PROзрение

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

PROзрение

Евтушенко  К.В. 1
1Одинцовская лингвистическая гимназия
Иваньшина  Л.С. 1
1Одинцовская лингвистическая гимназия
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Паспорт работы

Тема: «PROзрение»

Номинация: проект

Образовательное учреждение: МБОУ Одинцовская лингвистическая гимназия

Автор: Евтушенко Кристина Викторовна, ученица 4 В класса МБОУ Одинцовская лингвистическая гимназия

Руководитель: Иваньшина Лариса Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ Одинцовская лингвистическая гимназия

Актуальность работы: Современные дети очень много времени проводят, сидя за компьютером, перед телевизором и, особенно, в мессенджерах и соцсетях на мобильном телефоне. Увы, такое длительное «общение» с электронными устройствами пагубно влияет на здоровье, а именно на зрение. Проблема сохранения зрения сейчас очень актуальна. Именно поэтому я решила выяснить, как можно сберечь зрение, живя в мире информационно - коммуникационных технологий.

Цель проекта - создать сборник рекомендаций и упражнений для улучшения зрения.

Задачи:

1. Изучить проблему: разобраться, почему падает зрение и как этого избежать;

2. Сравнить зрительное восприятия человека, животных, насекомых и других обитателей нашей планеты;

3. Проанализировать причины и виды заболеваний органов зрения;

4. Провести анкетирование среди одноклассников и учителей начальной школы;

5. Сделать выводы и сформулировать рекомендации, направленные на улучшение зрения.

Продукт: Сборник рекомендаций и упражнений для улучшения зрения.

Методы изучения проблемы: поиск и анализ информации из книг, интернет -ресурсов, посещение музеев, мастер - классов, анкетирование среди учащихся 2-4 классов, синтез полученных данных, выводы.

Моя работа над проектом состояла из следующих этапов:

Подготовительный (сентябрь - октябрь)

- выбрала тему, собрала материал.

Поисковый (ноябрь - декабрь)

- провела опрос среди классных руководителей начальной школы, а также одноклассников по выбранной теме; изучила макет глаза человека, а также строение глаз разных животных, посетила экскурсии и тематические мастер-классы по выбранной теме, изучила литературу по причинам ухудшения зрения;

Аналитический (январь)

-отобрала специальные рекомендации и упражнения для коррекции и улучшения зрения у школьников.

Заключительный (февраль)

-составила презентацию, изготовила проектный продукт.

Введение

Моя работа посвящена изучению зрения. Глаза - ценный, удивительный дар природы. В них отражается все, что мы чувствуем: радость и страдания, равнодушие, любовь и ненависть. Глаза — это самый важный орган чувств, поэтому они заслуживают особого внимания.

Но при всем этом глаза - очень чувствительный и легкоранимый орган. Так, например, слишком яркий свет причиняет глазам боль; загрязненный воздух, дым, пыль вызывают слезотечение, а иногда даже воспаление глаз. Глаза всегда должны быть чистыми, сияющими. А для того, чтобы они были такими, необходим ежедневный тщательный уход за глазами.

Зрение - самый мощный источник наших знаний о внешнем мире — пожалуй, одно из наиболее сложных, удивительных и прекрасных свойств живых существ. Его утрата — огромное несчастье для человека. А потеря зрения, особенно в детском возрасте - это настоящая трагедия. Поскольку организм ребёнка очень восприимчив ко всякого рода воздействиям, именно в детском возрасте зрению должно быть уделено особое внимание.

Выбор темы и названия проекта «PROзрение» был для меня неслучайными. Эта работа «про зрение» и, возможно, для некоторых, многие факты станут настоящим открытием («прозрением»), а кто-то сможет решить проблемы со здоровьем глаз. В то же время, я постаралась подойти к изучению темы со всей ответственностью и пользовалась, в том числе, и «PROfessional» источниками, и, даже, один зарубежный.

