Введение
Проект конструкции автомобильной дороги с искусственным сооружением через речку «Мыла» с протяженностью 10 м.
Автомобильная дорога проходит с трассы Большой Невер в с. Хаптагай.
Водоотвод в речке по дороге не решен и требует устройство водоотводных сооружений. В весенне-летний период через речку «Мыла» проезда нет. В период паводка уровень высоты воды достигает 1.2-2.0 м. По обе стороны речки расположены населенные пункты с. Хаптагай и микрорайон «Эляковка». В данном микрорайоне живут работники Хаптагайского комбикормого завода, дети, которых учатся в местной школе, посещают детский сад в с. Хаптагай, а некоторые члены семьи работают в местных организациях и предприятиях, а на заводе работают 43 человека. И,
Следовательно, поток движения не прекращается.
В весенне-летний период из-за отсутствия дороги через речку «Мыла» возникают трудности попасть в школу и на работу. Еще одной причиной конструкции водоотводных труб и строительства автомобильной дороги является и то, что дороги с.Хаптагай весенне-летний период не проходимы,
Особенно жители улицы «Лесная», «Мира»,»Огородная». На основании вышеизложенного, учитывая народнохозяйственное значение дороги и все возрастающую интенсивность движения, дорога должна подлежать конструкции.
Природные условия района конструкции
Климат
Район реконструкции расположен в 1 дорожно - климатической зоне в
Мегино – Кангаласском улусе Республики Саха (Якутия), характеризующийся суровыми климатическими условиями. Район проложения дороги относится к континентальной зоне, характеризуется суровой, продолжительной зимой и коротким жарким летомю
Среднегодовая температура воздуха по данным многолетних наблюдений - 11.1 град. С. Абсолютный годовой минимум наблюдался -46 град. С. Абсолютный годовой максимум достигал + 38 град. С. Таким образом, амплитуда температурных колебаний достигает до 102. Среднемесячная температура января составляет - 42,2.град. С, среднемесячная температура июля равна + 18,8 град С.
Зимние месяцы характеризуются очень короткими днями, сильными туманами, высота снежного покрова около 30 см. Продолжительность периода с устойчивым снежным покровом 206 дней. В летний период наблюдается значительные колебания суточных температур +5 + 19 град.С ночью до +30 +35 град С.
Годовая сумма осадков составляет 398 мм, причем основное количество осадков выпадает в весеннее -летний период: сумма осадков за период с температурой +10 град. С равна 193мм.
Продолжительность безморозного периода с30 апреля по 1 октября. Средняя скорость ветра по данной территории 2.4 – 3.5 м\с. Преобладающее направление ветра - северо – западное.
Инженерно – геологические условия
Полоса проектируемой части автомобильной дороги расположена в пределах 1 дорожно –климатической зоны.
В административном отношении проектируемая дорога по землям Муниципального образования с. Хаптагай Мегино – Кангаласского улуса.
Глинистые и песчаные участки грунта не сасоленные, в основном без содержания органических веществ и обладают низкой степенью коррозионной активности по отношению к углеродной стали.
Грунтовые воды при бурении скважин не вскрыты.
По справочным данным нормативная глубина сезонного оттаивания глинистых грунтов составляет 2.5 – 2.7м.
Фоновая температура грунтов в зоне нулевых годовых амплитуд, по справочным данным, составляет минус 1.9 – минус 2.4 град С.
Согласно общему сейсмическому районированию территории Российской Федерации (ОСР -97) проектируемая автодорога расположена в зоне сейсмичностью 6 баллов.
Грунты слоя сезонного оттаивания по значениям суммарной влажности, согласно таблице ВСН 84-89 относится к грунтам 2 категории просадочности. Глинистые грунты слоя сезонного оттаивания при промерзании пучинистые.
Технико - экономическая часть
Общие сведения
Проектируемый участок водоотводных труб чеоез речку «Мыла» Проходит по территории Муниципального образования с. Хаптагай Мегино-Кангаласского улуса. Протяженность проектируемого участка автомобильной дороги – 10м.
Целью технико-экономической части является определение тенической категории и народнохозяйственной эффективности капитальных вложений в конструкцию автомобильной дороги.
Экономические изыскания состояли из определения экономического состояния организаций, расположенных в районе изысканий., выявления
Объемов перевозок и направлений транспортных связей коллективных товариществ, предприятий, и организаций на перспективные годы.
