Актуальность проблемы:Площадь полигонов твердых бытовых отходов в несколько раз больше площади городов. Нам грозит глобальное потепление климата, повышение уровня мирового океана, космическое излучение, но это не так заметно, как мусор, который формирует состояние тревогиза чистоту городов уже сегодня. Мы хотим гордиться своей процветающей страной. Мы хотим видеть чистыми и ухоженными наши города, улицы, дворы. Мы хотим, чтобы наши близкие были здоровы и жили в благоприятных условиях. Вот почему нас волнует проблема утилизации мусора.
Цель проекта: Формирование экологическогопросвещения населения городского округа Краснознаменск.
Задачи:
Образовательные:
Привлечь внимание общественности к проблеме загрязнения населённых пунктов бытовыми отходами.
Информировать население о преимуществах раздельного сбора мусора.
Повысить образовательный уровень учащихся МБОУ Гимназия №1г.о.Краснознаменск в области экологии.
Воспитательные:
Повысить у населения города уровень сознательного и ответственного отношения к окружающей среде посредством проведения экологических акций учениками МБОУ Гимназии №1.
Способствовать экологическому воспитанию подростков; их профориентации.
Формировать активную гражданскую позициюу учащихся МБОУ Гимназии №1 и населения.
Формировать экологическую культуру, повышать социальную ответственность населения, воспитывать бережное отношение к своему подъезду – дому – двору.
Формировать имидж Гимназии, как социально –значимой организации, которая уделяет значительное внимание благоустройству г.о.Краснознаменск и решению экологических проблем; усилить влияние в местном сообществе.
Практические:
Способствовать снижению загрязнения территории г.о. Краснознаменск, улучшению экологической обстановки.
Выявить инициативные группы, способные организовать работу на основе самоорганизации и самоуправления формирование команды активных подростков и молодежи, способных в дальнейшем тиражировать опыт.
Привлечь представителей местного населения к участию в планировании работы с отходами на основе раздельного сбора и в контроле за этим видом деятельности.
Присоединиться к общероссийскому проекту #ПРОСТОРАЗДЕЛЯЙ.
Организовать городские акции по сбору макулатуры и химических элементов питания.
Выработать рекомендации по организации, информированию и пропаганде раздельного сбора бытовых отходов для применения их в других образовательных учреждениях и среди населения.
Разработать выкройку и изготовить биоразлагаемую хозяйственную сумку многоразового использования
I. Теоретическаячасть.
1.1.Экология как наука
Мы часто слышим слова «экология», «экологические проблемы», «не экологично». Но не всегда правильно понимаем их смысл. У слова «экология» несколько понятий. С одной стороны - экология - наука, изучающая условия существования живых организмов. взаимосвязи между организмами и средой, в которой они обитают. С другой это наш дом, место где мы живем. Термин «экология» (от греч. oikos - дом, logos - наука) предложил в 1866 г. немецкий зоолог Э.Геккель.
Экология, как современная наука, ставит главной целью изучение закономерностей и развитие теории существования системы «человек – общество – природа». Многовековое взаимодействие человека и окружающей среды привело к глобальному экологическому кризису, решение которого будет удовлетворять жизненным потребностям людей сегодня и в будущем.
В состав общей экологии входят несколько разделов:аутэкология, которая исследует индивидуальные связи отдельного организма (виды, особи) с окружающей его средой;демэкологию или экологию популяций, изучающую структуру и динамику популяций отдельных видов. Популяционную экологию рассматривают и как специальный раздел аутэкологии;синэкологию, или экологию сообществ;экосистемную экологию;биосферную экологию.Кроме того, экологию классифицируют по определенным объектам и средам исследования, т.е. выделяют экологию животных, растений, микроорганизмов.
На соприкосновении экологии с другими науками развиваютсяновые направления: инженерная экология, геоэкология, математическая экология, сельскохозяйственная экология и т.д.
На теоретическую и прикладную делят экологию с научно-практической точки зрения. Теоретическая экология раскрывает общие закономерности организации жизни.Прикладная - изучает механизмы разрушения биосферы человеком, способы предотвращения этого процесса и разрабатывает принципы рационального использования природных ресурсов. Научную основу прикладной экологии составляет система общеэкологических законов, правил и принципов.Окружающая нас живая среда не является беспорядочным и случайным сочетанием живых существ. Она представляет собой устойчивую и организованную систему, сложившуюся в процессе эволюции органического мира. Любые системы поддаются моделированию, т.е. можно предсказать, как та или иная система отреагирует на внешнее воздействие. Системный подход — основа изучения проблем экологии.
1.2.Бытовые отходы – основная проблема городов.
