Жизнь литературного произведения в искусстве и времени (по комедии А.Н. Островского «Бедность не порок»)

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Жизнь литературного произведения в искусстве и времени (по комедии А.Н. Островского «Бедность не порок»)

Ветлова И.А. 1
1МОУ- ПРОФИЛЬНАЯ ШКОЛА №4
Кулькова И.В. 1
1МОУ- ПРОФИЛЬНАЯ ШКОЛА №4
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Я выбрала тему: «Жизнь литературного произведения в искусстве и времени», которую хочу исследовать на примере произведения русского драматурга, творчество которого стало важнейшим этапом развития русского национального театра, А.Н. Островского «Бедность не порок». Мною была поставлена цель: ответить на вопрос: как меняется восприятие художественного произведения читателями разных эпох, выяснить, как тема комедии отражена в современно искусстве.

«Бедность не порок» (первоначальное название «Гордым Бог противится») —комедия  в трёх действиях. Данное произведение автор посвятил Садовскому Прову Михайловичу , артисту Малого театра, который с огромным успехом выступал в пьесах своего друга . Именно с пьес Островского началась история русского театра. Он создает целостность актерской игры в неординарных ситуациях. В 1869 году пьеса "Бедность не порок" впервые была поставлена в театре Садовского. Как известно, пьеса - это очень широкое понятие, и следует уточнить жанр пьесы "Бедность не порок". Это комедия со своей проблематикой и ярко выраженной главной темой. Критики-современники не восприняли пьесу, как серьезное произведение, а счастливый исход посчитали лишь преображением реальности, сокрытием настоящих изъянов человеческой души. К тому же Островский высмеял пороки людей, чем задел близких друзей, которые узнали в его героях себя. «Бедность не порок» — произведение, которое одним людям нравится, а другим нет. «Нас нисколько не удивляет, что есть люди, не умеющие отличать посредственных или плохих пьес от гениальных и добродушно ставящие "Бедность не порок" выше шекспировских произведений: ведь есть же люди, думающие, что Основьяненко (или Гребенка) выше Гоголя, что "Пан Халявский" лучше "Мертвых душ" и т. д.; но тем не менее удивительно, что подобные люди решаются печатно высказывать, что "Бедность не порок" выше "Гамлета" и "Отелло",— говорит современный критик Н. Г. Чернышевский. «Ради Бога, дайте нам русских характеров, нас самих дайте нам, наших плутов, наших чудаков! На сцену их, на смех вам», — отзывался русский прозаик Н. В. Гоголь. В пьесе Островский поднимает несколько злободневных тем, но несмотря на их глобальный характер и значимость, они все решаемы. И так,  проблемы, которые автор раскрывает перед читателями— это становление человеческой личности, разрешение конфликтов, нравственность эпохи и падение этих самых нравов.

Данные темы интересовали художников и композиторов разных времен. Так, современный художник Размадзе Рамаз написал целую серию картин маслом на тему «Бедность не порок».
https://artnow.ru/kartina-iz-serii-Bednost-ne-porok-hudozhnik-Razmadze-Ramaz-155073.html


Данное произведение не раз ставили на сцене театра, как в то время, когда было написано произведение, так и в наши дни.

Премьера 25 января 1854 в Малом театре при деятельном участии Островского

9 сентября 1854 в бенефис реж. Яблочкина в Александрийском театре 

Малый театр (17 сент. 1908)

Театр Корша (26 сент. 1914; реж. Санин)

Петроградский академический театр драмы (3 дек. 1921)

Московский театр им. Ленинского комсомола (1935; реж. Судаков)

Московский театр-студия под рук. Дикого (1936; реж. Топорков)

Московский театр им. Ермоловой (1936; реж. Терешкович)

Санкт-Петербургский театр юношеского творчества им. М. Г. Дубровина ( реж. Н. В. Сергеев)

http://www.literaturus.ru/2017/05/illjustraciii-bednost-ne-porok-ostrovskij.html

А в 1969 году Антонина Зиновьева с участием актеров Государственного академического Малого театра сняла фильм «Бедность не порок».

https://www.kino-teatr.ru/teatr/movie/92981/foto/i2/

Размышляя о бессмертии искусства, я задалась вопросом: что делает данное произведение вечным, заставляет сегодняшних режиссеров и композиторов обращаться к старым сюжетам? Я считаю, это из-за того, что проблемы данного произведения актуальны на сегодняшний день и будут актуальны, пока человек не научиться грамотно разрешать конфликты и пользоваться своей нравственностью в нужный момент. По отношению Островского к своим героям мы можем сделать вывод о жизненных принципах драматурга. Народная нравственность, любовь к близким, искренние настоящие чувства, близость к народным традициям, победа добра над злом - вот те идеалы, которые близки были писателю в данный период жизни . И моя точка зрения по этому вопросу полностью схожа с авторской.

Эта комедия во многом повлияла на мое мировоззрение. Здесь каждому есть над чем задуматься. Как сегодня нельзя заметить, что история человечества продолжает решать проблемы, поднятые авторами много лет назад? Данное произведение следует прочитать каждому современному человеку.

Да, удивительные вещи происходят вокруг: времена проходят, но мало что меняется в жизни людей. Сильные, удачливые, богатые всегда правы. Поэтому произведения Островского не теряют своей актуальности.

Просмотров работы: 585