Мосты – древнейшее изобретение человечества

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Мосты – древнейшее изобретение человечества

Никитина  Ю.В. 1
1ГБОУ СОШ им. М.К. Овсянникова села Исаклы
Моисеева  Е.Н. 1
1ГБОУ СОШ им. М.К. Овсянникова села Исаклы
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Несмотря на то, что по стране протекает 2,8 миллиона рек, переправ в России очень мало: 72,5 тысячи, если считать вместе с железнодорожными мостами (то есть на каждую переправу приходится по 38,6 тысяч рек). Объясняется это очень просто: как подсчитали в ВШЭ (рассчитано ВШЭ на основе заключенных Росавтодором контрактов без учета затрат на подготовку территорий и НДС)1 строительство одного километра моста в среднем строит 579 миллионов рублей, тогда как обычная однополосная дорога обходится в 101,7 миллиона рублей, поэтому строить их очень дорого. Расходы на строительство мостов увеличиваются еще и из-за традиционных для России проблем: плохой погоды и сложной логистики. Вторая причина -отсутствие технологий. В отрасли слишком высокая зависимость от импорта, которую невозможно перекрыть отечественным производством. Так, например, ванты для мостов в России почти не делают:только АО «Редаелли ССМ», входящее в состав «Северсталь-метиз», делает канаты для вант. В списке видов дорожно-строительной техники, проблемной с точки зрения импортозамещения, составленном Росавтодором в 2015 году, — 23 позиции, включая всю основную: катки, погрузчики, экскаваторы, бульдозеры.2

Проблема: Поэтому строительство каждого большого моста - это действительно затратное и большое событие для любой страны, значимость которого понимают далеко не все. Мне захотелось привлечь внимание людей к таким грандиозным сооружениям и самой узнать подробнее, как меняется жизнь отдельных жителей, городов и регионов с появлением мостов, каким образом развиваются экономические и культурные отношения между отдельными частями нашей необъятной России, ведь на уроках географии об этом говорилось очень мало. Приступая к изучению литературы для написания проекта, я предположила, что:

Гипотеза: строительство мостов оказывает значительное положительное влияние на жизнь людей и развитие хозяйства территории.

Цель проекта: рассмотреть значение величайшего архитектурного достижения человечества - моста - в современном мире, создать мультимедийный путеводитель «Мосты – древнейшее изобретение человечества».

Задачи:

1.Обосновать особое место моста в ряду архитектурных сооружений;

2.Познакомиться с интересными и знаменитыми мостами мира, России, города Самары и их ролью в жизнедеятельности людей;

3.Систематизировать данные по собранному материалу;

4.Сделать собственные выводы по теме исследования;

5.Создать мультимедийный путеводитель «Мосты – древнейшее изобретение человечества». Методы исследования:

-поисковый;

-аналитический;

-сравнительный;

-обобщение.

Объект: мосты, как величайшее архитектурное достижение человечества .

Предмет: интересные и узнаваемые мосты мира, России и родного края, их значение для жизни людей и ведения хозяйства

Глава 1.

1.1.Мосты - древнейшее изобретение человечества.

На протяжении всего развития человеческого общества людям необходимо было передвигаться с места на место. Зачастую этому препятствовали реки. Для удобного и безопасного перехода через них приходилось искать брод или идти в обход. Человеку, увидевшему поваленные деревья, перекинувшиеся через реку, пришла мысль об искусственном создании таких переходов. Сначала это были поваленные деревья, затем придумали приспособления из веревки. С появлением колеса, первых городов и установлением торговых путей потребовались более надежные и прочные сооружения. Так родилась мысль о мостах. Поначалу это были так называемые понтонные мосты - несколько судов, соединенных крепкими канатами поперек реки. Первые понтоны в Месопотамии делались из надутых воздухом овечьих бурдюков. Древнейший засвидетельствованный мост был перекинут в древнем Вавилоне через Евфрат. Построили его при царе Навуходоносоре I около 1100 г. до н.э. Чтобы установить 100 каменных столбов, на которых покоилось деревянное полотно, воды реки отвели на время в большой пруд.

Римские инженеры заложили основы мостостроения на века. В своих арочных мостах они уже использовали бетон для скрепления природных камней. Чтобы не ставить слишком много опор, сужающих русло реки и, тем самым усиливающих течение, римляне научились строить арки с пролетом до 50 м. Многие сооружения римской эпохи сохранились до сих пор. например, акведук Пондю-Гар на юге Франции, или даже продолжают использоваться, как мост Понте дель Аббадиа в Италии (I в. до н.э.).3

Мост — одно из самых древнейших изобретений человечества. Он не только позволяет преодолевать препятствия в виде водоема, оврага, обвала, но в то же время мост является военно-стратегическим объектом и одним из важнейших средств коммуникации. Так, например, в начале эпохи республиканского Рима, в конце VI века до н.э., когда этрусская армия царя Порсены двинулась на Рим и попыталась с ходу овладеть мостом Сублиция, на ее пути встал один-единственный воин по имени Гораций. Сражаясь как лев, герой отражал атаки врагов до тех пор, пока его товарищи не сожгли мост, после чего прямо в латах бросился в реку и под градом стрел переплыл на другой берег. Слава об этом воине, сумевшем в одиночку отстоять мост, дошла до наших дней.

