Виден-значит жив

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Виден-значит жив

Усов  И.А. 1Коротовских И.А. 1
1БМАОУ СОШ № 29
Шевцова Н.Н. 1
1БМАОУ СОШ № 29 "Школа на твоем берегу"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Мы живем и учимся в поселке Старопышминск, наша школа расположена около оживленной дороги. По пешеходному переходу в светлое время суток дорогу нужно переходить предельно внимательно. А в темное время суток, когда ситуация ухудшается еще и плохой видимостью на дорогах, опасность при переходе улицы многократно увеличивается. Чтобы добраться домой или в школу, нам приходиться не только переходить дорогу по неосвещенным пешеходным переходам, но и двигаться по проезжей части т.к. нет тротуаров. (Приложение №1)

Зимой, осенью, ранней весной, когда дети могут находиться на улице в темноте, проблема плохой видимости стоит особенно остро. Существует опасность пострадать от мчащихся на большой скорости машин. Да мы и сами часто становились свидетелями таких опасных ситуаций, когда пешеход внезапно появляется перед машиной. В общем риск для жизни у пешеходов в темное время суток многократно возрастает. И мы задумались, как же можно обезопасить себя при движении по дорогам. Поэтому тема нашего проекта - «Виден-значит жив!» Ее актуальность заключается в том, чтобы донести до детей и родителей необходимость ношения световозвращающих элементов.

Цель исследования:

проанализировать эффективность использования фликеров для безопасного передвижения на дорогах в темное время суток.

Задачи исследования:

Изучить историю создания фликеров и их роль в обеспечении безопасности движения.

Разобраться в разновидности фликеров и правилах их ношения.

Экспериментальным путем установить эффективность использования фликеров при движении по дорогам в темное время суток.

Провести ряд практических мероприятий с целью пропаганды использования фликеров:

провести опрос родителей и детей о правилах безопасного движения по дорогам

провести мастер класс для одноклассников по изготовлению фликера.

провести беседу о безопасном движении по дорогам, особенно в темное время суток.

провести акцию «Засветись и сохрани жизнь»

организовать конкурс рисунков в школе

изготовить листовки

создать видеоролик о важности ношения фликера

Гипотеза исследования: если в тёмное время суток использовать в одежде световозвращающие элементы, то водитель значительно раньше заметит пешехода на дороге.

Объект исследования: фликер, световозвращатели и их использование.

Предмет исследования: фликеры – световозвращающие элементы, помогающие пешеходам в темное время суток при переходе дороги.

Методы, используемые в работы:

- изучение справочной литературы,

- получение информации в сети Интернет,

- анкетирование,  

- интервью,

- эксперимент,

- пропаганда,

- социальная работа.

Глава I. Основная часть

Что же такое фликер.

Приступив к поиску информации о истории создания фликеров, мы столкнулись с тем, что в библиотеке практически ничего нет на эту тему. Поэтому основным нашим источником стал Интернет:

Фликер – это световозвращающий элемент, который может быть, как элементом одежды, так и отдельным предметом в виде брелока, значка либо браслета. При попадании на его поверхность лучей света, к примеру, от автомобильных фар, его прекрасно видно, что дает водителю сигнал о том, что впереди находится человек.

История происхождения светоотражателей.

Маленькие блестящие брелочки придумал британский дорожный рабочий 70 лет назад.  Как это часто бывает, ему подсказала природа.

Проезжая ночью по неосвещенной дороге, он заметил, что глаза кота на обочине отражают свет фар. Все потому, что их глаза имеют отражающий слой, который преломляет свет таким образом, что часть лучей возвращается по тому же пути.

Принцип действия кошачьих глаз мы проверили на примере наших домашних животных. В темной комнате животных не было видно, но, когда мы направили в их сторону фонарик их глаза сверкнули зелёным светом. (приложение №2)

На основе принципа световозвращения учеными были разработаны специальные материалы. Аксессуары же, которые пешеход может использовать для своей пассивной защиты на дорогах, британские ученые так и назвали «Cats Eyes» или «кошачьи глаза»

1.3. Использование светоотражателей в России и других странах.

У нас в России фликеры появились всего несколько лет назад. Именно такое название придумали российские производители световозвращателей – компания «Современные системы и сети – XXI век» и выглядят они как игрушка. Его использование, по мнению экспертов по безопасности дорожного движения, снижает детский травматизм на дороге в шесть с половиной раз!

