Национальный состав учащихся МАОУ СШ №151

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Национальный состав учащихся МАОУ СШ №151

Иванова  К.А. 1
1МАОУ СШ №151
Григорян  А.Р. 1
1МАОУ СШ №151
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Россия согласно конституции является многонациональным 

государством. На её территории проживает более180 народовв число которых входят 

не только коренные малые и автохтонные народы страны

Каждый из народов отличается по языку, культуре, религии, обычаям, исторически сложившимся традициям, укладу жизни, трудовым навыкам.

Исследование национального состава позволяет не только оценить количественное соотношение разных национальностей, но и дать возможность определить характер и направление деятельности людям многих профессий, работающих с людьми (например, учителя, маркетологи, социальные работники и др.). Для учителей владение информацией помогает грамотно подобрать методики обучения, направление адаптации иноязычных детей, а в некоторых случаях даже открытия специальных национальных классов.

Актуальность:

Разобраться в сложностях большого мира и научиться жить в согласии с разными людьми.

Сведения, полученные при исследовании, будут использованы на уроках географии, классными руководителями на классных часах, при общении с детьми улучшение микроклимата в классе.

Цель: воспитывать толерантное отношение к представителям других национальностей, к разнообразным формам самовыражения и способам человеческой индивидуальности.

Задачи:

Проведение анкетирования учеников школы;

Сбор и обработка информации;

Анализ и выводы по анкетированию;

Сохранение национального мира в школе.

Создавать благоприятные условия для выявления и развития творческих способностей личности любой национальности.

Объект исследования: учащиеся МАОУ СШ №151

Предмет исследования:  национальный состав МАОУ СШ №151

Методы исследования:

1. Поисковый метод

Данный метод предполагает поиск и сбор информации.

Социологический опрос.

Картографический метод

В ходе исследования необходимо провести социологический опрос среди учащихся школы

1.Основная часть

Национальный состав России

Россия всегда была не только густонаселенным, но и многонациональным государством. В стране постоянно проживает более 147 млн. граждан.

Данные по национальному составу России определяются благодаря письменному опросу населения входе всероссийской переписи населения.

В настоящее время в паспортах граждан России национальная принадлежность не указывается, поэтому данные переписи основаны на самоопределении (то есть национальность определял сам опрашиваемый). В итоге было выяснено, что русские являются наиболее многочисленной национальностью РФ — это 80% жителей страны.

Население России согласно переписи населения 2010 года составляет 142 856 536 человек, из них указали национальность 137 227 107 человек или 96,06 %. 

Всего 7 народов в Российской Федерации с численностью населения более 1 миллиона человек: русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы и армяне.

Большую часть населения составляют, конечно, русские – более 80%. Остальной процент составляют – татары (3,8%), украинцы – 3%, чуваши - 1,2%, белорусы – 0,8%, мордва – 0,7%, немцы и чеченцы – по 0,6%, аварцы, армяне, евреи – по 0,4% и др.

По сравнению с переписью населения 2002 года численность русских уменьшилась на 4 872 211 человек или на 4,20 %.
Численность татар и украинцев также сократилась на 243 952 (4,39 %) и 1 014 973 (34,49 %) соответственно. Из народов, население которых составляло более 1 млн. человек на 2010 год, уменьшение численности произошло у всех, кроме чеченцев и армян. Численность населения чеченцев увеличилась на 71 107 человек (5,23 %), армян - на 51 897 (4,59 %). Всего в России проживают представители более 180 национальностей (этнических групп).

Все народы, населяющие нашу страну, можно подразделить на три группы:

Первая — этносы, большая часть которых живет в России, а за пределами ее составляют лишь небольшие группы (русские, чуваши, башкиры, татары, коми, якуты, буряты, калмыки и др.). Они, как правило, образуют национально-государственные единицы.

