Введение. Владимир Путин поддержал идею главы Ассамблеи народов РФ Светланы Смирновой посвятить 2018 год - единству народов России, отметив, что сохранение каждого народа и этноса — одна из приоритетных задач государства. В последние годы Россия, как и другие государства Арктики, приступила к активному хозяйственному освоению своих северных территорий. Но всё же главной задачей правительств тех стран, на территориях которых проживают малочисленные аборигены Севера, мы считаем, является необходимость сохранения численности уникальных этносов, их традиционной культуры и безопасности окружающей их среды. В своём исследовании мы рассматриваем современное положение эскимосского этноса. Идея детального изучения выбранной темы родилась в процессе выполнения творческого коллективного (группой одноклассников) проекта «Национальная одежда и музыкальные инструменты в традиционных культурах народов России», организованного в нашем лицее ко Дню народного единства. Нам удалось не только подобрать и продемонстрировать элементы традиционной эскимосской одежды, описать её целесообразность, но даже освоить незамысловатую игру на варгане музыкальном эскимосском инструменте. Нам захотелось больше узнать о том, где и как в современном мире живут эскимосы арктического побережья Северной Америки и Гренландии, что их объединяет и разделяет с нашими российскими эскимосами. Гипотеза: результаты теоретического исследования современного положения эскимосского этноса помогут школьникам лучше понять проблемы малых коренных народов Арктики, а также мотивировать их уважение к людям, веками проживающих в условиях экстремальной окружающей среды. Объект исследования: эскимосы - коренной народ арктического побережья США, Канады, Гренландии (Дании) и России. Предмет исследования: этногенез эскимосов, территории современного проживания этноса, их численность и продолжительность жизни, особенности традиционного и современного хозяйствования, особенности материальной бытовой и духовной национальной культуры, а также современные социально-экономические проблемы и пути их решения в разных странах. Цель работы: провести сравнительный анализ основных социально-демографических показателей и особенностей современного положения эскимосов, проживающих на территориях США, Канады, Гренландии (Дании) и РФ.
Задачи: 1. Ознакомиться с научной этнографической и страноведческой литературой. 2. Подобрать теоретический, статистический, картографический и иллюстрационный материал по теме работы. 3. Выбрать основные факторы современного развития этноса в странах его проживания для сравнительного анализа. 4. Провести сравнительный анализ уровня качества жизни эскимосов, проживающих в разных странах арктического бассейна, установить причины выявленных различий. 5. Подготовить презентацию результатов работы в программе Power Point.
Методы работы:
1. Теоретический: описательный (литературный) метод.
2. Статистический метод.
3. Метод сравнительного анализа.
4. Метод информационных технологий.
5. Историко-географический метод.
Для ответов на поставленные задачи нами были использованы материалыэнциклопедических источников, были изучены материалы Колымской библиотеки: Книги о Северо-Востоке в целом, о Колымском крае и о посёлке Хасын, а также статьи и монографии учёных этнографов, например, "Очерки этнической истории зарубежного Севера" Файнберга Л. А., "Север и северяне. Современное положение коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России". Крупника И.И.Анализируя статистические данные Инуитского Приполярного Совета – Канады 2012 года, а также данные российской переписи населения 2010 года, мы смогли сопоставить статистические показатели изменения численности, средней ожидаемой продолжительности жизни, и владение родными языками эскимосских этнических групп разных государств. Во всём мире благополучие, уровень жизни, сохранность культуры малочисленных национальных меньшинств входят в визитную карточку страны, служат показателем её прогрессивности. Поэтому значимость судеб малых народов Севера для России несоизмеримо больше по сравнению с их малой численностью, составляющей всего 0,3 % населения страны. В Российской Федерации коренными малочисленными народами признаются народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие на территории РФ менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Всего в России к коренным малочисленным народам относятся 47 этносов. В составе этой группы народов выделяются 40 коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России. Общая численность коренных малочисленных народов в России, по состоянию на 2015 год, составляет 316 011 человек, из них 1740 эскимосов.
