Влияние нерационального питания и режима дня на учащихся в МБОУ СОШ № 70 город Нижний Тагил

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние нерационального питания и режима дня на учащихся в МБОУ СОШ № 70 город Нижний Тагил

Лаймина А.С. 1
1МБОУ СОШ № 70,
Воробьев В.Ю. 1
1МБОУ СОШ № 70
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность: Многие учащиеся часто болеют по причине не соблюдения здорового образа жизни и вынуждены пропускать много занятий, а это отражается на успеваемости. Основные компоненты здорового образа жизни - здоровое питание и режим дня не соблюдается детьми, в результате чего это приводит к ухудшению самочувствия, не успеваемости по предметам, потере работоспособности на уроках.

В настоящее время очень много говорят о здоровом питании и режиме дня. Хотя ни для кого не секрет, что вредного на прилавках наших магазинов больше, чем полезного. И порой очень трудно сделать выбор в пользу здоровья. И какой же выбор является правильным? Зная, что пища нужна человеку для поддержания здоровья и работоспособности, а режим дня для полноценного развития, возникает множество вопросов: что полезно, а что нет, как надо правильно питаться, как разобраться во всём этом многообразии продуктов без ущерба своему здоровью и как же соблюдать правильный распорядок дня?

Объект исследования: Правила питания и режима дня.

Предмет исследования: Влияние питания и режима дня на учащихся МБОУ СОШ №70

Цель исследования: Выявить последствия нерационального питания и режима дня для обучающихся МБОУ СОШ №70.

Задачи исследования:

1. Изучить термины «Здоровое питание» и «Режим дня».

2.Определить законы и правила здорового образа жизни.

3.Выявить влияние питания и режима дня на успеваемость учащихся.

4. Исследовать меню школьной столовой на соблюдение правил здорового питания

5. Провести анкетирование учащихся МБОУ СОШ № 70, сделать выводы.

6. Разработать рекомендации по правильному питанию и режиму дня

Гипотеза: Нерациональный режим дня и питания оказывают влияние на успеваемость учащихся МБОУ СОШ № 70.

Глава I: Теоретические аспекты

Изучение терминов «Правильное питание» и «Режим дня».

«Правильное питание»

Здоровье – самое ценное, что у вас есть. На всю жизнь человеку дается только один организм. Если вы небрежно обращаетесь с какими-то предметами, их можно заменить, но заменить свой организм вы не сможете. Многие болезни – всего лишь результат неправильного питания. Можно сохранить здоровье, если следить за характером питания.

Правильное питание – это четко сбалансированный, правильно распределенный по времени и количеству прием пищи, которая содержит необходимое организму количество калорий, питательных веществ и витаминов.

Я решила найти информацию, как должен питаться ребенок, чтобы быть здоровым и крепким. Я уже поняла, что питание – основа здоровья ребенка. Правильное питание, дающее организму энергию для физической работы, является залогом роста и поддержкой в борьбе с болезнями.

Для обеспечения правильного роста и функций организма требуется ежедневно около 50 компонентов питательных веществ.

Наиболее важные питательные вещества:

1) белки

2) жиры

3) углеводы

4) витамины

Белки – основной строительный материал для нашего организма.

Жиры – наиболее мощный источник энергии

Углеводы – основной источник энергии.

Витамины укрепляют кровеносные сосуды, обеспечивают нормальную работу нервной системы, помогают сохранить здоровую кожу.

«Режим дня»

В понятие «режим дня» входят длительность, организация и распределение в течение суток всех видов деятельности, отдыха и приемов пищи. Рациональный режим предполагает соответствие его содержания, организации и построения определенным гигиеническим нормам.

Эти нормативы основываются на законах высшей нервной деятельности человека и учитывают анатомо-физиологические особенности растущего организма. Режим является важным фактором, обеспечивающим нормальное физическое и умственное развитие детей и подростков, создает предпосылки для оптимальной работоспособности, предупреждает развитие переутомления, повышает общую сопротивляемость организма.

С физиологических позиций режим рассматривают как систему условно-рефлекторных реакций, действующую как динамический стереотип. Привыкание к новому режиму происходит постепенно, в течение определенного периода времени. Поэтому один из принципов гигиенического режима - строгое его выполнение, недопустимость частых изменений, постепенность перехода к новому режиму обучения и воспитания.