Спустя две тысячи лет бессмертный подвиг Горация Коклеса повторил прославленный французский воин Пьер Баярд дю Террайль, известный в истории как «рыцарь без страха и упрека». В 1503 году он в одиночку защитил мост через Гарильяно от множества испанских рыцарей, попытавшихся прорваться на противоположный берег реки, чтобы уничтожить французскую пехоту. Героический рыцарь удерживал врагов до тех пор, пока не подоспела помощь — сотня солдат, приведенных его оруженосцем. Вместе они полностью очистили мост от испанцев. Так несравненный рыцарь спас французскую армию от разгрома. Король, восхищенный подвигом Баярда, пожаловал такую надпись на его герб: «Один имеет силу целого войска».

В 1796 году аналогичный подвиг совершил дивизионный генерал Дюма, отец величайшего французского романиста. Его стычка с австрийцами произошла при Клаузене, у въезда на Бриксенский мост. Генерал Дюма, человек геркулесовского телосложения, бился один против целого эскадрона. Из-за узости моста на него могли наступать одновременно не более трех гусар, но как только враги приближались, великан разил их саблей одного за другим.

Впрочем, и сам Бонапарт обрел славу отчаянного храбреца именно на мосту. В ноябре того же 1796 года, в битве на Аркольском мосту будущий император Франции, невзирая на шквальный огонь австрийцев, со знаменем в руках увлек в атаку своих гренадеров.

Русские солдаты, участники легендарного Швейцарского похода А. В. Суворова (1799), совершили коллективный подвиг за перевалом Сен-Готард, на Чертовом мосту. Этот страшный мост, построенный, согласно легенде, самим дьяволом, висел над рекой Ройс на высоте 25 метров. Французская артиллерия разрушила один из пролетов моста, обнажив головокружительную пропасть под ним. Но чудо-богатырей Суворова не устрашила зияющая бездна. Разобрав стоявший неподалеку сарай и связав бревна офицерскими шарфами, мушкетеры Мансурова восстановили поврежденный участок Чертова моста под убийственным огнем французов, а затем перешли в атаку и выбили неприятеля с удобной высокогорной позиции.4

Военачальники, собиравшиеся драться насмерть, приказывали уничтожать мосты, оставшиеся в тылу их армии. Еще в Древнем Риме бытовало крылатое выражение «мосты сожжены», означающее невозможность отступления и оставляющее выбор лишь между победой и смертью.

В культуре различных обществ мосты имели духовный смысл, который создавался не только исходя из практической ценности и понимания их как важных частей инфраструктуры государств. Мосты также стали символом самоутверждения человека и преодоления сил природы. Сегодня в мире существует более миллиона мостов разной длины, высоты и красоты. Трудно переоценить их роль в современной международной сети транспортных потоков, их огромное торговое и стратегическое значение.

2.1.Мосты, как инженерные сооружения.

Мост — искусственное сооружение, возведённое через реку, озеро, овраг, пролив или любое другое физическое препятствие. Мост, возведённый через дорогу, называют путепроводом, мост через овраг или ущелье —  виадуком. Как правило, мосты состоят из пролётных строений и опор. Пролётные строения служат для восприятия нагрузок и передачи их опорам; на них может располагаться проезжая часть, пешеходный переход, трубопровод. Опоры переносят нагрузки с пролётных строений на основание моста. Пролётные строения состоят из несущих конструкций: балок, ферм, диафрагм (поперечных балок) и собственно плиты проезжей части. Статическая схема пролётных строений может быть арочной, балочной, рамной, вантовой или комбинированной; она определяет тип моста по конструкции. Обычно пролётные строения прямолинейны, однако в случае необходимости (например, при постройке эстакад и дорожных развязок) им придают сложную форму: спиралеобразную, кольцевую и т. д. Пролётные строения поддерживаются опорами, каждая из которых состоит из фундамента и опорной части. Формы опор могут быть весьма разнообразными. Промежуточные опоры называются быками, береговые — устоями. Устои служат для соединения моста с подходными насыпями. Материалами для мостов служат металл (сталь и алюминиевые сплавы), железобетон, бетон, природный камень, дерево, верёвка.

По пропускаемой нагрузке мосты делятся на: железнодорожные, автомобильные, метромосты, пешеходные, совмещённые (для автомобилей и железнодорожного транспорта, автомобилей и метрополитена), водные путепроводы (мосты для кораблей с низкой ватерлинией в Ирландии и Германии).

Выделяют также трубопроводные мосты и акведуки (используются для транспортировки воды).

По длине мосты делятся на: малые (до 25 м), средние (от 25 до 100 м) и большие (от 100 м или с длиной пролёта больше 60 м).

По статической схеме мосты делятся на:

Балочные мосты — самый простой вид мостов. Предназначены для перекрытия небольших пролётов. Пролётные строения — балки, перекрывающие расстояние между опорами.

Распорные системы отличаются от балочных тем, что нагрузки, передаваемые с пролётных строений на опоры, имеют не только вертикальную, но и горизонтальную составляющую, называемую в строительной механике распором.

Выделяют несколько разновидностей распорных систем, довольно сильно отличающихся друг от друга:

Висячие мосты — мосты, в которых основная несущая конструкция выполнена из гибких элементов (канатов, цепей и т. д.), работающих на растяжение, а проезжая часть подвешена. Этот вид представляют все крупнейшие по длине и высоте пролёта мосты мира.