Внедрение человека во все земные сферы приводит к нарушению равновесия и появлению разнообразных проблем в них. Многие человек не в силах предотвратить, но снизить негативные последствия своего вторжения он обязан. Самое заметное – это загрязнение окружающей среды промышленными отходами, бытовым мусором и отбросами. Оно увеличивается быстрее, чем население планеты. В настоящее время жители крупных городов выбрасывают в день десятки тысяч тонн ненужных материалов.
Эта смесь содержит металлы, стекло, макулатуру, пластик и пищевые отходы. В ней содержится большое количество опасных отходов: тяжёлые металлы и щёлочи из батареек, ртуть из флуоресцентных ламп и токсичные вещества из бытовых растворителей, красок и предохранителей деревянных покрытий.
Еще великий химик Дмитрий Иванович Менделеев говорил, что нет отходов, а есть неизрасходованные ресурсы. Поэтому возможен реальный выход: разработка и внедрение молоотходных технологий, использование вторичного сырья, а самое главное и сложное – изменение уровня экологической культуры.
1.3.Способы утилизации мусора
1.3.1.Захоронение. При захоронении в недрах полигона образовывается смесь угарного газа и метана, формируется токсичная жидкость. Так есть данные о том, что за 15 лет 80 % захороненного органического вещества не разложилось.
Время разложения бумаги, ткани достигает 2-3 года, деревянных изделий, консервных банок – несколько десятков лет, алюминиевых банок, стекла, кирпича – сотни лет, пластика – 500-1000 лет и т. д. при этом способе необходимо брикетирование - уплотнение, которое способствует уменьшению занимаемого объема, и приводит к экономии при хранении и транспортировке.
1.3.2.Сжигание. При сжигании отходов в атмосферу выделяются сотни высокотоксичных соединений – яды, мутагены, канцерогены, которые являются сильнейшими ядами, воздействуют на иммунитет человека: увеличивается восприимчивость организма к инфекциям, возрастает частота аллергических реакций, онкологических и других тяжелых заболеваний.
1.3.3.Переработка. Очевидно, что не захоронение и сжигание, а переработка является самым эффективным ресурсосберегающим средством. До 60% от объема всего бытового мусора можно перерабатывать. Стекло, резина, бумага, пластик являются основными наполнителями мусорных контейнеров.
Во-первых, многие компоненты отходов могут быть переработаны в полезные продукты. Из металлолома изготавливают новые металлические детали. До 80% металлургических предприятий Германии относятся к передельной металлурги. Макулатура – сырье для бумажного производства. Это позволяет снизить себестоимость конечных товаров на 20—30%.
Во-вторых, использование вторичного сырья позволит значительно экономить основные невозобновимые природные ресурсы для будущих поколений (нефть, древесина, руды металлов и др.).
В-третьих, уменьшается вредное воздействие на окружающую среду.
В-четвертых, создаются новые рабочие места на перерабатывающих предприятиях.
Еще один способ переработки отходов – компостирование. Это технология, основанная на естественном биоразложении отходов.
Судя по опыту развитых стран, переработка отходов составляет доходную отрасль, приносящую неплохую прибыль. Тем более что недостатка в сырье, то есть в мусоре, просто не предвидится. Но из-за не налаженной системы сбора и сортировки мусора даже то, что может быть переработано, отправляется на свалки, на сотни лет делая этот участок Земли ни на что не годным.
1.3.4.Разделение мусора. Качество разделения мусора зависит от активности и сознательности участников процесса на всех этапах. Разделение мусора находится под ответственностью каждого отдельно взятого гражданина страны. В самом деле, чтобы система выборочного сбора мусора приносила ожидаемые результаты, необходимо активное участие каждого, кто выбрасывает мусор. Без этого применение системы местными органами власти будет неэффективно. Разделение мусора также требует определенного времени и приложения усилий для обучения жителей.
Стоимость разделения мусора и его переработки довольно высока. Однако она окупается тем, что имеется большой доход от производимых из вторсырья продуктов.Даже когда данного экономически положительного результата достичь не удается, всегда есть результат для окружающей среды: воздух чище, улучшается качество воды и общий уровень загрязнения снижается.
Третьим преимуществом является то, что граждане, благодаря разделению мусора, становятся более ответственными перед своим городом, своей страной, своей планетой.
Создание производств по выборочному сбору мусора и предприятий по его переработке создает новые рабочие места, помогает бороться с безработицей.
1.4.Ситуация в России:
Отношение к охране окружающей среды характеризует уровень развития нашего государства (во всяком случае, отражает его точнее, чем добыча и переработка природных ископаемых или производство продуктов питания). В период технической модернизации и преобразования российского общества, одной из острейших экологических проблем остается проблема переработки и утилизации отходов.И одним из эффективных ее решений является организация селективного сбора отходов с их дальнейшим вторичным использованием.
