Золотые ворота

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Золотые ворота

Метальникова Е.В. 1
1МАОУ СОШ №25
Баженова А.В. 1
1МАОУ СОШ №25
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Наша Родина богата не только недрами, но и памятниками истории и культуры. Одним из таких ярких примеров является памятник архитектуры Золотые ворота во Владимире. Храм построен в 1164 году при владимирском князе Андрее Боголюбском. Подобное сооружение не имело аналогов в Европе.

Увидев фотографию сооружения, я была очень удивлена. Ведь по форме церковь напомнила мне чудо природы, с которым я познакомилась в Крыму, прибрежную скалу  арочной формы у вулканического массива Кара-Даг, на берегу Чёрного моря. Золотые ворота Кара-Дага — самая знаменитая скала древнего вулкана, его самая большая достопримечательность.

Необычным оказалось и совпадение в названии двух знаменитых объектов. Несмотря на то, что один был создан руками человека, а другой - природой, формы их почти совпадают.

Примечателен еще и то, что высота арки церкви 14 метров, а высота арки скалы 15 метров, этот факт роднит еще больше эти два объекта.

Меня заинтересовало, возможно ли с использованием современных технологий повторить успех древнерусских мастеров и воссоздать памятник архитектуры Золотые ворота с помощью трехмерной графики и 3Д печати.

Чтобы ответить на этот вопрос, я поставила перед собой цель:

выполнить памятник культурного наследия с помощью 3Д печати и сравнить полученный результат с творением древнерусских зодчих.

Поставленной целью определились задачи:

Изучить особенности архитектурного стиля северо-восточной Руси Древнерусского государства на основе сооружения Золотые ворота во Владимире

Изучить приложения для создания 3Д объектов и выбрать наиболее оптимальное для реализации макета сооружения Золотые ворота

Сравнить полученный результат с творением древнерусских мастеров: пропорциональность элементов, особенности стиля

На сколько мне это удалось, Вы можете оценить, ознакомившись с результатом моей работы.

Золотые ворота во Владимире: история, особенности архитектурного стиля северо-восточной Руси, интересные факты.

Золотые владимирские ворота можно причислить к едва ли не основным достопримечательностям Владимирско-Суздальского княжества. Уникальный памятник старины, внесенный в реестр мирового наследия ЮНЕСКО, представляет собой символ величия Северной Руси. Золотые врата были построены в 1164 году по инициативе князя Андрея, прозванного Боголюбским. Памятник русской архитектуры эпохи монгольского вторжения был частью единого оборонительного комплекса Владимира. К тому же, ворота выполняли функцию триумфальной арки, через которые выезжали и въезжали князья и военачальники с огромными дружинами. Почетных гостей также встречали под сводами Златых врат. Изнутри арку закрывали массивные дубовые створки, украшенные позолоченной медью. Отсюда, кстати, и название конструкции - Золотые ворота. Сооружение было установлено в той части города, где преимущественно селились высокородные. По большой части, здесь возвышались дома бояр и князей. Судя по всему, строительство триумфальной арки и всего комплекса оборонительных объектов доверили местным мастерам. Это предположение строится, в первую очередь, на факте: на одном из блоков Золотых ворот была высечена княжеская печать. Конструкция была сложена мастерами 12 века в полубытовой кладке. Такая специфическая техника кладки каменных блоков получила широкое распространение в Северо-Восточной Руси, особенно во Владимире. Этот факт лишний раз свидетельствует, что возводили монументальное строение местные зодчие, которые могли нанимать артели с других княжеств. Помимо Золотых ворот, строители вырубили в крепостных стенах Волжские, Иринины, Медные, Серебряные ворота. К великому сожалению, все конструкции не дожили до современной эпохи, равно как и значительная часть Золотых ворот.

