ВВЕДЕНИЕ
Четыре столетия назад Россия приступила к освоению огромного края со сказочными богатствами. Это была Сибирь. Трудно дать однозначный ответ на вопрос, «откуда пошла Сибирская земля», - ясно одно: это край с большим и богатым наследием, традициями, которые надо хорошо знать и беречь. Из европейской части России в Сибирь двинулись переселенцы, это были белорусы, украинцы, чуваши, латыши, мордовцы. Все они отправились в далекую, неизведанную и суровую Сибирь в поисках лучшей доли, покинув свои насиженные места. Долго добирались через леса и болота, изнурившись от долгой дороги, останавливались на облюбованном месте, так и возникали деревни, села и поселки. Чем же привлек переселенцев наш Васюганский край с непроходимыми болотами? Может быть лесом, который богат ягодами, грибами и дичью, глубоководными реками или необъятными землями, которые могли прокормить их семьи. Таким образом, дикий Васюганский край стал превращаться в заселенную и обжитую территорию с множеством деревень и сел.
Но не все населенные пункты дожили до нашего времени, многих деревень уже нет. Ни домов, ни усадеб, ни песен – только пустырь, поросший травой да мертвая тишина кругом. О существовании деревень нам сегодня напоминает лишь крапива, бурьян да почерневшие от времени могильные кресты. Кресты на могильных холмах, а под ними в вечном покое лежат те, кто первым торил тропинки через болота и топи непроходимые, кто заботливо, по-хозяйски, многотрудно обживал эти некогда дикие места. Какие были красивые и звучные названия у этих деревень, расположенных на Васюганской равнине – Платоновка, Мало-Карагаевка, Украинка, Морозовка, Медвежинка, Зверевка, Право-Каевка, Еласска, Ича, Томиловка. Эти деревни остались в памяти некоторых жителей нашего села Биаза, так как они там родились и провели свое детство. Непросто понять, по каким законам возникают, живут и умирают села.
Тема малой родины (природа, освоение и заселение территории) становится актуальной как никогда в аспекте географической науки. Сегодня велик интерес к своему родному краю, деревни или селу откуда ты родом.
Работа основана на литературных, архивных данных и материалах периодической печати. Обширна литература о Новосибирской области, однако конкретной литературы о возникновении и ликвидации деревень Васюганья очень мало.
Огромный вклад в исследовании ушедших деревень Северного района Новосибирской области внесли сами жители Северного района: Балашова Александра Дмитриевна, Жоров Владимир Петрович, Назарюк Иван Митрофанович, Гламаздина Татьяна Михайловна.
Исходя из выше сказанного, определена цель работы: исследовать причины возникновения и ликвидации деревень Васюганья Северного района Новосибирской области.
Для достижения цели определили задачи:
Изучить литературу по данной теме.
Проанализировать демографическую ситуацию с 10-х по 80-е годы XX века на севере Северного района Новосибирской области.
Провести интервьюирование жителей с.Биаза.
Объект исследования: забытые деревни Васюганья Северного района Новосибирской области.
Предмет исследования: воспоминания жителей села Биаза, которые проживали в данных деревнях и архивные материалы.
Теоретический анализ литературы позволил выдвинуть в качестве рабочей гипотезы предположение о том, что возникновение деревень Васюганья связано с миграцией населения из европейской части России, а их ликвидация с социально-экономическими процессами. В качестве альтернативной гипотезы - предположение о том, что возникновение и ликвидация деревень Васюганья носит случайный характере и не связаны с миграционными и социально-экономическими процессами.
Для проведения исследования нами был подобран комплекс методов: анализ литературы и документации по теме исследования, экспертная оценка, сбор информации у местных жителей.
Исследования проводились с сентября 2017 года по октябрь 2018 года.
Практическая значимость данной работы может состоять в ее использовании в школе на уроках географии и внеклассных мероприятиях при изучении родного края.
ГЛАВА I. Освоение Васюганских земель.
С 60-х по 80-е годы 20 века с карты Северного района исчезло несколько деревень. В начале 20 века шел процесс освоения и заселения Васюганья, прошло 20-30 лет и переселенцы прочно окрепли на сибирской земле: построили избы, завели хозяйство, сеяли, пахали, гуляли свадьбы, пели свои народные песни. Но начиная с 60-х годов местные жители стали покидать свои обжитые места и деревни постепенно стали исчезать.
