Сколько весит наше здоровье?

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Сколько весит наше здоровье?

Иньякова  Я.Ю. 1
1МБОУ СОШ № 3
Калачева  Е.Б. 1
1МБОУ СОШ № 3
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность

Исследование «Сколько весит наше здоровье?» проводилось в рамках учебного предмета «Окружающий мир» при изучении раздела «Здоровье и безопасность». Выбор темы продиктован стремлением выяснить – соответствуют ли наши портфели санитарным нормам? Тема работы актуальна. Именно в школьном возрасте формируется осанка ребёнка. Любое отклонение в её развитии может привести к серьёзным заболеваниям. Сохранение здоровья младших школьников – важнейшая задача школы и семьи.

Медицинские работники утверждают, что с каждым годом увеличивается количество детей с нарушением осанки в младшем школьном возрасте и со сколиозом у старшеклассников. Тяжёлый ранец – первый кирпичик к неправильной осанке.

Нас очень волнует наше здоровье. Результаты опроса среди учеников нашего класса показали, что почти никто не знает безопасные нормы веса школьного портфеля (Приложение 1). Поэтому мы решили провести исследование, тема которого «Сколько весит наше здоровье».

Цель исследования: выявить соответствие веса школьных портфелей учеников 3 «А» класса санитарным нормам.

Задачи:

1. Изучить санитарные нормы веса школьного портфеля.

2. Определить вес пустого портфеля и портфеля со школьными принадлежностями.

3. Определить собственный вес.

4. Сравнить полученные результаты и сделать вывод.

Объекты исследования: школьные портфели и вес учеников 3 «А» класса.

Предмет исследования: соответствие веса портфеля санитарным нормам.

Методы исследования: анкетирование; изучение, сравнение и анализ данных.

Гипотеза: ношение тяжёлого портфеля может навредить здоровью.

План исследования:

1. Провели анкетирование детей.

2. Изучили санитарные нормы веса школьного портфеля.

3. Взвесили портфели.

4. Узнали свой вес.

5. Сравнили полученные результаты.

6. Проанализировали результаты последнего медосмотра детей.

7. Сделали выводы.

8. Подготовили рекомендации.

Основная часть

Слово «портфель»1 пришло к нам из французского языка. Оно состоит из двух частей «порт» - несу, «фель» - листы. На русский язык дословно переводится «носить листы»2.Каким же должен быть портфель, чтобы заботиться о здоровье, долго служить и радовать глаз?Согласно постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. ранец должен иметь широкие лямки (4 - 4,5 см) и достаточную формоустойчивость, обеспечивающую его плотное прилегание к спине обучающегося и равномерное распределение веса. Материал для изготовления ранцев должен быть легким, прочным, с водоотталкивающим покрытием, удобным для чистки.3

Мы провели следующие эксперименты:

Самый «тяжёлый» день

Мы решили выяснить, в какой день недели портфель самый тяжёлый. Взвешивали портфели всю неделю. Узнали, что самый «тяжёлый» день - среда, самый «лёгкий» день – пятница.

Средний вес школьного портфеля по результатам ежедневных взвешиваний представлен в таблице (Приложение № 2)

Вес пустого портфеля

Мы узнали, что вес пустого школьного портфеля не должен превышать 700 г.4

Взвесили наши портфели. Оказалось, что у 4 человек вес портфелей превышает норму на 300-400 граммов. Нашлись и победители – легковесы: вес портфелей у 3 человек от 500 до 600 граммов.

Вес правильного портфеля

Мы узнали, что по нормативам вес школьного портфеля с принадлежностями не должен превышать более десяти процентов от веса ученика. Выяснили, соответствуют ли наши портфели этим нормам. Сначала мы узнали свой вес, взвесили портфели со всем содержимым, а затем для каждого подсчитали вес правильного портфеля. Например, мой вес 25 кг, значит, вес моего портфеля с принадлежностями не должен превышать 2,5 кг. Оказалось, что у 5 человек нашего класса портфели с принадлежностями не соответствуют санитарным нормам. (Приложение 3). Как же это влияет на наше здоровье?

Совместно с медсестрой школы мы проанализировали результаты последнего медосмотра и увидели, что признаки нарушения осанки выявлены у 3 человек. У двух из них одной из причин является ношение тяжёлого портфеля.

Заключение

Таким образом, в результате исследования мы выяснили, что

- вес пустого портфеля превышает норму у 4 чел.

- вес пустого портфеля не превышает норму у 20 чел.

- вес полного портфеля превышает норму у 5 чел.

- соответствуют санитарным нормам портфели у 19 учеников!

Соответствие (не соответствие) веса школьных портфелей учеников нашего класса санитарным нормам изобразили с помощью диаграммы (Приложение 4).

С результатами исследования мы познакомили своих родителей на родительском собрании.

Вывод: для сохранения здоровья необходимо знать и выполнять санитарные правила веса школьного портфеля. Наша гипотеза подтвердилась - «неправильный» портфель может нанести вред нашему здоровью.

Если хочешь быть здоров, следи за тем, что носишь за спиной!

Мы составили рекомендации ученикам и родителям (Приложение 5).

Подобрали упражнения для формирования правильной осанки5 (Приложение 6) и поместили их в классном уголке.

Надеюсь, что наше исследование поможет ученикам и родителям сделать вес портфелей безопасным и тем самым не навредить своему здоровью.

Список использованных источников и литературы

Кобец Т.Н., Якуба Н.Д. «Помоги себе сам» - книга для чтения учащихся начальных классов. Областная детская библиотека г. Мурманск, 1995 г. – С. 96.

