Проектирование автомобильной дороги с использованием искусственных материалов

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Проектирование автомобильной дороги с использованием искусственных материалов

Борисова  А.Г. 1
1МБОУ "Хаптагайская СОШ имени Кеши Алексеева" МР "Мегино-Кангаласский улус" Республики Саха (Якутия)
Яковлева  Н.Н. 1
1МБОУ "Хаптагайская СОШ имени Кеши Алексеева" МР "Мегино-Кангаласский улус"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Проект конструкции автомобильной дороги с искусственным сооружением через речку «Мыла» с протяженностью 10 м.

Автомобильная дорога проходит с трассы Большой Невер в с. Хаптагай.

Водоотвод в речке по дороге не решен и требует устройство водоотводных сооружений. В весенне-летний период через речку «Мыла» проезда нет. В период паводка уровень высоты воды достигает 1.2-2.0 м. По обе стороны речки расположены населенные пункты с. Хаптагай и микрорайон «Эляковка». В данном микрорайоне живут работники Хаптагайского комбикормого завода, дети, которых учатся в местной школе, посещают детский сад в с. Хаптагай, а некоторые члены семьи работают в местных организациях и предприятиях, а на заводе работают 43 человека. И,

Следовательно, поток движения не прекращается.

В весенне-летний период из-за отсутствия дороги через речку «Мыла» возникают трудности попасть в школу и на работу. Еще одной причиной конструкции водоотводных труб и строительства автомобильной дороги является и то, что дороги с.Хаптагай весенне-летний период не проходимы,

Особенно жители улицы «Лесная», «Мира»,»Огородная». На основании вышеизложенного, учитывая народнохозяйственное значение дороги и все возрастающую интенсивность движения, дорога должна подлежать конструкции.

Природные условия района конструкции

Климат

Район реконструкции расположен в 1 дорожно - климатической зоне в

Мегино – Кангаласском улусе Республики Саха (Якутия), характеризующийся суровыми климатическими условиями. Район проложения дороги относится к континентальной зоне, характеризуется суровой, продолжительной зимой и коротким жарким летомю

Среднегодовая температура воздуха по данным многолетних наблюдений - 11.1 град. С. Абсолютный годовой минимум наблюдался -46 град. С. Абсолютный годовой максимум достигал + 38 град. С. Таким образом, амплитуда температурных колебаний достигает до 102. Среднемесячная температура января составляет - 42,2.град. С, среднемесячная температура июля равна + 18,8 град С.

Зимние месяцы характеризуются очень короткими днями, сильными туманами, высота снежного покрова около 30 см. Продолжительность периода с устойчивым снежным покровом 206 дней. В летний период наблюдается значительные колебания суточных температур +5 + 19 град.С ночью до +30 +35 град С.

Годовая сумма осадков составляет 398 мм, причем основное количество осадков выпадает в весеннее -летний период: сумма осадков за период с температурой +10 град. С равна 193мм.

Продолжительность безморозного периода с30 апреля по 1 октября. Средняя скорость ветра по данной территории 2.4 – 3.5 м\с. Преобладающее направление ветра - северо – западное.

Инженерно – геологические условия

Полоса проектируемой части автомобильной дороги расположена в пределах 1 дорожно –климатической зоны.

В административном отношении проектируемая дорога по землям Муниципального образования с. Хаптагай Мегино – Кангаласского улуса.

Глинистые и песчаные участки грунта не сасоленные, в основном без содержания органических веществ и обладают низкой степенью коррозионной активности по отношению к углеродной стали.

Грунтовые воды при бурении скважин не вскрыты.

По справочным данным нормативная глубина сезонного оттаивания глинистых грунтов составляет 2.5 – 2.7м.

Фоновая температура грунтов в зоне нулевых годовых амплитуд, по справочным данным, составляет минус 1.9 – минус 2.4 град С.

Согласно общему сейсмическому районированию территории Российской Федерации (ОСР -97) проектируемая автодорога расположена в зоне сейсмичностью 6 баллов.

Грунты слоя сезонного оттаивания по значениям суммарной влажности, согласно таблице ВСН 84-89 относится к грунтам 2 категории просадочности. Глинистые грунты слоя сезонного оттаивания при промерзании пучинистые.

