Введение
«Здоровье - бесценный дар природы. Оно даётся, увы, не навечно, его надо беречь». И.П.Павлов
Чистый воздух является залогом здоровья человека. Особенно важна чистота воздуха внутри помещения, поскольку именно в нем человек проводит в среднем 10-14 часов, а мы – дети и пожилые люди 20-24 часа в сутки [4].
Я и заинтересовался вопросами:
· Насколько чист воздух в различных помещениях школы и дома?
· Что нужно делать для того, чтобы воздух был чище?
· Каково мнение ученых и врачей по этому вопросу?
· Знают ли мои сверстники о влиянии пыли на организм человека и способах борьбы с пылью? Все это подтолкнуло меня к проведению исследовательской работы на тему: Вездесущая пыль.
В связи с этим я поставил цель:
Определить, отчего зависит уровень запыленности помещений школы.
В ходе исследования решались следующие задачи:
изучить научную литературу по данной проблеме;
выявить из чего состоит пыль? И чем мы дышим;
изучить мнение ученых и врачей о влиянии запыленности помещений на здоровье человека;
определить степень запыленности школьных помещений;
выяснить, что знают учащиеся о влиянии пыли на организм человека;
разработать рекомендации и ознакомить с ними учащихся.
Гипотеза исследования:
1. Степень запыленности школьных помещений зависит от степени наполняемости помещений и соблюдения санитарных норм;
2. Учащиеся начальной школы имеют неполное представление о влиянии пыли на организм человека и способах борьбы с пылью.
Объект исследования:
Экологическое пространство помещений школы.
Предмет исследования:
Степень запыленности школьного пространства.
Методы исследования: изучение литературы и теоретических источников по теме; поиск информации во всемирной сети Интернет; анкетирование; наблюдение; обработка и анализ полученных в ходе анкетирования данных; описание результатов анализа и наблюдений.
Это исследование будет способствовать реализации задач, связанных о повышении экологической культуры учеников начальной школы, с заботами о сохранении и укреплении здоровья детей, а также имеет практическую ценность для обеспечения чистоты в помещениях школы.
Глава 1 «Состав пыли и ее влияние на организм человека»
По прогнозам Всемирной Организации Здравоохранения в начале 21 века самыми распространенными заболеваниями человека являются аллергические заболевания, бронхиальная астма, сердечно-сосудистые. Считается, что в ближайшие годы процент больных астмой может повыситься в России до 30%. Причем эти заболевания настигают людей везде: на улицах, в помещениях. ОКАЗЫВАЕТСЯ… Пыль может содержать в своем составе частицы, вызывающие аллергические реакции у людей, предрасположенных к этому [6].
П ыль это мелкие частицы, попадающие в дом снаружи (занесенные ветром частицы почвы, цветочная пыльца, дым) или образующиеся внутри, остаются в воздухе длительное время, и их видно в лучах солнца или при попадании на темные поверхности. Они возвращаются с поверхностей обратно в воздух при движении людей или потоков воздуха в помещении. Рисунок 1. ЗD изображение пыли
Пыль легко найти и рассмотреть под микроскопом (см. Приложение 1). Для этого достаточно листка картона и липкой ленты. Вот образцы пыли из нашего кабинета.
М не удалось просмотреть не многое (волоски, частички грязи, известняк). Более подробно я изучил материал по литературным источникам.
Изучив литературу, я узнал, что пыль состоит: 1. из частичек омертвевшей человеческой кожи. Омертвевшая кожа – это шелушение человеческой кожи. Каждый из нас сбрасывает до 450г омертвевшей кожной ткани в год. Эта мёртвая ткань собирается на полу, мягкой мебели и является основной пищей для пылевых клещей и плесневых грибков.