В Федеральном законе "Об отходах производства и потребления" регламентируется обращение с отходами. Однако до настоящего времени разработка мер по реализации государственной политики в сфере обращения с отходами не завершена.Ведь сегодня, в России в отвалах и хранилищах накоплено свыше 85 млрд. тонн только твердых отходов производства, в которых содержатся железо, медь, свинец, олово, вольфрам, а также такие ценные элементы, как кадмий, висмут, селен, теллур, редкоземельные и благородные металлы. Содержание ценных компонентов в отходах нередко близко к содержанию их в добываемом природном сырье.
Однако, в России складывается неудовлетворительная ситуация и по переработке твердых бытовых отходов. Так, в 1999 году из вывезенных 130 млн. куб. метров переработано только 3 %. В 2000х годах количество мусороперерабатывающих предприятий в стране увеличилось. Но их рентабельность не всегда высока. Прежде всего, из-за нехватки сырья. И это не потому, что мало мусора. Как раз наоборот! Просто нет согласованных действий между предприятием и городскими властями. Но главное, что многие люди не готовы к цивилизованному сбору отходов.
II. Практическая часть.
В ходе проекта «Мой город – чистый город» мы решили использовать методику «Зеркало инновационных преобразований». Выявили проблемы, которые волнуют жителей нашего города, а затем предложили решение этих проблем.
Проблема 1. Население города (в том числе дети) недостаточно владеют информацией об экологических проблемах города и раздельном сборе мусора.
Решение:
Изучили и обсудили на Совете старшеклассников литературу и сайты по экологической тематике.
http://www.mnr.gov.ru/, http://www.aseko.org/, http://www.ecoline.ru/books/, http://fadr.msu.ru/ecocoop/, http://www.greenpeace.ru/gpeace/, http://zelenyshluz.narod.ru/,
http://greenologia.ru/eko-problemy/goroda, http://ecology-of.ru/eko-razdel/problemy-s-ekologiej-v-rossii-istoricheski-slozhivshiesya-i-vnov-voznikshie, https://ecoportal.info/problemy-ekologii-v-rossii/
Учащиеся гимназии, используя материалы сайта «ПРОСТОРАЗДЕЛЯЙ».
разработали макет информационных листовок, обеспечили распространение агитационного материала, как в нашей гимназии, так и в других учреждениях города, в детских садах, на информационных стендах города и досках для объявлений у подъездов. Жителей города не только привлекали к проблеме раздельного сбора мусора, но и приглашали принять участие в акции «Помоги природе делом» по сбору макулатуры и химических элементов питания.
Участники проекта подготовили и провели тематические классные часы в начальной школе и беседы в среднем и старшем звене. На этих мероприятиях объяснялась основная цель нашего проекта, давалось представление о раздельном сборе мусора, необходимости бережного отношения к природе.
Под руководством Совета старшеклассников пятые классы провели выставку «Нужные ненужности», на которой представили свои поделки из бросового материала. Ребята доказали, что много интересных вещей можно сделать из ненужных упаковок, пластиковых бутылок, картонных коробок и других отслуживших материалов.
Учащиеся 7-х классов подготовили и провели интерактивную игру с ребятами из детских садов. В ходе игры малышей познакомили с основными правилами поведения на природе, рассказали о необходимости раздельного сбора мусора, разъяснили, откуда берётся макулатура и почему так важно её перерабатывать. Дошкольники сами изготовили макеты «частички природы», о которых с радостью рассказывали семиклассникам.
Проблема 2.Исследование мнения жителей города по экологическим проблемам и раздельному сбору мусора.
Решение:
Разработан вопросник и проведен социологический опрос среди учащихся гимназии (407 учащихся) и их родителей (200 человек), который показал:
Для решения проблемы мусора в нашем городе необходимо:
увеличить количество урн;
отрегулировать процесс вывоза мусора с мусороуборочных площадок города и установить на всех площадках контейнеры для сбора стеклянной тары и жестяных банок;
уделять больше внимания экологическому просвещению населения.
89% опрошенных, согласились с тем, что мусор можно использовать вторично.
72% опрошенных готовы сдавать отходы в пункты приема, если они будут организованы.
64% - согласны сортировать мусор
Социально-экологический проект «Чистый город - наш город» очень важен для населения города Краснознаменск и для его просвещения – решили 100% респондентов.
Проблема 3.
3.1. В г.о.Краснознаменск нет раздельного сбора мусора
Решение:
Состоялась встреча Совета старшеклассников иГлавы г.о.Краснознаменск.
По решению Совета депутатов г.о.Краснознаменск закуплены и установлены на мусорных площадках контейнеры для сбора пластика.
