Мой первый аквариум

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Мой первый аквариум

Татаурова  В.В. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №10»
Богомаз  В.Н. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №10»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

ВВведение

Этим летом мы с папой ходили на рыбалку. Мне очень нравится наблюдать за рыбками, которые плавают недалеко от берега небольшими стаями. С берега можно наблюдать, как они играют, выпрыгивая из воды. Но однажды в гостях я увидела аквариум и была очарована его обитателями. Я очень долго и внимательно наблюдала за ними. Это заметили мои родители и сделали мне сюрприз - подарили аквариум. Я была счастлива, так как часами могла наблюдать за рыбками, за их поведением. Мне стало интересно знать, чем и когда их кормить, все ли виды рыб могут обитать в одном аквариуме, почему люди занимаются содержанием аквариумных рыбок дома. Я заинтересовалась этим и решила провести своё исследование.

Тема моей работы: «Мой первый аквариум»

Цель работы: в рамках нашего города изучить материал об аквариумных рыбках, выполнить исследовательскую работу

Задачи:

1.Посетить детскую библиотеку найти и обработать информацию о том, как содержать рыбок и ухаживать за ними;

2. Посетить краеведческий Музей, найти информацию об аквариумистах нашего города и встретиться с ними;

3. Провести наблюдение за аквариумом и рыбками;

4. Познакомить своих одноклассников с жизнью аквариумных рыбок.

Объект исследования: аквариум и аквариумные рыбки

Предмет исследования: жизнь аквариумных рыбок

Актуальность: любовь к природе актуальна во все времена

Способы исследования: а) поиск, сбор и обработка информации:

- в сети Интернет и найденных печатных материалов;

б) интервьюирование взрослых;

в) посещение библиотеки, музея; г) наблюдение за рыбками.

Гипотеза: занятия аквариумом развивают у взрослых и детей чувство любви к природе

Глава 1. Аквариум и аквариумисты

1.1 Аквариумы от маленького до большого

Что такое аквариум? Из Википедии я узнала, что аквариум – это искусственный водоём или стеклянный ящик с водой для содержания рыб, водных животных и растений.

Во всём мире миллионы разных аквариумов. Мне стало интересно, какой самый маленький и самый большой? (приложение Лист 1).

Российский художник Анатолий Коненко создал своими руками самый маленький в мире аквариум - его размеры 30х24х14 мм. В нём может поместиться только маленькая рыбка - карликовая пандака.

Лиссабонский океанариум в Португалии - самый большой аквариум в Европе. Этот аквариум, достигающий почти 40 м в длину, выполнен в форме буквы U. Идея проекта разрабатывалась более года. Ещё одна особенность проекта - невероятное количество природных "украшений", таких, как живые водоросли, раковины и другие обитатели морского дна.

А также я узнала, что аквариумы бывают самые разнообразные:

- телефонная будка (Приложение, Лист 2). После революции, произведённой мобильными телефонами, телефонные будки перестали быть нужны людям, поэтому теперь таксофоны лишь загромождают улицы. Элегантное решение приняли европейцы и японцы, превратив телефонные будки в домики для рыб;

- самый большой наземный аквариум мира находится в Берлине, его высота - 25 м. В миллионе литров солёной воды здесь плавают более 1500 тропических рыб. Более того, через него проходит лифт, вмещающий 48 человек. (Приложение, Лист 2).

1.2 История появления аквариума, и аквариумисты города Кунгура

В ходе своего исследования я посетила детскую библиотеку (приложение, Лист 3) и Кунгурский краеведческий музей (приложение, Лист 4). В библиотеке я узнала, что первые в мире разводить различных рыб стали китайцы. Это было четыре тысячи лет назад. Сначала они разводили рыб в искусственных водоемах, потом в сосудах. Уже две тысячи лет они продолжают разводить знаменитых золотых рыбок.

В краеведческом музее, к сожалению, не нашлось информации о первых аквариумистах города Кунгура, зато мне рассказали, что в реках «Сылва» и «Ирень» у города Кунгура водится такая рыба, как: окунь, щука, ёрш, лещ, и как наши рыбаки ежегодно соревнуются в первенствах по рыбной ловле.

В нашем городе я познакомилась с удивительным человеком Машановой Светланой Владимировной и ее аквариумом на 150 литров. (приложение, Лист 5). Вот что я от неё узнала. Рыбами она занимается более 10 лет. За это время, как рассказывает нам Светлана Владимировна: «Сменилось три поколения рыб, таких как цихлиды, астронотусы, сколярии, сомы разных видов». Цихлиды и астронотусы, сколярии – это хищные рыбы, поэтому они могут находиться в одном аквариуме только с хищниками, и прекрасно с ними уживаются сомики.