На реке Тара и ее притоках: Еласска, Каевка и Ича когда-то были расположены следующие деревни: Морозовка, Платоновка, Мало-Карагаевка, Еласска, Медвежинка, Право-Каевка, Ича, Томиловка, Украинка, Зверевка. На данный момент этих деревень уже не существует (Приложение № 1).
Платоновка. Была большой и красивой деревней, расположенной на берегу Тары. Основана в 1907 году, население – русские, белорусы, кержаки. Первые новоселы – Филипп Хмелев, Лушка Шутова, Матрена Атопкина. В 1931 году организован колхоз «Советский кустарь». Жители занимались сельским хозяйством, охотой, рыболовством. В годы войны на фронт ушли 17 человек, и никто из них не вернулся. После войны построили клуб, контору, медпункт. Имелась начальная школа. Кроме скота в колхозе держали пасеку, на полях сеяли пшеницу овес, рожь, ячмень. Личное подворье селян было большое. Решением райисполкома № 186 от 19.08.1977 год деревня ликвидирована (Приложение № 2).
Мало-Карагаевка. Деревня возникла в 1907 году на берегу реки Тара. Проживающее население – татары. Имелся сельский совет и школа. В 1926 году проживало 406 человек. В 1931 году организован колхоз«Красный нацмен», сеяли рожь, пшеницу и овес, разводили крупнорогатый скот и овец. Деревни не стало 1 1996 году.
Морозовка. Появилась в 1909 году на живописном берегу реки Тара, проживающее население - русские. В 1931году организован колхоз «Демьяна Бедного». В 1926 году проживало 193 человека. Решением райисполкома от 12.08.1970 года № 151была ликвидирована (Приложение № 3).
Еласска. Была основана в 1910 году, на берегу реки Еласска, притока Тары. В 1930 году организован колхоз «Красный маяк». В 1926 году проживало 315 человек русскоязычного населения. Постановлением Президиума Западно-Сибирского Краевого исполнительного комитета от 31.08.1931года № 1277 «О перестройке сети сельсоветов» - Еласский Сельский Совет влить в Остяцкий сельский Совет. В 1963 году деревня перестала существовать.
Медвежинка. В 1911 году переселенцы облюбовали высокое место около реки Каевка притока Тары. Так образовалась это деревня, которая находилась в 6 км от деревни Право-Каевка и 16 км от Остяцка. Деревня была очень красивая, народ веселый и дружный. В 1926 году проживало 167 человек, преобладали – белорусы. В 1932 году организован колхоз «Северная заря». Корчевали лес, сеяли лен, рожь, овес, ячмень, сажали картофель, держали коров, овец, гусей,кур, свиней. В 1954 году деревня стала разъезжаться. Решением райисполкома от 29.02.1972 года № 37 была ликвидирована (Приложение № 4).
Право-Каевка. В 1907 году Белов Василий, Кузнецов Левон, Кузнецов Петр и их три сестры поселились на правом берегу реки Каевка. Это было очень красивое место. Небольшая, но глубокая река с крутыми берегами и сплошным хвойным лесом. Так появилась деревня Право-Каевка. В речке много было рыбы, в лесу ягод и грибов. В 1912 году построили кирпичный завод, а в 1923 году – школу. По сведениям на 1926 год в деревни проживало 146 человек русскоязычного населения. В 1931 организован колхоз им. Сталина. На новых разработанных полях получали хорошие урожаи зерна. На праздники ездили в Ичу в церковь. Решением райисполкома от 29.02.1972 года № 37 была ликвидирована (Приложение № 4).
Украинка. В 1908 году ходок Назарюк Никифор пришел на левый берег реки Ича притока Тары. Место ему пришлось по душе и он остановился здесь жить. А потом прибыла большая группа переселенцев из Украины. Первую ночь переселенцы ночевали на берегу реки под открытым небом. Всю ночь шел сильный дождь, все промокли, так и мыкали горе всю ночь. Отсюда и название поселения «Горемычка». Через 10 лет Горемычка была полностью заселена. Население занималось сельским хозяйством, сеяли хлеб, гречиху, лен, стали жить в достатке. В 1920 году открылась школа. Усадьбы были большие, площадью до 1 га, избы рубили хорошие и крепкие. Название деревни Горемычка не устраивала мужиков, унижало их достоинство. Тогда и решили переименовать деревню в 1927 году на Покров, отсюда и название – Ново-Покровка. В 1926 году проживало 350 человек, преобладали украинцы. В 1931 году организован колхоз «Украинец» и одновременно деревню Ново-Покровку переименовали в Украинку. В 30-х годах почти каждый житель имел приличное хозяйство, появились жатки и молотилки. После войны были открыты медицинский пункт и библиотека. Решением райисполкома № 186 от 19.08.1977 года деревня ликвидирована (Приложение № 2).
