1. Введение
Начиная с 1 класса мы работаем с разными словарями: словарь антонимов, синонимов, толковый, орфографический, словарь фразеологизмов. На разных этапах уроков русского языка мы проводим работу над малыми жанрами устного народного творчества, и мы заметили что, здесь свойства воды в разных состояниях часто встречается. Мне стало любопытно. Придя в школу, я поделилась своими впечатлениями с одноклассниками и учителем Риммой Сафарбиевной и предложила изучить свойства воды в разных состояниях в малых жанрах устного народного творчества. Сначала мы разделились на группы и собирали загадки, прибаутки, потешки и фразеологизмы о воде и в разных ее состояниях.
Возникла идея исследование русских народных сказок: узнать роль «живой» и «мертвой» воды; опыт по получению «живой» воды в домашних условиях.
Появилась необходимость более подробно рассмотреть данный вопрос.
Цель:
формирование способности учащихся к новому способу действия, создание готового продукта проектной деятельности ;
исследование свойства воды в разных состояниях в малых жанрах устного народного творчества;
опыт по получению «живой» и «мертвой» воды в домашних условиях и ее роль в жизни человека;
межъязыковая интеграция, интеграция учебных дисциплин, интеллектуально- речевое развитие учащихся.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1.Изучить литературу по теме.
2. Учиться оценивать свои достижения в работе над проектом;
учиться корректировать, вносить изменения, дополнения по результатам оценки своей деятельности;
3.Собрать материал по данной теме
Использовать соответствующие методы исследования:
Подбор и анализ литературы.
Беседа.
Практические опыты.
Опрос детей.
Объект исследования: малые жанры устного народного творчества
Предмет исследования: вода
Гипотеза: предположим, если собрать потешки, загадки, пословицы, фразеологизмы, сказки о воде, то можно узнать о свойствах и могуществе воды очень многое.
2. Основная часть.
Очень часто в жизни мы сталкиваемся с загадками. Это бывает в раннем детстве, когда ребёнок знакомится с миром предметов, отгадывая загадки, затем в школе на уроках литературы, в общении с друзьями, и даже во взрослой жизни.
Зачем нужна загадка? Она развивает ум, смекалку, воображение, наблюдательность. В чём прелесть загадки? В её краткости, меткости, ёмкости. Как быстро летит время, когда ты разгадываешь загадку.
Загадка живёт много веков. С раннего детства она служит и забавой, и своеобразной «тренировкой» ума. Так вот в этих загадках в устном народном творчестве используют свойства воды в разных ее состояниях.
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем - не найдём. (Роса)
На дворе переполох,с неба сыплется горох. (Град)
Не снег и не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней)
Шумит он в поле и саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду,
Покуда он идет. (Дождь)
Над рекой, над долиной,
Повисла белая холстина (Туман)
Одеяло белое
Не руками сделано.
Не ткалось и не кроилось,
С неба на землю свалилось. (Снег)
Кода мы изучали раздел «Устное народное творчество», мне очень понравилось читать небылицы, потешки. Мы решили, что надо найти потешки о воде, если они есть, записать их, и может быть, даже составить книжечку для одноклассников. Оказалось, что русский народ придумал очень много потешек со словом вода, да и многие детские писатели тоже часто говорят в своих стихах про пользу воды. Мы хотим прочитать некоторые из них.
От водички, от водицы
Всё улыбками искрится!
От водички, от водицы
Веселей цветы и птицы!
(Катя) умывается,
Солнцу улыбается!
Не умыться, не напиться без воды,
Листику не распуститься без воды,
И потому всегда
Всем, везде нужна вода.
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазки глядели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Знаем, знаем, да-да-да,
Где тут плещется вода.
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!
Лейся на ладошки,
По-нем-нож-ку,
Нет, не понемножку - посмелей,
Будем умываться веселей.
Чистая водичка
Умоет Саше личико,
Анечке - ладошки,
А пальчики - Антошке.
Пришел медведь ко броду — бултых в воду.
Уж он мок там мок, уж он кис там кис,
Вымок, выкис, вылез, высох,
Встал на колоду — бултых в воду.
От водички, от водицы
Всё улыбками искрится!
От водички, от водицы
Веселей цветы и птицы!
Даня умывается,
Солнцу улыбается!