Основная часть.
Глава I. Кто такие эскимосы -"соседи Северного полюса".
1.1. Арктика — единый физико-географический район Земли, примыкающий к Северному полюсу и включающий окраины материков Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с островами (кроме прибрежных островов Норвегии), а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов. В пределах Арктики расположены территории, континентальный шельф и исключительные экономические зоны восьми арктических государств — России, Канады, Соединенных Штатов Америки, Норвегии, Дании, Финляндии, Швеции и Исландии. К климатическим особенностям природы можно отнести низкий радиационный баланс, близкие к 0 °C средние температуры воздуха летних месяцев при отрицательной среднегодовой температуре, существование ледников и многолетнемерзлых пород, преобладание тундровой растительности и арктических пустынь.
Суровый климат обусловливает низкую температуру океанических вод. В области распространения дрейфующих льдов в течение всего года температура поверхностного слоя вод (толщиной 100-200 м) близка к - 2 °С. В районах, очищающихся ото льда летом, вода нагревается на несколько градусов выше нуля, однако большое количество тепла приносят в Арктику течения. Климат почти всего Атлантического района Арктики находится под влиянием тёплого Северо-Атлантического течения. Воздействие тёплых вод Тихого океана значительно слабее из-за меньшего притока их через сравнительно узкий и мелководный Берингов пролив, что определяет отличительные природно-климатические условия окружающей среды проживания российских эскимосов. В целом по данным исследований температура в Арктике повышается в два раза быстрей, чем в остальном мире. Это может привести к вымиранию многих видов растительности и животных в регионе. Происходит все более интенсивное таяние ледяного покрова, уменьшается толщина льда, что напрямую отражается на жизни Севера. Хотя Арктика заселена крайне редко, потепление ставит под угрозу существование коренных народов Арктики — их пропитание и уклад жизни напрямую зависят от растительного и животного мира. [1] Кроме того, на территории ведутся разработки минерального сырья и расширяется присутствие военно-стратегических баз. А это значит, что у аборигенов Арктики возникают общие проблемы.
Из народов, населяющих Арктику, наиболее многочисленны эскимосы. Эскимосы — самый северный народ. Эскимосы ближе всех живут к Северному полюсу, их окружает природа ледяной пустыни и береговой тундры. Эскимосы относятся кАрктической расе, также эскимосская раса или эскимоиды, — в антропологии совокупность людей определённого физического типа, сформировавшегося в ходе исторически продолжительного заселения древним человеком территорий арктических широт Евразии и Северной Америки. Это одна из 9 «малых» рас, входящих в «большую» Азиатско-американскую (Монголоидную) расу [5]. Для арктической малой расы характерны следующие признаки: смуглая кожа, слегка вытянутый череп, чёрные жёсткие прямые волосы, суженный горизонтальный разрез тёмных глаз, чаще без эпикантуса, высокие острые скулы, прогнатизм, утолщение слизистой губ, расширенный угол нижней челюсти (пентагональность); довольно высокий, узкий в переносице нос, укороченный корпус с округлой грудной клеткой, слегка укороченные руки, относительно длинные и прямые ноги, крепкая кость с увеличенной мышечной массой и уменьшенным жировым слоем, средний рост 162 ± 5 см.
Основной обмен веществ в организме, общий белок, холестерин, гамма-глобулины, ОРЭ [5], — обычно повышены; артериальное давление несколько понижено. Не вызывает сомнений адаптивный характер перечисленных отклонений от «нормы» (среднестатистического представителя умеренных широт), однако механизм некоторых явлений, к примеру, полное отсутствие заболеваний атеросклерозом при почти удвоенной норме холестерина в крови, остаётся загадкой генного уровня. [4].
1.2. Спорные теории этногенеза.