Томиловка. Год образования – 1908. Свое название деревня получила от первых переселенцев с Белоруссии, поселившихся на берегу реки Ича, притока Тары. Первыми жителями были братья Михалевичи. Это была небольшая деревушка с одной улицей, на которой теснились избушки и небольшие пятистенники. Люди разрабатывали пашню, охотились, благо дичи было много. В 1926 году проживало 158 человек, преобладающее население – белорусы. Здесь жили трудолюбивые и хозяйственные люди. Занимались сельским хозяйством, разводили скот, сеяли хлеб. В 1932 году образовался колхоз «Осоавиахим». В 1935 году открылась начальная школа. В конце 70-х деревня стала разъезжаться. Решением райисполкома от 02.03.1966 № 42 – населенный пункт д.Томиловка передана из Остяцкого сельсовета в Останинский сельсовет. Решением райисполкома от 10.03.1982 года из учетных данных исключена д.Томиловка (Приложение № 5). Перестала существовать одна из небольших деревень на васюганских просторах. На месте Томиловки сейчас большой луг, где растет высокая и густая трава.
Зверевка. В 1908 году было всего 6-7 хозяйств, живших на заимке Зверева, а уже в 1909 году туда приехало сразу 40 семей переселенцев и деревню назвали Зверевка. Крестьяне корчевали лес, производили посевы, строили дома. В 1926 году проживало 264 человека, преобладающее население – белорусы. В 1934 году образован колхоз «Смерть капитала», а в 1935 он был переименован в колхоз « Имени Тимошенко». В деревне была начальная школа, магазин. Деревня перестала существовать в 1965 году.
Ича. Деревня образовалась в 1896 году на высоком берегу реки Ича притока Тары. В 1926 году проживало 236 человек, по национальности – русские. Ича с окружающими деревнями была связана церковью, в которой люди крестили своих детей, отпевали умерших, венчались и отмечали все религиозные праздники. Здесь велась церковно-приходская книга, где записывались рожденные и умершие, регистрировались браки. Церковь действовала до 1929 года. Во время коллективизации в церкви устроили склад. Деревня Ича являлась волостным центром, здесь действовали сельский Совет, маслозавод, почта, медицинский пункт, начальная школа, лавка. В 1931 году постановлением Президиума Зап.Сиб.края от 31.08.1931 № 1277 Ичинский сельский Совет объединили с Останинским сельским Советом. В 1934 году образовался колхоз «Боевик». Решением райисполкома № 186 от 19.08.1977 года деревня ликвидирована (Приложение № 2) [1,3].
ГЛАВА II. Исследование причин возникновения и ликвидации деревень Васюганья.
2.1. Демографическая ситуация на Васюганье.
По архивным документам и литературным источникам проанализировали демографическую ситуацию нашего края. Выяснили, что на территории Северного района до 1928 года было два округа (района): Биазинский и Новотроицкий, и входили они в Барабинский округ. По статистическим данным до 1928 год в состав Биазинского района входило 27 населенных пунктов общей численностью населения 6 459 человека (Приложение № 6).
Самое крупное по численности поселение – село Биаза – 547 человек, самое маленькое - Березовская заимка – 17 человек. Национальный состав разнообразный: русские, белорусы, украинцы, татары, кержаки. На тот момент в Мало-Карагаевке, Украинке, Еласске, Платоновке, Зверевке, Иче, Морозовке, Медвежинке, Томиловке и Право-Каевке вместе проживало 2 808 человек, в основном русские и белорусы, украинцы проживали в Украинке, татары в Мало-Карагаевке (Приложение № 7).
Из данных деревень самое крупное по численности населения была Мало-Карагаевка – 406 человек, самое маленькое по численности – Право-Каевка – 146 человек. В то время семьи были многодетные, в среднем от 5 до 10 детей. Преобладал традиционный тип воспроизводства населения, неразрывно связанный с аграрной экономикой и присущими ей общественными отношениями. Эти отношения традиционные, т.е. поведение людей ориентировано на повторение неизменных образцов (как жили наши отцы и деды). Рождаемость не регулировалась, такие мысли были чужды человеку и была высокой, высокая была и смертность, особенно младенческая.
2.2. Вспоминая прошлое.
