Синхронное плавание спорт или искусство?

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Синхронное плавание спорт или искусство?

Левина А.Ш. 1
1МБОУ Одинцовская лингвистическая гимназия
Иваньшина Л.С. 1
1МБОУ Одинцовская лингвистическая гимназия
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

      Активный здоровый образ жизни является неотъемлемой частью жизни любого современного человека. Сейчас все больше людей отказываются от вредных привычек, выбирают правильное питание и спорт.

Спорт и здоровый образ жизни неразрывно связаны друг с другом. Это подтверждает знаменитая поговорка: «В здоровом теле – здоровый дух!»

   Спорт помогает людям оставаться в хорошей форме, быть здоровыми, организованными и дисциплинированными в их повседневной жизни. Проблема сохранения и укрепления здоровья детей, формирования осознанного стремления к здоровому образу жизни действительно остается актуальной. В современном мире здоровье является универсальной ценностью и обществу нужны не только современно образованные, но физически здоровые молодые люди.

Мой спортивный выбор – это синхронное плавание.

Синхронное плавание – невероятно прекрасный и эстетически красивый вид спорта, нацеленный на создание шоу, напоминает художественную гимнастику, только в воде, а так же выполнение различных упражнений под музыку. Синхронное плавание считают одним из наиболее изящных и утонченных видов спорта.

Плавание – это тот случай, когда занятия спортом приносят одновременно и удовольствие, и замечательный оздоровительный эффект, а синхронное плавание – это еще и занятия по пластике, растяжке, хореографии, комплекс этих занятий способствует развитию музыкальных, артистических и эстетических способностей. Помимо всего, синхронное плавание дарит спортсменкам чудесную осанку, правильное развитие абсолютно всех групп мышц, так как в синхронном плавании нужно уметь прекрасно плавать, правильно нырять, иметь огромную гибкость и постоянный контроль своего дыхания. 

Цель проекта: Создать книгу-фотоальбом с изображением фигур по синхронному плаванию.

Задачи проекта:

1.Изучить историю синхронного плавания.

2.Собрать материал в различных источниках информации об известных спортсменах.

3. Познакомить одноклассников с этим видом спорта на примере книги-фотоальбома.

4.Обобщить полученные данные о влиянии плавания на здоровье человека.

Продукт проекта: Книга о синхронном плавании (с фигурами)

Либо фотоальбом о спортсменах.

Этапы проектной деятельности:

I.Подготовительный этап - сентябрь:

1.Определение темы проекта.

Тему проектной работы я выбрала потому, что с прошлого года начала ходить в секцию синхронного плавания. И поняла, что я сама и многие мои знакомые и одноклассники, мало знают о данном виде спорта. Синхронное плавание - один из ведущих видов спорта для нашей страны и наши спортсмены уже с 1998 года неизменно поднимаются на верхнюю ступень пьедестала на соревнованиях.

II.Поисковый этап – октябрь, ноябрь:

Поиск и сбор информации из различных источников: книг, архивов и интернет ресурсов, беседа с тренером Посещение музея спорта, особое внимание уделить водным видам спорта, в частности синхронному плаванию. Посещение водного шоу Марии Киселевой – олимпийской чемпионки по синхронному плаванию.

III. Аналитический этап –ноябрь, декабрь, январь

Обобщение собранной информации, анализ анкет моих одноклассников. Участие в открытом клубном турнире по синхронному плаванию 20 декабря 2017 г.

IV. Заключительный этап – февраль:

Создание книги или фотоальбома, подборка фотографий. Создание презентации и подготовка к защите проекта.

Методы исследования:

1. Поиск и изучение литературы по синхронному плаванию и статей в СМИ.

2.Анализ полученной информации.

3.Беседа с тренером.

4. Синтез полученных данных - печать книги по фигурам синхронного плавания.

5.Создание книги.

2 Основная часть.

2.1 История синхронного плавания.

В первые, где мы можем заметить упоминание о синхронном плавании это Древняя Греция и Древний Рим. Здесь проводились праздники и игры в воде, в том числе хороводы из плавающих юношей и девушек.

Первые предпосылки к становлению как спорта синхронного плавания появились лишь в конце XIX в.

