Актуальность и идея работы:
Мы решили проанализировать слияние человека и природы, которые унаследовали в сказаниях и преданиях, в легендах и исторических фактах, в трудах Жоржа Дюмезиля, на примере терренкура « Нартон» РСО-Алании.
Объекты исследования: Тотемы в сказаниях и легендах (парк «Нартон»).
Цели: 1. Отношение общества к ценностям, унаследованные у природы. 2. Выявить экологическое состояние природных памятников и тотемов. 3. Предложить мероприятия по сохранению культурного и природного наследия. Проект: спортивно-оздоровительный парк «Нартон». 4. Создание и разработка буклета парк «Нартон», арт-ленд «Шатана» (композиция из ивовых прутьев), макет терренкур « Нартон».
Задачи:
1. Выявить, по этнографическим данным древнейшие обрядовые пласты. 2. Отношение к культу деревьев у наших предков и современников. 3. Привлечь внимание общественности к решению экологических и нравственных проблем.
Содержание:
1. Введение.
1.1. Восприятие и одушевление окружающей природы у осетин.
1.2. Культ деревьев в легендах и сказаниях, их экологическое состояние.
2. Проект: терренкур « Нартон» (актуальность и значимость проекта.)
3. Предложения и перспективы развития зоны отдыха.
4. Заключение.
5. Список Литературы.
1. Введение
Степень духовного развития человека определяется его способностью осознать себя, свое место в истории, его стремлением к совершенству, к размышлению о жизни. Человек возвышается над повседневными проблемами и заботами, когда задумывается о смысле жизни не только отдельного индивидуума, но и прошлых, нынешних и будущих поколений людей.
Наша гимназия носит имя величайшего французского исследователя в области гуманитарных наук, кавказоведа, исследователя религии, мифологии и нартского эпоса Жоржа Дюмезиля. (4 марта 1898-11 октября 1986). В этом году исполняется 120 лет со дня рождения, мы хотели бы посвятить нашу работу великому просветителю, который говорил: «Осетины преуспели вдвойне: сберегли до наших дней не только язык как форму, несущую некое культурное содержание, но и само это содержание, в котором отразилось состояние скифской цивилизации на последних ступенях его развития. А главное - живы бесценные, полные архаики, эпические сказания, и хотя в них проникли некоторые универсальные фольклорные темы, героические образы эпосов по-прежнему свежи и самобытны.
( Ж. Дюмезиль. Скифы и нарты. Москва. Наука. 1990 г).
Традиционная осетинская культура, связанная с обычаями, является визитной карточкой осетинского народа и, так или иначе, неотделима от окружающей природы. Осетины с детства получали знания о своем крае и окружающей природе. Даже самый маленький ручеек и скала были обозначены им особыми названиями. В каждом селении имелись свои старики, которые безошибочно, по тем или иным признакам явлений природы, поведению животных и птиц, могли предсказать погоду. С особой точностью могли отбирать лекарственные растения, давая им свои названия.В своей работе, мы попытались объяснить возникновение верований осетин, которые были вызваны к жизни потребностями, объяснить первопричины таких распространенных явлений ОС и повседневной жизни как движение Солнца и Луны, смена времен года, дня и ночи, гром, удары молнии, преклонение и культ деревьев.
1.1. Восприятие и одушевление окружающей природы у осетин.
Подобно многим народам древности аланы, а затем осетины одухотворяли окружающий мир, обожествляли явления природы. Так появились поклонения духам земли, солнца, растительности, воды, рек, а отдельные поляны, горы превратились в места обитания духов. Каждый род имел свое святилище, священные рощи, деревья.
«К дереву у осетин было весьма почтительное отношение. В нартском эпосе упоминается волшебное дерево Аза, исцелявшее от любых недугов. Говорится в сказаниях и об обычных деревьях – ольхе, орехе, березе и других,»- Жорж Дюмезиль.
Священные леса, рощи и деревья почитаются, в них не рубят, и дров не берут, скот не пасут, вокруг луга не косят. Ярким примером является роща Хетага, видимо в те далекие времена люди понимали значимость леса в жизни человека. Для его охраны и служили мудрые легенды, благодаря которым и сохранилась эта роща. Эти традиции сохранились и в наши дни. Вершиной народной культуры скифской древности и аланского средневековья является известный всему миру Нартский эпос. Нарты являются большими друзьями природы, зверей, птиц, растений. Чудное действие оказало на всю природу игра Ацамаза; звери пускались в пляс, птицы пели, травы и цветы являлись во всей пышной красе, ледники таяли, реки выходили из берегов. Преследуя колесо Балсага, Сослан, ведет разговор со всеми деревьями и благословляет березу и хмель за оказанную услугу. Посланница богов, любимица Нартов ласточка служит постоянным посредником между ними и небожителями. Символом непрерывного единства и природы, всего живого на Земле представляется «Цыкурайы Фардыг» - чудесный камень, самоцвет по преданию доставляющий счастье тем, у кого он окажется в результате благородного промысла.
1.2. Культ деревьев в легендах и сказаниях, их экологическое состояние.