Основанием для составления части ТЭО является Программа экономического развития сельского муниципального образования с.Хаптагай на 2018-2022ггю.
Транспортно – экономическая характеристика района тяготения дороги
Проектируемый участок автомоьбильной дороги местного значения через речку «Мыла» обеспечивает транспортную связь с микрорайоном «Эляковка», со строящимся молодежным микрорайоном с основной трассой Нижний Бестях – Якутск – Майя, а также с близлежащими населенными пунктами.
Расходы на ремонт и содержание автомобильной дороги в существующих и проектируемых условиях определены в соответствии с нормами затрат по ВСН 21 -83 Минавтодора РСФСР.
После завершения конструкции участка автомобильной дороги через речку «Мыла» будет обеспечен круглогодичный проезд, повысится скорость и безопасность движения, увеличится производительность автотранспорта, экономия топлива, так, как ближайшая дорога к основной трассе находится в 5 км.
Протяженность проектируемого участка автомобильной дороги -10 м. Народнохозяйственная эффективность капитальных вложений в реконструкции автомобильной дороги достигается за счет:
- сбережения на транспортно - эксплутационных расходах из – за снижения себестоимости 1 ткм перевозок вследствие улучшения дорожных условиях;
- экономии, получаемой от сокращения времени пребывания пассажиров в пути.
Технико – экономические показатели
№ |
Показатели |
Ед.изм |
количество |
1 |
Протяженность автомобильной дороги |
м |
10 |
2 |
Ширина земельного полотна |
м |
|
3 |
Ширина проезжей части |
м |
3 |
4 |
Срок окупаемости затрат при К=0,13 |
лет |
3 |
3 |
Расчетная интенсивность движения - 2018 год - 2019год - 2020год |
Авт\сут |
132 147 168 |
4 |
Стоимость общестроительных работ |
Т.руб |
853232 |
5 |
Стоимость трубы |
Т.руб |
2500000 |
6 |
Стоимость дороги |
Т. руб |
3353232 |
4. Обоснование проектных решений
Технические параметры
На основании перспективной интенсивности движения и задания на проектирование участок дороги отнесен к 4 технической категории.
Расчетная скорость движения, принятая для расчета элементов плана и продольного профиля - 60км\час
- ширина земельного полотна - 10м
- ширина проезжей части - 3м
Подготовка территории строительства
Переустройство коммуникаций
Пректом предусмотрено устройство освещения на данном участке дороги, отсюда переустройство и линии ЛЭП. Переустройством линии ЛЭП занимаются специализированные подразделения.
5. Дорожная одежда
Конструкция дорожной одежды назначена с учетом категории и значения дороги, транспортно – эксплутационных требований, состава и перспективной интенсивности движения, климатических и грунтово – гидрологических условий, обеспеченности дорожно – строительными материалами и наличия дорожно – строительныхных машин и механизмов у строительной организации.
В соотвествии с заданием на проектирование дорожная одежда устраивается усовершенствованного облегченного типа.
При проектировании принята конструкция дорожной одежды в соответствии с типовым проектом «Дорожная одежда автомобильных дорог общей сети Союза ССР»инв. № 503-0-11.
Дорожно - строительные материалы
Район расположения трассы характеризуется, в основном, постым геологическим строением.
Выходы скальных пород в районе отсутствуют. В районе реконструкции промышленных предприятий, дающих отходы для дорожного строительства, нет.
Средняя дальность возки гравия гравия с накопителя федеральной трассы «Лена» автотранспортом 11 км. Мелкозернистая и крупнозернистая смеси с АБЗ, расположенного на базе ООО «Мегинские автомагистрали», средняя дальность возки 50км.
Конструирование вариантов дорожной одежды
Основание – Гравийно – песчаная смесь
Постилающий слой - Песок
Расчетные характеристики слоев дорожной одежды
Материал |
Расчет по |
|||
Упругому прогибу |
Сопротивлению, Сдвигу, МПа |
Сопротивлению растяжению МП |
||
Гравий |
40 |
|||
Гравийная – песчаная смесь |
30 |
180 |
180 |
|
Песок |
100 |
120 |
120 |
120 |
грунт |
40 |
Устройство дорожной одежды
Устройство песчано - гравийных оснований
Наименьшая толщина распределяемого слоя должна в 105 раза превышать размер наиболее крупных частиц и быть не менее 10см при укладке на прчное основание и не менее15 см при укладке на песок.