Вантовые мосты — разновидность висячих мостов: роль основной несущей конструкции выполняет вантовая ферма, выполненная из прямолинейных стальных канатов. Ванты прикреплены к пилонам — высоким стойкам, монтируемым непосредственно на опорах. Пилоны в основном располагаются вертикально, но не исключено и наклонное их расположение. К вантам крепится балка жёсткости, на которой располагается мостовое полотно. Ванты располагаются под углом наклона к горизонтали не менее 30°, так как в противном случае в них возникают большие усилия и жёсткость сильно уменьшается. Балку жёсткости обычно выполняют коробчатого сечения, поскольку это улучшает её работу на кручение от временных нагрузок и от действия ветра. Наиболее часто вантовая система применяется при перекрытии глубоких рек и в городских условиях.

Арочные мосты — основными несущими конструкциями являются арки или своды. Арка — криволинейный брус, у которого поперечный размер меньше высоты. Свод — криволинейный брус, у которого ширина сечения значительно больше высоты. Арочные мосты могут быть с ездой поверху, понизу и посередине. Опоры арочных мостов всегда массивные, поскольку должны быть рассчитаны и на восприятие распора. Арочные мосты характерны для горных условий, поскольку позволяют перекрыть больший пролёт, чем балки, а в условиях горного рельефа сооружение дополнительных опор не оправдано. Часто арочные мосты строят в городских условиях из соображений красоты.

Комбинированная схема — наиболее часто встречается балка с арочной подпругой; как правило, это городские мосты через большие реки.

Понтонные мосты — мосты, собранные на плавучих опорах — понтонах. Они не имеют жёсткой связи с берегом и цельного жёсткого каркаса. Такие мосты, как правило, состоят из отдельных секций, скреплённых между собой подвижным соединением. Наплавные мосты — это те же понтонные, но без опор. Плавучими являются сами пролёты моста. Используются понтонные и наплавные мосты при необходимости устройства временных переправ, однако есть примеры функционирования подобных мостов и на постоянной основе.

По уровню проезда выделяют мосты : с ездой поверху (подавляющее большинство балочных; встречаются также фермы и реже арки);с ездой посередине (чаще всего арочные, в которых пяты арок находятся значительно ниже, а замок — выше уровня проезжей части); с ездой понизу (чаще всего сквозные фермы или арочные; все виды висячих; встречаются также балочные, где подвижная нагрузка передвигается между основными несущими элементами).

В дальнейший исторический период три основных типа мостов - балочные, арочные и висячие - видоизменялись в основном в связи с появлением новых материалов: железа, бетона, стальных тросов. Так, первый железный мост был перекинут в 1779 г. через реку Северн в Англии. К концу XIX в. мосты большой протяженности стали строить, как правило, из стали. Большинство современных транспортных мостов – висячие с толстыми стальными тросами и бетонным дорожным полотном.

В длинном ряду архитектурных сооружений мосты занимают совершенно особое место. Их задача компенсировать неудобства, возникающие из-за особенностей ландшафта, и уже одно это обусловливает их тесную связь с природой. Теоретически, всякое архитектурное сооружение должно вписываться в ландшафт, но на практике это редко бывает так наглядно, как в случае моста. Особенности ландшафта, компенсируемые мостом, также не случайны и не напрасны. Это либо река , а существование населенного пункта, особенно крупного, вдали от реки просто немыслимо, либо естественные препятствия, служащие городу защитой от врагов. Искусство мостостроителя, тем самым, оказывается жизненно важным для жителей города, обеспечивая им не только эстетические условия существования, но и безопасность. Наконец, то же самое искусство создало условия для объединения разных городов, разместившихся поблизости друг от друга, но по разные стороны реки, урбанистическое единство. Когда-то и Лондон, и Будапешт представляли собой не один город, а несколько. Островное поселение Лютеция было бы только лишь поселением, если бы не удачно построенные мосты, которые помогли Лютеции разрастись в Париж.

Глава 2

1.2.Некоторые узнаваемые и необычные мосты мира и России.

В мире насчитывается великое множество мостов. Необычные мосты всегда привлекают внимание туристов и становятся известными достопримечательностями. Интересный факт, что самое большое количество мостов в мире находится в немецком городе Гамбург, всего их там 2300, а например, в Санкт-Петербурге "всего" 400 мостов. Рассмотрим некоторые мосты, отличающиеся инженерным замыслом, и узнаваемые в мире.

Мост Золотые Ворота (США)

Мост Золотые Ворота (англ. Golden Gate Bridge) — висячий мост через пролив Золотые Ворота. Он соединяет город Сан-Франциско и южную часть округа Марин, рядом с пригородом Саусалито.

Мост Золотые Ворота был самым большим висячим мостом в мире с момента открытия в 1937 году и до 1964 года. Длина моста — 1970 м, длина основного пролёта — 1280, высота опор — 230 м над водой, масса — 894 500 т. От проезжей части до поверхности воды — 67 м. Это один из самых узнаваемых мостов в мире. Конструкция моста, кирпично-красный цвет и ночная люминесцентная подсветка — это визитная карточка США. До возведения этого грандиозного моста еще никто не решался соединить территории залива Сан-Франциско, юга округа Марин и Тихого океана.

