Введение.
Совершенно случайно я узнала, что существует наука археоастрономия. Так, попалась эта тема на фестивале наук МГУ, которую я посетила недавно.
Археоастроно́мия (др.-греч. ἀρχη — начало, αστρον — звезда и νόμος — закон) — наука, сформировавшаяся во второй половине XX века, предметом изучения которой служат астрономические представления людей древности. Так говорит Википедия.
Что же это за наука? Почему о ней так мало знают? Среди моих знакомых, одноклассников и даже многих учителей никто не слышал о такой науке. Мне стало интересно в этом разобраться, понять- так ли уж она важна человечеству?
“Археоастрономия – довольно новая междисциплинарная наука. Еще в 80-е годы профессиональные археологи считали чуть ли не позорным занятие археоастрономией. Но в 90-е годы появилось сильное движение, соединившее археологов и астрономов в этом направлении. Действительно, древние люди знали много, их знания были приобретены за счет наблюдений, и они фиксировали эти наблюдения в своих постройках, записях, расчетах. Археоастрономия возникла как жизненная необходимость, так как многое было невозможно понять без определенных знаний. Сейчас её право на существование уже не дискутируется”. А это уже говорит Директор мезоамериканского центра им. Ю.В.Кнорозова, доктор исторических наук, профессор РГГУ.
Я решила разобраться в этом сама.
Небо, небесные тела и явления не могли не привлекать внимание людей, живущих на Земле тысячелетия назад. Ещё бы! Таинственный свет звёзд, смена дня и ночи, падение комет, а уж затмения Солнца и Луны-это вообще огромное событие в жизни древних (и не только древних людей). К счастью, человек разумный существо любопытное и наблюдательное. Человечество сумело накопить огромный багаж знаний о небесных телах и явлениях. Казалось бы, это удел астрономов, зачем ещё одна наука? Оказалось, астрономы, археологи, историки могут работать вместе! Они дополняют знания человечества о нашем мире, объясняют прошлое и определяют будущее.
Великий российский учёный Михаил Ломоносов в своем научном труде об истории славян сказал: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Будущее хотелось бы иметь, хорошее будущее.
Представления людей об окружающем мире.
Древний человек, как часть природы, не мог не замечать того, что его окружало. Свой маленький мир он воспринимал, как большой живой организм. Так, у одного из сибирских племен до недавнего времени бытовало представление о мире как об огромной оленихе, пасущейся среди звезд. Ее шерсть – это бескрайние леса, а животные, птицы и люди – всего лишь блохи, живущие в шерсти. Когда они докучают слишком сильно, олениха пытается избавиться от них, купаясь в реке (дождливая осень) или валяясь в снегу (зима). Солнце и Луна – тоже гигантские звери, пасущиеся рядом с оленихой-Землей.
Какие идолы и боги были у древних людей? Бог Солнца, Бог Ветра, Бог Грома- Боги, которые первобытные люди “взяли” из природы, которая их окружает.
Один эскимос рассказал ученому: “Мы не верим, мы боимся. Мы страшимся духа земли, который вызывает непогоду и заставляет нас с боем вырывать нашу пищу у моря и земли. Мы боимся богини Луны. Мы боимся нужды и голода в холодных жилищах из снега. Мы боимся великой женщины, которая живет на дне моря и управляет морскими зверями. Мы боимся болезней. Они вокруг нас!
Не смерти боимся мы, а страдания. Мы боимся духов мертвых. Мы боимся духов животных, которых мы убили. Мы боимся всех невидимых существ, которые нас окружают”. Этот рассказ, конечно, не из первобытного мира, но он очень хорошо иллюстрирует чувства первобытных людей (и подтверждает то, что еще есть народы, живущие по самобытным, первобытным законам). Это так же подтверждает, что древние люди были вынуждены наблюдать за природой и за небом, чтобы выжить.
Познания в астрономии относятся к глубокой древности. Зачем люди изучали небо и как себе его представляли?
Накапливать астрономические знания человека заставляли необходимость ориентироваться при перемещениях (ведь известно, что оседлый образ жизни у человечества начался 11 000 лет назад) и для ведения сельскохозяйственных работ.
