Настя рвала и метала. На неё свалилась неприятность: её планы были под угрозой. Каникулы, Новый Год, Рождество… Неужели не понятно, что всё это предназначено для радости и отдыха?! А тут проект - как снег на голову.
- Ну почему, почему именно я? – в который раз спрашивала она скорее у себя, чем у бабушки.
- Наверно потому, что ты можешь справиться с этой работой лучше, чем другие, - спокойно ответила Ольга Петровна. – Ведь это конкурс, и результат должен быть достойным. К тому же, это может быть интересным.
- Что же тут интересного? - воскликнула Настя.
- А как звучит тема?
- В том-то и дело, что тему нужно сформулировать самостоятельно.
- Ну, тем более хорошо – свобода выбора.
- Что за шум, а драки нет? – весело спросил входящий в комнату Герман – брат Насти, студент 3 курса исторического факультета.
- Твоя сестра страдает, - сказала бабушка. – Будь хорошим братом, помоги ребёнку.
- А что надо?
- Сделать проект, посвящённый Далю, - уныло ответила Настя.
- А в чём проблема?
- Проблема в том, что это скучно и грустно и заберёт у меня кучу времени, которое я планировала провести совсем иначе, ведь скоро Рождество.
- Значит, нужно найти изюминку, чтобы это заинтересовало тебя саму и не казалось наказанием и пустой тратой времени.
- Как ты думаешь, Герман, что может заинтересовать современного старшеклассника в русской словесности позапрошлого века?
- Быть может, судьба самого человека, столь неординарного и разностороннего? Владимир Иванович Даль… А кто он по национальности? – с усмешкой спросил брат.
Чувствуя подвох, Настя не спешила с ответом.
- А кто он был по профессии? – продолжил Герман.
- Ну и?.. – ждала ответа Настя.
- Не знаешь, узнай. Тогда и интерес появится.
- Так ты мне не поможешь?
- Уже.
- Что уже?
- Помог.
- Ну Герман! - разочарованно воскликнула девочка.
- Да, «у всякого Федорки свои отговорки», - промолвила бабушка.
- Вот именно. Иди ищи первоисточник. Освоишь, приходи. Помогу искать «изюм», - сказал Герман и ушёл в свою комнату.
- Вот так всегда! Озадачил и ушёл, - возмутилась Настя и села за компьютер знакомиться с этим «неординарным и разносторонним человеком».
Биография Даля действительно впечатляла. Здесь было столько удивительных моментов!
Владимир Иванович Даль был многосторонней личностью. Он разбирался в земледелии, в торговле, в инженерном деле, в медицине, коневодстве, рыболовстве, строительстве кораблей и мостов. Он прекрасно пел и играл на многих музыкальных инструментах, был хорошим хирургом, высокопоставленным чиновником и академиком, автором учебников по зоологии и ботанике, одним из учредителей и деятельных членов Русского географического общества. Он был выдающимся лексикографом, фольклористом и этнографом. И как это всё можно было совмещать?! Настя задумалась. От переизбытка информации голова гудела, но главная идея проекта пока не вырисовывалась.
Настя решила сделать передышку и стала рассматривать ёлочку, украшенную разноцветными игрушками. За окном смеркалось, Настя включила гирлянду и залюбовалась игрой разноцветных огоньков…
* * *
- Тише ты! Тут человек! - раздался обеспокоенный шепот.
- Да она всё равно спит, - ответил другой голос.
- Хватит тебе шуршать! Вдруг ты её разбудишь?
За ёлкой слышалась какая-то возня. Было понятно, что их двое. Но кто они?
- А почему она спит?
- Устала. У неё «перезагрузка».
- А от чего она устала?
- От переизбытка информации. Кузя, ты как будто не видел, сколько всего она перечитала про этого Даля.
- Это тот, который создал толковый словарь русского языка?
- Да. А ещё он писал сказки, собирал пословицы и поговорки русского народа. А самое удивительное то, что сам он был по происхождению нерусским.
- Как это, нерусским? Он же написал «Русские сказки и предания»!
- Да, но его отец был датчанином, а мать – обрусевшей немкой. Но они оба «дружили» с языками. Его мама, Мария Христофоровна, знала пять языков, а его папа, Йохан Христиан – по-русски Иван Матвеевич - был лингвистом и даже был приглашён Екатериной II на должность придворного библиотекаря.