Технико - экономическая часть

Общие сведения

Проектируемый участок водоотводных труб чеоез речку «Мыла» Проходит по территории Муниципального образования с. Хаптагай Мегино-Кангаласского улуса. Протяженность проектируемого участка автомобильной дороги – 10м.

Целью технико-экономической части является определение тенической категории и народнохозяйственной эффективности капитальных вложений в конструкцию автомобильной дороги.

Экономические изыскания состояли из определения экономического состояния организаций, расположенных в районе изысканий., выявления

Объемов перевозок и направлений транспортных связей коллективных товариществ, предприятий, и организаций на перспективные годы.

Основанием для составления части ТЭО является Программа экономического развития сельского муниципального образования с.Хаптагай на 2018-2022ггю.

Транспортно – экономическая характеристика района тяготения дороги

Проектируемый участок автомоьбильной дороги местного значения через речку «Мыла» обеспечивает транспортную связь с микрорайоном «Эляковка», со строящимся молодежным микрорайоном с основной трассой Нижний Бестях – Якутск – Майя, а также с близлежащими населенными пунктами.

Расходы на ремонт и содержание автомобильной дороги в существующих и проектируемых условиях определены в соответствии с нормами затрат по ВСН 21 -83 Минавтодора РСФСР.

После завершения конструкции участка автомобильной дороги через речку «Мыла» будет обеспечен круглогодичный проезд, повысится скорость и безопасность движения, увеличится производительность автотранспорта, экономия топлива, так, как ближайшая дорога к основной трассе находится в 5 км.

Протяженность проектируемого участка автомобильной дороги -10 м. Народнохозяйственная эффективность капитальных вложений в реконструкции автомобильной дороги достигается за счет:

- сбережения на транспортно - эксплутационных расходах из – за снижения себестоимости 1 ткм перевозок вследствие улучшения дорожных условиях;

- экономии, получаемой от сокращения времени пребывания пассажиров в пути.

Технико – экономические показатели

Показатели

Ед.изм

количество

1

Протяженность автомобильной дороги

м

10

2

Ширина земельного полотна

м

 

3

Ширина проезжей части

м

3

4

Срок окупаемости затрат при К=0,13

лет

3

3

Расчетная интенсивность движения

- 2018 год

- 2019год

- 2020год

Авт\сут

132

147

168

4

Стоимость общестроительных работ

Т.руб

853232

5

Стоимость трубы

Т.руб

2500000

6

Стоимость дороги

Т. руб

3353232

4. Обоснование проектных решений

Технические параметры

На основании перспективной интенсивности движения и задания на проектирование участок дороги отнесен к 4 технической категории.

Расчетная скорость движения, принятая для расчета элементов плана и продольного профиля - 60км\час

- ширина земельного полотна - 10м

- ширина проезжей части - 3м

Подготовка территории строительства

Переустройство коммуникаций

Пректом предусмотрено устройство освещения на данном участке дороги, отсюда переустройство и линии ЛЭП. Переустройством линии ЛЭП занимаются специализированные подразделения.

5. Дорожная одежда

Конструкция дорожной одежды назначена с учетом категории и значения дороги, транспортно – эксплутационных требований, состава и перспективной интенсивности движения, климатических и грунтово – гидрологических условий, обеспеченности дорожно – строительными материалами и наличия дорожно – строительныхных машин и механизмов у строительной организации.

В соотвествии с заданием на проектирование дорожная одежда устраивается усовершенствованного облегченного типа.

При проектировании принята конструкция дорожной одежды в соответствии с типовым проектом «Дорожная одежда автомобильных дорог общей сети Союза ССР»инв. № 503-0-11.

Дорожно - строительные материалы

Район расположения трассы характеризуется, в основном, постым геологическим строением.

Выходы скальных пород в районе отсутствуют. В районе реконструкции промышленных предприятий, дающих отходы для дорожного строительства, нет.

Средняя дальность возки гравия гравия с накопителя федеральной трассы «Лена» автотранспортом 11 км. Мелкозернистая и крупнозернистая смеси с АБЗ, расположенного на базе ООО «Мегинские автомагистрали», средняя дальность возки 50км.

