СВОЙСТВА НЕФТИ. НЕОБЫЧНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ НЕФТИ

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

СВОЙСТВА НЕФТИ. НЕОБЫЧНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ НЕФТИ

Комиссаров Т.Н. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Усинска
Осадчая О.В. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Усинска
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Нефть дает тепло и свет

Ей замены просто нет.

Делают из нефти много:

И асфальтные дороги,

И костюмы, и рубашки,

Удивительные чашки!

Вспомните, как тепловоз

Вас когда-то к морю вез...

В его топках нефть горела,

А без нефти что за дело?

И не даром в нашем крае,

Всяк нефтяник это знает,

С нетерпением ее ждут,

Черным золотом зовут.

Мы живем в городе, где значимость нефти очень велика.

Актуальностьтемыисследования обусловлена важной ролью, которую играет нефть в развитии и жизнеобеспечении нашего города. Живя в «нефтяном» городе, мы должны иметь представление о том, что такое нефть и каково ее использование.

Я захотел узнать что-то новое о нефти, ее свойствах и применении. Мне стало интересно, а что знают мои одноклассники о нефти.

Так появилась гипотеза, что нефть обладает некоторыми свойствами, применяется в самых неожиданных и необычных, на первый взгляд, вещах. Это и стало темой моей исследовательской работы.

Объект исследования: нефть.

Предмет исследования: свойства нефти, неожиданное применение нефти.

Целью работыявляется расширение моих знаний о нефти, рассмотрение и изучение необычного ее использования.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1. Поиск и изучение интересного теоретического материала по теме исследования;

2. Изучение некоторых свойств нефти опытным путем;

3. Проведение социального опроса учащихся-выявление уровня знаний о нефти детей старшего дошкольного (6 лет) и младшего школьного возрастов (1, 4 класс);

4. Изучение неожиданного и необычного применений нефти.

5. Обобщение собранной информацию, выводы.

Методы и приёмы, использованные в исследовательской работе:

- сбор, изучение и анализ литературы по выбранной теме;

- социологический опрос;

- лабораторные опыты;

- обобщение и анализ собранной информации;

- графики и иллюстрации.

Этапы подготовки проекта

Таблица 1

Этапы проекта

Характеристика видов деятельности учащихся (поэтапные результаты)

1.Подготовительный

1. Определение объекта и предмета исследования, постановка целей и задач.

2. Поисковый

1.Исследование, сбор и анализ информации по теме проекта.

2. Составление плана работы.

3. Проведение соц.опроса.

4. Изучение свойств нефти экспериментальным путем.

5. Обобщение собранного материала.

3. Итоговый

1. Подготовка доклада и презентации для защиты на школьной научно-практической конференции «Шаг в науку».

Ожидаемый результат:

- расширение знаний о нефти и ее свойствах на основе литературных данных и проведенных опытов;

- изучение и получение новой для меня информации о необычном применении нефти;

- выявления уровня знаний учеников по исследуемой теме;

- презентация и защита выполненной исследовательской работы.

Научная новизнаработы заключается в самостоятельном выявлении определенных свойств нефти при помощи проведения опытов и экспериментов в домашних условиях.

Проведение анкетирования ребят на наличие знаний о нефти ранее никогда не проводилось в моем классе и среди моих друзей.

Практическая значимость заключается в проведении необходимых экспериментов для выявления некоторых свойств нефти с учетом моего возраста и имеющегося оборудования (опыты были проведены в домашних условиях). Это было интересно и поучительно для меня. Также практическое значение имеет проведенный социологический опрос ребят – сделаны выводы о наличии знаний по выбранной тематике.

Проведенное мною исследование может быть полезно для тех ребят, у которых недостаточно знаний о нефти, ее свойствах и применении.

Мою работу можно использовать на уроках окружающего мира и классных часах.

1 Свойства нефти

Нефть - природная маслянистая горючая жидкость, состоящая из сложной смеси углеводородов и некоторых других органических соединений.

Это главная «стратегическая жидкость» наших дней. Нефть дает огромное количество сырья для производства топлива, различных пластмасс, лаков, красок, т. е. того, без чего невозможно представить жизнь современного человека.