Другой гигиенический принцип можно сформулировать следующим образом: различная по характеру и длительности деятельность учащихся должна быть посильной и не превышать предел работоспособности клеток коры головного мозга; отдых должен обеспечивать полное функциональное восстановление организма. Поэтому все виды деятельности и отдыха детей должны включаться в режим дня с учетом их возраста.

Выделяют шесть основных компонентов режима:

сон;

прогулки на воздухе;

учебная деятельность;

игровая деятельность и отдых по выбору;

приемы пищи;

личная гигиена.

В зависимости от возраста изменяется содержание режима и суточный бюджет времени. Под суточным бюджетом времени понимают продолжительность всех режимных моментов. Важным является рациональное распределение компонентов режима в течение суток, их смена и чередование.

Законы и правила здорового питания.

Вся наша жизнь подчиняется определенным законам. Питание неотъемлемая часть нашей жизни, а значит вполне естественно, что существуют законы, регулирующие правильное питание. И тогда решится разом множество проблем: внешний вид, вес, здоровье. Пища должна быть разнообразной, и, конечно, нужно учитывать возраст, национальные традиции и место проживания. В целом эти рекомендации сводятся к пирамиде питания, рекомендованной Всемирной Организацией здравоохранения.

В основании пирамиды питания – хлеб, зерновые и макаронные изделия.

Предпочтение отдается сортам хлеба из муки грубого помола. В них много растительного белка, витаминов и клетчатки, которая помогает выведению холестерина, «чистке» кишечника и обладает желчегонным действием. В дневном рационе и взрослого, и ребенка хотя бы один раз в день должна быть каша: геркулесовая, гречневая, пшенная или кукурузная. Макароны и вермишель лучше покупать из муки первого сорта, от них организму будет больше пользы.

Вторая ступень пирамиды – это фрукты и овощи.

В среднем, взрослый человек за год должен съедать 180 кг овощей и фруктов, тогда весенние авитаминозы ему не страшны. Ягоды – настоящий кладезь витаминов. Малину можно использовать как природный аспирин, чернику, бруснику и клюкву – как антибиотики. Не меньше полезных веществ в облепихе, черноплодной и красной рябине. Овощные и фруктовые соки полезны всем, если их пить за 30 минут до еды или через 1,5-2 часа после еды.

В следующей ступени пирамиды – мясо, рыба, птица и молочные продукты.

Регулярное употребление мяса напрягает обменные процессы в организме, что приводит к преждевременному старению. Рационально употреблять мясо 2-3 раза в неделю в количестве 100-150 граммов в день.

Сардельки, сосиски, колбасы и другие мясные «деликатесы» включают в себя различные искусственные пищевые добавки, консерванты, наполнители и поэтому вряд ли приносят пользу. Другое дело – рыба. Она содержит белок, фтор, медь и цинк – эти вещества делают рыбу необходимой для профилактики сердечно – сосудистых заболеваний, артериальной гипертонии и атеросклероза. Повышается сопротивляемость организма инфекциям, улучшается сумеречное зрение, регулируется обмен фосфора и кальция. Полезны и морепродукты – кальмары, мидии, морская капуста. Молоко идеально для растущего организма. В зрелом возрасте, когда построение и рост органов завершен, предпочтительнее кисломолочные продукты – йогурты, кефир, творог, простокваша, которые призваны поддерживать и обеспечивать микрофлору кишечника; кислотно-щелочной баланс и влиять на жировой и углеводный обмены.

На вершине пирамиды здорового питания – соль, сахар и сладости.

Излишнее потребление соли приводит к гипертонической болезни, ожирению. Любители сахара получают нарушение обмена веществ, диабет, ожирение, мигрень и кариес. Вместо сахара, тортов, конфет лучше употреблять в пищу джемы и фрукты.

Никогда не поздно пытаться изменить свой образ жизни и пищевые привычки в лучшую сторону, чтобы быть здоровыми духовно и физически, прожить долгую и счастливую жизнь!

Законы и правила режима дня.

Режим дня – основа нормальной жизнедеятельности организма. Именно правильное чередование труда и отдыха, различных видов деятельности позволяет организму полностью восстановить силы в физическом и психологическом плане. Правильный режим дня позволяет грамотно распределить временные ресурсы на отдых, труд, питание, саморазвитие, уход за собой. Существуют внешние и внутренние факторы, способствующие выработке определенного режима дня человека. Основным внутренним фактором, способствующим выработке определенного поведения человека, являются биоритмы. Биоритмы – фундаментальные процессы живой природы, закономерная активность организма, его систем, осуществляемая с определенной периодичностью.

