Изменение транспортной ситуации

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Изменение транспортной ситуации

Гартвих М.Д. 1
1МБОУ "Лицей №11" г.Россоши Воронежской области
Федорова С.А. 1
1МБОУ "Лицей №11" г.Россоши Воронежской области
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Наибольшую опасность на дорогах представляет машина,

которая едет быстрее, чем способен думать ее водитель.

Роберт Лембке

Введение

Прогресс  человеческого  общества  неотделим  от  истории  развития  транспорта.  С  расширением  государств,  строительством  городов,  с  расселением  людей  на  всё  более  обширных  территориях,  ростом  торговли  темпы  развития  транспорта  постоянно  увеличивались. 

В настоящее время более 70% населения России живет в городах. Поэтому транспортные системы должны обеспечивать качество жизни и развитее города. Но в реальной жизни во многих больших городах часто возникает проблема с транспортными потоками. Все это приводит к тому, что жизнь в городе как будто «останавливается». И из этого вытекают еще более негативные последствия. Поэтому детальное изучение транспортных потоков и транспортной системы больших городов является важной и актуальной задачей.

Цель  работы:  изучение  и  систематизация  основных  аспектов  изменения транспортной  ситуации  города,  поиск  предполагаемых  путей  её  разрешения.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Провести анализ литературы в области транспортной ситуации и безопасности.

2. Провести анализ и дать оценку автомобильного движения близ образовательного учреждения;

3. Найти пути решения проблем дорожного движения.

Основная часть

Характеристика транспортной сети Воронежской области

Воронежская область находится в выгодном месте. Это обусловлено не только хорошими природно-климатическими условиями. Играет роль и выгодное экономико-географическое расположение региона – в центре европейской части Российской Федерации. Воронежская область - это давно заселенный и освоенный регион, один из тех, которые обеспечивают продовольственную безопасность России. Экономика области традиционно ассоциируется с машиностроением, электроэнергетикой, химической индустрией и отраслями по переработке сельскохозяйственного сырья. Именно эти виды деятельности формируют экспорт из области, который осуществляется при помощи транспортных перевозок. Черноземье окружают промышленно развитые области, а узлы транспортных коммуникаций надежно связывают Воронежский край с другими районами нашей страны, а также со странами СНГ и Европы. Именно через наш регион проложены важнейшие транспортные магистрали, действующие в направлениях «Север-Юг» и «Запад-Восток».

Современный  транспорт  —  это  единая  система,  которая  включает  мощную  сеть  железнодорожных,  морских,  речных,  автомобильных,  воздушных,  трубопроводных,  городских  и  промышленных  коммуникаций.

Автомобильное сообщение. Формирование современной автотранспортной системы началось в XX веке, а наиболее заметные преобразования относятся ко второй его половине: 1960-70-е гг. шло строительство каркаса сети, в 1980-е гг. - заполнение опорной сети дорогами. На это время приходится пик строительства автодорог. По территории Воронежской области проходят 17 тыс 620,5км автомобильных дорог с твердым покрытием, предназначенных для общего пользования. Через Воронежскую область проходят четыре автомагистрали федерального значения: E 115—М4 «Дон» (Москва—Новороссийск); E 119—М6 «Каспий» (Москва–Астрахань); А144E — 38 (Курск—Саратов); Р193 (Воронеж—Тамбов). Важными являются и трассы Р194 «Воронеж—Луганск»; Р185 «Белгород—Россошь». Автомагистраль М4 «Дон» связывает ЦФО не только с Северным Кавказом, но и Турцией, другими странами Закавказья и Ближнего востока. В будущем возможно строительство через Черноземье транснационального транспортного коридора, который свяжет Финляндию с Турцией.

Железнодорожное транспортное сообщение. В столице Воронежской области располагается управление Юго-Восточной железной дороги, которое является филиалом ОАО «РЖД». Это одна из главных железнодорожных артерий. Она связывает ЦФО с Поволжьем, Северным Кавказом и востоком страны. Общая протяженность путей в регионе составляет 1 тыс 149,5 км. В 2014 году. ОАО «Российские железные дороги» и Министерство обороны России подписали договор о строительстве двухпутной электрифицированной железной дороги 25 июня 2015 года. Участок «Журавка – Миллерово» должен связать Воронежскую и Ростовскую области.