Нефть добывают в 80 странах мира. Для большинства нефтяная промышленность стала главной, а иногда и единственной отраслью специализации. Нефть – это деньги, процветание страны, это жизнь. Мировая экономика полностью зависит от нефти (2).

По запасам нефти Россия занимает 2 место в мире.

 В пределах России открыто более 1 000 месторождений нефти, 830 из них разрабатывают.

Почти вся добываемая в мире нефть извлекается из нефтяных скважин, проходимых бурением земной поверхности или со дна морских водоёмов (1).

Работая над проектом, был проведен социологический опрос ребят из моего класса, учеников 4 класса, ребят с секции хоккея и английского языка. В опросе приняли участие 56 человек. Целью его проведение было выяснить, что ребята знают о нефти. Было предложено ответить на вопросы анкеты (приложение 1, 2).

Полученные сведения представлены в таблице 2.

Результаты проведения соц.опроса «Что Вы знаете о нефти?»

Таблица 2

Вопрос

Количество

1. Что такое нефть?

чел.

%

- углеводород, "черное золото"

26

46

- вода

3

5

- бензин

24

43

- не знаю

3

5

Итого:

56

100

2. Приходилось ли Вам видеть нефть?

 

 

- да

18

32

- нет

38

68

итого:

56

100

3. Кто ищет нефть?

 

 

- геолог

19

34

- нефтяник

34

61

- сыщик

1

2

- не знаю

2

4

Итого:

56

100

4. Кто добывает нефть?

 

 

- гелог

3

5

- нефтяник

52

93

- сыщик

0

0

-не знаю

1

2

Итого:

56

100

5. Самая богатая "нефтяная" страна?

 

 

- Россия

39

70

- Ирак

1

2

- Саудовская Аравия

10

18

- США

6

11

Итого:

56

100

6. тонет ли нефть в воде?

 

 

- да

9

16

- нет

37

66

- не знаю

10

18

Итого:

56

100

7. Какие нефтяные месторождения Вы знаете?

 

 

не знаю

28

50

Усинск

10

18

Усинское

6

11

Россия

8

14

Другие варианты (Баганское, г.Нефтекамс, в горах, г.Ухта)

4

7

Итого:

56

100

8. Как Вы думаете, где используют нефть?

 

 

не знаю

16

29

Топливо

22

39

Другие варианты (заправка, завод, уголь, нефтяная биржа, заправочная станция, шахта)

18

32

Итого:

56

100

Анализ полученных данных показал, что:

- большинство ребят знают, что такое нефть и кто ее добывает – 46% и 93% соответственно;

- основная масса опрошенных никогда не видели нефть – 68%;

- самой богатой «нефтяной страной считают Россию, а не Саудовскую Аравию – 70%;

- половина опрошенных не знают ни одного нефтяного месторождения – 50%;

- ребята знают, что нефть используется как топливо. Также были названы и другие варианты ее применения.

Результаты анкетирования представлены в виде диаграмм и графиков (приложение 3)

В ходе проведения исследования и подготовки проекта, я изучил некоторые свойства нефти. Мною были проведены лабораторные опыты.

Опыт 1. Цвет нефти.

Возьмем пробирку с нефтью и слегка наклоним ее. Нефть видно и она растекается.

Вывод: нефть желто-коричневого цвета.

Цвет нефти варьирует от светло-коричневого до тёмно-коричневого, но чаще всего, это жидкость тёмного цвета (приложение 4).

Опыт 2. Прозрачность.

Взять 2 баночки: одну с водой, другую с нефтью. В обе баночки положить палочки. В баночке с водой мы видим палочку, а в баночке с нефтью – нет.

Вывод: вода прозрачная, а нефть – нет (приложение 4).

Опыт 3. Запах.

Понюхать воду и нефть, закрыв глаза. Запах нефти- резкий.

Вывод: нефть имеет запах (приложение 4).

Опыт 4. Текучесть.

Перелить нефть из одной емкости в другую. Видим, что нефть льется, потому что жидкая.

Вывод: нефть – жидкая (приложение 4).