В моей семье нет людей, имеющих проблемы со зрением. Единственным исключением явлюсь я - ребёнок ХХI века, века информационных технологий и интернет - коммуникации. Именно поэтому я задумалась над вопросом, возможно ли исправить или хотя бы приостановить процесс потери зрения современными детьми.

Стремление помочь себе и другим обусловливает актуальность моей проектной работы.

Цель проекта: создать сборник рекомендаций и упражнений для улучшения зрения.

Задачи:

1. Изучить проблему: разобраться, почему падает зрение и как этого избежать;

2. Сравнить зрительное восприятия человека, животных, насекомых и других обитателей нашей планеты;

3. Проанализировать причины и виды заболеваний органов зрения;

4. Провести анкетирование среди одноклассников и учителей начальной школы;

5. Сделать выводы и сформулировать рекомендации, направленные на улучшение зрения.

Продукт: Сборник рекомендаций и упражнений для улучшения зрения.

Методы изучения проблемы: поиск и анализ информации из книг, интернет -ресурсов, посещение музеев, мастер-классов, анкетирование среди учащихся 2-4 классов, синтез полученных данных, выводы.

Моя работа над проектом состояла из следующих этапов:

Подготовительный (сентябрь -октябрь)

Свою работу я начала с поиска ответов на интересующие меня вопросы:

-как устроен главный зрительный орган человека -глаз;

-чем отличается строение глаз у представителей разных видов живой природы, и могут ли животные страдать близорукостью;

-какие факторы пагубно влияют на качество зрения;

-что может существенно снизить процесс падения зрения

Поисковый (ноябрь - декабрь)

-затем я провела опрос среди классных руководителей начальной школы, а также одноклассников по выбранной теме, проанализировала и обобщила результаты;

-изучила макет глаза человека, а также строение глаз разных животных;

-посетила экскурсии и тематические мастер-классы по выбранной теме;

-изучила литературу по причинам ухудшения зрения;

-отобрала графический материал для презентации своей работы.

Аналитический (январь)

-опираясь на знания и опыт представителей медицины, а также результаты собственного исследования, отобрала специальные рекомендации и упражнения для коррекции и улучшения зрения.

Заключительный (февраль)

- составила презентацию, изготовила проектный продукт.

 

Зрение - удивительный дар природы

Смотреть на мир и видеть его красоту - большое счастье. И это счастье дают человеку глаза. Глаз человека – удивительный дар природы. С помощью глаз человек видит предметы, их перемещение и цвет. Глаза помогают ему ориентироваться в обстановке и передвигаться в нужном направлении, избегая столкновений с препятствиями. Все это делает глаза ценнейшим органом в системе органов чувств. Уникальность зрения по сравнению с другими анализаторами состоит в том, что оно позволяет не только опознавать предмет, но и определять его место в пространстве, следить за перемещениями.

Античный философ Гераклит Эфесский заметил, что «глаза – более точные свидетели, чем уши». Действительно, 90% всей информации люди получают через глаза. Однако в наше время орган зрения подвергается огромным перегрузкам.

 

Сегодня, чтобы свободно ориентироваться в окружающем мире, человек вынужден поглотить колоссальный объем информации. Кроме газет, журналов и книг - появились новые средства информации - дисплеи компьютеров, планшетов, гаджетов, видеотерминалы, телевизоры и пр.), оказывающие негативное влияние на состояние органа зрения. Согласно статистике, проблемы со зрением выявляются у одного ребёнка из 20 детей дошкольного возраста и у одного из 4 школьников. В связи с тем, что многие неприятности со зрением как раз и начинаются в раннем возрасте, очень важно, чтобы ребёнок знал, какой уход нужен глазам и как избежать отрицательного влияния на них современных средств информации. Ведь запущенные проблемы с глазами могут иметь серьёзные последствия, равно как отрицательно влиять на способности к обучению, успеваемость в школе, и даже на особенности характера.

Особенности строения органов зрения у представителей живой природы

Удивительно, но зрение и глаза у живых организмов имеются в более 30 различных вариантах. Глаза есть не только у позвоночных, вроде людей, птиц, рыб или насекомых и пауков, но и у таких простых и примитивных существ, как медузы!