Воздушное транспортное сообщение. Основные потоки авиасообщений находятся на территории столицы Черноземья и недалеко от нее. Аэропорт «Воронеж», расположенный в пяти километрах от областного центра, около села Чертовицы, является международным с 1995 года. Он является запасным для московского авиационного узла. В Левобережном районе областного центра находится испытательный аэродром «Придача». Он расположен на территории предприятия ОАО «ВАСО» и используется не только для перевозки грузов, но и для полетов гражданской авиации. В Советском районе города расположен военный аэродром «Балтимор».

Водное транспортное сообщение. Основными водными артериями Воронежской области являются реки Дон и Хопер, по которым и осуществляется судоходство. Общая длина транспортного водного коридора составляет 573 километра. Интересной страницей в истории Воронежского края было строительство здесь по решению Петра I русского военного флота в конце XVII - начале XVIII века, что явилось немаловажным фактором развития транспорта области.

Проблемы транспортной сети Воронежской области.

Структура транспортной сети Воронежской области сформировалась под влиянием специализации сельского хозяйства и предприятий промышленности, концентрации производства на территории административных районов и удельного веса отдельных отраслей в структуре экономики области. Основными проблемами современной транспортной сети являются: заторы, дорожно-транспортные происшествия и загрязнения окружающей среды.

В Воронеже, по итогам минувшего года, уровень автомобилизации превысил показатели всех крупных городов России — на 1000 жителей у нас приходится 370 машин (нормативы СССР в расчёте 120-150 автомобилей на 1000 жителей). Мы находимся на втором месте в стране после подмосковного города Одинцово. Сегодня пересадить человека из личного автомобиля задача, не имеющая решения. Борьба с пробками и другими транспортными проблемами остаётся одним из приоритетных направлений для властей Воронежской области. В городах проходят реконструкции дорожных путей, предпринимаются попытки организовать работу выделенных полос, строятся новые парковки.

Постоянное увеличение численности автопарка обостряет проблему обеспечения безопасности дорожного движения.

Дорожное движение — это совокупность движущихся и взаимодействующих между собой транспортных средств и пешеходов. Безопасность движения - степень защищенности людей и окружающей среды от вредного воздействия транспорта [Кременец Ю.А., Печерский П.П.,1992. с. 78-80]. Дорожное движение в современных условиях характеризуется высокой динамичностью его участников. Транспортные средства оснащены двигателями высокой мощности, позволяющими интенсивно разгоняться и развивать высокую скорость движения. Имея значительную массу и скорость движения, транспортное средство представляет собой источник повышенной опасности, в связи с чем существует ряд требований, предъявляемых к надежности транспортных средств и их водителей. Городская дорожная сеть содержит большое количество пересечений отдельных дорог и магистралей. Чаще эти пересечения находятся в одном уровне. В этом случае имеет место пересечение потоков транспортных средств и пешеходов, которые называют конфликтующими. С увеличением интенсивности конфликтующих транспортных и пешеходных потоков повышается опасность возникновения дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Причиной  подавляющего  большинства  этих  ДТП  является  пересечение  пешеходных  и  транспортных  путей. Ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях во всем мире погибает около 300 тыс. человек и около 9 млн. получают ранения. Наиболее многочисленной и самой уязвимой группой участников дорожного движения являются пешеходы.

Среди пострадавших в результате ДТП в последние годы пешеходы составляют 35–40%. Причиной этого является недостаточная организованность пешеходов, плохое знание Правил дорожного движения (ПДД). Каждый человек, выходя на улицу, становится пешеходом, независимо от его уровня образованности, возраста, знания ПДД, навыков, состояния здоровья и других факторов. ГИБДД за пешеходами практически не следит. В связи с этим далеко не всегда пешеходы готовы соблюдать правила дорожного движения.

По данным газеты «Аргументы и факты» детский травматизм на дороге возрос. На 1,6% стало больше ДТП с участием детей с января по декабрь 2017 года. Всего было совершено 19.5 тыс. подобных ДТП. 8.8 тыс. аварий было совершено с участием детей-пассажиров. 8.6 тыс. с участием детей-пешеходов. В статистике отмечается, что из-за нарушения ПДД водителями было совершено 15 тыс. аварий, в 4.5 тыс. ДТП виноваты либо сами дети, либо стечение обстоятельств [Авдеев В., 2018. с. 3]. По данным ГИБДД Воронежской области, за последние 5 лет количество ДТП с участием несовершеннолетних тоже значительно возросло:

ДТП с участием детей-пассажиров:

ДТП с участием детей-пешеходов

В свою очередь, каждый пешеход, как и водитель, обязан соблюдать правила дорожного движения. Однако реализовать это на практике оказывается далеко не так просто.