Объем каменного материала при насыпном виде следует определять с учетом коэффициента запаса на уплотнение. Для песчано – гравийных (щебеночных) смесей оптимального зернового состава и щебня фракций 40 -70 и 70 – 120 мм марки по прочности 800 и более коэффициент запаса материала на уплотнение следует ориентировочно принимать 1.25 – 1.3, а для щебня 1.3 – 1.5. Коэффициент запаса шлака на уплотнение в зависимости от его плотности следует ориентировочно принимать 1.3 – 1.5. Разрешается вывозить щебень и гравий и укладывать их в штабель на земляном полотне или промежуточном складе для последующего использования при устройстве дорожной одежды.
Работа по устройству щебеночных оснований методом заклинки следует производить в два этапа:
Распределение основной фракции щебня и его предварительное уплотнение (обжатие и взаимозаклинание);
Распределение расклинивающего щебня (расклинцовка двух- трехразовая) с уплотнением каждой фракции. Для оснований
допускается одноразовая расклинцовка. При применении щебня осадочных пород марки по прочности менее 600 при устройстве оснований работы можно выполнять в один этап.
Гравийно – песчаная смесь:
Искусственные сооружения
Общие положения
Искусственные водопропускные сооружения запроектированы под нагрузки А - 11, НК – 80 согласно утвержденному заданию и в соответствию и с требованиями СН и П 2.05. 03 – 84. При проектировании малых искусственных сооружений руководствовались методом указания по расчету СН и П 2.05. 02 -85, ВСН 84 -89, типовым проектом «Круглые водопропускные трубы отверстием 1.5….3.0 из гофрированного металла для железных и автомобильных дорог» серия серия 3.501.3 – 183.01 выпуски 0,1 ОАО «Трансмост» г. Санкт – Петербург, а также «Инструкцией по проектированию и постройке металлических гофрированных водопропускных труб» ВСН 176 -78. Трубы запроектированы из гофрированного металла Д-2.0м, 1 шт.
Малые искусственные сооружения
Район проложения трассы характеризуется пологоволнистым типом местности. Место расположения искусственного сооружения является речка «Мыла». Проектируемый участок автодороги расположен в 1 -1 дорожно – климатической зоне.
Отверстия труб рассчитаны по методическим указаниям. Приведен расчет 1.5м в соответствии с п. 1.13 СНи П 2.05.03 – 84. Для предотвращения разрыва у металлических гофрированных труб Д – 1.5 м на входе и выходе предусмотрено применение пенопластика, более дешевого материала. (10стр)
Определение расчетного расхода воды в створе сооружений
Общие данные, необходимые для расчета искусственных сооружений:
-номер ливневого района – 5 по карте схеме ливневых районов. Вероятность расчета вероятного паводка принята равной ВП -2%. Расчетный расход принимается как максимальный из расходов от ливней и от снеготаяния. Рассчеты стока ливневых и талых вод выполнены согласно указаниям СНиП 2.01. 14 – 83.
На участке через речку «Мыла» запроектировано 1 шт . За расчетный расход, на пропуск которого должны быть запректированы сооружения, следует принять максимальный из расходов от ливней и снеготаяния для трубы Аккумуляция стока при расчетах отверстия не учитываются, так как для трубы аккумуляция стока приведет к значительному подъему уровня воды перед дорогой, что потребует увеличения высоты насыпи и значительных объемов укрепительных работ.
Проектирование водопропускной трубы
Назначения размеров отверстия трубы. По таблицам гидравлических характеристик типовых труб в соответствии с расчетным расходом сек назначаем круглую трубу с коническим входным звеном отверствием 1.50м.
Выбор конструкции трубы
В соответствии с выполненными расчетами принимаем круглую трубу с коническим входным звеном отверстием 1,50м на фундаменте из гравийной подушки.
