров таких систем:
Извещатель пожарный дымовой автономный ИП212-63А-GSM (ДИП GSM) (далее – извещатель или прибор) предназначен для обнаружения возгорания в закрытом помещении, сопровождающегося появлением дыма.
При обнаружении возгорания извещатель оповестит о нем:
звуком сирены и световой индикацией, а так же дозвоном и рассылкой SMS на запрограммированные телефонные номера либо отправкой SMS на пультовую систему.
Извещатель предназначен для круглосуточной непрерывной работы от внутреннего источника питания. Извещатель разработан для применения в офисных, коммерческих, жилых и других помещениях и может использоваться как автономно, так и совместно с извещателями ИП212-63А. Извещатель соответствуют требованиям ГОСТ Р 53325.
Особенности:
Длительная (до 3-х лет) непрерывная работа от внутреннего источника питания;
Встроенный звуковой оповещатель (сирена);
Световой индикатор для индикации состояния извещателя;
Осуществление дозвона и рассылка SMS-сообщений на запрограммированные телефон-ные номера;
Совместная работа с извещателями ИП212-63А;
Компенсация чувствительности при запылении оптической системы;
Режимы работы и основные функции извещателя
Извещатель имеет следующие основные режимы работы:
- «Программирования».
- «Самотестирования».
- «Дежурный».
- «Пожар».
- «Ручной тест извещателя» (можно проводить только в «Дежурном» режиме).
Извещатель обеспечивает четыре вида оповещения:
- «Пожар».
- «Разряд батареи».
- «Запыленность».
- «Неисправность».
Извещатель выполняет следующие основные функции:
Обнаружение возгорания и оповещение о нем:
звуком сирены и световой индикацией.
дозвоном и рассылкой SMS на телефоны оповещения, записанные в память прибора либо отправкой сообщений на пультовую систему.
Совместная работа с извещателями ИП212-63А.
Компенсация чувствительности при запылении оптической системы.
Автоматическая диагностика, с оповещением о разряде батареи, запыленности оптиче-ской камеры и неисправности.
Наличие контроля уровня сигнала сотовой связи и отправка его значения в SMS с настройками.
Ручное тестирование работоспособности.
Запрос баланса SIM карты извещателя (автоматически и/или по запросу) и отправка SMS с указанием баланса на основной телефон оповещения.
Эта система позволит исключить из схемы: лицо обнаружившее пожар, что обеспечит снижение времени оперативного реагирования, повысит процент спасенных людей на пожарах, а это приведет к снижению уровня смертности и выровняет демографию населения в городе Омске и Омской области.
На сегодняшний день в частном жилом секторе отсутствует вообще, какая либо система обнаружения пожара, поэтому установка таких систем является не менее актуальной и для частных домов населенных пунктов, особенно тех которые удалены от мест дислокации пожарных подразделений.
Для оценки экономической эффективности автоматической системы
обнаружения, оповещения и извещения о пожаре, необходимо оценить численные значения показателей ущерба от гибели и травмирования людей на пожарах.
Приказом Минэкономразвития России № 192, Минздравсоцразвития России № 323н, Минфина России № 45н, Росстата № 113 от 10 апреля 2012 г. утверждена «Методология расчета экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения».
Экономический ущерб (потери) рассчитываются отдельно по каждой из следующих причин: гибель и травмирование.
Экономический ущерб (потери) от гибели и травмирования населения от пожаров рассчитывается по погибшим и травмированным за анализируемый год.
Расчет экономического ущерба (потерь) от гибели и травмирования людей осуществляется на основе данных официального статистического учета.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В России система пожарной безопасности в жилом секторе находится на низком уровне, об это свидетельствует неуклонный рост числа пожаров в данной категории зданий, рост гибели в жилье при пожарах, увеличение материального ущерба и как следствие снижение показателей уровня социально-экономического развития региона.
Проведенный анализ статистических данных оперативного реагирования подразделений гарнизона Омской области показывает, что при существующей системе обнаружения, оповещения и сообщения о пожаре в жилом секторе гибель находится на высоком уровне, 98 % от общего числа погибших составляет гибель в жилом секторе, при том, что 98,6 % гибели происходит до прибытия подразделений пожарной охраны к месту вызова и
68 % от общего числа происходит в ночное время.
Необходимо совершенствовать систему обеспечения пожарной безопасности в жилом секторе, посредством внедрения системы обнаружения, оповещения и сообщения о пожаре сигнал которой по каналу GSM будет поступать непосредственно на пульт диспетчера того района, в зоне обслуживания которого находится жилой дом. Применение системы обнаружения, оповещения и извещения о пожаре и его ликвидации, который позволяет снизить показатели реагирования на пожары, уменьшить число погибших при пожаре, что является важной составляющей для социально-экономического и демографического развития региона.
Культурное воспитание людей начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни, с развитием общества, новых технологий.
Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Федеральный закон от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»
Областная целевая программа «Обеспечение пожарной безопасности в Омской области на 2011-2020 годы» принята постановлением Правительства Омской области от 13 января 2011 № 1-п.
Анализ оперативной обстановки за период с 01.01.2017 по 31.12.2017 г., УНД и ПР ГУ МЧС России по Омской области.
Анализ организации подготовки, пожаротушения и охраны труда Главного управления МЧС России по Омской области за 2017 год.
Оценка экономических потерь от гибели и травмирования людей при пожарах как элемент оценки показателей эффективносидеятельности органов Государственного пожарного надзора - О.В. Войтенок, А.Р. Сай. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России.