Дорогие мои дети!
Я прошу вас, мойте чаще
Ваши руки и лицо.
Все равно, какой водою:
Кипяченой, ключевой.
Из реки иль из колодца,
Или просто дождевой.
Нужно мыться непременно Утром, вечером и днем,
Перед каждою едою, После сна и перед сном.
Русские пословицы и поговорки — меткие выражения, созданные русским народом, а также переведенные из древних письменных источников и заимствованные из произведений литературы, в короткой форме выражающие мудрые мысли народов входящих в состав России. Многие русские пословицы состоят из двух соразмерных, рифмующихся частей. Пословицы, как правило, имеют прямой и переносный смысл (мораль).
Не плюй в колодец, случится водицы напиться.
Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой.
Под лежачий камень вода не течет.
Не зная броду, не лезь в воду.
Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.
Не знавши броду, не лезь в воду.
Правда в огне не горит и в воде не тонет.
Вода камень точит.
Вода путь найдет.
На обиженных воду возят.
Всяк несет уста, где вода чиста.
С огнем не шути и воде не верь.
Разлитую воду подбирать с земли не всякому легко.
Меряешь воду, не спрашивай броду.
Вода и землю точит и камень долбит.
Мельница сильна водою.
В худой посуде воды не наносишься.
Вода и мельницу ломает.
Вода близка, да гора склизка.
Также было интересно, есть ли фразеологизмы о воде и понимаем ли мы значение этих устойчивых выражений, где тоже очень коротко, но очень метко говорится о некоторых недостатках людей. В стихотворении В.Суслова «Как работают слова» встречаются очень много фразеологизмов о воде.
Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по-разному служит оно.
Примеры тут можно найти без труда,
Возьмём хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство прошло.
С тех пор уж немало «воды утекло»,
О смелом мы вправе, сказать наперёд:
Такой «сквозь огонь и сквозь воду пройдёт»!
А гуси и утки – сухие всегда.
Заметили люди: «Как с гуся вода!»
Случалось с тобою: ты правил не знал,
Молчал при опросе? «Воды в рот набрал»!
Лентяй отдыхает, а время идёт –
«Под камень лежачий вода не течёт».
Сказать болтуну мы порою не прочь:
Довольно, мол, «воду-то в ступе толочь»!
Не прочь и другому сказать невзначай:
«Довольно лить воду! Ты дело давай!»
Работать впустую!.. Что скажут потом?
Не дело, мол, «воду носить решетом»!
Стихи я пишу, не жалея труда,
Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода…».
Когда мы начали работать над проектом, я захотела выяснить, в каких русских народных сказках встречается упоминание о воде, и в чём заключается её волшебство. Я спросила себя, в каких сказках говорится о живой и мертвой воде и смогла назвать только 2 сказки: «Сказка об Иване царевиче и Сером волке», - мы читали их на уроках чтения.
Меня заинтересовал вопрос: А знают ли в нашей школе сказки , где говорится о живой и мертвой воде? Я провела опрос, и вот какие результаты получились.
На просьбу, назовите сказки, в которых упоминается живая и мертвая вода
Больше всего отметили сказки, которые знакомы с детства. Я решила спросить об этом у учеников нашей школы. Оказалось что из 25 человек:
- 11 человек назвали сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
7 человек – «Иван-царевич и серый волк»
1 человек – Марья Моревна
1 человек – «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»
Мне стало ясно, что не только я знаю мало сказок. Я пошла в библиотеку, вместе с библиотекарем мы нашли очень много сказок, где сказочным героям помогает «живая и мертвая» вода и составила список сказок. Я с большим удовольствием их прочитала, советую прочитать и вам. Вода в сказках не простая, а волшебная, она «живая и мертвая». «Мертвая» вода кусочки собирает как в сказке «Иван и Чудо-Юдо», а «живая» героя оживляет. Так русский народ передал потомкам свою мечту о победе добра над злом.
Сказки говорят, что есть вода «живая» и «мертвая». Все мы знаем с детства, что сказки – это истории, в которые люди перестали верить.
Многие из русских народных сказок начинаются с одинакового зачина: «На море – океане, на острове Буяне…» В сказках вода встречается в различных образах реки, моря, дождя, воды живой и мертвой.