Сам же Владимир Иванович знал более двенадцати языков. О себе он рассказывал: «Ступив на берег Дании, я на первых же порах окончательно убедился, что отечество моё Россия, что нет у меня ничего общего с отчизною моих предков». Всю жизнь он с любовью изучал Россию, быт, религиозный, житейский опыт и язык народов, ее населяющих, открыл нам
богатства родного нашего языка. - Какая ты умная, Мотя!
-Да ладно тебе, Кузя. Ты вгоняешь меня в краску. А самое интересное знаешь что?
- Что?
- Что всем этим он занимался всю жизнь как бы между делом.
- Как это, между делом? Каким делом, Мотя?
- Он закончил медицинский факультет и служил хирургом, в том числе и на войне.
- Поразительно! Так, он был врачом?
- И не только. Сначала он был моряком, потом хирургом, служил при Министерстве внутренних дел, был высокопоставленным чиновником. И куда бы его ни забросила судьба, везде находил он удивительные слова, из которых потом возник главный труд его жизни – Толковый словарь живого великорусского языка.
- А я знаю, что Даль был знаком с Гоголем, Дельвигом, Крыловым и многими другими. Но особая страница его жизни — трогательная дружба с Александром Сергеевичем Пушкиным. Как только Даль узнал о дуэли поэта с Дантесом, он примчался в дом своего друга и неотлучно дежурил у его постели до самой смерти Пушкина.
- Кузя, ты молодец! Только говори потише, а то Настю разбудишь.
- Сама ты тише! Она и так уже просыпается!
* * *
Настя открыла глаза. Ёлочка по-прежнему играла разноцветными огоньками. Подозрительные шорохи привлекли к себе её внимание. Она подошла к ёлке и стала рассматривать игрушки. У них в семье была традиция украшать ёлку не только шариками и сосульками, но и маленькими игрушками. Взгляд девочки скользил по веткам, останавливаясь на знакомых с детства героях.
И тут она заметила две игрушки, которые были ей незнакомы.
- Проснулась уже, детка? – спросила бабушка, войдя в комнату. – Совсем ты измучилась с этим проектом, милая моя.
- Бабуля, а это что за чучундрики? – спросила Настя, указывая на незнакомые игрушки.
- Никакие это не чучундрики. Не обижай моих друзей, Настюша. Это - Кузя и Мотя - игрушки моего детства.
- Ничего себе! А где ты их взяла? Почему я раньше их не видела?
- В этом году продали наш дачный домик. А на чердаке в старом чемодане хранились самодельные игрушки. Они неплохо сохранились. Эти - мои любимые, их привезла тётя Валя.
- А почему они твои любимые?
- В детстве, когда я оставалась одна, я любила с ними поговорить. Они мне казались умными и понимающими. Во всяком случае, слушали они меня очень внимательно,- улыбнулась Ольга Петровна.
- А они тебя только слушали? Не разговаривали? Тебе, случайно, ничего не рассказывали?
Тут в комнату вошел Герман.
- Ну что, Настюха, нашла изюминку? Или всё ещё печалишься?
- Как говорит первоисточник, «ни радости вечной, ни печали бесконечной», - с усмешкой ответила девочка.
- Ну что ж, вижу, ты постигла глубину народной мудрости в трактовке Владимира Ивановича. А проект как назовёшь?
- «Энциклопедист-универсал нового времени».
- А изюминка в чём?
- А изюминка в том, что её нет.
- Не понял. Не смогла выбрать?
- Что такое изюминка? Своеобразная прелесть, придающая особый вкус.
- Ну, спасибо, «просветила», - засмеялся Герман.- А всё же?
- Ну как тебе сказать? Изюминка – это какая-то важная мелочь, а здесь не было мелочей, здесь всё было существенно. Мне очень понравились слова Владимира Ивановича Даля «Надо зацеплять всякое знание, какое встретится на пути; никак нельзя сказать вперед, что в жизни пригодится…»
Я решила сделать их эпиграфом к своей работе.
- Респект,- сказал Герман и удалился.
Ольга Петровна хлопотала на кухне над Рождественским пирогом, а Настя ещё долго задумчиво смотрела на ёлочку, рассматривала Кузю и Мотю и размышляла о рождественских чудесах. Под елочкой лежала праздничная открытка с пожеланиями: «Новогодней сказки и чудес под Рождество».
« Бывает же такое!» - подумала вслух Настя и пошла на волшебный запах рождественского пирога.