Определение минимальной насыпи над трубой:
При безнапорном режиме протекания воды в трубе значение минимальной отметки бровки насыпи определяют по формуле:
Hmin= Hdн+d+8+A где: d – диаметр отверстия трубы, 1,50м
5 – толщина стенки трубы, равная 0,015
В еличина запаса не менее 0, 50м
высота насыпи в месте устройства трубы: Hн = Hпр - Hо =2,03м
7. Обустройство дороги. Организация безопасности движения
Для организации и безопасности движения, ориентации водителей и пассажиров в пути, повышения транспортно-эксплуатуционных качеств проектируемой автомобильной дороги проектом предусмотрены установка дорожных знаков.
Вопросы обстановки, благоустройства, архитектурного оформления автомобильной дороги и выбора местоположения дорожных сооружений решены на основе общей схемы дороги и требований СНиП 2.05.02-85.
Места расположения дорожных знаков, оградительных приспособлений и ограждений барьерного типа даны на чертеже «Схема расположения технических средств организации дорожного движения», а также в ведомостях дорожных знаков и оградительных приспособлений.
8. Организация работ по содержанию автомобильной дороги
Непременным условием надежной работы дороги в условиях вечной мерзлоты является проведение систематических плановых работ по уходу за дорогой и дорожными сооружениями. Все работы по уходу за работами и исправление незначительных деформаций и повреждений должны проводиться непрерывно в течение года. Основная задача дорожно-эксплатуционной службы – поддержание дороги в состоянии, обеспечивающем бесперебойное, безопасное и удобное движение транспортных средств с заданными скоростями и нагрузками.
Дислокация дорожно-эксплатуционных предприятий.
Работы по содержанию автомобильной дороги на проектируемом участке предполагается осуществлять силами дорожной организации, дислоцирующейся в п. Нижний-Бестях, где располагается база для хранения противогололедных материалов и пункт учета интенсивности движения. Эксплуатационная категория дороги – IV («Временное руководство по оценке уровня содержания автомобильных дорог»).
Перечень работ по содержанию дороги.
Систематически выполняемые работы – работы, выполняемые вне зависимости от сезона эксплуатации и погодно-климатических условий:
-поддержание полосы отвода в чистоте и порядке;
-поддержания в работоспособном состоянии системы водоотвода;
-устранение мелких деформаций и повреждений (заделка выбоин, просадок, размывов и пр.);
-удаление посторонних предметов и загрязнения с проезжей части, обочин;
Содержание дороги в весенний период.
Производство работ весеннего переходного периода эксплуатации – работы по сохранности дорог и предотвращению их разрушения в период наибольшего ослабления несущей способности земляного полотна и конструктивных слоев дорожной одежды. К таким работам относятся:
Подготовка системы водоотвода и водопропускных сооружений к пропуску талых и паводковых вод;
Заделка выбоин;
Установка временных дорожных знаков, ограничивающих движение грузового транспорта по автомобильным дорогам;
Содержание дороги в летний период
Производство работ летнего периода эксплуатации. К таким работам относятся:
Скашивание травы на обочинах, кюветах, откосах, резервах;
Ликвидация непредусмотренных проектом и последующими согласованиями съездов;
Очистка водопропускных труб;
Содержание и ремонт покрытий посадочных площадок автобусных остановок, содержание автобусных павильонов при их наличии.
Содержание дороги в осенний период.
Производство работ осеннего переходного периода. К таким работам относятся:
Ремонт без хранения, приготовления и погрузки противогололедных материалов подъездных путей к ним;
Укрепление русел от размыва у водопропускных сооружений;
Закрытие щитами отверстий малых искусственных сооружений.
Влияние технологического процесса конструкции на окружающую среду.
Воздействие на окружающую среду технологического процесса реконструкции автомобильной дороги носит временный характер.
Масштабы и длительность этого воздействия зависят от продолжительности конструкции и используемой технологию
Основными источниками загрязнения атмосферы являются строительные машины и механизмы, используемые при реконструкции, которые будут загрязнять атмосферный воздух рабочей зоны выхлопными газами двигателей, пылью при разработке и транспортировке грунта, выбросами загрязняющих веществ при сварочных и лакокрасочных работах.
Антропогенное воздействие на природу в процессе реконструкции очевидно. Проектные решения приняты с максимальным смягчением отрицательных процессов воздействия на природу.
Воздействие на животный и растительный мир.