Вторая группа — это те народы стран «ближнего зарубежья» (т.е. республик бывшего СССР), а также некоторых других стран, которые представлены на территории России значительными группами, в ряде случаев компактным расселением (украинцы, белорусы, казахи, армяне, поляки, греки и др.).

Третью группу образуют мелкие подразделения этносов, в большинстве живущих за пределами России (румыны, венгры, абхазы, китайцы, вьетнамцы, албанцы, хорваты и др.). 

Народность

в том числе

Численность
чел.

1

Русские

казаки, поморы

115 889 107

2

Татары

кряшены, сибирские татары, астраханские татары

5 554 601

3

Украинцы

2 942 961

2,02

4

Башкиры

1 673 389

1,85

5

Чуваши

1 637 094

1,12

6

Чеченцы

чеченцы-аккинцы

1 360 253

7

Армяне

1 130 491

0,78

8

Мордва

мордва-мокша, мордва-эрзя

843 350

9

Аварцы

андо-цезские народности и арчинцы

814 473

10

Белорусы

807,970

0,55

11

Казахи

653 962

0,45

12

Удмурты

636 906

0,44

13

Азербайджанцы

621 840

0,43

14

Марийцы

горные марийцы, лугово-восточныемарийцы

604 298

15

Немцы

597 212

0,41

16

Кабардинцы

519 958

0,36

17

Осетины

дигорон (дигорцы), ирон (иронцы)

514 875

18

Даргинцы

кайтагцы, кубачинцы

510 156

19

Буряты

445 175

0,31

20

Якуты (саха)

443 852

0,30

21

Кумыки

422 409

0,29

22

Ингуши

413 016

0,28

23

Лезгины

411 535

0,28

24

Коми

коми-ижемцы

293 406

25

Тувинцы (тыва)

тоджинцы

243 442

26

Евреи

229 938

0,16

27

Грузины

аджарцы, ингилойцы, лазы, мегрелы, сваны

197 934

28

Карачаевцы

192 182

0,13

29

Цыгане

182 766

0,13

30

Калмыки

173 996

0,12

31

Молдаване

172,330

0,12

32

Лакцы

156 545

0,11

33

Корейцы

148 556

0,10

34

Казаки

140 028

0,10

35

Табасараны

131 785

0,09

36

Адыгейцы

128 528

0,09

37

Коми-пермяки

125 235

0,09

38

Узбеки

122 916

0,08

39

Таджики

120 136

0,08

40

Балкарцы

108 426

0,07

41

Греки

97 827

0,07

42

Карелы

93 344

0,06

43

Турки

92 415

0,06

44

Ногайцы

90 666

0,06

45

Мордва-эрзя

84 407

0,06

46

Хакасы

75 622

0,05

47

Поляки

73 001

0,05

48

Алтайцы

67 239

0,05

49

Черкесы

60 517

0,04

50

Лугово-восточныемарийцы

56 119

0,04

51

Мордва-мокша

49 624

0,03

52

Литовцы

45 569

0,03

53

Ненцы

41 302

0,03

54

Абазины

37 942

0,03

прочие

40 551

0,03

не указавшие национальность

1 460 751

1,01

Национальный состав Красноярского края

Отличается чрезвычайной пестротой и большим разнообразием.

Исторически сложилось, что Красноярский край стал многонациональным регионом. Численность населения региона, на 1 января 2017 года, составляет 2 875 790 человек.

На территории края проживают представители более 150 национальностей: русские и украинцы, татары и чуваши, немцы, поляки, белорусы, армяне, киргизы, азербайджанцы, узбеки, грузины, молдаване, эстонцы, латыши и др.

Наряду с представителями многих наций в регионе проживают и представители коренных малочисленных народов Севера – долгане, эвенки, ненцы, якуты, кеты, нганасаны, селькупы, энцы.

Национальный состав Красноярского края

     

Национальный состав

Численность, чел.

