Взаимодействие человека с природой насчитывает не одно тысячелетие, оно началось в далекие времена, когда наши предки обживали непроходимые леса, болота, бескрайние степи. Естественно, в память о тех временах дошли до нас многие произведения фольклора, в которых упоминаются различные животные, насекомые, явления природы.
Да и потом, во многих произведениях литературы эти образы остались неустаревающими, переходящими через века, иногда даже статичными.
Вот уже 3 года я изучаю мух, провожу интересные исследования, и, естественно, мне захотелось посмотреть, как образ этого насекомого нашел свое отражение в литературе.
В русском языке есть множество пословиц, поговорок, загадок и выражений, упоминающих муху. Например, делать из мухи слона, он и мухи не обидит, кишат, как мухи. В них дается не только внешняя характеристика этого насекомого (маленький размер), но и его многочисленность и незащищенность.
А какую характеристику мух дают русские писатели, как упоминают о ней в своих произведениях? Прежде всего хочется обратиться к басне И.И. Дмитриева, написанной в XIX веке
Бык с плугом на покой тащился по трудах;
А Муха у него сидела на рогах,
И Муху же они дорогой повстречали.
«Откуда ты, сестра?» — от этой был вопрос.
А та, поднявши нос,
В ответ ей говорит: «Откуда? — мы пахали!»
От басни завсегда
Нечаянно дойдешь до были.
Случалось ли подчас вам слышать, господа:
«Мы сбили! Мы решили!»
Выражение «Мы пахали» остается понятным и частотным и в XXI веке и характеризует действия бездельников, которые приписывают себе чужие достижения. А ведь, действительно, муху, в отличие от других насекомых (муравья, пчелы) смело можно причислить к этому разряду тунеядцев.
Тот же XIX век. Гений русской поэзии Александр Сергеевич Пушкин тоже не обошел вниманием мух. В стихотворении «Осень» (1833) великий поэт признавался:
Ox, лето красное! любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.
Прямое значение, которое не нуждается в комментариях. А вот интересное значение, переносный смысл. В черновике IV главы «Евгения Онегина» встречаем высказывание: «Кто бьёт хлопушкой мух журнальных…» Эта цитата как бы «расшифровывается» законченным немного позже стихотворением 1826 года «Совет»:
Поверь: когда слепней и комаров
Вокруг тебя летает рой журнальный,
Не рассуждай, не трать учтивых слов,
Не возражай на писк и шум нахальный:
Ни логикой, ни вкусом, милый друг,
Никак нельзя смирить их род упрямый.
Сердиться грех — но замахнись и вдруг
Прихлопни их проворной эпиграммой.
Во II главе «Евгения Онегине» читаем:
Он в том покое поселился,
Где деревенский старожил
Лет сорок с ключницей бранился,
В окно смотрел и мух давил.
И вот вокруг фразы «мух давил» разгораются споры, ведь одни уверены, что скучающий барин от нечего делать давил ноготочком бедных насекомых, а другие представляют совсем иное занятие.
В словаре В. Даля (1865) читаем: «Убить муху, напиться допьяна».
«Словарь русских синонимов» к выражению «раздавить бутылочку» предлагает богатый ряд схожих выражений: пропустить по маленькой, заложить за галстук, заложить за ухо, зарубить муху, заложить за воротник, пропустить стопаря, клюкнуть, дрызнуть, раздавить муху, поддать, залить за воротник, выпить, зашибить муху, дерябнуть, хряпнуть, подзаправиться, заправиться, хватить, залить за галстук, тяпнуть, дёрнуть, клюнуть, принять, принять на грудь.
Выражение давить мух было в то время характеристикой образом и обозначением застойного быта дворянского времяпрепровождения и тусклого развлечения. Сейчас этому выражению соответствует выражение «быть под мухой». Этому занятию предавался дядюшка главного героя, оставивший после себя «наливок целый строй». Но и в прямом смысле покойный от скуки мог бить надоедливых мух.
Здесь нужно отметить, что пресловутые мухи незадолго до этого фигурировали и в других произведениях Пушкина. Современник поэта писатель К. Полевой в своих «Записках» пишет:
«Увидевши меня по приезде моём из Москвы, когда были изданы две новые главы «Онегина», Пушкин желал знать, как встретили их в Москве. Я отвечал: — Говорят, что вы повторяете себя: нашли, что у вас два раза упомянуто о битье мух. Он расхохотался; однако спросил: — Нет? в самом деле говорят это? — Я передаю вам не своё замечание; скажу больше: я слышал это из уст дамы. — А ведь это очень живое замечание: в Москве редко услышишь подобное, — прибавил он».
Казалось бы, совершенно непривлекательный образ создали авторы, но вот Корней Иванович Чуковский придумывает Муху-Цокатуху. Ее образ позолоченное брюхо не портит, а купленный за копейку самовар даже украшает. И вот из назойливого насекомого, которое порой не дает покоя, перед нами трогательный образ. Вот так и поменялось наше мировосприятие.
Вот так и в моих исследовательских работах. Начинали мы с простого, говорили о вреде и пользе этого насекомого. И оказалось, что мухи не такие уж и «грязные», а о пользе мух говорят сейчас большинство ученых. Изучены возможности использования синантропных мух в космических биологических системах жизнеобеспечения человека. В российском институте медико-биологических проблем недавно вывели уникальных полезных мух, личинки которых полностью перерабатывают отходы человека и животных в перегной, и сейчас продумывают схему экологически чистой утилизации отходов в дальних космических путешествиях.
Мух разводят специально в соседней с нами Липецкой области. Их кормят сахаром и сухим молоком и получают конечный продукт – белково-липидный концентрат. Этот концентрат применяется, и с успехом, на предприятиях животноводства, птицеводства и рыбоводства. Мы поняли, что людям надо бороться прежде всего с собой: с неряшливостью, с грязью, со своими страхами и стереотипами. А с мухами нужно находить «общий язык»: тогда она подскажет решение сложных проблем, которые природа уже смогла решить, а люди еще нет.
Вот так оказалось, что литература нашла подтверждение в науке. Экологическая культура многогранна, и в самом простом можно найти массу интересного.