1. ВВЕДЕНИЕ
В октябре 2010 года в нашей стране проводилась перепись населения, в которой участвовали все жители.
Я тоже решила провести перепись населения на примере родной школы.
Мне захотелось узнать:
кого в школе больше - мальчиков или девочек;
как изменялась численность учащихся в нашей школе;
дети, каких национальностей учатся в нашей школе;
миграции учащиеся;
самые популярные имена девочек и мальчиков;
социальный статус семей учащися;
любимый школьный предмет;
хобби учащихся;
любимое время года.
Актуальность темы: привлечь внимание школьников к демографическим и социальным проблемам в России на примере школьной переписи.
Гипотеза
Демографические процессы, происходящие в России, зеркально отражаются на демографической ситуации в нашей школе.
Цель моего исследования: составить социально-демографический портрет МБОУ СОШ № 16 и сравнить его с общероссийской демографической ситуацией.
В процессе достижения поставленной цели исследования я решала следующие задачи:
Выявить значение переписи в обществе;
Изучить историю переписи населения в России;
Составить свой опросный лист для школьной переписи;
Провести школьную мини-перепись;
Собрать и проанализировать полученные результаты;
Сделать выводы по выполненной работе;
Проанализировать современную демографическую ситуацию в России;
Объект исследования: учащиеся школы.
Предмет исследования: демографическая ситуация в школе и стране.
Методы:
сравнительный анализ литературы;
метод анкетирования;
статистический;
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
2.1 ЧТО ТАКОЕ ПЕРЕПИСЬ?
Перепись населения — сбор, обобщение, изучение и распространение демографических, экономических и социальных данных, относящихся по состоянию на определённое время ко всем лицам в России и на территории её бывших государственных образований.
Каждая конкретная территория зависит от своих жителей. Они обеспечивают ее доход, но и требуют соответствующих расходов. Чтобы грамотно планировать экономическое обеспечение страны, региона, города, необходимо знать, сколько людей в них проживают. Для этого и существует перепись населения. Это специально организованная процедура по учету численности жителей. Перепись также позволяет выявить качественные характеристики населения, что важно для менеджмента инфраструктуры и деятельности региона. [1]
Цели и задачи переписей
Перепись населения – это сложная и затратная процедура, зачем же она нужна? Главная цель переписи – это получение обобщенных целостных данных о демографических, экономических и социальных характеристиках населения. Регулярные обследования населения позволяют выявить динамику демографических показателей, выяснить уровень и качество жизни людей. На основании этих данных правительство принимает решения в области социальной политики, строит экономические прогнозы и формирует планы развития страны. С этими целями могут проводиться как всеобщие, так и частичные обследования, например, сельскохозяйственная перепись населения 2016. Задачами таких исследований является оценка состояния отдельных сегментов экономики и общества. У переписей есть и еще одна важнейшая функция – историческая, они документируют состояние страны на какой-то момент, являются своеобразной летописью.
Виды переписей
С точки строгой научной терминологии, перепись – это всеобщий опрос населения. Но на практике существует несколько вариантов этих процедур. По принципу получения данных различают переписи, когда сведения заполняются со слов обследуемого человека, и единовременный учет, когда данные о людях берутся из различных регистрационных форм, например, личных дел в паспортных столах. По объекту исследования могут выделяться всеобщие переписи и частичные, направленные на оценку определенного сегмента. Например, сельскохозяйственная перепись населения 2016 года будет частичной, также периодически проводятся переписи предпринимателей. Вариантом переписи являются и формы статистического учета, которые подают различные органы, например комитеты по соц. обеспечению, образовательные или медицинские учреждения.
Принципы проведения
Перепись населения – это организованная по особым правилам и принципам деятельность по сбору информации. Существует несколько условий, которые делают перепись репрезентативной и достоверной и позволяют получить объективную информацию. Перепись должна быть: - Всеобщей, то есть охватывать все категории населения. Традиционно включают в перепись три группы жителей: наличное население, т. е. то, которое в данный момент находится на территории, юридическое население, т. е. закрепленное какими-либо документами на данном месте, постоянное, то, которое проживает на одном месте более 6 месяцев. - Одномоментной - процедура должна проводиться в максимально короткие сроки, чтобы охватить так называемый момент счета и не позволить посчитать людей в нескольких местах одновременно. - Запрограммированной. Перепись проводится по четкой, тщательно проработанной программе, что позволяет получить единообразные и достоверные сведения. - Поименной. В ходе переписи необходимо каждого человека опросить отдельно. - Персональной. В ходе переписи данные о человеке получают только при его личных ответах на вопросы. Также перепись должна быть централизованной, проходить периодично и сохранять конфиденциальность информации. [2]
2.2 ИСТОРИЯ ПЕРЕПИСИ.