Мысль об азиатском происхождении эскимосов была высказана еще в 1741 г. Г. Стеллером, участником Великой Сибирско-Тихоокеанской экспедиции, которую возглавлял В. Беринг и А. И. Чириков. В XX в. в пользу сибирского происхождения эскимосов высказывались такие авторитеты в области эскимосской культуры и языка, как В. Богораз и В. Тальбицер, из антропологов — А. Грдличка, из археологов — Г. Коллинз и другие. Совмещение карт ДНК с этнографическими и этноязыковыми картами позволило выдвинуть учёным одну из общепризнанных гипотез формирования арктической расы. Древнейшие следы человека на территории арктической Америки относятся к верхнему палеолиту или к мезолиту. Находки в районе г. Фэрбенкса в центральной Аляске датируются американскими авторами 15—20 тыс. лет до н.э. Более поздние стоянки, возраст которых исчисляется в 6—8 тыс. лет, найдены на западном побережье Аляски (Денби, Трейл-Крик). Древнейшая из обнаруженных в американской Арктике эскимосских культур — древнеберингоморская, датируется значительно более поздним временем — последними веками до нашей эры. Эта культура обнаружена в ряде пунктов на Чукотском полуострове, на о-вах Берингова пролива (о-ве Св. Лаврентия, о-вах Диомида) и распространена на Аляске до мыса Барроу. Происхождение арктической расы в антропологии дебатируется. На основании довольно редких и разрозненных фактов, предоставляемых архиологией, трудно точно установить дату расогенеза, установить, какие признаки являются следствием адаптации, а какие — метисации; выяснить направление миграции признаков и последовательность их возникновения. Первые западные антропологи локализовали происхождение эскимоидов в районе Гудзонова залива или в южной части Аляски.[6].
1.3. Традиционные занятия эскимосов
Основное традиционное занятие эскимосов – охота на морского зверя, в основном моржа, тюленя и кита. Важную роль играет олень, охота за которым возможна только в короткие летние месяцы; он снабжает эскимосов ценными теплыми шкурами для одежды и жилища. Декоративное искусство – меховая мозаика, вышивка цветными сухожильными нитками, бисером, резьба по моржовому клыку. 1.4. Одежда эскимосов. Традиции и современность.
Кухлянка – глухая меховая куртка из шкуры оленя. Воротник кухлянки оторачивается мехом песца или собаки. Камлейка – дождевик, сделанный из кишок и горловой ткани морских млекопитающих, который надевают на кухлянку. Капорообразная шапка напоминает чепец или небольшой капюшон. Меховые штаны – их носят почти все северные народы. Унты – обувь из оленьих или заячьий камусов, с подошвой из стриженной шкуры оленя. Летней одеждой, как мужской, так и женской, была глухая камлейка (к`ипаг`ак`), шитая из нерпичьих кишок, позднее - из покупных тканей. Женщины заплетали волосы в две косы, мужчины - выбривали, оставляя кружок или несколько прядей на макушке. Татуировка у мужчин - кружки около углов рта (пережиток обычая носить губную втулку), у женщин - сложные геометрические узоры на лице и руках. Для защиты от болезней применялась также раскраска лица охрой и графитом. На протяжении своей истории эскимосы создали формы культуры, приспособленные к жизни в Арктике: гарпун с поворотным наконечником, охотничья лодка - каяк, глухая меховая одежда, полуземлянка и куполообразное жилище из снега (иглу), жировая лампа для варки пищи, освещения и обогрева жилища и др. Первыми начали защищать глаза от солнца эскимосы. Чтобы ограничить поток света они носили костяные щитки с узкими прорезями для глаз. Современные эскимосы промысловики Америки и Гренландии имеют экипировку из водозащитных термозащитных материалов, электромоторные лодки и баркасы вместо каяков и байдар, и конечно, огнестрельное оружие. Российские эскимосы из-за бедности не могут себе позволить этих благ цивилизации, средняя зарабатная плата промысловика на 2017 год составила всего 28 тыс. рублей. А потому чаще сохраняют традиционную одежду. 1.5. Религиозные представления эскимосов. Религия современных российских эскимосов – христианство. Но верования предков глубоко укоренились в сознании эскимосов. Традиционно эскимосы— анимисты. Эскимосы верят в духов, живущих в различных явлениях природы, видят связь человека с окружающим его миром предметов и живых существ. Существуют также представления о злых духах (туурнгаит), представлявшихся эскимосам в виде невероятных и страшных существ. Шаман (ангакуит), живущий в каждой эскимосской деревне— посредник, налаживающий контакт мира духов с миром людей. Бубен для эскимосов— священный предмет.[2] Российские эскимосы сохранили традиционные верования и анимистические представления о мире – они «кормят духов», соблюдают множество различных правил, но среди них есть православные и протестанты – особенно представители харизматических евангелистских течений, баптисты и пятидесятники. На острове Святого Лаврентия подавляющее большинство эскимосов – протестанты. На этой почве иногда возникают религиозные противоречия.