В настоящее время синхронное плавание - это исключительно женский вид спорта, хотя первыми "художественными пловцами" были мужчины, и первым соревнованием по фигурному плаванию были состязания мужчин в Берлине в 1891 году. В 1892 году в Англии сформировалась группа пловцов, выполнявших в воде различные фигуры. В начале XX века в Европе было известно хороводное плавание. В бассейнах ряда европейских стран в торжественных случаях фигурная «маршировка» на воде выполнялась под звуки духового оркестра. Участники выступлений при перестроении образовывали геометрические фигуры на поверхности бассейна, что всегда вызывало живой интерес публики. Впоследствии стали даже проводиться соревнования, в которых участвовали команды по 8-24 человека. На Американском континенте подобные выступления назывались синхронными, поскольку движения должны были быть согласованными. В них участвовали мужчины и женщины. Одновременно с фигурной «маршировкой» на воде и хороводным плаванием появились соревнования членов спасательных обществ, выполнявших отдельные упражнения на воде. Например, в 1920 году в бассейне Монреаля проводился экзамен на звание спасателя. В программу этого экзамена были включены многие упражнения, похожие на акробатические, которые впоследствии вошли в перечень фигур синхронного плавания. Так возникли первые соревнования по фигурам. Долгое время оба вида (как показательные выступления) назывались обобщенно - художественное плавание.

Первоначально известное как водный балет, синхронное плавание появилось в Канаде в 1920-е годы. В следующем десятилетии оно распространилось и в США

Во Франции был период, когда выступления по художественному плаванию назывались водным балетом. На первых крупных национальных соревнованиях во Франции в 1951 году демонстрировались как акробатические фигуры в воде, так и ритмические групповые проплывы под музыку.

В 1952 году на чемпионате Франции по художественному плаванию выступления спортсменок впервые проходили под музыку.
Во время Игр XV Олимпиады в Хельсинки в 1952 году состоялись показательные выступления в этом виде спорта, проведенные американскими спортсменками. Успех этих выступлений способствовал официальному международному признанию вида спорта. С тех пор получил название “синхронное плавание”.

В 1958 г. в Амстердаме прошли первые международные соревнования по синхронному плаванию, в которых участвовали спортсменки из девяти стран.

2.2 Основные характеристики синхронного плавания

Синхронное плавание – невероятно прекрасный и эстетически красивый вид спорта, нацеленный на создание шоу, напоминает художественную гимнастику, только в воде, а так же выполнение различных упражнений под музыку. Синхронное плавание считают одним из наиболее изящных и утонченных видов спорта.

Синхронное плавание - многофункциональный вид спорта. Спортсменки высших спортивных разрядов, помимо навыков скоростного плавания, имеют подготовку во многих других областях водных видов спорта: в подводном плавании, водном поло, прыжках в воду; в различных областях двигательной пластики: хореографии, художественной гимнастике, акробатике.

Соревнования по синхронному плаванию состоят из технической и произвольной программ.

Техническая программа

Требования к технике исполнения в синхронном плавании очень жесткие. Спортсменки могут выполнять упражнения под произвольный музыкальный аккомпанемент, но они должны выполнить все элементы в строго установленном порядке. На выполнение каждого элемента программы дуэтам дается 20 секунд, командам 50 секунд. К технике фигурного плавания относятся различные способы плавания, отработка обязательных фигур и образование рисунков.

Стили плавания. Спортсменки должны владеть следующими стилями плавания: кролем, на спине, брассом, баттерфляем, на боку, а также вариантами этих способов. Чтобы заниматься фигурным плаванием, необходимо владеть этими стилями. Однако технический принцип их воспроизведения в фигурном плавании изменяется. Лицо постоянно находится над водой. Чтобы спортсменка могла следовать музыкальному ритму, сохранять ориентацию в пространстве и координировать свои движения с движениями партнерш; энергичная работа ногами происходит глубоко под водой, чтобы на поверхности не появились брызги; движения рук стилизованы, их темп, направление, форма и акцент зависят от музыки, темы и уровня подготовленности команды.

Фигуры. Согласно международной классификации, фигуры в синхронном плавании подразделяются на пять групп («балетная позиция», «дельфин», «контрадельфин», «сальти» и «диверсе») и обозначаются цифрами.