По древнерусским поверьям мертвой вода становится на Крещение, а живой – на праздник Купала, летом. Для лучшего эффекта и ту и другую воду нужно набирать ночью, еще лучше выкупаться. Хранить потом в глиняной или стеклянной посуде, в темноте и холоде.
И все-таки живая и мертвая вода есть, об этом я узнала из интернета. Оказалось, получить «живую» воду даже в домашних условиях можно и это совсем не трудно. А также из книги я узнала о том, что вода хорошо запоминает информацию и плохую, и хорошую, а потом передает ее нам. Если вода слышала хорошие, добрые слова, такая вода будет «живая», а если кто-то ругался, обзывался, то такая вода будет больной и ее лучше не пить, даже не поливать цветы.
Приготовление живой воды в домашних условиях.
Чтобы подготовить немного живой водички для себя, потребуется взять около 10 г золота, с помощью обычной пищевой соды его очистить, промыть под проточной водой. Далее мы засыпаем этот кусочек золота, каменной солью и оставляем на ночь. Утром снова хорошенько промываем его и кладем в кастрюльку, в которую наливаем два литра воды. Ставим на огонь. Ждем, пока закипит. В закипевшую воду добавляет одну четвертую часть блюдца желтогопчелиного воска. Даем нашему «зелью» покипеть минут 15-20, затем выключаем огонь.
После того, как мы дадим нашему «живому» напитку остыть, собираем находящийся на поверхности воск, золото вынимаем (и возвращаем на место!) Живая вода, приготовленная таким способом, пригодится:
для повышения иммунитета
для выхода из депрессивных состояний
для увеличения работоспособности
для реабилитации после тяжелых заболеваний
для увеличения жизненных сил в целом
Принимать эликсир жизни советуют с утра на голодный желудок не более одного стакана.
Приготовление мертвой воды в домашних условиях.
В кастрюлю кладем серебро, заливаем водой в объеме двух литров, ждем, пока закипит, и добавляем воск.
На этот раз «кипятим» металл почти вдвое дольше – минут 30. Воду с огня снимаем, ждем, пока немного остынет, выкидываем воск. Серебро не выкидываем, оно еще пригодится. Все, мертвая вода готова к употреблению.
Мертвая вода годится:
для заживления ран наружно
при бессоннице (принимать перед сном)
для понижения давления – (пол стакана до еды)
при повышенной температуре
при язвах
при опухолях
при воспалительных процессах
При подозрении на сглаз мертвая вода тоже поможет, только ее уже надо не внутрь употреблять, а наружно, то есть – умываться.
Заключение.
Каждому известно, что человеческий организм состоит большого количества воды. А вот тот факт, что на протяжении жизни, количество воды в человеческом теле меняется, действительно интересное наблюдение. Не рожденный младенец, который еще в материнской утробе, почти на 90% состоит из жидкости. Человек взрослый в составе своего организма будет иметь в среднем 70-80% жидкости. К тому времени, когда его будут называть «пожилым», уровень содержания жидкости в нем самом снизится до 60%. Самый обогащенный жидкостью орган в человеческом организме – мозг.
Обращали ли вы внимание, что снижение количества воды в организме ведет к плохому самочувствию, а в старости, соответственно, к многочисленным болезням? Недостаток воды скажется на функционировании всего «механизма» человека.
Вода часто олицетворяет человеческое начало: матушка, водица, реченька, студеная, ключевая это все вода. Ей придаются сказочные, волшебные свойства. Вода помогает добрым героям укрывая их от злых.
Люди всегда хотели жить долго и здорово. Однако долгое время наука не могла подтвердить каким-либо образом лечебные свойства воды, считая все легенды и поверья относительно «живой» и «мертвой» воды лишь детскими сказочками. Сегодня отношение к воде начинает меняться. В правильной работе и активации воды многие видят будущее человеческой расы, ведь вода – непревзойденный источник полезных веществ. Вода – источник жизни на земле.
V. Литература
1.Стихи, песенки, загадки и потешки о воде для маленьких. Леонов В.А.
2. «Волшебный мир воды» Виктории Алексеевой.
3. Русский язык 3-4 классы : фразеологические словари. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.
4. «Пословицы и поговорки русского народа» В.И. Даль.
3. Интернет ресурсы.