Вездесущая пыль

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Вездесущая пыль

Мовсисян  М.С. 1
1МБОУ СОШ 19
Глотова  Т.П. 1
1МБОУ СОШ 19
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

«Здоровье - бесценный дар природы. Оно даётся, увы, не навечно, его надо беречь». И.П.Павлов 

Чистый  воздух  является  залогом  здоровья  человека.  Особенно  важна  чистота воздуха внутри помещения, поскольку именно в нем человек проводит в  среднем  10-14  часов,  а  мы – дети  и  пожилые  люди  20-24  часа  в  сутки [4].

Я  и  заинтересовался  вопросами:

·     Насколько  чист  воздух  в  различных  помещениях  школы  и  дома?

·     Что  нужно  делать  для  того,  чтобы  воздух  был  чище?

·     Каково  мнение  ученых  и  врачей  по  этому  вопросу? 

·     Знают ли мои сверстники о влиянии пыли на организм человека  и  способах борьбы с пылью?  Все это подтолкнуло меня к проведению исследовательской работы  на  тему:  Вездесущая пыль.

В  связи  с  этим  я  поставил  цель: 

  Определить,  отчего  зависит  уровень  запыленности  помещений  школы.

В ходе исследования решались следующие задачи:

изучить научную литературу по данной проблеме;

выявить из чего состоит пыль? И чем мы дышим;

изучить мнение ученых  и  врачей  о  влиянии  запыленности  помещений  на  здоровье человека;

определить степень запыленности школьных помещений;

выяснить, что знают учащиеся о влиянии пыли на организм человека;

разработать  рекомендации  и  ознакомить с ними учащихся.

Гипотеза  исследования:

1.  Степень  запыленности  школьных  помещений  зависит  от  степени  наполняемости  помещений  и  соблюдения  санитарных  норм;

2.  Учащиеся  начальной  школы  имеют  неполное  представление  о  влиянии  пыли  на  организм  человека  и  способах  борьбы  с  пылью.

Объект  исследования:

 Экологическое  пространство  помещений  школы.

Предмет  исследования: 

 Степень  запыленности  школьного  пространства.

Методы  исследования:  изучение  литературы  и  теоретических источников  по  теме;  поиск информации во всемирной сети Интернет; анкетирование; наблюдение; обработка и анализ полученных в ходе анкетирования  данных;  описание  результатов  анализа  и  наблюдений.

Это  исследование  будет  способствовать  реализации  задач,  связанных  о  повышении экологической  культуры учеников начальной школы, с заботами о сохранении и укреплении здоровья детей, а также имеет практическую ценность для обеспечения чистоты в помещениях  школы.

Глава 1 «Состав пыли и ее влияние на организм человека»

По прогнозам Всемирной Организации Здравоохранения в начале 21 века самыми распространенными заболеваниями человека являются аллергические заболевания, бронхиальная астма, сердечно-сосудистые. Считается, что в ближайшие годы процент больных астмой может повыситься в России до 30%. Причем эти заболевания настигают людей везде: на улицах, в помещениях. ОКАЗЫВАЕТСЯ… Пыль может содержать в своем составе частицы, вызывающие аллергические реакции у людей, предрасположенных к этому [6].

1.1. Что же это такое пыль? Откуда она берется? Из чего состоит?

П ыль это мелкие частицы, попадающие в дом снаружи (занесенные ветром частицы почвы, цветочная пыльца, дым) или образующиеся внутри, остаются в воздухе длительное время, и их видно в лучах солнца или при попадании на темные поверхности. Они возвращаются с поверхностей обратно в воздух при движении людей или потоков воздуха в помещении. Рисунок  1.  ЗD  изображение  пыли

Пыль легко найти и рассмотреть под микроскопом (см. Приложение 1). Для этого достаточно листка картона и липкой ленты. Вот образцы пыли из нашего кабинета.

М не удалось просмотреть не многое (волоски, частички грязи, известняк). Более подробно я изучил материал по литературным источникам.

Изучив литературу, я узнал, что пыль состоит: 1. из частичек омертвевшей человеческой кожи. Омертвевшая кожа – это шелушение человеческой кожи. Каждый из нас сбрасывает до 450г омертвевшей кожной ткани в год. Эта мёртвая ткань собирается на полу, мягкой мебели и является основной пищей для пылевых клещей и плесневых грибков.