Недаром в скандинавских странах говорят, что светоотражатель– это самый дешевый полис страхования жизни. Пластиковый фликер спасает взрослые и детские жизни уже около 30 лет.

В Эстонии, Латвии, Белоруссии ношение светоотражателя сделали для пешехода обязательным. Инспекторы дорожного движения имеют право штрафовать пешеходов, которые в тёмное время суток находятся на улицах и дорогах без светоотражателей. А «тёмному» малолетнему пешеходу бесплатно подарят фликер.

В Финляндии и Норвегии приняли решение надевать жилеты с фликерами на оленей.

В Намибии прикрепляют светоотражатели даже к ушам ослов.

В Индии светоотражатели носят домашние слоны. На хозяина слона без светоотражателя могут наложить штраф или посадить в тюрьму. Делается это для того, чтобы животные были заметны на неосвещённых дорогах и не гибли в дорожно-транспортных происшествиях.

В скандинавских странах (где, как и у нас, зимой поздно светает и рано темнеет) не только дети, но и взрослые обязаны носить на одежде световозвращатели в темное время суток, причем везде, в том числе и на освещенных улицах. Финны, например, выяснили, что половина всех травм на дороге происходит в темноте или в сумерках, поэтому световозвращатели надо носить и при переходе улицы, и при движении по дороге.

1.4. Принцип работы фликера.

При изготовлении световозвращающих материалов, для получения эффекта обратного отражения - используются мелкие стеклянные шарики-микролинзы, сферические или плоскопризматические поверхности-рефлекторы. Угол освещения, при котором есть достаточное отражение от фликера, может быть, приблизительно, 40 градусов (обычные, имеют - от 20°; широкоугольные - не световозвращающие элементы должны быть распределены равномерно вокруг торса человека. 
В луче автомобильных фар, пешеход, одетый в светоотражающую одежду, становится заметно видимым на достаточно большом расстоянии. "Светящийся человечек", носящий на себе фликеры, должен быть виден с дистанции 300-400 метров, в дальнем свете фар и 130-150 м. - в ближнем. Благодаря этому, обеспечивается возможность водителю - вовремя заметить человека, объект, и безаварийно затормозить. Высоким, считается удельный коэффициент световозвращения (силы отражённого света) - свыше 330 кд/лкм2 (кандела / люкс на кв. метр). 
Световозвращатели сделанные на основе сферических частиц возвращают свет только на 35%, а микро призматических – почти на 100%.

В производстве светоотражающей тесьмы используется «шариковая» технология. Поэтому и светоотражающая способность у неё низкая. От стирки и от трения они портятся - осыпаются.

А для обозначения спецодежды используют микро призматические материалы. Они не осыпаются и работают даже в непогоду.

Области применения фликеров.

Мы узнали, что спектр применения световозвращательных элементов очень широк. Вставки-светоотражатели используют при изготовлении спецодежды работникам спецслужб. Так как им очень часто приходится работать на проезжей части и на слабоосвещенных улицах.

Светоотражающей плёнкой покрывают дорожные знаки и дорожные заграждения.

Также светоотражающие датчики используют для создания компьютерных мультфильмов. На человека надевается костюм с датчиками, он производит различные движения, данные с датчиков попадают на камеры и поступает в компьютер, и мультяшка точно повторяет движения актера!

На практике можно встретить большое количество разных предметов, имеющих светоотражающую поверхность:

Световозвращающий жилет.

Световозвращающий жилет, как правило, используется людьми, длительное время проводящими на проезжей части. Например, такие жилеты используются дорожными рабочими, сотрудниками ГИБДД, водителями при ремонте автомобиля, велосипедистами. Преимущество такого жилета – его общедоступность (продается во всех магазинах и супермаркетах, имеющих автомобильный отдел) и низкая стоимость (100 – 200 рублей)

Световозвращающая ткань на обычную одежду.

Еще один возможный вариант для пешехода – купить светоотражающую ленту и нашить ее на обычную одежду. Однако на практике у этого способа больше недостатков, чем достоинств:

Сложности для нанесения ленты (если Вы не занимаетесь шитьем постоянно).

На каждые брюки/куртку нужно покупать и нашивать отдельную ленту.

Внешний вид одежды может быть испорчен.

Сложность с покупкой ленты, продажа ее оптовыми партиями.

Достоинство данного способа – светоотражатель всегда с собой, его не нужно надевать и снимать.

Светоотражающие аксессуары.

Под световозвращающий аксессуарами в данном случае понимаются различные браслеты, чехлы, брелоки, наклейки, имеющие светоотражающую поверхность.