3.1. Особенности зрения насекомых, млекопитающих и др.

«Зрение насекомых».Число насекомых огромно. Все они, спасаясь от врага, полагаются в основном только на своё зрение. Несмотря на различный образ жизни, устройство глаза почти у всех одинаково: это фасеточный глаз. Он состоит из отдельных глазков, которые смотрят в различных направлениях. Основное преимущество фасеточного глаза в том, что такой глаз сразу «смотрит» во все стороны, а многим млекопитающим, и нам в том числе, приходится поворачивать голову. Однако за такое преимущество глазу пришлось пожертвовать резкостью изображения, поэтому животные, снабжённые сложными фасеточными глазами (насекомые, раки) не отличаются остротой зрения. (Приложение 1 Рис. 1)

«Зрение рыб». У рыб глаза имеют плоскую роговицу и шаровидный хрусталик (Приложение 1 Рис. 2). У большинства, онирасположены по бокам головы. Зрение у рыб монокулярное, т.е. каждый глаз видит самостоятельно (поле зрения по горизонтали 160–170°, по вертикали около 150°). У многих рыб хрусталик выступает из отверстия зрачка, что увеличивает поле зрения. Основной недостаток монокулярного зрения неточная оценка расстояния. Рыбы с телескопическими глазами способны улавливать очень слабый свет.

«Зрение птиц». Птицы обладают очень острым зрением, превосходящим зрение других животных. Глазное яблоко у них очень большого размера и своеобразного строения, благодаря чему увеличивается поле зрения. У птиц, имеющих особенно острое зрение (грифы, орлы), оно имеет удлинённую, «телескопическую», форму (Приложение 1 Рис. 3). Зрение имеет в жизни птиц исключительно большое значение. Могут быть птицы, лишённые голоса, обоняния, но птиц, лишённых глаз, слепых, не существует.

«Зрение высокоорганизованных животных». Глаза высокоорганизованных животных (Приложение 1 Рис. 4) по строению подобны глазу человека, только обладают большей светосилой. Однако поле зрения оказывается меньшим. В ряде случаев этот недостаток компенсируется большей подвижностью глаз: животные могут ими вращать (хамелеон). В других случаях глаза расположены по бокам головы, что даёт обзор свыше 180°.

3.2. Строение глаза и мышечного аппарата человека

По форме глаз человека напоминает шар, из-за этого его иногда называют глазным яблоком. Глазное яблоко располагается в глазнице (Приложение 1 Рис.5)

От стенок глазницы идут 6 мышц, они прикрепляются к глазному яблоку и управляют его движениями. Глаз легко вращается вокруг 3 осей: вертикальной (влево — вправо), горизонтальной (вверх — вниз) и оптической. Мышцами управляют сигналы, поступающие из мозга.

Передняя часть глазного яблока – прозрачная роговица, сквозь неё свет проникает внутрь глазного яблока. Затем свет улавливается его радужной оболочкой.
Через радужную оболочку глаза свет проникает сквозь отверстие, которое называется зрачком. Зрачок снабжён двумя мышцами, одна из них делает его больше в темноте, а другая сужает при ярком свете.

Оптическая система глаз.

Можно провести параллель между тем, как устроен глаз человека и фотоаппаратом. Роговица – это окошко объектива, радужная оболочка и зрачок – диафрагма, хрусталик – регулируемая линза, а светочувствительный слой сетчатки – фотоплёнка. Однако, у человека два глаза, наш мозг постоянно «сравнивает» увиденное ими и, благодаря этому, мы обладаем пространственным зрением.