% от общего

Русские

2 638 281

88,95%

Украинцы

68 662

2,31%

Татары

44 382

1,50%

Немцы

36 850

1,24%

Азербайджанцы

19 477

0,66%

Белорусы

18 149

0,61%

Чуваши

16 859

0,57%

Лица, не указавшие национальность

15 822

0,53%

Армяне

10 807

0,36%

Мордва

7 526

0,25%

Долганы

5 805

0,20%

Марийцы

5 104

0,17%

Эвенки

4 632

0,16%

Хакасы

4 489

0,15%

Эстонцы

4 104

0,14%

Киргизы

3 876

0,13%

Башкиры

3 876

0,13%

Молдаване

3 803

0,13%

Латыши

3 747

0,13%

Таджики

3 507

0,12%

Удмурты

3 250

0,11%

Ненцы

3 188

0,11%

Узбеки

2 778

0,09%

Казахи

2 613

0,09%

Поляки

2 519

0,08%

Анализ данных переписи 2002 года позволяет сделать некоторые выводы по современному состоянию этнодемографической ситуации в Красноярском крае.

Во-первых, в регионе существенно уменьшился удельный вес нерусского населения, с 12,4% в 1989 году до 11,0% в 2002 году. Характерно, что численность русских сократилась за 13 лет на 22,3 тысячи человек, или 0,5%, в то время как «потери» национального сообщества за это время составили 50,3 тысячи человек, или 13,3%.

Расширился список национальностей, проживающих на территории края, со 124 до 137. Интересно, что перепись 2002 года не выявила представителей семи национальностей, отмеченных в переписи 1989 года (чуванцы, евреи грузинские и среднеазиатские, ороки и орочи, юкагиры и крымчаки). И наоборот, в последней переписи появилось 19 национальностей, ранее, как правило, не встречавшихся на территории края. Одна из главных причин этого -- всплеск национального самосознания 1990-х годов и либерализация в деле определения этнической самоидентификации.

Существенно изменились численность и удельный вес этносов внутри национального сообщества края. Количество старожильческого (для Красноярья) диаспорного населения уменьшилось вследствие снижения естественного прироста, миграционной убыли, культурно-интеграционных и ассимиляционных процессов. Численность татар региона за последний межпереписной период снизилась на 10%, бурят, немцев и якутов -- на 15-18%, башкир, литовцев, марийцев, молдаван, поляков, тувинцев, удмуртов, финнов, хакасов и чувашей -- на 20-30%, белорусов, латышей, мордвы и украинцев -- в 1,5-1,7 раза, евреев -- в 1,9 раза. По мнению ученых, если численность этноса уменьшилась за столь короткий срок более чем на 20%, то основную причину этого следует искать в смене этнической идентичности. Исключение составляют евреи, у которых главная причина -- эмиграция и старение диаспоры. В отличие от старожильческих национальностей Красноярья значительно увеличили свое представительство в регионе за счет повышенной рождаемости и активной миграции диаспоры Кавказа, Средней и Юго-Восточной Азии.

В регионе наблюдается стабилизация численности коренных малочисленных народов Севера (КМНС) с небольшой тенденцией к росту -- 6% за межпереписной период. У долган и эвенков он составил 7-8%, у селькупов -- 15%, ненцев и кетов -- 21-22%. Исключение представляют энцы (рост в 1,8 раза) и нганасаны (убыль на 26%). Прирост северного аборигенного населения в сложных социально-экономических условиях обусловлен достаточно высокой рождаемостью, а также активной самоидентификацией метисов в пользу отнесения себя к народностям Севера. Их ожидания связаны с надеждой на адресную социальную поддержку со стороны государства через принятие и реализацию федеральных и краевых целевых программ.

Среди национальных меньшинств ускоренными темпами развиваются урбанизационные процессы. Прибывающие в край мигранты стараются закрепиться в крупных городах, формируя анклавы по этническому признаку, в то время как проживающие на селе старожильческие народы стремительно уменьшаются по причине миграции за пределы региона и «старения» населения. Следствием этого стало неуклонное сокращение мест их компактного проживания.