Конструирование вариантов дорожной одежды

Основание – Гравийно – песчаная смесь

Постилающий слой - Песок

Расчетные характеристики слоев дорожной одежды

Материал

 

Расчет по

Упругому прогибу

Сопротивлению,

Сдвигу, МПа

Сопротивлению

растяжению

МП

Гравий

40

     

Гравийная – песчаная смесь

30

180

180

 

Песок

100

120

120

120

грунт

 

40

   

Устройство дорожной одежды

Устройство песчано - гравийных оснований

Наименьшая толщина распределяемого слоя должна в 105 раза превышать размер наиболее крупных частиц и быть не менее 10см при укладке на прчное основание и не менее15 см при укладке на песок.

Объем каменного материала при насыпном виде следует определять с учетом коэффициента запаса на уплотнение. Для песчано – гравийных (щебеночных) смесей оптимального зернового состава и щебня фракций 40 -70 и 70 – 120 мм марки по прочности 800 и более коэффициент запаса материала на уплотнение следует ориентировочно принимать 1.25 – 1.3, а для щебня 1.3 – 1.5. Коэффициент запаса шлака на уплотнение в зависимости от его плотности следует ориентировочно принимать 1.3 – 1.5. Разрешается вывозить щебень и гравий и укладывать их в штабель на земляном полотне или промежуточном складе для последующего использования при устройстве дорожной одежды.

Работа по устройству щебеночных оснований методом заклинки следует производить в два этапа:

Распределение основной фракции щебня и его предварительное уплотнение (обжатие и взаимозаклинание);

Распределение расклинивающего щебня (расклинцовка двух- трехразовая) с уплотнением каждой фракции. Для оснований

допускается одноразовая расклинцовка. При применении щебня осадочных пород марки по прочности менее 600 при устройстве оснований работы можно выполнять в один этап.

Гравийно – песчаная смесь:

Искусственные сооружения

Общие положения

Искусственные водопропускные сооружения запроектированы под нагрузки А - 11, НК – 80 согласно утвержденному заданию и в соответствию и с требованиями СН и П 2.05. 03 – 84. При проектировании малых искусственных сооружений руководствовались методом указания по расчету СН и П 2.05. 02 -85, ВСН 84 -89, типовым проектом «Круглые водопропускные трубы отверстием 1.5….3.0 из гофрированного металла для железных и автомобильных дорог» серия серия 3.501.3 – 183.01 выпуски 0,1 ОАО «Трансмост» г. Санкт – Петербург, а также «Инструкцией по проектированию и постройке металлических гофрированных водопропускных труб» ВСН 176 -78. Трубы запроектированы из гофрированного металла Д-2.0м, 1 шт.

Малые искусственные сооружения

Район проложения трассы характеризуется пологоволнистым типом местности. Место расположения искусственного сооружения является речка «Мыла». Проектируемый участок автодороги расположен в 1 -1 дорожно – климатической зоне.

Отверстия труб рассчитаны по методическим указаниям. Приведен расчет 1.5м в соответствии с п. 1.13 СНи П 2.05.03 – 84. Для предотвращения разрыва у металлических гофрированных труб Д – 1.5 м на входе и выходе предусмотрено применение пенопластика, более дешевого материала. (10стр)

Определение расчетного расхода воды в створе сооружений

Общие данные, необходимые для расчета искусственных сооружений:

-номер ливневого района – 5 по карте схеме ливневых районов. Вероятность расчета вероятного паводка принята равной ВП -2%. Расчетный расход принимается как максимальный из расходов от ливней и от снеготаяния. Рассчеты стока ливневых и талых вод выполнены согласно указаниям СНиП 2.01. 14 – 83.

На участке через речку «Мыла» запроектировано 1 шт . За расчетный расход, на пропуск которого должны быть запректированы сооружения, следует принять максимальный из расходов от ливней и снеготаяния для трубы Аккумуляция стока при расчетах отверстия не учитываются, так как для трубы аккумуляция стока приведет к значительному подъему уровня воды перед дорогой, что потребует увеличения высоты насыпи и значительных объемов укрепительных работ.

Проектирование водопропускной трубы

Назначения размеров отверстия трубы. По таблицам гидравлических характеристик типовых труб в соответствии с расчетным расходом сек назначаем круглую трубу с коническим входным звеном отверствием 1.50м.

Выбор конструкции трубы

В соответствии с выполненными расчетами принимаем круглую трубу с коническим входным звеном отверстием 1,50м на фундаменте из гравийной подушки.