Миновав отверстие зрачка свет попадает на шарообразный хрусталик. Хрусталик, как линза, преломляет лучи и направляет их на светочувствительные клетки, расположенные на сетчатке. Так мы видим. Кстати, благодаря хрусталику все предметы отражаются на сетчатке в перевёрнутом виде, но наш мозг исправляет такую искажённую картинку. (Приложение 1 Рис.6)

Если человек рассматривает предметы, расположенные близко, то хрусталик становится более выпуклым и сильнее преломляет световые лучи. Если мы рассматриваем предметы, расположенные далеко, то хрусталик становится более плоским и преломляет лучи меньше. С годами хрусталик теряет свою эластичность и ему приходится «помогать» при помощи очков.

4. Нарушение зрения у детей

Здоровый человек видит мир так: (Приложение 1 Рис.7)

Но у части людей склера – оболочка, которая обтягивает глазное яблоко, как чулок, слабая, со временем она перестаёт возвращать глазному яблоку круглую форму, и человек видит окружающий мир неточно.

В моей работе мне хотелось бы рассказать о наиболее распространённых формах нарушения зрения у детей.

На сегодняшний день это близорукость, дальнозоркость и астигматизм.

- близорукость (миопия) – изображение фокусируется не на сетчатке, а перед ней, в результате чего отдалённые предметы расплываются;

- дальнозоркость (гиперметропия) – изображение фокусируется за сетчаткой глаза, а не на сетчатке, в результате чего человек плохо видит вблизи;

- астигматизм (дефокусировка) - как правило, является результатом неправильной формы роговицы. Люди с астигматизмом обычно видят вертикальные линии чётче, чем горизонтальные, а иногда бывает и наоборот;

Рассмотрим эти формы нарушения зрения более подробно.

Как правило, близорукость - это приобретённое заболевание, когда в период интенсивной длительной нагрузки (чтение, письмо, просмотр телепередач, игр на компьютере и т.д.) из-за нарушения кровоснабжения происходят изменения в глазном яблоке, приводящие к его растяжению.

В результате такого растяжения ухудшается зрение вдаль, которое улучшается при прищуривании или надавливании на глазное яблоко.

Так видит мир близорукий человек (Приложение 1 Рис.8)

В отличие от близорукости, дальнозоркость - это не приобретённое, а врождённое состояние, связанное с особенностью строения глазного яблока. Дальнозоркость – нарушение, при котором световые лучи фокусируются за сетчаткой.

Первые признаки появления дальнозоркости - ухудшение остроты зрения вблизи, стремление отодвинуть текст от себя. Так видит мир дальнозоркий человек (Приложение 1 Рис.8)

Астигматизм - это особый вид оптического строения глаза. Явление этого врождённого или приобретённого характера обусловлено чаще всего, неправильностью кривизны роговицы. Так видит мир человек с астигматизмом. (Приложение 1 Рис.8)

5. Факторы, оказывающие негативное влияние на зрение человека.

Наиболее распространенным нарушением зрения среди школьников является близорукость.

Нагрузка на глаза в процессе школьных занятий очень велика. А в школе дети впервые в жизни начинают выполнять ежедневную, достаточно длительную, с годами увеличивающуюся работу, непосредственно связанную с напряжением зрения.

По статистике в городских школах близорукость, как правило, встречается чаще, чем в сельских. Очевидно, здесь играет роль меньшая зрительная нагрузка учащихся сельских школ. Помимо того, сельские школьники больше бывают на свежем воздухе и занимаются физическим трудом, что способствует закаливанию организма и повышению его сопротивляемости к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.

В первую очередь, нужно сказать об учениках младших классов. Именно в младшем возрасте наблюдаются большие изменения состояния зрения за сравнительно короткий период. Следует помнить, что у детей младшего школьного возраста отсутствуют ещё достаточные навыки чтения, письма, длительного сидения.

Исследования офтальмологов показали, что у учеников 1-х классов при обычном режиме занятий к концу третьего, а особенно 4-го урока наблюдалось значительное понижение остроты зрения, общей работоспособности. Таким образом, количество уроков и их чередование по степени зрительного напряжения, а также регулярный отдых и гимнастика заметно уменьшают зрительную утомляемость (Приложение 1 Рис.9).

