Надо придать смысл человеческой жизни.
А. де Сент-Экзюпери
Живой душе пускай рассудок служит!
Все начинается с любви!
Н.Рубцов
Удивительное чувство – любовь! Наверное, это самое святое, самое доброе, что есть в человеке… Любовь - чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности, на ней держится мир, человеческий род.
Но любви нужен выход, ее следует передавать, дарить другим, иначе она потеряет свое назначение.
Якушева Татьяна Александровна, мой классный руководитель и учитель русского языка и литературы, отдаёт нам, своим ученикам, знания, опыт, душу, тепло своего сердца и при этом испытывает огромное чувство удовлетворения, подкрепляемое сознанием того, что может быть полезной для нас, а в конечном итоге и для общества, и для государства в целом. Может быть, именно в этом и есть её предназначение как человека, как гражданина, как педагога…
«Педагог» - греческое слово, означающее «ведущий ребёнка за руку». Первоначальное значение этого понятия - «раб, слуга», позднее толкование изменилось на «наставник, воспитатель». Кто же он сегодня учитель XXI века? Современный педагог – это тот, кто ведёт ребёнка по жизни, обучая его, как пройти по этому пути, не свалившись в пропасть, не заблудившись в житейских дебрях, не ошибившись на перепутье.
Куда ведёт эта дорога? Только вперёд и только ввысь. А задача Татьяны Александровны как учителя - не дать угаснуть огоньку интереса, любознательности, всемерно способствовать томлению «духовной жаждою», укрепить в ребёнке ощущение себя гражданином Отечества, звеном в исторической цепи развития родной культуры.
Говоря это, я уже предвижу упрёки в пафосе и высокопарности, а возможно, даже вопрос: « Как реализует она эти задачи на каждом уроке?». Соглашусь в одном: трудно ей продвигаться по этому пути. Трудно - потому что этого нельзя сыграть, трудно - потому что мешает быт, трудно - потому что цинизм жизни заставляет становиться скептиками, порою, даже самых добрых и отзывчивых детей. Но у неё есть огромное преимущество: Татьяна Александровна - учитель русского языка и литературы. В её руках – СЛОВО во всём своём величии и ничтожестве, слово-оружие и слово-поддержка, слово-открытие и слово-совесть.
Отталкиваясь от мысли знаменитого русского поэта Н.Заболоцкого, скажу: ребёнок не сосуд, который надо наполнить, а светильник, который надо зажечь. Слово есть тот огонь, который способен зажечь. И в этом мой учитель так похож на легендарного Данко, ведущего за собой толпу, не дающего потухнуть остаткам человечности в каждом и не ждущего благодарности за свой жизненный подвиг!
Но слово – это ещё и ответственность учителя перед учеником. По преданиям, Сократ брал двойную плату с учеников, желающих овладеть ораторским искусством, мотивируя это тем, что их придётся учить не только говорить, но и тому, как нужно молчать и слушать. Талантливое слово заставляет погрузиться в молчание, так как общение с учителем как с посредником автора и проводником его мысли ведёт к глубокому пониманию текста, к интенсивности мыслительной и духовной работы, совершаемой каждым ребёнком. « Я не забуду никогда самый первый момент, когда это озарение, это открытие состоялось. И теперь мне до слёз трогательно видеть наполненные блестящей влагой глаза детей, когда они не в состоянии привычно отреагировать на звонок с урока и просто уйти, когда «просто уйти» воспринимается ими как глумление над чем-то высоким и настоящим, когда приходит это неловкое чувство растерянности от невозможности изменить установившийся ход событий «по расписанию», - вспоминает Татьяна Александровна. Помните, как у Пастернака?-
Прощай, размах крыла расправленный,
Полёта вольное упорство,
И образ мира, в слове явленный,
И творчество, и чудотворство.
Но остаётся твёрдая уверенность в том, что, вопреки некстати прозвучавшему звонку, недосказанности, которая домысливается каждым по-своему, шуму пришедшего на следующий урок класса, её дети, мучимые дерзко брошенными автором вопросами «Кто ты, человек? В чём смысл твоей жизни?», найдут ответ. Ключами им послужат язык, литература и культура.
В такие минуты и закладываются основы высоких нравственных понятий: «патриотизм», «гражданственность», «духовность», «душевность», - за которыми так прочно закрепилась «репутация» пафосных. Но творчество «случилось», и то, что учителю казалось невыполнимым, состоялось! Я знаю, что эти маленькие и большие школьные открытия станут для каждого ученика Якушевой Т.А. точкой опоры в будущей жизни, мерилом хорошего и плохого, маяком в лабиринте сложных человеческих взаимоотношений.
«В такие минуты появляется чувство удовлетворённости своей работой, ощущение гордости, потому что удалось соединить, связать воедино вот на этом конкретном уроке три разошедшиеся в последнее время понятия: «Язык», «Человек», «Культура», - говорит Татьяна Александровна. Выполняя роль «ведущего за собой», учитель должен всегда держаться этих ориентиров.
Оценивая педагогический путь моего учителя, я поняла, что то тепло, которое она дарит своим ученикам, бумерангом возвращается к ней ежеминутно, ежечасно, ежедневно… И если ко мне обратятся с вопросом: « Позвольте полюбопытствовать, какая профессия вам по душе?», отвечу с гордостью: «Профессия учителя-словесника!»