Проблемы автомобильного движения близ образовательных учреждений и пути их решения.

Большую роль в обеспечении безопасных условий движения играют технические средства регулирования: дорожные знаки, светофоры, разметка, которые устанавливают очередность, приоритетность и допустимые направления движения транспортных средств. Для современных условий характерной является высокая мобильность населения городов. Интенсивные пешеходные потоки в районе образовательных учреждений осложняют дорожную обстановку. Учреждения образования являются объектами, требующими повышенного внимания со стороны водителей.

Результаты проведенных рейдов экспертами проекта Общероссийского народного фронта «Народная оценка качества» показали, что в каждой третьей школе существуют проблемы с обеспечением дорожной безопасности: отсутствуют пешеходные переходы, нет «лежачих полицейских», необходимых дорожных знаков и т.д. Подобные нарушения представляют потенциальную угрозу для жизни детей. Такое мнение высказал координатор проекта ОНФ «Народная оценка качества» Виктор Рожков [Рожков В., 2018. с. 2]. С января 2018 г. по сегодняшний день активисты проекта ОНФ «Народная оценка качества» провели рейды в 500 школах 83 регионов страны. По итогам проверок в 157 образовательных учреждениях были выявлены проблемы в организации безопасности дорожного движения. Так, у 22% школ (110 из 500) отсутствовали «лежачие полицейские», у 17% (86 школ) – нет тротуара или асфальтированного огороженного прохода к зданию, дети ходят по обочине дороги или по проезжей части. Кроме того, рядом с образовательными учреждениями в 12% случаев отсутствует пешеходный переход, в 11% – дорожные знаки («Осторожно, дети», «Зона с ограничением максимальной скорости», «Дети»).

Отсутствие разметки, предупредительных знаков, светофоров, переходов, «лежачих полицейских» – серьезный риск возникновения аварийной ситуации. Зачастую, к сожалению, только после трагических происшествий у нас начинают ставить знаки и чертить разметку возле учреждений. Это главная ошибка. Чтобы уберечь детей от неприятностей, необходимо заранее позаботиться об организации дорожного движения возле детского сада, школы, лицея, колледжа.

В настоящее время в России реализуется федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах», в рамках которой осуществляются мероприятия, проводимые министерствами и ведомствами Российской Федерации, в том числе Министерством внутренних дел. В числе главных направлений реализации программы следует отметить совершенствование нормативно-правового обеспечения деятельности в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

В настоящее время проводятся целевые мероприятия по контролю за содержанием улично-дорожной сети на прилегающих к образовательным учреждениям автомобильных дорогах и маршрутах движения детей. В рамках которых особое внимание уделяется:

- соответствию пешеходных переходов требованиям стандартов, норм и правил в области обеспечения безопасности дорожного движения;
- наличию тротуаров (пешеходных дорожек) на маршрутах движения детей;
- наружному освещению улично-дорожной сети, в том числе пешеходных переходов;
- наличию пешеходных ограждений (в случае, когда они необходимы);
- состоянию горизонтальной дорожной разметки;
- наличию искусственных неровностей (в случае, когда они необходимы);
- соответствию обустройства остановок маршрутных транспортных средств нормативным требования;
- наличию и состоянию дорожных знаков «Дети», «Зона действия».

П ути решения проблем дорожного движения близ лицея.

В нашем лицее разработан Паспорт дорожной безопасности. Это одна из эффективных форм работы по формированию у детей модели безопасного поведения на дороге. Паспорт отображает информацию об образовательной организации с точки зрения обеспечения безопасности детей на этапах их движения по маршруту «дом-школа-дом», а также к местам проведения учебных занятий и дополнительных мероприятий, и содержит различные план-схемы безопасных маршрутов движения.

И меется информационный стенд по правилам дорожного движения для учащихся и родителей: игровой, больше предназначенный для самых маленьких, чтобы они смогли в игровой форме научиться основам поведения на дорогах.