Строительство моста началось 5 января 1933 года и продолжалось более 4 лет. Кстати, именно Морроу настоял на том, что “Золотые Ворота” должны быть окрашены в оранжевый вермильон, считавшийся международным цветом. Плюс ко всему, краска защищает мост от воздействия солей, содержащихся в воздухе в достаточно высокой концентрации. 27 мая 1937 года в 6 часов утра мост Золотые Ворота открыли для пешеходов. Первые 12 часов он принадлежал только им. На следующий день по сигналу президента Рузвельта, поступившему, на мост въехали первые автомобили.5

Мост Золотые Ворота также печально известен как место самоубийств и является одним из самых популярных у самоубийц мест в мире. За более чем 70 лет существования моста по неофициальным данным более 1200 человек покончили с жизнью, бросившись с него в воду. Калифорнийская патрульная служба за год снимает с моста около 70 собирающихся покончить с собой людей. 757-метровое падение с моста длится 4 с. Тело ударяется о воду на скорости 142 км/ч, что почти всегда смертельно.

Его значение трудно переоценить. Мост Золотые Ворота (Golden Gate Bridge) соединил между собой два берега одноимённого пролива, таким образом позволив быстро и беспрепятственно выезжать из Сан-Франциско в округ Марин и дальше на север, вдоль побережья Тихого океана. Строительство моста вдохнуло жизнь в Калифорнию, связав Южную и Северную части штата.

Автомобили двигаются по мосту в шесть полос, имеются также отдельные полосы для пешеходов и велосипедистов. Местные жители, да и туристы, обожают прогулку по этому инженерному чуду. Длится она не менее получаса, обычно сопровождается сильным ветром, но это того стоит: с моста открываются захватывающие виды на окрестности, на океан, на легендарный остров Алькатрас в заливе. Каждые сутки по Золотым Воротам проезжает около 110 тыс. автомобилей. Водители легковых автомобилей платят за проезд по 6 долларов, если двигаются на юг, и совсем ничего не платят - если на север. Мост уже давно приносит большую прибыль штату, ведь он окупил затраты на своё строительство буквально за 10 лет существования!

Мост Акаси-Кайкё (Япония)

Ака́си-Кайкё (яп. 明石海峡大橋) — висячий мост в Японии, пересекающий пролив Акаси и соединяющий город Кобе на острове Хонсю с городом Авадзи на острове Авадзи. Является частью одной из трёх магистралей, соединяющих Хонсю и Сикоку.

Мост является самым длинным висячим мостом в мире: его полная длина составляет 3911 м, центральный пролёт имеет длину 1991 м, а боковые — по 960 м. Высота пилонов составляет 298 м

Строительство моста началось в 1988 году, а открытие состоялось 5 апреля 1998 года.

Вначале были построены два бетонных основания для пилонов на дне пролива Акаси. Для строительства этого моста был разработан специальный бетон, который не растворяется в воде при заливке.

Следующим этапом строительства моста было протягивание тросов. Для этого нужно было с одного пилона на другой протянуть направляющий канат. Он был протянут с помощью вертолёта. Когда в 1995 году оба троса были протянуты, и можно было приступать к монтажу дорожного полотна, произошло непредвиденное: 17 января 1995 года город Кобе стал жертвой крупного землетрясения магнитудой в 7,3. Пилоны выдержали землетрясение, но из-за изменения рельефа дна пролива Акаси один из пилонов сдвинулся на 1 м в сторону, таким образом, нарушив все расчёты. Инженеры предложили удлинить балки дорожного полотна и увеличить расстояние между вантами, свисающими с основных тросов. Строительные работы, задержанные не более чем на месяц, возобновились. Монтаж дорожного полотна закончился в 1998 году.

Общая стоимость строительства моста составила 500 миллиардов иен, поэтому была установлена высокая стоимость проезда 20 долларов (2300 иен). Мостом пользуется 25 тысяч транспортных средств ежесуточно, некоторые водители из-за высокой стоимости предпочитают пересекать пролив на автобусах либо, как раньше, на пароме.6

Понте-Веккьо (Италия) Понте-Веккьо (итал. Ponte Vecchio, Старый мост) — мост во Флоренции, расположенный в самом узком месте реки Арно, почти напротив галереи Уффици.

Мост Понте-Веккьо – самый древний мост во Флоренции и единственный, сохранивший свой первоначальный облик.

Впервые этот мост упоминается в документах 996 года. В 1117 году он был разрушен наводнением и вскоре выстроен из камня, однако в 1333 году снова был снесён потоками воды. В 1345 году мост был снова восстановлен архитектором Нери ди Фьораванти. В восстановленном виде мост прибывает до сих пор.7

Самой яркой чертой, которая отличает мост Веккьо от других это - дома, находящиеся по обеих его сторонах. В центре пролётов моста ряд зданий прерывается и переходит в открытую площадку, с которой можно любоваться рекой и другими мостами города.

В России мосты известны с древнейших времен. «Повесть временных лет» сообщает о постройке моста в середине 10 в. Мосты были деревянные, через большие реки обычно наплавные. Большие постоянные мосты строились на ряжевых опорах, например, знаменитый мост через Волхов в Новгороде. В настоящее время, используя современные технологии, в нашей стране строятся мосты самого разнообразного инженерного замысла.

Президентский мост (Ульяновск)

Президентский мост — совмещенный металлический двухъярусный балочный мост через реку Волгу (Куйбышевское водохранилище). Он соединяет правобережную и левобережную части города Ульяновска и Ульяновской области. Длина моста — 5 825 метров, общая длина мостового перехода — 12 970 метров. Длина стандартного пролетного строения — 221 метр, вес — более 4000 тонн. Ширина моста (верхний ярус) — 25 метров. Высота опор — от 11 метров у левого берега до 60 метров у правого берега. Президентский мост - самый длинный мост в России, второй по протяжённости в Европе. Проектирование Президентского моста началось в 1980 году. Согласно планам, его должны были построить за 10 лет, но строительные работы начались лишь в 1986 году, а в 1995 году они были приостановлены в связи отсутствием финансирования. Возобновилось строительство в 1998 году. В итоге после длительных многолетних работ, были внедрены все проектные решения. Президентский мост в Ульяновске был достроен. Официальная церемония открытия состоялась в 2009 году.