Образование рисунков. Техника образования рисунков в синхронном плавании не предполагает владения большим числом форм движения. Тело спортсменки в положении лежа на спине плоско вытянуто на поверхности воды. Она должна уметь находиться в таком положении в течение длительного времени, не двигая руками и ногами. Основу рисунков составляют треугольники, четырехугольники и круги, которые могут быть преобразованы в кресты, звезды и другие рисунки. Очень эффектным и трудным упражнением синхронного плавания является «колесо». Это упражнение заключается не в создании рисунка на поверхности воды, а представляет собой находящуюся в постоянном движении фигуру.

В синхронном плавании проводятся личные соревнования («солисты», соревнования между «дуэтами») и командные, в которых участвуют группы из 4-8 и более спортсменок. В синхронном плавании для обязательной программы из 100 возможных фигур избираются пять.

Произвольная программа

Для произвольных упражнений и команды и дуэты могут сами подбирать упражнения и музыку. Они должны не только создать единую композицию, но и включить в нее сложные элементы. При выполнении произвольной программы спортсменки тоже должны использовать всю площадь бассейна, изменять в процессе режим и темп, включать новые элементы, неожиданные рисунки движений, их изменение и движения над водой. Произвольная программа продолжается в течение 4 минут для дуэтов и 5 минут для команд. Включенные в программу вступительные движения на суше не должны выполняться дольше 20 сек.

При выполнении всех программ участницам предоставляется время для занятия исходного положения. Оно задает тон всему выступлению, дает понять судьям и зрителям, что стоит ожидать от выступления и создает хорошее первое впечатление.

Оцениваются следующие характеристики: правильность выполнения, синхронность, сложность. Спортсменки должны находиться глубоко в воде, движения должны быть гибкими и уверенными и должны быть точными от начала до конца выступления. Все члены команды должны синхронно менять положение тела, производить толчки, совершать движение частями тела и перемещения.

Оценивается чувственность исполнения и внешнее впечатление, выполнение упражнений с точки зрения хореографии. Также проверяется соответствие музыкального аккомпанемента выполняемым движениям.

И в произвольной и в технической программе исполнителям могут начисляться штрафные очки за грубые нарушения, например, отталкивания от дна бассейна для помощи себе и партнеру. Подобно гимнастике и прыжкам в воду судьи оценивают различные стороны выступления по 10-бальной системе. Две группы судей, которые располагаются вокруг бассейна. Одна группа оценивает технику исполнения, другая - артистизм.

Высшая и низшая оценки не учитываются. Выводится средняя оценка по трем оставшимся. Все подсчеты производятся электронным способом.

Если спортсмен добровольно прекращает выполнение программы, то дуэт или команда дисквалифицируется. Если это происходит при подготовке, и выполнение программы начинается снова, то следует штраф в 2 очка.

Музыка должна быть слышна только над водой.

Для соревнований по синхронному плаванию бассейн должен быть размером 20м х 30м, при этом на площади 12м х 12м, глубина должна быть не менее 3м. Температура воды должна быть 26 С +- 1 С. Вода должна быть прозрачной от поверхности до самого дна, чтобы обеспечить видимость при оценке выполнения элементов.

2.3 Синхронное плавание в моей жизни

Этот вид спорта занимает главное место в моей жизни и приносит мне невероятное удовольствие.

Я занимаюсь синхронным плаванием с сентября 2016 года. Так как в этом виде спорта необходимо обладать высоким уровнем общей и специальной подготовки, тренировки делятся на 2 вида: в спортивном зале и в бассейне

В программу тренировок на суше включают занятия по пластике, растяжке, хореографии, комплекс этих занятий способствует развитию музыкальных, артистических способностей. Этот вид подготовки крайне необходим в синхронном плавании. Элементы балета и спортивной гимнастики служат выработке правильной осанки и красивых движений.

На таких тренировках мы не только укрепляем мышцы, но и делаем упражнения на растяжку, прыгаем на прыгалке, садимся на шпагат, тянем носочки и разрабатываем стопу.

Спортсменка-синхронистка должна быть сильная физически и очень выносливая.

Сильно развитое чувство воды и хорошая ориентация в бассейне позволяют выполнять синхронисткам сложные движения. Поэтому тренировка в воде начинается с плавания кролем или кролем на спине, плавание в группах и выполнение различных фигур. Так же важную роль в занятиях на воде имеет ныряние, данное упражнение необходимо для развития способности задержки дыхания.

К специальной подготовке относится отработка фигур, а в и дальнейшем рисунков, а также целых программ. Такие занятия переходят уже на более сложный уровень, но тем они более интересны. На тренировках в воде я уже научилась делать различные фигуры такие как - «крест», «барракуда», «пистолет», «цапля», «угол».