Любая деревня имеет маленькую или большую историю, она складывается из множества судеб и событий. Работая с архивными документами и периодическими материалами, выяснили, что в нашем селе Биаза проживают люди, которые родились и провели свое детство в этих деревнях (Приложения № 8, № 9, № 10). Для изучения причин возникновения и ликвидации провели интервьюирование жителей. Вот, что они нам поведали.
ЗИНОВЕНКО СВЕТЛАНА АНАТОЛЬЕВНА.
«Я родилась 13 марта 1956 года в деревне Украинка. Мой отец Гламаздин Анатолий Павлович родился в Остяцке, а мама Гламаздина Мария Ефимовна в Зверевке. Родственники по линии матери приехали из Белоруссии. Украинка была большой деревней в две улицы. Улицы широкие, чистые и песчаные. Народ очень дружный, даже дома не запирали на замки, не было воровства, доверяли друг другу. Всей деревне отмечали праздники, столы накрывали на улице, и каждый житель нес то, что было в доме. Школа была начальной, учеников училось около 45 человек, два учителя вели уроки в сдвоенных классах. В семье у нас было 2 детей. Практически всю одежду нам шила мама, редко, что покупали в магазине. Был у нас клуб, в котором ставили различные постановки и концерты, так как молодежи было много, но нас маленьких не пускали. По выходным дням приезжал киномеханик, показывал фильмы. В основном в Украинке проживали украинцы, были и белорусы. Практически все лето мы проводили на речке, марлей ловили пескарей, в лесу собирали грибы и ягоды. Лес рос прямо около огородов. Держали большое хозяйство, в летнее время вся работа по дому была на нас - детей, так как взрослые работали в колхозе почти весь день. Из Украинки мы ехали в 1966 году в Останинку из-за работы отца. Всю свою жизнь он посвятил школе и именно в этих краях он начал свою педагогическую деятельность. Народ стал постепенно разъезжаться в 60-е годы из-за большой отдаленности (от Украинки до Биазы – 28 км, до Северного – 58 км) и плохих дорог. В основном уезжали в близлежащие села».
КОВГАН МАРИЯ ЕГОРОВНА.
«Родилась я 1 июля 1954 года в деревне Право-Каевка. Мои родители Кондрашкины Анисья Васильевна и Егор Николаевич, тоже родились здесь. Отец работал шофером, мать в колхозе. В семье было 6 детей. Отец сам построил дом их двух комнат, мебели в доме мало, в основном кровати, лавки, стол да полки на стенах. Держали хозяйство, садили огород. Мама всем сама шила одежду – платья, рубашки, блузки, юбки и штаны из ситца, была своя швейная машинка. Если покупали пальто, то его все дети носили по очереди, передавали от старшего к младшему. В магазине товар был, но не было денег, чтобы его купить. Так как в колхозе зарплату не давали, а ставили трудодни, зарплату родители получали в конце года, и тогда мама покупала нам комковой сахар и делила его на шесть частей – это был праздник для нас. В деревне была начальная школа. Это был деревянный дом с тремя комнатами, в котором мы учились. Детей в школе было немного, учила одна учительница. Проживали в деревне основном русские, а на левом берегу жили татары. Право-Каевка стояла на правом берегу реки Каевка, поэтому деревню так и назвали. Берега у реки высокие, песчаные, мы любили купаться и неводом ловить рыбу. Вокруг деревни рос большой лес, ягод, грибов и орех было много. Все лето мы их собирали, а дома сушили. В 1961 году вместе с родителями мы переехали в село Биаза, которое расположено в 30-ти км от Право-Каевки. В Биазе была средняя школа, а нам надо было учиться дальше. Люди стали уезжать из-за того, что деревня далеко расположена от райцентра – 60 км, не было хороших дорог, ходили пешком, или ездили в основном на конях, да и школа была начальной».
ВИШНЯК НАДЕЖДА ИВАНОВНА.