Световозвращающий браслет, представляет собой полоску размером 3х40 см. Полоска изготовлена таким образом, что она может самостоятельно накручиваться на другой предмет. Носить такие браслеты можно поверх одежды на руках или на ногах. Браслеты могу использоваться с любой одеждой независимо от размера, их легко снять (при входе в помещение) и заново надеть при выходе. Можно купить светоотражатели разных цветов. В общем, вещь отличная.

Встречаются и другие типы аксессуаров. Например, детям нравятся световозвращающие наклейки в виде улыбающихся смайликов.

Правила ношения фликеров.

Используя светоотражающие элементы, их нужно закрепить на одежде, разместить на теле так, чтобы они отсвечивали, были хорошо видны со всех сторон. 
Норма площади СВМ, для подростковой одежды (без учёта аксессуаров) детей школьного возраста - около двух метров ленты, пятисантиметровой ширины или вставок, с той же суммарной площадью. Схема расположения фликеров, по ГОСТ Р 51835-2001 - показана на рисунках. (Приложение №3.)

Допускается использование блестящих сигнальных элементов в виде прерывистых полос, надписей и логотипов, шевронов, вырезанных из СВ-плёнки аппликаций произвольной формы, по собственному вкусу и по моде. Единичный сигнальный элемент верхней одежды, должен иметь площадь - не менее 25 квадратных сантиметров (иначе, он будет менее заметен на больших расстояниях).

Итог вышесказанного

Фликеры должны быть видны из любого направления. Нельзя носить светоотражающие элементы только с одной стороны или на груди. Проезжая с другой стороны, водитель их просто не заметит.

На пешеходе должно находиться не меньше 4 фликеров: на левой и правой руках, на поясе и рюкзаке. А вообще, чем больше фликеров, тем лучше. Особенно это касается маленьких детей. Из-за своего маленького роста дети почти незаметны для автомобилиста.

Фликеры должны прикрепляться к детским коляскам, санкам, скейтбордам, велосипедам и обязательно со всех сторон.

Глава II. Практическая часть

2.1. Эксперимент.

Нашу практическую часть мы решили начать с эксперимента. Ведь нам важно было выяснить, прежде всего, действительно ли светоотражатель дает пешеходу дополнительную защиту на дороге в темное время суток. И каков принцип действия этой «защиты».

Для этого мы вооружились строительной рулеткой на 50меторв, взяли различные виды фликеров и попросили родителей помочь в этом эксперименте.

Вечером, мамы за рулем автомобиля двигались нам на встречу, а мы шли по обочине дороги сначала без световозвращателей на одежде. У машины был включен дальний свет фар, а затем мы повторили эксперимент и с ближним светом. Автомобиль двигался нам на встречу и, когда мы становились видны, он тормозил, останавливались и мы, ставили метку и замеряли рулеткой расстояние от точки А до точки Б. (Приложение №4)

Затем все это же повторили еще раз, но только предварительно на одежду, и рюкзаки, мы по всем правилам, которые изложены выше, развесили фликеры.

В ходе эксперимента мы убедились, что световозвращатели действительно увеличивают расстояния, с которого пешеход заметен на дороге в 3-4 раза, а раз ты становишься заметней, то значит водитель успеет затормозить или объехать человека и не будет угрожать твоей безопасности.

Всю полученную информацию мы сверили с уже существующей в интернете, данные совпали, тогда, оформив ее в таблицу, мы использовали ее и в изготовлении листовки и в презентации.

2.2. Анкетирование и опрос.

Следующим этапом нашей работы стало анкетирование и опрос.

Мы попросили ответить на три вопроса нашей анкеты (приложение №5) родителей учеников нашей начальной школы. Было опрошено 76 человек.

На диаграммах видно какие результаты у нас получились. (Приложение №6)

По результатам анкет все родители ответили, что дети ежедневно самостоятельно передвигаются по улицам, и переходят дорогу.

Так же все согласились, что ношение световозвращателей помогает обезопасить пешехода.

Но вот вопрос о наличии фликера у ребенка показал, что 70 % даже не знают есть ли такой элемент защиты на одежде или рюкзаках их детей.

Следующим этапом стала проверка верхней одежды и рюкзаков у учеников нашей начальной школы. По результатам осмотра только у 42% (проверили 105 человек) ребят на одежде или рюкзаках были светоотражатели.

2.3. Пропаганда ношения фликера.