Также к основным факторам, пагубно влияющим на остроту зрения у школьников, можно отнести:

-увеличение интенсивности зрительных нагрузок:

Глаза должны отдыхать – 2 часа отдыха после занятий в школе значительно уменьшает общее утомление, что сопровождается улучшением зрительных функций. Поэтому, дома, как и в школе, занятия, требующие напряжения зрения, следует чередовать с такими занятиями, когда зрение напрягается меньше. Необходимо рекомендовать 10-20 минутные перерывы после 2-х часов непрерывных занятий.

-недостаточное освещение рабочего места в школе и дома (особенно при искусственном освещении):

Врачами доказано, что все зрительные функции резко снижаются в условиях плохой освещённости. Освещение должно быть достаточным и равномерным, без резких теней и блеска на рабочей поверхности. В солнечные дни избыток солнечных лучей создаёт на рабочем месте солнечные блики, слепит и этим мешает работе глаз.

-неправильная посадка за рабочим столом:

Вредная привычка читать и писать, сильно склонив голову, сгорбившись, с наклоном в сторону, в неудобном положении способствует ослаблению зрения. Стоит учитывать правило 3-х углов: колени под столом должны образовывать один прямой угол, бедра и спина – 2-й, а руки с согнутым локтем – 3-й угол.

-длительный просмотр телевизора:

Все рекомендации по просмотру телевизионных передач должен давать врач - офтальмолог, но и родители, и дети должны знать, что наибольшее утомление и напряжение зрения возникает при слишком близком расстоянии к экрану телевизора и монитора. Это усугубляется тем, что ребята часто смотрят телевизор в самых разнообразных позах.

- активное использование электронных средств обучения:

Работа за компьютером – это, как правило, длительная сидячая работа, которая может привести к различным проблемам со здоровьем, таким как снижение зрения, боли в спине и мышцах кистей рук. Очень большое значение имеет посадка за компьютером и режим работы не более 1 часа в день.

-увлечение мобильными средствами связи:

Синдром «сухого глаза» знаком активным пользователям компьютеров и гаджетов.

Когда же используются смартфоны и планшеты расстояние от глаз до экрана все время меняется, ведь держащие телефон руки могут постоянно менять положение, к тому же гаджетами часто пользуются в транспорте, в дороге, а не сидя за столом. Ежесекундная смена расстояния заставляет глаз постоянно наводить резкость. Когда глаза переутомляются, может начать прогрессировать истинная близорукость, при которой глазное яблоко немного вытягивается назад и становится немного больше анатомической формы.
В норме человек моргает 18 раз в минуту.  А вот у экрана мобильного телефона или планшета эта норма существенно снижается — до 2-3 раз в минуту.
(Приложение 1 Рис.9)

Статистика нарушения зрения у школьников.

Для определения количества детей с дефектами зрения в младших классах нашей школы я провела опрос среди учащихся начальной школы Одинцовской лингвистической гимназии.

Главной целью опроса было определить, какое количество детей стали испытывать затруднение со зрением в связи с увеличением учебной нагрузки в школе, а также является ли ухудшение зрения следствием частого использования электронных средств (компьютера, планшета, мобильного устройства и др.).

В ходе опроса выяснилось, что близорукости у детей в 1 классах нашей школы практически не наблюдалось. А уже к 4 классу количество близоруких детей увеличилось, что подтверждается результатами данных моего опроса. (Приложение 1 Рис. 10). Также из диаграммы видно, что учащиеся младших классов довольно часто используют мобильные устройства, гаджеты и другие электронные средства не только дома, но и в школе на переменах.

Исходя из всего, можно сделать вывод: прослеживается увеличение числа учащихся с близорукостью от младших классов к старшим. Кроме того, с возрастом увеличивается не только процент близорукости учащихся, но и степень близорукости. И самой частой причиной ухудшения зрения можно назвать увеличение интенсивности обучения и увлечение детей мобильными устройствами и компьютерными технологиями.

По моим данным, близорукость среди детей 1-х классов колеблется в пределах 2,3 - 4,8 %, а среди выпускников начальной школы - 5,5 - 13,2 %.