Технологические процессы реконструкции и эксплуатации, автомобильных дорог оказывают отрицательное воздействие на растения и животных. Это проявляется в механическом повреждений растений, замедлении и прекращении биохимических процессов под действием обработавших газов, продуктов сгорания, испаряющихся веществ, пыли, при непосредственном соприкосновении с горюче-смазочными материалами.
Для уменьшения отрицательных воздействий на окружающую среду в проекте предусмотрены следующие мероприятия:
Исключить движение строительной, землеройной техники и автомобилей вне зоны полосы отведенной автодороги.
Заправка строительной техники, смена масел и т.д. должна производиться в специально отведенных для этого местах.
Капитальный ремонт строительной техники должен осуществляться на стационарной базе, мелкий – с помощью машин технической помощи. Особое внимание следует уделять исправности системы питания двигателя строительной техники.
Воздействие на геологическую среду.
Автомобильные дороги оказывают существенное воздействие на геологическую среду. В связи с наличием вечномерзлых толщ в регионах крайнего Севера техногенные нарушения сопровождаются разбалансированием теплообмена, водного режима верхних слоев минеральных толщ, что приводит в периоды весеннего снеготаяния к развитию эрозийных процессов. Вследствие этого разрушение природных экосистем оказывается более масштабным, чем от непосредственного нарушения.
Для предотвращения оттайки вечномерзлых толщ и разрушения природных экосистем проектными решениями предусматривается отказ от устройства притрассовых резервов, а также полное сохранение почвенно-растительного покрова под основанием земляного полотна и на прилегающих к автодороге территориях.
Воздействие изменения режима стока поверхностных вод.
Методы защиты.
Устройство водопропускной трубы
ИССО на назначена под расчетную нагрузку А11, НК-80.
Расчетный расход водотока, определен на 3% вероятность превышения.
Водопропускные металлические гофрированные трубы запроектированы применительно к типовому проекту серии 3.503.1-183.01. “Трубы водопропускные круглые из гофрированного металла для железных и автомобильных дорог”.
Состав работ следующий:
- разработка котлована, устройство оснований;
- сборка конструкций;
- гидроизоляционные работы;
- засыпка трубы;
- укрепительные работы;
Перед началом работ необходимо произвести геодезическую разбивку осей котлована, определить его параметры в плане и профиле.
Ось трубы закрепляется выносными створными знаками, которые устанавливаются по обеим сторонам осевой линии трубы и имеют следующие пояснительные надписи:
-проектное пикетажное положение;
-расстояние от центра выносного створного знака до оси трубы;
-отметку гвоздя;
Устройство основания металлических гофрированных труб должно включать комплекс работ, который необходимо выполнять для обеспечения равномерного и надежного отпирания конструкции на грунт, уплотненный до 0,95 максимальной стандартной плотности.
Грунт подушки или грунт, укладываемый взамен слабого грунта основания, следует отсыпается в котлован слоями не более 20см. и уплотняется вибротрамбовками.
Контроль плотности грунтовой подушки, укладываемый взамен слабого грунта основания осуществляется под осью дороги через каждые 0,5 м высоты подушки. Количество проб должно быть не менее двух в каждой точке. Конструкция основания с заменой грунта: 1-часть подушки, отсыпанная до укладки трубы; 2-то же после укладки трубы; 3-нулевой слой; 4-крупнообломочный грунт; β - угол опирания трубы при установке ее на плоское основание, принимаемый 120о; β1-угол опирания трубы на грунтовое ложе, принимаемый равным 90о
Для предотвращения фильтрации воды под трубу предусматривается устройство противофильтрационного экрана из цементно-грунтовой смеси. Глубина заложения противофильтрационного экрана назначена исходя из глубины сезонного оттаивания грунтов. Экран устраивается после устройства песчано-гравийного основания под тело трубы. Цементно-грунтовая смесь (соотношение 1:4) готовится непосредственно на месте производства работ путем перемешивания грунта с цементом и укладывается в сухом состоянии по принципу грунтовой подушки. Для цементно-грунтовой смеси следует применять супеси, а в качестве вяжущего материала – портландцемент. Расход цемента принимают 25% от объема грунта под противофильтрационный экран.
Сборка и монтаж трубы.