Практическая часть.
Для проведения сравнительного анализа некоторых социально-демографических характеристик этнических групп эскимосов разных государств мы выбрали основные, на наш взгляд, определяющие главные показатели:
1 - расселение эскимосов, особенности их культур и численность;
2 - количество человек, владеющих родным языком (язык – главный элемент культуры народа, определяющий эдентичность);
3 - среднюю ожидаемую продолжительность предстоящей жизни мужчин и женщин;
4 - основные причины смертности взрослого населения;
5 - среднедушевые затраты государств на медицинское обслуживание инуитов.
Результаты исследования.
1. Расселение эскимосов, особенности их культур и численности.
Эскимосы разделяются на 15 этнокультурных групп, общей численностью 170 тысяч 738 человек, из них: в США - 4 группы (около 56 тыс. чел.), в Канаде - 7 групп (50,5 тыс. чел.), в Гренландии (Дании) - 3 группы (около 50 тыс. чел.) и 1 группа в РФ (1738 чел. на п-ве Чукотка ). Из различных статистических источников нам удалось составить таблицу 1.Этнокультурные группы эскимосов и их численность (Приложение 1).
Z =55 942 (2000 г.) США |
Z=1738 (2010 г.) Россия |
Z=50 480 (2006 г.) Канада |
Z=50 000 Дания: 18 563 (2007) |
Рис.2 Карта-схема численность населения арктических областей стран мира.
На протяжении своей истории эскимосы создали формы культуры, приспособленные к жизни в Арктике: гарпун с поворотным наконечником, охотничья лодка - каяк, глухая меховая одежда, полуземлянка и куполообразное жилище из снега (иглу), жировая лампа для варки пищи, освещения и обогрева жилища и др. Первыми начали защищать глаза от солнца эскимосы. Чтобы ограничить поток света они носили костяные щитки с узкими прорезями для глаз. Для эскимосов были характерны неоформленность племенной организации, отсутствие в XIX в. родов (кроме, по-видимому, берингоморских эскимосов). Хотя некоторые группы были христианизированы (XVIII в.), эскимосы фактически сохраняли анимистические представления, шаманизм. У эскимосов выделяется пять хозяйственно-культурных комплексов: охота на крупных морских животных - моржей и китов (эскимосы Чукотки, о. Св. Лаврентия, побережья северно-западной Аляски, древнее население западной Гренландии); охота на тюленей (северно-западная и восточная Гренландия, о-ва Канадского Арктического архипелага); рыболовство (эскимосы западной и юго-западной Аляски); бродячая охота на оленей-карибу (эскимосы -карибу, часть эскимосов северной Аляски); сочетание охоты на карибу с морской охотой (большинство эскимосов Канады, часть эскимосов северной Аляски). После втягивания эскимосов в орбиту рыночных отношений значительная часть их перешла к товарной пушной охоте (трапперству), в Гренландии - к товарному рыболовству. Многие работают на строительстве, железорудных рудниках, нефтепромыслах, в арктических факториях и пр. У гренландцев и эскимосов Аляски появились зажиточная прослойка и национальная интеллигенция. 2. Язык – главный объект культурной географии. Эскимосско-алеутская семья языков делится на эскимосскую и алеутскую ветвь. Эскимосская ветвь представлена двумя группами языков - группой инуит и группой юпик. На языках инуит говорят эскимосы Гренландии, Канады и Северной Аляски. В Гренландии существует один основной эскимосский язык, который официально называется гренландским и является государственным языком Гренландии. Гренландский язык сформировался на основе западно-гренландского диалекта. Практически все инуиты Канады свободно владеют родным языком, однако в последние годы в крупных поселениях молодежь начинает предпочитать английский или французский языки. На языке инуктитут имеется обширная литература, включающая словари, грамматические описания, переводы религиозных текстов. Очень интересным фактом является признание языка инуктитут третьим официальным языком в специальной созданной не так давно для