Глоток чистой воды

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Глоток чистой воды

Яровой Р.В. 1
1МБОУ СОШ с УИОП № 8
Пономарёва Л.Е. 1
1МБОУ СОШ с УИОП №8
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Помните фильмы «Ошибка резидента» и «Судьба резидента», в которых граф Тульев, отец главного героя, которого играл Георгий Жженов, всю жизнь в эмиграции мечтал о Счастье – о том, чтобы с удочкой на рассвете в русской речке поймать маленького русского карасика. Всем ли понятен этот образ?

Для меня Родина - это прежде всего немудреная речка Усманка, на которой я провожу одни из самых счастливых часов моей жизни. Академик Дмитрий Лихачев, один из самых тонких и интеллигентных людей России, называл такие места сакральными, несущими заряд необычайной энергии, открывающими в человеке способность улавливать высший смысл мироздания. Он писал, что такие места воспитывают сами по себе. Кто видел красоту наших мест, тот испытывал внутренний подъем, зачарованный зеркальной гладью воды с перевернутым отражением облаков.

Мы по праву гордимся своей родиной, помним историю нашего города и людей, которые прославили ее. Именно к таким личностям принадлежит талантливый фотомастер, журналист Василий Михайлович Песков. Этот человек правдиво рассказывал о нашем крае всему миру, к его мнению прислушивались, его произведениями зачитывались. Василий Михайлович очеркист, и в каждом очерке он мог рассказать много интересного, его пронзительный взгляд на природу поражал и восхищал каждого. В одном из очерков «Речка моего детства» он поведал о путешествии вдоль небольшой степной речки Усманки, на берегах которой прошло его детство. Начинается повествование плавно и неспешно, в точности как вода течет в речном устье - рассказом о детских прогулках и рыбалке. Именно на этой речке ребята учились плавать и нырять, зимой катались на коньках, а летом «сколько радостей и открытий давала рыбалка». Он вспоминает, как «находили в пойме утиные гнезда, видели, как кидается в воду, вытянув когти, большая птица, скопа, замечали, как невидимый бегает по траве коростель, как, притаившись на одной ноге, торопливо поджидает лягушек цапля. Мы находили бобровые норы, знали, на каких плесах в осоке дремали большие щуки, научились руками в норах ловить налимов и раков».

В.М. Песков описывает свое путешествие к истоку реки. «Началом реки я ожидал увидеть родник (думал: напьюсь незамутнённой воды и пойду), но я ошибся». Речка была без воды: «В узком рукаве между камышами вода журчала и маленькой силой своей качала одиноко стоявшую камышинку». К моменту путешествия автора от некогда полноводной реки мало что осталось: человеческая бесхозяйственность стала причиной почти полного обмеления. Леса вокруг вырубили, земли распахали, исчезли природные родники, питавшие реку. А когда ушла вода, пашни тоже перестали приносить пользу, и берега превратились в пыльную пустыню. Подобные примеры можно найти повсюду, но мало кто задумывается, что именно с исчезновения таких вот речушек начинается обмеление любых крупных водоемов.

Василий Песков вспоминая о прошлом, радуется, рассказывая о настоящем, грустит. Свой очерк он заканчивает словами:

«…У каждого из нас есть «своя речка». Неважно какая, большая Волга или малютка Усманка. Все ли мы понимаем, какое это сокровище - речка? И как оно уязвимо, это сокровище! Можно заново построить разрушенный город. Можно посадить новый лес, выкопать пруд. Но живую речку, если она умирает, как всякий живой организм, сконструировать заново невозможно … В чем я вижу смысл разговора об Усманке? В том, чтобы каждый понял: рек незначительных нет! Надо беречь каждый ключик, каждый ручей. Только так можно уберечь Радость, которую нам дают текущие воды, и возможность в любую минуту утолить жажду. Ибо нет на земле напитка лучше, чем стакан холодной чистой воды».

Эту же мысль можно найти на страницах книг В. Распутина. Произведения писателя помогают понять нечто сокровенное, о чем думаешь, но что порой забывается в суете быстротекущей жизни, о чем догадываешься, но подлинный смысл чего-то вдруг открывается только после прочтения его произведений.

В очерке «Байкал, Байкал» В. Распутин восхищается этим редким даром природы, его красотой, царственным величием, природными богатствами: «Байкал, казалось бы, должен подавлять человека своим величием и размерами- в нем всё крупно, всё широко, привольно и загадочно – он же, напротив, возвышает его. Редкое чувство приподнятости и одухотворенности испытываешь на Байкале, словно ввиду вечности и совершенства и тебя коснулась тайная печать этих волшебных понятий, и тебя обдало близким дыханием всесильного присутствия, и в тебя вошла доля магического секрета всего сущего. Ты уже тем, кажется, отмечен и выделен, что стоишь на этом берегу, дышишь этим воздухом и пьешь эту воду. Нигде больше не будет у тебя ощущения столь полной и столь желанной слитости с природой и проникновения в нее: тебя одурманит этим воздухом, закружит и унесет над этой водой так скоро, что ты не успеешь и опомниться: ты побываешь в таких заповедных уголках, которые и не снились нам; и вернешься с удесятеренной надеждой: там, впереди, обетованная жизнь…»

Во вступительной статье к фотоальбому «Байкал» В. Распутин напоминает, что сохранение Байкала – проблема не только экологическая, но и нравственная, потому что «мы с рождения впитываем в себя картины своей родины, она влияет на наш характер и в немалой степени определяет нашу человеческую суть. Поэтому недостаточно сказать, что они дороги нам, мы – часть их».

Таким образом, примеры, приведенные мной, подтверждают мысль о неизменной связи природы и родины. Они неотделимы друг от друга.

Просмотров работы: 64