Сухие листья тихо шуршат под ногами. Вечереет. Холодно. Я сильнее укутываюсь в свой шарф. Наконец-то дошла до подъезда. Вот и она – знакомая дверь. Чувствую волнение. В горле комок… На глазах слезы. Это первая минута жалости к одинокому старику, ставшему мне таким родным. Справляюсь. Теперь стою, предвкушая радость встречи с Учителем.За дверью слышатся знакомые шаркающие шаги.
- Здравствуй, голубушка, здравствуй! Проходи, садись, сейчас налью тебе чаю.
Поспешно уходит. Успеваю заметить, как у него на глазах тоже появляются слезы. Слышу дрожь в голосе.
Окинула взглядом небольшую комнату. Сразу же прониклась атмосферой пустых чашек, стоящих на столе уже пятый день, сушек, одиночества и книг…
Василий Геннадьевич очень изменился с тех пор, как перестал работать в школе. Он будто бы иссох, осунулся, одним словом, постарел. Но это был все тот же добрый учитель русского языка и литературы. Светло-карие глаза по-прежнему ласково смотрели на меня.
- Как поживаешь? Как дела? – спросил он, поставив на стол чашку чая.
- Хорошо, Василий Геннадьевич, вы как?
- Потихоньку, голубушка, читаю вот, - сказал, кивнув головой на книги.
Мы долго-долго говорили обо всем: о друзьях, о семье, о школе, о любви, о насущных проблемах и, конечно, о литературе. Мама когда-то очень любила такие встречи со своим учителем. Теперь и я жадно вслушиваюсь, ловлю каждое слово.
Василий Геннадьевич оказался в первый сентябрьский день на пороге девятого класса с томиком Чингиза Айтматова под мышкой. Он открыл книгу и прочитал потрясающую легенду о манкуртах из романа «И дольше века длится день». Ребята замерли. Они перенеслись в те седые времена, когда люди кочевого племени жуаньжуанов нашли варварский способ отнимать у пленных рабов их живую память. Молодым людям брили головы и надевали свежую «шири» из верблюжьей кожи, которая намертво стягивалась под степным, палящим солнцем. Человек либо умирал, либо все забывал…. Как же глубоко символична эта легенда! История женщины по имени Найман-Ана и ее сына поражала… Перед глазами все летала и летала белая птица с воззванием к людям: «Вспомни имя твое!»…
С того времени айтматовские цитаты постоянно звучали на уроках литературы. Они никого не оставляли равнодушными.
Вот мы переносимся на бескрайние просторы Моюнкумской саванны, следим за жизнью волчьего семейства синеглазой Акбары и Ташчайнара. И нас до глубины души поражает эта история. Мать Акбара, как мать-природа, хочет сохранить себя, свое будущее в потомстве. Три раза волки уходили в глухие места, и три раза злая и жестокая судьба, воплощенная в образе людей, лишала их детенышей. Волки, которые по своей природе обречены убивать, в романе благородны, сильны и красивы. Их удивительная верность друг другу и особенная звериная нежность возвышают Акбару и Ташчайнара над многими людьми, не давая последним права на первенство… И долго-долго мне, как и Бостону, не дает заснуть страшный вой синеглазой волчицы… Призывает переживать, думать о «спасении душ людских».
Невозможно забыть слова главного героя Авдия Каллистратова: «…перед каждым человеком стоит неизбывная задача – быть человеком, сегодня, завтра, всегда. Из этого складывается история». И вот уже тебя заставляют действовать строки из романа: «Люди не понимают, сколько несчастий и убожества в их жизни проистекает и проистекало во все времена от лени».Ты приказываешь себе: «Иди работать, помогать людям, узнавать новое, читать, искать свое место в жизни!» Охваченная любовью к распятому Авдию, к погибшему сынишке Бостона, к людям, в которых «так трудно рождается…человеческое», веришь, что сумеешь всего добиться в жизни. Хочется действовать!
Взволновала повесть «Первый учитель».Вдруг почувствовала себя влюбленной Алтынай: влюбленной в учителя, в школу, в литературу. Моим Дюйшеном стал Василий Геннадьевич. Постоянно звучат слова, зовущие вперед:
- Ручеек ты мой светлый… И способности у тебя хорошие.
Для меня Василий Геннадьевич – пример для подражания. Помните, как Алтынай пишет: «Каждое слово учителя, каждая буква, показанная им, все для меня было свято
Слушаю его тихий голос, ставший таким родным. Сегодня мы говорим о романе «Буранный полустанок», от которого просто невозможно оторваться. И «дольше века длится день» похорон Казангапа, день напряженных размышлений Едигея о сложных вопросах времени, истории. Мы же читаем не о былом и не о том, как живут, а о том, как жить. На том далеком-далеком полустанке основой жизни стали Память и Совесть. Эти люди не рвут от жизни куски и не ищут, где лучше. А перед тобой новый вопрос: «Мой удобный мир, мои интересы и интересы общества – как гармонично объединить их?»
Просто и мудро Айтматов пишет: « Самое лучшее, что может человек сделать для других, так это воспитать достойных детей». И вдруг замираю... Своим впечатлительным детским умом уже рисуюбудущие картины…
Сидят пятиклассники. Я начинаю свой первый классный час. Буду учить ребят любить землю и беречь жизнь. И вновь мне помогут айтматовские строки: «О, великая Земля, ты всех нас удерживаешь на своей груди… Да, мы твои дети, так дай же нам счастья,сделай нас счастливыми!»
«Помните, дети, наказ писателя не быть манкуртами»,- скажу я им и прочитаю слова из книги «Белый пароход»: «Дед говорит, что если люди не будут помнить отцов, то они испортятся… тогда никто не будет стыдиться плохих дел, потому что дети и дети детей о них не будут помнить».
А еще мы с ребятами обязательно посадим деревья в школьном саду. Много деревьев! Каждый мой ученик услышит голос Дюйшена: «И пока они вырастут, пока наберут силу, ты тоже вырастешь, будешь хорошим человеком… И пусть твое счастье будет в учении, звездочка моя ясная… И всегда они будут на виду, и добрые люди будут им радоваться. Тогда и жизнь настанет иная… Все лучшее еще впереди».
Конечно, впереди! Сегодня снова на столе раскрыт томик любимого писателя. « Джамиля», «Тополек мой в красной косынке», «Пегий пес, бегущий краем моря»… Отключен телефон, чай, сушки…
Я очень хочу стать учителем, хорошим учителем. Понимаю, что это трудно. Но буду стараться, буду стремиться каждый день, каждый урок учить детей любить Россию, людей, школу, русский язык, литературу.
Сегодня мы с мамой идем к Учителю. Идем прощаться… Навсегда… Мы не сдерживаем слез. Идет дождь. Кажется, что природа плачет вместе с нами. Не слышно больше шаркающих шагов…
На тумбочке лежит книга – последний подарок для меня. В сборнике произведений Айтматова нахожу закладку. Еще один урок – напутствие от Василия Геннадьевича и Чингиза Торекуловича. Читаю: «Труднее всего человеку быть человеком изо дня в день».
Я постараюсь, Учитель!