Лехин И.В., Локшина С.М. и др. «Словарь иностранных слов» - Издательство «Советская энциклопедия», Москва: 1964 г. – С. 513.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. Москва, «Русский язык», 1984 – С. 488.

СанПиН 2.4.7/1.1.2651-10 «Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых, товарам детского ассортимента и материалам для изделий, контактирующим с кожей человека» //www.mnogozakonov.ru (08.12.2010 г.)

Приложение 1

Результаты анкетирования детей

«Знаете ли вы санитарные нормы веса школьного портфеля?»

Приложение 2

Средний вес портфелей по итогам ежедневных взвешиваний

Понедельник

2,8 кг

Вторник

2,9 кг

Среда

3,7 кг

Четверг

2,8 кг

Пятница

2,7 кг

Приложение 3

Итоги взвешиваний

п/п

ФИ ученика

Вес тела

Правильный вес ранца

Реальный вес ранца

Вывод

1

Амбросов Никита

30 кг

3 кг

2,9 кг

норма

2

Аникиева Ярослава

26 кг

2,6 кг

2,5 кг

норма

3

Баклинова Татьяна

22 кг

2,2 кг

2,2 кг

норма

4

Белова Дарья

43 кг

4,3 кг

2,7 кг

норма

5

Варюхин Арсений

34 кг

3,4 кг

2,9 кг

норма

6

Воронина Софья

26 кг

2,6 кг

2,8 кг

не норма

7

Гелашвили Екатерина

28 кг

2,8 кг

2,8 кг

норма

8

Дорошкин Иван

23 кг

2,3 кг

3,8 кг

не норма

9

Дроздецкая Анна

24 кг

2,4 кг

2,3 кг

норма

10

Егерь Никита

28 кг

2,8 кг

3 кг

не норма

11

Житова Александра

25 кг

2,5 кг

4 кг

не норма

12

Иванова Елизавета

26 кг

2,6 кг

2,9 кг

норма

13

Иванов Кирилл

37 кг

3,7 кг

3,3 кг

норма

14

Ионова Екатерина

31 кг

3,1 кг

3 кг

норма

15

Иньякова Яна

25 кг

2,5 кг

2.5 кг

норма

16

Карпова Алиса

28 кг

2,8 кг

2,7 кг

норма

17

Краснов Кирилл

30 кг

3 кг

3 кг

норма

18

Ладыгина Елизавета

33 кг

3,3 кг

3 кг

норма

19

Липчинская Надежда

29 кг

2,9 кг

2,6 кг

норма

20

Малков Матвей

30 кг

3 кг

3 кг

норма

21

Николаев Семён

35 кг

3,5 кг

2,9 кг

норма

22

Петров Иван

30 кг

3 кг

3 кг

норма

23

Просс Иван

36 кг

3,6 кг

4,2 кг

не норма

24

Силкина Ксения

31 кг

3,1 кг

2,9 кг

норма

Приложение 4

Результаты исследования

Приложение 5

Рекомендации ученикам и родителям

Ученикам:

1. Не носите в портфеле лишнего.

2. Проверяйте ежедневно содержимое портфеля и не забывайте убирать

ненужные принадлежности.

3. Выполняйте физические упражнения для укрепления мышц туловища и

формирования правильной осанки.

Родителям:

Прежде чем купить ребёнку портфель, ознакомьтесь с прописанными в законе гигиеническими «Требованиями к школьным портфелям».

Приложение 6

Упражнения для формирования правильной осанки

В положении стоя

Встать спиной к стене, касаясь её затылком, лопатками, тазом и пятками. Сохранить это положение в течение 5 секунд. Запомнить его и, стараясь не нарушать, сделать шаг вперёд, затем назад.

 

Стоя у стены, подтянуть руками к животу ногу, согнутую в колене, не теряя касания со стеной.

 

Стоя у стены, вытянуть руки вперёд. Поднять прямую ногу вперёд, не теряя касания со стеной.

 

С предметом на голове

Стоя с предметом на голове, сохраняя правильное положение туловища, подняться на носки, вернуться в и.п.

 

Ноги вместе, руки вперёд. Делать выпады вперёд правой, затем левой ногой.

 

Ноги вместе, руки на поясе. Присесть и вернуться в и.п.

 

Стоя на коленях

Упереться прямыми руками в пол. Выгнув спину, держаться так 5-7 секунд, прогнуться в пояснице, держаться 3-5 секунд.

 

Упереться прямыми руками в пол, отводить назад прямые ноги (поочерёдно) и голову, прогибаясь в пояснице.

 

1 И.В. Лехин, С.М. Локшина и др. «Словарь иностранных слов» - Издательство «Советская энциклопедия»,

  Москва: 1964 г. – С. 513

2 С.И. Ожегов «Словарь русского языка» - Москва: «Русский язык» - 1986 г. – С. 488

3СанПиН 2.4.7/1.1.2651-10 «Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых, товарам детского ассортимента и материалам для изделий, контактирующим с кожей человека» //(www.mnogozakonov.ru 08.12.2010 г.)

4 СанПиН 2.4.7/1.1.2651-10 «Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых, товарам детского ассортимента и материалам для изделий, контактирующим с кожей человека» //(www.mnogozakonov.ru 08.12.2010 г.)

5Кобец Т.Н., Якуба Н.Д. «Помоги себе сам» - книга для чтения учащихся начальных классов. Областная детская библиотека г. Мурманск, 1995 г. – С. 96.

Просмотров работы: 50