Вполне логично, что астрономия возникла в древних “речных” цивилизациях”. Около 4 000 лет назад, в древнеегипетской цивилизации выделяли три сезона в году. Первый сезон — «ахет» (что в переводе с языка древних египтян означает «наводнение») — совпадал с разливом Нила. В то время, с июля по октябрь, река затопляла низины. Следующий сезон, длившийся тоже около четырёх месяцев, назывался «перет» (появление суши). Вода спадала, увлажнив землю и удобрив её илом; сезон начинался севом и заканчивался сбором урожая. С марта со стороны Сахары полтора месяца дули иссушающие ветры, и наступал последний сезон года, «шему» (отсутствие воды). С Нила, от которого зависела вся жизнь египтян, и началась астрономия этой древней цивилизации. «Египет — это дар Нила», — писал древнегреческий историк Геродот. Египетские жрецы-астрономы заметили, что незадолго до начала подъёма воды происходят два события: летнее солнцестояние и первое появление Сириуса на утренней заре после 70-дневного отсутствия на небосводе. Сириус, самую яркую звезду неба, египтяне назвали именем богини Сопдет. Греки произносили это имя как «Сотис».
К тому времени в Египте существовал лунный календарь из 12 месяцев по 29 или 30 дней — от новолуния до новолуния. Чтобы его месяцы соответствовали сезонам года, раз в два-три года приходилось добавлять тринадцатый месяц. Сириус «помогал» определять время вставки этого месяца. Первым днём лунного года считался первый день новолуния, наступавший после возвращения этой звезды.
Другая “речная” цивилизация- Междуречье населялась шумерами. Астрономия шумерского периода была наблюдательной. Шумеры обожествляли небесные светила (Ан — Небо, Угу — Солнце, Нанна — Луна и Инанна — Венера). Уже в начале III тысячелетия до н. э. шумеры знали, что Утренняя и Вечерняя звезда представляют собой одно и то же светило — планету Венеру. А в конце этого тысячелетия был создан клинописный текст, содержавший список шумерских созвездий, которые также считались божествами. Он свидетельствует о том, что шумеры выделяли планеты как самостоятельную категорию небесных светил. Они называли их «дикими овцами», чтобы отличить от неподвижных звёзд. Однако неясно, сколько планет было им известно.
Китайская цивилизация долгое время была никому неизвестна, как и сама страна. Это связано с удаленным положением Китая от Европы.Самым важным достижением древней китайской астрономии было создание календаря. Первые упоминания о нём относятся к III тясячелетию до н. э. Сначала календарь был лунный. За 600 лет до н. э. был введён солнечно-лунный календарь. К 350 г. до н. э. учёным стало известно, что продолжительность солнечного года составляет 365,25 суток, а лунного месяца — 29,5 суток. Для сельских работ использовался солнечный календарь. В быту же применялся циклический календарь. В нём годы объединены в циклы по 60 лет. Знаки 12 животных служили для обозначения «земных ветвей» цикла. Этот календарь и сейчас используется в Восточной и Юго-Восточной Азии. Он учитывает полный оборот Юпитера по небесной сфере примерно за 12 лет (11,86). За основу более значительного цикла принято 60 лет, т. е. приблизительно два оборота по небесной сфере Сатурна (29,58 года). За это время Юпитер совершает около 5 оборотов. В 60-летнемцикле каждое животное встречается 5 раз (раз в 12 лет), а для различия годов служит цветовая символика. Новый год приходится на январское или февральское новолуние (в промежутке от 21 января до 20 февраля). Циклический календарь существует свыше 2600 лет-это самая древняя в мире система летоисчисления.
Г.Ершова, доктор исторических наук, профессор РГГУ: “ В начале XX века, в 1923 году, в Мексике было обследовано городище Эль – Тортугеро в штате Табаско. Археологическое городище майя классического периода находится на Западе, там находились пирамиды, платформы, но многие памятники оказались разрушенными. В 1958 году была продолжена археологическая работа, и был найден удивительный памятник: длинная панель с одним «ушком», было видно и второе «ушко», это не было характерно для памятников майя. Весь памятник был покрыт текстами. Стало ясно, что это астрономические записи, расчетные таблицы, начиная с IV века, а последняя запись говорила о конце 13 цикла, что теоретически приходится на 2012 год.
Любопытно, как древние люди могли рассчитать огромный цикл в 26000 лет, ведь цивилизация не длилась столько, чтобы иметь эти наблюдения. Астрономы предполагают, что система пещер с вертикальными выходами расположена так, что угол смещения Солнца по мере его передвижения позволял проводить расчеты. Таким образом, археоастрономия помогает понимать истоки мифов, дает астрономам возможность понять то, как рассчитывалось время, понять механизмы, движущие человека к постоянному познанию мира”.
Потрясающие достижения древних астрономов! Это время, когда не было телескопов, компьютеров и космических кораблей!
3. Ужас затмений небесных светил.