Входной контроль конструкций необходимо осуществлять непосредственно на строительной площадке после транспортировки и разгрузки конструкций трубы. Следует проверять следующие параметры:
Соответствие конструкций проекту и ТУ;
Наличие паспортов, сертификатов;
Наличие маркировки, на каждом гофрированном листе, на внутренней его поверхности, у второго ряда отверстий для продольного стыка на первом выпуклом гофре должны быть указаны: марка стали, марка элемента, клеймо ОТК завода и инспектора по качеству. Марка элемента условно обозначает диаметр трубы и толщину листа. На каждом пакете гофрированных элементов должна быть бирка с указанием марки элемента, марки стали, толщины, диаметра трубы, завода-изготовителя и год выпуска;
Основные технические характеристики металлических элементов и крепежных деталей;
- толщину цинкового покрытия. Контроль толщины покрытия осуществляется с помощью толщиномеров. Толщина покрытия на элементе определяется как среднеарифметическая величина из количества замеров, принятого для данной конструкции.
- диаметр, длина, толщина металла, сечение уголка, размеры болтов, гаек, шайб с помощью измерительных приборов (рулетка, штангенциркуль).
Цинковое покрытие элементов МГТ не должно иметь:
- видимых трещин;
- забоин;
- наплывов на стыкуемых поверхностях;
- мест, не покрытых цинком.
№ п/п |
Характеристика элемента трубы |
Допускаемые отклонения, мм |
Нормативный аргумент |
1 |
Длина гофированного листа |
2 |
ОДМ «Методические рекомендации по применению металлических грофированных труб», утвержденный Росавтодора № ОС – 542-р от 17.06.02, п. 4.34 |
2 |
Расстояния между центрами образованных по шаблону со втулками отверстий: -смежных; -в крайнем ряду; |
0,7 1.0 |
|
3 |
Диаметр отверстий -до 17 м; -более 17 мм |
1,0 1,5 |
|
4 |
Радиус гибки элементов (просвет между шаблоном длиной по дуге 1.5 м и поверхностью свальцованного листа): -в средней части -по концевым участкам |
1,0 4.0 |
В зависимости от местных условий монтировать трубу с болтовыми стыками внахлестку на строительной площадке следует из секций, предварительно собираемых из отдельных элементов на полигонах. При этом рекомендуется производить монтаж труб «с колес», устанавливая секции сразу в проектное положение после подъема с транспортных средств.
Длину секций следует назначать исходя из заданных проектных длин водопропускных труб. В связи с этим на одном сооружении возможно применение секций различной длины. При назначении длин секций труб необходимо учитывать возможности имеющихся транспортных средств для перевозки конструкций на строительную площадку. В промежуточных секциях число звеньев должно быть нечетным. Длину секций рекомендуется принимать не более 10м.
Перед началом работ следует проверить наличие маркировки, отбраковать элементы, выправить погнутые места деревянным молотком и разложить элементы и ящики с крепежом вдоль оси трубы. (16)
Соприкасающиеся поверхности элементов и крепежа необходимо очистить от грязи и посторонних частиц.
Перед сборкой секций выполняются подготовительные работы: размещаются пакеты с гофрированным элементами, окаймляющие уголки, ящики с крепежом, необходимый инструмент и, если требуется, передвижная электростанция и компрессор.
Последовательность установки элементов при сборке секций приведена на рисунке:
- величина сдвижки продольных стыков; цифрами показан порядок установки элементов при объединении звеньев А и Б
Вначале необходимо собрать звенья в вертикальном положении (элементы устанавливаются на ребро) с постановкой ограниченного числа болтов (3-4 болта) в середине продольных стыков. При этом один торец элемента должен находиться на наружной поверхности звена, а другой – на внутренней. Во втором ряду продольного стыка не должно быть отверстий на наружных гребнях волн; в правильно собранных звеньях труб все марки элементов должны быть видны. Затем звенья необходимо последовательно устанавливать в горизонтальное положение на деревянные брусья, уложенные вдоль секций трубы так, чтобы продольные стыки в них были на одном уровне, а расположение нахлеста элементов в соединяемых звеньях было строго одинаково.
В секцию звенья объединяются стандартными элементами. При установке этих элементов в местах стыковки трех листов не допускается соприкасание двух листов, входящих в одно звено. Поэтому каждый соединительный элемент одним торцом вводят в зазор между элементами ранее собранных звеньев А и Б.
Продольные стыки в звеньях следует располагать с перевязкой – взаимной сдвижкой на величину , равную одному – четырем шагам отверстий поперечных стыков. Величину сдвижку для каждой отдельной трубы принимать постоянной.