«Родом я из Томиловки, родилась 22 января 1956 года. Название деревни произошло от фамилии первого поселенца - Томилов. Отец Новиков Иван Трофимович, мама Новикова Анастасия Павловна. Родственники отца приехали из Белоруссии, а мамы из Волынской губернии села Выдрыница. Томиловка – красивая деревня с одной широкой улицей. Дома у всех были добротные, усадьбы большие до 40 соток. Мебели в доме было мало: кровати, лавки, стол, небольшие шкафчики для посуды и одежды, печь и полати. В семье было 4 детей. Мама сама нас одевала, шила одежду и нас этому учила. Хозяйство держали большое: коровы, свиньи, куры, гуси овцы, козы. Садили большой огород. Жили в достатке, много работали и продукты питание практически были свои, в магазине мало, что покупали. Любимая наша еда – пельмени и мясная колбаса своего производства. В деревне была начальная школа, учеников немного - 16 человек. Восьмилетку заканчивала в Останинке, жили в интернате, на выходные дни уходили домой. От Останинки до Томиловки 6 км, чаще всего ходили пешком. В Томиловке в основном проживали белорусы. На ферме держали до 600 голов коров. Народ был дружный, все праздники отмечали вместе. Летом ходили в лес за грибами и ягодами, ловили рыбу на речке, было очень весело. Из Томиловки я уехала в 1973году, когда устроилась на работу в село Биаза. Разъезд деревни связан с укрупнением больших хозяйств. Наш колхоз отнесли к Останинке, весь скот перегнали туда и поэтому жители Томиловки постепенно переехали в Останинку и другие села. От Биазы до Томиловки 22 км, а до Северного 52 км».
КОНДАКОВ ВАЛЕРИЙ НИКОЛАЕВИЧ.
«Моей малой родиной является деревня Мало-Карагаевка, которая была расположена на берегу реки Тара. Я родился 1января 1949 года. Мои родители приехали вместе с переселенцами из Казани в 1908 году в Мало-Карагаевку. Они называли себя «казанскими татарами». Деревня была большой, в три улицы, дома деревянные с большими усадьбами до 60 соток. Держали хозяйство, даже пчел, садили огород. В начальной школе обучалось много учеников в сдвоенных классах. В деревне, кроме татар, проживали чуваши, русские, кержаки, а также ссыльные – грузины, киргизы, немцы. Вокруг деревни рос лес, в котором мы собирали грибы, ягоды и кедровые орехи, летом ловили рыбу на Таре. Из праздников мне больше всего запомнился майдан. Собиралась все деревня и устраивались соревнования: гонки на конях, бег, лазили на столбы, катали яйца, борьба. Победителей награждали подарками. Майдан проводили весной после посевных работ. Одежду мама шила сама, у нас была швейная машинка. Из деревни я уехал в 1968 году, когда ушел в армию. Мало-Карагаевка стала постепенно разъезжаться в 60-х- 70-х годах, причина – выдача паспортов сельским жителям, детям надо было учиться дальше, большая отдаленность от райцентра – 50 км (от Мало-Карагаевки до Биазы – 20 км). В 2014 деревня полностью выгорела после весеннего пала».
ИВАНОВА ВЕРА МАТВЕЕВНА.
«Я родилась 1 октября 1948 года в деревне Платоновка. Родные по линии матери приехали из Белоруссии. Деревня наша была большой, дома располагались в одну линию вдоль реки Тара. За домами располагались огороды. На берегу реки стояли бани, в них сушили и мяли на мялках лен. Дома строили из дерева, а крыши покрывали берестой и дерном, потом уже перекрывали тесом или шифером. Около дома был небольшой палисадник, в котором садили цветы – ромашки и ноготки, из деревьев - черемуху и рябину. Усадьбы у всех были большие до 60 соток, держали хозяйство, садили огород. Все жили за счет своего хозяйства. У нас в семье было 3 детей, все девочки, мама сама нам шила одежду. Часто она шила одежду под заказ, жители деревни с ней делали расчет продуктами. Около деревни рос лес, в котором мы собирали грибы, ягоды, особенно много росло малины. В деревне был клуб, в котором показывали фильмы, молоканка, сушилка, магазин и начальная школа. В школе был один большой класс, в котором учились сразу 4 класса, учила нас всех одна учительница. Жили мы весело, летом купались в реке, ловили рыбу; вечерами с нами играли взрослые в лапту – это была наша самая любимая игра. Жили в Платоновке основном белорусы, были и русские. Из Платоновки мы уехали самые первые в 1958 году в Северное, отцу выдали паспорт, и мы поехали. Разъезд деревни связан с укрупнением хозяйства, наш колхоз перевели в Бергуль и люди стали постепенно разъезжаться».
САВАСТЕЕВА ВАРВАРА АЛИМПИЕВНА.
