Дорогой жизни к свету и красоте...

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Дорогой жизни к свету и красоте...

Заграевская С.М. 1
1Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 5 им А.М. Дубинного города Пятигорска (МБОУ СОШ №5 им. А.М. Дубинного, г. Пятигорск)
Головинская И.С. 1
1Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 5 им А.М. Дубинного города Пятигорска (МБОУ СОШ №5 им. А.М. Дубинного, г. Пятигорск)
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«Дело в жизни, в одной жизни, – в открывании ее беспрерывном и вечном, а совсем не в открытии!»

«Идиот» Ф.М. Достоевский

Есть книги, без которых, кажется, немыслима жизнь, те, которые переворачивают твою душу, которые невозможно забыть. Жизнь после встречи с такой книгой будто меняет свое русло, течет уже по другому вектору пространства и времени. Невольно ловишь себя на мысли: по какой бы дороге жизни я прошел, не прикоснувшись к тайне этого творения? Великие книги живут рядом, даруя потомкам ответы на вечные вопросы, заставляя расти и постигать новое. Одним из таких произведений является роман Федора Михайловича Достоевского «Идиот», который стоит в ряду важнейших и любимейших, и вот почему…

Я сижу у раскрытого окна с томиком «Идиота» Достоевского, и легкая, едва уловимая мелодия величайшего художественного произведения незримо окутывает меня ореолом размышлений и чувств... Трагично-возвышенная, полная неизбежности случившегося и тайной надежды, эта тихая и пронзительная мелодия волшебной скрипки, будто душа романа, звучит во мне и зовет. Предчувствие скорби и тихая радость, смирение перед судьбой и свет недостижимой истины основ мироздания, тайные смыслы любви, добра, красоты, щедрости и простоты духа, страсти и холодного расчета, буйство переживаний вновь и вновь наполняют мое сознание. Я открываю страницы романа и погружаюсь в судьбы Льва Николаевича Мышкина, Настасьи Филипповны, Аглаи, Парфена Рогожина, Гани, Лизаветы Прокофьевны, стараюсь разгадать мотивы поступков главных персонажей, увидеть драматический символизм, постичь смысл выбора героев и его последствий.

Среди центральных фигур романа передо мной оказывается фантастический образ «положительно прекрасного» человека – князя Мышкина, молодого человека лет двадцати шести, роста повыше среднего, бледного, белокурого, густоволосого, со впалыми щеками и легонькой белой бородкой, во взгляде больших голубых глаз что-то тихое, но тяжелое, возможно, от падучей болезни. Образ светлый, скромный и предельно замечательный, тонко чувствующий окружающий мир, людей, скрытые мотивы их поступков, следующий христианским заповедям и наделенный тонкими чувствами, способностью предвидеть будущее. Однако что-то в этом образе настораживает. Может быть, множество противоречий, разрушающих стройный идеал?

Нарушение баланса видим уже в самом имени: с одной стороны Лев, с другой – Мышкин, а далее князь и одновременно «идиот» в глазах многих, человек, вернувшийся из заграницы и лишенный всяческого капитала, князь и юродивый. Кто же этот человек? Каков он и откуда? Из иллюзорного мира далекой Швейцарии с чудной природой, умиротворением и «белой ниткой водопада» или из собственной человеческой фантазии, из грез, существующих лишь в безграничном воображении сознания, которую тонко подмечает Лизавета Прокофьевна, говоря, что «Европа, все это одна фантазия». И почему этот образ становится бесконечно мил и дорог?

Приезжая из-за границы, Мышкин точно пробуждается ото сна и попадает в мир реальности, где правит «ложь, пронырство, обман, фанатизм, суеверие, злодейство», играют «самыми святыми, правдивыми, простодушными, пламенными чувствами народа», где «все променяли за деньги, за низкую земную власть». Общество нарекает его жалким идиотом, буквально без копейки, совершенным ребенком, смешным и простоватым, одним словом, Мышкин в глазах света – «просто дурачок и амбиции не имеет». Впрочем, сумасшедшими в романе называют не только Мышкина, но и Аглаю, и Настасью Филипповну, может, за их способность мыслить и делать что-то по-своему, быть не таким, как все, иметь индивидуальность, а значит ненормальность, противопоставленную другим? Что же наш герой? Он будто не видит насмешек, слепо верит людям, видит в них прекрасное, помогает, находит объяснения всему гнусному, отдает последнее и понимает, что «самая сильная боль, может, не в ранах», не в телесных страданиях и муках, что «сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества». Кажется, что поэтому его и притягивает Настасья Филипповна, красота которой не сравнится с красотой Аглаи. «Красоту трудно судить», ибо «красота – загадка». Чего же хочет Мышкин? Может, главная миссия этого человека – познать действительность и найти рецепт того, каким должен быть этот мир и как жить, чтобы достичь всеобщей гармонии? Той самой гармонии, где «каждая «маленькая мушка… место знает свое, любит его и счастлива»; каждая травка растет и счастлива! И у всего свой путь, и все знает свой путь, с песней отходит и с песней приходит». Обрести гармонию не для себя, но для других, поскольку люди, даже самые униженные и обездоленные, способны возродиться.