Астронотусы жили у Светланы более восьми лет и достигали величины: 30 сантиметров в длину и 15 сантиметров в ширину.Довольно красивые аквариумные рыбки, которые понимают, кто является хозяином, может позволить себя погладить и может даже есть с рук (правда, тут лучше быть аккуратным, т. к. может и укусить) – настоящее домашнее водное животное. 

Однажды произошла такая история. Рыбы «цихлиды» жили в аквариуме парой и принесли потомство. Светлана их отсадила из аквариума, и какое-то время они жили отдельно. Когда они подросли, их выпустили в аквариум, и хищники съели все свое потомство. Оказывается, это свойственно таким рыбам. Есть людоедство, а есть рыбоедство, чему я крайне была удивлена.

Кормит своих рыб Светлана Владимировна кормом из зоомагазина. Она также добавляет живые и замороженные корма. Живые: сверчки, головастики, кузнечики, лягушки, мальки. Замороженные: креветки, филе рыб, мясо мидий, кальмары. Из разговора я поняла, чем мне кормить рыб.

Ещё мне много историй про рыбалку рассказывал мой папа – заядлый рыбак. Когда мы ездили с ним на рыбалку, он мне объяснял, как правильно ловить рыб. Еще он рассказывал, какие рыбы были пойманы им: окуни, голавлики, лещи, щуки (приложение Лист 5). Его опыт привил мне чувство терпения и выдержки. А, самое главное, я почувствовала любовь к природе.

Я спросила папу о том, что если бы запустить речных рыб в аквариум. На что папа отговорил меня так по - страшному забавляться. Река – это особая среда обитания. Переносить речных рыб в аквариум излишне. Несомненно, они погибнут. Так зачем же проводить такой эксперимент?

Глава 2 Мой замечательный аквариум и его обитатели

2.1 Обитатели моего аквариума

Когда мы приобрели аквариум, у нас встал вопрос, куда его поставить. При установке мы учитывали его местоположение, так как рыбы должны получать достаточно света. Самое удачное размещение аквариума – у окна. Мы пробовали ставить аквариум у окна. Света много, и это приводит к цветению воды. Поэтому я и сделала вывод, что большой избыток света нежелателен. Мы поставили аквариум на тумбу в стенном проёме, чтобы было расстояние от окна, равномерно распределились температура и освещённость, был доступ для чистки аквариума и уход за ним, чтобы он был устойчив.

Первым делом на дно аквариума мы засыпали грунт. Грунт – это разноцветные камешки. Их перед укладкой необходимо промыть водой. После этого ставятся различные украшения. В моём аквариуме это не- большой красивый замок, искусственные водоросли, ракушки. Вода перед заливкой постояла не меньше 1 дня для того, чтобы из неё выделился хлор, опасный для рыбок. После этого вода заливается в аквариум. В магазине нам дали немного аквариумной воды, поэтому мы сначала залили ее, а потом нашу воду и запустили рыбок. Через два дня вода немного помутнела, так как в ней находились микроорганизмы, которые и поддерживают чистоту воды. Но уже через неделю вода стала прозрачной, кристально чистой.

Когда в нашем доме появился аквариум, это стало моим увлечением и увлечением моей семьи (приложение Лист 6). Я помогаю маме с папой за ним ухаживать. Аквариум небольших размеров 25 литров, со встроенным освещением и специальным фильтром для очистки воды.

Кроме ежедневного кормления, мы раз в три недели убираем остатки со дна аквариума и на одну треть сливаем грязную воду. Чистим его стенки изнутри и добавляем чистую отстоявшуюся воду.

Наши питомцы очень разнообразны по размеру, окраске и поведению:

- полосатый «Барбус», очень подвижная рыбка, любит приглушённый свет и без труда приспосабливается к разным условиям (приложение лист 6);

- Меченосец, своё название эта рыбка получила из-за выроста на хвосте, напоминающего меч. Это небольшая живородящая рыбка, для которой характерны интересные цветовые сочетания в окрасе, непритязательность и высокий уровень выживаемости (приложение, лист 7);

- Гуппи- очень подвижная небольшая рыбка, достигает длины около 5 см. Живет гуппи 2-3 года, так как небольшие размеры и тёплая вода ускоряют обмен веществ и сокращают срок жизни (приложение, лист 7);