Определение минимальной насыпи над трубой:

При безнапорном режиме протекания воды в трубе значение минимальной отметки бровки насыпи определяют по формуле:

Hmin= Hdн+d+8+A где: d – диаметр отверстия трубы, 1,50м

5 – толщина стенки трубы, равная 0,015

В еличина запаса не менее 0, 50м

высота насыпи в месте устройства трубы: Hн = Hпр - Hо =2,03м

7. Обустройство дороги. Организация безопасности движения

Для организации и безопасности движения, ориентации водителей и пассажиров в пути, повышения транспортно-эксплуатуционных качеств проектируемой автомобильной дороги проектом предусмотрены установка дорожных знаков.

Вопросы обстановки, благоустройства, архитектурного оформления автомобильной дороги и выбора местоположения дорожных сооружений решены на основе общей схемы дороги и требований СНиП 2.05.02-85.

Места расположения дорожных знаков, оградительных приспособлений и ограждений барьерного типа даны на чертеже «Схема расположения технических средств организации дорожного движения», а также в ведомостях дорожных знаков и оградительных приспособлений.

8. Организация работ по содержанию автомобильной дороги

Непременным условием надежной работы дороги в условиях вечной мерзлоты является проведение систематических плановых работ по уходу за дорогой и дорожными сооружениями. Все работы по уходу за работами и исправление незначительных деформаций и повреждений должны проводиться непрерывно в течение года. Основная задача дорожно-эксплатуционной службы – поддержание дороги в состоянии, обеспечивающем бесперебойное, безопасное и удобное движение транспортных средств с заданными скоростями и нагрузками.

Дислокация дорожно-эксплатуционных предприятий.

Работы по содержанию автомобильной дороги на проектируемом участке предполагается осуществлять силами дорожной организации, дислоцирующейся в п. Нижний-Бестях, где располагается база для хранения противогололедных материалов и пункт учета интенсивности движения. Эксплуатационная категория дороги – IV («Временное руководство по оценке уровня содержания автомобильных дорог»).

Перечень работ по содержанию дороги.

Систематически выполняемые работы – работы, выполняемые вне зависимости от сезона эксплуатации и погодно-климатических условий:

-поддержание полосы отвода в чистоте и порядке;

-поддержания в работоспособном состоянии системы водоотвода;

-устранение мелких деформаций и повреждений (заделка выбоин, просадок, размывов и пр.);

-удаление посторонних предметов и загрязнения с проезжей части, обочин;

Содержание дороги в весенний период.

Производство работ весеннего переходного периода эксплуатации – работы по сохранности дорог и предотвращению их разрушения в период наибольшего ослабления несущей способности земляного полотна и конструктивных слоев дорожной одежды. К таким работам относятся:

Подготовка системы водоотвода и водопропускных сооружений к пропуску талых и паводковых вод;

Заделка выбоин;

Установка временных дорожных знаков, ограничивающих движение грузового транспорта по автомобильным дорогам;

Содержание дороги в летний период

Производство работ летнего периода эксплуатации. К таким работам относятся:

Скашивание травы на обочинах, кюветах, откосах, резервах;

Ликвидация непредусмотренных проектом и последующими согласованиями съездов;

Очистка водопропускных труб;

Содержание и ремонт покрытий посадочных площадок автобусных остановок, содержание автобусных павильонов при их наличии.

Содержание дороги в осенний период.

Производство работ осеннего переходного периода. К таким работам относятся:

Ремонт без хранения, приготовления и погрузки противогололедных материалов подъездных путей к ним;

Укрепление русел от размыва у водопропускных сооружений;

Закрытие щитами отверстий малых искусственных сооружений.

Влияние технологического процесса конструкции на окружающую среду.

Воздействие на окружающую среду технологического процесса реконструкции автомобильной дороги носит временный характер.

Масштабы и длительность этого воздействия зависят от продолжительности конструкции и используемой технологию

Основными источниками загрязнения атмосферы являются строительные машины и механизмы, используемые при реконструкции, которые будут загрязнять атмосферный воздух рабочей зоны выхлопными газами двигателей, пылью при разработке и транспортировке грунта, выбросами загрязняющих веществ при сварочных и лакокрасочных работах.

Антропогенное воздействие на природу в процессе реконструкции очевидно. Проектные решения приняты с максимальным смягчением отрицательных процессов воздействия на природу.