В лицее с 2001 года действует отряд ЮИДД «Школа безопасности». С сентября 2015 года я являюсь активистом движения ЮИДД в лицее. Прежде всего, наш отряд проводит разъяснительную работу в лицее по Правилам дорожного движения; выпускает листовки и другие пропагандистские материалы для учащихся, педагогов и родителей; организует соревнования, конкурсы, викторины; участвует в акциях «Родители-водители», «За руку с детством», «За безопасность дорожного движения - все вместе», а с апреля 2018 года наш лицей - участник проекта «Дорожный патруль безопасности», инициированного Воронежской областной думой. В рамках проекта сотрудники территориальных отделений ГИБДД, педагоги, родители, учащиеся и волонтеры проверяют соблюдение ПДД как несовершеннолетними, так и взрослыми участниками дорожного движения по пути в школу и обратно. Мы работали на пешеходных переходах и регулируемых перекрестках вблизи школ. Дорожный патруль проследил, используют ли ученики начальных классов световозвращающие элементы в одежде. Присутствие учащихся близ светофоров и пешеходных переходов заставляет участников движения задуматься над своим поведением на дороге. Изо дня в день нарушений было все меньше. Свои знания ПДД я пополнил, пребывая в летнем оздоровительном палаточном лагере «ЮИДД», организованном на территории Россошанского района: занятия в автошколе ДОСААФ, мастер-классы от инспектора ГИБДД, решение перфокарт помогли найти ответы на многие вопросы изменения транспортной ситуации как в нашем городе, так и в больших городах в целом.

Заключение

В ходе работы над проектом были достигнуты поставленные цель и задачи, а именно: изучены  и  систематизированы  основные  аспекты  изменения транспортной  ситуации  города.

1. Проведен анализ законодательной и специальной литературы в области изменений транспортной ситуации и безопасности.

2. Проанализированы понятия «дорожное движение» и «безопасность движения».

3. Проведен анализ и дана оценка автомобильного движения близ образовательного учреждения.

4. Рассмотрены основные методы и способы безопасности дорожного движения.

В результате проделанной работы можно сказать, что изменение транспортной ситуации затрагивает коренные интересы и личности, и общества, и государства, интересы всех физических и юридических лиц, причастных к деятельности транспортного сети. Поэтому вопросы укрепления транспортной безопасности не могут интересовать только органы государственной власти, а должны касаться всех и каждого. Только совместными усилиями можно обеспечить дорожную безопасность.

Общественность обязана активно участвовать в решении задачи обеспечения транспортной безопасности, а каждый человек в отдельности должен укреплять свои моральные позиции и поддерживать правопорядок, уважать жизнь и права других людей и именно тогда можно будет каждому почувствовать себя в безопасности.

Всё зависит от нас самих.

В настоящее время работа над проектом не завершена и будет продолжена с вовлечением еще большего количества активистов и волонтеров.

Список использованных источников и литературы

1. Авдеев В. Детство без опасности. Специалисты обсудили детский травматизм на дорогах. // Аргументы и факты. 2018. 26 апреля.

Доклад «Безопасность дорожного движения в России: современное состояние и неотложные меры по улучшению ситуации» [Электронный ресурс]: институт экономики транспорта и транспортной политики НИУ «Высшая школа экономики» https://iq.hse.ru/data/2013/03/27/1233152070/ВШЭ_ЭС_БДД%20в%20России.pdf (дата обращения 25.10.2018)

Коноплянко В.И. Основы управления автомобилем и безопасность дорожного движения: Учеб. пособие / В.И. Коноплянко, В В. Зырянов, Ю.В. Воробьев. — М: Высш. шк., 2005. — 271 с: ил.

Кременец Ю.А., Печерский П.П. Технические средства регулирования дорожного движения.: - М. Транспорт, 1992. – 207с

О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах»: постановление Правительства РФ от 03 октября 2013 №864//Собрание законодательства РФ. 2013, №41, ст.5183.

Наука. Мысль: электронный периодический журнал. Научный журнал. №5-2. – 2016

Рожков В. В каждой третьей школе существуют проблемы с обеспечением дорожной безопасности [Электронный ресурс]: Проект общероссийского народного фронта «Народная оценка качества» https://narocenka.ru/news/417 (дата обращения 25.10.2018)

Просмотров работы: 59