Опыт 5. Маслянистость.

Возьмем палочку и аккуратно опустим в емкость с нефтью. Приподнимем палочку, дадим стечь нефти, а потом прикоснемся к листу бумаги. На бумаге остался след.

Вывод: нефть маслянистая (приложение 4).

Опыт 6. Смешиваемость и растворяемость.

В воду налить нефть и размешать. Нефть легче воды, не тонет, не растворяется в воде, по воде расплываются пятна.

Вывод: нефть не смешивается и не растворяется (приложение 4).

Опыт 7. Горючесть

Возьмем небольшое количество нефти и подожжем- нефть горит.

Вывод: нефть горюча (приложение 4).

Таким образом, экспериментальным я изучил некоторые свойства нефти.

Опыт 8. Выделение бензина из нефти

Самым интересным опытом стал эксперимент по выделению бензина из нефти. Я с помощью родителей провел его в домашних условиях.

Мы взяли нефть, налили ее в колбу и стали нагревать на огне. Под действием высокой температуры из нее выделяются пары бензина (легкие углеводороды). Проходя через холодильник, в роли которого выступает вода, пары охлаждаются и в виде жидкости поступают в другую (пустую) колбу.

Чтобы проверить, что выпарилась не вода, мы перелили полученную жидкость в блюдце и подожгли. Жидкость горит, эксперимент удался (приложение 5)!

2 Необычное применение нефти

Нефть используется людьми уже более 6000 лет.

В процессе проведения опытов, мы выявили основное, самое главное свойство нефти - горючесть. Именно, благодаря этому свойству одну из главных групп нефтепродуктов, получаемых при переработке нефти, составляют топлива - около 63%.

Основное применение нефти известно всем и никого не удивляет. Около 50% нефти используется для производства бензина.

Из нефтяного сырья производят и многие другие вещи: игрушки из пластмассы, резиновые мячи разных размеров, резиновые сапожки, камера для велосипеда, свечи, лак для ногтей, стиральный порошок, нитки, ткань контактные линзы, зубную пасту, гитарные струны, приманки, удочки, спасательные жилеты, рыбацкие лодки, контейнеры для перевозки рыбы и многое другое.

Таким образом, нефть не только топливо, но и основа многих совершенно необходимых человеку вещей. И потребность в них продолжает расти.

Нефть и ее побочные продукты также входят в процесс создания целого ряда других продуктов. И мало кто подозревает, что в большой части продуктов используется нефть:

1. Удивительно, но для производства простой жевательной резинки используется нефть. Вы никогда не задумывались, как удалось добиться необходимых «жевательных» качеств, сделав ее мягкой? Частично это удалось благодаря нефти - при производстве используются некоторые виды воска, нефти и других компонентов.

2. Без нефти спорт сейчас был бы совсем другим.

Современные мечи для гольфа, сумки для гольфа, футбольные мячи, футбольные бутсы, искусственный газон, баскетбольные мячи, теннисные ракетки, лыжи - все это сделано с использованием нефти и нефтепродуктов в той или иной форме.

3. Нефть — один из главных ингредиентов при производстве губной помады. Парафин часто используется для того, что придать форму, и он же обеспечивает плавность при использовании. Парафин представляет собой белое или бесцветное твердое вещество, получаемое из нефти, угля или сланцев.

4. Синтетические химические вещества, такие как нефть, часто используются для создания ароматных духов, дезодорантов и антиперсперантов, шампуня.

По-видимому, все, что связано с косметикой для тела и создает приятный запах, производится с использование ископаемого топлива.

5. Полиэстеровые брюки, рубашки и другие предметы одежды имеют свои преимущества: они не мнутся, они долговечны и устойчивы ко многим пятнам. Эти свойства принадлежат продукту нефтепереработки, где с помощью нефтепродуктов и создается полиэстер - синтетический материал, который помогает одеть миллионы людей.

6. Аспирин уже давно зарекомендовал себя в качестве одного из самых надежных и безопасных препаратов. Ежегодно употребляется несколько миллиардов таблеток аспирина для того, чтобы избавиться от головной боли, от жара, а также препарат принимается в качестве профилактического метода борьбы с сердечно - сосудистыми заболеваниями. Однако, производство аспирина начинается углеводородов, которые являются производными нефтепродуктов.