Воздействие на животный и растительный мир.

Технологические процессы реконструкции и эксплуатации, автомобильных дорог оказывают отрицательное воздействие на растения и животных. Это проявляется в механическом повреждений растений, замедлении и прекращении биохимических процессов под действием обработавших газов, продуктов сгорания, испаряющихся веществ, пыли, при непосредственном соприкосновении с горюче-смазочными материалами.

Для уменьшения отрицательных воздействий на окружающую среду в проекте предусмотрены следующие мероприятия:

Исключить движение строительной, землеройной техники и автомобилей вне зоны полосы отведенной автодороги.

Заправка строительной техники, смена масел и т.д. должна производиться в специально отведенных для этого местах.

Капитальный ремонт строительной техники должен осуществляться на стационарной базе, мелкий – с помощью машин технической помощи. Особое внимание следует уделять исправности системы питания двигателя строительной техники.

Воздействие на геологическую среду.

Автомобильные дороги оказывают существенное воздействие на геологическую среду. В связи с наличием вечномерзлых толщ в регионах крайнего Севера техногенные нарушения сопровождаются разбалансированием теплообмена, водного режима верхних слоев минеральных толщ, что приводит в периоды весеннего снеготаяния к развитию эрозийных процессов. Вследствие этого разрушение природных экосистем оказывается более масштабным, чем от непосредственного нарушения.

Для предотвращения оттайки вечномерзлых толщ и разрушения природных экосистем проектными решениями предусматривается отказ от устройства притрассовых резервов, а также полное сохранение почвенно-растительного покрова под основанием земляного полотна и на прилегающих к автодороге территориях.

Воздействие изменения режима стока поверхностных вод.

Методы защиты.

Устройство водопропускной трубы

ИССО на назначена под расчетную нагрузку А11, НК-80.

Расчетный расход водотока, определен на 3% вероятность превышения.

Водопропускные металлические гофрированные трубы запроектированы применительно к типовому проекту серии 3.503.1-183.01. “Трубы водопропускные круглые из гофрированного металла для железных и автомобильных дорог”.

Состав работ следующий:

- разработка котлована, устройство оснований;

- сборка конструкций;

- гидроизоляционные работы;

- засыпка трубы;

- укрепительные работы;

Перед началом работ необходимо произвести геодезическую разбивку осей котлована, определить его параметры в плане и профиле.

Ось трубы закрепляется выносными створными знаками, которые устанавливаются по обеим сторонам осевой линии трубы и имеют следующие пояснительные надписи:

-проектное пикетажное положение;

-расстояние от центра выносного створного знака до оси трубы;

-отметку гвоздя;

Устройство основания металлических гофрированных труб должно включать комплекс работ, который необходимо выполнять для обеспечения равномерного и надежного отпирания конструкции на грунт, уплотненный до 0,95 максимальной стандартной плотности.

Грунт подушки или грунт, укладываемый взамен слабого грунта основания, следует отсыпается в котлован слоями не более 20см. и уплотняется вибротрамбовками.

Контроль плотности грунтовой подушки, укладываемый взамен слабого грунта основания осуществляется под осью дороги через каждые 0,5 м высоты подушки. Количество проб должно быть не менее двух в каждой точке. Конструкция основания с заменой грунта: 1-часть подушки, отсыпанная до укладки трубы; 2-то же после укладки трубы; 3-нулевой слой; 4-крупнообломочный грунт; β - угол опирания трубы при установке ее на плоское основание, принимаемый 120о; β1-угол опирания трубы на грунтовое ложе, принимаемый равным 90о

Для предотвращения фильтрации воды под трубу предусматривается устройство противофильтрационного экрана из цементно-грунтовой смеси. Глубина заложения противофильтрационного экрана назначена исходя из глубины сезонного оттаивания грунтов. Экран устраивается после устройства песчано-гравийного основания под тело трубы. Цементно-грунтовая смесь (соотношение 1:4) готовится непосредственно на месте производства работ путем перемешивания грунта с цементом и укладывается в сухом состоянии по принципу грунтовой подушки. Для цементно-грунтовой смеси следует применять супеси, а в качестве вяжущего материала – портландцемент. Расход цемента принимают 25% от объема грунта под противофильтрационный экран.

Сборка и монтаж трубы.