Ульяновский мост, который конструктивно рассчитан на пропуск до 40 тыс. автомобилей в сутки, способен выдержать ураганный ветер и сильнейшие землетрясения. Его стратегическое значение заключается в обслуживании важного Ульяновского транспортного узла, создание основы нового направления автодорожного маршрута в международном транспортном коридоре «Транссиб», позволяющего обеспечить снижение транспортных издержек при доставке грузов и пассажиров за счет переключения на него существенной части автотранспортных потоков, улучшение транспортного обслуживания районов Ульяновской области и Среднего Поволжья, разгрузка находящейся в аварийном состоянии автодорожной части существующего совмещенного с железнодорожными путями городского моста, повышение качества жизни населения города, существенное снижение отрицательного воздействия на окружающую среду.

Муромский мост (Муром)

Муромский мост – вантовый мост через реку Оку в районе города Мурома Владимирской области и города Невашино Нижегородской области.

Заложен мост был еще во времена СССР, но активно начал строиться в 2006 году. До появление нового моста на Оке переправа через реку осуществлялась по понтонному мосту летом, а в зимнее время на пароме. В самые суровые зимы переправа осуществлялась по льду. Мост был сдан в эксплуатацию 1 октября 2009 года. Строительство моста обошлось примерно в 8млрд рублей. 1 августа 2013 году Муромский мост получил звание самого красивого моста в России. Памятную надпись «Самый красивый мост России» можно увидеть на табличке, установленной на одной из опор. Следует отметить одну интересную особенность этого моста. Она заключается в том, что этот мост «поющий». Многие замечают, что в ветреный день мост как будто поет. Секрет кроется в вантах, благодаря которым ветер наигрывает тихую мелодию.

Этот мост очень важен, он связывает Владимирскую и Нижегородскую области и несколько федеральных магистралей на трассе Владимир-Муром-Арзамас. Благодаря этому мосту были соединены дороги Владимирской области с юго-западными автотрассами Мордовии, Татарстана и Башкирии, а также с дорогами Нижегородской области. Длина моста – около 1400м. Муромский мост выводит потоки транзитного транспорта из центральной части Мурома.

Русский мост (Владивосток)

Русский мост — вантовый мост во Владивостоке через пролив Босфор Восточный, соединяет полуостров Назимова с мысом Новосильского на острове Русском. Русский мост- самый восточный мост в России. Мост изображён на новой российской купюре номиналом 2000 рублей, выпущенной Банком России 12 октября 2017 года.

 Благодаря этому мосту, город получил важнейший транспортный узел, необходимый для развития. После Саммита АТЭС здесь распахнул двери Дальневосточный федеральный университет, а это порядка 25 тысяч только студентов и преподавателей. Уже сейчас началось жилищное строительство на полуострове Саперном, в перспективе на острове Русском предусмотрено создание инфраструктуры на 150 тысяч населения. У города появилась замечательная перспектива развития.

2.2.Крымский мост - грандиозная стройка нашей страны.

В 2014 году, правительством России было принято решение о постройке моста через Керченский пролив. Мост планируется сделать для железнодорожного и автомобильного движения. Прохождение будет осуществляться через остров Тузла и Тузлинскую косу, между Таманским и Керченским полуостровом. Общая длина Крымского моста 19 км. В такой конструкции очень нуждались государства у Черного моря, благодаря этому сокращается путь на 450 км. Этот проект планировалось осуществить вместе с украинскими партнерами, но после ухудшения отношений между двумя государствами, реализацию планов решили ускорить. Крымский мост будет самый длинный в России и будет соединять Крым с Краснодарским краем.

На мост будет потрачено столько железных конструкций, что хватило бы на 32 Эйфелевы башни. Так как автомобильная дорога по мосту сверхскоростная, то проехать на автомобиле из одного конца в другой можно будет за 15-20 минут.

Мост берет свое начала с Таманского полуострова, дальше следует через остров Тузла и приходит к финишу в городе Керчь. Масштабный проект, планируют завершить к концу 2018 года.

Характеристики автомобильного и железнодорожного моста:

Автомобильно-скоростная дорога – 19км;

Разрешенная скорость 120км/ч;

Четыре полосы движения;

Длина железной дороги 19км.

Пассажирские поезда смогут двигаться со скоростью 120км/ч., а грузовые 80км/ч.

Железная дорога будет примыкать на мосту со стороны Таманского полуострова к станции Вышестеблиевская на ветке Крым-Кавказ. Движение планируют открыть через два года. Уже сейчас жители города Керчь, чувствуют изменения в лучшую сторону в своей жизни. Например, жители Цементной слободки переезжают в новое жилье, так как их дома входят в санитарную зону моста и попадают под снос. Сейчас ускоренными темпами идет завершение строительства, что значительно облегчит движение между Крымом и материком.