инуитов территории Нунавут (Nunavut) в Квебеке. Языки группы юпик, включающий центральный юпик, алютик, чаплинский и науканский диалекты азиатско-эскимосского языка. Диалекты центрального юпик - диалект острова Нунивак и диалект залива Хупер. Язык алютик - это язык эскимосов полуострова Аляска, острова Кадьяк и залива Принс-Вильям. Язык российских эскимосов относится к группе юпик, диалекты - сиреникский, центрально-сибирский, или чаплинский, и науканский. Письменность с 1932 на основе кириллицы. Литературный - чаплинский диалект. Распространён русский язык, им владеет 56,4 % эскимосов Чукотки и Камчатки. Нам стало интересно узнать - все ли современные эскимосы владеют родным языком. Для этого необходимо было найти статистику переписей населения 4-х государств, примерно одного и того же периода. Статистика численности эскимосов по странам, владеющих родным языком и результаты исследования представлены в таблице №2. Практически все инуиты Канады свободно владеют родным языком, однако в последние годы в крупных поселениях молодежь начинает предпочитать английский или французский языки. На языке инуктитут имеется обширная литература, включающая словари, грамматические описания, переводы религиозных текстов. [2, 90-92]. Традиционно инуиты жили промыслами, используя собачьи упряжки для передвижения и охоты. В каждой общине есть школа, больница или поликлиника, аэропорт и хотя бы один магазин. В каждой есть клуб или иное учреждение досуга. Его жители молоды, 60% населения не достигли возраста 25 лет. Но по окончании средней школы абитуриентам для продолжения обучения приходится уезжать в крупные города, где есть университеты. Очень интересным фактом является признание языка инуктитут третьим официальным языком в специальной созданной не так давно для инуитов территории Нунавут (Nunavut) в Квебеке.С 70-х гг. прошлого века инуиты начали выступать против усиленной разработки полезных ископаемых на их территориях, так как подобная хозяйственная деятельность наносила большой вред окружающей среде, а понимая, насколько традиционное хозяйствование на земле предков помогает сохранять традиционный образ жизни, инуиты считают, что необходимо мудро и бережливо относиться к земле, животным и растениям. В 1992 г. они заключили договор с правительством Канады о создании в 1999 г. новой территории Нунавут, и 1 апреля 1999 Нунавут становится территорией Канады, занимающей площадь в 2 093 190 км² (т.е. пятую часть территории Канады). На этой территории тундры проживает население, которое на 2006 г. составляло примерно 30 782 человек, 85 % которых были коренные жители, в основном, эскимосы-инуиты, живущие в 14 деревнях, в каждой из которых проживает от 130 до 1 250 человек. Официальные языки: инуктитут, английский, французский. Для всех коренных народов исторически всегда была основной устная традиция передачи любой информации, поэтому радиовещание их интересует всегда больше, чем периодика и телевещание. Практически все общины коренных народов Канады имеют свои радиостанции, свои периодические издания, многие организации коренных народов имеют свои сайты в Интернете для того, чтобы пропагандировать свою культуру и иметь общение со всем миром. Радиовещание в Канаде основывается на двух основных принципах: 1) программы создаются для всех групп и народов населения и также этими народами и группами; 2) предполагается отражение культурного многообразия страны во всех передачах. В Канаде для сохранения языков и культуры коренных народов развивается не только радиовещание, но создана также первая в мире система автохтонного телевещания (Aboriginal Peoples Television Network), отражающая культурное многообразие коренных народов страны. Очень интересным фактом является признание языка инуктитут третьим официальным языком в специальной созданной не так давно для инуитов территории Нунавут (Nunavut) в Квебеке.