Именно от биоритмов зависит работоспособность человека, способность к усвоению информации, обучению. Построение режима дня, противоречащего естественным биоритмам человека, приведет к повышенной утомляемости, психологическому стрессу, длительному периоду нетрудоспособности. Внешним фактором, определяющим режим дня человека, является его участие в жизни социума: обучение и посещение учебных заведений (детские сады, школы, высшие учебные заведения), труд на предприятии, что способствует выработке более или менее постоянного распорядка дня. Обязательными составляющими режима дня должны быть:

Труд – физиологическая потребность человека, основное условие его существования в социуме, целесообразная, сознательная деятельность индивида, направленная на удовлетворение потребностей его самого и общества;

Отдых – необходимая составляющая режима дня, способ проведения времени, целью которого является восстановление физических сил и стабилизация психоэмоционального состояния для достижения нормального уровня работоспособности;

Приемы пищи – достаточный интервал времени в период трудовой занятости, отдыха для полноценного приема пищи;

Личная гигиена – период времени для проведения процедур для сохранения и укрепления здоровья;

Время на саморазвитие и совершенствование – период для прочих видов активности (чтение, посещение театра, общение с людьми).

Режим дня ребенка несколько отличается от распорядка дня взрослого человека. Режим дня для детей является основой воспитания, приучения ребенка к ответственному использованию временных ресурсов, самодисциплины, выработки характера и силы воли.

Правила режима дня ребенка:

Соблюдение точного времени подъема и отхода ко сну, что способствует выработке рефлекса;

Соблюдение интервалов между приемами пищи (время приема пищи полностью зависит от периодов сна и бодрствования ребенка).

Однако режим дня выстраивается так, чтобы после кормления ребенок бодрствовал, а затем спал, что способствует поддержанию оптимального состояния ребенка на любом этапе развития;

Бодрствование ребенка должно включать в себя развивающие игры, пребывание на свежем воздухе, общение со сверстниками. Не стоит забывать о «свободном времени» для ребенка, когда он не занят другой деятельностью и может заняться тем, что ему интересно самому.

1.4 Влияние режима дня и правильного питания на успеваемость школьников

Рациональный режим дня школьника — это такой распорядок всей жизни ребенка, который обеспечивает высокую работоспособность, способствует сохранению и укреплению здоровья. Установлена выраженная связь между здоровьем и режимом дня школьника. Среди учащихся, которые недосыпают, удельный вес здоровых меньше чем среди детей с нормальной продолжительностью сна. Школьники, которые в течение дня находятся на свежем воздухе один час и менее, чаще болеют, чем их сверстники, которые бывают на свежем воздухе.

При отсутствии строго установленного времени для подготовки домашних заданий, ученики значительно дольше вовлекаются в работу и качество выполнения заданий хуже. Неправильное чередование различных видов деятельности, сокращение продолжительности ночного сна и времени отдыха, в первую очередь на открытом воздухе, приводит к быстрому истощению нервной системы, в результате чего работоспособность школьника снижена, со временем могут возникнуть различные заболевания, влияет на причину неуспеваемости

Во время уроков видно, как сложно некоторым школьникам сконцентрировать внимание на объяснении нового учебного материала и даже на ответах других школьников.

В режиме школьника должно быть все точно распределено: продолжительность учебных занятий в школе и дома, прогулки, регулярность питания, сон, чередование труда и отдыха. И это не случайное требование. Когда человек соблюдает правильный режим, у него вырабатываются условные рефлексы и каждая предыдущая деятельность становится сигналом последующей. Это помогает организму легко и быстро переключаться из одного состояние в другое.

От того, насколько правильно организован режим дня школьника, зависит состояние здоровья, физическое и психическое развитие, работоспособность и успеваемость в школе.

Согласно эксперименту норвежских ученых, тинэйджеры, которые ели нездоровую пищу во время обеда и ужина (пиццу, хот-доги, шоколадные батончики, печенье и газировку), показали худшие результаты в тестах по математике, чем их сверстники, употреблявшие больше овощей и фруктов.