- Сом «Анциструс обыкновенный». Тело сома анциструса плоское и сплющенное, покрытое многоугольными костными пластинами. На туловище голубого сомика анцистра есть пара грудных и брюшных плавников. У этих рыб очень примечательны вытянутые губы, на которых есть роговидные присоски и округлый нижний рот. Благодаря своим присоскам рыбы приспособлены к жизни в быстротечных водах, так как

присасываются к корягам и камням. Аквариумный сомик анциструс с помощью присоски чистит стекла и камни внутри аквариума (приложение лист 8);

- «Ампулярия» - яркая и популярная аквариумная улитка. Содержать её несложно, но есть важные детали в кормлении. Можно часто наблюдать, как в аквариуме ампулярия поднимается к поверхности, вытягивает дыхательную трубку и начинает закачивать в себя кислород. Ее дыхательная система сравнима с лёгкими у рыб, у нее есть жабры (с правой стороны тела) и легкие с левой стороны (приложение лист 8).

В определенное время каждый день я кормлю всех рыбок сухим кормом. Я очень люблю свой аквариум, и меня заинтересовало, кто же придумал его.

2.2 Мои наблюдения за аквариумом

Наблюдая за рыбками, я поняла. Аквариум – это не просто красивая вещь. Для рыб – это дом, их место обитания. А аквариумные рыбки – это фантастическое богатство красок и форм. Хотя это всего лишь комнатный водоём, а сколько радости и спокойствия приносит он в дом, а главное в семью!

Эксперимент №1

Я установила, что даже недолгое (около часа) наблюдение за рыбками успокаивает нервную систему. Я наблюдаю за рыбками и успокаиваюсь. Я могу даже закрыть глаза и уснуть. Не зря ученые рекомендуют содержать дома аквариум. Иначе говоря, рыбки могут защитить своего хозяина от некоторых стрессов современной жизни.

Эксперимент № 2

Наблюдая за рыбами, я пришла к выводу, что они легко поддаются тренировке. Кормлю рыбок ежедневно в одно время – в 9 часов вечера. В первую неделю при бросании корма рыбки не всплывали к поверхности, а начинали кушать корм, когда он падал на дно. На второй неделе во время кормления почти все рыбки всплывали к поверхности и съедали корм, не давая ему упасть на дно. На третьей неделе ближе к 9 часам вечера, ещё до кормления, все рыбки дружно всплывали к поверхности, дожидаясь корма.

Эксперимент № 3

Еще я узнала, что рыбки хорошо слышат, если пальчиком постучать по аквариуму, они подплывают к нему. Иногда я стучу пальчиком, чтобы рыбки приплывали ко мне.

Эксперимент № 4

Чаще всего я наблюдаю за рыбками утром, днём и вечером. И даже не всегда задумывалась о том, чем же заняты мои любимцы по ночам. Но ведь всем живым существам нужен отдых и сон, а, значит, нужен он и рыбкам. Но как узнать, что рыба спит, ведь её глаза постоянно открыты? Это стало ещё одним вопросом. Вот что я открыла.

Во время сна те рыбы, что активны днём, отдыхают ночью и наоборот. Например, сом всё светлое время прячется в укромном месте, практически не двигается и только с наступлением темноты начинает плавать и искать себе пропитание.

Эксперимент № 5

Я задалась целью узнать, одинаково ли они относятся ко мне и к моим родителям. Может, рыбки полюбили моих родителей больше, чем меня? Мы стали наблюдать реакцию рыбок на моё появление и на появление моих родителей. Я заметила, что при моём появлении рыбки становятся более активными, быстрее плавают и подёргивают хвостиком. Так мне показалось, что они меня ярче приветствуют, а, значит, и больше любят. Я не берусь утверждать, но мне бы очень хотелось, чтобы это было именно так.

Вывод: мои эксперименты с рыбками позволили мне узнать о моих любимцах гораздо больше того, что я о них знала.

2.3 Влияние аквариума на человека

Мне стало интересно, а знают ли мои одноклассники про аквариум? Я провела анкетирование и узнала, что не все первоклассники знают про рыбок и аквариум (Приложение, лист10) Значит, надо рассказать им о моём увлечении.

Аквариум – это маленький мир, который я создала со своими родителями. Он помог мне проявить свои творческие способности. С помощью папы и мамы я обустроила его так, как хотела сама. Заселила его теми рыбками, которые мне понравились. Украсила его так, как хотела, чтобы выглядел мой маленький мир.