Входной контроль конструкций необходимо осуществлять непосредственно на строительной площадке после транспортировки и разгрузки конструкций трубы. Следует проверять следующие параметры:

Соответствие конструкций проекту и ТУ;

Наличие паспортов, сертификатов;

Наличие маркировки, на каждом гофрированном листе, на внутренней его поверхности, у второго ряда отверстий для продольного стыка на первом выпуклом гофре должны быть указаны: марка стали, марка элемента, клеймо ОТК завода и инспектора по качеству. Марка элемента условно обозначает диаметр трубы и толщину листа. На каждом пакете гофрированных элементов должна быть бирка с указанием марки элемента, марки стали, толщины, диаметра трубы, завода-изготовителя и год выпуска;

Основные технические характеристики металлических элементов и крепежных деталей;

- толщину цинкового покрытия. Контроль толщины покрытия осуществляется с помощью толщиномеров. Толщина покрытия на элементе определяется как среднеарифметическая величина из количества замеров, принятого для данной конструкции.

- диаметр, длина, толщина металла, сечение уголка, размеры болтов, гаек, шайб с помощью измерительных приборов (рулетка, штангенциркуль).

Цинковое покрытие элементов МГТ не должно иметь:

- видимых трещин;

- забоин;

- наплывов на стыкуемых поверхностях;

- мест, не покрытых цинком.

№ п/п

Характеристика элемента трубы

Допускаемые отклонения, мм

Нормативный аргумент

1

Длина гофированного листа

2

ОДМ «Методические рекомендации по применению металлических грофированных труб», утвержденный Росавтодора № ОС – 542-р от 17.06.02, п. 4.34

2

Расстояния между центрами образованных по шаблону со втулками отверстий:

-смежных;

-в крайнем ряду;

0,7

1.0

3

Диаметр отверстий

-до 17 м;

-более 17 мм

1,0

1,5

4

Радиус гибки элементов (просвет между шаблоном длиной по дуге 1.5 м и поверхностью свальцованного листа):

-в средней части

-по концевым участкам

1,0

4.0

В зависимости от местных условий монтировать трубу с болтовыми стыками внахлестку на строительной площадке следует из секций, предварительно собираемых из отдельных элементов на полигонах. При этом рекомендуется производить монтаж труб «с колес», устанавливая секции сразу в проектное положение после подъема с транспортных средств.

Длину секций следует назначать исходя из заданных проектных длин водопропускных труб. В связи с этим на одном сооружении возможно применение секций различной длины. При назначении длин секций труб необходимо учитывать возможности имеющихся транспортных средств для перевозки конструкций на строительную площадку. В промежуточных секциях число звеньев должно быть нечетным. Длину секций рекомендуется принимать не более 10м.

Перед началом работ следует проверить наличие маркировки, отбраковать элементы, выправить погнутые места деревянным молотком и разложить элементы и ящики с крепежом вдоль оси трубы. (16)

Соприкасающиеся поверхности элементов и крепежа необходимо очистить от грязи и посторонних частиц.

Перед сборкой секций выполняются подготовительные работы: размещаются пакеты с гофрированным элементами, окаймляющие уголки, ящики с крепежом, необходимый инструмент и, если требуется, передвижная электростанция и компрессор.

Последовательность установки элементов при сборке секций приведена на рисунке:

- величина сдвижки продольных стыков; цифрами показан порядок установки элементов при объединении звеньев А и Б

Вначале необходимо собрать звенья в вертикальном положении (элементы устанавливаются на ребро) с постановкой ограниченного числа болтов (3-4 болта) в середине продольных стыков. При этом один торец элемента должен находиться на наружной поверхности звена, а другой – на внутренней. Во втором ряду продольного стыка не должно быть отверстий на наружных гребнях волн; в правильно собранных звеньях труб все марки элементов должны быть видны. Затем звенья необходимо последовательно устанавливать в горизонтальное положение на деревянные брусья, уложенные вдоль секций трубы так, чтобы продольные стыки в них были на одном уровне, а расположение нахлеста элементов в соединяемых звеньях было строго одинаково.

В секцию звенья объединяются стандартными элементами. При установке этих элементов в местах стыковки трех листов не допускается соприкасание двух листов, входящих в одно звено. Поэтому каждый соединительный элемент одним торцом вводят в зазор между элементами ранее собранных звеньев А и Б.