История переписей в России. В 9-10 веках русские князья тоже проводили учет жителей при помощи сбора податей. В 13 веке монголы, захватившие русские земли, были инициаторами проведения учета домохозяйств, чтобы вычислить количество налогов, которыми они облагали занятые территории. После объединения русских княжеств вокруг Москвы вводится практика ведения писцовых книг, в которых фиксировалось количество людей, деревень, городов. Тогда налоги брались в зависимости от размера земель, принадлежащих хозяйству. Позже вводится подворовая подать, каждый двор фиксировался в специальных книгах. Регулярные переписи в России начинаются в 17 веке, они проводятся примерно раз в 30 лет. При Петре Первом вводится порядок проведения государственных ревизий, в ходе которых каждые 20 лет подсчитывалось количество мужчин в стране. Перепись населения по годам стала привычной практикой, она позволяла делать какие-то прогнозы, выявлять закономерности. Эти исчисления не были точными, так как основывались на фиксировании только тех жителей, которые были приписаны к податям. Народ боялся таких ревизий, так как они сопровождались насильственным удерживанием людей по месту "прописки", также многие не хотели платить налоги и пытались избежать переписи, чтобы не платить их. После отмены крепостного права предпринимались попытки посчитать жителей страны, но точных сведений собрать не удавалось. Первая всеобщая перепись, в которой считали женщин и детей, прошла только 1897 году. Эта перепись проводилась сразу по трем основаниям и позволила наиболее полно оценить численность населения. Людей не только считали, но и относили к разным категориям, задавая 14 различных вопросов. Обработка данных переписи и публикация результатов заняли несколько лет.
Переписи советского времени
После революции новые власти также решили провести перепись, понимая ее важность для государства. В 1920 году было решено провести одновременно перепись населения, сельскохозяйственную перепись и составить реестр предприятий. Так как на некоторых территориях все еще шли военные действия, перепись не была признана всеобщей. Для проведения ее использовалась анкета с 18 признакам, особый интерес у новой власти вызывали образование и род занятий граждан. По мере освобождения территорий проводились дополнительные опросы, и окончательные результаты были представлены в 1921 году, по которым выяснилось, что в стране проживает 136,6 миллионов человек, из них 15% - в городах, т. е. Россия была абсолютно аграрным государством.
Переписи новой России
С распадом СССР у новой страны было много проблем, в частности, экономического характера, и до подсчета числа жителей у правительства просто не доходили руки. Первая перепись состоялась в 2002 году, которая показала, что в России проживает 145 млн человек. Следующая перепись населения 2010 года была более тщательно подготовлена и позволила выявить не только число жителей, но и качественные характеристики населения. Согласно этим подсчетам, в России проживает 142 млн человек. В 2014 году, после присоединения Крыма, на новых территориях была проведена локальная перепись, которая показала, что численность населения страны увеличилась на 2,2 млн человек.[3]
2.3 ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ПЕРЕПИСЯХ.
После отмены крепостного права в России начали проводиться переписи населения в отдельных городах и даже целых губерниях, позднее переходят к научно-организованным переписям, которые регулярно проводились в столицах - Москве, Петербурге. Таких «местных» переписей было проведено не менее 200, но материалы многих из них не были опубликованы, и о них неизвестно ничего, кроме года переписи.
Накануне переписи в Москве – 20 января 1882 года Лев Толстой поместил в газете «Современные известия» статью «О переписи в Москве»: «Будем записывать, считать, но не будем забывать, что если нам встретится человек раздетый и голодный. То помочь ему важнее всех возможных исследований, открытий всех возможных наук; что если был бы вопрос о том, заняться ли старухой, которая второй день не ела, или погубить всю работу переписи, то пропадай вся перепись, только бы накормить старуху!» - писал Л.Н. Толстой.
1882 год, в Москве проходит перепись населения. Толстой Лев Николаевич работает переписчиком. Он пишет: «Я предлагал воспользоваться переписью для того, чтобы узнать нищету в Москве и помочь ей делом и деньгами, и сделать так, чтобы бедных не было в Москве».
Общая численность населения Российской империи, по данным Всеобщей переписи населения 1897 года, в границах тех лет составила 125 640 тыс. человек.