Распоряжением правительства РФ от 26 января 2017 года 101-р был определёнединственный исполнитель работ по проектированию и строительству железнодорожных подходов к мосту через Керченский пролив — ООО «Стройгазмонтаж», а также ограничена максимальная стоимость контракта суммой в 17 млрд рублей.Срок начала эксплуатации назначен на 1 августа 2019года, дата окончательной сдачи в эксплуатацию 1 декабря 2019 года. 

В 2017 году на сайте «Назовимост.рф» завершилось онлайн-голосование за название моста в Крым. Большинство проголосовавших выбрали вариант Крымский мост. Теперь это официальное название транспортного перехода через Керченский пролив, которое появится на топографических картах и дорожных информационных указателях.

Этот мост действительно очень важен и для России и для нового субъекта РФ республики Крым, как символ единения нашей страны. Во время возведения моста, строители создали специальный Альманах, в котором описали хронику событий строительства моста в 2017 году.

Глава 3

1.3. Три моста города Самары.

В городе Самаре существует три автомобильных моста и один железнодорожный, остальные мостовые объекты представлены, в основном, эстакадами и путепроводами, большинство из которых расположены над/под железнодорожной веткой Самара-Тольятти. Интересен тот факт, что в самой Самаре не построено ни одного моста через реку Волга.

Я решила узнать и рассказать немного о трех основных мостах города Самары, построенных через реку Самара.

Старый мост

До 1954 года в Куйбышеве переправа транспортных средств и пешеходов через реку Самару осуществлялась с помощью понтонного моста. Так продолжалось с незапамятных времен. И вот наконец-­то был сооружен железобетонный мост, который открыл широкую дорогу, по ней пошли грузовые, легковые автомашины, автобусы и троллейбусы. Это значительно облегчило транспортную проблему связи города с югом Куйбышевской области и городами других областей. Мост стал надежным связующим в перевозке народнохозяйственных грузов. Так этот процесс продолжался 17 лет, а точнее — до 15 мая 1971 года.

В этот день случилось небывалое ЧП: в мостовой пролет врезалось грузовое судно «Волго-Дон-12». Уникальность данного происшествия состоит в том, что пострадавшим здесь оказалось вовсе не водное транспортное средство, а мост, один из пролетов которого рухнул на теплоход. Специалисты уверяют, что ничего подобного в мире никогда не было ни до, ни после этого случая. Главной причиной падения центрального пролета оказался просчет проектировщиков моста, которые, как выяснило следствие, при его строительстве не предусмотрели креплений мостовой плиты, предотвращающих ее сдвиг в боковом направлении. Именно поэтому в момент трагедии хватило сравнительно небольшого толчка, чтобы тысячетонный мост сорвался со своего места и рухнул вниз, на теплоход.8

В результате аварии самарское заречье на целый год оказалось фактически отрезанным от областного центра, пока специалисты куйбышевского мостоотряда № 21 ремонтировали мост. Правда, положение спасла установка недалеко от аварийного моста понтонной переправы, которая действовала и летом, и зимой. А чтобы подобная трагедия никогда больше не повторилась, в местные правила судоходства в этом районе Волжского бассейна вскоре была внесена поправка. Согласно ей, при уровне воды в Волге 29,3 метра или выше (такое бывает в период с конца апреля до первой половины июня) всем высокогабаритным судам запрещено движение в створе старого автомобильного моста через реку Самару.

В 2010 году сотрудниками ООО «Институт «Проект-мостореконструкция» было проведено техническое обследование состояния моста. По итогам его мост признан нуждающимся в срочном ремонте или в закрытии. Также определен ряд мер, уставленных на поддержание безопасной эксплуатации старого моста в Самаре - установлены знаки ограничения скорости движения транспорта до 40 км\ч, минимальная дистанция между автомобилями до 40 м., а также масса максимальной транспортной нагрузки до 15 тонн.

Южный мост

Южный мост — железобетонный мост через реку Самару в городе Самаре, построенный в 1974году.

Соединяет  Железнодорожный  и  Куйбышевский  районы города. Южный мост в Самаре выходит на федеральную трассу М-32. Выход на мост осуществляется с улицы Авроры и переходит в Южное шоссе на левом берегу реки. Южный мост - действующий автомобильный и пешеходный переход через реку. При строительстве использован тип железобетонной рамно-подвесной системы. Основной пролёт его составляет 105 метров, общая длина 487 метров, ширина моста 40 метров.
Для данного сооружения определен ряд мер, уставленных на поддержание безопасной эксплуатации - установлены знаки ограничения скорости движения транспорта до 40 км\ч, минимальная дистанция до 40 м., а также массу транспортной нагрузки до 15 тонн.

От времени на Южном мосту частично разрушился один из деформационных швов. В 2015 году выполнялся поддерживающий ремонт моста. В 2016 году планировался капитальный, но был перенесен на 2017 год из-за нехватки средств. Поэтому решили шов заделать. К экстренным работам на месте приступили ночью. Пока шов заделали литым асфальтобетоном. Областная Госавтоинспекция, в свою очередь, направила запрос на имя главы города с требованием предоставить сведения о возможности дальнейшей эксплуатации Южного моста и сроках начала ремонта. Дополнительно предложено разработать комплекс компенсационных мероприятий на случай ограничения движения.