Проанализировав полученные данные, мы решили обратиться за помощью к специалисту и пригласили к нам в школу Инспектора по пропаганде Безопасного Дорожного Движения Злобину Татьяну Михайловну. Она помогла нам провести беседу с учениками начальной школы, где мы продемонстрировали результаты нашего исследования, а Татьяна Михайловна привела неутешительные цифры о случаях дорожно-транспортных происшествий по Березовскому Городскому Округу с участием детей. Далее мы рассказали и показали, как можно обезопасить себя на дороге, и раздали участникам заранее приготовленные листовки с полезной информацией (Приложение №7,8)

2.4. Акция «Засветись в темноте».

После беседы многие ребята прониклись проблемой безопасности на дороге в темное время суток. Тогда вместе со Злобиной Татьяной Михайловной мы организовали группу активистов, облачились в яркие жилеты со световозвращателями, попросили помочь мам-они стали участниками «Родительского патруля» и вышли на дороги города Березовский и поселка Старопышминск.

Мы спрашивали у пешеходов знают ли они, что такое фликер. Никто из опрошенных не дал нам ответа. Мы каждому старались объяснить, что это такое, и как важно иметь световозвращатели на своей верхней одежде или рюкзаке. Потом мы вместе проверяли одежду на наличие светоотражателей и дарили самодельный браслет, чтоб участник опроса смог хоть немного себя обезопасить на дороге и так же вручали листовку-памятку о важности ношения фликера. (Приложение №9)

Так же мы провели беседу с ребятами из секции Дзюдо, где мы занимаемся, рассказали им историю появления световозвращающих элементов и какой преимущество дает тебе фликер на темной дороге. И подарили всем по браслету. (Приложение№10)

А еще мы сходили к детям из садика №29 рассказали им, все о световозвращателях, провели викторину, ну и, конечно, подарили браслеты , возвращающие свет.

В общей сложности мы раздали около 150 браслетов.

2.5. Конкурс рисунков.

Так же чтобы привлечь внимание к важности ношения фликера мы организовали конкурс рисунков для учеников начальной школы. Оформили замечательный стенд с работами, которых оказалось много. Подвели его итоги и вручили победителям по красивому световозвращателю. (Приложение №11)

2.6. Мастер класс.

Для наших одноклассников мы провели мастер класс по изготовлению фликера. На заранее сделанные пластиковые заготовки ребятам было предложено наклеить световозвращающие элементы в произвольной форме, затем продели в готовые изделия стальные кольца-карабины и получились замечательные и стильные световозвращающие брелоки. Безусловно, фликеры, которые ребята сделали своими руками, займут достойное место на одежде школьников и рюкзаках. (Приложение №12)

2.7 Практическая значимость проекта.

В нашем городе тысячи ребятишек разного возраста, все мы, гуляя во дворах или спеша по делам, являемся участниками дорожного движения. И значит тоже несем ответственность за свою безопасность на дорогах. Каждый ребенок может стать видимым для водителя, помочь ему себя заметить. Только очень немногие, к сожалению, знают, что это необходимо сделать.

Поэтому наш проект, тот объем работы, который мы провели, как самостоятельно так и вместе с инспектором БДД Злобиной Татьяной Михайловной, поможет обратить внимание на вопрос безопасности детей на дорогах в темное время суток. Важно, как можно более доходчиво донести информацию, сделать это масштабно, охватив разные возраста. Мы сняли видеоролик - социальную рекламу о важности ношения световозвращающих элементов. Эта идея уже понравилась сотрудникам ГИБДД, и мы надеемся переснять теперь его на более профессиональном уровне и разослать по школам, для демонстрации на классных часах. Татьяна Михайловна предложила нам организовать «Патруль света» для контроля и пропаганды фликеров, как у учеников нашей школы и близлежащего садика, так и у ребят города Березовского. Мы начали работу над беседой - выступлением с которым посетим ребят разных школ и детских садов. Так же нашли спонсоров, которые помогут закупить наклейки – фликеры и брелоки для раздачи детям.

Мы в силах помочь снизить аварийность на дорогах с участием детей в темное время суток , знаем, как это сделать и будем дальше над этим работать.

Заключение

Таким образом в результате исследования мы решили все поставленные задачи и доказали, что если в тёмное время суток использовать в одежде светоотражающие элементы, то водитель значительно раньше заметит пешехода на дороге. Ношение одежды и предметов личного пользования со светоотражающими элементами – один из самых простых, но эффективных способов, с помощью которого можно сохранить жизнь и здоровье юным участникам дорожного движения. В данном случае, быть вовремя замеченным означает быть в большей безопасности в условиях плохой видимости (в темноте, во время дождя или снегопада).