2 . большую часть составляют минеральные частицы. Вместе с обувью мы ежедневно приносим в школу, дом грязь с улицы, которая, как правило, является смесью песка и природных жиров. Даже твёрдые покрытия могут быть разрушены под воздействием грязи песковой природы, так как песок, по сути – это смесь мелких частичек камней с острыми как у стекла кромками. Природные жиры не только являются естественными загрязнителями, но также за счёт своей вязкости связывают другой мусор и препятствуют уборке.

3.Части  шерсти  и  пуха  домашних  животных  и  птиц  (Кстати,  в  пыли собравшейся  на подоконнике  можно  обнаружить  микроскопические  частицы костей вымерших динозавров и неандертальцев, а также кусочки янтаря 

возрастом более 50 миллионов лет, следы экскрементов пингвинов из Антарктиды и бродячих собак из соседнего двора.) [8].

4.Микроорганизмы (Плесень, которая чаще всего витает в воздухе, но способна  размножаться  и  в  пыли,  предпочитая  чешуйки  человеческого  эпидермиса.) 

5.Космическая пыль (каждый день на 1 м2 поверхности Земли падает одна частица космической пыли, в сумме за год наша планета получает 10 тонн) [2].

Пыль имеет материальный характер. И условно можно отметить несколько источников её возникновения (живые и неживые):

материалы, подвергающиеся разрушению;

улица;

домашние животные;

человек.

Пыль. Польза или вред?

Опасна ли сама пыль для организма человека? Опасна - скажите вы, и я соглашусь. Но в то же время, человек не может дышать кристально чистым воздухом. Человечество уже акклиматизировалось именно к таким атмосферным условиям и частички пыли необходимы для дыхания людей.

Пыль сама по себе безопасна для организма человека, но, если только в ней не присутствуют маленькие насекомые – пылевые клещи, для которых пыль – это продукт питания.

Пылевые клещи – это насекомые, которые обитают в коврах, на мягкой мебели и в постели. Их основной пищей являются органические составляющие пыли (шерсть и ороговевшие частички кожи). Сами они безопасны для человека, так как слишком малы и не могут его укусить, но их экскременты (испражнения) могут также вызывать аллергические реакции. Плесень обычно присутствует в воздухе, но она также произрастает в производственной и домашней пыли, размножаясь на чешуйках нашей отмершей кожи. Некоторые типы плесени могут вызвать отравление своими спорами при вдыхании [7].

Если «дышать пылью» изо дня в день, то неизбежны заболевания органов дыхания (носа, глотки, бронхов, легких, аллергические реакции), воспалительные процессы, головные боли, раздражение слизистых оболочек глаз. Воздушно-пылевым путем распространяется такое грозное заболевание, как туберкулез. Вместе с пылью разлетаются вирусы, вызывающие острые респираторные инфекции, ветряную оспу, краснуху, эпидемический паротит.

Однако результаты новейших исследований показывают обратное: пыль полезна для здоровья! Микроорганизмы, мельтешащие в комнатной пыли, укрепляют нашу иммунную систему.

Явление это было открыто учеными, которые обследовали квартиры, где живут родители с малолетними детьми. Выявилась одна любопытная деталь: чем меньше пыли было дома, тем чаще дети страдали от аллергии. Их организм начинал реагировать на любой пустяк: на кошачью шерсть, цветочную пыльцу, молоко... Поэтому врачи не советуют воспитывать малышей в слишком стерильной обстановке [8].

Следовательно, я сделал вывод, что не столько опасна сама пыль, сколько ее количество. Именно поэтому я считаю, что нужно исследовать не саму пыль, а степень загрязненности школьных помещений.

Глава 2. «Исследование степени запыленности школьного пространства»

2.1. Анкетирование «Были о пыли»

Во-первых, мне интересно было узнать, что мои одноклассники знают о влиянии пыли на наше здоровье и о способах борьбы с ней.

Все эти вопросы нашли отражение в анкете «Были о пыли» проведенной 

среди учеников 2В класса. Таким образом, я выяснил, что они имеют неполное представление и о влиянии загрязненности воздуха на здоровье человека и о том, что нужно сделать, чтобы воздух  стал  чище. 