В целом нерусское население проживает во всех без исключения городах и районах Красноярского края. В более чем половине из них удельный вес национальностей не превышает 10%, еще в 23 городах и районах данный показатель колеблется от 10 до 20%. В Норильске, Казачинском и Тунгусско-Чунском (ЭАО) районах доля нерусского населения находится на уровне 20-30%, в Дудинском муниципалитете (ТАО), Байкитском (ЭАО) и Пировском районах -- в пределах 40-50 %, в Хатангском районе (ТАО) достигает 65%, а в Усть-Енисейском районе того же округа -- 74%.

Национальный состав Красноярска

Красноярск — один из крупнейших городов России, культурный, экономический, промышленный и образовательный центр Центральной и Восточной СибириАдминистративный центр Красноярского края (второго по площади субъекта России) и городского округа город Красноярск. Центр Восточно-Сибирского экономического района.

Основанный в 1628 году, является крупнейшим из старинных городов Сибири. Во времена «золотой лихорадки» долгое время был крупным процветающим купеческим центром Сибири.

Самый восточный город-миллионер в России. Город расположен в центре России, на обоих берегах Енисея на стыке Западносибирской равниныСреднесибирского плоскогорья и Саянских гор в ущелье, образованном самыми северными отрогами Восточного Саяна.

Население Красноярска характеризуется динамичным ростом. В 2012 году Красноярск вошёл в число городов-миллионников Российской Федерации, хотя в истории города был период когда численность населения быстро сокращалась.

В настоящее время Красноярск является одним из трёх городов-миллионников Сибири, а также самым быстрорастущим городом-миллионником РФ.

По результатам всероссийской переписи 2010 года.

Национальный состав Красноярска

Народ

Численность чел.

% от указавших нац.

Русские

861 855

91, 96 %

Украинцы

9 610

1, 02 %

Татары

9 466

1, 01 %

Азербайджанцы

7 039

0, 75 %

Армяне

6 714

0, 72 %

Киргизы

6 274

0, 67 %

Таджики

4 310

0, 46 %

Узбеки

4 266

0, 45 %

Немцы

4 101

0, 44 %

Белорусы

3 325

0, 35 %

Другие национальности

20 224

2, 16 %

Всего указавших национальность

937 184

100, 00 %

Всего населения городского округа Красноярск

974 591

 

По оценкам экспертов, Красноярск привлекателен для трудовых мигрантов по нескольким причинам. Во-первых, город ха­рактеризуется развитием строительной ин­дустрии, в которой преимущественно заня­ты мигранты. Во-вторых, немаловажную роль играет активная деятельность соответствую­щих национально-культурных объединений, в задачи которых входит социальная помощь переселенцам. Много приезжих из соседних областей и республик. Больше всего мигрантов прибывает из Хакассии, Тывы, Бурятии, Иркутской и Кемеровской областей. Прежде всего их привлекает благоприятная социально-экономическая ситуация, благоустроенность города, наличие программ по поддержке переселенцев, наличие рабочих мест. Красноярск - современный город, где уютно и местным жителям, и приезжим.

Практическая часть

2.1. Проведение социологического опроса

Школьникам было задано всего три вопроса. Результаты ответов на первый вопрос – к какой национальности вы себя относите?

67%- ответили русские. В большинстве выделяются – украинцы, татары, армяне, азербайджанцы, белорусы. Также были отмечены такие нации – немцы, узбеки, болгары, удмурты, лезгины.

У нас в школе оказалось довольно много представителей разных национальностей. Некоторые ученики писали сразу несколько национальностей. Но также многие либо не знают своей национальности, либо не знают значение слова «национальность».

См. приложение №1

На второй вопрос – как вы относитесь к людям с другой национальностью?:

17 % выбрали вариант ответа – Мне интересно изучать культуру, историю народов разных национальностей;

47% – Хорошо, среди моих друзей, знакомых есть люди разных национальностей;

32% - Нейтрально, живут и живут;

4% учащихся – Мне не нравятся представители других национальностей.