Организованы просветительские мероприятия по раздельному сбору мусора в г.о.Краснознаменск совместно с МУП ЖК.
3.2.Не внедрена система раздельного сбора мусора в гимназии
Решение:
Установлены контейнеры для сбора использованных батареек в учебных кабинетах гимназии. В первую неделю было собрано около пятисот штук. Содержимое контейнера по, мере наполнения, передается в МУП ЖКХ г.о.Краснознаменск для дальнейшей утилизации.
Установлены контейнеры для сбора использованной бумаги в здании гимназии
Совет старшеклассников выступил инициатором и провел акцию «Помоги природе делом», денежные средства, полученные от акции, поступили на внебюджетный счет гимназии и будут использованы для покупки программного обеспечения для библиотеки.
При проведении акции в 2016 году было собрано 1830 кг макулатуры. Мероприятия, проведенные в апреле и в сентябре 2017 года были более масштабными. В них приняли участие все классы гимназии и неравнодушние жители города. На утилизацию было вывезено более пяти тонн макулатуры (2560 и 3000 кг соответственно). Значит, и количество мусора на свалках города уменьшилось. Наиболее активные участники акции были награждены грамотами и сладкими подарками.
Проблема 3.3.Недостаточный уровень научного осознания проблемы учениками гимназии
Решение:
Проведение научно-практической конференции
В нашей гимназии проходит ежегодная научно-практическая конференция «Человек. Земля. Вселенная». Апрельская конференция 2017 года была посвящена году экологии в России. Учащиеся представили свои экологические проекты: «Парковочное пространство в г.о.Краснознаменск», «Раздельный сбор мусора в городе», «Изучение методов экологического исследования окружающей среды в г.о.Краснознаменске», «Организация переработки вторичного сырья в г.о.Краснознаменск», «Использование дождевой воды для полива».
Проблема 4.Не участвовали в экологических акциях, проводимых на региональном и всероссийском уровнях
Решение:
Учащиеся 11 классов приняли участие в акции «Лес Победы», высажены 20 яблонь в школьном саду в 2016 году, 10 яблонь в 2017 году, а также множество кустарников.
Планируется участие в конкурсе социальной рекламы «Человек и мусор – кто кого?»
В сентябре 2017года произошло наше знакомство и присоединение к всероссийскому проекту #ПРОСТОРАЗДЕЛЯЙ. Главная цель которого - привлечение общественного внимания к проблеме сбора бытовых отходов.
Взяв за основу агитационные материалы проекта #ПРОСТОРАЗДЕЛЯЙ, учениками была разработаны информационные листовки, плакаты, В учебных классах было организовано оформление стендов экологического содержания.
Результаты проекта:
1. Проведены агитационные мероприятия, с целью повышения экологической грамотности населения.
2. Увеличилось количество участниов акции «Помоги природе делом» по сбору макулатуры. С апреля 2014 года по сентябрь 2017 года объем собранного сырья возрос в 4 раза.
3. Установлены контейнеры для сбора химических элементов питания в помещениях гимназии. Налажены связи с МУП ЖХ по их дальнейшей утилизаци.
Основным результатом проекта является привлечение жителей города к решению проблемы сокращения количества мусора. Проведенные мероприятия показали, что равнодушных людей становится все меньше. Люди готовы сортировать мусор, сдавать вторсырье, собирать макулатуру – лишь бы наш город был самым чистым. На 2017-2018 учебный год запланированы мероприятию про дальнейшему продвижению нашего проекта.
4. Сконструирована выкройка и изготовлена хозяйственная сумка многоразового использования
Планируемые в рамках экологического проекта мероприятия в 2017-2018 учебном году
Экологическая игра с дошкольниками ДОУ №2, ДОУ №4 – ноябрь 2017
«Книговорот» - ноябрь 2017, апрель 2018 года
«Дармарка» - декабрь 2018
Акция «Помоги природе делом» - апрель 2018
Установка контейнеров для сбора пластика на территории гимназии и мусоросборочных площадках города – в течение всего периода.
Приложение 1.
Расчеты материала:
Цена – 33 рубля за 1 погонный метр.
Ширина ткани – 1,5 метра.
Из 1 метра получается 3 изделия.
Затраты на 1 сумку ̴ 10 рублей. (цена одноразового пакета в супермаркете от 4 до 8 рублей)
Приложение 2.
Исследование мнения жителей города по экологическим проблемам и раздельному сбору мусора.
Что надо сделать, чтобы мусора на улицах города стало меньше?
Можно ли мусор использовать вторично?
Вы готовы приносить бытовые отходы на пункты приема?
Если на мусоросборочных площадках будут стоять контейнеры для раздельного сбора мусора Вы согласны сортировать мусор?