Дата закладки относит нас в 1158 год, когда Андрей Боголюбский, обеспокоенный постоянными набегами сибирских татар, решает комплексно укрепить Владимир. Он приказывает рыть вал, увеличить боевой арсенал бастионов. Окончание работ по строительству Золотых ворот состоялось в 1164 году. 26 апреля сего года была освящена Ризположенская церковь, располагавшаяся аккурат над сооружением по аналогии с Киевскими Золотыми воротами. Вплотную к воротам с южной и северной стороны примыкали валы с неприступными рвами. Пересечь ров можно было исключительно по мосту. Высота триумфальной арки составляла 14 метров. Дубовые створки ворот, укрепленные коваными петлями, примыкали к перемычке арки. Этот фрагмент, к слову, отлично сохранился до наших дней. Вход на широкую площадку осуществлялся через южную стену, к которой примыкала каменная лестница с коробовым сводом. С противоположной стороны был выход на линию валов. В центре площадки строители возвели надвратный белокаменный храм. Согласно историческим записям, церковь представляла собой стройное строение, напоминающее постройки эпохи Юрия Долгорукого. Ворота сохранились со значительными изменениями. К старинным частям конструкции справедливо относят боевую площадку над аркой, непосредственно саму проездную арку с массивными пилонами по обеим сторонам. Остальные части сохранились лишь фрагментарно. Этому виной стали частые пожары, возникавшие в результате нашествий врагов. Известно о крупномасштабных реставрационных работах в 1469, 1785 годах. Боевое крещение Золотые врата получили в 1238 году, когда татары шли на Русь большими силами. Тогда конструкция серьезно пострадала. Не избежали ворота значительных последствий и во время Великой Смуты, датируемой 17 веком.

Около пяти десятилетий объект культурного наследия находится на балансе Владимиро-Суздальского музейного заповедника. Исторически ценные военные экспонаты можно увидеть в надвратной церкви. Особое место в экспозиции справедливо занимает диорама, демонстрирующая драматически разворачивающиеся события начала 1238 года, когда бесчисленное войско Батыя (Бату), внука Чингисхана, отправилось в великий поход на запад. Гостям предлагается проанализировать шансы войск Владимиро-Суздальского княжества, которому противостояли орды монголов, татар, других сибирских и уральских племен, воевавших на стороне захватчиков. Диспозиция сил была такова, что Владимир пал через несколько дней, хотя войска князя не решились дать бой за крепостными стенами. При этом монголы раз за разом крушили собранные отряды князя и его соратников по всей владимирской земле. Экспозиция хранит оружие, военную амуницию того времени: боевые болты, наконечники копий, стрел, метательные машины, кольчугу, бердыш. Также в музее можно обнаружить оружие из более поздней эпохи: польский арбалет 17 века, стальную кирасу и мушкетон начала 19 века, кремниевые ружья эпохи властвования Екатерины Великой. Трофеи Крымской войны и Отечественной войны 1812 года расположены отдельно, формируя отдельный раздел истории. Здесь представлены винтовки, мундиры, награды и знамена 19 века, холодное турецкое оружие. Экспозиция продолжается на некогда служившей боевой площадкой территории. Она в начале 19 века трансформировалась в галерею-паперть закрытого типа. Здесь же установлена Галерея храбрецов, представлявших Владимир на всем протяжении многолетней истории. Это портреты, документы, фотографии Героев Великой Отечественной Войны, мемориальные предметы и вещи.

Некоторые ученые с уверенностью говорят, что владимирские врата не имели в свое время аналогов в Старом Свете средних веков. В Европе крепостные стены выполняли функции лишь оборонительного характера, а во Владимире они служили еще в качестве парадной арки и маяка для православных. Согласно одной из легенд, во время путешествия Екатерины Великой из столицы в Нижний Новгород в 1767 году карета государыни застряла в луже под сводами конструкции. Императрица приказала частично разобрать валы, что и предопределило начало крупномасштабных реставрационных работ. Во время строительства архитекторы допустили ошибку в вычислениях, и произошло частичное обрушение свода. Князь Андрей Боголюбский заменил артель строителей и заказал молебен.