2 . большую часть составляют минеральные частицы. Вместе с обувью мы ежедневно приносим в школу, дом грязь с улицы, которая, как правило, является смесью песка и природных жиров. Даже твёрдые покрытия могут быть разрушены под воздействием грязи песковой природы, так как песок, по сути – это смесь мелких частичек камней с острыми как у стекла кромками. Природные жиры не только являются естественными загрязнителями, но также за счёт своей вязкости связывают другой мусор и препятствуют уборке.
3.Части шерсти и пуха домашних животных и птиц (Кстати, в пыли собравшейся на подоконнике можно обнаружить микроскопические частицы костей вымерших динозавров и неандертальцев, а также кусочки янтаря
возрастом более 50 миллионов лет, следы экскрементов пингвинов из Антарктиды и бродячих собак из соседнего двора.) [8].
4.Микроорганизмы (Плесень, которая чаще всего витает в воздухе, но способна размножаться и в пыли, предпочитая чешуйки человеческого эпидермиса.)
5.Космическая пыль (каждый день на 1 м2 поверхности Земли падает одна частица космической пыли, в сумме за год наша планета получает 10 тонн) [2].
Пыль имеет материальный характер. И условно можно отметить несколько источников её возникновения (живые и неживые):
материалы, подвергающиеся разрушению;
улица;
домашние животные;
человек.
Пыль. Польза или вред?
Опасна ли сама пыль для организма человека? Опасна - скажите вы, и я соглашусь. Но в то же время, человек не может дышать кристально чистым воздухом. Человечество уже акклиматизировалось именно к таким атмосферным условиям и частички пыли необходимы для дыхания людей.
Пыль сама по себе безопасна для организма человека, но, если только в ней не присутствуют маленькие насекомые – пылевые клещи, для которых пыль – это продукт питания.
Пылевые клещи – это насекомые, которые обитают в коврах, на мягкой мебели и в постели. Их основной пищей являются органические составляющие пыли (шерсть и ороговевшие частички кожи). Сами они безопасны для человека, так как слишком малы и не могут его укусить, но их экскременты (испражнения) могут также вызывать аллергические реакции. Плесень обычно присутствует в воздухе, но она также произрастает в производственной и домашней пыли, размножаясь на чешуйках нашей отмершей кожи. Некоторые типы плесени могут вызвать отравление своими спорами при вдыхании [7].
Если «дышать пылью» изо дня в день, то неизбежны заболевания органов дыхания (носа, глотки, бронхов, легких, аллергические реакции), воспалительные процессы, головные боли, раздражение слизистых оболочек глаз. Воздушно-пылевым путем распространяется такое грозное заболевание, как туберкулез. Вместе с пылью разлетаются вирусы, вызывающие острые респираторные инфекции, ветряную оспу, краснуху, эпидемический паротит.
Однако результаты новейших исследований показывают обратное: пыль полезна для здоровья! Микроорганизмы, мельтешащие в комнатной пыли, укрепляют нашу иммунную систему.
Явление это было открыто учеными, которые обследовали квартиры, где живут родители с малолетними детьми. Выявилась одна любопытная деталь: чем меньше пыли было дома, тем чаще дети страдали от аллергии. Их организм начинал реагировать на любой пустяк: на кошачью шерсть, цветочную пыльцу, молоко... Поэтому врачи не советуют воспитывать малышей в слишком стерильной обстановке [8].
Следовательно, я сделал вывод, что не столько опасна сама пыль, сколько ее количество. Именно поэтому я считаю, что нужно исследовать не саму пыль, а степень загрязненности школьных помещений.
Глава 2. «Исследование степени запыленности школьного пространства»
2.1. Анкетирование «Были о пыли»
Во-первых, мне интересно было узнать, что мои одноклассники знают о влиянии пыли на наше здоровье и о способах борьбы с ней.
Все эти вопросы нашли отражение в анкете «Были о пыли» проведенной
среди учеников 2В класса. Таким образом, я выяснил, что они имеют неполное представление и о влиянии загрязненности воздуха на здоровье человека и о том, что нужно сделать, чтобы воздух стал чище.