В апреле 2017 году Южный мост был закрыт на ремонт и открыт для движения в октябре. Если бы реконструкция мостового перехода «Южный» не была произведена, то движение транспорта по этому мосту могло быть полностью прекращено, что неминуемо спровоцировало бы транспортный коллапс в Самаре. Те полгода, в течение которых длились ремонтные работы, самарчане провели мужественно стоя в полуторачасовых пробках на мосту в створе улиц Водников и Главной.9 

Новый Кировский мост

Новый Кировский мост в Самаре – это автомобильный, вантовый, двухпилонный мост. Его общая протяженность составляет 10 километров 880 метров, если учитывать все развязки и съезды. У моста всего шесть пролетов. Основной пролет имеет длину 571 метр. Ширина моста - 60 метров, наивысшая точка находится в 95 метрах от земли. Мост предусматривает по три полосы движения в обе стороны. Конструкция моста способна пропускать в сутки более 60 тысяч единиц автомобильной техники.

На карте мост расположен в двух районах: в Кировском районе Самары и Волжском Самарской области. Через мост легко попасть на объездную дорогу, на федеральную трассу М5 "Урал", на трассу на Чимкент. Кировский мост ведет на свободные пригородные дороги, таким образом, через него есть возможность быстрее доехать до Новокуйбышевска, чем через Южный мост, несмотря на то, что этот путь длиннее почти на 30 километров.

Необходимость нового моста через Самарку в Кировском районе назрела давно. Проект моста был готов в 2006 году, строительство началось в 2007 году.

Открытие моста переносилось много раз. Изначально Новый Кировский мост планировали сдать в 2009 году, потом перенесли на 2010 год, потом - на 2012 год... В результате символическую ленточку перерезали только 10 октября 2014 года. Первыми на мост въехали грузовики, принимавшие участие в строительстве моста. А на прилегающих улицах терпеливо дожидались своей очереди автолюбители, которым новый мост сократил дорогу в три раза. Некоторые очевидцы рассказывали, что если раньше они тратили в пути больше полутора часов, то теперь могут доехать за двадцать пять минут! Это радует не меньше, чем живописные виды, которые открываются с моста на заливные луга и саму реку Самару. Так как мост был призван развить инфраструктуру левого берега Самарки, строили не только непосредственно сам путепровод, но и съезды, развязки и десяток километров дороги за мостом в Волжском районе Самарской области. Общая сумма строительства насчитывает 12 миллиардов рублей, 8 из которыхбыли переданы из федерального бюджета. К затратам можно отнести и то, что мостостроители сократили при возведении конструкции поголовье сазана и стерляди. Теперь рыбное хозяйство ежегодно выпускает несколько сотен тысяч мальков. Но, с другой стороны, эти затраты многократно окупаются наличием ценной рыбы в реке.

2.3. Мосты в селе Исаклы муниципального района Исаклинский Самарской области

Наше село Исаклы - это районный центр. Ежедневно в Исаклы приезжает огромное количество людей из Исаклинского района по своим нуждам - посетить больницу, различные организации и т.д. Поэтому река Сок, отделяющая большой участок района от Исаклов стала естественным препятствием, которое необходимо было преодолевать людям. Долгое время мосты через реку были деревянные, затем их заменили на железобетонные.

Мостов, построенных через реку Сок в пределах Исаклов два.

Один находится на автодороге «Урал –Исаклы - Шентала», построен через реку Сок в 1969 году. Этот мост железобетонный, длина его 118,12 метра. Ограничение по грузоподъемности – 25 т. Высота пролетов -16 метров. Самих пролетов 7.

Этот мост стал настоящим подарком для исаклинцев, по нему сегодня проезжает более 800 машин в день. Мост находится на дороге, ведущей к федеральной трассе, поэтому его необходимость сложно переоценить.

Второй мост через реку Сок был построен в 1991 году, он соединил с районным центром две крупных сельских администрации – Двухключевскую и Старовечкановскую. Также за Соком находились крупные предприятия районного центра: маслосыродельный завод, комбикормовый завод, дорожно-ремонтное управление, ПМК (Исаклинская передвижная механизированная колонна). Люди ездили на работу и с работы по деревянному мосту, который со временем, не смотря на частые ремонты, пришел в негодность. Благодаря действиям районных властей, было принято решение построить новый мост, которым и ныне пользуются исаклинцы. Его длина составляет 77, 25 метра, грузоподъемность 25 т. Пролетов 4, высота пролетов 18 метров.

Заключение

В ходе работы над исследовательским проектом, я пришла к выводу, что сооружение моста крайне ответственное и недешевое дело, а их размеры и дизайн нередко выходят за пределы привычного. Умение сооружать мосты еще с древних времен считалось вершиной инженерного искусства. Современные технологии строительства очень разнообразны. Они учитывают географические особенности положения, нужды людей, а также себестоимость строительства. Строительство этих грандиозных сооружений объединяет людей, делает их единым целым. Например, мы всей страной выбирали название Крымскому мосту, сочиняли и посвящали ему песни и стихи, следим за его строительством. Не будь в мире мостов, человечество еще долго не могло бы подняться на сегодняшнюю ступень экономического, социального и эстетического развития.

Значение мостов многогранно: позволяют преодолевать географические преграды рельефа и гидрологии  (реки, ущелья, овраги, каньоны, обрывы и т.д.); являются соединительными элементами транспортных магистралей ( железнодорожных  и автомобильных путей); улучшают географическое положение территории; влияют на транспортную доступность населенных пунктов; являются стратегическими военными объектами, позволяющими в кратчайший срок проникнуть на территорию, либо наоборот, отразить нападки неприятеля; являются историческими и культурными памятниками; неотъемлемой частью архитектуры городских и сельских поседений.