Продольные стыки в звеньях следует располагать с перевязкой – взаимной сдвижкой на величину , равную одному – четырем шагам отверстий поперечных стыков. Величину сдвижку для каждой отдельной трубы принимать постоянной.

При установке соединительных элементов (сборке секций и их объединении) болты в количестве 3-4 шт. следует наживлять вначале в средних частях продольных и поперечных стыков. Остальные устанавливаются после объединения в секцию необходимого количества звеньев. Последними ставятся болты в местах соединения трех элементов.

Затягивать болты следует пневматическими гайковертами, а также торцевыми и накидными гаечными ключами.

Основным средством защиты металлических труб от коррозии является цинковое покрытие с толщиной в 2 слоя из полимерных лакокрасочных материалов (эмальЭП-1155) методом распыления.

Тип покрытия и способ нанесения

Марка покрытия

Материалы

Общая толщина покрытия, мм

Количество слоев

Толщина каждого слоя, мм

Полимерные лакокрасочные, пневматические распыление

Э-1

Эмали ЭП-1155 или ЭП-5116

0,25-0,30

2

0,12-0,15

Процесс окраски элементов труб включает:

-нанесение первого слоя на внешнюю поверхность элементов;

-сушку первого слоя при температуре 90-100оС в течение 15-20 мин;

-нанесение второго слоя покрытия на внешнюю поверхность элементов;

-сушку покрытия при температуре 90-100оС в течение 60-90 мин.

Компоненты эмалей ЭП-1155 для снижения вязкости могут быть предварительно подогреты до температуры 60-80оС.

Засыпка труб

Трубу устанавливают на плоское основание. После установки трубы в проектное положение на спрофилированное ложе следует производить подсыпку грунта в зазоры между поверхностью нижней части трубы и грунтовым ложем и его уплотнение, используя ручные деревянные штыковки диаметром не более 8 см, и дополнительную подсыпку грунта в нижние четверти (до охвата трубы грунтом не менее 120о) с уплотнением ручными трамбовками и подштыковкой. Трамбовки при уплотнении грунта размещаются на расстоянии 5 см от гребней гофров, а штыковки – во впадинах гофров.

Засыпку труб следует вести с опережением возведения земляного полотна.

Засыпать трубы необходимо послойно (толщиной слоя 15 см) в такой последовательности: грунт укладывают одновременно с обеих сторон трубы и разравнивают бульдозером. После уплотнения слоя грунта с одной стороны трубы производят отсыпку второго слоя, а с другой стороны – уплотнение грунта. В таком же порядке осуществляются отсыпка и уплотнение всех последующих слоев до верха трубы. Нарушение технологии по послойной засыпке и уплотнении не допускается.

Схема засыпки и уплотнения грунта наклонными слоями

Засыпать трубы следует наклонными от трубы слоями (уклон не круче 1:5)., толщиной 0,15 м.

Уплотнение грунта в пазухах двухочковых труб рекомендуется производить механизированными ручными трамбовками с обязательным соблюдением последовательности отсыпки слоев. Толщина слоя в пазухе не должна превышать 0,15 м.

Для повышения несущей способности трубы и надежности ее работы следует на период строительства устанавливать внутри трубы деревянные распорки, которые удаляют после отсыпки насыпи на проектную высоту.

Укрепление откосов насыпи на входе и выходе из трубы производится габионами. Портальные стенки из габионов устанавливают у подошвы насыпи для уменьшения длины труб. Коробчатые габионы представляют собой конструкции переменного размера в форме параллелепипеда из природного камня, отправленного в стальную крупноячеистую сетку глубокого оцинкования, двойного кручения.

Входной оголовок трубы обертывается дорнитом и обкладывается габионами с проливкой цементным раствором. Исходя из гидравлических расчетов укрепление русел принято матрасами «Рено», габионами (Технология производства работ по сборке и установке габионов и матрасов «РЕНО» приведена в приложении №6) и каменной наброской. Матрасы «Рено» представляют собой конструкцию переменного размера в форме параллелепипеда со значительной поверхностью и малой толщиной, отправленного в крупноячеистую сетку глубокого оцинкования, двойного кручения.

Не допускается скопление воды вблизи трубы, местные понижения с верховой стороны необходимо засыпать местным глинистым грунтом с максимальным уплотнением.