Так, несмотря на то, 87 % учеников отметили, что есть проблема загрязненности школьных помещений. Но, как пыль влияет на здоровье, однозначно верного ответа не нашли. Так лишь 11 учеников (48%) отметили, пыль вызывает аллергические реакции (чихание и кашель),
11 учеников (48%) просто написали, что отрицательно влияет на здоровье;
р адует, что всего 1 ученик затруднился ответить на этот вопрос и написал «не знаю».
Диаграмма 1. (Есть ли проблема загрязненности школьных помещений?)
Д иаграмма 2. (Влияние пыли на здоровье людей)
Характерным в моем исследовании стали следующие факты: мнение о том, как часто нужно делать в классе генеральную уборку среди учащихся 2В класса разделилось. 7 учеников (30%) считают, что генеральную уборку в классе нужно делать 1 раз в месяц; 2 ученика (9%) – 1 раз в четверть; 3 человека (13%) – не знают, как часто нужно убираться, а вот 11 человек (48%) считают, что убираться нужно 1 раз в 2 недели.
Диаграмма 3. (Как часто нужно делать генеральную уборку)
Не знают, как можно уменьшить количество пыли в помещении 6 человек. Большинство класса – 15 человек (65%) отметили, что необходима уборка, как влажная (мыть пол, протирать пыль), так и сухая (подметать веником, пылесосить). И только 4 человека (17%) вспомнили о том, что нужно проветривать помещение.
Н о при этом, все 100 % анкетируемых, даже не вспомнили о том, что необходимо носить в школу сменную обувь, что нужны комнатные растения. И еще много чего.
Диаграмма 4. (Как можно уменьшить количество пыли в помещении)
2.2. Определение уровня загрязнения воздуха помещений школы
Для подтверждения гипотезы о том что, степень запыленности школьных помещений зависит от степени наполняемости помещений, мной было проведено следующее исследование:
· Полоски белой бумаги намазали вазелином.
· Эти полоски были прикреплены на 5 дней в различных помещениях школы: 1 — классном кабинете, 2 — столовой, 3 — библиотеке, 4 — кабинете директора, 5 — секретарской, 6 — мед.кабинете, 7 — учительской, 8 — спортзале, 9 — фойе школы,
Через пять дней листочки были сняты и рассмотрены. Даже не имея специальных увеличительных приборов я заметил, что листочки приобрели все оттенки серого цвета. (см. Приложение 2)
Получилось, что самыми чистыми помещениями в школе оказались: классный кабинет, мед.кабинет, фойе школы, а самыми запыленными, судя по полоскам - спортзал, учительская, библиотека.
За день эти помещения посещает разное количество людей:
Классный кабинет — около 50 человек,
·Учительскую — приблизительно 60 человек,
·Библиотеку — 60—80 человек,
·Спортзал — около 350 человек,
·Столовую — около 700 человек,
·Фойе школы — все учащиеся, учителя, тех. персонал, прочие работники и гости школы. Причем в холл все входят прямо с улицы без сменной обуви.
Выводы:
1. Анкетирование учащихся школы выявило тот факт, что большинство из них знают о том, как пыль влияет на их здоровье, но не знают, как с ней бороться.
2. Пыль и как следствие загрязненность помещений наносит вред нашему здоровью.
3. Степень запыленности помещения напрямую не зависит от степени наполняемости помещения (спортзал и учительская одинаково запылены). Больше пыли образуется там, где люди находятся в постоянном движении (спортзал) либо помещение мало проветривается (учительская). Чистота же достигается соблюдением санитарно-гигиенических норм.
Холл и классный кабинет не случайно оказались одними из самых чистых помещений школы. По моим наблюдениям влажная уборка и проветривание производятся после каждой перемены, т. е. каждый час.
4. Есть еще одно очень интересное наблюдение. Если уборку в классе сделать сухим веником, то пыли становится только больше. Вот пыль в воздухе до уборки, а вот после нее, сухим веником. Вывод: сухой веник – враг здоровья!