Так,  несмотря  на  то,  87  %  учеников  отметили,  что  есть проблема загрязненности школьных помещений. Но, как пыль влияет на здоровье, однозначно верного ответа не нашли. Так лишь 11 учеников (48%) отметили,  пыль  вызывает  аллергические  реакции  (чихание  и  кашель), 

11 учеников (48%)  просто  написали, что отрицательно  влияет  на  здоровье; 

р адует, что всего 1 ученик затруднился  ответить  на  этот  вопрос и написал «не знаю».

Диаграмма 1. (Есть ли проблема загрязненности школьных помещений?)

Д иаграмма  2.  (Влияние  пыли  на  здоровье  людей)

 Характерным  в  моем  исследовании  стали  следующие  факты: мнение о том, как часто нужно делать в классе генеральную уборку среди учащихся 2В класса разделилось. 7  учеников (30%) считают, что генеральную уборку в  классе  нужно делать  1  раз  в  месяц; 2 ученика (9%) – 1 раз в четверть; 3 человека (13%) – не знают, как часто нужно убираться, а вот 11 человек (48%) считают, что убираться нужно 1 раз в 2 недели.

Диаграмма 3. (Как часто нужно делать генеральную уборку)

Не знают, как можно уменьшить количество пыли в помещении 6 человек. Большинство класса – 15 человек (65%) отметили, что необходима уборка, как влажная (мыть пол, протирать пыль), так и сухая (подметать веником, пылесосить). И только 4 человека (17%) вспомнили о том, что нужно проветривать помещение.

Н о  при  этом,  все  100  %  анкетируемых,  даже не вспомнили о том, что необходимо  носить в  школу сменную  обувь, что нужны комнатные растения. И еще много чего.

Диаграмма  4.  (Как  можно  уменьшить  количество  пыли  в  помещении)

2.2. Определение уровня загрязнения воздуха помещений школы

Для  подтверждения  гипотезы  о  том  что,  степень  запыленности  школьных помещений  зависит  от  степени  наполняемости  помещений,  мной  было  проведено  следующее  исследование:

·      Полоски  белой  бумаги  намазали  вазелином.

·      Эти  полоски  были  прикреплены  на  5  дней  в  различных  помещениях  школы:  1  —  классном  кабинете,  2  —  столовой,  3  —  библиотеке,  4  — кабинете  директора,  5  —  секретарской,  6  —  мед.кабинете,  7  — учительской,  8  —  спортзале,  9  —  фойе  школы, 

 Через  пять  дней  листочки  были  сняты  и  рассмотрены.  Даже  не имея специальных  увеличительных  приборов  я  заметил,  что  листочки  приобрели все  оттенки  серого  цвета. (см. Приложение 2)

Получилось, что самыми чистыми помещениями в школе оказались: классный кабинет, мед.кабинет, фойе школы, а самыми запыленными, судя по полоскам  -  спортзал,  учительская, библиотека.

  За  день  эти  помещения  посещает  разное  количество  людей: 

Классный  кабинет  —  около  50  человек,

·Учительскую  —  приблизительно  60  человек, 

·Библиотеку  —  60—80  человек, 

·Спортзал  —  около  350  человек,

·Столовую  —  около  700  человек,

·Фойе  школы  —  все  учащиеся,  учителя,  тех.  персонал,  прочие  работники  и  гости  школы.  Причем  в  холл  все  входят  прямо  с  улицы  без  сменной  обуви.

Выводы:

1. Анкетирование учащихся школы выявило тот факт, что большинство из них знают о том, как пыль влияет на их здоровье, но не знают, как с ней бороться.

2. Пыль и как следствие загрязненность помещений наносит вред нашему здоровью.

3. Степень запыленности помещения напрямую не зависит от степени наполняемости помещения (спортзал и учительская одинаково запылены). Больше пыли образуется там, где люди находятся в постоянном движении (спортзал) либо помещение мало проветривается (учительская). Чистота же достигается соблюдением санитарно-гигиенических норм.

Холл и классный кабинет не случайно оказались одними из самых чистых помещений школы. По моим наблюдениям влажная уборка и проветривание  производятся  после  каждой  перемены,  т.  е.  каждый  час. 

4. Есть еще одно очень интересное наблюдение. Если уборку в классе сделать сухим веником, то пыли становится только больше. Вот пыль в воздухе до уборки, а вот после нее, сухим веником. Вывод: сухой веник – враг здоровья!