Древо связывалось своими зонами с предками, нынешним поколением и потомками. Сюжет о Нартской яблоне («дерево жизни», « дерево познания», «дерево плодородия» ) соотносится с упорядоченностью мира. Вся символика, окружающая Нартскую яблоню, маркирует ее как Мировое древо: птицы, прилетающие за плодами, - верхний мир; Ахсар и Ахсартаг, охраняющие дерево, - средний мир; водная стихия, через связь птиц с Донбеттыром, повелителем вод, - с нижним миром. Само дерево выступает как Ось, соединяющее все три мира. Плоды дерева, которые воруют птицы, - маркер умирающей и воскрешающей природы. В осетинских сказках сохранились далекие анимистические представления о способности дерева к перевоплощению в человека, и наоборот. Суеверные осетины старались расположить к себе дух деревьев. При этом придавалось значение породе дерева. Под ними молодые невестки и бездетные женщины проделывали массу ритуальных процедур, смысл которых сводился к попыткам магическим путем приобщиться к плодоносящей силе дерева, завладеть духом (душой), пребывающим в нем для продолжения рода. Так появился Реком, в Цейском ущелье. К одиноким живым деревьям, посвященным Мады Майрам, осетинки шли с приношениями после рождения ребенка. Из всех пород деревьев на зов умирающего нарта Сослана откликнулась лишь береза и Сослан ее благословляет: «Навеки лучшим из деревьев будешь ты, белая береза. И сучья твои собирать будут люди, чтобы делать вертела и жарить на них шашлык…». В праздник «хоры бон» именно за березовыми прутиками в лес отправлялись представители семейства и ими же благословляли свои семьи по доставке их домой. В нартских сказаниях упоминаются березовые прутики, обладающие волшебными свойствами: хлев, в котором они лежат, будет наполняться скотом, сколько бы ни убывало оттуда. Дуб, разбитый молнией, считается лучшим местом для вынесения общественных приговоров, примирения кровников. Обещания и клятвы, произнесенные над таким дубом, считались ненарушимыми. В нартском эпосе упоминается чудесный кленовый совок, который сам наполняется зерном. По своему сакральному значению выделялся тисс (заз), аналогично вербе, он расценивался как оберег, лекарство, способное изгнать нечистую силу от дома, оплодотворять землю. По исследованиям Геродота ивовое дерево (Харис) для скифов было священным: гадание на ивовых палочках. В священных рощах осетины собираются при особо важных обстоятельствах и в сегодняшнее время.
Из истории возникновения Владикавказского Дендрария.
Владикавказский дендрарий, занимающий чуть более 20км, был основан в 1992 году. В дендропарке собраны порядка 200 видов различных растений, многие из которых относятся к реликтам кавказского типа: голубая ель, береза, бук, ясень, граб пихта. Таким образом, визит во владикавказский дендрарий не только знакомит с многообразием представленных в нём растений, но и в некотором роде, исцеляет душу человека. Все растения, собранные во Владикавказском дендрарии, уникальны, поэтому нуждаются в постоянном уходе и бережном отношении. Кроме того, в парке регулярно проводятся очистки просек. Для поддержания "географии растений" приобретаются новые представители флоры. Дендрарий во Владикавказе держится сейчас практически полностью только на энтузиазме сотрудников и людей, неравнодушных к сохранению этого уникального природного массива. В настоящее время во владикавказском дендрарии количество посетителей довольно велико, туда нередко приезжают целые экскурсионные группы юные изыскатели и просто люди желающие насладиться единением с прекрасной природой. Хочется надеяться, что и будущее поколения будет иметь возможность посетить этот поистине прекрасный, незабываемый рукотворный памятник в честь природы.
С 1980 года среди российских лесных хозяйств дендропарк Северной Осетии четырежды становился "Лучшим дендрарием "РСФСР". В 1984 году
«Обнять весь мир, постичь природу, в надземную проникнуть даль…» К. Хетагуров »Фатима».
2. Проект парк «Нартон» была заложена "Экологическая тропа".
К 230-летию Владикавказа администрацией города благоустроен терренкур (общая площадь 57га), который расположен в районе санатория "Осетия". Примечательной особенностью данной зоны отдыха стали 9 скульптур героев Нартских сказаний, подаренных городу и жителям самобытным скульптором, народным художником Северной Осетии, лауреатом премии имени К.Л. Хетагурова, Николаем Ходовым. Николай Ходов говорит: « Именно в Нартовском эпосе лежит душа осетинского народа, его история. Я думаю, что скульптуры побудят людей взяться за чтение, особенно молодое поколение. Мы просто обязаны знать свой эпос, ведь это наше общенациональное достояние» /газета Владикавказ, 11.09.2014./
Территория парка «Нартон» -отличная зона для детского туризма. Чистый воздух, лес, красочные виды, скульптуры нартского эпоса, контакт с окружающей природой – что еще нужно детям. 14 декабря 2017 в живописном уголке на окраине г. Владикавказа в парке «Нартон» состоялись соревнования по спортивному ориентированию в заданном направлении. Вот и ребята экологического клуба «Альтаир» МБОУ гимназии № 45 решили проявить себя в состязаниях по спортивному ориентированию в заданном направлении. Определение азимута, географических объектов, ориентирование на местности. Ребята справились с заданием достойно, все были счастливы и рады, потому что были вместе, помогали друг другу.