Так же тренер учит нас свободно и легко лежать на воде, выполнять кувырки, перестроения, а так же без затруднений погружаться под воду и выполнять различные вращения. Я очень люблю плавать и поэтому самые лучшие тренировки для меня это в бассейне.

Мои первые достижения

Я занимаюсь синхронным плаванием с сентября 2016 года. Так как мой опыт в этом виде спорта не большой, поэтому я принимала участие только в двух соревнованиях по синхронному плаванию. Первое соревнование прошло для меня вполне успешно, я заняла 3 место.

Так же я принимаю участие в соревнованиях по плаванию. В заплыве на 50 метров на спине в нашем клубе я заняла 3 место. Еще я приняла участие в соревнованиях в нашей школе и среди учениц 3-х классов я выиграла золотой кубок.

Я много тренируюсь и стремлюсь достичь определенных высот в любимом спорте. Надеюсь, меня ждут новые соревнования и новые победы.

2.4 Польза синхронного плавания

Плавание – это тот случай, когда занятия спортом приносят одновременно и удовольствие, и замечательный оздоровительный эффект, а синхронное плавание – это еще и занятия по пластике, растяжке, хореографии, комплекс этих занятий способствует развитию музыкальных, артистических и эстетических способностей. Помимо всего, синхронное плавание дарит спортсменкам чудесную осанку, правильное развитие абсолютно всех групп мышц, так как в синхронном плавании нужно уметь прекрасно плавать, правильно нырять, иметь огромную гибкость и постоянный контроль своего дыхания. 

Синхронным плаванием рекомендуют заниматься многие врачи, психологи и педагоги. Во время таких занятий раскрываются скрытые таланты. Спортсменки проводят в воде большую часть времени. Они гибки, как гимнастки. Могут задерживать дыхание, как ныряльщицы. А сила штангистов, позволяет удерживать тело высоко над водой. Таким образом, синхронное плавание обладает большими достоинствами, это многофункциональный вид спорта.

Спортсменки-синхронистки разносторонние, они наделены навыками скоростного плавания, имеют подготовку во многих других областях водных видов спорта: в подводном плавании, водном поло, прыжках в воду, а так же в хореографии и акробатике.

3. Практическая часть

В ходе работы над проектом я составила анкеты, и мои одноклассники их заполнили. Анализируя, анкеты я выяснила, что все ребята занимаются различными видами спорта. Но очень мало знают о синхронном плавании. Многие из них заинтересовались данным видом спорта, а не которые из них хотели бы заниматься им.

Так же я побывала на двух соревнованиях по синхронному плаванию, где приняла участия и следила за выступлением старших девочек. А еще познакомилась с олимпийской чемпионкой по синхронному плаванию Александрой Пацкевич. Она участвовала в награждении и лично я получила свою медаль из ее рук. Для меня это было очень почетно!

Еще я посетила водное шоу «Миссия Одиссея» в постановке олимпийской чемпионки по синхронному плаванию Марии Киселевой.

Работа над книгой

4.Заключение

Синхронное плавание – это не просто спорт, но и искусство, такое же искусство как живопись, скульптура, архитектура, музыка.  Я считаю, что синхронное плавание является одним из самых привлекательных и интересных видов спорта. Это не просто комбинация четко отработанных акробатических движений, это еще и слаженность и умение работать в команде, умение слушать музыку. Ведь движения должны быть не только строго координированными, но еще они должны подходить под выбранную музыкальную композицию, раскрывать ее смысл и образы. В синхронном плавание крайне необходима безупречная координация спортсмена и его умение слаженно работать в команде. Кроме того, также необходима хорошая физическая подготовка.

Те, кто занимается водными видами спорта, обычно имеют отменное здоровье и красивое тело, чудесную осанку. Для меня плавание – это увлекательный вид спорта,  я с удовольствием смотрю все соревнования и болею за российских пловцов, синхронисток и других спортсменов. Но это не только удовольствие, но и образ жизни, так как тренировки занимают много времени. Я знаю, что спортивный путь непредсказуем, но прежде всего, нужно иметь желание тренироваться. Любой человек может добиться успехов, если поставит себе цель.

Занимайтесь плаванием, для удовольствия, для поддержания здоровья

Просмотров работы: 2963