В рамках того же исследования они выявили еще одну тенденцию: ежедневный завтрак был связан с лучшей успеваемостью в школе, причем не только в математике и точных науках, но и по другим предметам: литературе, истории, иностранным языкам. Примерно к такому же выводу в более раннем исследовании пришли южнокорейские исследователи, доказавшие, что ребята, которые принимали пищу регулярно три раза в день, испытывали меньше проблем с учебой, чем одноклассники, пропускавшие завтрак или обед.

Канадские ученые в исследовании 2008 года доказали, что в целом отметки лучше у тех старшеклассников, которые едят больше овощей, фруктов и молочных продуктов. Рыба и морепродукты оказались также связаны с лучшей успеваемостью у шведских подростков в 2010 году.

Как выяснилось, у отличников употребляли в пищу преимущественно овощи, фрукты, ягоды, цельно-зерновые продукты, рыбу и ненасыщенные жиры. В их меню также было минимум блюд из красного мяса и продуктов, содержащих сахар

Ученые отмечают, что питание способно влиять на успеваемость ребенка. Так, например, те дети, которые в 1-ом классе демонстрировали плохие навыки чтения, во 2-ом и 3-ем заметно их улучшили, а виной всему – здоровое питание. Эксперты также делают акцент не только на питании, но и на занятиях спортом.

Глава II: Практическая часть

2.1 Опрос учащихся.

В ходе работы я провела опрос учащихся моей школы, чтобы узнать их отношение к проблеме правильного питания.

В опросе приняли участие 17 ребят, из которых было 8 отличников и 9 человек, у которых есть затруднения с учебой.

Восемь ребят - отличников ответили, что они соблюдают режим дня и правильное питание. Это помогает им с отличной учебой.
Два человека, у которых проблемы с успеваемостью, сказали, что они хотели бы подтянуть учёбу и, несомненно, этим займутся, ведь от рационального питания и правильного режима дня зависит неплохие успехи в школе.

Остальные семь учащихся с плохими достижениями в учебе, ответили, что для них правильное питание и режим дня не способствуют хорошей учебе, и им не нужно корректировать их питание и распорядок дня. (Приложение 1)

По результатам опроса я сделала вывод, что в моей школе образ жизни большинства ребят нельзя назвать правильным, они несознательно относятся к собственному здоровью, а это большая проблема в современном мире! Но если они прислушаются к рекомендациям здорового питания и правильного режима дня, то успеваемость заметно улучшится.

Нужно задуматься о своём питании, как о режиме, так и о рационе. Чем быстрее они этим займутся, тем меньше у них будет проблем с плохой успеваемостью, с опозданиями на уроки, а также с плохим настроением и развитием.

2.2 Анализ школьного меню.

Схема здорового питания включает большое разнообразие продуктов. Чтобы больше узнать о здоровом питании я отправилась на кухню школьной столовой, и проанализировали десятидневное школьное меню.

Завтрак. На завтрак ежедневно в нашей столовой каша (гречневая, рисовая, пшённая или манная), либо продукты, заменяющие кашу по пищевой ценности. Это омлет, творожная запеканка или яйцо. Кроме этого, обязательно предлагается компот из кураги или чай с лимоном.

Особенно полезны для нашего здоровья каши.

Гречневая - одна из самых полезных. В ней содержатся незаменимые растительные белки, к тому же гречка – чемпион среди злаков по содержанию витаминов группы В, которые помогают справиться со стрессами и бессонницей, а заодно и отвечают за хорошее состояние кожи, волос и ногтей.

Пшенная каша поставляет организму железо, необходимое для нормального кровообращения и здорового цвета лица, фтор, без которого невозможно сохранить здоровые зубы.

Испокон веков манка считалась дорогой и очень редкой на Руси. В манной крупе много крахмала и белка, много витаминов Е и В1, а также калия, почти столько же витаминов В2, В6, РР и железа.

Врачи настаивают на том, что завтрак школьника должен быть горячим, и они правы. Нужно приучаться завтракать каждый день.

Обед. В нашей столовой чаще всего готовят молочные и овощные супы, которые являются самыми полезными для организма, а также рассольники и рыбные супы. Установлено, что ежедневное употребление супов, усиливает моторную функцию кишечника и препятствует развитию сердечнососудистых заболеваний и онкологических образований в области желудка и кишечника. Бульон хорошо усваивается в желудке, регулирует водно-солевой баланс, обладает большой энергетической ценностью и после него легче справиться со вторым блюдом.