При установке соединительных элементов (сборке секций и их объединении) болты в количестве 3-4 шт. следует наживлять вначале в средних частях продольных и поперечных стыков. Остальные устанавливаются после объединения в секцию необходимого количества звеньев. Последними ставятся болты в местах соединения трех элементов.
Затягивать болты следует пневматическими гайковертами, а также торцевыми и накидными гаечными ключами.
Основным средством защиты металлических труб от коррозии является цинковое покрытие с толщиной в 2 слоя из полимерных лакокрасочных материалов (эмальЭП-1155) методом распыления.
Тип покрытия и способ нанесения |
Марка покрытия |
Материалы |
Общая толщина покрытия, мм |
Количество слоев |
Толщина каждого слоя, мм |
Полимерные лакокрасочные, пневматические распыление |
Э-1 |
Эмали ЭП-1155 или ЭП-5116 |
0,25-0,30 |
2 |
0,12-0,15 |
Процесс окраски элементов труб включает:
-нанесение первого слоя на внешнюю поверхность элементов;
-сушку первого слоя при температуре 90-100оС в течение 15-20 мин;
-нанесение второго слоя покрытия на внешнюю поверхность элементов;
-сушку покрытия при температуре 90-100оС в течение 60-90 мин.
Компоненты эмалей ЭП-1155 для снижения вязкости могут быть предварительно подогреты до температуры 60-80оС.
Засыпка труб
Трубу устанавливают на плоское основание. После установки трубы в проектное положение на спрофилированное ложе следует производить подсыпку грунта в зазоры между поверхностью нижней части трубы и грунтовым ложем и его уплотнение, используя ручные деревянные штыковки диаметром не более 8 см, и дополнительную подсыпку грунта в нижние четверти (до охвата трубы грунтом не менее 120о) с уплотнением ручными трамбовками и подштыковкой. Трамбовки при уплотнении грунта размещаются на расстоянии 5 см от гребней гофров, а штыковки – во впадинах гофров.
Засыпку труб следует вести с опережением возведения земляного полотна.
Засыпать трубы необходимо послойно (толщиной слоя 15 см) в такой последовательности: грунт укладывают одновременно с обеих сторон трубы и разравнивают бульдозером. После уплотнения слоя грунта с одной стороны трубы производят отсыпку второго слоя, а с другой стороны – уплотнение грунта. В таком же порядке осуществляются отсыпка и уплотнение всех последующих слоев до верха трубы. Нарушение технологии по послойной засыпке и уплотнении не допускается.
Схема засыпки и уплотнения грунта наклонными слоями
Засыпать трубы следует наклонными от трубы слоями (уклон не круче 1:5)., толщиной 0,15 м.
Уплотнение грунта в пазухах двухочковых труб рекомендуется производить механизированными ручными трамбовками с обязательным соблюдением последовательности отсыпки слоев. Толщина слоя в пазухе не должна превышать 0,15 м.
Для повышения несущей способности трубы и надежности ее работы следует на период строительства устанавливать внутри трубы деревянные распорки, которые удаляют после отсыпки насыпи на проектную высоту.
Укрепление откосов насыпи на входе и выходе из трубы производится габионами. Портальные стенки из габионов устанавливают у подошвы насыпи для уменьшения длины труб. Коробчатые габионы представляют собой конструкции переменного размера в форме параллелепипеда из природного камня, отправленного в стальную крупноячеистую сетку глубокого оцинкования, двойного кручения.
Входной оголовок трубы обертывается дорнитом и обкладывается габионами с проливкой цементным раствором. Исходя из гидравлических расчетов укрепление русел принято матрасами «Рено», габионами (Технология производства работ по сборке и установке габионов и матрасов «РЕНО» приведена в приложении №6) и каменной наброской. Матрасы «Рено» представляют собой конструкцию переменного размера в форме параллелепипеда со значительной поверхностью и малой толщиной, отправленного в крупноячеистую сетку глубокого оцинкования, двойного кручения.
Не допускается скопление воды вблизи трубы, местные понижения с верховой стороны необходимо засыпать местным глинистым грунтом с максимальным уплотнением.
