Отзыв на очерк Марины Цветаевой "Мой Пушкин"

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Отзыв на очерк Марины Цветаевой "Мой Пушкин"

Трегубова  Л.В. 1
1МБОУ СОШ 18
Синицына Л.И. 1
1МБОУ СОШ 18
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Поэзия и проза! Как они могут сочетаться вместе? На этот вопрос ответ и сложен, и прост. Однажды открыв для себя мир поэзии, а затем увлекшись прозой, писатели чаще всего возвращаются к своим истокам. И нам, читателям, предоставляется возможность открыть тайны переплетения лирического и эпического в текстах их произведений.

Очерк Марины Цветаевой «Мой Пушкин» - наглядная иллюстрация к фразе «у каждого возраста свой Пушкин». Ведь она означает не только то, что, перечитывая произведения Александра Сергеевича, мы в разном возрасте находим новый смысл, но и то, что даже очень юные читатели способны осмыслить сложные тексты писателя.

Главная героиня рассказа – шестилетняя Муся. Девочка только что познакомилась с творчеством Пушкина, но большее впечатление на нее произвели главные герои романа - Татьяна и Онегин! Именно эта пара, «их любовь», как говорит Муся, а не «Евгений Онегин» в целом. Эта девочка вызывает у читателя симпатию сразу же: ее реакция на произведение А.С. Пушкина подчеркивает сильное впечатление от прочитанного одной фразой («…потому что – любовь»). Это онемение даже не дает ей возможность вернуться в реальность и произнести слова благодарности за подаренный мандарин, что вызывает недовольство со стороны матери.

Глядя на окружающих девочку людей, хочется посочувствовать героине. В такой волнительный момент ей нужно было остаться наедине со своими мыслями. Но мама, директор и Брюсова видят в Мусеньке лишь «ребенка» (об этом говорят и повторяющиеся уменьшительно-ласкательные суффиксы в имени), а «ребенок», по их мнению, не способен в шесть лет понять глубину «Евгения Онегина». Девочку даже называют «дурой» и подчеркивают, что она «упрямее десяти ослов». В таком поведении взрослых проявляется невнимательность и даже предвзятое отношение к ребенку. Цветаева в этом психологическом этюде раскрывает тему детства, подчеркивая незаурядность души Муси. Ведь именно детская душа пытается через образы Пушкина понять смысл любви, а взрослые, поставленные в противовес ей, совершенно не могут этого сделать. Создается впечатление, что мы не видим все происходящее глазами, а чувствуем сердцем девочки, настолько искренне ее отношение к Татьяне и Онегину.

Конечно же, Муся не могла в своем возрасте понять такое произведение в целом, но любовь Татьяны и Евгения изменила что-то в самой душе девочки. Она влюбилась именно в это чувство, переданное запутанными отношениями героев («Я не в Онегина влюбилась, а в Онегина и Татьяну, в них обоих вместе, в любовь»). Цветаева противопоставляет мир детства, в котором живет Муся («взрослые» с ней заигрывают мандаринами, читают ей сказки, пытаются воспитывать у всех на глазах), тому взрослому миру, который вдруг открылся ей после прочтения произведения, постепенно приводя ее к осознанию понятия «любовь». Мы теперь понимаем, что состояние онемения связано у Муси с непониманием того, почему же с ней обращаются как с ребенком, если она уже поняла такие взрослые вещи.

Раскрывая тему любви, автор дважды отсылает читателя к произведению Пушкина. В самом начале девочка описывает сцену в саду, только поняв, что это и есть любовь. Но какая это любовь, Муся понимает только в конце. Ей становится ясно, что Онегин не любит Татьяну, которая понравилась девочке «немножко больше». В конце к ней приходит осознание того, что эти герои, в которых она влюбилась больше, чем в понятные для нее сказки, находятся на разных полюсах и никогда не смогут быть вместе. Этот момент вызывает сожаление именно к Мусе, потому что она, наконец, приходит к печальному выводу о невозможности счастливого конца для героев. Для Цветаевой в будущем, как она сама писала, любовь будет только неразделенной, а герои не смогут быть счастливы вечно.

Символом этой трагической любви становится «скамейка» в саду. Эта скамейка стала «предопределяющей» для Муси. Девочка очень точно подмечает значение движений героев: своим поведением Евгений показывает, что не любит Татьяну, поэтому во время разговора он стоит и не предлагает присесть на скамейку, единственную свидетельницу их объяснения; а Татьяна после признания Онегина рухнула на скамейку и «так будет сидеть вечно». Меня поразило, что шестилетняя девочка смогла понять трагизм отношений пушкинских героев. Создается впечатление, что после прочтения этого произведения Муся повзрослела лет на десять, открыв для себя сложность чувств Татьяны и Онегина. Этой девочке в будущем предстояло стать талантливым поэтом. Ей всего шесть, но уже сейчас она предчувствует что-то «свое» в произведении классика. В таком возрасте будущие великие поэты и начинают писать стихи…

Необычно и название рассказа – «Мой Пушкин». Муся (от имени которой ведется повествование) ни разу не упоминает имени писателя. Но по вопросам, которые задает ей мать, мы понимаем, что девочка знакома с творчеством этого автора (образы Рогнеды, русалки, князя, лешего отсылают читателя к предисловию поэмы «Руслан и Людмила»). А теперь, открыв для себя роман Пушкина «Евгений Онегин», она нашла что-то «особенное», что стало именно «ее в Пушкине». И это особенное (разумеется, любовь Татьяны и Онегина) повлияло на мировосприятие и будущее самой Цветаевой.

Очерк «Мой Пушкин» был написан в 1937 году, но ощущение такое, что эти события происходят в наше время. Тема детства, проблема недопонимания детей взрослыми, тема любви – все подчеркивает актуальность этого произведения, в основу которого положены собственные воспоминания поэтессы о знакомстве с творчеством Пушкина, а имя главной героини рассказа «Муси» можно назвать производным от имени Цветаевой -«Марина».

Основа произведения – это не только теплое воспоминание, но и своеобразная исповедь Цветаевой, попытка исследовать корни будущего таланта, ведь читателю всегда интересно узнать, с чего начинался путь автора в большую литературу.

Живое восприятие жизни маленькой Мусей, ее зрелость в понимании сложных вопросов любви, вдохновляющий пример того, что произведения Пушкина не только живы во все эпохи, но и способны вызвать совершенно новые эмоции даже в юном возрасте – все это помогло прочувствовать особенность лирической прозы М. Цветаевой.

Представляя своего Пушкина, М. Цветаева рассказала не только о первом впечатлении от знакомства с его творчеством, но и послужила для многих примером, как открыть для себя «своего Пушкина». Ловлю себя на мысли, что он стал и «моим»! В четвертом классе я впервые познакомилась со стихотворением «Мадонна» А.С. Пушкина. Читая его со сцены в образе Натальи Гончаровой, представляла, как за колонной может прятаться человек, который в будущем будет любить меня так же сильно, как Александр Сергеевич любил мою героиню. Но сегодня я открыла для себя не только М. Цветаеву с новой стороны, но и Пушкина, что невероятно интересно мне, как читателю.

Просмотров работы: 100