При появлении в доме аквариума у меня и моей семьи появилосьчувство ответственности, что за рыбками надо ухаживать. Когда мы наблюдаем за рыбками, то нас покидают все негативные мысли, становится легко и приятно на душе, улучшается общее самочувствие и поднимаетсянастроение. Созерцание собственного подводного мира помогает маме и папе уйти от проблем, погрузиться в себя, отдохнуть после работы. Аквариум повышает влажность в комнате, где оннаходится. Это довольно благоприятно для дыхательных путей, является своеобразной профилактикой заболеваний, особенно зимой, когда воздух неестественно сухой.

Учёными доказано, что наблюдение за рыбками и подводным миром способствует разностороннему развитию. Я заметила, что у меня появился интерес к изучению не только аквариумных рыб, но и всего подводного мира. С появлением рыбок я изменилась, стала терпимее и старательнее.

Аквариум способен создать в комнате спокойную, непринужденную атмосферу, которая лучшим образом располагает к отдыху и просто необходима мне после посещения школы или тренировки, дает возможность мне расслабиться. Аквариум – это маленький живой уголок природы в нашей квартире.

Заключение

Цель моей исследовательской работы считаю реализованной. Я побывала в детской библиотеке, краеведческом музее города Кунгура и собрала информацию об аквариумах и аквариумистах.

Познакомилась с аквариумистом, удивительным человеком Машановой Светланой Владимировной и приобрела у неё бесценный опыт ухаживания за аквариумными рыбками.

Провела анкетирование с одноклассниками по содержанию аквариумных рыбок. Переняла опыт моего папы – заядлого рыбака. Сделала вывод, что занятия аквариумом развивают у взрослых и детей чувство любви к природе, умиротворения, спокойствия, делают человека сдержаннее.

Я поняла, что общение с рыбками избавляет человека от стресса, снижает кровяное давление. Наше плохое или хорошее настроение передаётся обитателям подводного мира. А рыбки и растения, в свою очередь, помогают нам и наполняют нашу душу новыми светлыми ощущениями, дают заряд энергии и бодрости.

Наконец, я составила памятку по ухаживанию за аквариумными рыбками. Думаю, что памятка поможет начинающим аквариумистам развести рыбок и ухаживать за ними.

Аквариум – это маленький живой уголок природы в квартире. Я призываю своих одноклассников и их семьи: заводите аквариум и рыбок и будьте счастливы!

Список литературы

Джон Доз «Ваш аквариум, 2004 г.»;

Михайлов С.А. «Аквариум. Практические советы, 2005г.;

Полонский А.С. «Аквариумные рыбы, 1974 г.»;

Плонский В.Д. «Энциклопедия аквариумиста, 2000 г.»;

Интернет – ресурсы:

https://fishki.net/1747794-11-samyh-neverojatnyh-akvariumov-so-vsego- mira.html;

http://catfishes.ru

Лист 1

Самый маленький аквариум в мире

Самый большой аквариум в мире

Лист 2

Аквариум «Телефонная будка»

Самый большой наземный аквариум мира

Лист 3

Посещение детской библиотеки

Лист 4

Посещение краеведческого музея

Лист 5

Аквариум Светланы Владимировны, и её хищники

Папин улов

Лист 6

Мой аквариум

Аквариумная рыба «Барбус»

Лист 7

Аквариумная рыба «Меченосец»

Аквариумная рыба «Гуппи»

Лист 8

Аквариумная рыба «Сом»

Аквариумная улитка «Ампулярия»

Лист 9

Когда я наблюдала и ухаживала за своими рыбками, я сделала выводы, что смогу помочь начинающим аквариумистам своими советами, и им будет проще заводить свой аквариум. С этой целью я составила памятку.

ПАМЯТКА

«Как правильно ухаживать за аквариумными рыбками»

Ставить аквариум так, чтобы было расстояние от окна, равномерно распределились температура и освещённость, и был доступ для чистки аквариума и ухода за ним, чтобы он также был устойчив.

На дно аквариума засыпать предварительно вымытый грунт.

Воду в аквариум нужно заливать только отстоянную.

Раз в две недели менять воду, сливая только одну треть воды.

Кормить рыб проверенным кормом один раз в день в одно и то же время.

Насыщать воду кислородом в аквариуме с помощью специального фильтра.

Освещайте аквариум при помощи лампы холодного дневного света.

Периодически чистить аквариум.

Лист 10

Мне нравится наблюдать за поведением рыбок, и стало интересно, знают ли мои одноклассники об аквариумных рыбах. Были опрошены 30 человек, учащиеся нашего класса. Об аквариумных рыбках знают 5 человек, но многие их не знают, какие есть разновидности рыб, как нужно ухаживать за ними, 25 человек ничего не знают об аквариумных рыбках, поэтому я обязательно поделюсь с ними своими знаниями.

Просмотров работы: 1573