Если верить легендам, заменили нерадивых строителей итальянцы, присланные Фридрихом I Барбароссой, правителем Священной Римской империи. Андрей переписывался с выдающимся полководцем и императором, делясь своими мыслями о государственном устройстве. Работа мастеров так пришлась по душе князю, что он приказал выстроить Дмитриевский, Успенский соборы, а также резиденцию и храм Покрова. Продолжил традиции отца наследник-сын, который продолжил общаться с Барбароссой и выпрашивать миланских зодчих для строительства. Ворота отлично зарекомендовали себя при обороне 1238 года. Монголы вырыли подкопы под крепостными стенами, а ворота так и остались неприступными.

Характерными особенностями архитектурного стиля северо-восточной Руси Древнерусского государства является наличие крестов на куполах, шлемовидные купола, барабаны, аркатурный пояс, портал и апсиды (Приложение 1). В таком же стиле выполнены Софийский собор в Киеве, Софийский собор в Новгороде, храм Покрова на реке Нерли, Дмитриевский собор во Владимире (Приложение 2).

Разработка макета Золотых ворот в программе SketchUp

Поскольку это мой первый опыт по созданию 3Д моделей, то сначала я ознакомилась с различными приложениями по разработке трехмерных моделей: WINGS 3D, AUTODESK, 3DCRAFTER, SketchUp, LEGO DIGITAL DESIGNER и LEOCAD (Приложение 3). Критерии, по которым я оценивала приложения, это простой интерфейс, русифицированная версия приложения, наличие бесплатной программы и видеоуроки на YouTube.

Самой оптимальной и удобной для меня оказалась программа SketchUp. Мне помогали при изучении программы видеоуроки, учитель информатики нашей школы Наталья Викторовна Болдырева. Воплотить мою задумку мне удалось далеко не с первой попытки, не даром зодчие в древние века сооружали объекты веками. И хотя мне потребовался не век и даже не год, а около двух месяцев, могу сказать, что быть зодчим даже в мире современных технологий – непростая и кропотливая работа!

Для начала я изучила план сооружения Золотые ворота (Приложение 4), продумала, из каких отдельных элементов буду прорисовывать части сооружения.

Далее с помощью видеоуроков изучила как правильно построить арочный проем, аркатурный пояс, шлемовидные купола и апсиды (Приложение 5).

Долгими вечерами на протяжении двух месяцев я создавала макет сооружения. Прорисовывала аркатурный пояс, арочный проем, окна и купола. (Приложение 6). Особые сложности вызвали апсиды, частично смещенные внутрь здания. Терпения и сил на создание их с задней стороны не хватило! Также отдельно пришлось напечатать кресты и приклеить их к объекту клеем.

На следующем этапе работы нужно было распечатать объект на 3Д принтере. И здесь возникли очередные сложности: ошибки при создании объемной модели: лишние линии внутри, пустые апсиды, большая высота храма. Все эти замечания нужно было оперативно устранить перед печатью. Возможность воплотить проект в жизнь мне предоставила техническая лаборатория ФабЛаб.

Заключение

Я планирую продолжить работу над проектом, прорисую детали точнее и проработаю внутреннее убранство памятника.

А для школьного музея мечтаю создать выставку макетов памятников древнерусского зодчества.

Спасибо за внимание!

Приложения

Приложение 1.

Характерные особенности архитектурного стиля северо-восточной Руси Древнерусского государства

Приложение 2.

Храмы, построенные в архитектурном стиле северо-восточной Руси Древнерусского государства

Софийский собор в Киеве

Софийский собор в Новгороде

Храм Покрова на Нерли

Дмитриевский собор во Владимире

Приложение 3.

Приложения по разработке трехмерных моделей

WINGS 3D

AUTODESK

3DCRAFTER

SketchUp

LEOCAD

LEGO DIGITAL DESIGNER

Приложение 4.

План Золотых ворот во Владимире

Приложение 5.

Фрагменты видеоуроков на YouTube.

Приложение 6.

Макеты Золотых ворот в приложении SketchUp

Макет сооружения Золотые ворота, вид сзади сверху

Макет сооружения Золотые ворота, вид спереди

Макет сооружения Золотые ворота, вид сбоку

Макет сооружения Золотые ворота, вид сбоку сверху

Макет сооружения Золотые ворота, вид спереди сверху

Просмотров работы: 254