Аннотация
Направление: «Робототехника»
Тема: «Автоматическая роботизированная система медицинской диагностики и лечения заболеваний на космической станции».
Цель работы: изучить особенности пребывания и жизнедеятельности космонавтов на космической станции, разработать модель автономной роботизированной системы медицинской диагностики и лечения заболеваний («Робот-диагност»).
Работа состоит из трёх структурных частей: введения, теоретического блока, практического блока и заключения. Введение включает в себя сведения о внедрении и использовании медицинской робототехники в современном мире, цель и задачи проекта, доказательство актуальности разработки. В теоретическом блоке содержится инструкция по сборке действующего робота-диагноста на основе платформы Lego EV3, в практическом блоке представлена программа для осуществления его деятельности. Заключение включает в себя назначение и общие выводы по проекту.
Введение
В современном мире представлены следующие виды медицинских роботов:
- роботы-хирурги (Da Vinci),
- нанороботы,
- роботы-помощники (санитарки, сиделки, няни и т.д.),
- экзоскелеты (NASA X1, Walking Assist),
- роботы-симуляторы пациентов.
Перечисленные выше роботы отличаются друг от друга функциями, сферой применения, конструкцией. Главное – результат.
Использование роботов в медицине обеспечивает эффективное и качественное лечение.
В обычном медицинском учреждении врачи комплексно используют и диагностические и лечебные возможности в зависимости от сложившейся ситуации: иногда для постановки диагноза достаточно обычного врачебного осмотра, иногда требуется более серьёзное обследование, возможно с применением робототехники. Но я говорю об обычном медицинском учреждении, а медицинская помощь зачастую требуется не только на Земле, но и в космосе! Поэтому меня интересует создание робота-диагноста, способного провести медицинскую диагностику и назначить лечение на космической станции.
В связи с активным освоением космических просторов, считаю данное исследование актуальным.
Для меня проектирование и создание робототехнической техники – один из способов реализации собственных проектов. Я учусь в 10 классе и занимаюсь в кружке по робототехнике. В 11 классе планирую выбрать профильное информационно-математическое направление и продолжать заниматься изучением и конструированием робототехнических моделей. Надеюсь, что когда-нибудь мои идеи станут полезными для моей Родины.
Цель работы: изучить особенности пребывания и жизнедеятельности космонавтов на космической станции, разработать модель автономной роботизированной системы медицинской диагностики и лечения заболеваний («Робот-диагност»).
Задачи:
1. Собрать информацию о существующих на данный момент роботах, помогающих в медицинской отрасли;
2. Изучить основные принципы программирования путем ветвления;
3. Создать действующую модель робота-диагноста применительно к работе на космической станции.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Теоретический блок
Инструкция по сборке робота
Шаг 1. Нужные детали |
Шаг 2. Подвеска или основа робота-диагноста |
Шаг 3. Крепление моторов |
|
Шаг 4. Подключение моторов к блоку управления |
Шаг 5. Крепление задних колёс (правое и левое колесо крепятся однотипно) |
Шаг 6. Крепление передник колес (правое и левое колесо крепятся однотипно) |
|
Шаг 7. Общий вид |
2. Практический блок
Программирование
Программу можно запустить таким образом, что робот не будет иметь возможности передвижения, или дистанционно, через Bluetooth устройства.
Рассмотрим вторую программу с возможностью дистанционного анализа и управления. Она состоит из трех частей, трех блоков ветвления.
Данные, полученные от космонавта, не равны заданным?
Нет
Выключение на 24 часа
Рассмотрим первый блок. Основная его задача – первичное сравнение. После передачи данных робот должен провести анализ полученных чисел и констант.
Да
Уточнение данных у космонавта путем опроса
На экран выводятся уточняющие вопросы
Нет
Рассмотрим второй блок. Его цель заключается в определении симптомов больного.
Космонавт подтвердил заданный вопрос?
Да
Все в порядке
На экран выводится рецепт
Последний, третий блок является результатом ответов космонавта.
Космонавт подтвердил заданные вопросы?
Да
На экран выводится совет по устранению недомогания
Нет
Рассмотрим первый вариант ( робот не имеет возможности передвижения).
Основное его различие с предыдущим – это то, что космонавт должен прийти к месту расположения аппарата, в остальном программы построены одинаково.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Назначение
Назначение представленного робота-диагноста:
1. Диагностика и выявление заболеваний членов экипажа космического корабля
2. Предложение лечения в зависимости от выявленных симптомов
Вывод
На сегодняшний день роботы востребованы, пожалуй, во всех отраслях человеческой деятельности, но лидером по конструированию, апробации и применению роботов является медицина. И это не удивительно, ведь здоровье – самое главное богатство в жизни человека. Специализированная робототехника способствуют сохранению человеческого здоровья посредством своевременной диагностики, лечения, оперативного вмешательства. Квалифицированная медицинская помощь в условиях пребывания на космической станции особенно актуальна. Космонавты перед отправлением проходят специальную медицинскую подготовку, в результате которой они получают медицинские знания о самых распространённых заболеваниях и способах их лечения. За всю историю развития космонавтики не было зафиксировано ни одного серьёзного заболевания члена экипажа, к счастью. Но что делать, если экипаж будет не в силах диагностировать заболевание и вылечиться? Вот тогда на помощь придет моя модель робота-диагноста.
На мой взгляд, чем дальше улетают наши космонавты, покоряя Марс, Луну, различные астероиды, тем ближе и острее вопрос об изобретении медицинской робототехники для космических станций.
Список использованных источников
1. Д.Г. Копосов «Первый шаг в робототехнику: практикум для 5-6 классов», М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2012 г.
2. https://robotics.ua/shows/modernity/3345-your_health_health_robotics_today
3.https://robot-help.ru/images/lego-mindstorms-ev3/instructions/ev3_user_guide_education.pdf
[email protected] МКОУ Ясенковская СОШ 2018