«Родом я из Морозовки родилась 11 декабря 1925 года. Семья у нас была большая, 8 детей. Деревня располагалась на высоком берегу реки Тара в одну улицу, а вокруг красотища, очень много росло черемухи и весной весь берег Тары был белый от ее цветения. Хозяйство держали большое, у всех огороды до 80 соток, садили лен, брюкву, репу, картошку, турнепс. Отец работал бригадиром МТС, а мама в колхозе, мы помогали дома и в колхозе родителям. Летом ходили в лес за грибами и ягодами, ловили рыбу в реке. В годы войны все мы и выжили за счет рыбы и тех припасов, что заготавливали летом. Жили в деревне дружно и весело, хотя на отдых времени было совсем мало. Проживали в основном русские и белорусы. Одежду шили сами, но для начала ткали ткань изо льна, а уже потом из нее шили. У нас была начальная школа, магазин и клуб. Из Морозовки мы уехали в Биазу после войны. Сначала поставили времянку, а затем перевезли свой дом из Морозовки. Люди стали уезжать из деревни в Кордон и Биазу после укрупнения хозяйств. Наш колхоз перевели в Биазу. От Морозовки до Биазы было всего 6 км. Так и не стало моей деревни».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Проведенный анализ литературы, архивных и печатных материалов, воспоминаний жителей нашего села показал, что на территории Васюганья Северного района Новосибирской области проходил интенсивно миграционный процесс. Миграция носила двойной характер: 1) 10-е – 20-е годы XXвека - переселение людей из европейской части России в Сибирь с целью освоения земель и возникновению новых населенных пунктов, это время активного заселения Васюганья; 2) 60-е – 80-е годы XX века –выезд населения из обжитых мест в более крупные населенные пункты (райцентр, областной центр), это время сокращения численности населения и количества деревень. В настоящее время из 27 населенных пунктов на Васюганской равнине, расположенной в пределах Северного района осталось всего 4 села и 5 деревень (села – Биаза, Бергуль, Останинка, Остяцк; деревни – Веселая, Кордон, Ургуль, Ичкала, Надеждинка),18 населенных пунктов навсегда исчезли с карты северной части Северного района. В среднем деревни просуществовали 66 лет, «долгожителем» являлась деревня Мало-Карагаевка, просуществовала 89 лет, а меньше всего «прожила» деревня Еласска – 53 года.
В ходе исследования выяснили причины возникновения и ликвидации деревень Васюганья. Причиной возникновения деревень следующая:
- миграция населения из европейской части России в 1903-1919 гг. в поисках лучшей доли и из-за недостатка земель (хотелось, чтобы народу было поменьше, чтобы земли побольше захватить), а также жестокие меры эксплуатации на родине, боязнь расплаты за участие в забастовках.
Причинами ликвидации деревень стали:
1.Большая отдаленность от райцентра, в среднем 50-70 км, плохие дороги, не было регулярного сообщения между населенными пунктами, ходили пешком или ездили на лошадях (Еласска, Медвежинка, Право-Каевка, Украинка).
2. Выдача паспортов колхозникам и их детям в 60-х-70-х годах усилила отток населения из деревень (Платоновка, Мало-Карагаевка).
3. Наличие в деревнях только начальных школ (Еласска, Право-Каевка).
4. Укрупнение больших хозяйств (Платоновка, Томиловка, Зверевка, Ича, Морозовка).
Таким образом, в ходе работы были выяснены причины возникновения и ликвидации деревень Васюганья. В итоге, мы достигли цели и задач исследования и подтвердили рабочую гипотезу о том, что возникновение деревень Васюганья связано с миграцией населения из европейской части России, а их ликвидация с социально-экономическими процессами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Архивные документы отдела архивной службы администрации Северного района Новосибирской области:
- Ф.5. Оп.1. Д. 237 л.70
- Ф.5. Оп.1. Д.264 л.130
- Ф.5. Оп.1. Д. 346 л.112
- Ф.5. Оп.1. Д. 439 л.135
- Ф.3. Оп.1. Д.90а, 102а, 104,106.
Балашова А.Д. Соприкасаясь с истоками прошлого. – Новосибирск, 2013. – 46 с.
Гламаздина Т.М. Прикосновение к истокам: История ушедших деревень. – Новосибирск: Издательство НГОНБ, 2008. – 196с.
Кузнецов А.В., Кузнецов Н.А. Охотничьи угодья Новосибирской области. – Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1987. – 232 с.
Тарасова И.И. Район, устремленный в будущее. – Новосибирск: Редакционно-издательский центр правления Новосибирской области организации общества книголюбов, 2002. - 224 с.
Фурсова Е.Ф., Голомянов А.И., Фурсова М.В. Старообрядцы Васюганья: опыт исследования межкультурных взаимосвязей конфессионально-этнографической группы. – Новосибирск: издательство АГРОСИБИРЬ, 2003. – 115 с.