См. приложение №2

На третий вопрос – Комфортно ли вам в компании людей другой национальности?

46% человек – ответили да;

10% учеников выбрали вариант ответа нет;

44% - мне все равно.

См. приложение №3

Анкетирование показало, что русских в нашей школе обучается намного больше, нежели представителей других национальностей. Среди других национальностей есть украинцы, они стоят на втором месте. Есть также татары, немцы, белорусы, коми. Меньше всего представлено башкир и удмуртов. Подобное распределение, на мой взгляд, является результатом исторического заселения и освоения территории и влиянием внутренней миграции в стране в последние годы.

Заключение

Проведённые нами исследования, позволяют сделать следующие выводы:

Национальный состав МАОУ СШ №151 пестрый. Он представлен этносами - русские, украинцы, татары, азербайджанцы, армяне, молдаване, евреи.

Подавляющее большинство составляют русские – около 67%, второе место составляют народы украинцы, татары, армяне. Самые редкие национальности в нашей школе: румын, болгар, удмурт.

Многие учащиеся не знают своей национальности, национальности своих родителей. Некоторые совмещают религию, национальности родителей при написании своей.

Многонациональность учащихся не мешает им составлять в целом дружные, сплоченные классные коллективы.

Материалы данного исследования могут быть использованы социальным педагогом и классными руководителями школы, для уточнения представленных ими данных.

В современном мире сейчас мы наблюдаем очень много конфликтов и войн на почве национализма. Национализм – естественная основа всех межнациональных конфликтов, независимо от того, какие субъекты в них участвуют – индивиды, этносы и нации, социальные институты или социальные организации. Национальные конфликты являются, как правило, результатом национализма участвующих в них социальных субъектов. Предметом национальных конфликтов являются национальные ценности (язык, религия, история, традиции, символы и т.п.), стремление народов к сохранению и развитию своей природокультурной идентичности в борьбе с другими народами, претендующими на те же национальные ценности. И чтобы избежать этого в социуме нашей школы, моя работа может быть продолжена в дальнейшем изучении религий и традиций разных национальностей учащихся школы.

Данную работу мы хотим продолжить в нескольких направлениях:

- в изучении традиций и обычаев представленных в школе этносов (организовать мобильную выставку);

- в организации и проведении воспитательных мероприятий в нашем учебном заведении (проведение Межнационального фестиваля);

- организовать Национальный музей в нашей школе;

- Провести школьную перепись учащихся, составить демографический портрет школы.

Источники использованных ресурсов

1.Красноярск http://www.admkrsk.ru/Pages/default.aspx

2.Национальный состав России http://www.statdata.ru/nacionalnyj-sostav-rossii

3.Национальный состав России https://geographyofrussia.com/nacionalnyj-sostav-naseleniya-rossii/

4.Национальный состав Красноярского края http://studbooks.net/700820/sotsiologiya/natsionalnyy_sostav_krasnoyarskogo_kraya

5. Национальный состав Красноярска http://fb.ru/article/190173/naselenie-krasnoyarska-chislennost-naseleniya-krasnoyarska

6. Национальный состав России http://mirznanii.com/a/307857/natsionalnyy-sostav-rossii

7. Управление Федеральной службы государственной статистике по Красноярскому краю, республике Хакасия и Тыва http://www.krasstat.gks.ru

Приложение №1

К какой национальности вы себя относите?

Приложение №2

Как вы относитесь к людям с другой национальностью?

17 %– Мне интересно изучать культуру, историю народов разных национальностей;

47% – Хорошо, среди моих друзей, знакомых есть люди разных национальностей;

32% - Нейтрально, живут и живут;

4% учащихся – Мне не нравятся представители других национальностей.

Приложение №3.

Комфортно ли вам в компании людей другой национальности?

46% человек – да;

10% нет;

44% - мне все равно.

Просмотров работы: 1496