Заключение
В классах нашей школы много разных цветов. Они украшают кабинеты, делают его уютными. Явыяснил, какие растения нужны в классе для создания благоприятной для нашего здоровья экообстановки, как они влияют на здоровье школьников. Соответственно вот мои рекомендации по разведения растений в классных кабинетах.
1. Растения - увлажнители
Они помогут добиться повышения влажности в кабинете ( растения возвращают её через листья) :Фиалка, традесканция, пальма.
2.Растения - пылесборники
Растения могут абсорбировать пыль. Самые лучшие растения-фильтры — драцена, финик, хризалидокарпус, шеффлера, рапис, хлорофитум, фикус, плющ, хамедорея, традесканция.
3. Растения-фильтры
Комнатные растения способны отфильтровать или преобразовать ядовитые вещества и улучшить воздух в помещении. Такими являются растения с крупными листьями и большим количеством устьиц на листьях. Это такие растения, как алоэ (90%), хлорофитум (86%), филодендрон(76%), драцена (79%),фикус.
4. Растения - борцы
Некоторые комнатные растения выделяют вещества, которые убивают болезнетворные микробы, насыщают воздух фитонцидами и оказывают целительное воздействие на дыхательные пути. Это такие растения, как : мирт, пеларгония, бегония, (до 80%), сансивьера, толстянка, традесканция (до 70%), циссус (до 60%), плющ (30%). В помещении, где они растут, количество микробов в воздухе сокращается в несколько раз! [4].
Помимо растений есть еще множество способов борьбы с пылью.
Результатом моего исследования стали, следующие рекомендации по борьбе с пылью:
1.обязательная смена обуви, так как она значительно уменьшает содержание пыли в школе, поскольку не содержит уличной грязи;
2. проветривать помещения и кабинеты школы как можно чаще;
3. проводить только влажную уборку;
4. записи с доски вытирать только влажными губками или тряпочками;
5. не бегать по школе, так как при этом поднимаются частички грязи и пыли, которые плохо влияют на здоровье;
6.предметы, на которых собирается пыль, следует хранить в закрытых шкафах, книги и журналы — на застекленных полках и стеллажах;
7. обязательно иметь в помещениях школы и учебных кабинетах комнатные растения.
Очень жаль, что выяснять, от чего появляется аллергия, начинаем только тогда, когда появляются серьезные проблемы со здоровьем. Хотя этого можно избежать, ежедневно поддерживая чистоту и порядок.
Данные рекомендации по борьбе с пылью, можно использовать в школе и дома. С ними и самой работой считаю нужным познакомить учащихся школы, как начальных классов, так и среднего и даже старшего звена. Материал работы также можно использовать при проведении классных и родительских собраний.
В моей работе не был раскрыт вопрос о влиянии времени года на количество пыли в помещении и на улице. В связи с этим, я считаю нужным продолжить исследование о влиянии пыли на живые организмы.
Список используемой литературы
1. Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг.- «Агар»,2000.
2. Древо познания / универсальный иллюстрированный справочник для всей семьи. – М.: МС ИСТ ЛИМИТЕД, 2005.
3.Засоркина Н.В. Метод проектов в начальной школе: система реализации — Волгоград: Учитель, 2010. — 135 с.
4. Небел Б. Наука об окружающей среде: Как устроен мир. В 2-х томах. – М.: Мир, 1993. 4.«Наука и жизнь» №6, 88; №7, 84; №2, 85.
5. Попова Т.А. Экология в школе. Мониторинг природной среды. /Методическое пособие. – М.: творческий центр Сфера, 2005.
6. Влияние пыли на здоровье. — 2012 г. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.tribuna.ru/publications/domashnjaja-pyl.html
7.Домашняя пыль. Анализ и состав домашней пыли. Пылевые клещи. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://dobro-est.com/zdorove/domashnyaya-pyl-sostav.html
8.Состав домашней пыли [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.devushkam.su/health/parts_house_dust.html