Стоимость переписи населения 1897 года составила около 7 млн. рублей, примерно 5,5 копеек на человека.
В бланках Всероссийской переписи населения 1897 года сохранилась запись о том, что Григорию Распутину было 28 лет.
При заполнении переписных листов в 1897 году на вопрос об имени и отчестве жены мужики из деревень отвечали так: «Буду я величать ее! Баба так и есть, и нет ей больше названия».
Николай II в графе «род занятий» скромно указал: «хозяин земли русской, а его супруга – «хозяйка земли русской».
По данным переписи 1897 года, в городе Владивостоке проживало 28896 человек, их них мужчины составляли 27361 человек и женщины - 4535 человек. Эти цифры говорят о бешеной популярности во Владивостоке невест, большинство из которых сделали себе отличные партии, если конечно, не были слишком щепетильны.
Первая перепись Сахалина Чеховым: «…случается, что православный русский мужичок на вопрос, как его зовут, отвечает не шутя: «Карл». Это бродяга, который по дороге сменился именем с каким-то немцем. Таких помнится, записано мною двое: Карл Лангер и Карл Карлов. Есть каторжный, которого зовут Наполеоном. Есть женщина-бродяга Прасковья, она же Марья. Что касается фамилий, то по какой-то странной случайности на Сахалине много Богдановых и Беспаловых. Много курьезных фамилий: Шкандыба, Желудок, Безбожный, Зевака.
Из газет 1926 года
«По данным переписчиков, в Ленинграде перепись идет хорошо, люди хорошо осведомлены, однако многие жены, в отсутствии мужей, не могут сказать, где они работают. Оказалось много семей с двумя женами: зарегистрированными и фактическими, но те и другие энергично доказывали счетчикам, что именно они и есть настоящие. Некоторые даже приходили в переписные бюро жаловаться на счетчиков, что они не вносили их в карточки как жен. Больными вопросами оказались вопросы о брачном состоянии, о жилой площади, и о возрасте у женщин. Кроме того, мужчины-туземцы, имеющие несколько жен, скрывали их из боязни преследования. А татары на вопросы о брачном состоянии отвечали: «Холост, но есть женщина», - сообщала газета «Правда» от 1926 года.
«Перепись беспризорных в Москве показала, что они ночью обитают на бульварах, в мусорных ящиках, под лестницами в подъездах, у Китайской стены, в трамвайных павильонах, в железнодорожных вагонах. В опилках же на вокзальных кучах даже устраивают пещеры», - отмечает "Правда".
Зато предельно честными были представители низших слоев общества. Как отмечали газеты, в некоторых домах в графе "основная профессия" опрашиваемые писали "вор-рецидивист". А беспризорники так и говорили: "нищий певец", "нищий музыкант" или просто "вор". Таким был колоритный портрет социалистического общества эпохи НЭПа.
Об интересных случаях во время переписи 1970 года писала "Вечерняя Москва". В бакинском селении Барзаву право первому ответить на вопросы переписчиков, было предоставлено, 165-летнему ШиралиМислимову. Он оказался старейшим жителем СССР. В графе о годе рождения появилась запись: "1805-й". Как отмечала газета, "аксакал гор с удовольствием ответил на вопрос об источнике средств существования. Пенсия, которую выплачивает государство, позволяет Мислимову жить в достатке. В его доме, построенном земляками, каждый вечер светится голубой экран телевизора".
По результатам переписи населения 1989 года оказалось, что в Тольятти в возрастном диапазоне 15 – 25 лет на 1000 женщин приходилось 1200 – 1300 мужчин. Другими словами, если Иваново называют городом невест, то Тольятти, наверно, можно было назвать городом женихов.
В семьях в1989году проживало 255,8 млн. чел. (89% населения страны). Кроме того, 13 млн. членов семей (5%) жили отдельно от семьи, но были связаны с ней общим бюджетом. Не имели семьи или утратили материальную связь с ней (одиночки) 16,4 млн. (6%).
Всероссийская перепись населения 2002 года показала, что в нашей стране замужних женщин больше, чем женатых мужчин. Этот факт демонстрирует неравнозначное отношение слабой и сильной половин человечества к институту брака.[1]
2.4 ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В РОССИИ
Всероссийская перепись населения 2010 года — мероприятие, проводимое на всей территории Российской Федерации по единой государственной статистической методологии в целях получения обобщённых демографических, экономических и социальных сведений. Основной тур переписи прошёл с 14 по 25 октября 2010 года, в отдельных местах перепись проводится с 1 апреля по 20 декабря 2010 года. Цель переписной кампании — сбор сведений о лицах, находящихся на определённую дату на территории Российской Федерации.