Перед укреплением оголовков трубы с торцов, где габионные конструкции соприкасаются с телом трубы, следует устроить прослойку из дорнита.

Допустимые отклонения при входном контроле.

№ п/п

Характеристика элемента трубы

Допускаемые отклонения, мм

Нормативный аргумент

1

Длина грофированного листа

2

ОДМ «Методические рекомендации по применению металлических грофированных труб», утвержденный распоряжением Росавтодора № ОС – 542-р от 17.06.02, п. 4.34

2

Расстояния между центрами образованных по шаблону со втулками отверстий:

-смежных;

-в крайнем ряду;

0,7

1.0

3

Диаметр отверстий

-до 17 м;

-более 17 мм

1,0

1,5

4

Радиус гибки элементов (просвет между шаблоном длиной по дуге 1.5 м и поверхностью свальцованного листа):

-в средней части

-по концевым участкам

1,0

4.0

При проектировании водопропускных сооружений на автомобильных дорогах их расположение, отверстия, подводящие и отводящие русла должны исключать заболачивание территорий с верховой стороны насыпей, а также размывы вызывающие эрозию почв ниже водопропускных сооружений.

Заболачивание территории приводит к гибели древесной растительности, изъятию земель из сельскохозяйственного использования и другими негативными последствиям. Для предотвращения заболачивания с верховой стороны дорожного плотна, вода перепускается в низовую сторону при помощи водопропускных труб, расположенных в пониженных местах. Водная, эрозия может происходить с полотна автомобильной дороги, нарушенных участков ландшафтов, в местах пропуска талых и линевых вод. Для уменьшения вредного воздействия принять:

- улаживание откосов насыпи.

- укрепление откосов земляного полотна засевов трав.

- укрепление входного и выходного русла у труб габионами.

Смета строительства

Наименование работ

Сметная стоимость

1

Устройство гравийно-песчаной подушки

63196

2

Земляное полотно

111740

3

Укрепление насыпи матрацами «Рено»

436880

4

Уплотнение слоя щебенки, гравия

7873

5

Планировка верха и откосов насыпей

243201

6

Укладка водопропускной трубы из грофированного металла

66942

7

Засыпка тела трубы песком

23400

Итог : 853232

К итоговой сумме + стоимость трубы + заработная плата работников + ГСМ

Общая стоимость объекта приблизительно около 3 млн. 353232 тыс.рб.

Сводная ведомость объемов и стоимости работ

Длина трубы 4м

Диаметр 1,5 м

Материал гофро, металл

9.Выводы:

Автомобильная дорога через речку «Мыла проходит» по территории МО с.Хаптагай Мегино-Кангаласского улуса Республики Саха Якутия. Общее протяженность участка дороги составляет 10 м. Исходными для составления проекта организации конструкции дороги через речку «Мыла» являются трудности в дорожно-транспортном сообщении с.Хаптагай с микрорайоном Эляковка и строящимся молодежным микрорайоном.

Проект организации реконструкции дороги разработан с учетом следующих нормативных документов:

СНиП 3.01.01 – 85 «Организация строительного производства».

СНиП 3.06.03-85 «Автомобильный дороги»

«Методические указания Госстроя СССР от 30.12.85 г.»

Строительство дороги через речку «Мыла» позволит круглогодичному автотранспортному сообщению с.Хаптагай с основной трассой Якутск – Нижний – Бестях – Майя и близлежащими населенными пунктами. Также исчезнут трудности в весенне-летний период сообщения с.Хаптагай и микрорайона Эляковка, сэкономить ГСМ за счет сокращения пути сообщения.

Основными целями комплекса организационных мероприятий является:

- непрерывность и ритмичность строительства

- рациональное использование средств механизации, повышение качества работ.

- выполнение работ в заданные сроки.

- широкое применение местных дорожно-строительных материалов.

Использованная литература

Проект строительного магистрали природного газа в с.Хаптагай через речку «Мыла»

В.Ф.Бабкин, О.В.Андреев. «Проектирование автомобильных дорог».

В. Д. Орищин «Норма технологического проектирования потребности строительных материалов в конструкции дорожных одежд.

О.П.Афиногенов, А.И. Должников «Основы проектирования дорог»

Просмотров работы: 30