Табл. 2 Численность эскимоссов, владеющих родным языком.
США |
16 000 |
Юпикский – язык (эскимосы Аляски) |
||||
Канада |
35 690 |
Инуитские языки (Inuitlanguages) |
||||
Гренландия |
57 000 |
гренландский эскимосский язык; самоназвание — Kalaallisut) — инуктитуту |
||||
Россия |
508 (на 2016 г.) 663 (по ВПН 2010 г.) - 43% от всех российских эскимосов |
Языки группы юпик, включающий центральныйюпик, алютик,чаплинский инауканский диалекты азиатско-эскимосского языка. |
Промежуточный вывод.
К сожалению, снова российские эскимосы оказались в аутсайдерах. Длительный период советской власти неблагоприятно отразился на системе воспитания и образования детей, которые сегодня уже вошли в фертильный (детородный) возраст. Семьи охотников и оленеводов насильственно разрушали, детей увозили учиться в школы-интернаты на 9 месяцев в году, где они обучались только на русском языке. Таким образом, постепенно утрачивались национальные традиции, забывался родной язык. Сегодня ситуация меняется к лучшему, в школах изучают родной язык (теперь как иностранный), но по-прежнему не хватает учителей-носителей языка. В конце 1980-х – начале 1990-х гг. этнографы сформулировали обоснование прямой взаимозависимости традиционной культурной самобытности, традиционного хозяйства и традиционной среды обитания. Парадоксальная идея того, что условием сохранения и развития этнической культуры – языка и обычаев – является ведение традиционного хозяйства в традиционной среде обитания. Эта фактически концепция герметичной традиционности стала идеологией для движения КМНС. Исследования антропологов сегодня показывают, что хозяйствование может существовать и развиваться без сохранения языка. В то время, как и языки могут выходить из живого семейного общения при ведении хозяйства. К примеру, удэгейский, саамский, многие диалекты эвенкийского и многие другие языки КМНС уже не звучат в тайге и тундре. Однако, это не мешает людям заниматься оленеводством, охотой, рыболовством. [4]
3. Продолжительность жизни и медицинское обслуживание инуитов. Анализируя статистические данные Инуитского Приполярного Совета – Канады, в частности Доклад министерству здравоохранения Канады (северный регион) от 31 марта 2012 года, нами замечено, что во всех четырех странах средняя продолжительность жизни инуитов ниже, чем для населения в целом.
Таблица 2 – Средняя продолжительность жизни инуитов и населения в целом.