С каким восторгом и интересом ребята слушали рассказы удивительного человека, альпиниста Владимира Анатольевича Коренькова. Покорение горных вершин, альпинизм, преодоление преград, трудно проходимые перевалы, рассказы о восхождениях. Для ребят, это жизненный опыт, который учит быть стойким и мужественным (газета «Чемпион Ир» декабрь2017 года).
3. Выводы и предложения.
1. Мы предлагаем на территории парка проводить, экологические экспедиции, туристические палаточные лагеря, походы, слеты, а также оборудовать площадку со скалодромом. Ведь Осетия - горная страна, где сложились традиции альпинистской подготовки. Скалолазание – одно из лучших предложений, которое, наверняка, будет воспринято ребенком на ура. Детей ведь хлебом не корми, дай залезть куда-нибудь. Занятия на скалодроме – это увлекательное, интересное времяпрепровождение, ребенок преодолевает препятствия различной сложности, осваивая азы скалолазания и развивая свое тело. В скалолазании очень выражены творческая, естественная направленность, у ребенка не ущемляется его воля. Дети часто сами выбирают маршрут, учатся принимать решение. Это один из редких видов спорта, где одновременно развиваются такие качества как координация, ловкость, логическое и пространственное мышление, улучшается реакция, появляется решительность и целеустремленность.
2. В 1980 году в южной части Владикавказа от городской водной станции на вершину горы Лысой, где берет начало легендарная Военно-Грузинская дорога, была построена Канатная дорога. Протяженностью 3 км, маятникового типа, имела три станции (Водная станция – Мотель – Лысая гора ). На Лысой горе была смонтирована смотровая площадка, с которой открывалась панорама почти на весь город, а также на Большой Кавказский хребет. К большому сожалению, сейчас она недействующая, все разрушено и разговоры о реконструкции и восстановлении остаются на бумаге. Мы призываем, в первую очередь провести экологические акции и субботники всех неравнодушных людей.
3. Проведение тематических экскурсий, знакомство с этнографическим прошлым (рассказы о героях Нартиады, о био разнообразии растительного и животного мира Осетии, особо охраняемых территориях и объектах, о эндемиках Кавказа, о экологической культуре и образовании), вот не полный перечень тем и направлений, которые позволят более бережно относится к природным и культурным объектам. Так почему бы нам не восстановить этот уникальный туристический рай на радость не только жителям Осетии, но и нашим гостям. ( Радио FM -104.5 от 02.01.2018)
4. Веревочный парк вполне реальный проект … «Лабиринт». В живописнейшем сосновом бору можно не только отдохнуть, но и проводить спортивные состязания на высоте10-15 метров, с максимальной безопасностью. Разработать пару трасс, натянуть веревки и канаты, повесить качели, страховочное снаряжение. И вперед, с хорошим инструктором! Именно в южной окраине города Владикавказа сложились предпосылки для создания курортной зоны, которая носит не только эстетический характер, но и культурно-просветительский, этнографический и экологический. Мы работаем над разработкой туристических троп, была проведена экскурсия в парке «Нартон» для младших школьников ( Джабиева Диана, Бацазов Хетаг), где рассказывали о скульптурных композициях и нартовских героях, а затем провели викторину « По следам нартов». С восторгом и увлечением ребята предлагали свои идеи и проекты. Готовимся к конкурсу рисунка на асфальте: « Природа учит нас добру!» (Джанаева Азау). Также мы организовали экологический рейд экоклуба «Альтаир» в парк «Нартон», где ребята предложили высадку аллеи, посвященной героям нартского эпоса. 4. Заключение:
Созданные скульптурные композиции признанны удовлетворять художественно - эстетические запросы зрителя, а также они несут его познавательную функцию. Мы просто обязаны знать свой эпос, ведь это наше общенациональное достояние на все времена. В сочетании с занятиями спортом, это будет нести позитив и здоровье. Вот это и есть нравственное, эстетическое и экологическое воспитание!
« Человек должен украшать Землю». М. Шолохов.
Список литературы:
Абаев В.И. избранные труды. Религия, фольклор, литература. Владикавказ, 1990
Абаев В.И. историко-этимологический словарь осетинского языка. Т. I. М.; Л., 1958
Дюмезиль Жорж. Скифы и нарты. М., 1990
Нарты кадджыта. Ирон адаемы эпос. Сост. Хамицаева Т.А. Владикавказ, 2003, 2004, 2005, 2007 (на осет. языке)
Туаллагов А.А. Скифо-сарматский мир и нартовский эпос осетин. Владикавказ, 2011.
Цагараев В.А. Золотая яблоня Нартов. Владикавказ, 2000.
Таказов Ф.М. Мировое дерево в осетинской мифологии // современные проблемы науки и образования, 2012.
Газета Владикавказ. 11.09.2014
Газета Чемпион Ир. 12. 2017
Радио FM 104.5. Экологический клуб «Альтаир» (прямой эфир).