По сравнению с переписью 2002 года население России сократилось с 145 166,7 тысячи человек до 142 905,2 тысячи человек, или на 2,2 миллиона человек (1,6 процента). (Диаграмма 1, приложение 1)
По итогам переписи Россия перешла по численности населения с 7 на 9 место в мире. Впереди нашей страны находятся страны, которые по площади намного меньше России. (Диаграмма 2, приложение 2)[4]
В 2010 г. в России проживало – 66,2 млн. мужчин и 76,7 млн. женщин (46,3% и 53,7%). В 2002 году: мужчин 46,9%, женщин 53,1%. (Диаграмма 3, приложение 3)
Полученные данные говорят о том, что тенденция на увеличение доли женщин и сокращение доли мужчин в России продолжает иметь место.
Городское население России составляет 73,7 % от общей численности населения (в 2002 году – 73,3%).
По данным на 1 января 2017 года, число многодетных семей в России с 1 млн 250 тыс. (Всероссийская перепись населения состоялась в октябре — декабре 2010 года) выросло до 1 млн 566 тыс. Это на 25% больше показателей последней Всероссийской переписи. (диаграмма 4, приложение 4)
Согласно официальной статистике самыми популярными именами в России в 2016 году для новорожденных мальчиков остается имя Александр, а для девочек — София (или Софья). Эти же имена были самыми распространенными в России в 2015 году. Любопытно, что по данным регистраций ЗАГС, имя Александр неизменно удерживает первые позиции уже более 20 лет, постоянно опережая ставшие в последние годы популярными имена Максим и Артем, хотя еще несколько лет назад в «призерах» были имена Даниил и Никита, а еще чуть ранее — Дмитрий и Алексей.(таблица 1, приложение 5)
Традиционно, в первой десятке во все последние годы присутствуют имена Иван, Михаил и Андрей. В именах девочек среди лидеров происходит нешуточная конкуренция — самое распространенное современное имя София еще 10 лет назад было только 5-м по популярности, а 25 лет назад его и вовсе не было в «тридцатке» наиболее часто выбираемых имен. В последние годы София сумела прервать бессменное лидерство имени Анастасии, продолжавшееся около 15 лет подряд, начиная с начала 90-х годов. (таблица2, приложение 6).
Совершенно очевидно: демографический вопрос – острейший вопрос для России. Его решение может быть связано не только с экономическим ростом, но и искоренением социальных проблем.
Я считаю, что мужчины в семье должны не только кормить, но и дать достойный уровень жизни своей семье; как только государство будет платитьдостойное пособие молодым мамам; как только семейные приоритеты будут рассматриваться, как наиважнейшие, только тогда повысится рождаемость и соответственно увеличится численность населения нашей страны. Но ведь у нас и смертность – высокая. Это связано со стоимостью лекарств, размером пенсий, стоимостью коммунальных услуг... Считаю, что у нас в стране это серьезные проблемы и чтобы их разрешить надо работать годы и годы.[5]
III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
3.1 СОЦИАЛЬНО – ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ
Для проведения школьной переписи я составила опросный лист (приложение 7) и провела анкетирование. Всего было 147 опрошенных, учащиеся 5-11 классов.
Численность учащихся
Для того чтобы проследить изменение численного состава обучающихся школы, я провела анализ ежегодных статистических отчетов ОШ-1. Мне было интересно выяснить, как менялась динамика численности нашей школы за последние 5 лет.
( приложение 8).
Анализ цифровых данных таблицы и столбчатая диаграмма позволяют сделать вывод о колебательном изменении численности учащихся в МБОУ СОШ № 16 с 2013 по 2017 года. На диаграмме хорошо видны волны изменения численности учащихся:С 2016 ода наблюдается резкое повышение численности учащихся.В целом данная диаграмма подтверждает общероссийскую тенденцию на стабилизацию численности населения, а не на его сокращение.
Половой состав населения школы
Ежегодно численность девочек превышает численность мальчиков в нашей школе. (приложение 9)Всем известен факт, что в РФ в половом составе преобладают женщины.
Национальный, религиозный состав
Так как мы живём в России, то вполне естественно, что большинство учащихся являются русскими. И понятен тот факт, что на втором месте молдаване – 20 человек, так как именно они являются основателями села Молдаванское.(приложение 10). На третьем месте – армяне, греки учащихся. В РФ на втором месте татары, на третьем – украинцы.