Показатель |
США Аляска (коренные народы) 2000-2004* |
Канада Инуиты 2001** |
Дания Гренландия 2008*** |
РФЧукотка 2008*** |
Средняя продолжи- тельность жизни новорожденных |
M 74,6 Ж 80,0 население США |
M 77,2 Ж 82,2 население Канады |
M 76,3 Ж 80,7 Население Дании |
M 61,8 Ж 74,1 население РФ |
эскимосы США M 68,1 Ж 75,4 |
эскимосы Канады M 64,4 Ж 69,8 |
эскимосы Дании M 66,6 Ж 71,6 |
эскимосы РФ M 53,6 Ж 63,7 |
Качество здравоохранения и медицинского обслуживания в каждой из упомянутых четырех стран в значительной мере определяется их экономическим и политическим устройством, а также характером используемой системы здравоохранения. Проблемы здравоохранения:
Основными медицинскими проблемами, стоящими перед всеми странами, являются высокая младенческая смертность, высокий процент самоубийств, жестокое обращение с детьми, аборты, несчастные случаи; высокая заболеваемость инфекционными болезнями, в том числе туберкулезом, гепатитом Б, венерическими заболеваниями, Helicobacter pylori и менингитом; рост числа страдающих диабетом, сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями; наркомания; стоматологические заболевания; загрязнение традиционных продуктов питания.
4. Сравнение расходов наздравоохранение на душу населения.
Точное сравнение бюджетов здравоохранения инуитов в четырех рассматриваемых странах затрудняется отсутствием сопоставимой информации.
Табл. 3 Сравнение расходов на душу населения.
Показатель |
США – Аляска (коренные народы 2004г) |
Канада инуиты 2009 |
Дания – Гренландия 2008 . |
Россия – Чукотка 2009 г |
Расходы на душу населения в лол. США |
5283 6450 |
5211 5452 |
5391 3530 |
866 43 тыс. руб На 2017 год |
Промежуточные выводы
Несмотря на различия между системами здравоохранения, а также экономическими и политическими подходами к ним в разных странах, ни одна из них не может считаться полностью отвечающей потребностям инуитов. Инуиты всех рассматриваемых стран по состояниюздоровья по-прежнему значительно уступают населению в целом. Хотя расходы на здравоохранение инуитов в этих странах (за исключением России) превышают средние национальные показатели, это не приводит к существенному улучшению их здоровья. При этом измерение и оценка эффективностисоответствующих систем существенно осложняются за счет отсутствия необходимых конкретных данных по состоянию здоровья инуитского населения. Аутсайдером в обеспечении коренного населения медицинскими услугами вновь является Россия.[3]
Глава 3. Что делает правительство для народов Севера.
На международном уровне приняты важные нормативно-правовые документы, защищающие интересы и права коренных народов; Эскимосы общаются не только в рамках пограничных территорий, как на Чукотке и Аляске, у них есть международные объединения, ассоциации.
Существует ICC – Inuit Circumpolar Conference, главная ассоциация эскимосов разных стран - Инуитский приполярный совет, который был создан в 1977 году в городе Барроу (Аляска). За время своего существования Совет стал крупной международной неправительственной организацией, представляющей интересы инуитов (эскимосов) Канады, США (Аляска), Дании (Гренландия) и России (Чукотка). В ООН совет обладает консультативным статусом II категории. Российские эскимосы Чукотки участвуют в работе ICC с 1992 года.
Глава 4. Выводы и заключения
1.Изучив большое количество материала, мы пришли к выводу, что эскимосы России отстают от остальных эскимосов по всем характеристикам. Хотя сейчас, правительство России на федеральном уровне пытается решить их проблемы. Например, коренные малочисленные народы Севера с 1 января 2016 года могут уйти на социальную пенсию по старости раньше привычного: женщины - в 50, мужчины - в 55 лет. 2. Теряя свою национальную идентичность, эскимосская молодёжь не в полной мере встраиваются в современное общество, что влечет за собой ряд серьезных последствий, в том числе влияет на показатели продолжительности жизни эскимосов (высокую смертность по неестественным причинам) . 3.Примером положительного развития коренных народов Севера может послужить опыт Канады и международные связи, а также совместные проекты в социально-экономической сфере развития территории.