Также я решила узнать, все ли дети понимают важность сохранения зрения, причины его ухудшения, выполняются ли необходимые требования гигиены зрения у них дома. Для этого мы провели опрос - анкету среди учащихся 3-В класса. Результаты опроса показали, что:

1) 77% детей указали, что причиной ухудшения зрения, они считают компьютер и телевизор, 12%-плохую экологию 6% , неправильную посадку во время занятий (Приложение 1 Рис. 11);
2)  92% детей делают уроки за столом, у них есть своё рабочее место, остальные, где придётся (даже на подоконнике) (Приложение 1 Рис. 12).

 3) пользуются компьютером, телефоном более 1 часа в день-58%, более 2-х часов в день-8%, менее 1 часа в день-33%, не пользуются вообще -1% (Приложение 1 Рис.13).

7. Правила бережного отношения к зрению

Глаза ребёнка выполняют зна­чительную работу. От того, как соблюдаются правила гигиены, зависит и утомление ор­ганов зрения, и сохранение их полноценной функции в буду­щем. Учёные связывают нарушение зрения с общим состоянием организма, поэтому необходимо соблюдать режим дня и ряд правил для сохранения полноценного зрения.

Итак, правила бережного отношения к зрению (Приложение 2):

-Умываться по утрам;

-Оберегать глаза от попаданий в них инородных предметов;

-Смотреть телевизор, компьютер не более 1—1,5 часов в день;

-Сидеть не ближе 3 м от телевизора;

-Не читать лежа;

-Не читать в транспорте;

-При чтении и письме свет должен освещать страницу слева;

-Расстояние от глаз до текста рекомендуется 30—35 см;

-Соблюдать «правило трёх углов»;

-Употреблять в пищу достаточное количество растительных продуктов (морковь, лук, петрушку, помидоры, сладкий красный перец);

-Делать гимнастику для глаз;

-Укреплять глаза, глядя на восходящее (заходящее) солнце;

-Закаляться, заниматься спортом;

-Есть полезные для глаз продукты (творог, кефир, отварную рыбу, говядину, морковь, капусту, чернику, зелень), принимать витамины.;

-Посещать врача - окулиста.

8. Заключение.

Говорят, глаза – зеркало души. И не только. Они - наши окна, через которые мы получаем информацию об окружающем мире.

Работая над проектом, я узнала, какие причины вызывают ухудшение зрения, и изучила правила, благодаря которым можно сохранить и укрепить наше зрение. Занятия для школьников, в том числе длительность их обучения с помощью компьютера, должна быть ограничена по времени, обязательно давать глазам отдых. Я задумалась над тем, что необходимо внимательней относиться к себе, к своему здоровью.

Мне удалось собрать интересный материал, с которым я познакомила учащихся и педагогов нашей школы.

Нужно помнить, что наши глаза отдыхают при созерцании живой природы, поэтому необходимо как можно больше бывать на свежем воздухе, на природе. И, конечно, регулярно делать гимнастику для глаз, соблюдать правила профилактики глазных заболеваний. И тогда окружающий мир будет радовать нас своей красотой!

Список используемой литературы

1. Большая Энциклопедия Эрудита. Издательство «Махаон», 2001г.

2. Как избавиться от очков/ М.С Норбеков, -2-е изд., испр. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак», 2004г.

Интернет-ресурсы:

https://multiurok.ru/blog/mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-profilaktikie-i-korriektsii-narushienii-zrieniia.html

http://zdravotvet.ru/gimnastika-dlya-glaz-po-norbekovu-po-zhdanovu-tibetskaya-dlya-detej-i-vzroslyx/

https://lektsii.org/8-43237.html

Приложение 1

Рисунок 1 Рисунок 2

Рисунок 3 Рисунок 4

Рисунок 5

Рисунок 6

Рисунок7

Рисунок 8

Рисунок 9

Рисунок 10

Рисунок 11

Рисунок 12

Рисунок 13

 

16

Просмотров работы: 228