Заключение

В классах нашей школы много разных цветов. Они украшают кабинеты, делают его уютными. Явыяснил, какие растения нужны в классе для создания благоприятной для нашего здоровья экообстановки, как они влияют на здоровье школьников. Соответственно вот мои рекомендации по разведения растений в классных кабинетах.

1. Растения - увлажнители

Они помогут добиться повышения влажности в кабинете ( растения возвращают её через листья) :Фиалка, традесканция, пальма.

2.Растения - пылесборники

Растения могут абсорбировать пыль. Самые лучшие растения-фильтры — драцена, финик, хризалидокарпус, шеффлера, рапис, хлорофитум, фикус, плющ, хамедорея, традесканция.

3. Растения-фильтры

Комнатные растения способны отфильтровать или преобразовать ядовитые вещества и улучшить воздух в помещении. Такими являются растения с крупными листьями и большим количеством устьиц на листьях. Это такие растения, как алоэ (90%), хлорофитум (86%), филодендрон(76%), драцена (79%),фикус.

4. Растения - борцы

Некоторые комнатные растения выделяют вещества, которые убивают болезнетворные микробы, насыщают воздух фитонцидами и оказывают целительное воздействие на дыхательные пути. Это такие растения, как : мирт, пеларгония, бегония, (до 80%), сансивьера, толстянка, традесканция (до 70%), циссус (до 60%), плющ (30%). В помещении, где они растут, количество микробов в воздухе сокращается в несколько раз! [4].

Помимо растений есть еще множество способов борьбы с пылью.

Результатом  моего  исследования  стали,  следующие  рекомендации по  борьбе  с  пылью:

1.обязательная смена обуви,  так  как  она  значительно  уменьшает  содержание  пыли  в  школе,  поскольку  не  содержит  уличной  грязи;

2. проветривать помещения и кабинеты школы как можно чаще;

3. проводить только влажную уборку;

4. записи с доски вытирать только влажными губками или тряпочками;

5. не бегать по школе, так как при этом поднимаются частички грязи и пыли, которые плохо влияют на здоровье;

6.предметы,  на  которых собирается пыль, следует хранить в закрытых шкафах, книги  и журналы  —  на  застекленных  полках  и  стеллажах;

7. обязательно иметь в помещениях школы и учебных кабинетах комнатные растения.

Очень жаль, что выяснять, от чего появляется аллергия, начинаем только тогда, когда  появляются  серьезные  проблемы со здоровьем. Хотя этого можно избежать,  ежедневно  поддерживая  чистоту  и  порядок.

Данные рекомендации по борьбе с пылью, можно использовать в школе и дома. С ними и самой работой считаю нужным познакомить учащихся школы, как начальных классов, так и среднего и даже старшего звена. Материал работы также можно использовать при проведении классных и родительских собраний.

В моей работе не был раскрыт вопрос о влиянии времени года на количество пыли в помещении и на улице. В связи с этим, я считаю нужным продолжить исследование о влиянии пыли на живые организмы.

Список используемой литературы

1. Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг.- «Агар»,2000.

2. Древо познания / универсальный иллюстрированный справочник для всей семьи. – М.: МС ИСТ ЛИМИТЕД, 2005.

3.Засоркина  Н.В.  Метод  проектов  в  начальной  школе:  система  реализации  —  Волгоград:  Учитель,  2010.  —  135  с.

4. Небел Б. Наука об окружающей среде: Как устроен мир. В 2-х томах. – М.: Мир, 1993. 4.«Наука и жизнь» №6, 88; №7, 84; №2, 85.

5. Попова Т.А. Экология в школе. Мониторинг природной среды. /Методическое пособие. – М.: творческий центр Сфера, 2005.

6. Влияние  пыли  на  здоровье.  —  2012  г.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URLhttp://www.tribuna.ru/publications/domashnjaja-pyl.html 

7.Домашняя  пыль.  Анализ  и  состав  домашней  пыли.  Пылевые  клещи.  [Электронный  ресурс]  — Режим  доступа.  —  URL:  http://dobro-est.com/zdorove/domashnyaya-pyl-sostav.html 

8.Состав  домашней  пыли  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URLhttp://www.devushkam.su/health/parts_house_dust.html

Просмотров работы: 123