Список используемой литературы и интернет-ресурсов:
1. Арктика: зона мира и сотрудничества / Отв. ред. – А.В. Загорский. – М.: ИМЭМО РАН, 2011. С. 16.
2. Крупник И.И.Север и северяне. Современное положение коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России — М.: изд. ИЭА РАН, 2012. 3.Кожемякина В.А.(ИЯз РАН). Коренные народы Канады: этноязыковые и культурно-языковые проблемы.
4.Файнберг Л. А., Очерки этнической истории зарубежного Севера, М., 1971;Арктическая этноэкология. М., 1989.
5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Арктическая_раса
6. http://www.обычаи-и-традиции.рф/obyichai-i-traditsii-eskimosov
Приложение 1.
Табл.1 Этнокультурные группы эскимосов и их численность
США |
Россия (РФ) |
Канада |
Гренландия (Дания) |
|||
1. эскимосы южной Аляски, на побережье зал. Принц-Уильям и о. Кадьяк, подверглись сильному русскому влиянию в период деятельности Российско-Американской компании (кон. ХVIII - сер. XIXвв.) |
15.Эскимосы азиатские (сибирские), юпигыт, или югыт (самоназв.- "настоящие люди"; юиты - офиц. назв. в 1930-х гг.). Расселены на побережье Чукотского п-ова от Берингова пр. до зал. Креста. Основные группы: нывукаг`мит ("науканцы"), живущие на территории от пос. Инчоун до пос. Лаврентия; ун`азиг`мит ("чаплинцы"), расселившиеся от пролива Сенявина до бухты Провидения и в пос. Уэлькаль; сиг`иныгмит ("сиреникцы"), жители пос. Сиреники. |
5.медные эскимосы, названые по орудиям из самородной меди, обитают на сев. побе- режье Канады вдоль зал. Коронейшен и на о-вах Банке и Виктория |
12. эскимосы зап. Гренландии - самая многочисленная группа эскимосов, с начала 18 в. подверглись европейской (датской) колонизации и христианизации |
|||
2. эскимосы западной Аляски, в наибольшей степени сохраняют язык и традиционный образ жизни |
6. эскимосы-нетсилик в Сев. Канаде, на побережье п-овов Бутия и Адслсйд, о-ва Кинг-Уильям и в низовьях р. Бак |
13. эскимосы вост. Гренландии, позднее прочих (на рубеже XIX-XX вв.) столкнулись с европейским влиянием |
||||
3. эскимосы северо-западной Аляски - побережье от зал. Нортон до американско-канадской границы и во внутренних р-нах сев. Аляски |
7. эскимосы Маккензи - смешанная группа на сев. побережье Канады вокруг устья р. Маккензи, образовавшаяся в кон. XIV - нач. XX вв. из коренных жителей и эскимосов-нуналиит - переселенцев из северной Аляски |
14. полярные эскимосы - самая северная на Земле группа аборигенного населения на крайнем северо-западе Гренландии |
||||
4. сибирские эскимосы, включая эскимосов о. Св. Лаврентия и о-вов Диомида |
8. эскимосы-иглулик - обитатели п-ова Мелвилл, сев. части о. Баффинова Земля и о. Саутгемптон |
|||||
9. эскимосы-карибу, живущие во внутренней тундре Канады к западу от Гудзонова зал. смешанно с др. эскимосами |
||||||
10. эскимосы Баффиновой Земли в центральных, и южных частях одноименного о-ва |
||||||
11. эскимосы Квебека и п-ва Лабрадора соответственно на с-с-в и з-ю-з, вплоть до о. Ньюфаундленд и устья зал. Св. Лаврентия, в 19 в. участвовали в сложении метисной группы "сеттлеров" (потомков от браков между эскимосскими женщинами и белыми охотниками и переселенцами) |
||||||
Z =55 942 (2000 г.) |
Z=1738 (2010 г.) |
Z=50 480 (2006 г.) |
Z=50 000 Дания: 18 563 (2007) |