Я подтвердила свою гипотезу о том, что строительство мостов оказывает значительное положительное влияние на жизнь людей и развитие хозяйства территории. Все мосты, которые я рассмотрела в своей работе, привнесли множество положительных моментов в те места, где построены.

В заключение, хочется сказать, что мы должны знать не только всемирно известные мосты, но и те, которые построены в нашем регионе, такие, как например, мосты, построенные в нашем самом крупном городе областном центре – Самаре. Они имеют свою историю строительства, тесно связанную с историей нашего края. Поэтому я создала электронный мультимедийный путеводитель по результатам своего исследования, а также для привлечения внимания большего количества исаклинцев к теме моего исследования, в просветительских целях создала сайт с данным путеводителем, ссылки на который поместила в группы, самые посещаемые школьниками Исаклинской школы. Копии созданного электронного мультимедийного ресурса я передала в кабинет географии нашей школы.

Использованная литература и ресурсы Интернет

1. Ефимов П. П. Проектирование мостов; изд. ООО "Дантэя"; 2006;

2. Анджия Сасси Перино, Джорджо Фараджана: National Geographic. Мосты; Астрель, АСТ; 2004г.;

3.Кропачева В. Мост в 21 век. Мост больших возможностей. Голос народа. 2000.27 октября. URL. http://www.semsk.kz/archive/2000/bridge6.htm

4.Ян Пенберти: Мосты: 75 самых красивых мостов мира.; изд. АртРодник; 2009 г.

5. Пунин А.Л. «Синтез искусств в Архитектуре мостов», МАДИ 1998 год.

6.БахтинС.А., Овчинников И.Г., Инамов Р.Р. «Краткий исторический очерк развития висячих и вантовых мостов», Москва: 2001г.

7.Альманах «Крымский мост. Хроника строительства 2017».

8. Аветисян Н.А., Зоркая Н.А. «Что есть что. Мосты», 1991 г.

9. Мария Жолобова. «Почему в России мало мостов», газета «РБК» № 089 общество, 24 мая 2016

10.Светлана Колдашова. В Самаре отремонтировали 200 метров Южного моста. «Комсомольская правда», 4 февраля 2015

11. http://историческая-самара.рф/каталог/самарская-служба-го-и-чс/техногенные-происшествия/смертельный-таран.html

12. Суворов А. В. Сборник документов. В 4 т. Под редакцией Г. П. Мещерякова. Т.4. Цит. по: http://ru.wikipedia.org

П риложение 1

Строительство моста через реку Сок, 1991 г. (архив МИЦ «Сок»)

Приложение 2

Виды мостов

Балочный мост

Арочный мост

Висячие мосты

Вантовые мосты

Приложение 3

Десять самых длинных мостов мира

Название

Длина, км

Страна

1.Танян-Куньшаньский виадук

164,8

КНР

2.Тяньцзиньский

виадук

113,7

КНР

3.Мост через Вэй

79,732

КНР

4.Магистраль Банг На

54

Таиланд

5.Циндаосский мост через залив

42,5

КНР

6.Мост-дамба через озеро Пончартрейн

38,422

США

7. Manchac Swamp bridge(Манчакский болотный мост)

36,710

США

8.Мост Янцунь

35,812

КНР

9.Мост через залив Ханчжоувань

35,673

КНР

10.Циндаосский мост через залив

42,5

КНР

Приложение 4

10 самых длинных мостов России

Название

Длина, км

Местоположение

1.Мост через Каму

13,967

Республика Татарстан

2. Ульяновский мост

12,98

Ульяновск

3. Саратовский мост

12,76

Саратов

4.Волгоградский мост

7

Волгоград

5. Шегарский мост

5,9

Томская область

6. Мост через Амурский залив

5,331

Владивосток

7. Димитровский мост

5

Новосибирск

8. Мост через Юрибей

3,9

Ямало-Ненецкий автономный округ

9. Хабаровский мост

3,89

Хабаровск

10. Русский мост

3,1

Владивосток

Приложение 5

Волжская Коммуна 16 сентября 1954 г.

Приложение 6

Фото ограждения моста, с годом открытия. Старый мост г. Самара

1Газета РБК № 089 (2345) (2505) ОБЩЕСТВО, 24 МАЯ 2016 Почему в России мало мостов

2Газета РБК № 089 (2345) (2505) ОБЩЕСТВО, 24 МАЯ 2016 Почему в России мало мостов

3 Ефимов П. П. Проектирование мостов; изд. ООО "Дантэя"; 2006; 65с.

4 Суворов А. В. Сборник документов. В 4 т. Под редакцией Г. П. Мещерякова. Т.4. Цит. по: http://ru.wikipedia.org

5 Анджия Сасси Перино, Джорджо Фараджана: National Geographic. Мосты; Астрель, АСТ; 2004г., 92с.

6 Анджия Сасси Перино, Джорджо Фараджана: National Geographic. Мосты; Астрель, АСТ; 2004г., 114 с.

7 Анджия Сасси Перино, Джорджо Фараджана: National Geographic. Мосты; Астрель, АСТ; 2004г., 187с.

8http://историческая-самара.рф/каталог/самарская-служба-го-и-чс/техногенные-происшествия/смертельный-таран.html

9Светлана Колдашова. В Самаре отремонтировали 200 метров Южного моста. «Комсомольская правда», 4 февраля 2015 г.

Просмотров работы: 5310