Мы рекомендуем массовое применение светоотражающих элементов одежды всем участникам дорожного движения с целью предотвращения наездов на них автотранспорта. Необходимо провести широкомасштабную работу по информированию населения о свойствах светоотражающих материалов и необходимости их использования в повседневной жизни. Очень важно, чтобы родители подавали своим детям правильный и положительный пример, наглядно демонстрируя, как себя вести в той или иной ситуации. Только систематическое закрепление навыков, ежедневное напоминание выработает у человека привычку, которая не раз пригодится в жизни.

В нашей школе беседы, проводимые нами, не прошли даром, дети носят, розданные нами браслеты - световозвращатели на рюкзаках или куртках, а, следовательно, их уже видно в темноте.

За наш интерес к данной теме и проделанную работу ДПС города Березовский наградила нас именными грамотами, а школе вручила диплом и кубок (приложение 13). Но мы не собираемся останавливаться ведь впереди лето, а это время велосипедов и самокатов, роликов и гиро скутеров. Все они тоже участники дорожного движения и поэтому должны чувствовать себя в безопасности. А наш «Патруль света» будет обязательно работать по пропаганде ношения фликеров не только в своей школе, но и пойдет, при поддержке ГИБДД, с этой акцией в школы и детские сады города Березовского. Будем организовывать конкурсы рисунков, викторины, проводить беседы и конечно раздавать фликеры детям. Ведь безопасность начинается с малого! Со «Светлячка» спасающего жизни!

Идешь ли ты в школу, идешь ли домой,

Светоотражатель быть должен с тобой.

Никогда не играй с водителем в прятки,

И будет тогда у тебя все в порядке.

Библиография

Алексеев А.П. Правила дорожного движения 2015 с иллюстрациями.- М.: Эксмо, 2015 г.

Открытия  и изобретения. – М.: РОСМЭН, 2011 г.

Ребенок в городе / Ж. «Детская энциклопедия» №11 – 2009г.

http://www.reflector.ru/Technology.htm Принципы светоотражения и технология изготовления светоотражающих материалов

http://www.avto-bmw.com/se/news/index.php?action=show&nid=1491
Клуб автолюбителей БМВ, статья «На российских дорогах «засветились» дети»

http://obzor.westsib.ru/article/195851 Электронная версия газеты «Томские новости», статья «ГИБДД напоминает: светоотражающие элементы на детской одежде уберегут от несчастья», 07.2007

http://www.7ya.ru/pub/article.aspx?id=6252 статья Екатерины Чинаровой «Всем выйти из тени!»

http://www.avto-podarok.ru/index.php?id=21547 Автобезопасность. Световозвращающий набор для детей

http://www.nestor.minsk.by/sn/1997/36/sn73623.htm (Республика Беларусь) Строительство и недвижимость. Материалы и технологии. Спецодежда из светоотражающих тканей для дорожных рабочих

http://www.zelenograd.ru/news/view.php3?id=2964 Сайт города Зеленоград. Новости от 04.09.2008, статья «ГИБДД подарила первоклассникам светоотражающие фликеры»

http://www.pro-ma.ru/page15.html Сайт ООО «Защитные материалы», Световозвращающие материалы, фурнитура и средства защиты (отражатели)

П риложение №1

Приложение №2

Приложение №3

Приложение №4

П риложение№4

Приложение№5

Анкета для родителей.

1.Насколько часто Вашему ребенку приходится ходить по дороге (обочине), переходить дорогу?

А) Редко, так как чаще мы его возим на машине.

Б) Часто.

В) Ежедневно, по пути в школу и из школы.

2.Согласны ли Вы с мнением «Используемые светоотражатели в одежде ребенка – как повышение безопасности жизни на дороге»?

А) Да, согласны!

Б) Не всегда.

В) Нет!

3. Имеются ли на одежде (портфеле) Вашего ребенка светоотражательные элементы, либо фликеры (в виде светоотражательных значков, наклеек)?

А) Да, обязательно!

Б) Не имеются, так как считаем их бесполезными!

В) Хотелось бы, но нет возможности.

П риложение№6

Приложение №7

Светоотрожатель нужен каждому!

Приложение № 8

Приложение №9

Приложение №10

Приложение№11.

Приложение №12

Приложение №13

Просмотров работы: 1113