Затмения Солнца и Луны были известны человеку с древних времен, но вот причины их возникновения были не понятны. Незнание природы этих явлений вызывали страх и ужас! Солнце или Луна вдруг исчезает с неба, куда оно девается? Злое чудовище пожирает светило! Люди начинали усиленно молиться, взывая к богам вернуть светило на место. И, о чудо, Солнце возвращается! Хвала Богам! Вера в богов укрепляется, становится непоколебимой. Индейцы Перу во время затмений привязывали собак к деревьям и били их. Собаки выли, Солнце появлялось на небе. Значит, собаки воем прогоняли чудищ.
Даже тогда, когда уже была известна причина затмений светил, люди пугались этих явлений.
Так, в Турции во время затмения 1877г. перепуганные жители стреляли из ружей в Солнце, желая прогнать шатана (злого духа), пожиравшего, по их мнению, Солнце.
Передовые люди разных времен старались развеять у народа страх, вызываемый затмениями. Например, Петр I обращался к ученым и должностным лицам с просьбой принять участие в распространении правильного объяснении ожидавшегося 1 мая 1706 г. солнечного затмения. Известно его письмо к адмиралу Головину, в котором он писал: «Господин адмирал. Будущего месяца в первый день будет великое солнечное затмение. Того ради изволь сие провозгласить в наших людях, что когда оное будет, дабы за чудо не поставили. Понеже, когда люди про то ведают прежде, то не есть уже чудо».
Археоастрономия.
Сравнительно молодая наука, возникшая на стыке астрономии археологии, изучает археологические памятники древности как живые свидетельства определенных познаний древних народов о небе и небесных явлениях. Очень скоро астроном, занимающийся этим делом, становится еще и любителем археологии. В настоящее время археоастрономия как наука, предмет которой — выяснение, что знали древние об астрономии, получила вполне заслуженное признание. Круг ее исследований расширяется. Возникла смежная наука — этноастрономия, собирающая информацию об астрономических представлениях древних по мифам и обычаям современных народов.
В России археоастрономия получила развитие в 80-х-90-х годах XX века. К настоящему времени накоплена разнообразная информация в области археоастрономии. Исследованы памятники археологии различных видов и эпох (святилища, городища, курганы, могильники), которые имеют четкие астрономические ориентиры. Погребения имели такие астрономические ориентиры, согласно пониманиям прошлых поколений людей, чтобы душа человека могла обратно вернуться на землю. Важную роль в работе археоастрономов играет умение работать с текстом. Подробное и кропотливое изучение Библии показало, что не случайна дата рождения Иисуса Христа и дата его смерти. Имеющий, на первый взгляд, бессмысленный список божеств индейцев майя, оказался вовсе не таким. Все божества привязаны к созвездиям нашей Вселенной.
Археоастрономия помогает установить точные даты исторических событий прошлого. Дело в том, что даты прошлых затмений Солнца и Луны можно точно рассчитать (как и рассчитать будущие затмения на любое количество лет вперёд).
Ксенофонт сообщает о лунном затмении при пожаре храма Афины, причем, согласно ему же, на следующий год состоялось солнечное затмение.Можно предположить, что для лунного затмения из этого сообщения дата полного затмения 15 апреля −405 года в 20ч. 45м. местного времени. Таким образом, удаётся точно установить дату и время данного события.
Фукидиид (ок. 460 — ок. 400 до н. э.) — крупнейший древнегреческий историк, основатель исторической науки, автор «Истории Пелопоннесской войны». В своём труде он упоминает о лунном затмении, которое вызвало панику на греческих кораблях. Анализ показал, что затмение состоялось 27 августа 413 года до н.э.
Заключение.
Астрономия, как наука в том виде, в котором мы её знаем сейчас сформировалась не сразу. Она прошла огромный путь развития. Удивительно, как человечество в далёком прошлом сделало столько великих и сложных открытий, не имея никаких технических инструментов. Как междисциплинарная наука, археоастрономия использует результаты, полученные археологией и астрономией, а также историей науки, историей религии, этнологией, лингвистикой, палеоклиматологией и т. д. Это наука молодая, она требует дальнейших исследований. Чем больше человечество знает о прошлом, тем правильнее оно может сделать свой выбор на завтра. Итогом работы могу привести следующую фразу: «Через прошлое к будущему».
Список литературы
Ершова Г.Г. Майя: тайны древнего письма. - М:Алитейя,2004.
Николов Н., Харлампиев В. Звездочёты древности. -М.: Мир,1991.
Потёмкина Т.М., Юревич В.А. Из опыта археоастрономических исследований археологических памятников(методический аспект). – М.: Российская академия наук, 1998.
Потёмкина Т.М., Обридко В.Н. Астрономия древних обществ. – М.: Наука, 2002.
Юревич В.А. Астрономия доколумбовой Америки. – М. : УРСС, 2004.