7. Миллионы современных женщин носят нейлоновые колготки для комфорта и для того, чтобы соответствовать модным тенденциям. Причем, женщин не останавливает тот факт, что нейлон является термопластиком, полученным из нефти. Сегодня нейлон используется при изготовлении огромного количества вещей, начиная от средств для мытья посуды и заканчивая парашютами (3).

Многие вещи, которые окружают нас каждый день, сделаны на основе нефтепродуктов.

Заключение

Нефть приносит огромную пользу человечеству. С ее помощью мы получаем свет, тепло, она приводит в движение автомобили, трактора, самолеты и корабли. Мы живем среди нефти, продаем нефть, носим одежду из нее.

В работе над проектом я расширил свои знания о «черном золоте», изучив информацию из различных источников (литература, интернет).

В ходе исследования было проведено анкетирование среди учащихся класса об имеющихся знаниях по данной теме.

По результатам опроса, выяснились, что большинство ребят знают, что такое нефть и кто ее добывает. На более сложные вопросы ответы не у всех были верны.

Такой уровень осведомлённости учащихся свидетельствует о недостаточных знаниях о «черном золоте».

Все полученные данные проанализированы и представлены в виде графиков и диаграмм.

Какими же свойствами обладает это уникальное ископаемое? Вот некоторые из них: цвет запах, нерастворимость, горючесть и другие. Я выяснил это, проделав опыты в домашних условиях. Эти эксперименты дали мне новые знания о свойствах этого уникального ископаемого.

Используется нефть и нефтепродукты в самых неожиданных вещах: косметика, лекарства, спортивные товары и многое другое.

В данной работе я рассказал о нефти, с помощью эксперимента посмотрел и изучил ее свойства, выяснил, какова роль нефти в нашей жизни, получил представление о работе в программе «Power Point», в которой можно оформить слайды, вставить фото.

Таким образом, моя гипотеза нашла подтверждение в моем исследовании.

Итогом моей работы стало создание презентации и представление работы на школьной научно-практической конференции «Шаг в науку».

Список литературы

1. «Нефть и люди». Изд-во «Планета» Москва 1986 г.;

2. Интернет-ресурс: http://pundia.ru/ Учебно-исследовательский проект "Нефть – основа цивилизации";

3. Интернет-ресурс: http://doseng.org/ Интересные факты о нефти;

4. Интернет-ресурс: http://potomy.ru/ Потому.ру. Детская энциклопедия/ «Что такое нефть?»;

5. Фотографии из личного архива.

Приложения

Приложение 1

Анкета «Что Вы знаете о нефти?»

1. Что такое нефть?

- углеводород, «черное золото»;

- вода;

- бензин;

- не знаю.

5. Самая богатая «нефтяная» страна?

- Россия;

- Ирак;

- Саудовская Аравия;

- США.

2. Приходилось ли Вам видеть нефть?

- да;

- нет.

6. Тонет ли нефть в воде?

- да;

- нет;

- не знаю.

3. Кто ищет нефть?

- геолог;

- нефтяник;

- сыщик;

- не знаю.

7. Какие нефтяные месторождения Вы знаете?

Ваш вариант_________________________

4. Кто добывает нефть?

- геолог;

- нефтяник;

- сыщик;

- не знаю.

8. Как Вы думаете, где используют нефть?

Ваш вариант________________________

Приложение 2

Фото проведения социологического опроса

Приложение 2 (продолжение)

Приложение 3

Результаты социологического опроса в графическом виде

Приложение 3 (продолжение)

Приложение 3 (продолжение)

Приложение 4

Фото проведение опытов

Опыт 1. Цвет нефти Опыт 2. Прозрачность

Опыт 3. Запах Опыт 4.Текучесть

Опыт 5. Маслянистость Опыт 6. Смешиваемость Опыт 7. Горючесть

Приложение 4 (продолжение)

Опыт 8. Выделение бензина из нефти

Просмотров работы: 4233