Прости нас, мы не хотели тебя убивать…

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Прости нас, мы не хотели тебя убивать…

Вилемсон М.И. 1
1МБОУ СОШ № 9
Бородкина Ю.А. 1Литвинова Е.Г. 1
1МБОУ СОШ № 9
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Однажды мне посчастливилось побывать в музее под открытым небом в городе Ханты-Мансийске «Торум Маа». Это этнографический комплекс, главными экспонатами которого являются предметы быта и культуры коренных малочисленных народов нашего края – ханты и манси. В тот день было очень много посетителей, вокруг играла музыка, совсем не похожая на ту, что играет по радио каждый день у папы в машине. Она была объемная, глубокая, местами быстрая, а иногда приглушенная, похожая на звуки природы. «Музыка в музее, – подумала я, – почему она играет?». Я с родителями рискнула подойти поближе.

Среди толпы нам удалось разглядеть высокий чум, украшенный разноцветными толстыми шкурами. Скорее всего, это были шкуры оленей. Вокруг чума ходили люди в национальных одеждах ханты. Нет, они не просто ходили, они танцевали! Только их танцы были мне не известны ( хотя я учусь в Школе искусств). Под большим слоем разных одежд и не видно, делали ли они «гранд батман», тянули ли они «носок», как учила меня Надежда Сергеевна на кружке хореографии… Но зато отчетливо было видно, что в этот танец они вкладывали всю душу. Более удивительными, чем этот танец, были маски на танцорах. Это не были макси лисички или зайчика на новогоднем утреннике в детском саду, это были большие, закрывающие шею и всё лицо, квадратные маски из бересты с длинными носами из веточек и пушистыми усами. Усы, видимо, делались из шкур маленьких пушистых зверят. Под максами даже не всегда было понятно, кто это танцевал: мужчина или женщина? Вокруг танцоров ходили люди в ростовых куклах, как большие тканные игрушки. Они смеялись, веселились и вели себя словно дети. Неподалеку стояли столы с угощениями, казалось, что ими можно накормить всех посетителей музея. Это и рыба, и мясо, и грибы, и пироги, и ягоды, и разного рода соленья…Пахло очень аппетитно!

Вдруг музыка прекратилась, и все танцоры резко упали на колени перед чумом. Из него вышел вожак и что-то произнес на непонятном мне языке. Вожак был одет в медвежью шкуру. После его речи, откуда не возьмись, подъехала упряжка с красивыми мохнатыми оленями. Их рога были извилисты и величавы. Из ноздрей шел пар. Они гордо топали копытами и это зрелище завораживало. Не часто в наше время встретишь настоящих северных оленей. Я даже захлопала в ладоши от радости, но тут увидела, как из-за оленей, с нарт, поднимают голову медведя. Настоящего! Только голова и лапы! Я испугалась и прижалась к папе…

Позже папа мне рассказал, что мы побывали на самом главном празднике ханты и манси – Медвежьем празднике. Не каждому суждено в современном мире увидеть, как проходило это знаменитое торжество. «Медведя убивают специально, чтобы сделать праздник?» – возмущенно спросила я у отца. И тот поспешил мне всё объяснить.

Как известно, традиции северных народов неразрывно связаны с природой, растениями и животными. Самым главным почитаемым животным у ханты является медведь. По древним преданиям медведь – это младший сын Бога Торума (Небесного бога). Поэтому он такой сильный и ловкий. Бог отправил своего сына на Землю и просил не разорять селения и не убивать оленей. Но из-за голода и нападок гнуса медведь нарушил наказ отца. Поэтому на него обрушилась небесная кара. Зверь стал смертным, и охотники имели право убивать его за непослушание. Душа же оставалась бессмертной и должна была возвратиться к Торуму. Специально ханты никогда не охотятся на медведя. Это считается большой удачей встретить его в лесу. По легенде в медведя вселяется дух рода охотника, и он выходит к нему на встречу. Дух уже не боится смерти и готов её принять, чтобы перейти в другой мир, оставив напоследок самый дорогой подарок – хозяина леса. Если медведь встал на две лапы и показал своё самое уязвимое место – брюхо, то охотник не имеет права не стрелять, это равносильно неповиновению духу рода.

Для охотника, которому повстречался медведь, это событие становилось не только праздником, но и огромной ответственностью. Ему необходимо было провести большое количество ритуалов, а самое главное – устроить праздник всему поселению и ближайшим соседям. Длительность праздника зависела от того, кого убил охотник. Если это был самец, то справляли самое малое 5 дней, самка – 4 дня, а медвежата - 2-3 дня. Праздник начинался ночью и не останавливался все последующие дни. А в это время необходимо было накормить всех гостей. Для некоторых охотников этот праздник оборачивался полным опустошением всех запасов еды, заготовленных на зиму. Однако ханты народ добрый и всегда друг другу помогают. Для них родовые и соседские связи являются высшей ценностью. С детства ханты учат помогать друг другу на охоте, рыбалке и в быту. Они учат детей быть честными, добрыми, щедрыми и благодарными. Поэтому большую часть праздника ханты благодарят Торума за удачную охоту и восхваляют медведя. Ханты, пытаясь загладить вину за убийство хозяина леса, перекладывают её на ружьё – это оно убило священное животное, а мясо, которое ханты делят на всех, якобы поедают вороны. Таким образом, ханты отводят от себя гнев богов и с чистой душой продолжают праздновать.

Оказывается, те ростовые куклы были театральные актеры, которые все дни праздника разыгрывают сценки, играют постановки. Чаще всего они носят шуточный характер, чтобы гостям было весело. Самая главная сценка должна быть про охоту на медведя. Танцоры ходят в берестяных масках, чтобы боги, если вдруг они обидятся на шутки или действия во время праздника, не узнали их и не смогли бы наказать. Вообще все гости и участники праздника должны быть в нарядных костюмах, праздничных мехах, лучших одеждах. Даже на голову медведю одевают украшения, а на глаза и нос кладут серебряные монетки. Хозяин праздника тоже должен быть красивым. Кстати, определенной даты в календаре для этого дня не существует, и время года может быть любым. Всё зависит от того, когда охотник удачно сходил на охоту. В последнее время Медвежьи игрища могут устраивать не каждый год, а раз в семь лет. Это говорит о гуманности северного народа. Они готовы пожертвовать своим самым главным торжеством, чтобы как можно реже убивать священное животное.

И я поняла, что Медвежий праздник действительно является большим праздником. Потому что он объединяет всех людей, дарит радость, угощает кулинарными изысками. А самое главное - ханты почитают священное животное и благодарят природу за дар, а не безжалостно поедают мясо и выделывают шкуру.

Вечером мы возвращались домой, всю дорогу я проговаривала слова:

…….Что такое “Тулыглап”?

…….Может след медвежьих лап!

…….Может, песня, может, сказка?..

Просмотров работы: 34