Перед укреплением оголовков трубы с торцов, где габионные конструкции соприкасаются с телом трубы, следует устроить прослойку из дорнита.
Допустимые отклонения при входном контроле.
№ п/п |
Характеристика элемента трубы |
Допускаемые отклонения, мм |
Нормативный аргумент |
1 |
Длина грофированного листа |
2 |
ОДМ «Методические рекомендации по применению металлических грофированных труб», утвержденный распоряжением Росавтодора № ОС – 542-р от 17.06.02, п. 4.34 |
2 |
Расстояния между центрами образованных по шаблону со втулками отверстий: -смежных; -в крайнем ряду; |
0,7 1.0 |
|
3 |
Диаметр отверстий -до 17 м; -более 17 мм |
1,0 1,5 |
|
4 |
Радиус гибки элементов (просвет между шаблоном длиной по дуге 1.5 м и поверхностью свальцованного листа): -в средней части -по концевым участкам |
1,0 4.0 |
При проектировании водопропускных сооружений на автомобильных дорогах их расположение, отверстия, подводящие и отводящие русла должны исключать заболачивание территорий с верховой стороны насыпей, а также размывы вызывающие эрозию почв ниже водопропускных сооружений.
Заболачивание территории приводит к гибели древесной растительности, изъятию земель из сельскохозяйственного использования и другими негативными последствиям. Для предотвращения заболачивания с верховой стороны дорожного плотна, вода перепускается в низовую сторону при помощи водопропускных труб, расположенных в пониженных местах. Водная, эрозия может происходить с полотна автомобильной дороги, нарушенных участков ландшафтов, в местах пропуска талых и линевых вод. Для уменьшения вредного воздействия принять:
- улаживание откосов насыпи.
- укрепление откосов земляного полотна засевов трав.
- укрепление входного и выходного русла у труб габионами.
Смета строительства
№ |
Наименование работ |
Сметная стоимость |
1 |
Устройство гравийно-песчаной подушки |
63196 |
2 |
Земляное полотно |
111740 |
3 |
Укрепление насыпи матрацами «Рено» |
436880 |
4 |
Уплотнение слоя щебенки, гравия |
7873 |
5 |
Планировка верха и откосов насыпей |
243201 |
6 |
Укладка водопропускной трубы из грофированного металла |
66942 |
7 |
Засыпка тела трубы песком |
23400 |
Итог : 853232
К итоговой сумме + стоимость трубы + заработная плата работников + ГСМ
Общая стоимость объекта приблизительно около 3 млн. 353232 тыс.рб.
Сводная ведомость объемов и стоимости работ
Длина трубы 4м
Диаметр 1,5 м
Материал гофро, металл
9.Выводы:
Автомобильная дорога через речку «Мыла проходит» по территории МО с.Хаптагай Мегино-Кангаласского улуса Республики Саха Якутия. Общее протяженность участка дороги составляет 10 м. Исходными для составления проекта организации конструкции дороги через речку «Мыла» являются трудности в дорожно-транспортном сообщении с.Хаптагай с микрорайоном Эляковка и строящимся молодежным микрорайоном.
Проект организации реконструкции дороги разработан с учетом следующих нормативных документов:
СНиП 3.01.01 – 85 «Организация строительного производства».
СНиП 3.06.03-85 «Автомобильный дороги»
«Методические указания Госстроя СССР от 30.12.85 г.»
Строительство дороги через речку «Мыла» позволит круглогодичному автотранспортному сообщению с.Хаптагай с основной трассой Якутск – Нижний – Бестях – Майя и близлежащими населенными пунктами. Также исчезнут трудности в весенне-летний период сообщения с.Хаптагай и микрорайона Эляковка, сэкономить ГСМ за счет сокращения пути сообщения.
Основными целями комплекса организационных мероприятий является:
- непрерывность и ритмичность строительства
- рациональное использование средств механизации, повышение качества работ.
- выполнение работ в заданные сроки.
- широкое применение местных дорожно-строительных материалов.
Использованная литература
Проект строительного магистрали природного газа в с.Хаптагай через речку «Мыла»
В.Ф.Бабкин, О.В.Андреев. «Проектирование автомобильных дорог».
В. Д. Орищин «Норма технологического проектирования потребности строительных материалов в конструкции дорожных одежд.
О.П.Афиногенов, А.И. Должников «Основы проектирования дорог»