На гарнир готовится рис, овощи, гречку, макароны, картофель, богатые белком, углеводами и витаминами. К гарниру предлагается мясная или рыбная котлета, приготовленная на пару, тушёное мясо, рыба, припущенная с овощами. После обеда – свежие овощи, кисель или компоты из сухофруктов.

Вывод:

Рацион завтраков и обедов в школьной столовой достаточно разнообразный. При составлении 10-дневного меню школьный повар и медсестра руководствовались правилами здорового питания, строго подсчитывали калорийность блюд и количество белков, жиров и углеводов, а также витаминов и минералов, необходимых для питания детей школьного возраста. Поэтому я рекомендую всем учащимся посещать столовую и съедать все предложенные блюда.

2.3 Рекомендации по правильному питанию и режиму дня.

Почему детское меню так разительно отличается от взрослого и имеет столько условностей и рекомендаций? Дело в том, что в школьный период организм ребенка испытывает колоссальные нагрузки, связанные не только с образовательным процессом. В это время происходит интенсивный рост и развитие мышц и костей, увеличиваются энергетические затраты, формируется тип нервной деятельности, наблюдаются стремительные гормональные перемены. Все это проходит под знаком интенсивной умственной и физической активности в школе и за ее пределами. По средним подсчетам за одну смену ребенок тратит примерно 600 ккал. И здоровое питание школьников должно с лихвой покрывать все эти потребности. Прежде всего, стоит отметить, что школьникам рекомендуется четырехразовое питание. При этом распределение калорийности в меню будет зависеть от того, в какую смену учится ребенок.

Для тех, кто учится в первую смену, рекомендован следующий режим:

Первый завтрак – в 7.30-8.00. Включает до 25% суточной калорийности.

Второй завтрак – в школе, после второго или третьего урока. Содержит до 20% суточной калорийности.

Обед – дома с 15.00 до 16.00. До 35-40% суточного объема калорий.

Ужин – примерно в 19.30. Включает оставшиеся 20-25%.

Если школьник учится во вторую смену, то калорийность распределяется следующим образом:

Завтрак – в 8.00-9.00. На его долю приходится 20% калорийности.

Обед – в 12.00-13.00. Включает 35% суточного объема калорий.

Полдник – приходится на время обучения. Должен содержать до 20% суточной калорийности.

Ужин – в 19.30. На него приходится 25% калорий.

Независимо от режима, завтрак, обед и ужин должны начинаться с горячих блюд.

Заключение

Неправильное питание – это одна из первых причин многих заболеваний. Жирная пища приводит к чрезмерному увеличению веса, заменители, ароматизаторы и всякого рода красители играют роль яда, разрушая наш организм изнутри. Следуйте правилам здорового питания и будете чувствовать себя прекрасно и помните, что невыполнение правил режима рационального питания — одна из главных причин развития заболеваний пищеварительных органов.

Под режимом дня нельзя понимать что-то постоянное, неизменное. Но какой бы мы не составили режим, он должен быть прежде всего целесообразен. Любое правило жизни должно быть введено не потому, что кто-то другой его завёл у себя, а исключительно потому, что это необходимо для достижения поставленной разумной цели. Вторым важным свойством каждого режима является его определённость. Если сегодня нужно чистить зубы, то нужно их чистить и завтра; если сегодня нужно убрать после себя постель, то нужно это сделать и завтра. Правильный режим должен отличаться обязательностью и не допускать исключений, кроме таких случаев, когда исключения действительно необходимы и вызываются важными обстоятельствами.

Ваше здоровье – самое ценное, что у вас есть. На всю жизнь человеку даётся только один организм. Если вы небрежно обращаетесь с какими-то предметами, их можно заменить, но заменить свой организм вы не сможете!

Главное, всегда помните: «Ваше здоровье в ваших руках!».

Список используемой литературы

1.Безруких М.М., Филиппова Т.А. «Разговор о правильном питании» / М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2007.

2.Монтиньяк М.А. «Секреты здорового питания детей» / М.: Оникс, 2006.

3.Фолькер Г.С. «Энциклопедия правильного и здорового питания» / М.: Зебра Е, 2008.

4.Безруких М.М, Ефимова С.П. Как помочь хорошо учиться? М., 2003.

5.Безруких М.М, Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? М.: Просвещение, 1999 . «ВАКО», 2005.

6.Урбанская О.Н. Работа с родителями младших школьников. М.: Просвещение, 1986.

Приложение 1

Просмотров работы: 300