Перипетии, происходящие с князем Мышкиным, приводят его к трагическому финалу. Гибель Настасьи Филипповны становится кульминацией всего, описанного ранее. И я снова задаюсь вопросами. Происходит ли трагедия по вине ревности Парфена Рогожина, или к событию оказывается причастным вмешательство князя в судьбу героини? Существовала ли возможность предотвратить гибель Настасьи Филипповны? Мог ли Мышкин помешать драматическому исходу или изменить отношение окружающих к личности Настасьи Филипповны так, как это произошло в отношении Мари?

Тягостно само раздумье о смерти. Еще в начале романа Мышкин, увидев в доме генерала Епанчина портрет Настасьи Филипповны, предрекает ее судьбу с Рогожиным: «…женился бы, а через неделю, пожалуй, и зарезал ее», значит, смерть предрешена и неизбежна. Но тут же видим надежду на спасение: «… вот не знаю, добра ли она? Ах, кабы добра! Все было бы спасено!» Мне думается, что обреченность героини на смерть от рук Рогожина, с одной стороны, и возможность спастись, с другой, не зависят от Мышкина. Он, будучи человеком православным и глубоко верующим, знает, что никто не сможет спасти другого своими силами, думать так – впадать в грех гордыни. А Настасья Филипповна не ищет спасения, но сама обрекает себя на гибель, не видя возможности преодолеть страдания и боль. Она желает спасти князя, единственного достойного человека в ее жизни. Мне верится, что князь принимает обет безмолвия, погружаясь в себя и замыкаясь в своем мире, откуда пришел. Он остается верным своим идеалам, не корит Рогожина, зная, что тот сам себя погубил, и тем уже наказан. И за чистоту ему даруется жизнь, полная покоя и умиротворения, где царит желанная гармония, тихая радость и красота.

Финал романа заставляет верить в то, что и рай и ад начинаются на земле, каждый выбирает свою дорогу сам, но терпение, благодарение и «смирение может весь мир покорить» (С. Саровский). Все внутри нас. Как писал сам Ю.М. Достоевский, «сколько человеку в жизни надо счастья, в такой же мере ему надо и несчастья, потому что они счастья-то своего не поймут». А что нужно для счастья? Кусочек синего неба, клочок луга, тишина, и пусть «каждое утро восходит такое же светлое солнце; каждое утро на водопаде радуга; каждый вечер снеговая, самая высокая гора там, вдали, на краю неба, горит пурпуровым пламенем». Все, что есть в мире великого, живет в молчании и говорит тишиной.

Роман прочитан, а трогательность и яркость образов, серьезность и драматизм человеческой жизни, сложная и пламенная картина чувств, необыкновенно пластично и выразительно раскрытая автором, еще долго витает в сознании. Роман приоткрывает завесу над глубочайшим миром человеческих переживаний, где строгость и глубокая эмоциональность уживаются с высоким гуманизмом и горячим сочувствием героям. Для меня роман «Идиот» представляется кладезем мудрости глубоких философских мыслей, тайна которых еще далеко не раскрыта до конца. Одна из них заключается в том, что жизнь прекрасна сама по себе, ее не стоит фантазийно приукрашать (как это делает генерал Иволгин), но стоит реально проживать, стараясь познать все ее краски. Активность во всех жизненных процессах важна сама по себе, как и способность мыслить (в лице Аглаи), чтобы не уподобиться спонтанности и безжалостности природных стихий (П. Рогожин). В жизни никто не уйдет от наказания, но господь милосерден, он дарует милость и покой. И красота действительно мир спасет!

Просмотров работы: 68