По религиозному составу среди опрошенныхпреобладают православные верующие: есть мусульмане, также имеются представители традиционных верований - кришнаиты. 19 учащихся относят себя к атеистам. (приложение 11)
Миграции учащихся
Большинством из нас являются коренными жителями села Молдаванского и прилегающих к нему сел и хуторов. Но есть и те, кто приехал из других регионов нашей страны и ближнего зарубежья: Омской области, Волгоградской области. Казахстана, Украины, Армении, Ставропольского края и др. (приложение 12).
Социальный статус семей
В нашей школе многодетных семей- 95 (25%), неполных семей –86 (23%). Если сравнивать с общероссийскими данными, то в нашей школе многодетных семей значительно больше, что говорит об эффективной региональной политике. В Краснодарском крае многодетная семья является в приоритете. Многодетной семье оказываются меры региональной и государственной поддержке. (приложение 13)
Имена
Бесспорными лидерами в нашей школе стали среди девочек имя Анна, среди мальчиков - Андрей. Если сравнивать со статистическими данными по России, то имя Анна находится на 3 месте, а Андрей на 9 месте. Имя Александр, которое удерживает лидирующее положение в России, в нашей школе находится на 2 месте. Имена девочек, которые оказались на второй и третьей позиции в нашей школе, в Российском рейтинге занимают 4 и 5 строчки. Наш рейтинг имен, не сильно отличается от общероссийского. (таблица 3, приложение 14)
Мне очень захотелось узнать - как живется в нашей школе учащимся.Какие у них любимые предметы, время года и хобби.
В тройку лидеров, среди учащихся нашей школы, входят следующие предметы: физическая культура, русский язык, информатика. (приложение 15).
Среди увлечений наиболее популярными являются: спорт, танцы, компьютерные игры. (приложение 16).
Любимое время года у большинства опрошенных: лето (56 чел.), зима – (42 чел.) (приложение 17).
IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная исследовательская работа помогла увидеть демографические проблемы в нашей школе, соотнести их с демографическими проблемами, происходящими в нашей стране. Данный вид работы для меня совершенно новый и поэтому интересный. Мне было любопытно проанализировать полученные результаты моей практической деятельности. Я научилась составлять анкеты, проводить социологические опросы, обрабатывать и систематизировать собранную информацию, оформлять её в виде графиков и диаграмм.
На основеполученных материалов о качественном и количественном составе нашей школы ясмогла сделать следующие выводы:
в последние пять лет наметилась явная тенденция на увеличение численности учеников нашей школы, как и в целом по России, наиболее существенное увеличение приходится в последние три года;
в нашей школе больше обучается девочек, чем мальчиков;
по национальному составу преобладают русские; по религиозному – православные христиане;
с каждым годом увеличивается количество многодетных семей, что говорит о эффективной демографической политике государства и края;
в основном обучается коренное население;
В результате исследования гипотеза подтвердилась. Действительно демографическая ситуация в нашей школе, зеркально отражает демографическую ситуацию в России. Все данные были получены с помощью изучения социального паспорта школы, опроса учащихся. Полученные данные в ходе исследования можно применить на уроках географии при изучении темы «Население» в 8 классе. Потому что на примере, собственной школы материал усвоится учащимися значительно проще. Наше поколение с надеждой смотрит в будущее и уверено, что, несмотря на существующие проблемы в России в области демографии, нашей школе грозит не вымирание, а процветание.
Вопросы и ответы› Итоги переписи/ http:// www. perepis-2010.ru›
Перепись/ http:// www. perepis2002.ru
История переписи/ http://publication.dvorec.ru/page
Демографическая_политика/http:// wwwCoolReferat.com
Новости РФ/ http://www.newsru.com/
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Опросный лист «Школьная перепись населения»
Имя - _____________.
Фамилия - _______________.
Пол (М или Ж) - ____.
Дата рождения: ___ ___ _____ г.
Место рождения: _____________________________.
Национальность: _______________.
Религия
Хобби
Любимый предмет
Любимое время года
Приложение 8
Приложение 9
Приложение 10
Приложение 11
Приложение 12
Приложение 13
Рейтинг имен МБОУ СОШ № 16
Место |
Имена девочек |
Имена мальчиков |
1 |
Анна |
Андрей |
2 |
Виктория |
Александр |
3 |
Анастасия |
Никит |